Научная статья на тему 'Некоторые трудности при реализации турпродукта'

Некоторые трудности при реализации турпродукта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
761
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИСТ / TOURIST / ТУРФИРМА / ТУРОПЕРАТОР / TOUR OPERATOR / ТУРИСТСКИЙ ПРОДУКТ / TOURIST PRODUCTS / ТУРИСТСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURISM ACTIVITIES / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / TRAVEL AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Косякова Марина Владимировна

Статья посвящена исследованию вопроса защиты прав туристов при исполнении договоров на оказание туристических услуг. Анализируются сложности, возникающие у туриста при исполнении таких договоров и способы защиты их нарушенных прав в соответствии с действующим законодательством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME DIFFICULTIES IN THE IMPLEMENTATION OF TOURISM PRODUCTS

The article is devoted to the study and protection of the rights of tourists in the performance of contracts for the provision of tourist services. Analyzes the difficulties that the traveler in the performance of such contracts and the ways to protect their violated rights in accordance with applicable law.

Текст научной работы на тему «Некоторые трудности при реализации турпродукта»

М.В. Косякова

НЕКОТОРЫЕ ТРУДНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ТУРПРОДУКТА

Статья посвящена исследованию вопроса защиты прав туристов при исполнении договоров на оказание туристических услуг. Анализируются сложности, возникающие у туриста при исполнении таких договоров и способы защиты их нарушенных прав в соответствии с действующим законодательством.

Ключевые слова: турист, турфирма, туроператор, туристский продукт, туристская деятельность, потребитель.

M.V. Kosyakova

SOME DIFFICULTIES IN THE IMPLEMENTATION OF TOURISM PRODUCTS

The article is devoted to the study and protection of the rights of tourists in the performance of contracts for the provision of tourist services. Analyzes the difficulties that the traveler in the performance of such contracts and the ways to protect their violated rights in accordance with applicable law.

Keywords: tourist, travel agency, tour operator, tourist products, tourism activities, the consumer.

Несмотря на кризис, российские граждане хотят получить качественный отдых, предлагаемый туроператорами, но, к сожалению, это не всегда соответствует представлениям туристов, заплатившим за свой отдых.

Согласно ст.1 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. от 3 мая 2012 г.)1 (далее - Закон об основах туристской деятельности) туроператор — это организация, занимающаяся комплектацией, продвижением и реализацией туров и формированием комплекса услуг для туристов. Туроператор разрабатывает туристские пакеты, обеспечивает предоставление туристских услуг, рассчитывает цены на туры, передает туры турагентам для их последующей реализации туристам, обеспечивает информационную поддержку процесса реализации тура.

Только с 22 декабря 2014 г. по 22 января 2015 г. в общество по защите прав потребителей поступило большое количество обращений от туристов. Значительная их часть была связана с вопросами неудовлетворительной перевозки, размещения и действий страховых компаний в соответствующих случаях. Помимо этого, распространенной проблемой для многих путешественников в январе стало требование фирм доплатить за уже приобретенный тур и нежелание возвращать средства по требованию клиента.

Много обращений поступает по поводу расторжения договора с туроператором, в связи с банкротством туристических фирм, оформлением документов. Помимо этого, некоторые туристы жаловались на сокращение сроков тура либо вообще на его отмену.

Уже с конца ноября 2008 г. на туристическом рынке России сложилась ситуация, при которой нарушаются законные права потребителей туристского

© Косякова Марина Владимировна, 2015

Старший преподаватель кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: mvk265@mail.ru

продукта. Практически все туроператоры, работающие в области выездного туризма, требуют произвести доплату к стоимости реализованного агентствами по их поручению туристского продукта. Размер доплаты в зависимости от туроператора и направления составляет от 40 до 115 долл. США за каждого туриста.

Свои действия туроператоры объясняют повышением авиакомпаниями т.н. «топливного сбора», считая его законным и обоснованным, поскольку ст. 10 Закона об основах туристской деятельности допускает изменение условий договоров с туристами (в т.ч. и стоимости туристского продукта) на основании «непредвиденного роста транспортных тарифов». Однако при этом туроператоры упускают из вида тот факт, что стоимость чартерной перевозки, включенной в туропродукт, не является транспортным тарифом. Так, в соответствии с п. 30 Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей"» (в ред. от 16 июля 2014 г.) (зарегистрировано в Минюсте России 27 сентября 2007 г. № 10186)2 (далее - Правила воздушных перевозок) тарифом признается установленная перевозчиком провозная плата, зарегистрированная и опубликованная перевозчиком в установленном порядке. Кроме того, согласно п. 31 названных Правил, провозная плата указывается в перевозочном документе.

Как известно, в подавляющем большинстве случаев в турпродукт включается перевозка, оформляемая бланками авиабилетов, которые в графе «тариф» вместо кода тарифа, зарегистрированного и опубликованного перевозчиком в системе бронирования, содержат аббревиатуры № (не возвращаемый билет), или СН Н (чартер). Чартерными называют рейсы, не вносящиеся в основное расписание. СС Это разовые рейсы, которые становятся особенно популярны тогда, когда коли- | чество пассажиров начинает увеличиваться, в т.н. периоды «высокого сезона». к Международных соглашений, регулирующих отношения сторон договора воз- г

о

душного чартера, не существует. Д

а

Статья 787 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) (часть вторая) от в 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (в ред. от 31 декабря 2014 г.)3 регулирует отношения н по фрахтованию (чартеру), выделяя этому договору в системе транспортных обязательств отдельное место, предусматривает, что его форма и порядок за- д

и

ключения устанавливаются транспортными уставами и кодексами. Согласно О

к

ст. 104 Воздушного кодекса РФ (далее - ВК РФ) от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ (в а ред. от 14 октября 2014 г.)4 осуществление чартерных воздушных перевозок регу- | лируется этим Кодексом. Чартер — договор между владельцами транспортного | средства и фрахтователем (нанимателем) на аренду всего транспортного средства № или его части на определенный рейс или срок. Воздушный чартер — договор 1

о

фрахтования воздушных транспортных средств. Правила перевозок применя- ~ ются к чартерной перевозке в части, не противоречащей договору фрахтования. 5

Не имеющий четко определенной провозной платы, авиабилет на чартерный рейс не является договором перевозки пассажира в соответствии с ГК РФ_и ВК РФ. Отличие стоимости перевозки чартерным рейсом от тарифа подчеркивается и в Правилах воздушных перевозок. Так, в п. 32 говорится, что «платой за перевозку пассажиров, багажа, грузов чартерными рейсами в перевозочном документе может не указываться», тогда как тариф определяется как «провозная плата». 97

Согласно ст. 790 ГК РФ провозная плата — это плата, взимаемая за перевозку пассажиров и багажа и установленная соглашением сторон договора перевозки пассажира, если иное не предусмотрено законом или другими правовыми актами. Провозная плата Аэрофлота — это тариф, являющийся лишь частью полной стоимости авиаперевозки (билета), которая также включает топливные, аэропортовые и прочие сборы.

Таким образом, повышение для туроператоров стоимости заказанных ими чартерных рейсов (равно как и зафрахтованных им блоков мест на регулярных рейсах) является собственным риском туроператоров и не дает им законных оснований для повышения цен на уже оплаченные турпакеты. Следовательно, туроператоры не имеют право повышать оплату данной услуги, т.к. это противоречит Закону от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. от 2 июля 2013 г.) (далее - Закон о защите прав потребителей)5.

Увеличился объем претензий туристов по поводу незаконного увеличения стоимости турпродукта туроператорами, что является нарушением Закона о защите прав потребителей. Подавляющее большинство туроператоров в силу своего правового нигилизма включают в договоры с турагентами заведомо незаконные условия (например, возможность изменения условий путешествия в одностороннем порядке). Делая это, туроператоры нарушают права потребителей - туристов и ущемляют экономические интересы своих партнеров-агентов, не учитывая при этом, что любые действия, совершаемые агентом по поручению принципала, в соответствии со ст. 1005 ГК РФ всегда совершаются за счет последнего. Следовательно, туроператор не вправе обязывать турагента увеличивать а продажную цену уже реализованного турпродукта, а также не может требовать ? возмещения турагентом своих убытков.

3 Согласно ст. 9 Закона об основах туристской деятельности туроператор несет

! ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или I ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского

1 продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего

го

| имени, если он не перечислил деньги оператору, не встретил в аэропорту, поме-

| нял, по какой-то причине время вылета, отель, город и т.д., т.к. это относится к

| существенным условиям договора.

2 Существенными признаются условия, которые являются таковыми в силу ° Закона, а также условия, относительно которых по заявлению одной из сторон « должно быть достигнуто соглашение. (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Существенные условия | договора купли-продажи туристического продукта изложены в ст. 10 Закона об е основах туристской деятельности. За несоблюдение требований закона турфир-° ма может быть привлечена к административной ответственности. Это является

0

° основанием для признания такого договора незаключенным.

го

3 Так, например, гражданка Н. приехала на курорт. В аэропорту ее ждала гид

1 (экскурсовод) — профессионально подготовленное лицо, осуществляющее дея-| тельность в стране временного пребывания (ст.1 Закона об основах туристской

деятельности) и сразу же заявила, что мест в отеле, обозначенном в путевке, нет и их селят в другой отель, до которого надо ехать 7 ч автобусом, правда, категория его выше. По приезде оказалось, что условия ужасные (вплоть до плесени на потолке). В договоре между туроператором и туристом было прописано, что агентство может менять отель, перевозчика и ни за что не отвечает. Это условие 98 является нарушением Закона и влечет недействительность договора.

Другому туристу обещали море в 20 м, номер с кондиционером, телевизором, гриль-баром, золотым умывальником, а оказался обычный полулюкс типа подмосковного пансионата. Пообещать - не значит исполнить.

В соответствии со ст. 10 Закона об основах туристской деятельности иные условие договора определяются по соглашению сторон, при условии, что они письменно внесены в договор. Условия путешествия и общая цена туристского продукта указываются в туристской путевке, являющейся неотъемлемой частью договора о реализации туристского продукта» (ст. 10).

В договоре турфирмы за срыв поездки по ее вине предусмотрена ответственность - неустойка за просрочку исполнения обязательства п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей.

В ст. 10 Закона об основах туристской деятельности говорится, что при расторжении договора возмещение убытков осуществляется в соответствии с фактическими затратами сторон. То же самое говорится и в ст. 32 Закона о защите прав потребителей: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуг в любое время при оплате исполнителю фактически понесенных расходов, связанных с исполнением обязательства». При этом затраты исполнителя должны быть подтверждены установленным Законом способом. Отказ потребителя от исполнения договора является его правом, предусмотренным законодательством РФ.

Нередко в договоре между туристом и туроператором можно встретить подобные строки: в случае добровольного отказа от тура со стороны туриста продавец оставляет за собой право на удержание штрафа. Размер штрафа составляет: за 30 дней до начала путешествия - 5% от цены договора; 29-20 дней до начала тура - 25%;

20-10 дней до начала тура - 50%; т

10-0 дней - 100%. к

Таким образом, включение в договор штрафных санкций в отношении ту- р риста за отказ от исполнения договора является нарушением его права как по- в требителя. о

В соответствии со ст. 16 Закона О защите прав потребителей «условия договора, о' ущемляющие права потребителя, по сравнению с правилами, установленными Д законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области за- т щиты прав потребителей, признаются недействительными». Следовательно, н подобное положение договора является грубым нарушением прав потребителя. I За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет рр ответственность, предусмотренную законом. Включение в договор условий, | ущемляющих установленные законом права потребителя влечет за собой ад- К министративную ответственность в виде наложения штрафа на саму турфирму, I, будь то туроператор или турагент. Д

Штрафные санкции в отношении туриста, предусмотренные договором между и туристом и турагентом (туроператором), незаконны и недействительны. Туро- и ператоры должны предоставлять туристический продукт в полном объеме, обу- 3 словленном в договоре, т.е. отвечать по обязательствам перед туристом. Турист 0 имеет право отказаться от услуги в соответствии с Законом о правах потребите- ) лей, а туроператор имеет право на возмещение понесеных расходов, но не в виде 1 штрафов, а лишь на те расходы, которые связаны с реализацией турпродукта.

1 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 49, ст. 5491; 2012. № 19, ст. 2281.

2 См.: Российская газета. 2007. 10 окт.; 2014. 17 сент.

3 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 5, ст. 410; .2015. № 1, ч. I, ст. 65.

4 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации.1997. № 12, ст. 1383; 2014. № 42, ст. 5615.

5 В данном виде документ опубликован не был. Редакция документа от 9 января 1996 г. см.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1996. № 3, ст. 140; 2013. № 27, ст. 3477. 99

Н.И. Кузнецова

ЛЕКАРСТВЕННОЕ РАСТИТЕЛЬНОЕ СЫРЬЕ КАК ОБЪЕКТ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

В статье рассматривается вопрос об отнесении лекарственных растений, трав, сборов к объектам гражданских прав в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об обращении лекарственных средств». Анализируются факторы, влияющие на оборотоспособность лекарственных средств и порядок их реализации. Приводится классификация лекарственных трав, растений и сборов в зависимости от возможности их участия в гражданском обороте.

Ключевые слова: лекарственное растительное сырье, растения, травы, сборы, оборо-тоспособность.

N.I. Kuznetsova

MEDICINAL PLANT RAW MATERIALS AS OBJECTS OF CIVIL RIGHTS

The article is devoted to the study of the classification of medicinal plants, herbs, fees to the objects of civil law rights in accordance with the Civil code of the Russian Federation and the Federal law "On circulation of medicines". Analyzes the factors influencing operatorpanel drugs and the manner of their implementation. Classification of medicinal herbs and fees depending on the possibility of their participation in the civil turnover.

Key words: medicinal plant raw materials, plants, herbs, fees, operatorpanel.

Объекты правоотношений — это различные материальные (в т.ч. вещественные) и нематериальные (идеальные) блага либо процесс их создания, составляющие предмет деятельности субъектов права.

Согласно п. 13 ст. 4 Федерального закона от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (в ред. от 12 марта 2014 г.)1 лекарственным растительным сырьем являются свежие или высушенные растения либо их части, используемые для производства лекарственных средств организациями — производителями лекарственных средств или изготовления лекарственных препаратов аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Способность вещей быть объектами имущественного оборота, в т.ч. различных сделок, принято называть оборотоспособностью. Согласно ст. 129 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не ограничены в обороте. Законодательством могут быть предусмотрены случаи или порядки, когда оборотоспособность объектов гражданских прав ограничивается. Такие ограничения могут быть различными, например, установление отдельных видов объектов гражданских прав, совершение сделок в отношении которых допускается только по специальному разрешению, которое

© Кузнецова Наталия Игоревна, 2015

Аспирант кафедры гражданского и семейного права (Саратовская государственная юридическая ака-100 демия); e-mail: antonina_31@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.