Научная статья на тему 'Особенности анализа политической ситуации в маркетинговой деятельности предприятия (на примере влияния акцизной политики государства на полиграфические предприятия)'

Особенности анализа политической ситуации в маркетинговой деятельности предприятия (на примере влияния акцизной политики государства на полиграфические предприятия) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Камышанов Антон Александрович

Рассмотрена политическая составляющая маркетинговой деятельности полиграфического предприятия на примере предприятий, участвующих в производстве алкогольной продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности анализа политической ситуации в маркетинговой деятельности предприятия (на примере влияния акцизной политики государства на полиграфические предприятия)»

УДК 339.318

А. А. КАМЫШАНОВ

ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ В МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ВЛИЯНИЯ АКЦИЗНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА НА ПОЛИГРАФИЧЕСКИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ)

Рассмотрена политическая составляющая маркетинговой деятельности полиграфического предприятия на примере предприятий, участвующих в производстве алкогольной продукции.

Оценка политической ситуации является одним из важнейших составляющих маркетинговой деятельности современного предприятия работающего на внутренних и внешних рынках. Причина этого очевидна - политика управляет законами, которые управляют нашим обществом, а соответственно оказывают определяющее влияние на правила бизнеса. Это проявляется во многих аспектах экономики. Наиболее яркий пример - налоги и налоговое законодательство, в значительной степени определяющее ценовую политику предприятий, или таможенное законодательство, которое за счёт высоких пошлин порой может полностью подавить продажи любого, даже самого востребованного на рынке товара.

В теории маркетинга анализ политической ситуации занимает важное место. Он является составляющей частью любого серьёзного бизнес-плана, и широко применяется при так называемом 8ТЕР-анализе. На практике недооценка этой составляющей может привести к значительным потерям для предприятия, а порой и к его банкротству. Ярким примером такого положения дел можно считать влияние акцизной политики государства на состояние отечественного алкогольного рынка, а также стратегию развития предприятий, действующих на нём.

Изменения, происходившие последние 5 лет в главе 22 второй части Налогового кодекса РФ, в значительно преобразили отечественный алкогольный рынок, позволив удержаться на нём лишь тем предприятиям, у которых было достаточно ресурсов, а также предприятиям, сумевшим правильно оценить и подстроиться

под динамику реформ. На переднем крае акцизной реформы вполне естественно оказались производители алкогольной продукции, а также поставщики комплектующих для этого вида производства (производители тары, упаковки, этикетки, укупорки и т. п.). Традиционно вводимые повышения ставок акцизов на алкогольную продукцию в начале календарного года (с 1 января) стали причиной появления резкого роста спроса на продукцию поставщиков комплектующих в конце каждого года, и резкого спада в начале года, который не коррелируется с динамикой спроса на алкогольную продукцию на рынке. Ситуацию усугубляет риск возможных из-менений в порядке уплаты акцизов ЛВЗ, что в свою очередь также влияет на амгтитуду колебания спроса.

В данной статье приводятся материалы исследования, проведённого в середине 2004 года, с целью спрогнозировать возможные колебания спроса на этикеточную продукцию московской типографии «ЗНАК» в период 1.10.2004-1.02.2005, а также определить комплекс мер для предотвращения резкого падения отгрузки предприятия. Материалы данной статьи могут быть использованы студентами для разработки и проведения собственных исследований в учебной и практической деятельности.

Методика исследования

Кабинетное исследование (органы статистики. СМИ).

Экспертный опрос (эксперты и аналитики организаций: ФГУП «РосСпиртПром», Национальная Алкогольная Ассоциация, ряд ЛВЗ).

© А. А. Камышанов, 2005 Вестник УлГТУ 2/2005

Материалы исследования

План анализа

1. Изучение истории вопроса;

2. Сравнение ситуации начала 2004 года с аналогичным периодом 2003 года;

3. Определение возможных причин резкого падения количества заказов в начале 2004 года;

4. Прогноз на развитие ситуации в начале 2005 года;

5. Определение методов сглаживания и описание их возможного действия (учитывая то, что материалы данного раздела лежат вне рассматриваемой в статье проблематики, данная глава исследования в статье не приводится).

1. История вопроса повышения акцизов (последние 5 лет)

1.01.2000 Повышение ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию в среднем Fía 40 %

(в течение января рост розничных цен на водку 9,2 %), с 25.022000 Минэкономики РФ

__повышает минимальные цены на водку на 19%____

1.06.2001 Изменение порядка уплаты заводами акциза. Введение системы акцизных складов

и распределения уплаты акциза между прошводш^лем и акцизным складом оптовой

________организации в долевом делении 50 % на 50 %____

1.01.200 2_Повышение ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию в среднем на 12 %

1.01.200 3_____ Повышение ставки акциза на крепкую алкогольную продукцию в среднем на 15 %

1.01.200 4__Повышение ставки акщра на крепкую алкогольную продукцию в среднем на 18 %

Список регулирующих актов и нормативных документов, актуальных по данному вопросу сегодня. Размер ставки акциза на алкогольную продукцию регулирует глава 22 «Акцизы второй части Налогового кодекса Российской Федерации». Изменения в данную главу вносятся через принятие поправочных Федеральных законов «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

Последний Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30.06.2004г. №117-ФЗ* предусматривает повышение размера акцизов на алкогольную продукцию с 1.01.2005 в среднем на 8 %.

Таблица 1. Изменение ставок акцизов с 1.01.05

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения) Динамика (%)

Действующие Вводимые с 1.01.05

1. Алкогольная продукция с объёмной долей этиловог о спирта свыше 25 процентов (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция 135 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 146 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах +8,1

2. Алкогольная продукция с объёмной долей этилового спирта свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением вин) 100 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 108 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах +8,0

3. Алкогольная продукция с объёмной долей этилового спирта до 9 процентов включительно (за исключением вин) 70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 76 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах +8,6

4. Вина нетрадиционные креплёные 88 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 95 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцшных товарах +8,0

5. Вина (за исключением натуральных, нетрадиционных, шампанских и игристых) 52 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 56 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах . +7,7

6. Вина натуральные нетрадиционные 4 руб. за 1 литр 4 руб. 30 коп. за 1 литр ' +7,5

Окончание таблицы 1.

7. Вина шампанские и вина игристые К) руб. 50 кол. за 1 литр 1 1 руб. 30 коп. за 1 литр +7,6

8. Вина натуральные (за исключением нетрадиционных) 2 руб. 20 коп. за 1 литр 2 руб. 40 коп. за 1 литр +9,1

9. Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объёмной доли этилового спирта до 0,5 процента включительно -- 0 руб.за 1 литр --

10. Пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объёмной доли этилового спирта свыше 0,5 и до 8,6 процента включительно — 1 руб. 67 коп. за 1 литр

2. Сравнение ситуации начала 2004 года с аналогичным периодом 2003 года;

Данные для сравнительного анализа

а) Факты 2003 года

1) Акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долей спирта более 25 % повышены в среднем на 15 %.

2) Порядок уплаты акцизов остался прежним:

50 % производитель в местный бюджет, 50 % оптовик в федеральный бюджет.

б) Факты 2004 года

1) Акцизы на алкогольную продукцию с объёмной долен спирта более 25 % повышены в среднем на 18 %.

2) Порядок уплаты акцизов изменён: 20 % платит производитель в местный бюджет, 80 % оптовик в федеральный бюджет.

в) Данные об объёмах производства, розлива, отгрузки и остатках на складах производителен в 1 квартале 2003 и 2004 гг.

I квартал 2003 года (ГосКомСтат)

Таблица 2

Данные (тыс. дал)

Произведено* Розлито Отгружено Остаток

Январь 9472 9440 8455 4274

Февраль 9126 9138 8539 5129

Март 11 515 11 515 11 107 5 565

Таблица 3

I квартал 2003 года (ГосКомСтат)

Данные (тыс. дал)

Произведено* Розлито Отгружено Остаток

Янвапь 9469 9469 11008 6844

Февраль 9685 9687 9641 6498

Март 11 653 12 708 11 821 6 327

*Учитывая незначительное расхождение в объёмах производства и розлива, а также большее рыночное значение показателей розлива, при дальнейшем анализе использовались только показатели розлива.

3. Определение возможных причин, резкого падения количества заказов этикетогной щюдукции в начале 2004 года.

Выводы сравшпшыюго анализа и определение при-чи! I резкого падения объёма розлива в начале 2004 года.

Причиной резкого, по сравнению с 2003 годом, падения объёмов заказываемой продукции в 1 кварглле 2004 года спачо большое количество остатков готовой неот-фуженной продукции на складах проговодгггелей на начало 2004 года (рисунки 1.2,3).

и

январь февраль март апрель май и*о»ь июль апгуст сентябрь мтябрь ноябрь декабрь

Рис. 1. Розлив крепкой ликёроводочной продукции в 2003 и 2004 годах

г*

16

§

ч 14

1 1 12

ь

2 10

. У-

1 1 0

6

1 [ 4

1 2

1 0

Ж

б?

<г>

/

/

Рис. 2. Отгрузка крепкой ликёроводочной продукции в 2003 и 2004 годах

с

а

I'

2 ь-

9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• • • •

/ 4? ^ /

* * /

^ ^ ¿Г

Рис. 3. Остатки продукции в 2003 и 2004 годах

Рост количества остатков в конце года на фоне роста потребительской активности, а также ежегодного повышения акцизов давно уже стало нормой. Однако, как мы видим, остатки на начало 2004 года намного превышают показатели января 2003 года Такое количество неотгруженной продукции на начало года было вызвано тем, что заводам было выгодно отгружать продукцию на склады оптовиков в 2004 году, так как в 2004 году их доля уплаты акцизов уменьшалась на 30 %. Акцизным складам оптовиков же, напротив, было выгодно максимально отгрузиться в конце 2003 г. Таким образом, в конце 2003 года производители стали получать большое количество заказов от оптовиков (см. рост розлива и отгрузки в 4 квартале 2003 - рисунки 2, 3). До середины декабря оптовики постарались реализовать максимальное количество продукции конечным покупателям, а также собственным торговым организациям, после чего прекратили приём готовой продукции от производителей. После этого заводы продолжили производство на собственный склад, так как это было в их интересах.

Данный факт привел к тому, что:

- на начало 2004 года на акцизных складах оптовиков находился минимум неотгруженной готовой продукции;

- на складах производителей скопилось большое количество готовой продукции, ожидающей своей отгрузки в феврале-марте (т. е. тогда, когда исчерпают свои запасы продавцы);

- большая часть заводов либо остановила производство, либо сократила его;

- производители испытывают «финансовый голод» в связи с заморозкой средств в произведённой неотгруженной продукции, а также в связи с отсрочками по платежам акцизных складов оптовиков.

4. Прогноз на начало 2005 года

В начале 2005 года следует ожидать более благоприятного, чем в 2004 году развития ситуации. В качестве возможного сценария развития можно рассматривать сценарий начала 2003 года.

В пользу такого прогноза свидетельствуют:

- выводы сравнительного анализа 2003 и 2004 года;

- то, что будущее повышение является самым незначительным повышением акцизов за последние 3 года (в среднем 8

%);

- благоприятная для производителей крепкой алкогольной продукции динамика повышения акцизов на пиво (см. данные Таблицы 1);

~ отсутствие изменений в порядке уплаты акцизов организациями.

Камышанов Антон Александровичу аспирант кафедры «Экономика и менеджмент» УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.