АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ ФИННО-УГОРСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
© Никишов С.Н.*
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева, г. Саранск
В статье экспериментально исследуются особенности автобиографической памяти финно-угорской молодежи. Показано влияние пола на функционирование автобиографической памяти, определены границы «пика воспоминаний» у финно-угорской молодежи.
Ключевые слова: автобиографическая память, методика свободного воспроизведения событий, «пик воспоминаний».
При всей традиционности проблемы памяти для психологии, до сих пор остаются неизученными некоторые вопросы, связанные с функционированием этого познавательного процесса.
В настоящее время определенный интерес исследователей прикован к проблематике автобиографической памяти человека как специфической мнемической подсистеме. На сегодняшний день определено ее место в структуре долговременной памяти (наряду с эпизодической и семантической памятью), описана феноменология, выявлены функции, установлены основные закономерности работы [3, 4]. Однако остаются открытыми ряд вопросов, в частности, вопрос об индивидуальных особенностях автобиографической памяти, ее объеме и границах его вариативности [1].
Анализ современного состояния исследований в области автобиографической памяти показывает, что актуальность предлагаемого исследования состоит в необходимости изучения влияния пола на функционирование автобиографической памяти и определения границ «пика воспоминаний» у финно-угорской молодежи [2].
Для изучения особенностей автобиографической памяти финно-угорской молодежи была использована методика свободного воспроизведения событий. Процедура данной методики выглядит следующим образом: испытуемым предлагалось вспомнить и записать (с присвоением порядкового номера) тридцать наиболее запомнившихся событий из их жизни. После завершения основной процедуры участникам эксперимента нужно было классифицировать все события по нескольким признакам.
Во-первых, испытуемые должны были вспомнить и записать, сколько им было лет, когда произошло каждое актуализированное ими событие.
Во-вторых, испытуемые должны были разделить все события на положительные, отрицательные и нейтральные.
* Доцент кафедры Психологии, кандидат психологических наук, доцент.
В-третьих, им нужно было разделить события на те, которые связаны с межличностным познанием и общением (межличностные события), и те, которые обусловлены контактами субъекта с предметным миром (предметные события).
Обработка результатов включала в себя подсчет и сравнительный анализ событий по трем выделенным классификационным признакам.
Объем выборки составил 80 человек (40 юношей и 40 девушек). В исследовании приняли участие студенты МГУ им. Н.П. Огарева.
Проведенное экспериментальное исследование позволило выявить ряд особенностей автобиографической памяти финно-угорской молодежи, в частности обнаружить средний возраст испытуемых на момент свершения событий, которые они вспоминали (табл. 1).
Таблица 1
Средний возраст испытуемых на момент свершения событий
№ Возраст испытуемого в момент, когда произошло событие
юноши девушки * ** У,
1 11,3 10,8 3,42 0,001 11,1
2 11,8 11,7 1,27 незнач. 11,8
3 12,2 13,1 2,71 0,01 12,7
4 12,6 13,4 2,94 0,01 13,0
5 13,9 14,1 0,86 незнач. 14,0
6 15,2 13,8 2,76 0,01 14,5
7 14,2 13,7 2,24 0,05 14,0
8 15,0 15,0 0,15 незнач. 15,0
9 15,3 14,9 2,17 0,05 15,1
10 15,0 16,0 3,61 0,001 15,5
11 15,3 15,5 0,79 незнач. 15,4
12 17,0 15,0 4,47 0,001 16,0
13 16,2 14,5 4,01 0,001 15,4
14 16,6 16,2 2,01 0,05 16,4
15 16,3 15,7 2,71 0,01 16,0
16 15,6 16,4 3,14 0,01 16,0
17 15,8 15,5 2,03 0,05 15,7
18 16,3 16,1 0,95 незнач. 16,2
19 16,2 16,5 2,07 0,05 16,4
20 16,3 15,5 3,06 0,01 15,9
21 16,4 16,1 0,75 незнач. 16,3
22 16,8 16,4 2,44 незнач. 16,6
23 17,0 15,3 4,79 0,001 16,2
24 16,6 15,3 3,90 0,001 16,0
25 17,2 15,0 4,61 0,001 16,1
26 17,1 15,7 2,73 0,01 16,4
27 17,1 14,9 4,38 0,001 16,0
28 16,8 15,3 2,74 0,01 16,1
29 18,2 16,1 4,01 0,001 17,2
30 18,1 16,6 2,73 0,01 17,4
Примечание: * - ^критерий Стьюдента, ** - уровень значимости р.
Таким образом, было установлено, что средний возраст испытуемых на момент, когда произошло с ними событие, воспроизведенное в отчетах под номером один, составляет 11,1 лет, под номером два - 11,8 лет, под номером три - 12,7 лет и т.д. Средний возраст испытуемых на момент, когда произошло с ними событие, воспроизведенное в отчетах под номерами двадцать восемь, двадцать девять и тридцать, составляет соответственно 16,1 лет, 17,2 лет и 17,4 лет. Другими словами очевидна тенденция, что события, актуализированные испытуемыми в самом начале эксперимента, принадлежат к относительно далекому прошлому, а события, воспроизведенные последними - к относительно недавнему прошлому.
Результаты проведенного экспериментального исследования свидетельствуют о половых различиях автобиографической памяти, которые проявляются в том, что средний возраст юношей на момент, когда произошло с ними событие, актуализированное в отчетах под номером один, составляет 11,3 лет, а под номером тридцать - 18,1 лет, средний возраст девушек соответственно составляет 10,8 лет и 16,6 лет. Все обнаруженные различия статистически достоверны по ^критерию Стьюдента: событие под номером 1: 1 = 3,42, р < 0,001; событие под номером тридцать: 1 = 2,73, р < 0,01 (табл. 1).
Кроме того, полученные данные позволяют утверждать, что «пик воспоминаний» для испытуемых приходится на ранний юношеский возраст, поскольку большая часть событий, актуализированных ими, относится именно к этому периоду (40,6 %). На наш взгляд, данный факт отражает наибольшую значимость этого периода жизни для финно-угорской молодежи. Далее по убыванию следуют: поздний юношеский возраст - 29,9 % воспроизведенных событий, подростковый возраст - 12,9 % актуализированных событий, младший и средний дошкольный возраст - 8,3 % воспроизведенных событий, младший школьный возраст - 7,3 % событий, ранний дошкольный возраст - 1,0 % событий (табл. 2).
Таблица 2
Распределение актуализированных испытуемыми автобиографических воспоминаний в зависимости от возраста совершения событий и по признаку субъективной значимости (%)
Возраст Испытуемые
юноши девушки итого
«+» «-» «н» У, «+» «-» «н» У «+» «-» «н» У
ранний дошкольный 1,4 0,0 0,0 1,4 0,2 0,3 0,0 0,5 0,8 0,2 0,0 1,0
младший и средний дошкольный 5,3 1,4 0,6 7,3 6,0 3,2 0,1 9,3 5,7 2,3 0,3 8,3
младший школьный 4,8 1,6 0,3 6,7 3,9 3,6 0,3 7,8 4,4 2,6 0,3 7,3
подростковый 10,2 3,3 0,3 13,8 8,4 3,3 0,3 12,0 9,3 3,3 0,3 12,9
ранний юношеский 34,2 8,2 1,9 44,3 26,4 10,2 0,3 36,9 30,3 9,2 1,1 40,6
поздний юношеский 19,9 5,6 1,0 26,5 22,6 8,8 1,7 33,1 21,3 7,2 1,4 29,9
итого 75,8 20,1 4,1 100,0 67,5 29,4 2,7 100,0 71,8 24,8 3,4 100,0
Обращает на себя внимание тот факт, что у юношей и девушек наблюдаются некоторые различия в количестве актуализированных автобиографических воспоминаний, относящихся к различным возрастам. Так, например, парни вспомнили больше событий, относящихся к раннему юношескому возрасту (44,3 %), а девушки всего лишь 36.9 %. Если проанализировать события, принадлежащие к позднему юношескому возрасту, то здесь ситуация выглядит иначе: юноши - 26,5 % от общего числа актуализированных событий, девушки - 33,1 % и т.д. (табл. 2).
Анализ событий по признаку субъективной значимости показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (71,8 %), чем отрицательных (24,8 %), а доля нейтральных событий (3,4 %) ничтожно мала. При этом обращает на себя внимание тот факт, что юноши значительно больше актуализировали положительных событий (75,8 %), чем девушки (67,5 %) (табл. 2).
Кроме того, полученные результаты позволяют разделить автобиографические воспоминания испытуемых на те, которые связаны с межличностным познанием и общением (межличностные события), и те, которые обусловлены контактами субъекта с предметным миром (предметные события) (табл. 3).
Таблица 3
Соотношение воспроизведенных испытуемыми межличностных и предметных событий (%)
События, актуализированные испытуемыми
Интервалы межличностные предметные
юноши девушки У юноши девушки У
1-я десятка 7 7 7 3 3 3
2-я десятка 7 7 7 3 3 3
3-я десятка 6 7 7 4 3 3
итого 20 21 21 10 9 9
Из табл. 3 видно, что участники эксперимента больше воспроизводили событий, связанных с межличностным взаимодействием, чем предметных (в среднем 21 и 9 соответственно). Юноши в среднем воспроизводили 20 событий, связанных с межличностным познанием и общением и 10 событий, обусловленных контактами с предметным миром. Девушки в среднем вспоминали 21 событие, связанное с межличностным познанием и общением и 9 событий, обусловленных контактами с предметным миром. Отсюда можно сделать вывод, что более значимыми автобиографическими воспоминаниями являются воспоминания, связанные с межличностным познанием и общением, а не предметные.
Таким образом, полученные результаты позволили установить влияние пола на функционирование автобиографической памяти и определить границы «пика воспоминаний» у финно-угорской молодежи.
Список литературы:
1. Никишов С.Н. Значение характеристик памяти в структуре профессиональной деятельности специалистов сферы «человек - человек»: авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук. - Казань, 2005. - 20 с.
2. Никишов С.Н. Особенности воспроизведения информации из долговременной памяти людьми пожилого возраста // Материалы Всероссийской научной конференции «Актуальные вопросы психологии и педагогики». -Саратов, 2012. - С. 134-137.
3. Нуркова В. В. Культурно-исторический подход к автобиографической памяти: автореф. дисс. ... докт. психол. наук. - М., 2009. - 50 с.
4. Нуркова В. В. Методы исследования автобиографической памяти // Вестник Университета РАО. - 1999. - № 2. - С. 11-31.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ СПЕЦИФИКИ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ ЛИЦ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
© Семянникова А.А.*
Уральский государственный педагогический университет, г. Екатеринбург
В статье освещается вопрос о развитии памяти лиц с расстройством аутистического спектра. Представлен теоретический анализ актуальности данной проблемы, а также итоги практического изучения специфики памяти у воспитанников специальной (коррекционной) школы г. Екатеринбурга. Статья носит новаторский характер в связи с выдвинутой автором гипотезой о том, что расстройство аутистического спектра отличается не только нарушениями в эмоционально-волевой сфере, но также положительно сказывается на мнемических особенностях детей, развитие которых могло претерпеть значительные отклонения в интеллектуальном развитии.
Ключевые слова расстройство аутистического спектра (РАС), память, синдром саванта, умственная отсталость, диагностика.
Феномен памяти человека полностью не изучен специалистами. Множество аспектов и возможностей данной психической функции индивидуальны, что значительно затрудняет и замедляет ее изучение. Не менее своеобразны проявления расстройств аутистического спектра (РАС), что оказывает влияние на специфичность развития памяти у данной категории лиц. Малое число публикаций, касающихся исследования непосредственно памяти людей с рас-
* Студент.