Научная статья на тему 'Особенности учета операций туроператора по организации авиаперевозок'

Особенности учета операций туроператора по организации авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чекоданова А. И., Горячева О. П.

Рассматриваются методические основы организации бухгалтерского учета туроператора при организации авиаперевозок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности учета операций туроператора по организации авиаперевозок»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

А. И. Чекоданова Научный руководитель - О. П. Горячева Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ОСОБЕННОСТИ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ ТУРОПЕРАТОРА ПО ОРГАНИЗАЦИИ АВИАПЕРЕВОЗОК

Рассматриваются методические основы организации бухгалтерского учета туроператора при организации авиаперевозок.

Туриндустрия, как сегмент рынка, достаточно хорошо изучена и описана у таких авторов как Ю. В. Емельянова, И. Н. Маканова, Е. Н. Ильина, О. А. Александров и др. [1-5], но проблематика бухгалтерского учета туроператора при организации авиаперевозок связана с недостаточной методической обеспеченностью учетного процесса туристической деятельности в специальной литературе. Изложенное в полной мере характеризует актуальность темы.

Авиаперевозка является одной из основных услуг, формирующих турпродукт. Особенности учета операций, возникающих у туроператора в связи с воздушной перевозкой, возникают в связи со следующими обстоятельствами:

разнообразие форм отношений туроператора с авиаперевозчиком (заказ чартерной перевозки, выкуп блока мест с теми или иными ограничениями на чартерных и регулярных рейсах, приобретение авиабилета на регулярные рейсы под конкретную заявку заказчика);

невозможность изменения временных границ оказания услуг (если кресло не продается, то оно улетает пустым) и вызванная этим необходимость как гибкого подхода к ценообразованию, так и поиском компенсационных механизмов в случае отказа клиента от перелета;

разнообразие методов организации продаж авиабилетов (продажа за наличный и безналичный расчет, через сайт авиаперевозчика, с помощью корпоративной банковской карты и др.) и способов финансовых взаимоотношений;

наличие сопутствующих услуг консультационного характера, связанных с продажей авиабилетов, требующих обеспечения соответствующей ценности в глазах потребителя и готовности за нее платить, а также механизма гарантий урегулирования претензий заказчика по данным услугам;

определение субъекта ответственности при сбоях в предоставлении услуги авиаперевозки и сопутствующих услуг;

урегулирование финансовых отношений при добровольном отказе от воздушной перевозки.

В случае заказа чартерной цепочки на сезон туроператор планирует динамику спроса в течение этого времени, формируя необходимую частоту (количество рейсов в неделю) перевозки и определяя наиболее подходящий тип воздушного судна. Практика отношений туроператоров с авиаперевозчиками показывает, что последние с большим желанием готовы пойти на увеличение частоты при спросе, превышающем планируемый, чем на сокращение частоты при падении спроса.

Поскольку перевозчик, часто являясь более сильной стороной договора, вынуждает туроператора идти на такие условия, последнему остается либо проводить гибкую ценовую политику, обеспечивающую максимальную заполняемость воздушного судна, либо, не провоцируя демпинг, формировать резерв предстоящих расходов и платежей. Специфика данного резерва в том, что он может пополняться не равномерно в течение года, а сообразно величине турпотока: в высокий сезон больше отчислений, в низкий сезон или при возникновении неблагоприятных обстоятельств для туризма (стихийные бедствия, политические волнения и т. п.) за счет данного резерва будут возмещаться потери туроператора от недозагруженных рейсов [5].

Говоря об индивидуальном бронировании, отметим, что в последние годы формируется практика заказа поездки за несколько месяцев до ее начала с тем, чтобы успеть приобрести билеты по минимальному тарифу. Возникает специфический вид услуг, связанный с авиаперевозками - мониторинг авиатарифов по представляющим интерес направлениям с уведомлением о соответствующих предложениях клиентов.

Существующие подходы к ценообразованию на услуги авиаперевозки обусловливают широкое применение методов директ-костинга в управленческом учете туроператора, организующего авиаперевозку. В его рамках следует выделять следующие группы затрат, по которым и вести учет на соответствующих аналитических счетах: затраты на туриста (группу туристов); затраты на рейс; затраты на цепочку; общехозяйственные затраты [4].

Отметим, что переменные затраты, связанные с обслуживанием конкретных туристов и зависящие от их числа, составляют лишь незначительную долю в общих затратах.

Туроператор, заключивший соглашение с авиаперевозчиком, при продаже турпродукта становится ответственным за изменение условий перевозки перед туристом. Такое положение следует из ст. 9 закона «Об основах туристской деятельности в РФ» [3]. Например, если вылет не состоялся вследствие технических причин, ненадлежащей подготовки самолета, технической неисправности, то подобного рода обстоятельства не имеют значения для туриста, поскольку у него есть непосредственные договорные отношения с туроператором, и его не должно волновать то, каким образом туроператор проконтролирует действия авиакомпании.

Обобщая приведенные обстоятельства, можно выделить следующие методические особенности учета операций туроператора, связанных с авиаперевозкой:

Секция «Современное состояние бухгалтерского учета, анализа и аудита»

создание резервов предстоящих расходов сообразно динамике спроса на турпродукт;

закрепление внутренним распорядительным документом ценовой политики во избежание избыточного налогообложения;

применение системы директ-костинга (в себестоимость продуктов включаются только переменные затраты, а затраты постоянные сразу относятся на финансовый результат) [1];

обеспечение возможностей отражения в учете абонементных форм обслуживания;

формирование новых объектов калькуляции затрат, связанных с легитимизацией оказания консультационных услуг;

планирование резервирования наличности для обеспечения выплат клиентам в случае отказа от авиаперевозки;

использование контрольно-кассовой техники для обеспечения приема наличных платежей в оплату авансов и в оплату дополнительных услуг.

Создание адекватного механизма учета операций туроператора, охватывающего весь спектр предоставляемых им услуг, способно существенно усилить его позиции на высококонкурентном рынке туристской деятельности.

Таким образом, в статье рассмотрены проблемы учета операций туроператора при организации авиаперевозок.

Библиографические ссылки

1. Емельянова Ю. В. Маканова И. Н. Семенихин В. В. Туристская деятельность: Особенности бухгалтерского учета и налогообложения: Лицензирование, сертификация, правовое регулирование; Операции с денежной наличностью; Формирование и продажа туристского продукта: Практическое руководство. М. : Эксмо, 2007.

2. Жукова М. А., Сенин В. С., Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма : учеб. пособие. 4-е изд., испр. и доп. М. : КноРус, 2009

3. Ильина Е. Н. Туроперейтинг. Организация деятельности // Финансы и статистика. 2007.

4. Александров О. А. Бухгалтерский учет в туризме: Типовые операции и расчеты: Валютные операции; Учет курсовых и суммарных разниц; Бухгалтерские проводки в организациях - турагентах и туроператорах: Практическое руководство 2-е изд., испр., доп. М. : Омега-Л, 2007.

5. Городецкая М. И. Бухгалтерский учет и налогообложение в индустрии туризма : учеб. пособие. 2010.

© Чекоданова А. И., Горячева О. П., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.