Ахмедханов А.М., Ахмедханова Р.А.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И ПРОЯВЛЕНИЕ ГНЕВА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
На современном этапе развития нашего общества феномен гнева становится проблемой, вызывающей интерес не только специалистов-психологов, но и педагогов, юристов, медиков, социологов. К примеру, конфликты в школе и способы их преодоления интересуют педагогов; рост преступлений против личности - работников правоохранительных органов; различные психические и соматические заболевания - медиков; социальные причины агрессивного поведения - социологов [1;5].
Психологические исследования агрессивного поведения и его различных проявлений представлены в работах многих ученых. Вместе с тем, феномен агрессивного поведения интересует и представителей других областей науки: медицины, педагогики, социологии, криминологии. Медицина сформулировала представления об уровнях и барьерах адаптации. Это создает основу для создания новых методов психотерапевтической коррекции как самого агрессивного поведения, так и связанных с ним психосоматических нарушений. Исследователи в области педагогики, на основе изучения механизмов стресса, разрабатывают практико-ориентированные подходы к управлению стрессовыми реакциями в школе и созданию инновационных педагогических технологий, способствующих повышению психологической резистентности к стрессогенным влияниям учащихся и педагогов. Установление причинно-следственных связей между недостатками в воспитательной работе и делинквентным поведением личности входят в неоспоримые заслуги отечественной криминологии.
вместе с тем, традиционное представление о вечности агрессии как способа разрешения проблем остается присущим общественному сознанию, что находит свое отражение и в повседневной педагогической, психологической, правовой практике. Особенно остра проблема агрессии для практиков, работающих с лицами юношеского возраста. Изменение социальной ситуации развития в юношестве и закономерные возрастные трансформации на данном этапе развития, влекут за собой повышение поведения, рост напряженности, снижение психологической резистентности к стрессорам. На этом фоне нередко наблюдается возрастание агрессивности, сопровождающееся вспышками гнева, порой немотивированного, что, в свою очередь, имеет глубокие социальные последствия [3].
Изучение психологического содержания гнева в юношеском возрасте является одной из наиболее интересных и значимых проблем, требующих воплоще-
ния идеи альтернативной замены гнева. Данная работа направлена на изучение агрессивных проявлений личности у представителей юношеского возраста (студенты). Юношество, как особая социальная и возрастная группа, оказывается в наибольшей степени восприимчивым к деструктивным внешним влияниям.
Наиболее часто агрессивное поведение наблюдается в критические возрастные периоды. Трудности, возникающие в процессе взаимодействия юноши с другими людьми на микрогрупповом уровне, проявляются в таких основных сферах, как общение в семье, общение с преподавателями и сверстниками. Они могут быть определены следующим образом:
- несформированность навыков общения;
- неадекватное понимание сущности высших человеческих чувств;
- преобладание эгоистических тенденций;
- деформированное понятие справедливости и др.
Индивидуально - психологическое изучение юношеского возраста помогло выяснить факторы, обеспечивающие подростку то или иное место в системе личных взаимоотношений и наметить такие мероприятия, которые обеспечили бы каждому благоприятное место в этой системе.
Физиологи давно доказали, что сильные эмоции являются результатом одной и той же реакции организма, которая называется "реакцией на стресс".
Первым описал реакции физиологических систем на различные виды стресса Уолтер Кеннон в 1929 году. В экспериментах с животными он наблюдал сходные физические реакции их организмов на боль, тревогу, жар, голод и так далее. При вскрытии подопытных животных у них обнаруживались и сходные патологические изменения органов, независимо от того, воздействию какого рода стрессов они подвергались при жизни. У всех были увеличены надпочечники; наблюдались и следы язвенной болезни желудка, уменьшилась вилочковая железа, обнаружилась дистрофия печени. Именно стресс отвечает за большее число "болезней адаптации", встречающихся у человека и животных, к которым относятся язвенная болезнь желудка, повышенное артериальное давление, болезни сердца и нервные расстройства [4].
Конечно, стресс воздействует на человека не только в отрицательном смысле. Она дает возможность людям, находящимся в опасности, бежать быстрее, прыгать выше, кричать громче, видеть четче, ударять сильнее, перетерпеть приступы боли - делать все, что необходимо, чтобы выжить в экстремальной ситуации. Реакция на стресс высоко адаптивна в ситуациях опасности [2].
до недавнего времени отсутствовала возможность прямого измерения уровня гормонов в организме. Сегодня новые технологии позволяют делать замеры состояния эндокринной системы непосредственно в момент реакции человека или животного. Благодаря такой возможности выяснилось, что каждая сильная эмоция вызывает определенные физиологические реакции, а испытываемые чувства являются не просто различными формами ответа организма на стресс. Хотя во всех сильных эмоциях принимает участие симпатическая нервная система, которая вырабатывает эпинефрин и норэпинефрин, существенные различия
во внешних реакциях обусловлены различиями в типе, количестве и соотношении гормонов. Так, например, страх и стресс вызывают сердцебиение и повышение артериального давления, сужение кровеносных сосудов кожи и переброску крови к скелетной мускулатуре. Человек при этом бледнеет, у него холодеют конечности, он покрывается холодным потом и дрожит. С другой стороны, ситуации, возбуждающие и мобилизующие усилия индивидуума, вызывают сужение сосудов конечностей и меньшие изменения со стороны сердечной деятельности и частоты дыхания.
Некоторые ученые настаивают на том, что человек с повышенным давлением чаще демонстрирует враждебность и ведет себя агрессивнее людей с нормальным артериальным давлением.
Последний стиль поведения - контроль над складывающейся ситуацией - ученые назвали "рефлексией". Они обнаружили, что индивидуумы, готовые открыто излить свой гнев на начальника, имели самые высокие показатели артериального давления. У тех, кто сдерживал раздражение, артериальное давление оказалось несколько ниже [8].
Основания для гнева в гораздо большей степени заключаются не в происходящих событиях, а в том, как мы объясняем их для самих себя. Восприятие, оценки и объяснение происходящего вокруг - результат осознанной установки. Гнев можно держать под контролем, если изменить привычные оценки и суждения по поводу происходящего. Поэтому научиться контролировать свое раздражение будет только полезно для здоровья [5;6].
Хронический гнев, проявляемый вовне, вреден, поскольку происходят длительные и глубокие нарушения здоровья, связанные с изменением гормонального фона. Но и постоянно подавляемый гнев опасен, потому что он мобилизует симпатическую нервную систему, а разрядка напряжения отсутствует.
Особую актуальность данная проблема приобретает в связи с тем, что изучение психологического содержания гнева в юношеском возрасте является одной из наиболее интересных и значимых проблем, так как юношество, как особая возрастная и социальная группа, является в наибольшей степени восприимчивым к деструктивным внешним влияниям.
С целью изучить, каковы специфические особенности и психологическое содержание гнева как внешней формы проявления агрессии, нами было предпринято эмпирическое исследования.
для решения поставленных нами задач использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования: Методика А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», опросник А. Дарки и А. Басса «Диагностика состояния агрессии» и методика «Самоуправление в общении», основанная на методике изучения социального самоконтроля А. Снейдера. [7].
Выборку испытуемых составили студенты 1-3 курсов ДГУ Возраст респондентов 17-19 лет. Достоверность результатов, полученных в ходе нашего исследования, обеспечивалась достаточным объемом выборки и использованием метода математической статистики: процедуры корреляционного анализа (по
Спирмену) и и-критерия Манна-Уитни. Статистическая обработка проводилась с помощью пакета статистических программ «^ТАТКТГСА 6.1».
выраженная агрессивность, подозрительность, раздражимость проявляются в этом возрасте, в частности, когда имеются сложные жизненные ситуации, проблемы в межличностном отношении, чувство одиночества (когда хочется иметь больше друзей), когда человек раним и застенчив, или не умеет ладить с людьми.
Корреляционный анализ показал наличие нескольких невысоких, но статистически значимых показателей связи между шкалами указанных методик. (см. Таблицу 1).
Таблица 1.
Коэффициенты корреляции между шкалами методики А. Ассингера «Оценка агрессивности в отношениях», «Самоуправление в общении» и опросника А. Дарки и А. Басса «Диагностика состояния агрессии»
Шкалы Коэффициенты корреляции (N=40, p < 0,01)
ПО СО УАП ОБ
Потребность в общении 1.00 0.12 0.12 0.07
Самоуправлениие в общении 0.12 1.00 0.68 0.04
Уровень агрессивных проявлений 0.12 0.13 1.00 0.68
Обидчивость 0,07 0.04 0.68 1,00
р-уровень р<0,01 р<0,01 р<0,01 р<0,01
ПО- потребность в общении; СО- самоуправление в общении; УАП - уровень агрессивных проявлений; ОБ - обидчивость; р-уровень - уровень статистической значимости.
По результатам исследования мы выявили, что наиболее высокий уровень связи при р<0,01 наблюдается между самоуправлением в общении и уровнем агрессивных проявлений. это говорит о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности любым способом, даже проявляя агрессивность.
Высокая значимость связи при р<0,01 наблюдается между обидчивостью и уровнем агрессивных проявлений. это говорит о выраженном невротическом синдроме астенического типа со значительными психосоматическими нарушениями. этот фактор можно наиболее детально характеризовать следующим образом: нервный, болезненный, не умеющий выйти из положения, уделяет внимание собственным чувствам; также высокая значимость связи при р<0,01 между спонтанной агрессивностью и внешней формы проявления агрессии. это свидетельствует о повышенном уровне психопатизации, создающем предпосылки для
импульсивного поведения.
Таким образом, сравнивая результаты корреляции, мы приходим к выводу о том, что значимые связи между уровнем агрессивности и личностными характеристиками совпадают не в полном объеме, что может служить косвенным свидетельством того, что гнев является распространенной формой проявления агрессии в юношеском возрасте.
Таким образом, проведенное нами эмпирическое исследование позволило сделать следующие выводы:
1. мнение о том, что гнев и агрессия неизбежны, психологически привлекательна для многих людей. Оно позволяет оправдывать свои агрессивные действия. Однако чувство гнева является результатом собственного выбора каждого человека. И оно в гораздо большей степени обусловлено внутренними установками и убеждениями, чем биохимией или генетикой.
2. Во всех группах значимых связей между уровнем агрессивных проявлений, потребностью в общении и самоуправлением в общении не выявлено.
3. Высокий коэффициент корреляции между шкалами опросника КОС (г = 0.68) при довольно высоком уровне значимости (р < 0.01) свидетельствует о том, что выраженная раздражимость и уровень агрессивных проявлений личности находятся в тесной взаимосвязи.
4. Хронический гнев, проявляемый вовне, вреден, поскольку происходят длительные и глубокие нарушения здоровья, связанные с изменением гормонального фона. Но и постоянно подавляемый гнев опасен, потому что он мобилизует симпатическую нервную систему, а разрядка напряжения отсутствует.
5. гнев, как и страх, и другие эмоции выполняет функции адаптации человека к окружающей среде. Как у животных, так и у человека, он направлен на устранение преград, препятствий для достижения цели. Это ситуативная реакция, и необходима она, пока продолжается опасная для человека ситуация.
гнев и спокойствие несовместимы психологически. гнев приводит к нарастанию психологического напряжения, а спокойствие его снижает. Быть агрессивным и спокойным одновременно невозможно.
Поскольку гнев и враждебность часто являются результатом неудовлетворенных потребностей, важно научиться добиваться их удовлетворения более приемлемыми способами. Конструктивный обмен мнениями основан на признании потребностей обеих сторон и понимании важности компромисса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Айзенк Г., Айзенк М. Исследования человеческой психики. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 480 с.
2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб: Питер, 2008. - 336с.
3. Здравомыслов А. Г. Социология конфликта. -М.: Аспект-пресс, 2005. -319 с.
4. Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 2007.-688 с.
5. Мак-Кей М., Мак-Кей Ю., Роджерс П. Укрощение гнева. - СПб.: Питер, 1997.-352 с.
6. Меерсон Ф. З. Адаптация, стресс и профилактика. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x2636.htm (Дата обращения: 25.03.17).
7. Мухина В.С., Хвостов К.А. Психодиагностика развивающейся личности. - Архангельск, 1996. -185с.
8. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-е изд., перераб. и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. -440 с.
Кравченко Л.В.
к вопросу об изучении форм проявления страха смерти
В современном мире, учитывая ритм жизни, человек постоянно сталкивается со сложными, стрессовыми ситуациями, испытывая при этом тревогу. Первоисточником тревожного состояния, по мнению многих исследователей, является страх смерти. Тема смерти и вызывающих ее осознание эмоций была и остается актуальной во все времена истории человечества. Интерес к этой категории возник в умах еще древних философов Сократа, Платона, Эпикура.
Наиболее разработанной, с психологической точки зрения, проблема отношения к смерти предстает в контексте современной теории страха и тревоги. Многие авторы сходятся во мнении, что в основе любого страха лежит страх смерти (физической, психологической, социальной). Различные научные психологические школы (психоанализ, экзистенцианализм, гештальт-терапия и другие) занимались этой проблематикой.
Психоаналитическая теория утверждает, что испытывать тревогу, страх смерти является естественным состоянием человека (З.Фрейд, К.Г. Юнг и другие). Зигмунд Фрейд ввел такие термины как «влечения к жизни» и «влечения к смерти». По его мнению, влечение к смерти (Todestriebe) присуще любому индивиду, связано оно с бессознательными тенденциями к саморазрушению, к возвращению в неорганическое состояние [5]. 64