ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ
Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2022. № 3. С. 26-33. УДК 159.923
DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.26-33
ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ, ТРЕВОЖНОСТИ И ЭМПАТИИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ АГРЕССИИ
В. Е. Купченко1, С. Н. Зинченко2
1 Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского (Омск, Россия)
2 Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов (Омск, Россия)
Дается описание агрессивного поведения у младших школьников на основании применения карты наблюдений проявления агрессии, составленной на основе опросника Басса - Дарки и предназначенной для педагогов, а также на основании проективного метода Hand-test (адаптация Т. Н. Курбатовой). Исследованы различия в самооценке, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии. Обнаружены значимые различия в самооценке и эмпатии у детей младшего школьного возраста с разным уровнем агрессии. Значимых различий в показателе и уровне тревожности у младших школьников с разным уровнем агрессии не обнаружено.
Ключевые слова: агрессия; тревожность; самооценка; эмпатия, младший школьный возраст.
FEATURES OF SELF-ESTIMATION, ANXIETY AND EMPATHY IN YOUNGER SCHOOLCHILDREN WITH DIFFERENT LEVEL OF AGGRESSION
V. E. Kupchenko1, S. N. Zinchenko2
1 Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia) 2 School 56 (Omsk, Russia)
The article describes aggressive behavior in younger schoolchildren based on the use of a map of observations of manifestations of aggression, compiled on the basis of the Bass-Darky questionnaire and intended for teachers, as well as on the basis of the projective method "Hand-test" (adaptation by T. N. Kurbatova). Differences in self-esteem, anxiety and empathy in younger schoolchildren with different levels of aggression were studied. Significant differences in self-esteem and empathy were found in children of primary school age with different levels of aggression. There were no significant differences in the indicator and level of anxiety among younger schoolchildren with different levels of aggression.
Keywords: aggression; anxiety; self-esteem; empathy, primary school age.
Введение. Младший школьный возраст является одним из важнейших этапов в формировании личности, усвоении социальных норм и отношений, становлении учебной деятельности. В этот период ребенок становится частью школьного коллектива, у многих школьников в это время впервые появляются обязанности. Учащиеся с разным уровнем развития психических процессов, нормами поведения и ценностями, природной активностью и предыдущим опытом взаимодействия
с родителями и сверстниками начинают выстраивать свои отношения с педагогом, одноклассниками и социальной системой в целом. Переход ребенка в новые социальные отношения, учебные ситуации часто сопровождается фрустрацией. Далеко не все дети имеют конструктивные способы преодоления фруст-рирующих ситуаций, поэтому педагоги и психологи, работающие в начальной школе, нередко сталкиваются с проблемой агрессивного поведения детей.
© Купченко В. Е., Зинченко С. Н., 2022 26
Несмотря на растущую актуальность, проблема агрессии в младшем школьном возрасте остается недостаточно раскрытой. Многокомпонентный характер агрессивного действия отражает устойчивую взаимосвязь агрессивности и других личностных качеств младшего школьника, требует детального изучения именно в рамках взаимосвязи с другими личностными особенностями. Самооценка традиционно выполняет ряд функций: регуляционную, мотивационную, сигнализирующую, функцию самореализации и психологической защиты. Каждая из них в определенных обстоятельствах может сдерживать или, наоборот, способствовать агрессивному поведению. Негативное самоотношение, ощущение невозможности соответствовать установленным требованиям является причиной повышенной тревожности у детей в младшем школьном возрасте. Тревожность является «индивидуальной психологической особенностью, проявляющейся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения» [1, с. 500]. Тревожность, в отличие от страха, связана с ожиданием угрозы в будущем. Агрессивность же во многом проявляется в готовности воспринимать действия других людей как угрожающие, враждебные. Таким образом, и при агрессивности, и при тревожности как личностном свойстве окружающая действительность воспринимается как угрожающая. Тревога часто возникает в условиях фрустрации и, несомненно, выступает адаптационным механизмом, помогающим приспособиться к изменяющимся условиям. Н. Д. Левитов подчеркивает, что данное состояние становится следствием объективно непреодолимых (или субъективно так понимаемых) трудностей, которые возникают на пути к достижению цели [2]. При частых фрустрациях формируются неконструктивные стратегии поведения и отрицательные черты личности, в том числе агрессивность, повышенная тревожность. Противовесом в процессе формирования агрессивности как устойчивого личностного образования является развитие эмпатии. Эм-патия в психологическом словаре описывается в двух важнейших своих проявлениях. С одной стороны, как «внерациональное познание человеком внутреннего мира других людей (вчувствование)». С другой стороны, как «эмоциональная отзывчивость человека
на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций. Эмпатия как эмоциональный отклик осуществляется в элементарных и в высших личностных формах (сочувствия, сопереживания, сорадова-ния)» [1, с. 563]. Эмпатия вносит важный вклад в развитие нравственности ребенка. Понимание переживаний другого, отзывчивость к его эмоциональному состоянию снижает риск возникновения агрессии. Период младшего школьного возраста является сенситивным для формирования эмпатии, так как в это время развивается представление ребенка о самом себе, своих переживаниях и развивается способность понимать переживания других людей. Наше исследование направлено на изучение самооценки, тревожности, эм-патии детей младшего школьного возраста с разным уровнем агрессивного поведения.
Метод
1. Описание выборки. В данном исследовании тестировалась гипотеза о том, что существуют значимые различия в самооценке, тревожности и эмпатии у детей младшего школьного возраста с разным уровнем агрессивного поведения. Эмпирическое исследование проводилось среди детей младшего школьного возраста 2 и 3 классов, обучающихся в БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов». Всего в исследовании приняли участие 83 ребенка, из них 45 мальчиков и 38 девочек. Исследовались 23 ребенка в возрасте 8 лет, 44 - в возрасте 9 лет и 16 - в возрасте 10 лет.
2. Методы и процедура. Для выполнения поставленных задач исследования применен комплекс методик: 1) карта проявлений агрессивности, враждебности, составленная нами на основе опросника А. Басса, А. Дарки (стандартизированного А. А. Хваном, Ю. А. Зайцевым и Ю. А. Кузнецовой) [3]; 2) проективная методика Hand-test (адаптация Т. Н. Курбатовой) [4]; 3) методика исследования самооценки Дембо - Рубинштейн (модификация А. М. Прихожан) [5]; 4) методика «Шкала явной тревожности CMAS» (адаптация А. М. Прихожан) [6]; 5) комплекс методик А. М. Щетининой, направленный на изучение особенностей восприятия и понимания эмоционального состояния изображенного человека [7]. Для статистической обработки данных были использованы программы вычисления MS Excel, программа SPSS Statistics,
а также следующие методы: 1) первичная описательная статистика (подсчет среднего арифметического, частотный анализ); 2) критерий Z-Колмогорова - Смирнова для выбора метода статистической обработки данных;
3) ^-критерий Краскела - Уоллиса для сравнения трех независимых групп испытуемых;
4) ^-критерий Манна - Уитни для парного соотношения групп с целью определения уровня выраженности признака в каждой из групп.
Результаты исследования. С целью диагностики агрессивного поведения у младших школьников мы создали карту проявления агрессии на основе опросника Басса - Дарки,
предназначенного для выявления уровня агрессивности. В дополнение мы использовали проективную методику Hand-test, позволяющую выявить поведенческие тенденции на основании особенностей индивидуального восприятия испытуемыми предложенного стимульного материала. Карта проявления агрессии заполнялась классными руководителями. На основе многократных наблюдений классный руководитель отмечал проявления физической, косвенной, вербальной агрессии, а также раздражения, негативизма, подозрительности, обиды и чувства вины. Результаты представлены на рис. 1.
90
80
70
60
50
40
30
20
10
1
2
3
4
5
6
7
8
Рис. 1. Число учащихся, проявляющих формы агрессивного поведения и враждебности, в %: 1 - физическая; 2 - косвенная; 3 - раздражение; 4 - негативизм; 5 - обида; 6 - подозрительность; 7 - вербальная; 8 - чувство вины
По наблюдению классных руководителей, 77 % младших школьников испытывают чувство вины, которое можно расценить как аутоагрессию, которую по тем или иным причинам испытуемые не могут направить вовне. 53 % испытуемых проявляют косвенную агрессию, могут сплетничать о других или что-нибудь сломать, кинуть, хлопнуть дверью. 47 % испытуемых проявляют раздражение, могут легко раздражаться и вести себя грубо по отношению к другим. 44 % учащихся проявляют негативизм, нарушая правила поведения или поступая наперекор. 38 % учащихся проявляют физическую агрессию, т. е. могут ввязаться в драку, щипаться, толкать или ставить подножки. 37 % испытуемых склонны обижаться. 34 % испытуемых
проявляют вербальную агрессию, могут повышать голос, кричать, использовать оскорбления, насмешки, угрозы. 28 % учащихся проявляют подозрительность. Как отмечают Л. А. Боголюбская и О. В. Хухлаева, «агрессивное поведение детей связано с высокой эмоциональностью в целом и высоким уровнем гнева» [8, с. 53]. Мы предполагаем, что высокий уровень чувства вины и косвенной агрессии объясняется тем, что у испытуемых существует внутреннее побуждение к агрессии. С одной стороны, оно подавляется, выражаясь в чувстве вины, а с другой стороны, смещается на другой объект, не представляющий опасности. Более трети учащихся проявляют физическую и вербальную агрессию, раздражение. Около трети испытуемых склон-
0
ны к враждебности, выражающейся в обиде и подозрительности. Полученные данные соотносятся с результатами исследования Т. А. Анисимовой [9].
Исходя из полученных данных выраженности форм агрессии и враждебности, мы разделили всех испытуемых на три группы с разным уровнем агрессии: высоким (23 %), средним (38,5 %) и низким (38,5 %).
По результатам попарного сравнения групп испытуемых с разным уровнем агрессии можно сделать следующие выводы:
1. Количество всех проявляемых реакций увеличивается при повышении уровня агрессии у младших школьников. Таким образом,
агрессивные младшие школьники имеют весь репертуар агрессивных и враждебных реакций, в том числе негативизм и чувство вины.
2. Статистически значимых различий не было обнаружено в чувстве вины при сравнении групп с низким и средним уровнем агрессии. Таким образом, наличие чувства вины не всегда зависит от уровня проявляемой агрессии. Можно предположить, что чувство вины у младших школьников является тем механизмом, который обеспечивает контроль над своим поведением.
Рассмотрим, как различается уровень самооценки в группах с разным уровнем агрессии (рис. 2).
■ Очень высокая «Высокая ■ Средняя ■ Низкая
Рис. 2. Уровни самооценки у младших школьников с разным уровнем агрессивного поведения, в %
В группе испытуемых с высоким уровнем агрессивного поведения наименьшее количество младших школьников с адекватной самооценкой (25,9 %), неадекватно высокая самооценка у 40,7 % испытуемых, неадекватно низкая - у 33,3 %. Значимые различия были обнаружены между группой с низким уровнем агрессии и группой со средним уровнем агрессии (и = 302,000, р = 0,005). Таким образом, в группе детей младшего школьного возраста с низким уровнем агрессии показатели самооценки выше, чем в группе со средним уровнем агрессии.
Исследование тревожности у испытуемых было проведено с помощью шкалы явной тревожности CMAS (адаптация
А. М. Прихожан), результаты представлены в таблице.
Исходя из представленных результатов, мы видим, что большинство испытуемых (75 %) с низким уровнем агрессии имеют нормальный и несколько повышенный уровень тревожности, который позволяет мобилизоваться и повысить адаптационные возможности человека. Явно повышенный уровень тревожности в группе младших школьников с низким уровнем агрессии встречается у 22 % испытуемых. Схожие данные выявлены в исследовании Е. М. Кочневой [10]. Критически высокий уровень тревожности встречается в этой группе только у 3 % испытуемых.
Уровни тревожности у младших школьников с разным уровнем агрессии, в %
Уровни агрессии Уровни тревожности
Нормальный Несколько повышенный Явно повышенный Очень высокий
Низкий 34 41 22 3
Средний 31 38 22 9
Высокий 21 47 11 21
Около трети младших школьников (31 %) со средним уровнем агрессии имеют нормальный уровень тревожности, чуть больше (38 %) - несколько повышенный уровень. Явно повышенный уровень тревожности встречается, как и в первой группе, у 22 % испытуемых. В группу риска с очень высоким уровнем тревожности входит уже 9 % детей.
В группе младших школьников с высоким уровнем агрессии 21 % имеет нормальный уровень тревожности, 47 % - несколько повышенный уровень тревожности. По сравнению с рассмотренными выше группами, количество детей с явно повышенным уровнем тревожности меньше в два раза (11 %), однако в несколько раз больше испытуемых, имеющих очень высокий уровень тревожности (21 %).
Таким образом, мы видим, что младшие школьники с высоким уровнем агрессии чаще других имеют очень высокий уровень тревожности. Такой критический уровень тревожности не позволяет сохранять адаптивные формы поведения, поэтому может приводить к агрессии. С одной стороны, агрессия может выступать способом, позволяющим снизить накопившееся внутреннее напряжение, тогда причины, вызвавшие ее, можно отнести как к трансситуативным, так и ситуативным. С другой стороны, агрессивное поведение может стать следствием невозможности сохранять самоконтроль из-за выраженного внутреннего беспокойства, тогда мы можем говорить, что агрессию вызвали внешние обстоятельства, например, она стала следствием фрустрации.
Так как дети, имеющие очень высокую тревожность, относятся к группе риска, она может считаться фактором, который усугубляет психологическую адаптацию младших школьников и может способствовать отклоняющимся формам поведения, в том числе и агрессии.
Значимых различий показателя тревожности в группах с разным уровнем агрессии обнаружено не было. Таким образом, в нашем исследовании не было подтверждено, что младшие школьники с разным уровнем агрессии имеют разную тревожность. Правомерен
вывод о том, что она является дополнительным фактором риска.
С помощью комплекса методик А. М. Щетининой продиагностирована развитость понимания младшими школьниками эмоционального состояния изображенного человека. Уровни эмпатии в группах с разным уровнем агрессии представлены на рис. 3.
Исходя из полученных результатов, мы видим, что среди младших школьников с высоким уровнем агрессии более трети испытуемых (36,8 %) распознают менее половины эмоциональных состояний изображенного человека. При этом более половины (52,6 %) имеют средний уровень эмпатии.
Среди испытуемых с низким уровнем агрессии четверть (25 %) имеет низкий уровень эмпатии. Более половины испытуемых этой группы (56,3 %) распознают эмоциональные состояния изображенного человека на среднем уровне. Около четверти (18,8 %) имеют высокий уровень эмпатии.
Треть младших школьников со средним уровнем агрессии (34,3 %) демонстрирует высокий уровень эмпатии. Вероятно, что это связано с тем, что с ними больше разговаривают об их эмоциях, чем с детьми, которые реже проявляют агрессию. Поэтому испытуемые со средним уровнем агрессии могут лучше описывать гнев, злость и другие эмоциональные состояния.
Испытуемые с высоким уровнем агрессии, наоборот, хуже распознают эмоции, имеющие негативную окраску: гнев, страх, отвращение. Из-за искаженного восприятия этих эмоциональных состояний можно предположить, что им либо запрещается испытывать подобные эмоции, либо в их ближайшем окружении не принято разговаривать о переживаемых эмоциях. Полученные результаты согласуются с данными Д. Ричардсона, отмечающего, что эмпатия выступает потенциальным тормозящим фактором межличностной агрессии [11]. Как отмечают Дж. Страйер и У. Робертс, благодаря развитой эмпатии происходит подавление агрессии и гнева за счет лучшего понимания и эмоционального сопереживания другому человеку [12].
Высокий
о о
аз &
го _0 X
аз ш о
CL
>
Средний
Низкий
36,83
52,64
10,53
I 28,13
37,53
1 34,34
25
56,25
1 18,75
0 10 20 30 40 50 60
Уровень эмпатии
□ Низкий □ Средний □ Высокий
Рис. 3. Эмпатия младших школьников с разным уровнем агрессии, в %
Статистически значимые различия были обнаружены между испытуемыми с низким и высоким уровнем агрессии (и = 140,000, р = 0,001). Поэтому правомерен вывод о том, что младшие школьники с низким уровнем агрессии обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению с младшими школьниками с высоким уровнем агрессии. Также статистически значимые различия были обнаружены между испытуемыми со средним и высоким уровнем агрессии (и = 183,500, р = 0,018). Поэтому правомерен вывод о том, что младшие школьники со средним уровнем агрессии обладают более высоким уровнем эмпатии по сравнению с младшими школьниками с высоким уровнем агрессии.
Помимо этого, мы сравнили младших школьников с разным уровнем эмпатии по показателю склонности ожидать агрессию с помощью ^-критерия Краскела - Уоллиса. Нами были получены значимые различия (X2 = 13,199, р = 0,001).
Выводы
1. Сформулированная теоретическая гипотеза подтвердилась частично, обнаружены значимые различия в самооценке и эмпатии у детей младшего школьного возраста с разным уровнем агрессии. Значимых различий в показателе и уровне тревожности у младших школьников с разным уровнем агрессии не обнаружено.
Гипотеза о том, что у детей младшего школьного возраста с высоким уровнем
агрессии более выражена склонность воспринимать поведение других людей как агрессивное или враждебное, статистически не подтвердилась. Вместе с тем обнаружены значимые различия в уровне подозрительности у младших школьников с разной склонностью ожидать и проявлять агрессивное поведение. Таким образом, испытуемые, имеющие склонность ожидать агрессию, чаще других проявляют враждебность, выражающуюся в подозрительности.
2. Гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста с низкой и очень высокой самооценкой чаще других склонны ожидать и проявлять агрессию, подтвердилась частично. Статистически подтверждено, что младшие школьники с неадекватно высокой самооценкой имеют большую социально-перцептивную готовность воспринимать окружающие события как враждебные по сравнению с младшими школьниками, имеющими другой уровень самооценки. Вместе с тем обнаружена тенденция к достоверной связи, показывающей, что дети младшего школьного возраста с завышенным уровнем самооценки чаще проявляют агрессию, чем дети младшего школьного возраста с заниженной самооценкой.
Также статистически было подтверждено, что младшие школьники, имеющие адекватный высокий уровень самооценки, реже проявляют агрессию, чем младшие школьники со средней и завышенной самооценкой.
3. Гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста с высоким уровнем
агрессии чаще других имеют высокий уровень тревожности, не подтвердилась. Исходя из того, что среди испытуемых с очень высоким уровнем тревожности 50 % имеют высокий уровень агрессии, мы предполагаем, что тревожность выступает дополнительным фактором, усугубляющим психологическую адаптацию младших школьников. Вследствие этого младшие школьники могут прибегать к агрессивным или другим неэффективным стратегиям поведения.
4. Гипотеза о том, что дети младшего школьного возраста с развитой способностью к эмпатии реже других склонны ожидать и проявлять агрессию, подтвердилась частично. Статистически было подтверждено, что младшие школьники со средним уровнем агрессии обладают наиболее развитой способностью к эмпатии по сравнению с другими испытуемыми.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. -М. : АСТ ; СПб. : Прайм-Еврознак, 2009. -811 с.
2. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека : учеб.-метод. пособие. - М. : Просвещение, 2000. - 343 с.
3. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования : учеб. пособие по дисциплине «Психология». - М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 2004. - 190 с.
4. Курбатова Т. Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности "Handtest" : метод. рук. - СПб. : ГМНППП «ИМАТОН», 2001. - 64 с.
5. Прихожан А. М. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психоло-
Информация о статье Дата поступления 26 июля 2022 Дата принятия в печать 15 сентября 2022
Сведения об авторах
Купченко Виктория Евгеньевна - кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
Зинченко Светлана Николаевна - педагог-психолог БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 56 с углубленным изучением отдельных предметов» (Омск, Россия). E-mail: [email protected].
га // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сб. науч. тр. - М. : Изд. АПН СССР, 1988. - С. 110-128.
6. Исследование комфортности и безопасности условий обучения: Диагностический профиль / авт.-сост. Л. Ф. Агеева, А. В. Вольтов, Т. В. Купреничева, Е. В. Матюхина. -СПб. : Шк.-интернат № 9, 2013. - Вып. 4. -93 с.
7. Щетинина А. М. Диагностика социального развития ребенка : учеб.-метод. пособие. -Великий Новгород : НовГУ Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.
8. Боголюбская Л. А., Хухлаева О. В. Подходы к изучению проявления гнева и агрессии в работах зарубежных исследователей // Новое в психолого-педагогических исследованиях. - 2017. - № 3. - С. 47-54.
9. Анисимова Т. А. Агрессия и ее проявление в младшем школьном возрасте // NovaUm.Ru. -2022 - № 36. - С. 118-122.
10. Кочнева Е. М., Зайцева Д. С., Алимирзое-ва Л. М. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция неконструктивных форм поведения младших школьников // Мир науки. - 2021. - Т. 9, № 3. - DOI: 10.15862/30PDMN321.
11. Richardson D. R., Hammock G. S., Smith S. M., Gardner W., Signo M. Empathy as a cognitive inhibitor of interpersonal aggression // Aggressive behavior. - 1994. - Vol. 20, no. 4. -P. 275-289. - DOI: 10.1002/1098-2337(1994) 20:4<275:: AID-AB2480200402> 3.0.CO;2-4.
12. Strayer J., Roberts W. Empathy and observed anger and aggression in five-year-olds // Social Development. - 2004. - Vol. 13, no. 1. -P. 1-13. - DOI: 10.1111/j. 1467-9507.2004. 00254.x.
Article info
Received July 26, 2022 Accepted
September 15, 2022 About the authors
Kupchenko Victoria Evgenievna - PhD in
Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of General and Social Psychology, Dostoevsky Omsk State University (Omsk, Russia). E-mail: [email protected].
Zinchenko Svetlana Nikolaevna - teacher-psychologist, School 56 (Omsk, Russia). E-mail: Z_svetta@mail. ru.
Для цитирования
Купченко В. Е., Зинченко С. Н. Особенности самооценки, тревожности и эмпатии у младших школьников с разным уровнем агрессии // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2022. - № 3. - С. 26-33. -БОТ: 10.24147/2410-6364.2022.3.26-33.
For citations
Kupchenko V.E., Zinchenko S.N. Features of Self-Estimation, Anxiety and Empathy in Younger Schoolchildren with Different Level of Aggression. Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2022, no. 3, pp. 26-33. DOI: 10.24147/2410-6364.2022.3.26-33. (In Russian).