Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АРГУМЕНТАТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОСОБЕННОСТИ АРГУМЕНТАТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
13
0
Поделиться
Ключевые слова
РЕЧЬ / ОСНОВЫ АРГУМЕНТАТИВНОЙ РЕЧИ / SPEECH / ВЫСКАЗЫВАНИЯ / АРГУМЕНТАЦИЯ / ARGUMENTATION / BASICS OF ARGUMENTATIVE SPEECH / ФОРМИРОВАНИЕ / FORMATION / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / PRESENTATION

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Филиппова Аксана Равильевна

В статье обоснована актуальность формирования основ аргументативной речи у детей старшего дошкольного возраста. На основе проведенного исследования определены некоторые особенности аргументативной речи дошкольников.

Characteristics of the argumentative speech of children of preschool age

In the article the urgency of formation of the foundations of argumentative speech in children of preschool age. On the basis of the study identified some characteristics of the argumentative speech of preschool children.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АРГУМЕНТАТИВНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

2. Навыки культуры общения со сверстниками улучшились.

3. В результате проведенной нами работы уровень интереса детей к получению новой информации, закреплению знаний о культуре общения посредством ИКТ возрос.

В ходе эксперимента значительно повысился уровень сформированности культуры общения дошкольников так количество детей с высоким уровнем развития возросло с 6 до 12 детей. Средний уровень понизился с 9 до 8 человек, с низким уровнем осталось лишь 4 ребенка, на момент проведения эксперимента было 9 детей.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная разработанная нами педагогическая технология использование ИКТ в воспитание культуры общения детей старшего дошкольного возраста, способствует лучшему накоплению и сохранению культурного опыта общения детей, способствует налаживанию межличностному отношению со сверстниками и взрослыми, закреплению правил и норм культурного общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения : для бакалавров : допущено УМО в качестве учеб. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева ; под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. -Санкт-Петербург : Питер, 2013. - 464 с.

2. Формирование культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в процессе игры / Л.В. Лидак. - Ленинград : [б. и.], 1982. - Ч. 1, 2, 3.

3. Лихачев, Б.Т. Педагогика : курс лекций / Б.Т. Кларин. - М. : Педагогика, 1998. - 243 с.

4. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.А. Морева. - М. : Академия, 2005. - 432 с.

5. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2 т. Т. 1 / Г.К. Селевко. - М. : Народное образование, 2005. - 550 с.

6. Педагогика : учеб. пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина ; Междунар. акад. наук пед. образования. - М. : Академия, 2002. - 566 с.

УДК 373.21

А.Р. Филиппова, г. Сургут

Особенности аргументативной речи детей старшего дошкольного

возраста

В статье обоснована актуальность формирования основ аргументативной речи у детей старшего дошкольного возраста. На основе проведенного исследования определены некоторые особенности аргументативной речи дошкольников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Речь, высказывания, аргументация, основы аргументативной речи, формирование, представления.

A.R. Filippova, Surgut

Characteristics of the argumentative speech of children of preschool age

In the article the urgency of formation of the foundations of argumentative speech in children of preschool age. On the basis of the study identified some characteristics of the argumentative speech ofpreschool children.

Keywords: Speech, argumentation, basics of argumentative speech, the formation, presentation.

Формирование основ аргументативной речи является актуальной, но недостаточно изученной проблемой современных методик воспитания и обучения дошкольников. Долгое время, в психолого-педагогических исследованиях, спорным оставался вопрос о доступности данного типа речи для детей дошкольного возраста. Проведенное исследование позволяет выделяет некоторые особенности аргументативной речи детей старшего дошкольного возраста, в частности, круг детских представлений и ценностно-мотивационных ориентиров в области аргументативных высказываний.

Несомненно, чтобы ориентироваться в процессе общения со взрослыми и сверстниками, строить аргументативные высказывания произвольно и преднамеренно, подбирая аргументы в соответствии с коммуникативной ситуацией, необходимо обладать определенными представлениями в области аргументативного высказывания, иметь представление о назначении аргументативного текста, его структуре, языковых средствах, используемых в данном типе речи, а так же иметь представление о коммуникативных тактиках и стратегиях в аргументации. Изучая особенности аргументативной речи детей старшего дошкольного возраста, была проведена индивидуальная беседа, которая состояла из следующих вопросов:

1. Надо ли человеку доказывать что он прав? Для чего?

2. Приходилось ли тебе доказывать что ты прав? Кому?

3. Как ты думаешь, спорить - это хорошо или плохо? Почему?

4. Часто ли соглашаются с твоим мнением взрослые? Дети?

5. Как ты действуешь, когда хочешь, чтобы с твоим мнением кто-либо согласился?

6. Как нужно говорить, чтобы тебя слушали и соглашались?

7. Как обращаешься к собеседнику, когда ты с ним не согласен?

8. Можно ли доказывать без слов? Как?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ содержания детских ответов показал, что 68,7% опрошенных детей утверждают, что человеку необходимо доказывать свою правоту. По мнению дошкольников, чаще всего им приходится отстаивать свою точку зрения в процессе общения с близкими людьми (родителями, друзьями, братьями и сестрами), иногда с педагогами. Мотивацией для аргументации у большинства детей является чувство справедливости, желание знать (или доказать) правду, проявление лидерских качеств, соперничества с друзьями. Например, Маргарита Д.: "Надо! Потому что, если кто-то что-то сделает и не докажет, никто не узнает правду!", Рамазан К.: "Да, надо. Для того, чтобы человека уважали.", Катя Е.: "Чтобы у него (человека) было больше друзей.", Костя Г.: "Доказывать можно, когда обижают кого-то или бьют.", Милана Ф.: "Чтобы не говорили на него, что он врет. Чтобы человек, который врет и делает что-то неправильное, признался что он делает плохо.", Матвей В.: "Для того, чтобы быть главным!". Тем не менее, 20% дошкольников не знают для чего необходимо человеку доказывать свою правоту. Дети отказывались объяснять свою точку зрения или отвечали неосознанно, не задумываясь об ответе. Максим Р.: "Да надо доказывать, потому что это хорошая примета.", Данила П.: "Надо! Если чужой человек будет, то ему не надо верить.", Лиза К.: "Да, иногда друзьям! Чтобы они наконец-то отстали!".

11% дошкольников категорично высказывались против необходимости человеку отстаивать свою правоту. Матвей В.: "Плохо доказывать что ты лучше, лучше без этого обойтись!", Лолита М.: "Нет. Не надо доказывать", Алина О.: "Нет, не надо. Если человек неправ, то он может обидеться!", Максим М.: "Мне еще никто в жизни не доказывал". Данные высказывания достаточно осознанные, логичные, не противоречивые, но носят не вполне аргументированный характер. Только 9 % детей не знают для чего человеку необходимо доказывать свою правоту. Данные дети не

понимали смысла вопроса, переспрашивали либо отказывались отвечать. Мы считаем, что данные дети достаточно редко сталкивались с подобной ситуацией, поэтому не имеют полных и точных представлений о назначении аргументации в жизни человека, средствах ее применения в процессе общения со взрослыми и сверстниками.

Дошкольники, в целом, ориентируются в коммуникативных стратегиях и тактиках аргументации. На вопрос "Как ты действуешь, когда хочешь, чтобы с твоим мнением кто-либо согласился?" - мнение детей разделилось. Большинство (55.2%) испытуемых детей уверенны в том, что в данной ситуации надо уметь объяснять, договариваться, уговаривать, убеждать, спорить и доказывать. Саша Л.: "Надо убедить! Мне иногда приходится. А еще, хорошо себя вести и знать слово "пожалуйста", Линара.: "Разговаривать надо. Просто сказать - можно по-очереди. Договориться!", Леня Ч.: "Я договаривался со своими сестрами, когда выбирали комнату. Мы спорили. Надо договариваться!", Даниил П.: "Я их (детей) уговариваю. Но их сложно уговорить. А еще, слушаться надо воспитателя по-больше.", Алеша К.: "Говорю, что было у меня. Я объясняю детям. Надо объяснять.", Ульяна Т.: "Возможно вначале поговорить, а потом доказать, чтобы все поверили.", Варвара У.: "Надо попросить, сказать доброе слово. Я говорю папе: "Если ничего не купишь - домой не возвращайся!", Тимофей С.: "Надо доказать умностью!".

Дошкольники (29.4%) считают, что одним из эффективных способов достижения данной цели, является культура их поведения и общения. Софья Б.: "Я говорю вежливые слова "пожалуйста". А еще, надо спокойно сидеть, не болтать и не шуметь", Катя.: "Нужно сказать, послушайте меня, пожалуйста!", Алина О.: "Сначала подождать, чтобы они поговорили, а потом сказать: "Не надо перебивать!", Лиза П.: "Представиться надо, а потом сказать имя. Потом, другие мальчик или девочка скажут свое имя и мы будем дружить". Воспитание навыков культуры общения является важной частью воспитательно-образовательного процесса ДОО, поэтому понимание и активное использование в речи детей "вежливых слов" и соблюдение правил поведения, по мнению дошкольников, является важным способом решения многих конфликтных, спорных ситуаций, возникающих между детьми. Но, не для всех детей слово является главным аргументом. Например, Милана Ф.: "Говорить не надо! Человек может сказать, что я тебе не верю, пока сам не увидит. Я просто им (детям) докажу, покажу то, что хочу доказать", Максим М.: "Чтобы поверили, надо их увести на это место и показать. Когда мне не верят, я увожу на это место и показываю".

27.6% детей убеждены в том, что к их мнению будут прислушиваться только тогда, когда они делаю то, что хотят другие, совершают "добрые дела" и "хорошие поступки". Миша Н.: "Слушаться надо. Не говорить плохие слова, не драться, не кусаться.", Витя В.: "Надо помогать маме. Хожу на хоккей. А на хоккеи побил бы", Саша Е.: "Сначала надо сказать "пожалуйста". Хорошо себя вести. Если не хорошо себя вести, то ничего не купят", Алишер.: "Когда кто-то не соглашается, надо отступать. Надо сделать что-то им, а затем они мне сделают...", Ульяна Т.: "Я съедаю все, тогда они добреют (взрослые). А с друзьями можно договориться. Мы поделимся.", Алан Т.: "Делаю все, что хотят взрослые." Только 8.6 % дошкольников не знают что делать в подобной коммуникативной ситуации.

Любая информация, значимая для индивида, должна иметь определенную эмоциональную окраску, вызывать те или иные эмоции, соответствующее отношение. Данное положение применительно и к аргументативной речи, т.к. именно в ней отражаются чувства, эмоции, переживания, которые влияют на появление оценочных суждений у дошкольников. Поэтому, задачами беседы также являлось выявление потребности у дошкольников высказать свою точку зрения, интерес к аргументации и доказательству; оценивание аргументативных высказывания с позиции морали и

нравственности. Мы оценили субъективное отношение к использованию аргументации в повседневности.

Результаты беседы показали, что 96% детей негативно относятся к спору, как способу доказательства своей правоты. Спор ассоциируется у дошкольников с ссорой, неприятной конфликтной ситуацией, которая имела место быть в их жизненном опыте. 40% детей ответили, что им приходилось спорить с друзьями, с братом или сестрой. Аня Г.: "После ссоры всегда не дружат. А это очень плохо. Без друзей останешься тогда.", Дима Ф.: "Спор не может решить проблему", Матвей В.: "Спорю, но это очень плохо, потому что плохо доказывать что ты лучше. Лучше без этого обойтись.... меня дети сами доводят до спора.", Лиза К.: "Спорить плохо, потому что говорят плохие слова!". 59% детей утверждают что не спорят и стараются его избегать. Ахмет М.: "Спорить плохо, потому что когда споришь, то идут рассказывать. А это - плохо!", Саша Е.: "Нельзя спорить. Можно кого-нибудь обидеть.", Костя Г.: "Спорить плохо, потому что нельзя драться и кусаться. Кому-то может быть плохо.", Савелий К.: "Обычно не спорю, потому что после спора не дружат", Богдан З.: "Нет, никогда не спорю. Надо дружно жить. Когда спорят толкаются, бьются, спорят, обзываются", Тимофей А.: "Спорить нельзя. Если будешь спорить, то Боженька накажет". И, только 4% исследуемых дошкольников положительно отнеслись к спору, считая что спор неизбежен в общении со сверстниками и спорить можно по любому поводу т.к. он не мешает установлению дружеских взаимоотношений со сверстниками. Марсель К.: "Да, спорю с друзьями о всяком!", Катя Е.: "Спорим с детьми, делим игрушки", Миша Н.: "Да, люблю спорить!", Алишер: "Даже если я не прав, буду спорить.". При этом дети отмечают, что со взрослыми лучше не спорить, рекомендуют во всем с ними соглашаться, "ведь они все знают" и "их надо слушаться". Мнение взрослого человека авторитетно, не вызывает сомнение у дошкольников и редко подвергается критике. Данила П.: "Со взрослыми спорю! Они меня ругают. А я хочу побыстрее вырасти и гулять один. Нельзя с родителями спорить, ведь ремень достанут и побьют меня.", Леня Ч.: "Взрослые не любят, когда дети спорят. Можно договорится, а не спорить.", Ксюша Д.: "С воспитательницей нельзя договориться, а с детьми можно.".

Большинство опрошенных детей (65%) не склонны огорчатся и переживать по поводу несогласия окружающих людей с их точкой зрения, предпочитают согласиться с противоположным мнением или договорится с оппонентом спора в конкретной коммуникативной ситуации.

Таким образом, данные примеры речевых высказываний дошкольников демонстрируют достаточно точные, полные представления о назначении аргументативного высказывания, дети ориентируются в способах воздействия на слушателя, имеют общие представления о коммуникативных тактиках и стратегиях, что подтверждает возможность и необходимость формирования основ аргументативной речи у детей старшего дошкольного возраста. Но, к сожалению, у большинства дошкольников отсутствуют четкие представления о том, как нужно говорить, чтобы убедить слушателя, как обращаться к собеседнику во время спорной ситуации, отсутствуют полные представления о языковых средствах, типичных для аргументативного высказывания и его структуре. Зачастую, высказывания детей носят спонтанный, интуитивный, не осознанный характер, часто демонстрируются готовые речевые образцы, заимствованные у взрослых.