ЗОБОВА А. А., НИКИШОВ С. Н.
ОСОБЕННОСТИ АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация. В статье рассматривается феномен автобиографической памяти, которая представляет собой достаточно новое и малоизученное явление. Авторы представляют результаты эмпирического исследования особенностей автобиографической памяти у младших школьников.
Ключевые слова: автобиографическая память, младшие школьники, речь, «пик воспоминаний», динамика автобиографической памяти, автобиографический рассказ.
ZOBOVA A. A., NIKISHOV S. N.
FEATURES OF AUTOBIOGRAPHICAL MEMORY OF ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN Abstract. The article examines the phenomenon of autobiographical memory which is a fairly new and poorly studied area of research. The authors present the results of an empirical study of the autobiographical memory of elementary school children.
Keywords: autobiographical memory, elementary school children, speech, "memories peak", dynamics of autobiographical memory, autobiographical story.
Феномен автобиографической памяти как специфической мнемической подсистемы представляет значительный интерес для ученых. Начиная с 80-х гг. прошлого века за рубежом начинается активное изучение этого явления, находящегося на стыке общей психологии и психологии личности. В настоящее время в зарубежной психологии доминирует «монопараметрическая» методология исследования автобиографической памяти (D. Berntsen, D. C. Rubin, S. Bluck, M. A. Conway). Ученые в рамках этого подхода стараются выявить статические связи между спецификой организации или содержания воспоминаний и различными внешними переменными. «Функциональный» подход дает возможность нахождения внятных и осмысленных индивидуальных различий в автобиографической памяти и всесторонне изучить ее функции (U. Neisser, D. Pillemer).
В отечественной психологии изучение автобиографической памяти проходило в большей степени в русле изучения проблемы «субъективной картины жизненного пути». В 1970-е годы последняя была поставлена в трудах психолога Б. Г. Ананьева. Большой вклад в ее развитие внесли Е. И. Головаха, А. А. Кроник, Л. В. Сохань, Е. Г. Злобина, К. В. Карпинский, Е. Ю. Коржова. Особый вклад в системное изучение феномена автобиографической памяти внесла В. В. Нуркова, рассматривая ее как высшую
психическую функцию. Автобиографическая память в работах последней - это «субъективное отражение пройденного человеком отрезка жизненного пути, состоящее в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации автобиографически значимых событий и состояний, которым определяется самоидентичность личности» [2, с. 27]. Содержательно автобиографическая память представлена совокупностью автобиографически значимых событий, состояний и представлений о себе в разные периоды жизни человека. Исследователь может проводить анализ как отдельных воспоминаний, так и целостной картины прошлого, т.е. изучать содержание автобиографической памяти на микроуровне и макроуровне.
Учеными описываются три группы функций автобиографической памяти: интерсубъективные, интрасубъективные и экзистенциальные. Интерсубъективные связаны с жизнью человека как члена общества (передача опыта новому поколению, достижение социальной солидарности или отвержения и др.), интрасубъективные - с саморегуляцией субъекта (управление настроением, построение и выбор целей и тактик поведения), экзистенциальные нужны человеку для переживания и понимания себя и своей уникальности (самопознание, самоопределение и др.).
Автобиографическая память играет важную роль в развитии и формировании личности. Она является важным компонентом в обретении самоидентификации и личностной зрелости. С помощью этой памяти человек выделяет себя среди всех прочих, анализирует свой жизненный путь, сохраняет в сознании жизненный опыт и важные жизненные события, которые продолжают на него влиять. Изучение воспоминаний о личностно значимых событиях и состояниях, которыми оперирует автобиографическая память, необходимо для того, чтобы проследить весь путь формирования и изменения личности и понять глубинные процессы, сопряженные с этим.
Многие отечественные и зарубежные авторы отмечают возрастные особенности автобиографической памяти. Этот вид памяти появляется позже других в онтогенезе и подвергается разрушительному влиянию возраста раньше других. Всегда, в первую очередь страдает память на общественные события, поскольку для личности они носят не всегда ценный характер. Влиянию времени менее всего подвержена семантическая память. Суть события люди в любом возрасте отражают и выражают хорошо, а вот детали и конкретные факты «страдают».
Эмоциональные оценки событий также зависят от возраста: оценивая эмоции по автобиографическим рассказам пожилых и молодых людей, можно говорить о том, что пожилые люди характеризуются повышенной эмоциональностью с негативным настроем, хотя всегда считалось, что позитивизм более присущ старшему поколению, а бунтарский дух
- молодежи. Переоценке подвержены воспоминания не всех людей, так, например, у пожилых людей воспоминания воспроизводятся всегда из предустановленной, сложившейся позиции, а вот у молодых и зрелых - строятся заново. Этот факт подтверждается тем, что автобиографическая память тесно связана с идентичностью; у пожилых людей на стабильность оценок влияет уже сложившаяся, сформировавшаяся идентичность.
Репертуар доступных событий не связан с механическим накоплением или с «забыванием» давно имевших место событий, поэтому вопреки ожиданиям распределение событий на линии жизни испытуемыми разных возрастных групп, примерно одинаково [6].
Целью данного исследования является выявление особенностей автобиографической памяти у детей младшего школьного возраста.
Память в младшем школьном возрасте тоже имеет свои особенности. Если сначала у детей преобладает непроизвольная память, с помощью которой происходит запоминание значимой информации чаще всего эмоционально окрашенной, то позже существенно возрастает роль произвольной памяти, поскольку она необходима школьникам для успешного осуществления учебной деятельности.
Детям в этом возрасте легче запоминать информацию, которая предъявляется наглядно, труднее - словесную информацию. В последней лучше будут запоминаться названия предметов, а гораздо сложнее - абстрактные понятия. У младших школьников постепенно повышается объем памяти, совершенствуется точность и систематичность воспроизведения, развивается логическая память, все меньше память опирается на восприятие и т.п.
Для достижения цели исследования мы использовали методику «Свободного воспроизведения событий». Испытуемых просили первоначально вспомнить и записать (с присвоением порядкового номера) тридцать наиболее запомнившихся событий из их жизни, затем все указанные события следовало классифицировать по нескольким признакам. Школьники должны были вспомнить и записать, сколько им было лет, когда произошло каждое актуализированное ими событие; разделить все события на положительные, отрицательные и нейтральные (оценку просили дать как с точки зрения настоящего, так и с точки зрения прошлого) [1]. Затем испытуемых просили написать небольшое сочинение, в котором речь шла бы о любом собственном воспоминании. Обработка сочинений осуществлялась с помощью контент-анализа. Единицей анализа выступало смысловое суждение. Все суждения были разделены нами на две группы: субъектные, в которых были представлены различные субъектные образования (мысли, желания, переживания и т.п.) и объектные, которые могут характеризовать других людей или какие-либо объекты, т.е. не имеющие отношение к автору сочинения. Далее мы подсчитывали количество субъектных и
объектных суждений и анализировали способы выражения автобиографических воспоминаний [1].
В исследовании приняли участие 30 человек: 14 мальчиков и 16 девочек в возрасте 10
лет.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Наибольшая часть событий, которые воспроизводят школьники, относится к их актуальному возрасту - младшему школьному (68%). Это свидетельствует о том, что данный возрастной период является значимым для испытуемых.
2. Младшие школьники актуализировали больше положительных событий (76,1%). Отрицательные события составили 23,9%, а нейтральных событий не было воспроизведено. Полученные нами данные согласуются с мнением З. Фрейда, который отмечал, что «склонность к забыванию неприятного имеет всеобщий характер, хотя способность к этому неодинаково развита у всех» [5, а 40].
3. При оценке события с точки зрения настоящего и с точки зрения прошедшего различия составили 3,6 %. Школьники переоценили события собственной жизни, в большей степени касаемо актуального возраста, т.е. младшего школьного. Возможно, это было связано с тем, что в исследовании приняли участие дети в возрасте 10 лет, а не моложе.
4. Прослеживается тенденция, что события, которые воспроизводят младшие школьники в начале списка, относятся к более далекому прошлому. Так средний возраст испытуемых, который фигурирует в воспроизведенных событиях под номером один, составляет 4,2 года, под номером два - 4,7 года и т.д. События, которые воспроизводят школьники в конце списка, уже связаны с более старшим возрастом и относительно недалеким прошлым. Так средний возраст испытуемых, который фигурирует в воспроизведенных событиях под номером двадцать девять, составляет 9 лет, под номером тридцать - 9,1 лет. Испытуемые, по-видимому, задают определенный алгоритм того, как должен развертываться процесс воспроизведения событий.
5. Важными сферами для испытуемых, которые упоминаются в их воспоминаниях, являются сфера, касающаяся семьи (24,8%), учебной деятельности (21,9%), не менее важными являются сферы межличностных отношений (14,9%), личностных достижений (10,8%) и внешнего вида (6,7%).
6. Анализ сочинений испытуемых позволил нам заключить, что:
6.1. В сочинениях испытуемых представлены чаще всего положительно эмоционально окрашенные события (90%), отрицательно эмоционально окрашенные события вспоминают и воспроизводят только 10% испытуемых.
6.2. Содержание воспоминаний связаны с посещением детского сада, школы; различными поездками, праздниками, совершением покупок, а также с переживанием испуга, драками, болезнями, потерями и др.
6.3. В среднем размер сочинения составляет 4,44 суждений.
6.4. Для автобиографического рассказа чаще всего испытуемые используют категорию «действия и акты общения» - 69,5%. А. О. Прохоров, анализируя семантические пространства психических состояний детей разного возраста, отмечает, что их основным образованием всегда выступают поведенческие характеристики, к которым на более поздних этапах присоединяются другие составляющие [3]. Второе место по частоте использования занимает категория «эмоции и чувства» (19,25%), третье - «ощущение и восприятие» (5%). Остальные категории представлены незначительно, т.е. менее 5%. Д. К. Романов пишет, что рост субъективного способа репрезентации себя и другого происходит у детей с возрастом, так же как и происходит увеличение способов такой репрезентации [4].
В заключении отметим, что изучение возрастных особенностей функционирования автобиографической памяти позволит создать общую картину ее становления, функционирования и развития. Полученные данные могут быть использованы не только для разработки и чтения курсов по общей, возрастной и дифференциальной психологии, но и применяться в процессе психологического консультирования психологами при работе с детьми и взрослыми.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Никишов С. Н., Осипова И. С., Пронькина Е. Г. Личностные особенности функционирования автобиографической памяти // Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования. - 2018. - №4(44). - С. 484-494.
2. Нуркова В. В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. - 1996. - № 2. - С. 16-29.
3. Прохоров А. О. Возрастные особенности семантических пространств психических состояний // Психология состояний. Под ред. А. О. Прохорова. - М.: Когито-Центр, 2011. - 624 с.
4. Романов Д. К. Возрастные особенности понимания близких людей (на материале исследования способов репрезентации субъекта детьми разных возрастов) // Интеграция образования. - 2012. - № 4 (69). - С. 76-78.
5. Фрейд З. Психоанализ детских неврозов. - М.: Государственное изд-во, 1925. -199 с.
6. Rubin D. The distribution of autobiographical memory across the lifespan // Memory & Cognition. - 1997. - Nov., Vol. 25(6). - P. 859-866.