Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯСИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА ЗАОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯВ СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ В 2018-2021 ГГ'

ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯСИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА ЗАОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯВ СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ В 2018-2021 ГГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМНАЯ КОМПАНИЯ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ВУЗА / КАНДИДАТЫ НА ОБУЧЕНИЕ / ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ИСПЫТАНИЯ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОКТОРИНГ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тетерятников Н.Ю., Рудакова Е.Н.

В статье анализируется опыт использования системы дистанционных образовательных технологий при организации и проведении вступительных испытаний на заочную форму обучения в Сибирский юридический институт МВД России в период 2018 - 2021 гг., описываются причины перехода в дистанционный формат, предлагается алгоритм мероприятий, разработанный и апробированный на протяжении четырех лет организаторами, и то, какие проблемы при этом были разрешены. Отмечается, что охват составил 14 комплектующих органов внутренних дел с двумя десятками локаций сдачи вступительных испытаний кандидатами на обучение - от г. Сочи на Юго-Западе России до г. Норильска на Севере и г. Читы на Востоке. При этом общее количество ежегодно сдающих вступительные испытания дистанционно в институт растет и в 2021 г. достигло 120 человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тетерятников Н.Ю., Рудакова Е.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ALGORITHM FOR USING THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR ADMISSION TO THE CORRESPONDENCE FORM OF STUDYAT THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN 2018-2021

The article analyzes the experience of using the system of distance learning technologies in organizing and conducting entrance tests for correspondence studies at the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period 2018 - 2021, describes the reasons for switching to the distance format, suggests an algorithm of events developed and tested for four years by the organizers, and what problems were solved. It is noted that the coverage amounted to 14 components of the internal affairs bodies with two dozen locations for candidates to take entrance tests for training - from Sochi in the South-West of Russia to Norilsk in the North and Chita in the East. At the same time, the total number of people who annually take entrance tests remotely to the institute is growing and in 2021 reached 120 people.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯСИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА ЗАОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯВ СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ В 2018-2021 ГГ»

УДК 37.018.43

ОСОБЕННОСТИ АЛГОРИТМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ^СТЕМЫ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПРИЕМЕ НА ЗАОЧНУЮ ФОРМУ ОБУЧЕНИЯ В СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ В 2018-2021 ГГ.

FEATURES OF THE ALGORITHM USING THE SYSTEM OF DISTANCE LEARNING TECHNOLOGIES FOR ADMISSION TO THE CORRESPONDENCE FORM OF STUDY AT THE SIBERIAN LAW INSTITUTE OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

IN 2018-2021

Тетерятников Николай Юрьевич,

врио начальника кафедры гражданского права и процесса Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск), кандидат юридических наук

colyambus@yandex.ru

Рудакова Елена Николаевна,

преподаватель кафедры информационно-правовых дисциплин и специальной техники Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск)

ENRudakova@yandex.ru

Ключевые слова:

приемная компания, комплектование

вуза, кандидаты на обучение, вступительные испытания, дистанционные образовательные технологии, прокто-ринг.

В статье анализируется опыт использования системы дистанционных образовательных технологий при организации и проведении вступительных испытаний на заочную форму обучения в Сибирский юридический институт МВД России в период 2018 — 2021 гг., описываются причины перехода в дистанционный формат, предлагается алгоритм мероприятий, разработанный и апробированный на протяжении четырех лет организаторами, и то, какие проблемы при этом были разрешены. Отмечается, что охват составил 14 комплектующих органов внутренних дел с двумя десятками локаций сдачи вступительных испытаний кандидатами на обучение — от г. Сочи на Юго-Западе России до г. Норильска на Севере и г. Читы на Востоке. При этом общее количество ежегодно сдающих вступительные испытания дистанционно в институт растет и в 2021 г. достигло 120 человек.

Keywords:

admission campaign, university recruitment, recruitment of applicants, candidates for training, entrance tests, distance learning technologies, proctoring.

The article analyzes the experience of using the system of distance learning technologies in organizing and conducting entrance tests for correspondence studies at the Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the period 2018 - 2021, describes the reasons for switching to the distance format, suggests an algorithm of events developed and tested for four years by the organizers, and what problems were solved. It is noted that the coverage amounted to 14 components of the internal affairs bodies with two dozen locations for candidates to take entrance tests for training — from Sochi in the South-West of Russia to Norilsk in the North and Chita in the East. At the same time, the total number of people who annually take entrance tests remotely to the institute is growing and in 2021 reached 120 people.

Сцифровизацией средств связи и коммуникаций, а также общей информатизацией общественной жизни, которые произошли в последние годы, дистанционные образовательные технологии стали частью привычной практической деятельности как органов внутренних дел в целом, так и учебных заведений МВД России в частности. Особой сферой применения таких технологий стал процесс отбора кандидатов на заочное обучение в образовательных организациях МВД России.

Востребованность дистанционных образовательных технологий стала актуальной еще до начала распространения новой коронавирусной инфекции, поразившей нашу страну в 2020 г., когда для обеспечения комплектования ве-

домственных образовательных организаций переменным составом в условиях пандемии было издано распоряжение МВД России от 23 апреля 2020 г. № 1/4548 «Об особенностях приема на обучение в организации, осуществляющие образовательную деятельность, находящиеся в ведении МВД России, в 2020 году».

Понятие «дистанционные образовательные технологии» нормативно закреплено в ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», где под дистанционными образовательными технологиями понимаются «образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников».

Первоначально использование дистанционных образовательных технологий при проведении приемных кампаний на заочную форму обучения было обусловлено экономическими причинами. В соответствии с докладной запиской начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от 29 декабря 2017 г. № 21/10/14801 проведение вступительных испытаний на заочное обучение с использованием дистанционных образовательных технологий позволяет провести их без направления кандидатов на обучение в служебные командировки, что приводит к существенному сокращению затрат средств федерального бюджета.

В связи с этим начиная с 2018 г. при проведении вступительных испытаний по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета - на заочную форму обучения в Сибирском юридическом институте МВД России активно используются дистанционные образовательные технологии. Это не противоречит требованиям Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 12 марта 2015 г. № 321. Основным условием является идентификация кандидатов на обучение при сдаче ими вступительных испытаний, например подтверждение личностей кандидатов на обучение сотрудниками кадровых подразделений комплектующих органов и служебными удостоверениями (или) паспортами, использование учетных записей Системы управления доступом к информационным системам единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (СУДИС ИСОД) МВД России, вход в систему дистанционного обучения (СДОТ) института под персональным логином и паролем.

В процессе организации и подготовки к проведению вступительных испытаний с применением дистанционных образовательных технологий был разработан и в дальнейшем апробирован алгоритм действий, который включает в себя последовательность мероприятий и систему взаимодействия приемной

комиссии, кадровых подразделений территориальных органов, сотрудников отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса института, а также кандидатов на обучение и технический персонал территориальных органов внутренних дел.

Таким образом, подготовка к проведению вступительных испытаний начинается с разработки порядка проведения вступительных испытаний с применением СДОТ, технических требований, предъявляемых к оборудованию помещений для проведения вступительных испытаний, инструкций для технической группы приемной комиссии, в которую могут входить сотрудники факультета заочного обучения, учебного отдела, научно-исследовательского и редакционно-издательского отдела, отдела кадров, отдела морально-психологического обеспечения.

Техническая группа включает в себя модераторов и операторов при проведении вступительных испытаний в дистанционной форме. Оператор взаимодействует с каждым из кандидатов на обучение, следит за тем, как он проходит вступительное испытание, контролирует, чтобы тот не пытался списывать или иным образом не нарушал установленный порядок проведения вступительного испытания.

Такая процедура контроля хода дистанционного испытания называется прокторинг (в переводе с английского языка «proctor» - наблюдатель). Система прокторинга появилась в Америке еще в 2008 г.

Необходимо заметить, что проктор - это не экзаменатор, а независимое лицо, которое никаким образом не заинтересовано и не участвует в учебном процессе. Он следит за соблюдением правил экзамена.

Исследователи выделяют следующие прокторинговые системы.

1. Пассивный мониторинг программного обеспечения на компьютерах экзаменуемых. Он осуществляется путем отслеживания приложений, с которыми работают учащиеся на своих персональных компьютерах, и переключений на другие сервисы во время экзамена.

2. Активное ограничение программного обеспечения на компьютерах учеников. Например, с помощью приложения «Блокировка браузера» закрывается доступ к другим приложениям во время экзаменов.

3. Пассивное видеонаблюдение с помощью программного обеспечения, которое обращается к веб-камере студентов для непосредственной фиксации всех действий. Так, онлайн-контроль происходит без экзаменатора, без участия человека. Записываются видео и звук, автоматически выявляется подозрительное поведение человека и фиксируются нарушения. За грубое несоблюдение правил (подмена экзаменуемого, копирование заданий) программа автоматически блокирует доступ к системе.

4. Активное видеонаблюдение. Реализуется аналогично пассивному, но с добавлением мониторинга в режиме реального времени. Один проктор (наблюдатель) может следить за несколькими учащимися одновременно1.

Обязанность же модератора заключается в координации деятельности операторов, он отвечает за процедуру вступительного испытания в целом, разрешает затруднения как организационного, так и технического характера, а также большинство спорных ситуаций.

Для сотрудников технической группы приемной комиссии оформляются учетные записи Системы управления доступом к информационным системам единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности (СУДИС ИСОД) МВД России.

Необходимо отметить целесообразность проведения практических занятий с целью отработки алгоритмов взаимодействия с региональными представителями, осуществления общего визуального контроля, визуальной идентификации личности кандидата, оказания ему технической помощи, персонального визуального контроля посредством СВКС-м ИСОД МВД России сотрудниками отдела информационно-технического обеспечения учебного процесса института и ответственным секретарем приемной комиссии.

Следующим шагом в алгоритме можно обозначить мероприятия по проверке организационно-технической готовности к проведению вступительных испытаний и дополнительных вступительных испытаний по заочной форме обучения с применением дистанционных образовательных технологий, проверке качества связи, пропускной способности оборудования института в форме тестовых подключений с комплектующими территориальными органами МВД России, в ходе которых проверяются в соответствии с предъявленными институтом требованиями к временным экзаменационным пунктам: наличие необходимого количества организованных автоматизированных рабочих мест в территориальных органах МВД России, подключенных к ИСОД МВД России, наличие у кандидатов на обучение учетных записей в ИСОД МВД России, укомплектованность автоматизированных рабочих мест кандидатов на обучение видеокамерами и гарнитурой.

Поскольку вступительные испытания и дополнительные вступительные испытания проходят с использованием дистанционных образовательных технологий, при приеме на заочное обучение по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция и по специальности 40.05.02 Правоохранительная деятельность в территориальных органах МВД России организуются временные экзаменационные пункты. Каждый экзаменационный пункт оборудуется автоматизированными рабочими местами, подключенными к ИСОД МВД России, необходимыми для проведения вступительных испытаний, видеокамерами.

1 URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/5fa01fe49a794782c65b74f9.

Все необходимое оборудование во временных экзаменационных пунктах размещается в соответствии с требованиями, предъявляемыми институтом, где даже учитывается размещение источников света и нескольких (до 4-х) видеокамер.

В ГУ МВД Росси по Красноярскому краю сотрудники отдаленных территориальных органов МВД России на районном уровне участвуют во вступительных испытаниях в центрах оперативных зон: г. Ачинск, г. Минусинск, г. Канск, г. Лесосибирск, г. Норильск. Кандидаты на обучение от иных комплектующих органов сдают вступительные экзамены по месту прохождения службы либо дислокации соответствующего территориального органа.

Сотрудники подразделений МУ МВД России «Красноярское», территориальных органов МВД России на районном уровне, приближенных к г. Красноярску, а также сотрудники, проходящие службу в Эвенкийском муниципальном районе и других районах Крайнего Севера (за исключением г. Норильска, г. Дудинки и некоторых населенных пунктов Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района), проходят вступительные испытания непосредственно в самом институте на специализированных рабочих местах в компьютерных классах.

В соответствии с расписанием вступительных испытаний, которое утверждается председателем приемной комиссии и направляется в комплектующие территориальные органы МВД России, кандидаты на обучение посещают консультации перед вступительными испытаниями, которые проводятся в режиме системы видеоконферецсвязи ИСОД МВД России, затем сдают три вступительных экзамена по общеобразовательным предметам «Русский язык», «Обществознание» и «История»2. Каждое из вступительных испытаний проводится в виде компьютерного теста и оценивается по юо-балльной шкале. При этом каждому кандидату на обучение случайным образом из банка данных тестовых заданий формируется его уникальный тест. Например, процесс формирования итогового теста по общеобразовательному предмету «Обществознание» осуществляется следующим образом. Банк вопросов для этой дисциплине состоит из шести баз данных, соответствующих ее шести разделам - «Представление о человеке и обществе в истории обществозна-ния», «Социальное развитие современного общества», «Духовная сфера жизни общества», «Экономическая сфера общественной жизни», «Политическое развитие современного общества», «Правовая система общества». Каждая из баз данных включает около 100 вопросов по соответствующему разделу. Затем из

2 Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата и программам специалитета : приказ Минобрнауки России от 04.12.2014 № 1204.

каждой базы случайным образом извлекаются от 8 до 20 вопросов, из которых и формируется конечный тест.

Процедура проведения каждого вступительного испытания предусматривает в самом начале идентификацию личности кандидата на обучение в режиме чата видеоконференции СВКС-м ИСОД МВД России путем представления сотрудником кадрового подразделения соответствующего комплектующего органа кандидата на обучение оператору из числа сотрудников СибЮИ МВД России. Затем, следуя инструкциям оператора, кандидат на обучение демонстрирует свое служебное удостоверение, после чего под наблюдением нескольких видеокамер, фиксирующих действия абитуриента с различных ракурсов, вводит свои индивидуальные логин и пароль для входа в систему дистанционного обучения Moodle, после чего начинает решать тест, рассчитанный на 120 либо 180 минут в зависимости от дисциплины, по которой проводится вступительное испытание. С каждым кандидатом на обучение работает отдельный оператор, сопровождающий кандидата на обучение до завершения конкретного экзамена. Та же процедура повторяется и на последующих экзаменах.

Оценка решенного в рамках вступительного испытания теста выставляется после его проверки членами экзаменационных комиссий по каждому из общеобразовательных предметов по стобалльной системе. При этом члены экзаменационных комиссий руководствуются ежегодно утверждаемыми распоряжениями МВД России об установлении минимального количества баллов, подтверждающего успешное прохождение вступительного испытания и дополнительного вступительного испытания.

За период 2018-2021 гг. местами прохождения вступительных испытаний на обучение в СибЮИ МВД России стали, не считая отдаленных подразделений ГУ МВД России по Красноярскому краю, еще 14 комплектующих органов - МВД по Республике Алтай, МВД по Республике Бурятия, МВД по Республике Марий Эл, МВД по Республике Тыва, МВД по Республике Хакасия, ГУ МВД России по Алтайскому краю, ГУ МВД России по Кемеровской области, ГУ МВД России по Новосибирской области, ГУ МВД России по Челябинской области, УМВД России по Забайкальскому краю, УМВД по Еврейской автономной области, УМВД России по Чукотскому автономному округу, Росгвардия, УТ МВД России по СФО. При этом в 2018 г. территориальных органов внутренних дел, участвующих в дистанционном наборе в СибЮИ МВД России, было только 5, в 2019 г. - 8, в 2020 г. - 13, в 2021 г. - 14.

В 2019 г. сотрудник Кузбасского ЛУ МВД России на транспорте (комплектующий орган - УТ МВД России по СФО) из г. Кемерово, находящийся во время вступительных испытаний в очередном ежегодном отпуске в г. Сочи, сдавал вступительные экзамены на базе Сочинского ЛУ МВД России на транспорте, относящегося к УТ МВД России по ЮФО. Подобным же образом сотрудник ГУ

МВД России по Красноярскому краю, находясь в отпуске с выездом в г. Курган, проходил вступительные испытания на обучение в СибЮИ МВД России на базе УМВД России по Курганской области.

Всего таким образом в сдаче вступительных экзаменов посредством СДОТ в 2018 г. участвовали 73 кандидата на обучение, в 2019 г. - 90, в 2020 г. - 105, в 2021 г. - 120. Это отражает объективную динамику роста использования систем дистанционных образовательных технологий при проведении вступительных испытаний на заочную форму обучения в Сибирском юридическом институте МВД России.

В целом четырехлетний опыт использования системы дистанционных образовательных технологий в ходе приемных кампаний на заочную форму обучения в Сибирском юридическом институте МВД России можно признать положительным, о чем свидетельствует динамика как расширения охвата количества комплектующих органов, участвующих в такой форме набора, так и ежегодный прирост абитуриентов, сдающих вступительные экзамены дистанционно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.