Научная статья на тему 'Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте (на примере студенчества)'

Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте (на примере студенчества) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4465
684
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузубова В.О.

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте. Была выявлена частота встречаемости уровня выраженности агрессивности у студентов юношеского возраста, учащихся на факультетах гуманитарной и естественнонаучной направленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности агрессивного поведения в юношеском возрасте (на примере студенчества)»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Итак, проанализировав научную литературу по проблеме исследованиями мы пришли к выводу, что личностное пространство это сложный, многофункциональный и объемный в содержательном плане психологический феномен, изучение которого актуально, как для возрастной, так и педагогической психологии. Психологическое пространство личности растет и развивается в процессе онтогенеза, в зависимости от психологических особенностей личности человека, его социализации и коммуникативной сферы, а также его деятельности. И в связи с этим имеет свои особенности содержательных характеристик на различных этапах онтогенетического развития.

Список использованной литературы:

1. Барсукова О.В., Крищенко Е.П., Мозговая Н.Н. Психологические очерки. Ростов-на-дону, 2015.

2. Ермаков П.Н., Лабунская В.А. Психология личности. Учебн. пособие М.: ЭКСМО, 2007, с.167-184.

3. Левин. К. Разрешение социальных конфликтов. СПб.: Изд-во «Сенсор», 2000. - 408с.

4. Левин К. Теория поля в социальных науках / Пер. с англ. СПб.: Сенсор, 2000. -368 с.

5. Мозговая Н.Н. Личностное пространство как предмет научных исследований. // Известия южного федерального университета. Педагогические науки. 2010. № 12. с. 133

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М.: Издательский центр «Академия», 1997. - 456с

7. Нартова-Бочавер С.К. Понятие Психологическое пространство личности и его эвристические возможности / Периодическое научно-практическое издание // под ред. В.В. Рубцов. М.: ГБОУ ВПО, 2015. -106 с.

8. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Изд-во: Юрайт, 2013

9. Петровский А.В. Психология о каждом из нас. М.: Изд-во РОУ, 1992.-332с.

10.Писачкин В.А. Социология жизненного пространства. Саранск. 1997.-174с.

11.Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М., 2001. - 460с.

12.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Изд-во «Питер»,1997. - 608с.

© Кудусова Т.Х., 2016

УДК 159.9

В.О. Кузубова

магистрант 1 года обучения Факультет психологии, Башкирский государственный университет, г. Уфа, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

(НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСТВА)

Аннотация

В статье рассматриваются результаты исследования особенностей проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте. Была выявлена частота встречаемости уровня выраженности агрессивности у студентов юношеского возраста, учащихся на факультетах гуманитарной и естественнонаучной направленности.

Ключевые слова Агрессия, агрессивность, агрессивное поведение, юношеский возраст.

На сегодняшний день данная тема является актуальной, так как мы каждый день сталкиваемся с агрессивным поведением, царящим в юношеской среде. Юноши и девушки по отношению к окружающим их людям ведут себя демонстративно и вызывающе. Их поведение проявляется в асоциальных действиях, таких

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

как хулиганство, вандализм, алкоголизм, наркомания. Они перестали уважать старшее поколение; они ничего не боятся и могут совершить всё что угодно, превратив свою жизнь и жизнь общества в хаос. Описанная ситуация является настораживающей, так как под угрозой влияния находятся учебно-профессиональная деятельность, отношения с родителями и сверстниками, личностное развитие и другие сферы жизни юного члена общества.

Проблеме агрессивного поведения личности уделяется много внимания, особенно в такой науке как психология. Эту проблему осветили в своих книгах и статьях многие выдающиеся учёные 20 и 21 века. Проводятся конференции и семинары по данной тематике.

Обстановка в социальной, экономической, идеологической сферах неустойчива и напряжена - а это сказывается на личностном развитии и поведении юного поколения.

Сейчас, в основном, изучается агрессивность в подростковой среде, так как именно данный возраст в развитии личности считается самым проблемным. Юность же характеризуется как наиболее устойчивый в эмоциональном и интеллектуальном развитии период. Поэтому большинство научных работ имеют несколько иную тематику.

Таким образом, все вышеперечисленные сведения создают огромный стимул к изучению данной проблемы.

Понятие агрессия пришло из латинского языка и означает «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт». [2,с.20]

Учёные из самых различных областей науки трактуют человеческую агрессию по-разному. Но, несмотря на большое многообразие определений и различия в толкованиях, можно сделать вывод о том, что мысль о причинении ущерба другому субъекту присутствует, практически, всегда.

Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность враждебно реагировать на возникновение угрожающей ситуации. Её можно расценить как биологически целесообразное поведение, способствующее адаптации и выживанию. Но не стоит забывать и о том, что такое реагирование на ситуацию противоречит нормам, установленным в обществе, а также может принести вред себе и другим. [3,с.19]

Агрессивное поведение - одна из форм реагирования на различные неблагоприятные жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и др. Выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением.

В каком бы виде агрессия не выражалась, она всё равно будет являться поведением, направленным на нанесение вреда другому существу, избегающему такого рода с собой отношения.

Период взросления юного поколения проходит во времена стремительных изменений в жизни общества, таких как экономические и экологические кризисы, глобализация, информатизация. Отсюда - неуверенность в завтрашнем дне, нестабильность в сферах жизнедеятельности, отсутствие ориентации в идеологии. Понимание, что придётся жить в таких условиях, провоцирует возникновение у юношей и девушек раздражительности и ощущения безнадёжности. Также можно отметить, что они не заинтересованы в жизни общества, глубоко индивидуализированы в юношеской среде, имеют отсутствие положительного влияния со стороны государства, образования, семьи, вдобавок, характерная для них манера сопротивления ничуть не содействуют целенаправленности и регуляции их поведения. Тут ещё можно добавить и особенности психологического развития в данном возрасте. Юность - это сложный период, когда личность готовится к жизни во взрослом мире.

В юношеском возрасте формируется самосознание и самокритичность. Вследствие этого, человек может обнаружить противоречия в собственном представлении о себе. Это тоже может стать фактором проявления агрессивного поведения. Также в этом возрасте формируется максимализм, нетерпимость, непримиримость, которые, при наличии благоприятных условий и деятельности, приведут к осознанию агрессивного поведения. [4.с.407]

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №7-8/2016 ISSN 2410-6070_

Юноши и девушки испытывают потребности в актуализации себя как личности, в индивидуализации, в поиске близкого друга, в выборе жизненного пути. Агрессивное поведение может возникнуть тогда, когда они не могут реализовать данные потребности, вначале - среди своего окружения, затем - в обществе. Такая ситуация может повлиять на возникновение девиантного поведения, так как потребностей много, а возможностей мало. [4,с.418;5,с.65-67]

Ещё одной причиной агрессивного поведения может являться кризис юношеского возраста. Он появляется из-за того, что человек встречает реальную жизнь со своими идеальными представлениями о ней. Человеку в этом возрасте очень трудно спокойно принимать изменения, происходящие в его жизни. Он может видеть в них катастрофу, крах его планов, надежд, а также может испытывать неуверенность перед лицом больших перемен, тревогу за будущее. Такая ситуация вызывает потребность избавиться от тревоги, от неизвестности, что может проявиться в сильной агрессии против общества. Здесь непременно нужна поддержка и понимание со стороны близких. Вдобавок, агрессия может проявляться из-за потребности в самоутверждении. Индивид считает себя уже взрослым, и может неуважительно и вызывающе относиться к взрослому поколению. [5,с.67]

Так же на приобретение и закрепление агрессивного поведения влияет социальное научение, СМИ, пример сверстников, но первоначальные причины стоит искать в воспитании родителей, так как семья - это источник живого примера поведения для ребёнка. [1,с.82]

Целью исследования явилось изучение особенностей проявления агрессивного поведения в юношеском возрасте.

В исследовании принимали участие студенты разных факультетов и курсов башкирского государственного университета (БГУ), уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ), башкирского государственного медицинского университета (БГМУ) в возрасте от 18 до 22 лет. Объём выборки составил 37 человек.

В исследовании использовались такие методы, с помощью которых определяется уровень выраженности агрессивности: опросник А. Ассингера и опросник А. Басса - А. Дарки.

Полученные экспериментальные данные были подвергнуты частотному анализу, для выявления частоты встречаемости выраженности агрессивности у студентов юношеского возраста.

По Опроснику А.Ассингера из приведённой ниже таблицы № 1 видно, что из всего объёма выборки агрессивность присутствует у 91,9 % студентов, и лишь только 8,1 % студентов оказались чрезмерно миролюбивы. Процентные показатели уровня агрессивности студентов на географическом факультете (БГУ) и в институте экономики (УГНТУ) одинаковы.

Таблица №1

Опросник А. Ассингера. Процентное соотношение

Результат

Факультет Чрезмерное Умеренная Излишняя

миролюбие агрессивность агрессивность

Фак т психологии

(БГУ) 0% 13,5% 0%

Географический фак-т

(БГУ) 2,7% 27% 0%

Педиатрический фак т

(БГМУ) 2,7»/о 24,3% 0%

Цистит экономики

(УГНТУ) 2,7% 27% 0%

По Опроснику А. Басса - А. Дарки из приведённой ниже таблицы № 2 видно, что из всего объёма выборки высокий индекс агрессивности имеют только 5,4 % студентов, нормальный индекс агрессивности имеют 45,9 % студентов, и низкий индекс агрессивности имеют 48,6 % студентов. Высокий индекс враждеб ности имеют 32,4 % студентов, нормальный индекс враждебности имеют 64,8 % студентов, и низкий индекс враждебности имеет 2,7 % студентов. Таким образом, индекс враждебности в выборке преобладает над ин

дексом агрессивности. В итоге, данные студенты более враждебны, но менее агрессивны.

Таблица №2

Опросник А. Басса - А. Дарки. Процентное соотношение

Индекс Индекс

агрессивности враждебности

Результат Результат

Факультет

Высокий Нормальный (средний) Низкий Высокий Нормальный (средний) Низкий

Факт психологии 0% 5,4% 8,1% 8,1% 5,4% 0%

(БГУ)

Географический 2,7% 16,2% 10,8% 8,1% 18,9% 2,7%

фак т (БГУ)

Педиатрический 0°'о 13,5% 13,5% 8,1% 18,9% 0%

фак т (БГЛГУ)

Институт 2,7% 10,8% 16,2% 8,1% 21,6% 0%

экономики

(УГНТУ)

Изучив данные из приведённой ниже таблицы N° 3, оказалось, что по Опроснику А.Ассингера умеренная агрессивность присутствует у всех респондентов, независимо от выбора факультета и профессии. А также равное количество испытуемых имеет одинаковый показатель агрессивности, несмотря на то, что данные испытуемые учатся на разных факультетах, разной направленности (географический факультет (профессии гуманитарной направленности) и институт экономики (профессии естественнонаучной направленности)).

По Опроснику А. Басса - А. Дарки видно, что агрессивность в умеренной форме присутствует почти у респондентов на географическом факультете и в институте экономики. На педиатрическом факультете отмечается низкий уровень агрессивности. На факультете психологии агрессивность не так сильно выражена, но зато, на данном факультете наблюдается высокая враждебность респондентов. На остальных же факультетах враждебность находиться в допустимом состоянии для личности в целом. Однако, по сравнению с преобладанием почти на всех факультетах низкого индекса агрессивности над индексом враждебности, можно отметить, что для респондентов данных факультетов больше характерна враждебность, нежели агрессивность. Но, так как по предыдущему опроснику мы можем утверждать, что респонденты имеют адаптивный умеренный уровень агрессивности, мы сделаем заключение о том, что агрессивность является неотделимой личностной характеристикой для данных респондентов, а враждебность проявляется у них как реакция на окружающий мир, то есть ситуативно.

Таблица №3

Сравнительная таблица по опроснику" А.Ассингера и опроснику А. Б ас с аА. Дарки

Опросник Шкалы Результаты факу льтетов

Гуманитарные факультеты Естественно - научные факультеты

Фак-т психологин (БГ>) Географичес кий фак-т (БГУ) ГГедиатрнчес кий фак-т (БГМУ) Институт экономики (УТНТУ)

1)Опросник А.Ассингера Чрезмерное миролюбие 0°Ь 2,7<?/о 2,7°/о 2,7°/о

Умеренная агрессивность 13,5% 270/о 24,3 о/о 27о/о

Излишняя агрессивность 0°/о 0 °/о 0 °/о Оо/о

2)Опросннк А. Басса — А. Дарки Индекс агрессивности Результат

Высокий О °/о 2,7°/о 0°/о 2,7°/о

Нормальный (средний) 5,4 »/о 16,2 о/0 13,50/0 10,80/0

Низкий 8,1 о/о 10,8О/о 13,59/о 16у2°/о

Индекс враждебности Результат

Высокий 8,1 °/о 8,1<М> 8,1<М> 8,1 о/о

Нормальный (средний) 5,4Ч'о 184>о/о 18,9% 21,6о/о

Низкий О о/о 2,7°/о 0°Ь О о/о

В результате можно сделать вывод, что студенты, избирающие гуманитарные профессии и поступаю щие на факультеты гуманитарной направленности склонны проявлять агрессивное поведение в такой же степени, как и студенты, избирающие негуманитарные профессии, и поступающие на факультеты естественнонаучной направленности.

На основе проведённого исследования мы утверждаем, что подробное исследование особенностей развития личности в юношеском возрасте и знание причин и факторов, провоцирующих агрессивные реакции, может помочь в качественной разработке большой базы методов профилактики и коррекции агрессивного поведения.

Список использованной литературы:

1. Выготский Л.С. Проблема возраста [Текст], том 4, ч. 2, Москва, 1984г.

2. Жмуров В.А. Большая энциклопедия по психиатрии [Текст], 2-е изд.,2012г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь [Текст], Москва, 2003 г.

4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст], 4-е издание, Москва.

5. Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся [Электронный ресурс] //Вопросы психологии», № 3, 1994 г./ Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1994/943/943061.htm

© Кузубова В.О., 2016 г.

УДК 159.9

Е.Б.Марин

к.и.н., доцент,

Морской государственный университет им. адм. Г. И. Невельского, Кафедра истории, политологии и государственно-правовых дисциплин. Владивосток

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ О РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЕ И ДУШЕ (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНТОВ

И КУРСАНТОВ МОРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА)

Аннотация

В работе представлены результаты эмпирического исследования элементов религиозного сознания студенческой молодежи одного из вузов Владивостока. Были исследованы представления студентов о религиозной вере, душе, Боге. Для выявления представлений были применены методы анкетирования и ассоциативного эксперимента.

Ключевые слова

Религиозная вера, душа, Бог, представление, психосемантика, религиозность, студенческая молодежь.

Актуальность темы. Современное общество в развитых странах переходит из разряда индустриального в постиндустриальное качество. Изменения затрагивают все стороны жизни человека, в том числе и религиозную сферу. Религиозная вера претерпевает различного рода воздействия со стороны общественных процессов и явлений, таких, как: усложнение социальных отношений, плюрализм, формирование рынка духовных услуг и эклектизм культуры, глобализация, формирование виртуальной реальности. Ряд факторов и процессов постиндустриального общества описывает Э. Тоффлер [5] Под воздействием всех факторов, характерных для современного общества, феномен веры значительно меняется.

По итогам ряда исследований проведенных в России с 90-х годов (постсоветский период) по настоящее время прослеживается резкий «лавинообразный» рост числа верующих среди студенческой молодежи, их количество превышает верующих среди 30-40-летнего населения России и приближается к числу религиозных людей 50-60-лет. В последние годы к изучению религиозной веры в нашей стране обращались

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.