медицинской помощи. Система оплаты и тарифы должны повысить инициативность всех подразделений новых типов учреждений и стимулировать их на более качественное и менее затратное медицинское обслуживание населения. Решения этих задач можно добиться путем применения таких способов оплаты медицинской помощи, которые бы не только мотивировали ЛПУ к результативной работе, но и обеспечивали бы оптимальное сочетание рыночных сил и мер государственного регулирования, предпринимательских и некоммерческих форм организации медицинской помощи.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что для большинства стран эмпирические доказательства положительных результатов внедрения системы DRG весьма ограничены. Поэтому в отсутствие надежных данных разработка методологии и стратегии внедрения системы DRG в России должна основываться на глубоком и системном анализе предпосылок, условий и возможностей для изменения способов оплаты наиболее дорогостоящей - стационарной - медицинской помощи.
Литература
1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=115887
2. Моссиалос Э., Томпсон С. Добровольное медицинское страхование в странах европейского союза: Пер. с англ. - М.: Весь Мир, 2006. - 223 с.
3. Солодкий В. А. Современные аспекты совершенствования системы финансирования здравоохранения Российской Федерации // Менеджер здравоохранения. - 2011. - № 8. - С. 71.
4. Braverman Jordan. Health Economics. - Chicago, Pharmaceutical Press, 2010. - 75 p.
УДК 657.6:338.486
ОСОБЕННОСТИ АУДИТОРСКИХ ПРОВЕРОК ТУРИСТИЧЕСКИХ КОМПАНИЙ
Т.В. Ножкина
Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: docent-65-65@mail. ru
В статье рассматриваются особенности и методика организации аудиторской проверки компаний, функционирующих в сфере туристического бизнеса. Организация такого рода проверок позволит аудиторам сконцентрироваться на обнаружении наиболее значимых ошибок и нарушений в организации финансово-хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта и предложить ряд соответствующих мероприятий по их устранению.
Ключевые слова: туристические компании, методика аудита, финансовая деятельность, экономический субъект.
Auditing peculiarities of tourist companies. T.V. Nozhkina (Kamchatka State Technical University, Petro-pavlovsk-Kamchatsky, 683003)
The article deals with organization of auditing in travel industry. Proper methods of auditing allow auditors to reveal flaws in economic and financial activity of a company and to offer final judgment enabling adequate elimination of the flaws.
Kew words: tourist companies, auditing methods, financial activity, economic subject.
ФЗ «Об аудиторской деятельности» не устанавливает обязательность аудита для туристических организаций. В таких экономических субъектах аудиторская проверка носит в основном инициативный характер, то есть осуществляется по требованию собственника.
Цель аудита туристской организации - выражение мнения аудитора о соответствии учетно-аналитической работы требованиям нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность этой организации.
Цель обусловливает задачи аудита:
- критическая оценка структуры управления туристской организации;
- проверка правильности формирования учетной информации о затратах, расходах и доходах;
- изучение особенностей учета валютных операций;
- всестороннее исследование состояния и перспектив развития бухгалтерского учета;
- проверка организации и методики налогового учета;
- составление аудиторского заключения;
- разработка рекомендаций по совершенствованию учетно-аналитической работы.
При обнаружении аудитором фактов невыполнения экономическим субъектом требований нормативных актов он должен более тщательно изучить обстоятельства, при которых были допущены нарушения, а также оценить, как повлияют выявленные нарушения на достоверность бухгалтерской отчетности. Данные факты должны быть учтены аудитором при подготовке аудиторского заключения [1].
Для проведения аудита туристическая фирма представляет в основном следующие документы: ксерокопии свидетельства о государственной регистрации, свидетельства о постановке на налоговый учет, годового баланса и отчета о прибылях и убытках за проверяемый период, уставные документы, копию приказа о назначении руководителя и главного бухгалтера, лицензии, сведения о расчетных, валютных и других счетах в банках, распоряжение о назначении аудиторской проверки, сведения о местонахождении организации и ее структурных подразделений, сведения об объектах недвижимости и транспортных средствах, приказ об учетной политике, главная книга, вся первичная документация по счетам, авансовые отчеты, счета-фактуры, книга покупок, книга продаж, договоры, акты выполненных работ.
В настоящее время применяется множество методик общего аудита и аудита организаций разных отраслей, хотя в области туризма разработок мало. Методика аудита основных средств и нематериальных активов, денежных средств, заемных ресурсов и др. в туристических фирмах такая же, как и для предприятий других отраслей. Однако все же в туристической сфере есть и своя специфика.
Организация аудита может состоять из трех взаимосвязанных стадий:
1) проверки законодательного и нормативного регулирования;
2) проверки расходов и доходов;
3) проверки валютных операций.
Проверка законодательного и нормативного регулирования. В ходе аудита необходимо убедиться, соответствует ли деятельность турфирмы нормативным документам. Следует проверить наличие лицензий на туроператорскую и турагентскую деятельность, договоров с партнерами и клиентами (туристами).
Организация-туроператор в ходе своей деятельности заключает договоры приобретения права на услуги, купли-продажи, возмездного оказания услуг, в том числе услуг гостиницы, страхования, поручения, агентские договоры. Задача аудитора состоит в правовой оценке этих документов и выявлении нарушений и противоречий. Исследуется правовая форма каждого из перечисленных договоров на предмет их соответствия требованиям Гражданского кодекса РФ. Необходима также проверка соответствия документов требованиям ФЗ «О бухгалтерском учете».
Многие туроператоры совершают хозяйственные операции с турагентами на основе агентских договоров. Алгоритм проверки такого договора включает в себя визуальную оценку соответствия названия содержанию договора, проверку наличия всех пунктов, предусмотренных гражданским и бухгалтерским законодательством и выработку предложений по совершенствованию формы данного договора.
Проверка расходов и доходов. В рамках финансового учета затрат аудитор устанавливает соответствие группировки затрат туроператора требованиям «Особенностей состава затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта организациями, занимающимися туристской деятельностью». В соответствии с данным документом затраты туроператора должны быть сгруппированы по пяти элементам: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизационные отчисления и прочие затраты.
Аудитор должен проверить порядок отражения расходов на счетах бухгалтерского учета. Затраты на производство и реализацию туристского продукта должны аккумулироваться на счетах 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Суммы затрат в зависимости от хозяйственной ситуации отражаются по кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с дебетом счетов учета затрат в соответствии с установленным порядком [2].
При проверке необходимо учитывать, что у туроператоров расходы возникают по двум направлениям: на чартерные рейсы и создание нового туристского продукта. В стоимость расходов на чартерные рейсы включаются расходы, возникающие при покупке услуг фрахтования всех мест транспортного средства или его части (чартера) у организации-перевозчика и приобретении определенного количества мест в транспортном средстве, выполняющем регулярный или чартерный рейс.
Аудитор тщательно проверяет обоснованность и порядок учета расходов на разработку нового туристского продукта. Такие расходы включают в состав расходов будущих периодов и относят на счет 97 «Расходы будущих периодов». После реализации туристского продукта эти расходы списывают на себестоимость равными долями в течение определенного срока, который устанавливает туроператор. В процессе аудиторской проверки проводится юридический анализ документации, оформляемой при разработке и продвижении туристского продукта.
Аудитору следует обратить внимание на командировочные расходы. Сначала проверяется документация, служащая основанием для командировки работников. В состав документации включаются: приказ руководителя о командировке, командировочные удостоверения, авансовые отчеты с оправдательными документами. Проверяется обоснованность командировочных расходов, особенно за границу. Затем определяется корреспонденция счетов по учету расходов на командировки и достоверность аналитических данных по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами».
Большинство турфирм работает по упрощенной системе налогообложения, так как считают этот режим наиболее выгодным. Как объект чаще выбирается налоговый режим «доходы минус расходы».
Туроператор и турагент между собой обычно заключают договор купли-продажи. Тогда деятельность агентства можно рассматривать как торговую, а сами турпутевки - как покупной товар для дальнейшей перепродажи. Получается, что путевка - это товар, и его можно учесть как расход для расчета единого налога. Однако такой подход считается нарушением. Специалисты из Минфина пришли к выводу, что путевка - это не товар, она лишь подтверждает право на тур.
Для решения данной проблемы вместо договора купли-продажи можно заключать другие виды договоров, например, это может быть договор возмездного оказания услуг или посреднический договор.
Методологические основы учета доходов туроператора содержатся в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Аудитор определяет правильность отнесения доходов предприятия к доходам от обычной деятельности, прочим доходам. В качестве обычных доходов туроператор должен выделить выручку от продвижения туристского продукта. Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов туроператора, участием в уставных капиталах других организаций и иные доходы составляют прочие доходы туроператора.
Аудитор проверяет правильность отнесения сумм соответствующих доходов на счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы». В результате проверки правильности формирования в учете данных о доходах организации аудитор получает сведения об объемах прибыли. Поскольку в бухгалтерском учете выделяют пять видов прибыли, следует проверить достоверность показателей валовой прибыли, прибыли от реализации продукции, прибыли до налогообложения, налогооблагаемой прибыли и чистой прибыли. Особое внимание необходимо уделить распределению чистой прибыли организации.
Аудит валютных операций. В первую очередь аудитор устанавливает правовое соответствие ведения хозяйственных операций и учетных регистров нормам российского законодательства, в том числе ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле в РФ», Положения по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» и др. Затем проверяется комплект документов, служащих основанием для совершения хозяйственных операций по валютному счету.
Аудитор устанавливает цели проведения текущих валютных операций. Аудируется порядок ведения хозяйственных операций по счету 52 «Валютные счета». Устанавливается наличие и пра-
вильность использования субсчетов к этому счету. Достоверность аналитического учета подтверждается проверкой соответствующих учетных регистров (карточек счета, выписок банка с валютного счета, расчетов и т. д.) и сопоставлением его информации с данными синтетического учета.
Сумма валютной выручки турагента, полученная в виде комиссионных и агентских вознаграждений, зачисляется на специальный транзитный валютный счет. Задача аудитора заключается в проверке правильности учета наличия и движения иностранной валюты на данном счете. Кроме того, устанавливается соответствие всех документов, служащих основанием для зачисления валютной выручки требованиям бухгалтерского, валютного и налогового законодательства.
Наиболее часто встречающимися ошибками и нарушениями при проверке являются:
- нарушение сроков предоставления отчетности в Ростуризм;
- предоставление неполного комплекта отчетных документов;
- непредставление аудиторского заключения в соответствующих случаях;
- неверное определение размера финансовой гарантии;
- ошибки и проблемы «упрощенцев».
Литература
1. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: base. garant.ru> 12164283
2. Александров О.А. Бухгалтерский учет в туризме: Практ. пособие / О.А. Александров. - М.: Омега - Л., 2006. - 190 с.
УДК 383.483.11:502.17
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РЕКРЕАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО И ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
В.Н. Шарахматова 1 2
'Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683038;
2АНО Этноэкологический информационный центр «Лач», Петропавловск-Камчатский, 683049
e-mail: V. [email protected]
Представлены результаты исследования экологического и этнографического туризма на особо охраняемых природных территориях. Анализируется этнографический и экологический туризм как фактор устойчивого развития рекреационных зон ООПТ.
Ключевые слова: рекреационный потенциал, этнографический и экологический туризм, устойчивое развитие, особо охраняемые природные территории.
Use of recreational facilities of the protected areas for sustainable development of ecological and ethnographical tourism. V.N. Sharakhmatova ^Kamchatka State Technical University, 2ANO Ethnoecological information center «Lach», Petropavlovsk-Kamchatsky)
The results of the research devoted to the ecological and ethnographic tourism in protected areas are presented. We analyze the ethnographic and ecological tourism as a factor for sustainable development of recreational zones in the protected areas.
Key words: recreational potential, ethnographical and ecological tourism, sustainable development, protected areas.
Создание особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признано мировым научным сообществом одной из наиболее действенных и эффективных форм сохранения и восстановления природного биологического разнообразия. Однако роль ООПТ не ограничивается только этим. Набирающими скорость темпами растет роль и значение ООПТ как эстетических объектов для экологического и этнографического туризма.