Научная статья на тему 'Особенности автобиографической памяти в юношеском возрасте'

Особенности автобиографической памяти в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1011
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Огарёв-Online
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / СТРУКТУРА АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ФОРМИРОВАНИЕ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ФУНКЦИИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / Я-КОНЦЕПЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Андриянова Анастасия Вячеславовна, Осипова Ирина Станиславовна

В статье рассматривается феномен автобиографической памяти как особой мнемической подсистемы, подчеркивается важность ее изучения в юношеском возрасте. Описываются результаты эмпирического исследования автобиографической памяти у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Андриянова Анастасия Вячеславовна, Осипова Ирина Станиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines the phenomenon of autobiographical memory as a special mnemonic subsystem. The importance of its study in adolescence is emphasized. The authors present the results of an empirical study of the autobiographical memory of students.

Текст научной работы на тему «Особенности автобиографической памяти в юношеском возрасте»

ОСИПОВА И. С., АНДРИЯНОВА А. В.

ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация. В статье рассматривается феномен автобиографической памяти как особой мнемической подсистемы, подчеркивается важность ее изучения в юношеском возрасте. Описываются результаты эмпирического исследования автобиографической памяти у студентов.

Ключевые слова: автобиографическая память, функции автобиографической памяти, структура автобиографической памяти, формирование автобиографической памяти, самосознание, Я-концепция, юношеский возраст.

OSIPOVA I. S., ANDRIYANOVA A. V.

FEATURES OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY IN ADOLESCENCE

Abstract. The article examines the phenomenon of autobiographical memory as a special mnemonic subsystem. The importance of its study in adolescence is emphasized. The authors present the results of an empirical study of the autobiographical memory of students.

Keywords: autobiographical memory, autobiographical memory functions, autobiographical memory structure, autobiographical memory formation, self-awareness, I-concept, adolescence.

Достаточно новым и малоизученным в психологии является особый вид памяти, называемый автобиографической памятью. Автобиографическая память представляет собой субъективное отражение человеком пройденного им отрезка пути жизни, которое состоит в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации значимых событий и состояний. Такое отражение определяет самоидентичность личности как уникального, тождественного самому себе психологического субъекта [1, с. 67-68]. Данная разновидность памяти представляет собой связанную во времени, протяженную историю собственной жизни, которая включает рассказ о детстве, о своем происхождении, социальные достижения, личные результаты и т. д., дополнительно к которым может существовать ряд доказательств в виде фотографий, рассказов других людей, документов [2].

Автобиографическая память выполняет разнообразные функции. В. В. Нуркова выделяет три основные группы функций, которые выполняет автобиографическая память.

1) Интерсубъективные - функции, которые связаны с жизнью человека в обществе. К этой группе относятся: формирование межличностных отношений, передача собственного опыта, эмпатия, прогноз поведения других людей по аналогии с событиями из собственной

жизни, достижение в ходе установления межличностных отношений социальной солидарности или отторжения.

2) Интрасубъективные - связаны с саморегуляцией личности. К ним относятся: саморегуляция, формирование Я-концепции, осознанное построение или выбор жизненных стратегий, установление интервалов самоидентичности личности.

3) Экзистенциальные функции - связаны с переживанием и понимаем своей уникальности как личности. В данную группу включаются: самопознание, самоопределение, осознание собственной уникальности, временное структурирование самосознания, формирование идентичности, культурная и историческая самоотнесенность, смыслообразование, финальная интеграция личности [3, с. 225-230].

Структура автобиографической памяти личности отражена в трехкомпонентной модели М. Конвея и К. Плейдел-Пирса. В данной модели автобиографическая память подразделяется на три уровня в зависимости от того, каков уровень специфичности каждого воспоминания по отношению к конкретному моменту жизни.

1) Периоды жизни - уровень, включающий в себя общие знания, касающиеся значимых для человека людях, действиях, занятиях, целях, планах, местах, которые характеризуют определенный период его жизни, включая его длительность, т. е. различные жизненные периоды идентифицируются с конкретным временным началом и концом.

2) Общие события - уровень, который включает в себя более конкретные знания, которые по сравнению с периодами жизни являются более неоднородными. На данном уровне находятся как повторяющиеся эпизоды жизни, так и единичные моменты.

3) Знания, присущие определенному моменту - уровень, включающий детализированную и четкую информацию о конкретных событиях, которая чаще всего представляется в форме сенсорно-перцептивных особенностей, например, в форме зрительных, слуховых, тактильных образов [3, с. 333-335].

Выстраивание автобиографии может стать самостоятельным процессом, что отличает автобиографическую память от других видов памяти, которые обслуживают задачи других психических функций [4].

В настоящее время одним из наиболее продуктивных подходов к изучению автобиографической памяти является социокультурный подход. Сторонники данного направления рассматривают автобиографическую память как онтогенетическое образование, которое имеет культурно специфические формы и развивается в социальном взаимодействии.

Формирование и развитие автобиографической памяти происходит планомерно. Юношеский возраст можно назвать сензитивным для становления и формирования данной

мнемической структуры. Именно в данном возрасте происходит завершение физического созревания человека, развивается самопознание, самопонимание, самоопределение, формируется мировоззрение, происходит финальная интеграция личности. Автобиографическая память обеспечивает юношам и девушкам построение Я-концепции [5]. Именно это определяет актуальность и интерес к эмпирическому исследованию автобиографической памяти современной молодежи.

Для изучения особенностей автобиографической памяти в юношеском возрасте мы использовали методику С. Н. Никишова «Ретроспективное воспроизведение автобиографических воспоминаний». Испытуемым предлагается свободно воспроизводить по одному автобиографическому воспоминанию из каждого года собственной жизни, начиная с актуального возраста и следуя по убывающей. После завершения основной процедуры участникам эксперимента необходимо классифицировать все события по нескольким признакам. Во-первых, испытуемые должны оценить каждое событие по степени яркости по 100-балльной шкале. Во-вторых, испытуемые должны разделить все события на положительные, отрицательные и нейтральные. Оценка должна быть дана как с точки зрения настоящего времени, так и с точки зрения прошедшего. Это необходимо для изучения динамики автобиографической памяти. Кроме того, данная методика позволяет распределить все актуализированные испытуемыми автобиографические воспоминания по сферам жизни и выделить из них наиболее актуальные и значимые; определить нижний порог способности актуализировать автобиографические воспоминания. Обработка результатов включает в себя подсчет и сравнительный анализ событий по выделенным классификационным признакам. Данная методика была дополнена сочинениями респондентов, которые описывали самое яркое воспоминание, из названных ими [6]. Сочинения обрабатывались с помощью контент-анализа, единицей которого выступало смысловое суждение [7].

В исследовании приняли участие 43 человека, 24 девушки и 19 юношей, студенты гуманитарных и инженерных специальностей.

Проведенное эмпирическое исследование позволило нам сделать следующие выводы.

1. Испытуемые не называют события из некоторых возрастных периодов собственной жизни, испытывая затруднения. Так, девушки воспроизводят 58% от предложенного количества событий, а юноши 42%. Больше всего событий называется из актуального для испытуемых возраста - раннего юношеского (28%). События раньше 2-х лет практически не упоминаются испытуемыми; а если и упоминаются, то описываются как «родился», «начал ходить», «увидел первые лица» и т.п.

2) Было выявлено, что существуют различия в яркости актуализированных событий у юношей и девушек. Девушки воспроизводят события, которые оценивают как более яркие

(76 баллов), чем юноши (70 баллов) (Ц=142, p < 0,05). Наиболее ярко вспоминаются события, начиная с подросткового возраста и заканчивая актуальным возрастом.

3) Анализ событий по признаку субъективной значимости показал, что испытуемые актуализировали больше положительных событий (70%). Доля отрицательных событий составляет приблизительно 16%, а нейтральных - 14%. Можно говорить о динамике автобиографической памяти, поскольку доля отрицательных и нейтральных событий с позиции настоящего и прошедшего изменяется. Так, доля отрицательных событий с позиции настоящего - 13,5%, а с позиций прошедшего - 18,7%.

4) Анализ половых особенностей воспроизведения положительных, отрицательных и нейтральных событий показал, что нет существенных различий между количеством отрицательных событий (как с позиции настоящего, так и с позиции прошедшего времени) у юношей и девушек, но существуют различия между количеством положительных событий (как с позиции настоящего, так и с позиции прошедшего времени). Девушки актуализируют больше положительных событий, чем юноши ^=86, p<0,001; U=107, p<0,01), также существуют различия между количеством нейтральных событий (как с позиции настоящего, так и с позиции прошедшего времени), юноши актуализируют больше нейтральных событий, чем девушки ^=69,5, p<0,001; ^68,5, p<0,01) .

5) Наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых являются сфера досуга, учебная деятельность, сфера межличностных отношений, а также бытовая сфера. Ни одного события не было воспроизведено испытуемыми из сферы, связанной с вредными привычками и религиозной сферы. У юношей этот перечень дополняется также профессиональной сферой, сферой, связанной с правонарушениями и здоровьем другого человека, а у девушек сексуальной сферой и сферой, связанной с природными явлениями.

6) Анализ половых особенностей воспроизведения событий из различных сфер жизни показал, что существуют различия между количеством воспроизведенных событий в сфере межличностных отношений у юношей и девушек, у девушек количество воспроизведенных событий данной сферы значительно больше ^=142,5, p<0,05), относительно других сфер существенных различий не наблюдается.

7) В своих сочинениях испытуемые чаще всего описывают положительные события. Их доля составляет 80%. 12% приходится на описание отрицательных событий, а 8% - на долю нейтральных. В среднем размер сочинения составил 10,07 суждений.

8) В качестве ярких воспоминаний юноши и девушки описывают выпускной в школе, победу на соревнованиях, встречу Нового года, начало отношений с девушкой (юношей), поездки, хирургические операции, рождение младшего брата, поездки в детские лагеря, посещения тренажерного зала, правонарушения, поимка преступников, сдачу экзаменов и др.

Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Было выявлено, что автобиографические воспоминания обладают реконструктивным характером. Если они описывают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как нейтральное, то описание его идет как нейтральное. Если испытуемые оценивают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как положительное, то описание его идет как положительное.

9) Анализ структуры субъектности респондентов в сочинении показывает, что ведущими речевыми способами выражения воспоминаний выступают действия и акты общения (46,2%). На втором месте располагаются речевые способы выражения с помощью категорий эмоций и чувств (18%). На третьем месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью мышления (15,5%). На четвертом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категории памяти (8,7%). На пятом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий ощущения и восприятия (6,1%). Все остальные категории представлены незначительно (от 0 до 5%).

В заключении отметим, что автобиографическая память является важнейшей мнемической подсистемой, которая способствует успешному формированию и становлению личности. Ее развитие способствует формированию самоидентичности (переживание тождества своей личности во времени), выделению системы значимых индивидно-личностных свойств (Я-концепция личности), осуществлению изучения степени выраженности этих свойств в собственной деятельности (самооценка) и представляет собой планомерный, сложный, разносторонний процесс. Дальнейшее исследование данного феномена является перспективным для различных отраслей психологической науки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нуркова В. В. Свершенное продолжается: Психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.

2. Веринг И. Еще 150 лет назад люди не знали, как они выглядели в детстве: профессор В. В. Нуркова об автобиографической памяти: интервью [Электронный ресурс] // Теории и практики / проекты / под взглядом теории. - 2015. - Вып. 90. -Режим доступа: https://theoryandpractice.ru/posts/6015-nurkova (дата обращения 25. 04. 2018).

3. Нуркова В. В. Общая психология. Память / под ред. Б. С. Братусь. - М.: Академия, 2006. - 320 с.

4. Нуркова В. В., Алюшева А. Р. Жизнь как роман: опыт чтения и уровень развития автобиографической памяти // Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения. - Москва, 4-5 апреля 2012 г. - М.: МГУ, 2012. - С. 61-64.

5. Алюшева А. Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти [Электронный ресурс] // Психологические исследования. - 2012. - Т. 5, № 25. - С. 3. - Режим доступа: http://psystudy.com/index.php/num/2012v5n25/732-alyusheva25.html (дата обращения 25. 04. 2018).

6. Никишов С. Н., Осипова И. С., Пронькина Е. Г. К вопросу о влиянии психологического благополучия на функционирование автобиографической памяти студентов // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2 (34). - С. 104-111.

7. Романов К. М., Осипова И. С. Основные речевые способы выражения психического состояния // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2008. - № 7. - С. 270-272.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.