Научная статья на тему 'Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте'

Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
720
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / AGGRESSIVE BEHAVIOR / ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ / ОБЩЕНИЕ / COMMUNICATION / ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА / САМОУПРАВЛЕНИЕ / SELF-MANAGEMENT / МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / INTERPERSONAL RELATIONS / ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА / AGE FEATURES / ADOLESCENT AGE / MANIFESTATION OF ANGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ахмедханов Амирхан Магомедович, Ахмедханова Рукият Амирхановна

Данная работа направлена на изучение агрессивных проявлений личности у представителей юношеского возраста. Юношество, как особая социальная и возрастная группа, оказывается в наибольшей степени восприимчивым к деструктивным внешним влияниям. Целью исследования являлось изучение специфических особенностей и психологического содержания гнева как внешней формы проявления агрессии. Выявлены корреляционные связи между шкалами «Потребность в общении», «Самоуправление в общении», «Уровень агрессивных проявлений» сначала по всей выборке испытуемых, а затем в каждой исследуемой группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggressive behavior and manifestation of anger in adolescent age

This work aims to study the aggressive manifestations of personality among adolescents. The youth, as a special social and age group, is the most sensitive to destructive external influences. The purpose of research was to study the specific features and psychological content of anger as an external form of manifestation of aggression. It reveals the correlation links between the scales «The need in communication», «Self-management in communication», «The level of aggressive manifestations», firstly in the whole sample group of tested persons, and then in every research group.

Текст научной работы на тему «Агрессивное поведение и проявление гнева в юношеском возрасте»

Ахмедханов А.М., Ахмедханова Р.А.

АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

На современном этапе развития нашего общества феномен гнева становится проблемой, вызывающей интерес не только специалистов-психологов, но и педагогов, юристов, медиков, социологов. К примеру, конфликты в школе и способы их преодоления интересуют педагогов; рост преступлений против личности - работников правоохранительных органов; различные психические и соматические заболевания - медиков; социальные причины агрессивного поведения - социологов [1;5].

Психологические исследования агрессивного поведения и его различных проявлений представлены в работах многих ученых. Вместе с тем, феномен агрессивного поведения интересует и представителей других областей науки: медицины, педагогики, социологии, криминологии. Медицина сформулировала представления об уровнях и барьерах адаптации. Это создает основу для создания новых методов психотерапевтической коррекции как самого агрессивного поведения, так и связанных с ним психосоматических нарушений. Исследователи в области педагогики, на основе изучения механизмов стресса, разрабатывают практико-ориентированные подходы к управлению стрессовыми реакциями в школе и созданию инновационных педагогических технологий, способствующих повышению психологической резистентности к стрессогенным влияниям учащихся и педагогов. Установление причинно-следственных связей между недостатками в воспитательной работе и делинквентным поведением личности входят в неоспоримые заслуги отечественной криминологии.

вместе с тем, традиционное представление о вечности агрессии как способа разрешения проблем остается присущим общественному сознанию, что находит свое отражение и в повседневной педагогической, психологической, правовой практике. Особенно остра проблема агрессии для практиков, работающих с лицами юношеского возраста. Изменение социальной ситуации развития в юношестве и закономерные возрастные трансформации на данном этапе развития, влекут за собой повышение поведения, рост напряженности, снижение психологической резистентности к стрессорам. На этом фоне нередко наблюдается возрастание агрессивности, сопровождающееся вспышками гнева, порой немотивированного, что, в свою очередь, имеет глубокие социальные последствия [3].

Изучение психологического содержания гнева в юношеском возрасте является одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих воплоще-

ния идеи альтернативной замены гнева. Данная работа направлена на изучение агрессивных проявлений личности у представителей юношеского возраста (студенты). Юношество, как особая социальная и возрастная группа, оказывается в наибольшей степени восприимчивым к деструктивным внешним влияниям.

Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается в критические возрастные периоды. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другими людьми на микрогрупповом уровне, проявляются в таких основных сферах, как общение в семье, общение с преподавателями и сверстниками. Они могут быть определены следующим образом:

- несформированность навыков общения;

- неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств;

- преобладание эгоистических тенденций;

- деформированное понятие справедливости и др.

Индивидуально - психологическое изучение юношеского возраста помогло выяснить факторы, обеспечивающие подростку то или иное место в системе личных взаимоотношений и наметить такие мероприятия, которые обеспечили бы каждому благоприятное место в этой системе.

Физиологи давно доказали, что сильные эмоции являются результатом одной и той же реакции организма, которая называется "реакцией на стресс".

Первым описал реакции физиологических систем на различные виды стресса Уолтер Кеннон в 1929 году. В экспериментах с животными он наблюдал сходные физические реакции их организмов на боль, тревогу, жар, голод и так далее. При вскрытии подопытных животных у них обнаруживались и сходные патологические изменения органов, независимо от того, воздействию какого рода стрессов они подвергались при жизни. У всех были увеличены надпочечники; наблюдались и следы язвенной болезни желудка, уменьшилась вилочковая железа, обнаружилась дистрофия печени. Именно стресс отвечает за большее число "болезней адаптации", встречающихся у человека и животных, к которым относятся язвенная болезнь желудка, повышенное артериальное давление, болезни сердца и нервные расстройства [4].

Конечно, стресс воздействует на человека не только в отрицательном смысле. Она дает возможность людям, находящимся в опасности, бежать быстрее, прыгать выше, кричать громче, видеть четче, ударять сильнее, перетерпеть приступы боли - делать все, что необходимо, чтобы выжить в экстремальной ситуации. Реакция на стресс высоко адаптивна в ситуациях опасности [2].

до недавнего времени отсутствовала возможность прямого измерения уровня гормонов в организме. Сегодня новые технологии позволяют делать замеры состояния эндокринной системы непосредственно в момент реакции человека или животного. Благодаря такой возможности выяснилось, что каждая сильная эмоция вызывает определенные физиологические реакции, а испытываемые чувства являются не просто различными формами ответа организма на стресс. Хотя во всех сильных эмоциях принимает участие симпатическая нервная система, которая вырабатывает эпинефрин и норэпинефрин, существенные различия

во внешних реакциях обусловлены различиями в типе, количестве и соотношении гормонов. Так, например, страх и стресс вызывают сердцебиение и повышение артериального давления, сужение кровеносных сосудов кожи и переброску крови к скелетной мускулатуре. Человек при этом бледнеет, у него холодеют конечности, он покрывается холодным потом и дрожит. С другой стороны, ситуации, возбуждающие и мобилизующие усилия индивидуума, вызывают сужение сосудов конечностей и меньшие изменения со стороны сердечной деятельности и частоты дыхания.

Некоторые ученые настаивают на том, что человек с повышенным давлением чаще демонстрирует враждебность и ведет себя агрессивнее людей с нормальным артериальным давлением.

Последний стиль поведения - контроль над складывающейся ситуацией - ученые назвали "рефлексией". Они обнаружили, что индивидуумы, готовые открыто излить свой гнев на начальника, имели самые высокие показатели артериального давления. У тех, кто сдерживал раздражение, артериальное давление оказалось несколько ниже [8].

Основания для гнева в гораздо большей степени заключаются не в происходящих событиях, а в том, как мы объясняем их для самих себя. Восприятие, оценки и объяснение происходящего вокруг - результат осознанной установки. Гнев можно держать под контролем, если изменить привычные оценки и суждения по поводу происходящего. Поэтому научиться контролировать свое раздражение будет только полезно для здоровья [5;6].

Хронический гнев, проявляемый вовне, вреден, поскольку происходят длительные и глубокие нарушения здоровья, связанные с изменением гормонального фона. Но и постоянно подавляемый гнев опасен, потому что он мобилизует симпатическую нервную систему, а разрядка напряжения отсутствует.

Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с тем, что изучение психологического содержания гнева в юношеском возрасте является одной из наиболее интересных и значимых проблем, так как юношество, как особая возрастная и социальная группа, является в наибольшей степени восприимчивым к деструктивным внешним влияниям.

С целью изучить, каковы специфические особенности и психологическое содержание гнева как внешней формы проявления агрессии, нами было предпринято эмпирическое исследования.

для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: Методика А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», опросник А. Дарки и А. Басса «Диагностика состояния агрессии» и методика «Самоуправление в общении», основанная на методике изучения социального самоконтроля А. Снейдера. [7].

Выборку испытуемых составили студенты 1-3 курсов ДГУ Возраст респондентов 17-19 лет. Достоверность результатов, полученных в ходе нашего исследования, обеспечивалась достаточным объемом выборки и использованием метода математической статистики: процедуры корреляционного анализа (по

Спирмену) и и-критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета статистических программ «^ТАТКТГСА 6.1».

выраженная агрессивность, подозрительность, раздражимость проявляются в этом возрасте, в частности, когда имеются сложные жизненные ситуации, проблемы в межличностном отношении, чувство одиночества (когда хочется иметь больше друзей), когда человек раним и застенчив, или не умеет ладить с людьми.

Корреляционный анализ показал наличие нескольких невысоких, но статистически значимых показателей связи между шкалами указанных методик. (см. Таблицу 1).

Таблица 1.

Коэффициенты корреляции между шкалами методики А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», «Самоуправление в общении» и опросника А. Дарки и А. Басса «Диагностика состояния агрессии»

Шкалы Коэффициенты корреляции (N=40, p < 0,01)

ПО СО УАП ОБ

Потребность в общении 1.00 0.12 0.12 0.07

Самоуправлениие в общении 0.12 1.00 0.68 0.04

Уровень агрессивных проявлений 0.12 0.13 1.00 0.68

Обидчивость 0,07 0.04 0.68 1,00

р-уровень р<0,01 р<0,01 р<0,01 р<0,01

ПО- потребность в общении; СО- самоуправление в общении; УАП - уровень агрессивных проявлений; ОБ - обидчивость; р-уровень - уровень статистической значимости.

По результатам исследования мы выявили, что наиболее высокий уровень связи при р<0,01 наблюдается между самоуправлением в общении и уровнем агрессивных проявлений. это говорит о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности любым способом, даже проявляя агрессивность.

Высокая значимость связи при р<0,01 наблюдается между обидчивостью и уровнем агрессивных проявлений. это говорит о выраженном невротическом синдроме астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. этот фактор можно наиболее детально характеризовать следующим образом: нервный, болезненный, не умеющий выйти из положения, уделяет внимание собственным чувствам; также высокая значимость связи при р<0,01 между спонтанной агрессивностью и внешней формы проявления агрессии. это свидетельствует о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для

импульсивного поведения.

Таким образом, сравнивая результаты корреляции, мы приходим к выводу о том, что значимые связи между уровнем агрессивности и личностными характеристиками совпадают не в полном объеме, что может служить косвенным свидетельством того, что гнев является распространенной формой проявления агрессии в юношеском возрасте.

Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:

1. мнение о том, что гнев и агрессия неизбежны, психологически привлекательна для многих людей. Оно позволяет оправдывать свои агрессивные действия. Однако чувство гнева является результатом собственного выбора каждого человека. И оно в гораздо большей степени обусловлено внутренними установками и убеждениями, чем биохимией или генетикой.

2. Во всех группах значимых связей между уровнем агрессивных проявлений, потребностью в общении и самоуправлением в общении не выявлено.

3. Высокий коэффициент корреляции между шкалами опросника КОС (г = 0.68) при довольно высоком уровне значимости (р < 0.01) свидетельствует о том, что выраженная раздражимость и уровень агрессивных проявлений личности находятся в тесной взаимосвязи.

4. Хронический гнев, проявляемый вовне, вреден, поскольку происходят длительные и глубокие нарушения здоровья, связанные с изменением гормонального фона. Но и постоянно подавляемый гнев опасен, потому что он мобилизует симпатическую нервную систему, а разрядка напряжения отсутствует.

5. гнев, как и страх, и другие эмоции выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Как у животных, так и у человека, он направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели. Это ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация.

гнев и спокойствие несовместимы психологически. гнев приводит к нарастанию психологического напряжения, а спокойствие его снижает. Быть агрессивным и спокойным одновременно невозможно.

Поскольку гнев и враждебность часто являются результатом неудовлетворенных потребностей, важно научиться добиваться их удовлетворения более приемлемыми способами. Конструктивный обмен мнениями основан на признании потребностей обеих сторон и понимании важности компромисса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2008. - 336с.

3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. -М.: Аспект-пресс, 2005. -319 с.

4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007.-688 с.

5. Мак-Кей М., Мак-Кей Ю., Роджерс П. Укрощение гнева. - СПб.: Питер, 1997.-352 с.

6. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (Дата обращения: 25.03.17).

7. Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. - Архангельск, 1996. -185с.

8. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.

Кравченко Л.В.

к вопросу об изучении форм проявления страха смерти

В современном мире, учитывая ритм жизни, человек постоянно сталкивается со сложными, стрессовыми ситуациями, испытывая при этом тревогу. Первоисточником тревожного состояния, по мнению многих исследователей, является страх смерти. Тема смерти и вызывающих ее осознание эмоций была и остается актуальной во все времена истории человечества. Интерес к этой категории возник в умах еще древних философов Сократа, Платона, Эпикура.

Наиболее разработанной, с психологической точки зрения, проблема отношения к смерти предстает в контексте современной теории страха и тревоги. Многие авторы сходятся во мнении, что в основе любого страха лежит страх смерти (физической, психологической, социальной). Различные научные психологические школы (психоанализ, экзистенцианализм, гештальт-терапия и другие) занимались этой проблематикой.

Психоаналитическая теория утверждает, что испытывать тревогу, страх смерти является естественным состоянием человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг и другие). Зигмунд Фрейд ввел такие термины как «влечения к жизни» и «влечения к смерти». По его мнению, влечение к смерти (Todestriebe) присуще любому индивиду, связано оно с бессознательными тенденциями к саморазрушению, к возвращению в неорганическое состояние [5]. 64

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.