ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Научная статья УДК 159.922.8
doi: 10.35266/2949-3463-2024-1-5
ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ИЗ СЕМЕЙ РАЗНОГО ТИПА
Светлана Владимировна Истомина
Шадринский государственный педагогический университет, Шадринск, Россия [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6624-8875
Аннотация. В статье показана актуальность психолого-педагогической работы по нивелированию агрессивных тенденций обучающихся младшего школьного возраста на основе полученных диагностических данных с учетом специфики семейного воспитания. Цель статьи заключается в сравнительном анализе проявлений агрессии у младших школьников из полных и неполных семей. Описаны результаты констатирующего эксперимента, позволившего выявить виды (вербальная, физическая, инструментальная, альтруистическая, аутоагрессия) и уровни (высокий, средний, низкий) агрессии, которые свойственны обучающимся. Доказано, что у школьников из неполных семей агрессия встречается чаще, чем у детей из полных семей. Мальчики из неполных семей более агрессивны, чем мальчики из полных семей. В агрессии девочек выявлены незначительные различия. Показана необходимость сопровождения обучающихся и их семей посредством реализации коррек-ционно-развивающей программы и семейного клуба.
Ключевые слова: младшие школьники, полные семьи, неполные семьи, агрессия, агрессивное поведение, виды агрессии, половые различия
Шифр специальности: 5.3.7. Возрастная психология.
Для цитирования: Истомина С. В. Особенности агрессии обучающихся младшего школьного возраста из семей разного типа // Северный регион: наука, образование, культура. 2024. Т. 25, № 1. С. 35-41. DOI 10.35266/2949-3463-2024-1-5.
Original article
FEATURES OF AGGRESSION IN ELEMENTARY SCHOOL CHILDREN FROM ONE- AND TWO-PARENT FAMILIES
Svetlana V. Istomina
Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia [email protected], https://orcid.org/0000-0001-6624-8875
Abstract. The article shows the importance of psychological and pedagogical activities for suppression of aggression in elementary school children based on the obtained diagnostic data and taking into account family features. The purpose of the article is a comparative analysis of aggression manifestation in elementary school children from one- and two-parent families. The results of the summative assessment are described. The assessment made it possible to identify the types (verbal, physical, instrumental, altruistic, self-aggression) and levels (high, medium, low) of aggression intrinsic to the children. It has been proven that aggression is more common in children from one-parent families. Boys from one-parent families are more aggressive than boys from two-parent families. There are minor differences in aggression of girls from one-and two-parent families. The need of psychological coaching for children and their families through the implementation of special education programs and arrangement of family clubs has been demonstrated.
Keywords: elementary school children, two-parent families, one-parent families, aggression, aggressive behavior, types of aggression, gender differences Code: 5.3.7. Developmental Psychology.
For citation: Istomina S. V. Features of aggression in elementary school children from one- and two-parent families. Severny region: nauka, obrazovanie, cultura. 2024;25(1):35—41. DOI 10.35266/29493463-2024-1-5.
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе развития российского общества остро стоит проблема детской агрессивности. Тенденция увеличения числа детей, склонных к агрессивным формам поведения, рост ранней преступности выдвигают актуальную задачу анализа психолого-педагогических условий, предупреждающих такие опасные явления.
Согласно исследованиям, агрессия является достаточно стойкой моделью поведения, поэтому вероятность того, что агрессивные паттерны могут перейти в девиантные формы в старшем возрасте, весьма велика. Истоки детской агрессивности нередко зарождаются в семье, поскольку ребенок именно там проходит первичную социализацию. Задачами психолого-педагогического сопровождения обучающихся начальной школы являются не только выявление агрессии, ее профилактика, но и коррекция, которая без поддержки ближайшего окружения детей малоэффективна.
В психологии агрессия рассматривается как любая форма личностной и групповой (эмоциональной, поведенческой) активности, направленной на оскорбление, унижение, причинение телесного, материального, социального, духовного вреда другому человеку (группе людей) [1]. В психологическом словаре под редакцией В. П. Зинченко термин «агрессия» рассматривается как мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.) [2].
Различают несколько типов агрессии: вербальную, физическую, прямую (непо-
средственно направленную против кого или чего-либо), инструментальную (являющуюся средством достижения какой-либо цели), косвенную (направленную на враждебное лицо окольным путем), альтруистическую (имеющую целью защитить других от чьих-то агрессивных действий), а также аутоагрессию, которая проявляется в самоуничижении, самообвинении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийств [3].
Большое внимание исследователи уделяют изучению факторов, вызывающих агрессивное поведение у младших школьников:
- психолого-педагогические предпосылки, включающие ошибки воспитания со стороны школы и семьи (физическое и психологическое насилие, равнодушие и игнорирование потребностей и нужд ребенка, предъявление двойных стандартов);
- социально-психологические факторы включают отрицательные аспекты взаимодействия младшего школьника с агрессивным окружением, в том числе пропаганду агрессии в СМИ, Интернете и компьютерных играх;
- индивидуальные психобиологические особенности ребенка (темперамент, психические и хронические заболевания), не способствующие его успешной социализации и адаптации в школе и социуме;
- личностные предпосылки, объединяющие ценности ребенка, его идеалы, мировоззрение, доверие или недоверие миру и окружающим [4-6].
Следует акцентировать внимание на том факте, что старшие члены семьи формируют определенные модели поведения собственным примером, демонстрируя «эталонные паттерны» жизнедеятельности. Исследователи пришли к выводу, что у родителей с негармоничным стилем семейного воспитания дети обладают высоким уровнем агрессивности [7]. Характер семейных отношений,
специфика родительских отношений и стиль воспитания в семье провоцируют возникновение агрессии у детей в случае их деструк-тивности. Провоцирующими агрессивность детей являются следующие характеристики семейного воспитания: авторитаризм, жесткий контроль, игнорирование психологических новообразований ребенка, отчуждение, жестокость и насилие, безразличие, отсутствие контроля и поддержки, что нередко наблюдается в неполных семьях [8].
По мнению Н. М. Платоновой, «агрессия привлекает внимание родителей, что само по себе важно для ребенка. Также, используя агрессию, ребенок чаще всего добивается своих целей, управляя окружающими. Каждый раз агрессия и нарушение правил начинают применяться как способ получения желаемого, тем самым закрепляя деструктивное поведение. Поэтому важно разумно предъявлять требования к ребенку, не унижать, а принимать таким, какой он есть» [9, с. 74]. При этом дети младшего школьного возраста с завышенным уровнем самооценки чаще проявляют агрессию, чем дети младшего школьного возраста с заниженной самооценкой [10].
Однако даже очень трудные проблемы в преодолении агрессии разрешимы, если грамотно выбран стиль воспитания, благодаря которому удается создать благоприятный климат в семье [11]. Ключевым элементом коррекции и профилактики агрессии в среде младших школьников является создание условий для конструктивного и безопасного вымещения детьми накопленных негативных эмоций, в том числе в условиях семьи [12]. В связи с этим целесообразно изучить особенности агрессивного поведения у младших школьников из семей разного типа (полные и неполные).
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Эмпирическое исследование было проведено на базе муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Центр образования "Аксиома"» г. Каменска-Ураль-ского Свердловской области, в котором приняли участие 100 обучающихся начальных классов 8-9 лет (46 мальчиков, 54 девочки).
© Истомина С. В., 2024 1111 37
При формировании группы для констатирующего эксперимента были определены основные критерии: ребенок воспитывается в полной (50 школьников) или неполной семье (50 школьников), не является членом многодетной или приемной семьи.
В исследовании применен следующий психодиагностический инструментарий: экспертное оценивание педагогами особенностей агрессивного поведения обучающихся, методики «Тест руки» Э. Вагнера (Wagner E.) и «Кактус» М. А. Панфиловой. В статистическом анализе использовался пакет прикладных компьютерных программ SPSS 17.0 и онлайн-расчет углового преобразования Фишера.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
На первом этапе исследования педагогам предложили оценить степень выраженности проявлений агрессии у обучающихся. В качестве экспертов выступили учитель начальных классов (стаж педагогической деятельности - 9 лет), учитель физической культуры (стаж педагогической деятельности - 12 лет), педагог дополнительного образования (стаж педагогической деятельности - 3 года), педагог-психолог (стаж профессиональной деятельности - 5 лет).
В экспертном листе педагогам предлагалось оценить в количественном диапазоне («0» - «явление не наблюдалось»; «1» -«наблюдается редко»; «2» - «наблюдается периодически»; «3» - «наблюдается регулярно») следующие виды агрессии: вербальная, физическая, инструментальная, альтруистическая, аутоагрессия. Специфические особенности всех видов агрессии педагогам были разъяснены, при этом акцент на тип семьи не делался. Косвенную агрессию педагоги у младших школьников не наблюдали, поэтому из дальнейшего описания данный вид исключен.
Для изучения согласованности экспертных оценок использован коэффициент кон-кордации Кендалла. Эмпирическое значение критерия (т = 0,81 при р < 0,01) свидетельствует о наличии связи в мнениях педагогов. Результаты исследования представлены в табл. 1.
Таблица 1
Распределение обучающихся по степени проявлений агрессии
Обучающиеся Обучающиеся
Вид агрессии из полных семей из неполных семей Эмпирическое Уровень
Выраженность проявлений, в % значение и значимости
0 1 2 3 0 1 2 3
Вербальная 12 36 44 8 4 24 52 20 -2,74 0,006
Физическая 36 48 12 4 24 24 28 24 -3,37 0,001
Инструментальная 64 12 18 6 8 32 44 16 -4,98 0,000
Альтруистическая 76 12 8 4 44 48 8 - -3,05 0,002
Аутоагрессия 98 2 - - - - 2 4 -1,99 0,047
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Применение ^-критерия Манна - Уитни показало наличие значимых различий между младшими школьниками по таким видам агрессии, как вербальная (р = 0,006), физическая (р = 0,001), инструментальная (р = 0,00), альтруистическая (р = 0,002), а также незначительных различий по показателю «аутоагрессия» (р = 0,047). Результат свидетельствует о том, что младшие школьники из неполных семей чаще применяют различные виды агрессии при взаимодействии с окружающими. Так, выраженные проявления вербальной агрессии отмечаются в 1,3 раза чаще, физической - в 3 раза, инструментальной - в 2,5 раза у детей, которые воспитываются только матерью.
При этом альтруистическая агрессия чаще встречается у детей из полных семей (в 1,5 раза), т. е. у них педагоги наблюдали
Результаты диагностического обследования оказывают, что респонденты из неполных семей чаще демонстрируют высокий уровень агрессивности. Исходя из данных экспертных оценок, можно выделить чаще всего встречающиеся проявления: нанесение телесных повреждений, порча вещей, оскорбления, обвинения, «обзывательства», достижение целей посредством агрессии. Школь-
большее количество попыток защитить других от агрессивных нападок одноклассников. Следует отметить, что аутоагрессивные проявления у младших школьников, воспитывающихся в полной семье, педагогами не замечены. Такие реакции для данной выборки испытуемых не являются характерными, что, вероятно, объясняется спецификой возраста. При этом в ходе психолого-педагогического сопровождения обучающихся необходимо обратить внимание на трех школьников, которые продемонстрировали подобное поведение. Профилактическая и коррекционная работа позволит избежать усугубления антивитального поведения в будущем, когда мальчики «перейдут» в период подросткового взросления.
На следующем этапе эксперимента применялась методика Вагнера (табл. 2).
ников из неполных семей данной категории в 2,3 раза больше, чем детей из полных семей. Значимые различия подтверждены и результатами применения критерия углового преобразования Фишера (р < 0,01).
У младших школьников со средним уровнем агрессивности такой тип поведения встречается в случае трудностей с адаптацией к новым условиям, стрессовой обста-
Таблица 2
Распределение младших школьников по уровню агрессии
Уровень Обучающиеся Обучающиеся Эмпирическое Уровень
агрессии из полных семей, % из неполных семей, % значение ф* значимости
Высокий 18 42 3,075 р < 0,01
Средний 50 34 2,06 р < 0,05
Низкий 32 24 0,895 р > 0,05
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
новке, т. е. в непривычных для них ситуациях, когда дети не могут использовать социально одобряемые модели поведения. Обучающихся, воспитывающихся в полных семьях, со средним уровнем агрессивности в 1,5 раза больше, нежели детей из семей другого типа, что свидетельствует о незначительных различиях между группами по данному критерию (ф* = 2,06 при р < 0,05).
Неагрессивные дети не способны обидеть кого-либо, не вымещают зло на других, не оскорбляют, не применяют психологическое и физическое насилие по отношению к окружающим. Треть младших школьников
из первой группы имеют низкий уровень агрессивных проявлений, во второй группе -четвертая часть. Результаты статистических расчетов (ф* = 2,06 при р < 0,05) не позволяют сделать однозначный вывод, что детей с низким уровнем агрессивности из полных семей больше, чем из неполных, но незначительные различия между группами существуют.
В ходе исследования целесообразно сопоставить показатели агрессии у мальчиков и девочек их разных семей. Результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3
Распределение младших школьников разного пола из полных и неполных семей по уровню агрессии
Уровень агрессии Обучающиеся из полных семей, % Обучающиеся из неполных семей, %
мальчики девочки мальчики девочки
Высокий 12 6 28 18
Средний 22 28 10 20
Низкий 12 20 8 16
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Количественные показатели свидетельствуют о том, что мальчиков с высоким уровнем агрессии из неполных семей в 2,3 раза больше, чем мальчиков из полных семей; значимость различий подтверждает коэффициент Фишера (ф* = 2,41 при р < 0,01). Незначительные различия выявлены между показателями мальчиков со средним уровнем агрессии (ф* = 1,892 при р < 0,05), в то время как по низкому уровню различия не обнаружены (ф* = 0,716 при р > 0,05). На основании статистических расчетов можно утверждать, что мальчиков с высоким уровнем агрессии из неполных семей значительно больше, чем из семей другого типа. При этом школьников со средним уровнем агрессии из полных семей больше, чем из неполных.
Сопоставление показателей девочек из разных семей представило другие результаты: значимых различий не выявлено ни по одному из уровней. Незначительные различия обнаружены по высокому показателю агрессии (ф* = 2,025 при р < 0,05), что свидетельствует о том, что девочки из неполных семей чаще используют агрессивные формы взаимодействия с окружающими. Между девочками со средним и низким уровнем агрессии (ф* = 1,64 при р > 0,05) из семей разного типа различия не обнаружены.
Для изучения половых различий сопоставлены данные по агрессии мальчиков и девочек в целом по выборке (табл. 4).
Таблица 4
Распределение младших школьников разного пола по уровню агрессии
Уровень агрессии Количество мальчиков Количество девочек Эмпирическое значение ф* Различия
Высокий 20 12 2,288 р < 0,05 незначительные
Средний 16 24 0,000 р > 0,05 нет
Низкий 10 18 1,3 р > 0,05 нет
Примечание: составлено авторами на основе обобщения результатов исследования.
Незначительные половые различия выявлены по показателям высокого уровня (ф* = 2,288 при р < 0,05): доля мальчиков превышает долю девочек с данным уровнем агрессивного поведения. По среднему и низкому уровням различия не обнаружены.
Для уточнения результатов, полученных по методике Вагнера, использовалась рисуночная техника «Кактус». В ходе анализа авторами были определены рисунки, имеющие признаки агрессивности по интерпретации автора: 44 % школьников из неполных семей и 26 % - из полных семей. Эмпирическое значение критерия ф* = 1,905 при р < 0,05 свидетельствует о наличии незначительных различий: доля обучающихся младшего школьного возраста с признаками агрессивного поведения больше, чем школьников из неполных семей.
Примеры качественного описания таких рисунков младших школьников:
1. Кирилл: иголок много, тонкие, нарисованы близко друг к другу, рисунок крупный, расположен в центре листа, использованы яркие цвета, штриховка неравномерная, небрежная. Ответы на вопросы экспериментатора: «кактус дикий»; «его лучше не трогать» (при этом мальчик улыбается), «он колется»; «за ним не ухаживают, он сам растет»; «пока растет один»; «не знаю, что изменится, когда вырастет».
2. Иван: иголок немного, прорисованы толстыми, кактус большой, крупный, без горшка, растет из стола, цвет штриховки -темно-зеленый, иголки - черные. Ответы на вопросы экспериментатора: «кактус домашний»; «колется сильно, если попасть пальцем на колючку, поэтому лучше не пытаться»; «за кактусом ухаживают, но поливают редко, потому что он же кактус»; «соседи-растения есть, но я не знаю, как называются другие садинки»; «кактус станет еще больше, и к нему вообще никто не подойдет».
3. София: много торчащих, длинных иголок, тщательно прорисованы, при этом кактус улыбается, цвет кактуса - салатовый, на кактусе нарисован маленький красный цветочек,
Список источников
1. Козлов В. В. Агрессия человека: психологический анализ // Педагогический имидж. 2017. № 2 (35). С. 104-113.
© Истомина С. В., 2024 I I I I 40
кактус в горшке. Ответы на вопросы экспериментатора: «кактус домашний»; «колется несильно, но лучше его не трогать, может потом болеть палец»; «за кактусом ухаживают, поливают и удобряют, и это ему нравится»; «с ним рядом никто не растет, кактус один»; «когда вырастет, на нем будет много цветов».
4. Дмитрий: очень сильный нажим, высокий длинный кактус, много иголок, тонкие, кактус растет в горшке, рисунок небольшой, нарисован в левом нижнем углу, штриховка неравномерная. Ответы на вопросы экспериментатора: «кактус домашний»; «колется очень сильно, лучше его не трогать»; «за кактусом не ухаживают, он же кактус, в пустыне их никто не поливает»; «с ним рядом никто не растет, кактус один»; «когда вырастет, на нем будет еще больше иголок».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Младшие школьники из неполных семей имеют более высокие показатели агрессии по всем видам (вербальная, физическая, инструментальная, аутоагрессия), кроме альтруистической. Косвенная агрессия обучающимся не свойственна.
Мальчиков данного возраста с выраженными агрессивными моделями поведения больше, нежели девочек. При этом агрессивных мальчиков из неполных семей значительно больше, нежели из полных, в то время как у девочек такой тенденции не выявлено (различия есть, но они незначительны).
Итоги констатирующего эксперимента показали целесообразность разработки и реализации коррекционно-развивающей программы по нивелированию агрессии у младших школьников.
В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся «группы риска» необходимо привлечение ближайшего окружения в целях определения и использования ресурсов семьи.
References
1. Kozlov V. V. Agressiia cheloveka: psikhologicheskii analiz. Pedagogicheskii imidzh. 2017;(2):104-113. (In Russian).
2. Авдеева Н. Н. и др. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зин-ченко. Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм -Еврознак, 2009. 811 с.
3. Анисимова Т. А. Агрессия и её проявления у младших школьников // NovaUm.Ru. 2022. № 36. С. 118-122. иИЬ: http://novaum.ru/public/p2366? ysclid=lqoqtwyafb505097130 (дата обращения: 28.12.2023).
4. Амелькина А. И., Шалагинова К. С. Опыт разработки и осуществления психологического сопровождения семей агрессивных младших школьников // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2013. № 3 (7). С. 128-136.
5. Мосина Т. Н. Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста // Санкт-Петербургский образовательный вестник. 2018. № 6 (22). С. 30-34.
6. Федотова Е. А., Брутова М. А. К вопросу о проявлении агрессии в поведении младших школьников // Актуальные вопросы психологии и формирования здорового образа жизни студенческой молодёжи : материалы Междунар. науч. конф., 15 февраля 2023 г., Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, 2023. С. 121-124.
7. Антонов А. С., Третяк Э. В. Влияние стилей семейного воспитания на формирование агрессии у подростков // Интерактивная наука. 2020. № 3 (49). С. 35-40.
8. Кириленко И. Н. Влияние семейных отношений на развитие агрессии в подростковом возрасте : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. 26 с.
9. Платонова Н. М. Агрессия у детей и подростков. СПб. : Речь, 2006. 336 с.
10. Купченко В. Е., Зинченко С. Н. Особенности самооценки, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии // Вестник Омского университета. Серия: Психология. 2022. № 3. С. 26-33.
11. Самединова Э. Э. Роль семьи в преодолении агрессии младшего школьника // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : сборник трудов II Всерос. науч.-практ. конф., 06-17 декабря 2019 г., г. Евпатория. Евпатория : Ариал, 2020. С. 183-187.
12. Голубченко А. И., Сухоруков И. С. Коррекция агрессии младших школьников в условиях современной школы // Дошкольное и начальное образование: традиции и инновации : материалы Междунар. науч.-практ. конф., 21-22 мая 2019 г., г. Курск. Курск : Курский государственный университет, 2020. С. 236-239.
Информация об авторе
С. В. Истомина - кандидат психологических
наук, доцент.
2. Avdeyeva N. N. et al. Bolshoi psikhologicheskii slovar. B. G. Meshcheryakova, V. P. Zinchenko, editors. Moscow: AST; Saint Petersburg: Praim-Evroznak, 2009. 811 p. (In Russian).
3. Anisimova T. A. Agressiia i ee proiavleniia u mlad-shikh shkolnikov. NovaUm.Ru. 2022;(36):118-122. URL: http://novaum.ru/public/p2366?ysclid=lqoqt wyafb505097130 (accessed: 28.12.2023). (In Russian).
4. Amelkina A. I., Shalaginova K. S. Opyt razrabotki i osushchestvleniia psikhologicheskogo soprovozhde-niia semei agressivnykh mladshikh shkolnikov. Gumanitarnyye vedomosti TGPU im. L. N. Tolstogo. 2013;(3):128-136. (In Russian).
5. Mosina T. N. Agressivnoe povedenie detei mladshego shkolnogo vozrasta. Sankt-Peterburgskii obrazovate-lnyi vestnik. 2018;(6):30-34. (In Russian).
6. Fedotova E. A., Brutova M. A. K voprosu o pro-iavlenii agressii v povedenii mladshikh shkolnikov. In: Proceedings of the International Academic Conference "Aktualnye voprosy psikhologii i formi-rovaniia zdorovogo obraza zhizni studencheskoi molodezhi", February 15, 2023, Arkhangelsk: Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov; 2023. p. 121-124. (In Russian).
7. Antonov A. S., Tretyak E. V. Influence of family upbringing styles on the formation of aggression in adolescents. Interactive science. 2020;(3):35-40. (In Russian).
8. Kirilenko I. N. Vliianie semeinykh otnoshenii na razvitie agressii v podrostkovom vozraste. Extended abstract of Cand. Sci. (Psychology) Thesis. Stavropol; 2007. 26 p. (In Russian).
9. Platonova N. M. Agressiia u detei i podrostkov. Saint Petersburg: Rech; 2006. 336 p. (In Russian).
10. Kupchenko V. E., Zinchenko S. N. Features of self-estimation, anxiety and empathy in younger schoolchildren with different levels of aggression. Herald of Omsk University. Series: Psychology. 2022;(3):26-33. (In Russian).
11. Samedinova E. E. Rol semi v preodolenii agressii mladshego shkolnika. In: Proceedings of the 2nd All-Russian Research-to-Practice Conference "Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie obrazovatelnogo protsessa", December 06-17, 2019, Yevpatoria. Yevpatoria: Arial; 2020. p. 183-187. (In Russian).
12. Golubchenko A. I., Sukhorukov I. S. Korrektsiia agressii mladshikh shkolnikov v usloviiakh sov-remennoi shkoly. In: Proceedings of the International Research-to-Practice Conference "Doshkolnoe i na-chalnoe obrazovanie: traditsii i innovatsii", May 21-22, 2019, Kursk. Kursk: Kursk State University; 2020. p. 236-239. (In Russian).
Information about the author
Svetlana V. Istomina - Candidate of Sciences (Psychology), Docent.