Научная статья на тему 'Возрастные особенности речевых способов выражения автобиографических воспоминаний'

Возрастные особенности речевых способов выражения автобиографических воспоминаний Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
153
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY / АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ РАССКАЗ / AUTOBIOGRAPHICAL STORY / ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ СОБЫТИЙ / РЕЧЬ / SPEECH / ПАМЯТЬ / MEMORY / СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ ВОСПОМИНАНИЙ / WAYS OF MEMORIES EXPRESSION / ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / AGE PECULIARITIES / EVENT RETRIEVAL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Ирина Станиславовна, Никишов Сергей Николаевич, Пронькина Елена Геннадьевна

В статье рассматривается автобиографический рассказ как продукт речевой деятельности человека, самораскрытия и самовыражения. Поскольку автобиографическая память носит реконструктивный характер, то повествование о каком-либо событии из прошлого всегда видоизменяется, как изменяется и набор способов выражения. Авторы работы представляют результаты эмпирического исследования речевых способов выражения автобиографических воспоминаний на выборке респондентов от 8 до 82 лет. В сочинениях испытуемых прослеживается реконструктивный характер, «телескопический эффект» автобиографической памяти, тенденция вспоминать и воспроизводить больше положительных событий, смутный характер ранних воспоминаний, наличие «пика» воспоминаний в юношеском возрасте. Авторы подчеркивают трудности процесса выражения прошлых состояний и событий, связанные как с внутриличностными барьерами, так и с недостаточным уровнем развития умений раскрывать собственный мир в рассказе для другого человека. Анализ структуры субъектности в сочинениях подтверждает одну из закономерностей возрастного развития процесса межличностного познания и понимания повышение уровня когнитивной сложности, увеличение в использовании субъектом количества психологических характеристик для описания внутреннего мира. Испытуемые зрелого и пожилого возраста используют больший арсенал речевых способов выражения автобиографических воспоминаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипова Ирина Станиславовна, Никишов Сергей Николаевич, Пронькина Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Age features of speech ways of autobiographical memories expression

In the article an autobiographical story is considered as a product of human speech activity, self-disclosure and self-expression. Such as an autobiographical memory is reconstructive, the narrative of an event from the past always changes. The selection of the expression ways modifies too. The authors of the article present the study results of speech ways expression of autobiographical memories on a sample of respondents from 8 to 82 years old. The reconstructive character, the "telescopic effect" of autobiographical memory, the tendency to recall and reproduce more positive events, the blurred character of early memories, a "peak" of memories in adolescence are observed in the works of the test persons. The authors emphasize the difficulties of the process of past states and events expression, connected both with intrapersonal barriers and with insufficient level of self-expression skills development. The analysis of the subjectivity structure confirms one of the patterns of the age development of interpersonal cognition and understanding an increase in the level of cognitive complexity. Adults and seniors use a larger range of speech ways of autobiographical memories expression.

Текст научной работы на тему «Возрастные особенности речевых способов выражения автобиографических воспоминаний»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №1, Том 6 / 2018, No 1, Vol 6 https://mir-nauki.com/issue-1-2018.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN118.pdf

Статья поступила в редакцию 26.01.2018; опубликована 16.03.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Осипова И. С., Никишов С.Н., Пронькина Е.Г. Возрастные особенности речевых способов выражения автобиографических воспоминаний // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №1, https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Osipova I.S., Nikishov S.N., Pronkina E.G. (2018). Age features of speech ways of autobiographical memories expression. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/34PSMN118.pdf (in Russian)

Публикация подготовлена в рамках поддержанного научного проекта РФФИ № 16-36-01038 «Автобиографическая память: возрастные, гендерные и личностные особенности»

УДК 159.953.2

Осипова Ирина Станиславовна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Саранск, Россия Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук E-mail: isosipova@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9987-7803 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=401639

Никишов Сергей Николаевич

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Саранск, Россия Заведующий кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: serg-n79@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1573-6825 РИНЦ: https://elibrary.ru/author profile.asp?id=618531

Пронькина Елена Геннадьевна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Саранск, Россия

Магистрант 2-го года обучения направления подготовки «Психология»

E-mail: epronkina94@mail.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0003-0204-7665 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=887153

Возрастные особенности речевых способов выражения автобиографических воспоминаний

Аннотация. В статье рассматривается автобиографический рассказ как продукт речевой деятельности человека, самораскрытия и самовыражения. Поскольку автобиографическая память носит реконструктивный характер, то повествование о каком-либо событии из прошлого всегда видоизменяется, как изменяется и набор способов выражения. Авторы работы представляют результаты эмпирического исследования речевых способов выражения автобиографических воспоминаний на выборке респондентов от 8 до 82 лет. В сочинениях испытуемых прослеживается реконструктивный характер, «телескопический эффект»

https://mir-nauki.com

автобиографической памяти, тенденция вспоминать и воспроизводить больше положительных событий, смутный характер ранних воспоминаний, наличие «пика» воспоминаний в юношеском возрасте. Авторы подчеркивают трудности процесса выражения прошлых состояний и событий, связанные как с внутриличностными барьерами, так и с недостаточным уровнем развития умений раскрывать собственный мир в рассказе для другого человека. Анализ структуры субъектности в сочинениях подтверждает одну из закономерностей возрастного развития процесса межличностного познания и понимания - повышение уровня когнитивной сложности, увеличение в использовании субъектом количества психологических характеристик для описания внутреннего мира. Испытуемые зрелого и пожилого возраста используют больший арсенал речевых способов выражения автобиографических воспоминаний.

Ключевые слова: автобиографическая память; автобиографический рассказ; воспроизведение событий; речь; память; способы выражения воспоминаний; возрастные особенности

Изучение автобиографической памяти человека является достаточно новой и актуальной задачей для современной психологии. На сегодняшний день исследователями определено место автобиографической памяти как одной из подсистем декларативной памяти (наряду с эпизодической и семантической), описана ее уникальная феноменология, выявлен функциональный репертуар, установлены основные закономерности работы. Однако до сих пор остаются нерешенными многие проблемы. К числу таковых относится вопрос, связанный с возрастными особенностями речевых способов выражения автобиографических воспоминаний.

Известно, что автобиографическая память по своей сути повествовательна и существует в виде автобиографического рассказа. В данной работе предпринята попытка рассмотрения автобиографического рассказа с позиций психологии общения, как некоего продукта речевой деятельности человека, продукта самораскрытия и выражения собственного внутреннего мира для Другого.

Автобиографический рассказ, как отмечает В.В. Нуркова, существует в рамках достаточно жестких социальных правил [5, с. 23]. Человек обладает знаниями о том, как необходимо выражать себя в рассказе. Но его выражение не может быть полностью адекватно эйдетическому образу не только потому, что речь идет о языковой или неязыковой форме, а еще и потому что автобиографическая память реконструктивна. Прошлое человека всегда меняется под воздействием нового опыта. Воспоминание о состоянии может меняться. Человек на протяжении своего пути может по-разному повествовать о каком-то событии жизни, о том, что он переживал в тот или иной момент.

Более того на каждом возрастном этапе возможности для осуществления рассказа о каком-либо событии разные, поскольку уровень сформированности способов выражения воспоминаний, уровень развития умений использовать разнообразные средства для выражения, как и в целом уровень общей коммуникативной компетентности, психологической культуры разный.

Целью нашего исследования явилось изучение возрастных особенностей речевых способов выражения автобиографических воспоминаний.

Введение (актуальность)

https://mir-nauki.com

Методы

В исследовании приняли участие 183 человека в возрасте от 8 до 82 лет. Нами были выделены пять возрастных групп: младшие школьники (23 человека), подростки (30 человек), юноши и девушки (48 человек), зрелые люди (42 человека) и пожилые люди (40 человек).

На первом этапе исследования была проведена методика свободного воспроизведения событий [4]. Испытуемым предлагалось вспомнить и записать (с присвоением порядкового номера) тридцать наиболее запомнившихся событий из их жизни. После завершения основной процедуры участникам необходимо классифицировать все события по нескольким признакам. Во-первых, испытуемые должны вспомнить и записать, сколько им было лет, когда произошло каждое актуализированное ими событие. Во-вторых, испытуемые должны разделить все события на положительные, отрицательные и нейтральные. Оценка должна была быть дана как с точки зрения настоящего времени, так и с точки зрения прошлого.

Поскольку автобиографическая память существует в виде автобиографического рассказа, то на втором этапе исследования мы просили испытуемых написать мини-сочинения в виде писем другу (методика «Опосредованная самопрезентация» К.М. Романова [8]), в которых они могли бы рассказать о своих воспоминаниях под номером один и номером тридцать из списка. Результаты сочинений респондентов были обработаны с помощью контент-анализа. В качестве единицы анализа выступало смысловое суждение, которое могло включать от одного слова до нескольких предложений. Все суждения подразделялись нами на две группы: субъектные и объектные. В субъектных суждениях представлена характеристика самого автора сочинения - субъекта: его мыслей, желаний, переживаний и других субъективных образований. Данные суждения, на наш взгляд, свидетельствуют о том, насколько субъект способен выделять и выражать свой собственный внутренний мир, поэтому они носят название суждения с внутренней субъектностью (в них представлены его эмоциональные переживания, представления, желания, мысли, воспоминания и т. п.: «Я подумал...», «Я обрадовался...», «Я захотел...», «Я помню...») К субъектным суждениям нами были отнесены и суждения, отражающие всевозможные действия, поступки, речевые высказывания и другие внешние выражения субъекта (суждения с внешней субъектностью, представляющие выражение внешней жизни: поступки, высказывания, жесты и т. п.: «Я помахал (а) ему рукой», «Я стоял (а) у доски», «Я сказал (а) ему» и т. п.) Все оставшиеся суждения были отнесены к группе объектных. Они характеризуют не рассказчика - субъекта, а другого человека или окружающую реальность. Примеры объектных суждений: «Мама принесла маленького котенка», «Собака подбежала ко мне», «Дорога была пуста», «Директор сказал мне» и т. п. Далее мы подсчитывали количество субъектных и объектных суждений и анализировали способы выражения автобиографических воспоминаний.

Испытуемые описывают чаще всего положительные события. В двух сочинениях представлено 366 событий, из которых 284 события (78 %) эмоционально положительно окрашены, 66 (18 %) - отрицательно, 16 (4 %) - нейтрально (см. таблицу 1).

Результаты

Таблица 1

Соотношение событий в сочинениях испытуемых в зависимости от знака с точки зрения настоящего

Возрастные группы Первое сочинение Второе сочинение Итого

«+» кол-во, % «-» кол-во, % «+-» кол-во, % «+» кол-во, % «-» кол-во, % «+-» кол-во, % «+» кол-во, % «-» кол-во, % «+-» кол-во, %

Младшие школьники 17 (74 %) 4 (17 %) 2 (9 %) 19 (83 %) 3 (13 %) 1 (4 %) 36 (78 %) 7 (15 %) 3 (7 %)

Подростки 24 (80 %) 6 (20 %) 0 (0 %) 21 (70 %) 6 (20 %) 3 (10 %) 45 (75 %) 12 (20 %) 3 (5 %)

Юноши 38 (80 %) 6 (12 %) 4 (8 %) 35 (73 %) 8 (17 %) 5 (10 %) 73 (76 %) 14 (15 %) 9 (9 %)

Зрелые люди 37 (88 %) 5 (12 %) 0 (0 %) 28 (67 %) 14 (33 %) 0 (0 %) 65 (77 %) 19 (23 %) 0 (0 %)

Пожилые люди 33 (83 %) 7 (17 %) 0 (0 %) 32 (80 %) 7 (17 %) 1 (3 %) 65 (81 %) 14 (18 %) 1 (1 %)

ИТОГО 149 28 6 135 38 10 284 66 16

Многие испытуемые испытывали трудности в процессе написания сочинений. Встречались сочинения, которые включали в себя два, три суждения. В среднем размер первого письма: у младших школьников составлял 6,7 суждений, у подростков - 10,41 суждений, у юношей и девушек - 13,04 суждений, у зрелых людей - 9,61 суждений, у пожилых людей -9,125 суждений. В среднем размер второго письма: у младших школьников составлял 4,87 суждений, у подростков - 6,56 суждений, у юношей - 9 суждений, у зрелых людей - 8,33 суждений, у пожилых людей - 8,175 суждений.

Средний возраст испытуемых, описанный в первом и тридцатом воспоминании, представлен в таблице 2.

Таблица 2

Средний возраст испытуемых, описанный в сочинениях

Возрастные группы Первое событие Тридцатое событие

Младшие школьники 6,7 7,65

Подростки 9,33 11,57

Юноши 9,68 15,55

Зрелые люди 11,05 38,34

Пожилые люди 10,125 54,52

Младшие школьники в качестве первого воспоминания описывают первое посещение детского сада, школы, цирка, дельфинария; различные поездки и походы, получение в дар домашних животных, рождение брата (сестры), а также драки, уходы из дома, падения и ушибы. В качестве тридцатого воспоминания испытуемые называют день рождения, поездки, покупки, игры, а также болезни, сложную работу, то, как заблудился в лесу, расставания с близкими.

Подростки в качестве первого воспоминания описывают новые знакомства, поездки, сдачу экзаменов, игры, подарки, покупки, а также болезни, правонарушения, проигрыши. В качестве тридцатого воспоминания испытуемые называют поездки, романтические свидания, поцелуи, день рождения, покупки, а также болезни, правонарушения, потери вещей, испуг.

Юноши в качестве первого воспоминания описывают случаи в детском саду, поступления в школу, день рождения, покупка домашних животных, поездки, первая любовь, поступление в ВУЗ, рождение братьев и сестер, а также аварии, правонарушения, ссоры с близкими, болезни. В качестве тридцатого воспоминания испытуемые называют сдачу

https://mir-nauki.com

экзаменов, новые знакомства, покупки домашних животных, поступление в университет, свадьбу, встречу нового года, любовь, а также болезни, правонарушения, обиды, потери.

Зрелые люди в качестве первого воспоминания описывают поход в детский сад, первый класс, первая любовь, свадьбы, окончание школы, досуг, рождение первенца, рождение внуков, а также болезни, военные действия, долговые ямы, чрезвычайные ситуации (заблудился в лесу, чуть не утонул). В качестве тридцатого воспоминания испытуемые называют службу в армии, юбилеи, выпускные детей, рождения внуков, поездки, обустройство дома, а также болезни, смерть близких, расставание с детьми, проблемы в жизни, обманы.

Пожилые люди в качестве первого воспоминания чаще всего описываются такие события как поход в первый класс, отдых (катание на коньках, мотоцикле, поездки, празднование Нового года), покупка новой одежды или игрушки, а также испуг собакой, пожар, сложное военное время. В качестве тридцатого воспоминания испытуемые называют рождение внуков, выход на пенсию, свадьбы детей, юбилеи, а также смерть близких.

Прежде чем перейти к результатам контент-анализа сочинений испытуемых, остановимся на содержании сочинений.

Прежде всего, отметим, что процесс выражения внутреннего мира человека, в том числе и воспроизведения события из памяти, всегда представляет значительные трудности, которые связаны как с внутриличностными барьерами, так и с недостаточным уровнем развития умений выражать собственный мир.

Известно, что самые первые воспоминания человек может фиксировать в возрасте 3-4 лет. Один из испытуемых пишет по этому поводу: «Странно, но то, что было до трех лет, я не помню». Другой отмечает: «Помню событие трех лет мало и смутно...». Если испытуемые указывают более ранний возраст первого воспоминания, то, при их описании, они представляют не само воспоминание, а то, что им рассказывали взрослые. Например, «Недавно мама мне рассказала о том, как в детстве я начал произносить первые слова.» или «Когда мне было три года, со слов моей мамы, я собрала своих подружек, живущих по соседству, погулять». Важно отметить, что первые воспоминания помнятся очень смутно. Для того, чтобы рассказать о них, испытуемые могут использовать замещение, т. е. рассказывать о другом событии, которое напоминает первое: «Почему-то, именно в три года я начал запоминать. Это был мой день рождения. Все это напоминает линейку первого сентября. Именно такое ощущение было у меня в тот день. Помню я его, конечно, смутно.» (из сочинения юноши).

Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Если они описывают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как нейтральное, то описание его идет как нейтральное. Если испытуемые оценивают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как положительное, то описание его идет как положительное.

Особый интерес представляют воспоминания взрослых. В их сочинениях представлен «телескопический» эффект автобиографической памяти, который заключается в склонности субъекта описывать события давно минувших дней как тех, что произошли недавно [13] - «Это точно был Новый год. Мы с сестрами сидим на печке, а отца нет дома» (из сочинения женщины).

Рассмотрим теперь результаты контент-анализа сочинений испытуемых. Они представлены в таблицах 3-8.

Таблица 3

Соотношение субъектных и объектных суждений в первом сочинении испытуемых

Возрастные группы Субъектные суждения Объектные суждения Всего суждений Показатель субъектности (КС)

Общ. к-во Ср. знач. Общ. к-во Ср. знач. Общ. к-во Ср. знач.

Младшие школьники 102 4,43 52 2,26 154 6,7 0,66

Подростки 195 6,72 107 3,69 302 10,41 0,65

Юноши 351 7,47 262 5,57 613 13,04 0,57

Зрелые люди 241 5,74 163 3,88 404 9,61 0,6

Пожилые люди 218 5,45 147 3,68 365 9,125 0,6

ИТОГО 1107 5,96 731 3,82 1838 9,78 0,62

Таблица 4

Соотношение суждений, представляющих внешнюю субъектность, внутреннюю субъектность и объектность в первом сочинении испытуемых

Возрастные группы Субъектные суждения Объектные суждения Всего суждений

Внешн. суб. Внутр. суб.

Абс. Кс внеш. Абс. Кс внут. Абс. Ко.

Младшие школьники 51 0,33 51 0,33 52 0,34 154

Подростки 82 0,27 113 0,37 107 0,36 302

Юноши 137 0,22 214 0,35 262 0,43 613

Зрелые люди 101 0,25 140 0,35 163 0,4 404

Пожилые люди 85 0,23 133 0,37 147 0,4 365

ИТОГО 456 0,26 651 0,35 731 0,39 1838

Таблица 5

Структура субъектности респондентов в первом сочинении

Способы выражения, представляющие субъектность Возрастные группы, кол-во суждений (% от общего количества)

Младшие школьники Подростки Юноши Люди, зрелого возраста Люди, пожилого возраста

Суждения с внешней субъектностью (категория «Действие») 51 (50 %) 82 (42 %) 137 (39,3 %) 101 (42 %) 85 (39 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Внимание») 0 (0 %) 1 (0,5 %) 0 (0 %) 1 (0,4 %) 0 (0 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Воля») 0 (0 %) 2 (1 %) 4 (1,1 %) 1 (0,4 %) 7 (3 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Воображение») 0 (0 %) 1 (1 %) 1 (0,3 %) 1 (0,4 %) 0 (0 %)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Ощущение и восприятие») 6 (5,88 %) 12 (6,1 %) 15 (4,3 %) 14 (5,8 %) 18 (8 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Мышление») 7 (6,86 %) 24 (12,3 %) 46 (13,1 %) 21 (8,7 %) 26 (12 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Память») 3 (2,94 %) 15 (7,6 %) 37 (10,5 %) 28 (11,6 %) 15 (7 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Потребности и желания») 10 (9,8 %) 16 (8,1 %) 19 (5,4 %) 11 (4,6 %) 17 (8 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Эмоции и чувства») 25 (24,52 %) 42 (21,4 %) 92 (26 %) 63 (26,1 %) 50 (23 %)

Таблица 6

Соотношение субъектных и объектных суждений во втором сочинении испытуемых

Возрастные группы Субъектные суждения Объектные суждения Всего суждений Показатель субъектности (КС)

Общ. к-во Ср. знач. Общ. к-во Ср. знач. Общ. к-во Ср. знач.

Младшие школьники 69 3 43 1,87 112 4,87 0,62

Подростки 149 4,97 73 2,43 222 7,4 0,67

Юноши 280 5,96 143 3,04 423 9 0,66

Зрелые люди 196 4,67 154 3,67 350 8,33 0,56

Пожилые люди 188 4,7 139 3,48 327 8,175 0,58

ИТОГО 882 4,66 552 2,9 1434 7,56 0,62

Таблица 7

Соотношение суждений, представляющих внешнюю субъектность, внутреннюю субъектность и объектность во втором сочинении испытуемых

Возрастные группы Субъектные суждения Объектные суждения Всего суждений

Внешн. суб. Внутр. суб.

Абс. Кс внеш. Абс. Кс внут. Абс. Ко.

Младшие школьники 32 0,29 37 0,33 43 0,38 112

Подростки 59 0,27 90 0,4 73 0,33 222

Юноши 119 0,28 161 0,38 143 0,34 423

Зрелые люди 69 0,2 127 0,36 154 0,44 350

Пожилые люди 57 0,17 131 0,4 139 0,43 327

ИТОГО 336 0,24 546 0,38 552 0,38 1434

Таблица 8

Структура субъектности респондентов во втором сочинении

Способы выражения, представляющие субъектность Возрастные группы, кол-во суждений (% от общего количества)

Младшие школьники Подростки Юноши Люди, зрелого возраста Люди, пожилого возраста

Суждения с внешней субъектностью (категория «Действие») 32 (46,2 %) 59 (40 %) 119 (42,5 %) 69 (35,2 %) 57 (30,3 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Внимание») 0 (0 %) 0 (0 %) 0 (0 %) 0 (0 %) 0 (0 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Воля») 1 (1,4 %) 7 (4,6 %) 2 (0,7 %) 5 (2,6 %) 9 (4,8 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Воображение») 0 (0 %) 1 (0,6 %) 0 (0 %) 4 (2 %) 0 (0 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Ощущение и восприятие») 6 (8,7 %) 6 (4 %) 11 (3,9 %) 16 (8,2 %) 15 (8 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Мышление») 7 (10 %) 20 (13,4 %) 33 (11,8 %) 20 (10,2 %) 27 (14,4 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Память») 0 (0 %) 8 (5,4 %) 26 (9,3 %) 9 (4,6 %) 10 (5,3 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Потребности и желания») 6 (8,7 %) 10 (6,6 %) 16 (5,8 %) 23 (11,7 %) 17 (9 %)

Суждения с внутренней субъектностью (категория «Эмоции и чувства») 17 (25 %) 38 (25,4 %) 73 (26 %) 50 (25,5 %) 53 (28,2 %)

Исходя из данных таблиц 3 и 6, коэффициент субъектности, как отношение числа субъектных суждений к общему их количеству практические не изменяется и, в среднем, во всех возрастных группах равен 0,62. Происходит изменение структуры субъектности. Она становится более разнообразной.

https://mir-nauki.com

Из данных таблиц 5 и 8, можно говорить о том, что ведущими речевыми способами выражения воспоминаний выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения: у младших школьников они в среднем (среднее по двум сочинениям) составляют 48 %, у подростков - 41 %, у юношей - 41 %, у зрелых людей - 39 %, у пожилых людей - 35 %. На втором месте располагаются речевые способы выражения с помощью категорий эмоций и чувств: у младших школьников они в среднем составляют 25 %, у подростков - 23,4 %, у юношей - 26 %, у зрелых людей - 25,8 %, у пожилых людей - 25,6 %. Далее наблюдается разнообразие в выборе речевых способов. У младших школьников на третьем месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий потребностей (желаний) - 9,25 %; у подростков, юношей, зрелых и пожилых людей

- категории мышления (12,8 %, 12,45 %, 9,45 %, 13,2 % соответственно). У младших школьников на четвертом месте располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категории мышления - 8,43 %; у подростков категорий потребностей (желаний) -7,35 %; у юношей категории памяти - 9,9 %; у зрелых и пожилых людей - категорий потребностей (желаний) (8,15 % и 8,5 % соответственно). На пятом месте у младших школьников располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категорий ощущения и восприятия - 7,29 %; у подростков категории памяти - 6,5 %; у юношей категорий потребностей (желаний) - 5,6 %; у зрелых людей категории памяти - 8,1 %; у пожилых людей

- категорий ощущения и восприятия - 8 %. На шестом месте у зрелых людей располагаются речевые способы выражения воспоминаний с помощью категории ощущения и восприятия -7 %; у пожилых людей категории памяти - 6,15 %. Все остальные категории представлены незначительно (от 0 до 5 %).

В процессе свободного воспроизведения событий испытуемые воспроизводят больше положительных событий. Они отмечают данный факт: «Я пытаюсь вспомнить что-то отрицательное, но, так как я стараюсь это забывать - у меня не выходит...» (из сочинения юноши).

Дискуссия по поводу того, что запоминается и воспроизводится лучше, началась еще в начале XX века и продолжается до сих пор. Еще З. Фрейд писал, что «склонность к забыванию неприятного имеет всеобщий характер, хотя способность к этому неодинаково развита у всех» [10, с. 140]. Он считал, что «со стороны «Я» происходит блокировка внутренних импульсов и угроз, идущих от «сверх Я». В этом случае неприятное и соответствующие переживания как бы вытесняются из сферы сознания» [10, с. 60]. Исследователь объясняет эту особенность функционированием защитных механизмов личности. По данным других ученых запоминается лучше неприятное. Так сторонники эволюционных идей отмечают, что негативный, а не позитивный опыт должен запоминаться человеком лучше, поскольку он важен для адаптации организма к быстро меняющимся условиям среды.

Современные российские исследователи В.В. Нуркова и В.В. Гурьева отмечают существование специфического для автобиографической памяти закона ретроспективного снижения негативного эффекта. Сущность данного закона заключается в том, что «эмоциональная насыщенность негативных автобиографических воспоминаний со временем понижается, тогда как эмоциональная насыщенность позитивных автобиографических воспоминаний остается неизменной, а при определенных условиях даже повышается» [6, с. 89].

Сложности выражения внутреннего мира, в том числе и при воспроизведении автобиографических воспоминаний, неновая проблема для психологии. Поскольку весьма часто поднимается в последние десятилетия в связи с исследованием проблем

Обсуждение

коммуникативной компетентности, эмоционального интеллекта, психологической культуры и т. п. Действительно, небольшой объем сочинений при отсутствии каких-либо ограничений в написании работ, свидетельствует о необходимости специального обучения выражению автобиографических воспоминаний, о чем еще много лет назад писал знаменитый адвокат А.Ф. Кони, говоря о необходимости введения в школах «преподавания о воспоминании» [3, с. 683]. М. Тесслер в свою очередь отмечает, что, общаясь с ребенком, взрослый формирует не только содержательные характеристики автобиографической памяти, но и способы (приемы) вербализации воспоминаний [14]. Именно такие способы и приемы необходимо формировать на специальных занятиях с подрастающим поколением.

Обращает на себя внимание тот факт, что в первом сочинении респонденты всех возрастных групп описывают события собственного детства (средний возраст испытуемых в них - 9,4 года). Они представляют особую значимость и занимают особое место. Один испытуемый так пишет об этом: «Очень жаль, что быстро пролетело детство и юность, оставив за собой все самое светлое в жизни». А.А. Громыко отмечает: «Когда остаешься с собой наедине, то нескончаемой чередой проходят картины прошлого. Особенно настойчиво всплывают в памяти те, которые относятся к ранним годам жизни. Вначале я пробовал как бы игнорировать этот период. Однако память непроизвольно возвращает к годам детства и отрочества. И яркость событий тех лет почти не потускнела» [2, с. 9]. Часто для ребенка зафиксированная информация в памяти неважна, неинтересна, а вот для того же ребенка, ставшего взрослым, она приобретает особый статус, становится весьма значимой. Кроме того, взрослые, в отличие от детей, могут гораздо более полно описывать воспоминания детства, несмотря на то что они произошли очень давно, поскольку они лучше способны вербально оформить данные воспоминания.

Содержание воспоминаний полностью соответствует особенностям возрастного развития испытуемых. Наряду с общими событиями, значимыми и характерными для всех возрастов, например, поход в школу, болезни, поездки и т. п., существуют и особые события, которые вспоминаются только в конкретном возрасте, например, для подростков и юношей -первая любовь, брак, рождение детей, для зрелых людей - выпускные детей, жизненные трудности, рождение внуков, для пожилых людей - выход на пенсию, рождение внуков и правнуков и т. д.

Весьма интересным остается вопрос о возрасте первого воспоминания. Исследователи отмечают, что обычно оно фиксируется в возрасте 3-4 лет и часто носит смутный характер. Трудность, актуализации событий, датированных более ранним возрастом, связана с несформированностью автобиографической памяти человека.

О реконструктивном характере автобиографической памяти упоминают многие психологи. Так Г. Эббингауз пишет о том, что «воспроизведение прошлого всегда только приблизительно» [11, с. 247], а В.В. Нуркова отмечает, что «содержание автобиографической памяти зачастую весьма далеки от фотографического воспроизведения реальных событий» [4, с. 23]. Б.С. Братусь отмечает: «Наше отношение к прошлому может меняться и психологически менять само прошлое, его место и роль в нашей жизни» [1, с. 3]. Вполне закономерно, что многие события могут менять как содержательную сторону, так и знак при их оценке. Из сочинения испытуемого: «Сейчас вспоминать весело, а тогда не до веселья было».

Анализ структуры субъектности в сочинениях испытуемых подтверждает одну из закономерностей возрастного развития процесса межличностного познания и понимания, а именно повышение уровня когнитивной сложности, увеличение в использовании субъектом количества психологических характеристик для описания собственного внутреннего и мира и внутреннего мира других людей. Д.К. Романов подчеркивает, что с возрастом прослеживается значительный рост субъективного способа репрезентации себя и другого, а также повышается

уровень дифференциации таких способов, данный факт отмечают и другие исследователи [7;

9; 12].

В заключение необходимо отметить, что проблема изучения возрастных особенностей речевых способов выражения автобиографических воспоминаний, является актуальной и требует дальнейшего изучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь Б.С. Предисловие редактора // Общая психология. В 7 т. Т.3. Память / В.В. Нуркова. - М.: Изд. центр «Академия», 2006. - 320 с.

2. Громыко А.А. Памятное. В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Политиздат, 1987. - 480 с.

3. Кони А.Ф. Память и внимание // Психология внимания / Под редакцией Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: ЧеРо, 2001. - С. 672-716.

4. Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г. К вопросу о влиянии психологического благополучия на функционирование автобиографической памяти студентов // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. -2016. - № 2 (34). - С. 104-111.

5. Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. - М.: Изд-во УРАО, 2000. - 320 с.

6. Нуркова В.В., Гурьева В.В. Культурная трансмиссия характеристик автобиографического компонента самосознания // Психология сознания: этнонациональные, религиозные, правовые и регулятивные аспекты / Под ред. Г.В. Акопова, Е.Л. Чернышовой, С.Г. Ихсановой, 2015. - С. 86-91.

7. Романов Д.К. Возрастные особенности понимания близких людей (на материале исследования способов репрезентации субъекта детьми разных возрастов) // Интеграция образования. - 2012. - № 4 (69). - С. 76-78.

8. Романов К.М., Осипова И.С. Основные речевые способы выражения психического состояния // Гуманитарий: актуальные проблемы науки и образования. - 2008. - №7. - С. 270-272.

9. Романов К.М., Романова О.Н. Психологическая культура человека: теоретические основы и методика формирования: учебно-методическое пособие. - Саранск, 2007. - 130 с.

10. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов / З. Фрейд. - М.: Государственное изд-во, 1925. - 199 с.

11. Эббингауз Г. Смена душевных образований // Психология памяти / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - С. 224-230.

12. Korkiakangas M., Oravainen К. The role of verbalization in the interpersonal cognition in children // XXII-nd International Congress of Psychology. - Leipzig, 1980. - P. 480.

13. Loftus E.F. Eyewitness Testimony. - Cambridge, MA Harvard University Press, 1979.

14. Tessler M. Making memory together. The influence of mother-child joint encoding on the development of autobiographical memory style, Unpublished Ph.D dissertation, City University of N.Y., 1991.

https://mir-nauki.com

Osipova Irina Stanislavovna

National research Ogarev Mordovia state university, Saransk, Russia

E-mail: isosipova@yandex.ru

Nikishov Sergey Nikolayevich

National research Ogarev Mordovia state university, Saransk, Russia

E-mail: serg-n79@yandex.ru

Pronkina Elena Gennadyevna

National research Ogarev Mordovia state university, Saransk, Russia

E-mail: epronkina94@mail.ru

Age features of speech ways of autobiographical memories expression

Abstract. In the article an autobiographical story is considered as a product of human speech activity, self-disclosure and self-expression. Such as an autobiographical memory is reconstructive, the narrative of an event from the past always changes. The selection of the expression ways modifies too. The authors of the article present the study results of speech ways expression of autobiographical memories on a sample of respondents from 8 to 82 years old. The reconstructive character, the "telescopic effect" of autobiographical memory, the tendency to recall and reproduce more positive events, the blurred character of early memories, a "peak" of memories in adolescence are observed in the works of the test persons. The authors emphasize the difficulties of the process of past states and events expression, connected both with intrapersonal barriers and with insufficient level of self-expression skills development. The analysis of the subjectivity structure confirms one of the patterns of the age development of interpersonal cognition and understanding - an increase in the level of cognitive complexity. Adults and seniors use a larger range of speech ways of autobiographical memories expression.

Keywords: autobiographical memory; autobiographical story; event retrieval; speech; memory; ways of memories expression; age peculiarities

34PSMN118

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.