№ 6 - 2014 г.
14.00.00 медицинские и фармацевтические науки УДК 615.1:614.27]:658.69(571.1)
ОПТИМИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В ФОРМУЛЯРНОЙ СИСТЕМЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АВС-, VEN-АНАЛИЗОВ
О. А. Борисова, И. А. Джупарова
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
Для оптимизации лекарственной терапии проведен анализ формулярных перечней и ассортимента лекарственных препаратов, используемых в медицинской организации, с применением методов рационального фармацевтического менеджмента. В результате определена последовательность приобретения групп препаратов в зависимости от степени важности и доли затрат.
Ключевые слова: формулярная система, формуляр, важнейшие лекарственные препараты, АВС-анализ, VEN-анализ.
Борисова Ольга Александровна — кандидат фармацевтических наук, доцент кафедры управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: o.borisova@list.ru
Джупарова Ирина Алексеевна — доктор фармацевтических наук, доцент, заведующий кафедрой управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», рабочий телефон: 8 (383) 225-07-13, e-mail: uefarm@mail.ru
Введение. Обеспечение необходимыми лекарственными средствами (ЛС) является одной из самых сложных проблем в здравоохранении. При этом наиболее значимые проблемы возникают в области организации лекарственного обеспечения граждан, где государством гарантируется обеспечение граждан Российской Федерации необходимыми ЛС в соответствии с законодательством РФ.
Качество организации лекарственного обеспечения зависит как от доступности лекарственных препаратов (ЛП), так и от их рационального использования на всех этапах обращения, что предопределяется регламентацией процесса лекарственного обеспечения, в том числе внедрения положений формулярной системы на всех уровнях: федеральном, субъекта РФ, медицинской организации (МО). В связи с этим исследования,
направленные на совершенствование организации лекарственного обеспечения и рациональное использование ЛС, приобретают особую актуальность [1].
Контент-анализ научной литературы показал, что формулярная система представляет собой комплекс структур и управленческих мероприятий в здравоохранении, обеспечивающий применение рациональных, т. е. организационно и экономически эффективных методов снабжения и использования ЛС с целью обеспечения максимально высокого, с учетом конкретных условий, качества медицинской помощи и оптимального использования имеющихся ресурсов.
Одной из целей, достигаемых использованием формулярной системы, является назначение ЛС или методов лечения, оптимальных по эффективности, безопасности и приемлемых по цене.
Формулярная система является одним из способов решения постоянно возникающих перед профессионалами здравоохранения проблем:
1. Ограниченные средства на закупку ЛС.
2. Постоянно увеличивающееся число терапевтических альтернатив.
3. Неправильное назначение и использование лекарств.
4. Наличие на рынке небезопасных и неэффективных лекарств.
5. Отсутствие объективной лекарственной информации.
6. Высокая стоимость обеспечения, хранения и закупок большого количества наименований ЛП.
7. Наличие на рынке ЛП сомнительного качества.
На сегодняшний день формулярная система — это основной инструмент, позволяющий приводить в соответствие государственные обязательства и качество лечения пациентов с реальными финансовыми возможностями.
Основными компонентами формулярной системы являются стандарты лечения, формулярные списки ЛП, формулярный комитет и формулярные комиссии регионального уровня и уровня МО.
В Российской Федерации формулярная система начала создаваться по американскому типу в рамках российско-американского проекта «Рациональный фармацевтический менеджмент» (1993-2000), пилотным регионом проекта была Рязанская область.
Новосибирская область с 2003 года присоединилась к проекту «Рациональный фармацевтический менеджмент», в котором были утверждены:
1. Областной формуляр ЛС.
2. Положение об областном формуляре ЛС.
Областной формуляр включал международные непатентованные наименования (МНН), их торговые названия и состоял из базового и специального перечней.
Базовый формулярный перечень был предназначен для использования в МО любого уровня и категории.
Специальный формулярный перечень был предназначен для использования в специализированных лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) и специализированных отделениях стационаров.
Формулярный комитет Новосибирской области в своей работе регулярно проводит мероприятия, такие как:
1. разработка критериев включения ЛП в формуляр;
2. разработка Перечня ЛС для использования (формуляр);
3. консультации по всем вопросам использования ЛП;
4. оптимизация лекарственной терапии путем разработки стандартов качества лечения;
5. рекомендации о дополнительном включении или исключении ЛП из формуляра;
6. организация и планирование программы обучения медицинского персонала;
7. анализ сообщений о возникающих побочных реакциях ЛП;
8. проведение программы оценки использования лекарственной терапии;
9. разработка и подготовка к изданию Формулярного справочника.
Одним из примеров внедрения формулярной системы и рационализации лекарственного обеспечения в Новосибирской области на тот период явилась Городская клиническая больница № 1 г. Новосибирска. За период с 1994 по 2004 год в больнице была рационализирована система лекарственного обеспечения, начиная с определения стратегии закупок до уровня индивидуальной терапии конкретного больного. В практику работы реально было внедрено использование препаратов с достоверной научно обоснованной эффективностью при обязательном учете анализа эффективности затрат. Создана система этапности назначения ЛС. Разработанная и внедренная система рационального фармацевтического менеджмента и фармэкономического анализа на основе использования современных принципов стандартизации лечебного процесса, формулярной системы, фармэкономического анализа и доказательной медицины позволила добиться значительного повышения медико-экономической и социально-экономической эффективности деятельности больницы.
Количество препаратов в формуляре за этот период было сокращено с 1100 до 350-ти наименований. При этом проводимый мониторинг основных параметров работы больницы не выявил ухудшения качества оказываемой медицинской помощи, а, напротив, выявил явную тенденцию к улучшению, несмотря на утяжеление контингентов пролеченных больных за этот период.
В Новосибирской области использование формулярной системы реализуется в направлениях работы формулярной комиссии, в состав которой входят главные специалисты г. Новосибирска и Новосибирской области, а также на основе принятия Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период с 2014 по 2015 год. Приложением № 5 к данной программе является Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛП (ЖНВЛП), применяемых при оказании первичной медико-санитарной помощи в условиях дневного стационара и в неотложной форме, специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной, скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной, паллиативной медицинской помощи в стационарных условиях. Сеть МО Новосибирской области, участвующих в реализации Территориальной программы Новосибирской области, представлена 171-й МО, в том числе 137 государственных учреждений здравоохранения (из них 13 федеральных государственных учреждений), 34 МО негосударственных форм собственности.
В рамках Программы модернизации здравоохранения Новосибирской области в 2011 году внедрены 37 стандартов оказания медицинской помощи (20 федеральных, 17 региональных). В работе со стандартами принимают участие 53 МО Новосибирской области.
В соответствии с реестрами пролеченных больных, заявками МО и их технологической и лицензионной готовности были определены объемы медицинской помощи по каждому
стандарту в разрезе МО.
В связи с утверждением уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в 2013 году новых стандартов оказания медицинской помощи специалистами министерства здравоохранения Новосибирской области совместно с главными специалистами Новосибирской области выбраны и обсчитаны 78 стандартов оказания медицинской помощи.
В 2012 году по решениям формулярной комиссии было закуплено ЛП на 19 856 700 руб. [2-5].
В практическом здравоохранении для приведения в соответствие финансовых возможностей МО и проведения качественного лечебного процесса используются методы рационального фармацевтического менеджмента — АВС-, VEN- и XYZ-анализы, а также их совмещение.
Цель исследования: провести анализ ассортимента ЛП, используемых в МО.
Материалы и методы. Данные о расходе ЛП в МО за 2012 год, Перечни ЖНВЛП России и Новосибирской области, формуляр МО. Исследование проводилось математическим, графическим методами, а также был использован совмещенный ABC-VEN-анализ.
Результаты исследования. Для предварительной оценки ассортимента используемых ЛП нами был проведен сравнительный анализ Перечня ЖНВЛП РФ, Областного перечня ЖНВЛП и формуляра многопрофильной МО г. Новосибирска.
В основу данных перечней положена АТХ-классификация: включены 14 фармакотерапевтических групп и 85 подгрупп. При сравнении этих перечней необходимо отметить, что в них включено разное количеств подгрупп (рис. 1).
Перечень ЖНВЛП РФ включает 79 подгрупп, не включены 7 подгрупп: В06 — прочие гематологические препараты; С05 — ангиопротекторы; D03 — препараты для лечения ран и язв, подгруппа D04 — препараты для лечения зуда (включая антигистаминные препараты и анестетики); М02 — препараты для наружного применения при болевом синдроме при заболеваниях костно-мышечной системы; S03 — препараты для лечения заболеваний глаз и уха.
В Перечень ЖНВЛП Новосибирской области включено 84 подгруппы, при этом отсутствует только 1 подгруппа — Н05 — препараты, регулирующие обмен кальция.
В формуляр МО включено 75 подгрупп, отсутствуют 10 подгрупп: D03 — препараты для лечения ран и язв, подгруппа D07 — глюкокортикоиды, применяемые в дерматологии; Н04 — гормоны поджелудочной железы, Н05 — препараты, регулирующие обмен кальция; L03 — иммуностимуляторы; М05 — препараты для лечения заболеваний костей; Р03 — препараты для уничтожения эктопаразитов, инсектициды и репелленты; V01 — аллергены, V09 — диагностические радиофармацевтические препараты V10 — терапевтические радиофармацевтические препараты. Отсутствие этих подгрупп можно объяснить особенностями структуры и профиля оказываемой помощи в МО.
По количеству МНН:
• Перечень ЖНВЛП РФ включает 560 МНН;
• Перечень ЖНВЛП Новосибирской области включает 806 МНН;
• Формуляр МО включает только 448 МНН.
S4
79 75
i
Персч Él ib ЖН ВЛ П РФ ПсрСч£мь Ж НЙ/1 П I ICO П ерсчсн ь Ж Н ВЛ П 2013 ЗОВ НУЗДКБ201Э
Количество фармакотерапевтических подгрупп по АТХ-классификации в Перечнях
ЖНВЛП за 2013 год
Таким образом, наиболее широкий ассортимент ЛП в Областном перечне ЖНВЛП как по количеству МНН, так и по количеству включенных фармакотерапевтических групп, наиболее узкий спектр МНН и фармакотерапевтических групп в Формуляре МО.
Для повышения эффективности экономического обоснования лекарственного бюджета и формирования ассортиментного портфеля закупок нами был проведен интегрированный ABC-VEN-анализ ЛП, используемых в МО. Результаты представлены в таблице.
Распределение ЛП по группам АВС и VEN
Группа V E N Итого
А (85 %) 46 11 3 60
В (10 %) 72 32 8 112
С (5 %) 158 162 119 439
Итого 276 205 130 611
Как видно из таблицы, в группу А (наиболее затратные препараты, на долю которых приходится 85 % лекарственного бюджета МО) отнесено 60 препаратов (9,8 %), среди которых 46 наименований — жизненно важные, 11 наименований препаратов относится к группе Е — необходимые и 3 препарата — из группы второстепенных.
Группу В (ЛП со средним уровнем потребления, на которые расходуется 15 % лекарственного бюджета МО) составляют 112 препаратов (18,3 %), из которых 72 препарата являются жизненно важными, 32 — необходимые и 8 наименований — второстепенные.
Группу С (ЛП с низким уровнем потребления, на которые расходуется 5 % лекарственного бюджета МО) составляют 439 препаратов (71,9 %), из которых 158 — жизненно важные, 162 — необходимые, а 119 препаратов входит в группу второстепенных.
Результаты проведенного анализа ассортимента ЛС в сочетании с анализом стоимости отдельных групп препаратов и анализом равномерности потребления должны
использоваться для решения о необходимости закупки конкретных ассортиментных позиций, их количествах, объеме направляемого на эти ЛС финансирования.
При распределении финансирования приоритеты должны отдаваться группам жизненно важных и необходимых ЛС, поэтому при планировании закупок в первую очередь должны быть выделены средства на группу А^ в которой сосредоточены наиболее дорогостоящие или закупаемые в больших объемах ассортиментные позиции, после чего планируются расходы на группы BV и СУ.
После того как распределены средства на группу жизненно важных ЛС, рассматриваются возможности финансирования группы АЕ, ВЕ, СЕ. В связи с тем, что в группе необходимых ЛП допускается выбор альтернативных вариантов фармакотерапии, ассортимент препаратов в этой группе должен быть тщательно проанализирован методом затратно-эффективного отбора с целью выбора наиболее эффективных, безопасных и экономически доступных ЛС. И только в том случае, если после финансирования на группы V и Е в учреждении здравоохранения остались свободные средства, они могут быть направлены на закупку небольшого количества наиболее часто используемых второстепенных ЛС преимущественно для симптоматической терапии.
Выводы. Таким образом, использование результатов исследования позволит МО перераспределить основной объем денежных средств, направив их на закупку важных для спасения жизни и эффективных при лечении серьезных заболеваний ЛС и повысить качество лекарственного обеспечения больных в формулярной системе.
Список литературы
1. Ростова Н. Б. Обоснование организационно-фармацевтических подходов к оптимизации лекарственного обеспечения населения на основе рационального использования лекарственных средств : автореф. дис. ... канд. фарм. наук : 14.04.03 / Н. Б. Ростова.
— Пермь, 2011. — 23 с.
2. Луговкина Т. К. Система лекарственных формуляров в обеспечении качества медицинской помощи в стационарах [Электронный ресурс] / Т. К. Луговкина,
Н. А. Тютикова, Т. А. Захарова // Зам. гл. врача. — 2013. — № 10. — Режим доступа : http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php?ID=90679
3. Государственная программа «Стратегия лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Государственная программа «Развитие здравоохранения Новосибирской области на 2013-2020 годы». — Приложение к проекту постановления Правительства Новосибирской области от 07.05.2013 № 199-п.
5. Малаев М. Г. Применение аудита с целью оптимизации закупок лекарственных средств медицинскими организациями / М. Г. Малаев // Качественная клин. практика. — 2013.
— № 2.
OPTIMIZATION OF PROVISION OF MEDICINES IN OFFICIAL SYSTEM WITH USAGE АВС-, VEN-ANALYSIS
METHODS
О. А. Borisova, I. А. Dzhuparova
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health» (Novosibirsk c.)
The analysis of official lists and the range of the medicinal preparations used in the medical organization with application of methods of rational pharmaceutical management is carried out for optimization of medicinal therapy. The sequence of acquisition of groups of preparations depending on degree of importance and a share of expenses is defined.
Keywords: formulary system, form, major medicinal preparations, ABC-analysis, VEN-analysis.
About authors:
Borisova Olga Aleksandrovna — candidate of pharmaceutical science, assistant professor of department of management and pharmaceutics economy, medical and pharmaceutical merchandizing at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: o.borisova@list.ru
Dzhuparova Irina Alekseevna — doctor of pharmaceutical science, assistant professor, head of department of management and pharmaceutics economy, medical and pharmaceutical merchandizing at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», office phone: 8 (383) 225-07-13, e-mail: uefarm@mail.ru
List of the Literature:
1. Rostova N. B. Justification of organizational and pharmaceutical approaches to optimization of provision of medicines of the population on the basis of rational use of medicines: theses. ... cand. of pharm. science: 14.04.03 / N. B. Rostova. — Perm, 2011. — 23 P.
2. Lugovkina T. K. System of medicinal forms in ensuring quality of medical care in hospitals [electron resource] / T. K. Lugovkina, N. A. Tyutikova, T. A. Zakharova // Deputy of hl. doctor. — 2013. — № 10. — Access mode: http://www.zdrav.ru/articles/practice/detail.php? ID=90679
3. State program «Strategy of provision of medicines of the population of the Russian Federation for the period till 2025».
4. State program «Development of health care of the Novosibirsk region for 2013-2020». — Annex to the draft of the resolution of the government of the Novosibirsk region
of 07.05.2013 № 199-p.
5. Malayev M. G. Application of audit for the purpose of optimization of purchases of medicines by the medical organizations / M. G. Malayev // Qualitative clin. practice. — 2013. — № 2.