УДК 725.4; 725.8; 725.9 © Р.Г. Ташбулатов, А.Г. Бабенко, 2014
ОСОБЕННОСТИ АРХИТЕКТУРНО-ПЛАНИРОВОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КИНОСТУДИЙНЫХ КОМПЛЕКСОВ
На примере мировых аналогов предложено определение многофункциональному архитектурному образованию - киностудийный комплекс. Рассмотрены основные предпосылки формирования данных объектов, проанализированы их основные функциональные и архитектурно-планировочные особенности, сходства и различия с киностудиями.
Ключевые слова: архитектура, киностудия, киностудийный комплекс (КК), функциональное зонирование.
В условиях возрастания роли досуга в жизни общества повышенного внимания заслуживает такое направление современной архитектуры как проектирование киностудийных комплексов (КК). Киностудийный комплекс включает в себя не только здания для фильмопроизводства, но и объекты для реализации разнообразных общественных функций. Целью статьи является анализ особенностей становления архитектурно-планировочной структуры КК и выявление характерных тенденций их развития.
Большинство современных КК образовались путем эволюции из киностудий. Под киностудий понимается, предприятие по производству кинофильмов, сочетающее художественно-творческие и производственно-технические процессы [4]. Прообразами современных киностудий можно считать, созданные Томасом Эдисоном «Black Maria» («Черный ворон»); в г. Уэст-Ориндж, США 1893г.; и «Ателье Поз» Жоржа Мельеса в Монтрё, Франция, 1897 г. (рис. 1).
С появлением звука в конце 1920-х годов большинство студий были оборудованы шумоизолирующим материалом. Они более не состояли из одного здания и для своей структуры требовали обширных территорий (рис. 2.). Складывается типичный образ киностудии, дошедший до нашего времени: планировочное ядро составляет блок съемочных павильонов; блок зданий для проведения постобработки снятого материала (постродакшен); здания общественно-деловой направленности [4].
Рис. 1. Первая киностудия в мире «Black Maria» («Черный ворон»), г. Уэст-Ориндж, Нью-Джерси, США, 1893 г. (слева); «Ателье Поз», Монтрё, Франция 1897 г.
Рис. 2. Студия «Warner Bros» (слева), аэрофотосъемка, Бербанк, Калифорния, 1920 г.; ««Metro-Goldwyn-Mayer»,аэрофотосъемка, Лос-Анджелес, 1937 г. США
В межвоенный период строительство зданий коммерческого назначения: отелей, доходных домов, по-прежнему играло доминирующую роль. Гигантские небоскребы, изобретенные в США, появились в Европе [3]. В структуре киностудий так же появляются многоэтажные офисные здания: «WarnerBros. Pictures», «20thFoxPictures», «UniversalPictures».
С конца 80-х гг. компьютеризация и высокие технологии стали способствовать небывалому ранее уровню кинематографии. Диснеевский фильм «История игрушек» (1995) стал первым анимационным фильмом, созданным исключительно с помощью компьютерных технологий, прославивших компанию «Pixar» [2, с. 118]. Возникает тенденция не к накоплению новых струк-
турных элементов, а к добровольному отказу (абдикации) от ряда составляющих объемов, по причине морального износа или нерентабельности. При значительном различии занимаемой территории, по сравнению с киностудиями полного цикла и уменьшению количества структур, компании «Р1хаг» стала самой успешной в коммерческом плане студией за всё время существования кинематографа [8].
Концепция предоставления развлечений на основе фильмо-продукции впервые успешно была реализована Уолтом Диснеем. Основываясь на идеях сада Тиволи в Дании, Эфтелинг в Нидерландах и Гринфилд-Виллидж, Страны детских фантазий в США., а так же на парке райских Источников коммуны «Дом Давида» в БентонХарборе, Мичиган:в 1955 г. в г. Айхайме штат Калифорния США был открыт «Парк Диснейленд »[5] (рис. 3).
Коммерческий успех парка повлиял на пересмотр функционального использования следующих территорий мировых киностудии: открытые натурные площадок, офисно-гостиничные зоны, резервные площади. Данные образования использовались для кинопроизводства эпизодически, либо одноразово, что позволяло сдавать их в аренду для нужд не связанных с кинопроизводством, а так же переводить в ранг тематического парка. Например, после использования декораций к кинофильму «Водный мир» на киностудии «ишуегеа1Рю1;иге8» в 1995 г, кинокомпания решила сохранить её и использовать в качестве аттракциона на воде для горожан (рис. 4).
Накапливаясь, декорации создают декорационные комплексы, которые, при необходимости концентрируют и компонуют с помощью переноса (рис. 5).
1 № г IМ S г 2014 г
Рис. 3. Развитие тематического парка «Disneyland.» в г.Анхайм, США с 1955 по 2014 гг.
Рис. 4. Аттракцион «Водный мир» для посетителей студии «Universal Pictures»
Рис. 5. Использование декорационного комплекса для прогулок«Disney's Hollywood Studios, г.Бэй-Лэйк, штат Флорида, США (слева); точная копия пекинского Запретного Города на киностудии «Hendian World Studios», Китай (центр); декорационный комплекс «Старая Москва» на киностудии «Мосфильм», РФ (справа)
На КК появляются улицы насыщенные торгово-развлека-тельными функциями, объединенные тематикой кино. Образуется зона тематического парка культуры и отдыха на территории киностудии.
Многие крупные киностудии мира имеют в своем составе тематические парки постоянного и временного действия (табл. 1). Постоянные тематические парки полностью автономны от процесса кинопроизводства и имеют высокую концентрацию территорий общего доступа: площади, скверы, бульвары, улицы, набережные с аттракционами, музеи-выставки, театры, кинотеатры. Под временными тематическими парками подразумевается территория обслуживающая павильонный комплекс: натурные площадки, открытые декорации, производственные цеха и склады. Отличие временно действующего парка — в эпизодическом открытом доступе для широкой общественности. Киностудия создаёт условия тематического наполнения парков (сохраненные уникальные декорации, атмосфера таинства создания фильмов), а так же при необходимости, использует парки, как натурную площадку для съемок [6].
КК относятся к числу кинокомплесов с наиболее сложной функциональной организацией. Данный тип предприятий осуще-
ствляет полный цикл процессов по созданию медиапродукции, и организует условия для активной общественной жизни окружающего города.
Функциональная организация КК, его размещение в городской застройке и объемно-планировочное решение основных структур в значительной степени определяются площадью съемочных павильонов - это показатель мощности киностудии, а также историческими особенностями его развития, профильно-стью. Основная деятельность КК направлена на обслуживание двух основных категорий населения: заказчиков медиапродукции, городских жителей (в предоставлении прочих услуг в т.ч. досуга).
Одной из специфических особенностей КК является их общественный статус и вовлеченность в общегородскую жизнь. В отличии от киностудий, куда доступ широкой общественности ограничен, по технологическим причинам. В КК пересмотрено соотношение функциональных зон с целью создания архитектурной среды, соответствующей потребностям современного человека.
Таблица 1
Примеры интеграции тематических парков в структуру киностудий
№ И.Г1 Логотип киностудни Название киностудии, местонахождение Процен т площади занимаемый тематическим парком
| постоят ^действующис тематические парки
1 Universal Pictures, г. Лос-Анджелес, С!(1А 34% =56 га от 162 га
2 © Hengdia и World Studios, пригород Донгя ига 60% =198 га от 330 га
3 # Studio Babelsberg, быв. DF.FA г. Берлин. Германия 28,8% =12,63 га от 44 га
4 id^Lr Disney's Hollywood Studios г. Б->й-Лейк, США 66% =34,7 га от 52 га
5 Ramoji Studio г. Хайдабарад, Индия 88% =162,8 га от 185 га
времениодейству ющие тематические парки
1 MLP Мосфильм, г. Москва, РФ 68% = 10,74 га от 15,8 га
2 шш Wamer Brothers Studio, г. Лос-Анджелес, США 43% =22,36 га от 52 га
3 в Wamer Brothers Studio, г. Лос-Анджелес, США 43% =12,04 га от 28,25 га
Как правило, КК размещаются в центральных районах города в зонах, ограниченные крупными транспортными артериями. В условиях невозможности дальнейшего градостроительного роста, зачастую они имеют филиалы, располагающиеся при различных структурных и подразделениях города, либо других точках мира (рис. 6).
КК, размещенные за пределами города, чаще всего являются «сверхновыми», чье появление не сопровождалось столетним переустройством. Их образовали уже на основе мирового опыта проектирования и строительства подобных объектов. Например («Hendian World Studios» и «Ramoji Studio»).Они становятся центрами притяжения, как рабочих людских ресурсов, так и туристов, становясь комплексами развития территории (рис. 7).
Характерной особенностью КК, отличающей их от киностудий, является более активная архитектурная выразительность входных зон для привлечения и пространственной ориентации посетителей: создание площадей-накопителей, подчеркивание образа пути к воротам, система пешеходных улиц, перетекающих в площади-форумы. Киносъемочная зона имеет свои отдельные входные группы с КПП.
Существование в структуре КК целой группы подразделений, находящихся в культурно-развлекательной зоне (см. рис. 8) делает их уникальными градостроительными образованиями, сочетающими производство и общественную жизнь.
Рис. 6. Киностудийный комплекс «Universal Pictures» г. Лос-Анджелес США (слева); филиал тематического парка «Universal Pictures» в г. Осака, Японая (справа)
Рис. 7. Загородные (пригородные) киностудийные комплексы «Disney's Hollywood Studios» г. Бэй-Лэйк США (слева); «HendianWorld Studios», пригород Донгянга, Китай (центр); «Ramoji Studo», г. Хайдабарад, Индия (справа)
Характерной чертой КК, существенно влияющей на их архитектуру, является двойственность доступности среды для горожан. Если киностудия - закрытое производственная организация (режимный объект), то составе КК есть как открытые (тематические парки, торговые моллы, общественные центры), так и закрытые для посетителей зоны (предпродакшен, съемочные павильоны, постпродакшн).
Можно выделить шесть основных групп функциональных зон, имеющих значение для их объемно-пространственной организации КК:
1. зона съемок кинопродукции (является главной образующей для киностудии ее центром);
2. обслуживание павильонного комплекса (зоны съемок кинопродукции)- материальные склады, цеха, по производству декораций и пошиву костюмов и пр.;
3. постобработки отснятого материала (постпродакшн);
4. хозяйственного назначения (обслуживание комплекса, занимающего десятки гектаров территории);
5. общественно-деловая (администрации, концентрация кадров творческих профессий);
6. культурно-развлекательная (рекреационная, торговая) — для КК важна, как магнит притяжения посетителей.
В первые 4 зоны входят традиционные функции, принадлежащие подавляющему числу мировых киностудий, пятая зона является пограничной, т.к. её структуры не столь определяющие, как шестая, которая в большей степени характеризует КК.
Рис. 8. Схема взаимосвязи основных функциональных зон киностудийного комплекса
В результате исследования можно сделать следующие выводы: 1. Первые КК образовались из существующих киностудий, как результат поиска жизнеспособной модели в условиях разви-
вающегося города. Появление непроизводственных функций обусловлено потребностями городской жизни, высоким уровнем социального притяжения к киноиндустрии, накоплением декорационных комплексов, возможностью трансформации составляющих зон.
2. Тенденции изменения социального статуса и расширения функций КК привели к тому, что, кроме технологического процесса, изначально определявшего функциональную структуру комплекса на протяжении ХХ в., появились и другие факторы, существенно влияющие на его архитектуру. В настоящее время особенно значимыми становятся пространства, способствующие осуществлению развлекательных, досуговых и социокультурных функций, которые могут выполнять роль основных и вспомогательных композиционных центров, а также «буферных» зон между различными функциональными зонами КК. Сравнительный анализ функциональных возможностей КК с парками культуры и отдыха, торговыми, общественно-деловыми и досуговыми центрами - доказывает несомненное сходство социальных ролей данных учреждений. Таким образом, составляющие КК не ограничиваются производством кинопродукции.
3. Авторами предлагается следующее функциональное зонирование КК: зона съемок кинопродукции; обслуживание павильонного комплекса; постобработки отснятого материала; хозяйственного назначения; общественно-деловая; культурно-развлекательная. Вопросы поиска оптимального соотношения функциональных зон, связанных с выполнением технологических кинопроизводственных, и общественных пространств, возникающих в результате расширения функций киностудии, требуют дальнейшего изучения.
Анализ особенностей периодизации архитектуры киностудий позволяет заключить, что в начале своего появления архитектура носила формальный характер, она была инструментом фильмопроизводства для создания «защитной оболочки» в кратчайшие сроки. Так же характерна высокая концентрация различных функций в одном здании. Архитектура генплана диктовалась обеспечением межфункциональных связей. Развитие комплексов обусловили такие факторы как: близость к оживленным транспортным артериям, к городу, равнинный рельеф участка, наличие
собственных натурных угодий. Ведущим типом становиться загородная киностудия, образующая вокруг себя «киногород» [7]. Благодаря новым компьютерным технологиям современные киностудии стали более компактными, но мировое киносообщество еще полностью не отказалось от съемок в павильонах и на натурных площадках. Традиционные приемы все еще используюсь в строительстве новых киностудий: «CiudaddelaLuz» («Город Солнца», Испания, 2005 г.), «ParisStudio» (Париж, Франция, 2012 г.), «HendianWorldStudios», Китай.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агафонова Н.А. Искусство кино. Этапы, стили, мастера. Пособие для студентов вузов. Минск: Изд-во Тесей, 2005 г. 192 с.
2. Бергер А.А. Видеть - значить верить. Введение в зрительную коммуникацию / А.А. Бергер. - М.:Вильямс, 2005 - 138 с.
3. Гельфонд A.JI. Гельфонд, A.JI. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений: Учебное. Пособие. — М.: Архитектура-С, 2006. — 280 с.
4. Коноплёв Б.Н. Основы фильмопроизводства: уч. пособие для киновузов. М.: Искусство, 1988 г.. 320 с.
5. Сириано Кристофер. Дом Давида. Издательство Аркадия. 2007. ISBN 978-0-7385-5082-4. 40 с.
6. Ташбулатов Р.Г. Киностудийный комплекс, как один из центров общественной жизни города. Материалы международной научной конференции. Молодые исследователи регионам. Том 1. Секция «Архитектура и дизайн архитектурной среды». Стр.: 329-331. URL: http://www.regconf. vstu.edu.ru/
7. Ташбулатов Р.Г. Эволюция архитектуры киностудий. Архитектон: известия вузов» № 42 - Электронное издания Приложение Сентябрь 2013URL: http://archvuz.ru/2013_22/9.
8. Википедия. Свободная энциклопедия. Анимационная студия «Pixar». URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Pixar.
КОРОТКО ОБ АВТОРАХ
Ташбулатов Роман Гайзуллаевич - аспирант, кафедра Архитектуры и градостроительства, Инженерной школы, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, e-mail: iron5tone@mail.ru,
Бабенко Алексей Геннадьевич - кандидат архитектуры, профессор кафедры Архитектуры и градостроительства, Инженерной школы, Дальневосточный федеральный университет, Владивосток, e-mail: agb@mail.primorye.ru
UDC 725.4; 725.8; 725.9
PARTICULAR ARCHITECTURAL DESIGN FILM STUDIO COMPLEX
Tashbulatov R.G., PhD student, Department of Architecture and Urban Planning, School of Engineering, Far Eastern Federal University, e-mail: iron5tone@mail.ru , Russia, Babenko A.G., Candidate of Architecture, Professor, Department of Architecture and Urban Planning, School of Engineering, Far Eastern Federal University, e-mail: agb@mail.primorye.ru, Russia.
In this paper, on the example of analogues in the world offers a definition of multifunctional architectural education — movie studio complex. The basic prerequisites for the formation of these objects, analyzed their basic functional and architectural and planning features, similarities and differences with the movie studios.
Key words: architecture, film Studio, film Studio complex (CC), functional zoning.
REFERENCES
1. Agafonova N.A. Iskusstvo kino. Jetapy, stili, mastera (The art of cinema. Stages, styles, master). Posobie dlja studentov vuzov. Minsk: Izd-vo Tesej, 2005. 192 p.
2. Berger A.A. Videt' — znachit' verit'. Vvedenie v zritel'nuju kommunikaciju (See — is believing. Introduction to visual communication)/ A.A. Berger. Moscow:Vil'jams, 2005, 138 p.
3. Gel'fond A.JI. Gel'fond, A.JI. Arhitekturnoe proektirovanie obshhestvennyh zdanij i sooruzhenij (Architectural design of public buildings and facilities): Uchebnoe. Posobie. Moscow: Arhitektura-S, 2006. 280 p.
4. Konopljov B.N. Osnovy fil'moproizvodstva: uch. posobie dlja kinovuzov (Fundamentals of filmmaking: uch. allowance for kinovuzov). Moscow: Iskusstvo, 1988. 320 p.
5. Siriano Kristofer. Dom Davida (House of David). Izdatel'stvo Arkadija. 2007. ISBN 978-0-7385-5082-4. 40 p.
6. Tashbulatov R.G. Kinostudijnyj kompleks, kak odin iz centrov obshhestvennoj zhizni goroda. Materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Molodye issledovateli regionam (Movie studio complex as one of the centers of social life. Proceedings of the international scientific conference. Young researchers regions). Tom 1. Sekcija «Arhitektura i dizajn arhitekturnoj sredy». pp.: 329-331. URL: http://www.regconf. vstu.edu.ru.
7. Tashbulatov R.G. Jevoljucija arhitektury kinostudij (The evolution of architecture movie studios). Arhitekton: izvestija vuzov». No 42. Jelektronnoe izdanija Prilozhenie Sentjabr' 2013URL: http://archvuz.ru/2013_22/9.
8. Vikipedija. Svobodnaja jenciklopedija. Animacionnaja studija «Pixar» (Wikipedia. The free encyclopedia. Animation studio Pixar). URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Pixar.