ков, создания собственной системы профессиональной подготовки риск-менеджеров и законодательного обеспечения данного вопроса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернстайн П.Л. Против богов: Укрощение риска / пер. с англ. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. 400 с.
2. БалабановИ.Т. Риск-менеджмент: учебник. М.: Финансы и статистика, 2000. 192 с.
3. Риск-менеджмент: учебник / В.Н. Вяткин, И.В. Вяткин, В.А. Гамза, Ю.Ю. Екатеринославский, Дж.Дж. Хэмптон; под ред. И. Юргенса. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2003. 512 с.
4. Уткин Э.А. Риск-менеджмент: учебник. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»; Изд-во ЭКМОС, 1998. 288 с.
5. URL: http://www.sra-russia.ru
КС. ПЕТРОВА
Ксения Сергеевна Петрова — аспирантка СПбГУЭФ.
В 2006 г. окончила СПбГУЭФ.
Автор 4 публикаций.
Область научной специализации — логистика (управление запасами).
^ ^ ^
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИЗА И КЛАССИФИКАЦИИ ЗАПАСОВ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
В ЛЕЧЕБНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ*
Любое предприятие (фирма, учреждение), независимо от сферы функционирования и специализации, неизбежно сталкивается с необходимостью формирования и содержания запасов товарно-материальных ресурсов, что в современных условиях неизбежно приводит к необходимости организации эффективного управления ими. Данное положение основывается на главной экономической функции материальных запасов — обеспечении непрерывности и надежности логистических процессов в случае возникновения колебаний в уровне спроса и перебоев в материально-техническом обеспечении (закупках, поставках), а также обусловлено высокими затратами на их формирование и содержание.
Это в полной мере характерно и для государственного сектора экономики, включая такую социально значимую отрасль, как здравоохранение. Для государственных лечебных учреждений необходимость изъятия из оборота значительного объема финансовых средств в целях поддержания высокого уровня запасов лекарственных средств (ЗЛС) обусловливается также тем, что в рамках существующего законодательства отсутствует возможность оперативного реагирования на возникающие потребности.
Негибкость системы государственного заказа как основного инструмента закупочной логистики государственных лечебных учреждений приводит к наличию больших объемов медленно оборачиваемых ЗЛС и в конечном итоге отражается на показателях эффективности использования бюджетных средств.
Проблемы затоваривания складов государственных предприятий, хранения товарно-материальных ресурсов с низкими показателями оборачиваемости освещались в нашей стране еще с середины 1960-х гг. в работах по теории управления запасами, где отмечалось, что вследствие ограниченности экономической самостоятельности
ГРНТИ 81.88.00 © К.С. Петрова, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.П. Долгова.
государственных предприятий «всякого рода перестраховки тяжелым грузом ложатся на государственный бюджет» [6, с. 12].
На сегодняшний день проблема иммобилизации в материальных запасах больших объемов целевых финансовых средств является особенно актуальной, поскольку на фоне всеобщего сокращения государственных расходов необходимость обеспечения реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» сохраняется.
Формирование политики управления ЗЛС государственного лечебного учреждения базируется на двух основных аспектах: фармакотерапевтическом и логистическом.
С точки зрения рациональной фармакотерапии при определении ассортимента закупаемых лекарств из существующего многообразия лекарственных средств должен быть сделан выбор в пользу качественных препаратов с доказанной эффективностью, а также рационализировано приобретение второстепенных препаратов с высокой стоимостью годового потребления.
Логистический аспект определения приоритетных групп товаров предполагает ориентацию, главным образом, на частоту госпитализаций и затратность медикаментозной терапии в рамках конкретной нозологической единицы как единицы номенклатуры и классификации болезней.
Эффективность функционирования лечебного учреждения с позиций логистического менеджмента определяется поддержанием ЗЛС на уровне, исключающем возникновение дефицитных ситуаций, а также нахождением наиболее приемлемых способов их приобретения и поставки. Это обусловливает необходимость проведения классификации лекарственных средств, оказывающих непосредственное влияние на возможность предоставления лечебным учреждением полного объема медицинской помощи, и выбора, на основе проведенной классификации, приоритетов при формировании политики управления ЗЛС. Для достижения этой цели используются различные инструменты фармакоэкономического анализа, основными методами проведения которого являются АВС-анализ, XYZ-анализ, VEN-анализ.
Рассмотрим результаты применения АВС-, VEN- и XYZ-анализа потребления лекарственных препаратов (ЛП) клиническими отделениями ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава в 2008 г. Методика проведения АВС-, XYZ-анализа хорошо известна специалистам, достаточно подробно рассмотрена в научной и учебной литературе по логистике [1].
В 2008 г. в этом лечебном учреждении в процессе выполнения высокотехнологичной медицинской помощи в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» использовалось 627 позиций ЛП, годовой объем потребления в стоимостном выражении составил почти 28 млн рублей. Данные, полученные в результате проведения АВС-анализа, представлены в табл. 1.
Таблица 1
Результаты проведения АВС-анализа потребления лекарственных препаратов в ГОУ ДПО СПбМАПО Росздрава в 2008 г.
Классификационная категория Количество позиций ЛП, ед. Стоимость ЛП, тыс. руб. Доля ЛП в общей номенклатуре, % Доля ЛП в общем объеме потребления по стоимости, % Удельный вес ЛП в общем объеме потребления
Категория А 22 16 761,2 3,5 60 более 1 %
Категория В 96 9 019,8 15,3 32,2 менее 1 %, но более 0,1 %
Категория С 509 2 190,8 81,2 7,8 менее 0,1 %
ИТОГО: 627 27 972,2 100 100
Для государственного лечебного учреждения потребности в запасах определяются стремлением обеспечить максимально высокий уровень логистического обслуживания в сфере оказываемых услуг. Под термином «уровень логистического обслуживания» в данном контексте следует понимать способность клиники оказать медицинскую помощь пациенту в полном объеме с использованием наличных ЗЛС. Согласно [3], требуемый уровень обслуживания в расчете на единицу медицинской услуги может быть установлен равным 100 % для ЛП, нехватка которых может поставить под угрозу жизнь пациентов.
Необходимость классификации ресурсов по степени важности для процесса предоставления конкретной медицинской услуги обусловлена тем, что уровень обслуживания может не достигать 100 %, если в процессе материально-технического обеспечения лечебного учреждения выбор сделан в пользу товаров медицинского назначения ненадлежащего качества или лекарственных средств с недоказанной эффективностью.
VEN-анализ позволяет классифицировать ЛП по степени клинической значимости. Отнесение ЛП к классификационной группе V (Vital, жизненно важные) осуществлено в соответствии с действующим Перечнем жиз-
ненно необходимых и важнейших лекарственных средств (далее — Перечень ЖНВЛС)* [4; 5]. При использовании данного метода для принятия административных решений относительно системы эффективного планирования закупок допускается выделение двух классификационных категорий: V — препараты, включенные в перечень ЖНВЛС, N (Non-essential, второстепенные) — препараты, не включенные в Перечень ЖНВЛС [7]. Категория E (Essential, необходимые) определяется на основании экспертных оценок специалистов клинических отделений и используется, главным образом, для фармакотерапевтических целей.
Результаты, полученные после классификации ЛП в соответствии с методом VEN, и их совмещение с данными, полученными в результате проведения АВС-анализа, представлены в табл. 2.
Таблица 2
Совмещение результатов АВС- и УЕК-анализа потребления лекарственных препаратов в ГОУ ДПО СПб МАПО Росздрава в 2008 г.
Классификационные группы Препараты классификационной категории V
Количество позиций ЛП в группе, ед. Доля в общем количестве группы, % Стоимость, тыс. руб. Доля в общей стоимости группы, %
A 20 90,9 15 929,8 95,0
B 68 70,8 6885,7 76,3
C 308 60,5 1476,6 67,4
Итого: 396 — 24 292,1 —
Классификационные группы Препараты классификационной категории N
Количество позиций ЛП в группе, ед. Доля в общем количестве группы, % Стоимость, тыс. руб. Доля в общей стоимости группы, %
A 2 9,1 831,7 5,0
B 28 29,2 2134,2 23,7
C 201 39,5 714,2 32,6
Итого: 231 - 3680,1 -
Спрос на большинство ЛП зависит от частоты госпитализаций в рамках определенных нозологических единиц. Несмотря на то, что для каждого конкретного лечебного учреждения существует ограниченное число нозологических единиц, прогнозирование госпитализаций в длительном периоде затруднительно и может быть осуществлено лишь приблизительно, на основании данных за предыдущие периоды. Данный факт позволяет говорить о стохастическом характере параметров спроса (потребления) ЛП.
Результаты проведения ХУ2-анализа за 2008 г., с использованием классических границ выделяемых категорий, отражают крайнюю неравномерность отпуска ЛП с аптечного склада: лишь 20 позиций ЛП, составляющих 12,6 % от общей стоимости, попадают в классификационную категорию У, границы которой устанавливаются на уровне 25-80 % [1]. Оставшаяся часть ЛП, общей стоимостью более 24 млн рублей, относится к классификационной категории 2.
Совмещение результатов исследования потребления ЛП в 2008 г. сформировало 11 объединенных классификационных категорий, представленных в табл. 3.
Как видно из данных табл. 3, специфику ЗЛС как объекта управления в логистическом менеджменте во многом определяют результаты УБМ-анализа. Препараты, относящиеся к категории жизненно важных, составляют 63,16 % от количества позиций (86,35 % от стоимости) всех используемых ЛП, причем 49,12 % (5,27 % по стоимости) из них относятся по результатам АВС-анализа к категории С. К категории второстепенных отнесено 36,84 % от общего количества (13,65 % от общей стоимости), из них 4,78 % (11,1 %) препаратов отнесены по результатам АВС-анализа к категориям А и В.
Таким образом, в результате наложения результатов анализа ЗЛС по трем частным критериям (стоимости, стабильности спроса, клинической значимости) вместо потенциально возможных 27 группировок получаем лишь 11 объединенных групп. Принципиально возможно и дальнейшее агрегирование ассортимента ЛП, что позволит ограничить число укрупненных групп и выработать для каждой из них адекватную политику пополнения запасов. Проблема выбора политики пополнения запасов усложняется также и тем, что в данном случае невозможно применить классический БОР-подход [2].
* При проведении анализа был использован действующий Перечень ЖНВЛС, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 29 марта 2007 г. № 376-р. С 1 января 2010 г. вступил в силу новый Перечень ЖНВЛС.
Таблица 3
Объединение результатов АВС-, VEN- и XYZ-анализа
Объединенная классификационная категория Количество наименований ЛП, ед. Доля ЛП в общем числе, % Стоимость, тыс. руб. Доля в общей стоимости, %
AYV 5 0,80 2 544,4 9,10
BYV 7 1,12 736,7 2,63
CYV 5 0,80 73,6 0,26
AZV 15 2,39 13 385,4 47,85
BZV 61 9,73 6009,9 21,49
CZV 303 48,33 1402,8 5,01
BYN 2 0,32 161,9 0,58
CYN 1 0,16 10,8 0,04
AZN 2 0,32 831,7 2,97
BZN 26 4,15 2111,70 7,55
CZN 200 31,90 703,3 2,51
Итого:: 627 100,0 27 972,2 100,0
Результаты применения методов фармакоэкономического анализа также обусловливают необходимость пересмотра структуры используемых ЛП — отказа от приобретения дорогостоящих второстепенных препаратов, перераспределение высвободившихся финансовых ресурсов между ключевыми группами. Внедрение инструментов логистического менеджмента позволит повысить эффективность использования целевых средств Федерального бюджета, что является одним из необходимых условий эффективной реализации приоритетных государственных задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Григорьев М.Н., Долгов А.П., Уваров С.А. Управление запасами в логистике: методы, модели, информационные технологии: учебное пособие. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2006. 368 с.
2. Долгов А.П. Феномен модели EOQ, или Несостоявшийся реквием // Логистика сегодня. 2009. № 2. С. 92-107.
3. Лайсонс К., ДжиллингемМ. Управление закупочной деятельностью и цепью поставок. М.: ИНФРА-М, 2005. 798 с.
4. Маркетинговые исследования в здравоохранении: учебно-методическое пособие / Под ред. О.А. Васнецовой. М.: КМК, 2008. 209 с.
5. Распоряжение Правительства РФ от 29 марта 2007 г. № 376-р.
6. РыжиковЮ.И. Управление запасами. М.: Наука, 1969. 344 с.
7. ABC-, VEN- и частотный анализы в здравоохранении // Проблемы стандартизации в здравоохранении. 2004. № 3.