сентябре 2014 г., основной причиной уменьшения спроса на ОСАГО является повышение его стоимости. Сейчас, когда в стране серьезный экономический спад и покупательская способность населения снижена, дальнейший рост цен на ОСАГО может привести к развитию незаконной деятельности в этом сегменте либо заставит еще большее число граждан отказываться от покупки полиса, игнорируя закон».
Остается напомнить, что хотя полис ОСАГО сегодня — удовольствие дорогое, но его отсутствие в случае ДТП намного дороже.
Стагнация страхового рынка продолжится в 2016 году: даже по базовому прогнозу темпы прироста взносов будут заметно ниже инфляции (5-8%), реальный объем рынка сократится. Прошлые локомотивы рынка -автокаско и страхование от НС и болезней - замедлятся. Лишь повышение тарифов ОСАГО и продвижение инвестиционного страхования жизни не дадут рынку значительно упасть в 2015 году. В этих условиях основной задачей страховщиков станет не рост доли рынка, а удержание рентабельности собственных средств -сокращение расходов на ведение дела и отказ от страхования высокоубыточных клиентов.
Значительного сокращения страхового рынка в 2016 году не произойдет лишь из-за повышения тарифов по ОСАГО и роста взносов по страхованию жизни. В случае повышения тарифов по ОСАГО вслед за ростом лимитов по жизни и здоровью темпы прироста взносов в этом сегменте составят 43-48% (объем рынка - 225-235 млрд рублей), в противном случае - 27-30% (объем рынка - 200-205 млрд рублей). Активное продвижение страховщиками инвестиционного и накопительного страхования жизни приведет к росту сегмента на 17-20% при реализации базового сценария (объем рынка - 120-125 млрд рублей) и на 812% при реализации негативного сценария (объем рынка - 110-115 млрд рублей). Список использованной литературы:
1. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 26.01.1996 N 14-ФЗ - Часть 2 (редакция, действующая с 1 июля 2015 года)
2. Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" от 27.11.02 г.
3. Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"
4. Ахметов В.Н. Страхование в России: проблемы и перспективы. // Финанс, 2014, № 9.
5. Гвозденко А.А. Основы страхования: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2014.
6. Матвеева Е.А. Перспективы страхового рынка. // По материалам сайта www.all-insurance.ru, 2015, октябрь.
7. Плотников Г.Д., Филипова М.И. Концепция развития страхования на 2012-2014 годы в интерьере современных проблем российского страхового рынка. // АВАЛЬ, 2014, № 7.
8. Страхование: принципы и практика / Составитель Дэвид Бланд: пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2014.
© Выдрина А.Я., Шарифьянова З.Ф., 2015
УДК 336.025
А.С. Петренко, к.э.н, доцент кафедры ЭиФМ А.Г. Гайворонская, студент факультета ЭУБ Кубанский государственный технологический университет г. Краснодар, Российская Федерация
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ АКЦИЗНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Аннотация
В статье рассмотрены общие поступления в бюджет, налоговые ставки, проблемы и основные
направления налоговой политики РФ в отношении акциза на алкогольную продукцию.
Ключевые слова Акциз, алкогольная продукция, основные проблемы.
В структуре федерального бюджета, по собираемости налогов, акциз занимает третье место, после НДПИ и НДС.
Общие поступления в федеральный бюджет от акцизного налогообложения составили:2013 году -461,0 млрд. руб., что составляет 8,6% от общего объема поступлений в федеральный бюджет; в 2014 году -520,8 млрд.руб., что составило 8,4% от общего объема поступлений в федеральный бюджет; в 2015(январь -сентябрь) - 333,7 млрд.руб. что составило 7,1% от общего объема поступлений в федеральный бюджет [1].
Порядка 12% из этих сумм составляет акциз на алкогольную продукцию.
Общий оборот, т. е. стоимость отгруженной алкогольной продукции, (с НДС и акцизом) составила:2013 году - 153 597 351,06 тыс. руб.;2014 году - 142 713 409,81 тыс.руб.;2015(январь -сентябрь) - 114 940 400,54 тыс.руб.[2].
Увеличение доходов бюджета и параллельное снижение товарооборота, говорит о том, что увеличение налоговых ставок на алкогольную продукцию приводит к сокращению производителей из-за тяжелого налогового бремени и конкуренции.
Рассмотрим налоговые ставки на некоторые виды алкогольной продукции за период 2012-2014 гг. (таблица 1) [3].
Таблица 1
Налоговые ставки алкогольную продукцию в 2012-2014 гг.
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 июля по 31 декабря 2012 года включительно с 1 января по 31 декабря 2013 года включительно с 1 января по 31 декабря 2014 года включительно
Спиртосодержащая продукция 270 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 320 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов 300 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 500 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно 270 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 320 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина 6 рублей за 1 литр 7 рублей за 1 литр 8 рублей за 1 литр
Вина Игристые (шампанские) 22 рубля за 1 литр 24 рубля за 1 литр 25 рубля за 1 литр
В последние несколько лет правительство повышало размер акцизов: с 2012 г. акциз вырос более чем вдвое - с 270 руб. с 1 л спирта до 400 руб. С одной стороны, правительство хотело снизить потребление
алкоголя населением, с другой - рассчитывало на рост поступающих в казну доходов. Впрочем, еще весной 2014 г. стало очевидно, что цели не достичь: в марте 2014 г. поступления в бюджет снизились на 5% по сравнению с мартом 2013 г., в апреле - на 6,3%. Производители и эксперты неоднократно указывали на невыгодность легального производства и уход водочного рынка в теневой сектор.
Ставки на некоторые виды алкогольной продукции за период 2015 - 2017 гг. (таблица 2) [3].
Таблица 2
Налоговые ставки на алкогольную продукцию в 2015-2017 гг.
Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в процентах и (или) рублях за единицу измерения)
с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно с 1 января 2017 года
Спирто-содержащая продукция 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 500 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 523 рубля за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 400 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре 418 рублей за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре
Вина, фруктовые вина 8 рублей за 1 литр 9 рублей за 1 литр 10 рублей за 1 литр
Игристые вина(шампанские) 25 рублей за 1 литр 26 рублей за 1 литр 27 рублей за 1 литр
Политика индексации ставок, превышающих размеры инфляции, по акцизам не привела к ожидаемым результатам, поэтому акцизы на 2015-2016 гг. правительство решило заморозить на уровне 2014 г. вместо их повышения до 600 и 700 руб. соответственно. В 2017 г., согласно действующим поправкам в Налоговый кодекс, они повысятся до 523 руб. Благодаря смягчению акцизной политики некоторые производители алкоголя позитивно настроены. Рост ожидается как в натуральных показателях, так и по выручке.
Основными проблемами акцизного налогообложения являются сложность механизма исчисления и уплаты налога, а также различные нововведения в главу 22 НК РФ. Так же одной из проблем, связанной с взиманием акциза при импорте алкогольной продукции является проблема идентификации вин. В связи с отсутствием в НК РФ пояснений того, какая алкогольная продукция является натуральной. Из-за этого возникают определенные затруднения при осуществлении таможенного контроля достоверности заявляемых при таможенном оформлении сведений, в том числе правильности уплаты акциза. В настоящее время отсутствуют критерии отнесения вин к категории натуральных, что приводит к возможности недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности заявлять недостоверные сведения о товаре с целью занижения таможенных платежей. В результате большое количество виноградных вин, ввозимых в РФ, декларируются как натуральные и облагаются акцизом по минимальной ставке.
Согласно, Основные направления налоговой политики РФ на 2015 и плановые период 2016 и 2017 годов: «В целях предотвращения нелегального оборота алкогольной продукции, а также создания равных условий для предпринимательской деятельности в государствах - членах Таможенного союза в 2015 и 2016
году предполагается сохранить ставки акцизов на крепкую алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта до 9 процентов на уровне 2014 года.
На 2017 год - проиндексировать ставки акцизов на указанную алкогольную продукцию в размере ожидаемой инфляции. В отношении других видов алкогольной продукции на 2015 год предлагается сохранить ставки акцизов в размере, действующем в 2014 году. На 2016 год - установить ставки акцизов в размере, установленном действующей редакцией статьи 193 Налогового кодекса Российской Федерации на 2015 год, а на 2017 год - ставки, утвержденные указанной статьей Налогового кодекса Российской Федерации на 2016 год. В целях решения проблемы потребления населением в качестве алкоголя спиртосодержащих средств "двойного назначения" в планируемом периоде предлагается внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, предусматривающие отмену освобождения от акцизов спиртосодержащих лекарственных средств, за исключением изготавливаемых аптеками по рецептам врачей, а также лекарственных средств, включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.».
Безусловно, одобренная правительством Российской Федерации, налоговая политика решает часть проблем связанных с акцизным налогообложением. Но помимо этого, так же необходимо решать проблему с идентификацией натуральных вин, путем ввода различных критериев, прописанных в НК РФ.
Индексация ставок по акцизам, не должно превышать уровень инфляции в стране. Иначе это приведет к сокращению легальных производителей алкогольной продукции. И тем самым сокращения собираемости по данному налогу. Увеличению теневого сектора, а так же к социальной напряженности в стране и все это может отрицательно сказаться на экономике страны в целом.
Политика государства должна быть направлена на обеспечение доходности и стабильности всех сфер жизни общества, в том числе и предпринимательской деятельности. Доходность и стабильность бюджета, рост налоговых поступлений должны обеспечиваться за счет экономического роста, а не за счет ужесточения налогового режима. Только тогда будет возможен подъем экономики страны.
Список использованной литературы:
1. Федеральная налоговая служба- http://analytic.nalog.ru
2. Единая межведомственная информационно-статистическая система- http://www.fedstat.ru
3. Консультант Плюс-http://www.consultant.ru/
© Гайворонская А.Г., Петренко А.С., 2015
УДК 339.923
А.О. Гомалеев
к.э.н., кафедра экономики и менеджмента Калужский филиал РАНХиГС, г. Калуга, РФ
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЕДИНОГО ОКНА» В СИСТЕМЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА
Аннотация
В статье систематизируются организационные, правовые и технические принципы создания и реализации механизма «Единого окна» государств-членов Таможенного союза и Единого экономического пространства.