Научная статья на тему 'Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта'

Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / АВТОБИОГРАФИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / САМОСОЗНАНИЕ / Я КОНЦЕПЦИЯ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / SOCIAL INTELLIGENCE / INTERPERSONAL COMMUNICATION / SOCIAL ADAPTATION / AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY / SELF-AWARENESS / I-CONCEPT / ADOLESCENCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Осипова Ирина Станиславовна, Никишов Сергей Николаевич, Андриянова Анастасия Вячеславовна

В статье рассматриваются особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта. Актуальность работы обусловлена тем, что психологические особенности функционирования автобиографической памяти мало изучены в психологии. Эмпирическое исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». В исследовании приняли участие 43 человека, из них 19 юношей и 24 девушки, средний возраст испытуемых составляет 20 лет. Было установлено, что испытуемые воспроизводят больше всего событий из актуального возраста юношеского; события раньше двух лет практически не упоминаются; среднее значение яркости воспоминаний составило 73 %; девушки воспроизводят более яркие воспоминания; испытуемые воспроизводят больше положительных событий; события воспроизводятся из таких сфер как сфера досуга, учебная деятельность, бытовая сфера, сфера межличностных отношений. Ведущими речевыми способами выражения воспоминаний выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения. Уровень развития социального интеллекта у испытуемых можно охарактеризовать как средний. В целом было установлено, что социальный интеллект и отдельные его способности (способность прогнозирования поведения людей, а также способность понимать вербальные и невербальные реакции) связаны с количеством воспроизводимых событий с отрицательным знаком. Люди с развитым социальным интеллектом меньше вспоминают отрицательных событий. Кроме того, уровень развития социального интеллекта связан с особенностями выбора способов вербализации событий. Чем выше уровень социального интеллекта, тем больше испытуемыми используются такие способы как выражение с помощью категорий ощущений, восприятия и памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Осипова Ирина Станиславовна, Никишов Сергей Николаевич, Андриянова Анастасия Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence

In the article the features of autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence are considered. Urgency of the research lies in the fact that the psychological characteristics of the autobiographical memory functioning are poorly known in psychology. Empirical study was conducted on the basis of National Research Ogarev Mordovia State University. The study involved 43 people, of which 19 men and 24 women, the average age is 20 years. It was found that respondents reproduce the most events of the current age youthful; events earlier than two years are practically not mentioned; the average brightness value of the memories was 73 %; women reproduce brighter memories than men; respondents reproduce more positive events; events are reproduced from such areas as leisure, learning activities, household, interpersonal relations. The leading speech ways of expressing memories are speech ways of expression using categories of actions and acts of communication. The level of social intelligence development among respondents can be described as average. In general, it was found that social intelligence and its individual abilities (the ability to predict people's behavior, the ability to understand verbal and non-verbal reactions) are associated with the number of reproducible events with a negative sign. People with a developed social intelligence remember less negative events. The level of social intelligence development connect with the choice of verbalization ways of events. The higher the level of social intelligence, the more respondents chose such ways as an expression using the categories of sensations, perception and memory.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki. com

2019, №1, Том 7 / 2019, No 1, Vol 7 https://mir-nauki.com/issue-1-2019.html

URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN119.pdf

Статья поступила в редакцию 28.02.2019; опубликована 19.04.2019

Ссылка для цитирования этой статьи:

Осипова И.С., Никишов С.Н., Андриянова А.В. Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №1, https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN119.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Osipova I.S., Nikishov S.N., Andriyanova A.V. (2019). Features of autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 1(7). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN119.pdf (in Russian)

УДК 159.953.2 ГРНТИ 15.21.41

Осипова Ирина Станиславовна

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Саранск, Россия Доцент кафедры «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: isosipova@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0001-9987-7803 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=401639

Никишов Сергей Николаевич

ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарева»

Саранск, Россия Заведующий кафедрой «Психологии» Кандидат психологических наук, доцент E-mail: serg-n79@yandex.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-1573-6825 РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=618531

Андриянова Анастасия Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия Магистрант 1-го года обучения по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование»

E-mail: andriyanova_nastasya777@mail. ru

Особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта

Аннотация. В статье рассматриваются особенности функционирования автобиографической памяти студентов с различным уровнем социального интеллекта. Актуальность работы обусловлена тем, что психологические особенности функционирования автобиографической памяти мало изучены в психологии. Эмпирическое исследование было проведено на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». В исследовании приняли участие 43 человека, из них 19 юношей и 24 девушки, средний возраст испытуемых составляет 20 лет. Было установлено, что испытуемые воспроизводят больше всего событий из актуального возраста - юношеского; события раньше двух лет практически не упоминаются; среднее значение яркости воспоминаний составило 73 %; девушки воспроизводят более яркие

https://mir-nauki.com

воспоминания; испытуемые воспроизводят больше положительных событий; события воспроизводятся из таких сфер как сфера досуга, учебная деятельность, бытовая сфера, сфера межличностных отношений. Ведущими речевыми способами выражения воспоминаний выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения. Уровень развития социального интеллекта у испытуемых можно охарактеризовать как средний. В целом было установлено, что социальный интеллект и отдельные его способности (способность прогнозирования поведения людей, а также способность понимать вербальные и невербальные реакции) связаны с количеством воспроизводимых событий с отрицательным знаком. Люди с развитым социальным интеллектом меньше вспоминают отрицательных событий. Кроме того, уровень развития социального интеллекта связан с особенностями выбора способов вербализации событий. Чем выше уровень социального интеллекта, тем больше испытуемыми используются такие способы как выражение с помощью категорий ощущений, восприятия и памяти.

Ключевые слова: социальный интеллект; межличностное взаимодействие; социальная адаптация; автобиографическая память; самосознание; Я концепция; юношеский возраст

Достаточно новой, находящейся в процессе изучения, является особая мнемическая подсистема, называемая автобиографической памятью. Данный вид памяти является недостаточно изученным в психологии, интерпретация данного понятия в трудах различных исследователей отличается своей сложностью и неоднозначностью представления.

Первым термин «автобиографическая память» внедрил Дж. Робинсон для разграничения памяти о себе и о мире. Этот вид памяти им понимается как довольно сложные умственные репрезентации сцен и категорий, которые обладают личным отношением к индивиду. В целом, это память на биографическую информацию и жизненные переживания [1, с. 219]. В самом совокупном варианте автобиографическую память можно определить как подсистему памяти, которая оперирует воспоминаниями о различных личностно значимых событиях и состояниях. Функционирование автобиографической памяти всегда сопровождается особым состоянием автоноэзиса и является базисом для переживания себя как уникального, неповторимого и тождественного самому себе субъекта и индивидуальности.

Автобиографическая память представляет собой сопряженную во временном пространстве, достаточно протяженную историю собственного существования, которая в своей структуре имеет повествования о различных возрастных периодах жизни и в целом рассказы о своем происхождении, разнообразные социальные достижения и успехи или же неуспехи, достигнутые результаты и т. д. Такая история помимо прямого повествования может в дополнение подкрепляться какими-либо подтверждениями других людей, к примеру, это могут быть рассказы других людей, различного рода документация, аудионосители и видеоносители

Следует подчеркнуть, что основным отличием автобиографической памяти от иных видов памяти является то, что создание собственной автобиографической истории способно быть самостоятельным процессом и не обслуживать задачи других психических функций [3].

В структуре памяти человека важные автобиографические воспоминания обладают различными характеристиками, что дает основание для разделения их на четыре вида:

1. «Стартовые» воспоминания - данный вид включает в себя новые знания, первый опыт человека в каких-либо важных для него областях. К такого рода воспоминаниям относятся факты автобиографии личности, которые осознаются как «первые», самые ранние.

Введение (актуальность)

[2].

2. «Воспоминания-якоря» - функциональной характеристикой данного вида является влияние воспоминаний на конструирование представлений человека о себе как о личности, которая обладает своими уникальными и неповторимыми особенностями. Данные воспоминания способствуют формированию черт характера личности и определению стремлений и намерений.

3. «Воспоминания-модели» - данный вид воспоминаний необходим для того, чтобы понять внешний мир, поведение других людей, правила, которые функционируют в социуме. Такие воспоминания включают в себя широкий круг жизненных ситуаций, которые способствуют ориентировки в окружающем мире и выбору правильной стратегии поведения в различных жизненных ситуациях.

4. «Переломные» воспоминания - включают в себя факты о событиях, которые отличаются личностной значимостью. Такие воспоминания приводят переломным изменениям в личностной сфере человека. Такие изменения достигаются за счет сравнительного анализа самим человеком во временном пространстве того, каким он был и того, каким он стал по истечении времени. Эта группа воспоминаний значительно отличается от вышеуказанных тем, что предметом интерпретации выступает сам человек, а не какие-либо жизненные ситуации [4].

Формирование и развитие данной мнемической структуры происходит постепенно, под воздействием таких факторов как индивидные, личностные и социокультурные свойства [5]. С одной стороны, факты собственной биографии являются индивидуальной конфигурацией воспоминаний, с другой стороны, автобиографическая память является психическим новообразованием, которое появляется на определенном этапе психического развития. Но при этом следует отметить, что она развивается на протяжении всей жизни человека, оказывая влияние на личностное развитие. Если задачей развития автобиографической памяти в дошкольном, младшем школьном возрасте является создание воспоминания о конкретном эпизоде из прошлого, то начиная с подросткового возраста и в юношеском возрасте происходит построение целостной истории, которая включает в себя знания о прошлом, планы на будущее, а также представление о собственной личности, своем характере, желаний и т. д. Именно студенческие годы можно охарактеризовать как сензитивный период для становления и формирования данного вида памяти [6]. На данном возрастном этапе автобиографическая память содействует построению Я-концепции, обеспечивает юношам возможность осознавать себя как уникального, протяженного относительно временного пространства субъекта собственной жизни. Именно поэтому каждый человек обладает неповторимым повествованием о себе [7].

Помимо этого, в студенческие годы совершается формирование социального интеллекта личности. Термин «социальный интеллект» первым применил Эдвард Ли Торндайк, он определял его как предусмотрительность в межличностных взаимоотношениях и приравнивал его к возможности разумно действовать во взаимоотношениях с другими людьми, способности понимать их и взаимодействовать с ними [8]. В общем же социальный интеллект можно определить как совокупность способностей, знаний и умений, которые определяют эффективность взаимодействия людей и успешную адаптацию в социуме. В ходе анализа исследований феномена социального интеллекта в трудах различных исследователей в нем можно выделить три основные составляющие: рассмотрение социального интеллекта как отдельного вида интеллекта человека, некой познавательной способности, другой стороной феномена являются конкретные знания, умения, приобретаемые в процессе социализации, третьим аспектом является определение социального интеллекта как особой личностной черты, качества, необходимого для взаимодействия и адаптации в социальном мире [9].

Именно в юношеском возрасте происходит понимание различных степеней близости между людьми и развивается способность учиться способам построения отношений на каждом

из уровней близости. В этом возрасте хорошо сформировано умение ориентироваться в понимании последствий поведения, прогнозирования действий и поступков других людей. Помимо этого, в юношеском возрасте особое значение отводится вербальному общению, развивается способность поиска соответствующего тона общения с различными людьми в актуальной жизненной ситуации [10].

Уровень развития социального интеллекта оказывает влияние на жизнь человека на всех возрастных этапах, но особенно остро необходимость умения понимать других людей и самого себя проявляется в юношеском возрасте.

Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что проблемы социального интеллекта и автобиографической памяти являются недостаточно изученными в психологии. Помимо этого, именно диапазон юношеского возраста является сензитивным периодом для становления и формирования как автобиографической памяти, так и социального интеллекта, что обуславливает необходимость изучения данных феноменов у современной молодежи.

Целью настоящего исследования послужило изучение особенностей функционирования автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта.

Методы

Исследование особенностей автобиографической памяти у студентов с различным уровнем социального интеллекта было проведено нами на базе ФГБОУ ВО «МГУ им. Н.П. Огарева». В исследовании приняли участие 43 человека, из них 19 юношей и 24 девушки, средний возраст испытуемых составляет 20 лет.

В целях изучения особенностей социального интеллекта нами была использована методика Дж. Гилфорда. Данная методика состоит из четырех субтестов, каждый из которых направлен на диагностику четырех способностей в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. Каждый субтест включает в себя от 12 до 15 заданий, время выполнения каждого субтеста является ограниченным и варьируется от 6 до 10 минут. В структуру данной методики включены три субтеста, составленные на вербальном стимульном материале, а один - на невербальном. Методика может быть использована в любом возрасте, начиная с 9 лет. В целом общее время проведения тестирования составляет 30-35 минут.

По итогам диагностики экспериментатор получает результаты относительно уровня развития как отдельных способностей социального интеллекта, так и относительно общего уровня развития данной способности [11].

Для определения особенностей автобиографической памяти мы выбрали методику С.Н. Никишова «Ретроспективное воспроизведение автобиографических воспоминаний». Данная методика позволяет получить сведения относительно динамики автобиографической памяти. Кроме того, результаты данной методики предоставляют возможность разделить все актуализированные события по сферам жизни испытуемых, а также отметить наиболее значимые и актуальные. Также, в зависимости от того, до какого возраста испытуемый способен воспроизвести событие своей автобиографии, мы можем определить нижний предел способности актуализации воспоминаний.

Участникам эксперимента необходимо актуализировать по одному автобиографическому воспоминанию из каждого года собственной жизни. Воспроизведение событий предлагается начать с актуального возраста, затем по убывающей. Далее испытуемым предлагается систематизировать все события по нескольким основаниям. Во-первых,

необходимо дать оценку каждому событию по степени яркости по 100-бальной шкале. Во-вторых, необходимо дать характеристику каждому событию (положительному, отрицательному и нейтральному) как с позиции настоящего, так и прошедшего времени. В рамках этого исследования методика помимо вышеуказанных процедур включала сочинения респондентов, которые содержат информацию о самом ярком из воспроизведенных воспоминаний [12]. Процедура обработки результатов включает подсчет и сравнительный анализ событий по каждому выделенному признаку, а также контент-анализ сочинений респондентов, единицей которого выступает смысловое суждение [13].

Для обработки полученных данных использовались методы математической статистики (И-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ).

Результаты

В ходе диагностики был выявлен ряд особенностей автобиографической памяти.

Всего испытуемые воспроизвели 601 событие, из которых (см. таблицу 1) больше всего событий приходится на актуальный возраст - юношеский. События раньше 2-х лет практически не упоминаются испытуемыми; а если и упоминаются, то описываются как «родился», «начал ходить», «увидел первые лица» и т. п.

Таблица 1

Распределение количества событий по возрастам

Возрастной период Юноши Девушки Итого, %

Ранний дошкольный 19 34 53 (9 %)

Младший и средний дошкольный 39 54 93 (15,5 %)

Младший школьный 59 75 134 (22,5 %)

Подростковый 50 65 115 (19%)

Ранний юношеский 75 93 168 (28 %)

Поздний юношеский 13 25 38 (6 %)

Составлено авторами

Нами было установлено, что среднее значение яркости воспоминаний составляет 73 %, причем девушки воспроизвели события, которые оценили как более яркие, чем юноши (Иэмп = 142, р < 0,05). Далее было установлено, что самые яркие события приходится на актуальный возраст - юношеский (см. таблицу 2).

Таблица 2

Распределение средних значений яркости событий по возрастам

Возрастной период Юноши Девушки Среднее значение

Ранний дошкольный 45 75,3 60,15

Младший и средний дошкольный 59,3 73 66,15

Младший школьный 67,9 75,1 71,5

Подростковый 71,7 76 73,85

Ранний юношеский 77,75 82 79,9

Поздний юношеский 76,5 78 77,25

Составлено авторами

Относительно анализа событий по признаку личностной значимости были получены следующие результаты: оценка с точки зрения настоящего времени показывает, что участники эксперимента актуализировали больше положительных событий (70 %), чем отрицательных (13,5 %), а доля нейтральных событий составляет 16,5 %; оценка с точки зрения прошедшего времени указывает на то, что испытуемые также актуализировали больше положительных событий (69,7 %), чем отрицательных (18,7 %), а доля нейтральных событий составляет 11,6 %.

Далее нами было проанализировано распределение автобиографических воспоминаний по сферам жизни испытуемых. Было установлено, что наиболее значимыми сферами жизни для испытуемых являются сфера досуга (31,35 % событий), учебная деятельность (21 % событий), бытовая сфера (14,1 % событий), а также сфера межличностных отношений (9,9 % событий). Причем девушки чаще, чем юноши воспроизводят события из сферы межличностных отношений (Иэмп = 142, 5, p < 0,05).

Кроме того, мы проанализировали сочинения респондентов. Испытуемые описывают чаще всего положительные события. В сочинениях представлено 43 события, из которых 35 событий (81 %) эмоционально положительно окрашены, 5 (12 %) - отрицательно, 3 (7 %) -нейтрально.

Многие испытуемые испытывали трудности в процессе написания сочинений. Встречались сочинения, которые включали в себя два, три суждения. В среднем размер сочинения составил 10,07 суждений.

Юноши и девушки в качестве ярких воспоминаний описывают выпускной в школе, победу на соревнованиях, встречу Нового года, начало отношений с девушкой (юношей), поездки, хирургические операции, рождение младшего брата, поездки в лагеря, посещение тренажерного зала, правонарушения, поимку преступников, сдачу экзаменов и др.

Обращает на себя внимание тот факт, что испытуемые описывают и дают оценку событию в сочинениях с позиций настоящего. Если они описывают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как нейтральное, то описание его идет как нейтральное. Если испытуемые оценивают какое-то событие как отрицательное в прошлом, а в настоящем как положительное, то описание его идет как положительное.

Ведущими речевыми способами выражения воспоминаний выступают речевые способы выражения с помощью категорий действий и актов общения (46,2 %), с помощью категорий эмоций и чувств (18 %), с помощью категорий мышления (15,5 %), с помощью категории памяти (8,7 %), с помощью категорий ощущения и восприятие (6,1 %). Все остальные категории представлены незначительно (от 0 до 5 %) [14].

По результатам диагностики социального интеллекта нами были обнаружены следующие особенности. Было установлено, что выше остальных у студентов развита способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от различных ситуаций (58 % правильных ответов), а также способность человека делать прогноз поведения людей в определенных ситуациях (57 % правильных ответов). Хуже всего развита способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значения поведения людей в данных ситуациях (36,5 % правильных ответов). Относительно общего уровня развития социального интеллекта было выявлено, что 61,3 % студентов имеют средний уровень развития социального интеллекта, 33,3 % - уровень ниже среднего (средне-слабый), 3,2 % - уровень выше среднего, 1,1 % - высокий уровень развития социального интеллекта, 1,1 % - низкий уровень развития социального интеллекта [15].

Нами была выявлена связь различных особенностей автобиографических воспоминаний с общим уровнем развития социального интеллекта и его отдельными способностями. Так, чем выше уровень развития способности человека делать прогноз поведения людей в определенных ситуациях, понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от ситуации, которая вызывает эти реакции и выше уровень развития социального интеллекта, тем меньшее количество отрицательных событий с точки зрения настоящего времени они воспроизводят (r = -0,445, p < 0,001; r = -0,315, p < 0,05; r = -0,341, p < 0,05).

Наблюдается взаимосвязь между уровнем развития социального интеллекта и некоторыми способами выражения автобиографических воспоминаний. Так, чем выше уровень

https://mir-nauki.com

социального интеллекта, тем большее количество событий выражается с помощью таких категорий как «Ощущение и восприятие» (г = 0,338, р < 0,05) и «Память» (г = 0,356, р < 0,05).

Многие исследователи отмечают, что «пик воспоминаний» у испытуемых приходится на актуальный возраст. Полученные нами данные полностью подтверждают результаты предыдущих исследований, поскольку воспроизведенные испытуемыми события приходятся преимущественно на актуальный возраст - юношеский. Кроме того, еще и самые яркие воспоминания связаны также с актуальным возрастом. Это связано как с особенностями юности, так и ее реальностью или недавним прошлым для испытуемых. Нижним порогом актуализации воспоминаний для испытуемых является возраст 2-х лет. Трудность, актуализации событий, датированных более ранним возрастом, связана с несформированностью автобиографической памяти человека.

В гендерной психологии известно, что женщины являются наиболее эмоциональными, чем мужчины; и если достижения у мужчин измеряются успехами в профессиональной деятельности, то для женщин такой мерой выступают отношения с другими людьми, счастливая семейная жизнь. Во многом, поэтому женщины воспроизводят воспоминания более яркие и связанные со сферой межличностных отношений чаще, чем мужчины [16].

Преобладание положительных событий в структуре автобиографического опыта позволяет личности оставаться стабильной и нормально функционировать, поскольку, как считает B. Ross «автобиографическое воспоминание представляет собой... процесс, порождаемый потребностью субъекта в вере в стабильность «Я» и необходимостью в приемлемых для поддержания подобной веры фактах» [17, с. 78]. Испытуемые также воспроизводят больше положительных событий, в том числе и при описании самых ярких событий в собственных сочинениях.

Трудности выражения собственных воспоминаний, как и сама проблема самовыражения бытийна и достаточно часто поднималась в наших исследованиях. Причин подобного положения дел может быть множество - и внутриличностные барьеры, и бедный словарный запас, и особенности содержания выражаемого воспоминания и др. Многие испытуемые долго размышляли над тем, какое же событие назвать самым ярким и как его реализовать в вербальной форме, чтобы оно было понятно для собеседников. Многие так и не решились описать самое яркое воспоминание, предложив для описания просто яркое воспоминание, поскольку не смогли довериться в процессе самораскрытия.

Наше исследование в очередной раз подчеркнуло тезис о реконструктивном характере автобиографической памяти. Прошлое человека всегда меняется под воздействием нового опыта. Человек на протяжении собственного жизненного пути может по-разному повествовать о каком-то состоянии или событии, переосмысливая их.

Выражение (вербализация) воспоминаний всегда осуществляется с помощью многочисленных приемов и способов. Чаще всего это способы выражения с помощью категорий действий и актов общения [18]. Не стали исключением сочинения респондентов, описывающих яркие воспоминания. А поскольку данные воспоминания были эмоционально окрашены, то и использование категорий эмоций и чувств (второе место по частоте использования после действий) при их выражении вполне закономерно.

В отечественной психологии ряд исследователей в своих работах также поднимали проблему социального интеллекта. Результаты, полученные в ходе наших исследований, полностью соотносятся и дополняют выводы предыдущих исследований, в которых средний

Обсуждение

https://mir-nauki.com

уровень развития социального интеллекта отмечается у 57-70 % опрошенных [19; 20; 21]. Таким образом, большинство студентов способны прогнозировать поведение других людей в различных ситуациях, распознавать невербальные и вербальные реакции людей, что в дальнейшем находит отражение в социальной адаптации студентов.

Эти же результаты соотносятся и с выводами относительно особенностей развития отдельных способностей социального интеллекта. Во всех случаях слаборазвитой является способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия и значение поведения людей в этих ситуациях, т. е. студенты могут испытывать трудности в социальной адаптации в различных сферах взаимоотношений между людьми из-за неправильной интерпретации самой ситуации взаимодействия. Наиболее развитой у студентов является способность прогнозирования поведения людей, это означает, что молодежь способна на основе анализа чувств людей, их мыслей, поведения, намерений предвосхищать дальнейшие поступки людей. Также достаточно развитой является способность понимать вербальные реакции человека, что свидетельствует о том, что студенты могут быстро и правильно понимать то, что люди сообщают друг другу в контексте определенной ситуации взаимодействия, кроме этого, они способны находить соответствующий социальной ситуации тон общения.

Можно сделать вывод о том, что особенности развития социального интеллекта связаны, прежде всего, с достаточно сложной социальной ситуацией развития студентов, общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения, данный возрастной диапазон является отражением проявления самостоятельности молодежи. Именно поэтому в связи с появлением новых сфер взаимодействия с людьми в рамках образовательного учреждения высшего образования, в рамках трудоустройства недостаточна развита способность правильного анализа новых ситуаций взаимодействия.

В целом социальный интеллект и отдельные его способности связаны с количеством воспроизводимых событий с отрицательным знаком. Люди с развитым социальным интеллектом меньше вспоминают отрицательных событий. Возможно, это связано с более высоким уровнем развития способности эффективно взаимодействовать и адаптироваться в новом коллективе, с развитыми механизмами межличностного познания и понимания. Именно умение правильно оценивать свой жизненный опыт, быть позитивным, не фиксироваться на негативном событии или состоянии позволяет личности эффективно взаимодействовать и гармонично развиваться [22].

Уровень развития социального интеллекта связан с особенностями выбора способов вербализации ярких событий. Чем выше уровень социального интеллекта, тем больше испытуемыми используются такие способы как выражение с помощью категорий ощущений, восприятия и памяти. Возможно, что яркость воспоминания предполагает его образность, поэтому испытуемые и чаще обращаются к категориям ощущений и восприятия. А использование категории «память», позволяет им придать четкость воспоминанию и более детально его описать для собеседника. Ведь для людей с высоким уровнем социального интеллекта очень важно быть услышанными и понятыми, эффективно общаться.

В заключении следует отметить, что автобиографическая память является одной из важных мнемических подсистем. Её формирование представляет собой планомерный, разносторонний, сложный процесс, в результате которого происходит становление Я-концепции личности, формирование самоидентичности и самооценки. В целом автобиографическая память оказывает влияние на всю жизнь человека, способствуя успешному формированию и становлению личности, именно поэтому изучение различных аспектов проблемы автобиографической памяти является достаточно перспективным в различных отраслях психологии.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Нуркова В.В., Братусь Б.С. Память // Общая психология: в 7-ми томах. М.: Академия, 2005. Т. 3. - 318 с.

2. Веринг И. Еще 150 лет назад люди не знали, как они выглядели в детстве: профессор В.В. Нуркова об автобиографической памяти: интервью // сайт Теории и практики: проекты: под взглядом теории. Выпуск 90. 2015. - URL: https://theoryandpractice.ru/posts/6015-nurkova (дата обращения: 14.02.2019).

3. Нуркова В.В. Жизнь как роман: опыт чтения и уровень развития автобиографической памяти // Материалы 16-й научно-практической конференции по психологии, философии и педагогике чтения. Москва: МГУ, 2012. - С. 61-64.

4. Pillemer D.B. Momentous Events and the Life Story // Review of General Psychology, 2001. Vol.5. No2. - p. 123-134.

5. Василевская К.Н. Индивидуально-типологические особенности автобиографической памяти: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2007.

- 27 с.

6. Алюшева А.Р. Стилевые особенности фиксации истории жизни в автобиографической памяти личности как результат внутрисемейной трансмиссии // Психология и право. 2015. Т.5. №2. - С. 1-15. - URL: 10.17759/psylaw.2015100201 (дата обращения: 14.02.2019).

7. Алюшева А.Р. Овладение репертуаром культурных жизненных сценариев как фактор развития макроструктуры автобиографической памяти Алюшева // Психологические исследования. 2012. Т.5. №25. - URL: http://psystudy.com/ index.php/num/2012v5n25/732-alyusheva25.html (дата обращения: 14.02.2019).

8. Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2008. №4. - С. 177-182.

9. Лунева О.В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры // Знание. Понимание. Умение. 2006. №1. - С. 53-58.

10. Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. Самара, 2004. - URL: http://www.sspa.samara.ru (дата обращения: 1402.2019).

11. 1Шалаева Т.И. Использование методики исследования социального интеллекта в профконсультировании: метод. пособие / Т.И. Шалаева. - Саратов: ПМУЦ, 2002.

- 39 с.

12. Nikishov S.N., Osipova I.S., Pronkina E.G. On the issue of the study of autobiographical memory // Asian Journal of Pharmaceutical and Clinical Research. 2017. Т 10. №10. - С. 121-123.

13. Осипова И.С. Способы выражения психического состояния // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 14. № 37. - С. 299-302.

14. Андриянова А.В., Осипова И.С. Особенности автобиографической памяти в юношеском возрасте // Огарев-online. 2018. №16. - URL: http://journal.mrsu.ru/arts/

https://mir-nauki.com

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21. 22.

osobennosti-avtobiograficheskoj-pamyati-v-yunosheskom-vozrast (дата обращения: 16.02.2019).

Андриянова А.В. Особенности социального интеллекта в юношеском возрасте // Материалы XXI научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Саранск, 2017. - C. 336-339.

Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г. Половые и гендерные особенности функционирования автобиографической памяти // Мир науки. Т.5. №5. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/04PSMN517.pdf (дата обращения: 13.02.2019).

Ross B.M. Remembering the Personal Past. Descriptions of Autobiographical Memory. - Oxford University Press: N-Y, 1991.

Осипова И.С. Вербальные способы выражения психического состояния в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Москва, 2009. - 24 с.

Андрианов Д.М. Особенности общего и социального интеллекта студентов разных специальностей // Вестник РУДН. 2009. Серия «Педагогика и психология. №1. - С. 66-70.

Пятышева Ю.В. Что такое социальный интеллект? // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/joumal/ stud/7/22236 (дата обращения: 16.02.2019).

Лукичева М.А. Развитие социального интеллекта у студентов - будущих педагогов: автореф. дис. . канд. психол. наук. - Череповец, 2004. - 25 с.

Никишов С.Н., Осипова И.С., Пронькина Е.Г. Личностные особенности функционирования автобиографической памяти // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. 2018. №4(44). - С. 484-494.

87PSMN119

Osipova Irina Stanislavovna

National research Ogarev Mordovia state university, Saransk, Russia

E-mail: isosipova@yandex.ru

Nikishov Sergey Nikolayevich

National research Ogarev Mordovia state university, Saransk, Russia

E-mail: serg-n79@yandex.ru

Andriyanova Anastasia Vyacheslavovna

Penza state university, Penza, Russia E-mail: andriyanova_nastasya777@mail. ru

Features of autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence

Abstract. In the article the features of autobiographical memory functioning of students with different levels of social intelligence are considered. Urgency of the research lies in the fact that the psychological characteristics of the autobiographical memory functioning are poorly known in psychology. Empirical study was conducted on the basis of National Research Ogarev Mordovia State University. The study involved 43 people, of which 19 men and 24 women, the average age is 20 years. It was found that respondents reproduce the most events of the current age - youthful; events earlier than two years are practically not mentioned; the average brightness value of the memories was 73 %; women reproduce brighter memories than men; respondents reproduce more positive events; events are reproduced from such areas as leisure, learning activities, household, interpersonal relations. The leading speech ways of expressing memories are speech ways of expression using categories of actions and acts of communication. The level of social intelligence development among respondents can be described as average. In general, it was found that social intelligence and its individual abilities (the ability to predict people's behavior, the ability to understand verbal and non-verbal reactions) are associated with the number of reproducible events with a negative sign. People with a developed social intelligence remember less negative events. The level of social intelligence development connect with the choice of verbalization ways of events. The higher the level of social intelligence, the more respondents chose such ways as an expression using the categories of sensations, perception and memory.

Keywords: social intelligence; interpersonal communication; social adaptation; autobiographical memory; self-awareness; I-concept; adolescence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.