Научная статья на тему 'ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ'

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
380
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ / ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / ПОЛНЫЕ СЕМЬИ / НЕПОЛНЫЕ СЕМЬИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Якиманская Ирина Сергеевна

Проявление агрессивных тенденций в поведении ранее доброжелательного ребенка, настораживают. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену - в группу детского сада или в школе - дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие. Немаловажно выявление связи между агрессивным поведением детей, детско-родительскими отношениями и составом семей. Экспериментальные данные, полученные нами, подтвердили наличие агрессивных проявлений и низкий уровень адаптивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в различных семьях. Многие факторы и детерминанты способствуют проявлению агрессивного поведения детей, среди которых следует выделить: влияние гендера, негативное влияние окружающей среды, влияние социума, детско-родительские отношения. Важно отметить, что полнота и неполнота семьи накладывает огромный отпечаток на поведение детей. Фактор неполной семьи был назван способствующим, но не предопределяющим при формировании свойства агрессивности. Мы провели наблюдение за детьми, целью которого была фиксация проявлений агрессии в естественных для них условиях, опросили педагогов, работающих с исследуемыми детьми, для чего был составлен специальный опросник и изучили проекции агрессивности в детских рисунках. Результаты по трем направлениям исследования мы сравнили в группах детей с неполными и полными семьями. Обнаружилось, что факты агрессивного поведения характерны как для детей из неполных семей, так и для детей из полных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Якиманская Ирина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHILD AGGRESSION: AGE AND SOCIAL CHARACTERISTICS

The manifestation of aggressive tendencies in the behavior of a previously benevolent child is alarming. If aggressive actions in one form or another are already fixed in the behavior of the child at home, then their development and transfer to a wider arena - in a kindergarten group or at school - gives rise to reasonable anxiety for its further development. It is also important to identify the relationship between aggressive behavior of children, child-parent relationships and the composition of families. The experimental data obtained by us confirmed the presence of aggressive manifestations and a low level of adaptive tendencies in the behavior of children of senior preschool age and primary school age in different families. Many factors and determinants contribute to the manifestation of aggressive behavior of children, among which it is necessary to distinguish: the influence of gender, the negative influence of the environment, the influence of society, child-parent relations. It is important to note that the completeness and incompleteness of the family leaves a huge imprint on the behavior of children. The single-parent family factor was called a contributing factor, but not a determinant in the formation of the aggressiveness property. We conducted an observation of children, the purpose of which was to record the manifestations of aggression in their natural conditions, interviewed teachers working with the studied children, for which a special questionnaire was compiled and studied the projections of aggressiveness in children's drawings. We compared the results in three areas of the study in groups of children with incomplete and full families. It was found that the facts of aggressive behavior are characteristic of both children from single-parent families and children from full families.

Текст научной работы на тему «ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ»

YAKIMANSKAYA Irina Sergeevna CHILD AGGRESSION: AGE AND..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

VTTk" 1 SO О 07? ¿И? /—\ |Т|Д> C.2021 Контент доступен по липеюни СС BY-NC 4.0

•У ДЛ. Ljy.y.V I Z.4-JZ |(сс) кУ<$) iTfnsis an open accessarticle under the CC BY-NC 4.0 license

DOI' 10 26140/anip-2021-1003-0099 iMmtw(https://creativecommons.org/iicenses/by-nc/4.o/)

ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ © Автор(ы) 2021 SPIN: 9555-7088 AuthorlD: 235276

ЯКИМАНСКАЯ Ирина Сергеевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры «Клинической психологии и психотерапии» Оренбургский государственный медицинский университет (460000, Россия, Оренбург, улица Советская, 6, e-mail: yakimanskay@narod.ru) Аннотация. Проявление агрессивных тенденций в поведении ранее доброжелательного ребенка, настораживают. Если же агрессивные действия в той или иной форме уже закрепились в поведении ребенка дома, то их развитие и перенос на более широкую арену - в группу детского сада или в школе - дает повод для обоснованной тревоги за его дальнейшее развитие. Немаловажно выявление связи между агрессивным поведением детей, детско-роди-тельскими отношениями и составом семей. Экспериментальные данные, полученные нами, подтвердили наличие агрессивных проявлений и низкий уровень адаптивных тенденций в поведении детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста в различных семьях. Многие факторы и детерминанты способствуют проявлению агрессивного поведения детей, среди которых следует выделить: влияние гендера, негативное влияние окружающей среды, влияние социума, детско-родительские отношения. Важно отметить, что полнота и неполнота семьи накладывает огромный отпечаток на поведение детей. Фактор неполной семьи был назван способствующим, но не предопределяющим при формировании свойства агрессивности. Мы провели наблюдение за детьми, целью которого была фиксация проявлений агрессии в естественных для них условиях, опросили педагогов, работающих с исследуемыми детьми, для чего был составлен специальный опросник и изучили проекции агрессивности в детских рисунках. Результаты по трем направлениям исследования мы сравнили в группах детей с неполными и полными семьями. Обнаружилось, что факты агрессивного поведения характерны как для детей из неполных семей, так и для детей из полных семей.

Ключевые слова: агрессивные тенденции, детская агрессия, младший школьный возраст, дошкольный возраст, полные семьи, неполные семьи.

CHILD AGGRESSION: AGE AND SOCIAL CHARACTERISTICS

© The Author(s) 2021

YAKIMANSKAYA Irina Sergeevna, candidate of psychological Sciences, associate Professor of the Department of

clinical psychology and psychotherapy Orenburg State Medical University (460000, Russia, Orenburg, Sovetskaya street, 6, e-mail: yakimanskay@narod.ru) Abstract. The manifestation of aggressive tendencies in the behavior of a previously benevolent child is alarming. If aggressive actions in one form or another are already fixed in the behavior of the child at home, then their development and transfer to a wider arena - in a kindergarten group or at school - gives rise to reasonable anxiety for its further development. It is also important to identify the relationship between aggressive behavior of children, child-parent relationships and the composition of families. The experimental data obtained by us confirmed the presence of aggressive manifestations and a low level of adaptive tendencies in the behavior of children of senior preschool age and primary school age in different families. Many factors and determinants contribute to the manifestation of aggressive behavior of children, among which it is necessary to distinguish: the influence of gender, the negative influence of the environment, the influence of society, child-parent relations. It is important to note that the completeness and incompleteness of the family leaves a huge imprint on the behavior of children. The single-parent family factor was called a contributing factor, but not a determinant in the formation of the aggressiveness property. We conducted an observation of children, the purpose of which was to record the manifestations of aggression in their natural conditions, interviewed teachers working with the studied children, for which a special questionnaire was compiled and studied the projections of aggressiveness in children's drawings. We compared the results in three areas of the study in groups of children with incomplete and full families. It was found that the facts of aggressive behavior are characteristic of both children from single-parent families and children from full families.

Keywords: aggressive tendencies, child aggression, primary school age, preschool age, full families, single-parent families.

ВВЕДЕНИЕ.

Психология детского развития предполагает проявление различных форм поведения детей, в том числе агрессию. Проблема агрессивного поведения, как взрослых, так и детей постоянно исследуется многими психологами и педагогами [1,2 и др.]. При изучении вопроса основное внимание уделяется причинам возникновения агрессивного поведения у детей. Агрессия (от латинского «^гсббю» - нападение) - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояния напряжения, страха, подавленности).

Проблемой агрессивного поведения занимались: Л.И. Божович [3], Т.А. Воскресенская [4] , А. И Захаров [5], А. А. Люблинская [6], А. П. Назаретян [7], Е. А. Рогов [8], П.М. Якобсон [9] и другие исследователи, которые считают, что агрессивность детей вполне реальна, и следует обращать на неё внимание уже в дошкольный период, во

избежание проблем в подростковом возрасте.

В западной психологии тема агрессивного поведения постоянно исследуется учеными. Существует большое количество теоретических концепций (этологическая (К. Лоренц [10]), психоаналитическая (З. Фрейд [11]), фрустрационная (Д. Доллард [12], Берковиц [13], С. Розенцвейг [14]), бихевиористическая (А. Басс [15], А. Бандура [16]), проводятся многочисленные эксперименты, многие психологические школы пытаются разработать технику коррекции агрессивного поведения.

МЕТОДОЛОГИЯ.

Биологические и психологические процессы, лежащие в основе агрессивного поведения, могут оказывать свое влияние на индивида еще до момента его рождения [16-20].

Объектом данной исследовательской работы является агрессия в поведении детей в ее возрастном и средовом аспекте.

Предметом исследования - проявление особенностей агрессивного поведения в старшем дошкольном и млад-

396

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

Азимут научных исследований: педагогика и психология.

2021. Т.10 №3(36)p-ISSN: 2309-1754; в-КВЫ: 2712-8474

ЯКИМАНСКАЯ Ирина Сергеевна ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ: ВОЗРАСТНЫЕ И...

шем школьном возрасте в полных и неполных семьях.

Цель исследования состоит в изучении сущности и предпосылок возникновения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, и младшего школьного возраста, учитывая детско-родительские отношения в полных и неполных семьях.

Задачи исследования:

Провести теоретический анализ проблемы агрессивного поведения детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста:

- определить детерминанты, способствующие формированию агрессивного поведения;

- определить и проанализировать основные формы проявления агрессии;

- охарактеризовать детско-родительские отношения и полные и не полные семьи.

Гипотеза исследования:

Предполагается, что между особенностями проявления агрессии у детей и взаимоотношениями в полных и неполных семьях существует связь.

Экспериментальная база исследования: ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) и СОШ (средняя образовательная школа) Оренбургской области.

Объем выборки: 120 человек.

Методы исследования:

- методика «Рука» (авторов Э. Вагнера, В. Бриклина, З. Пиотровского) [21];

- проективная методика «Кактус» [21];

- семинар-практикум для родителей «Детская агрессия» [22];

- анкета: «Определение типа детско-родительских отношений» [21];

- родительское собрание на тему: «Знаете ли вы своего ребенка?» [22];

- анкета: «Какова роль отца в семье?» [21];

- круглый стол для родителей: «Искусство хвалить» [22];

- наблюдение [23].

РЕЗУЛЬТАТЫ И ВЫВОДЫ.

Дальнейший анализ результатов проводился по отдельным методам с обобщением общих тенденций.

- Методика «Рука», разработанная Э. Вагнером, В. Бриклиным и З. Пиотровским, направлена на исследование личности. Тест предназначен для диагностики проявлений агрессивного поведения. Термин «проявление» определен как такое поведение субъекта, которое обращает на себя внимание т. е. явное агрессивное поведение. Термин «количество баллов проявления» изобретен не для того, чтобы предсказать специфические реакции, а скорее для того, чтобы предсказывать тенденцию к действиям агрессивного характера. Таким образом, концепция «проявления» включает такие действия, как: провоцирующие легальные действия против других лиц, обман и ограбление других лиц; бросание предметов в целях нанесения удара, драки школьников со своими товарищами или учителями; разрушение учебных принадлежностей и мебели и т. д.

Результаты исследования показывают, что количество баллов является сравнением тенденций к действиям, отражающим готовность к явному агрессивному поведению, с теми, которые направлены на социальную кооперацию или страх перед открытым агрессивным поведением. В качестве средства для проверки статистических гипотез исследования нами использовался метод математической статистики - критерий Манна-Уитни.

По результатам эксперимента было выявлено, что в группе детей младшего школьного возраста агрессивные мотивы поведения преобладают над адаптивными. Но уровень агрессивных тенденций не высокий.

В исследовании обнаружилось, что 60% детей младшего школьного возраста показали агрессивные тенденции поведения и только 30% детей показали адаптивные тенденции к действиям. В группе детей старшего дошкольного возраста 20% детей имеют агрессивные ГРНТИ: 150000. Психология; ВАК: 190001; 190005

тенденции в поведении и 70% детей имеют адаптивные тенденции к действиям.

- Проективная методика «Кактус» предназначена для работы с детьми старше 3-х лет. Благодаря этой методике можно увидеть состояние эмоциональной сферы ребенка, отметить наличие агрессии, ее направление, интенсивность.

После обобщения данных протоколов были получены сведения об уровне агрессии. В группе детей-дошкольников с высоким уровнем агрессии оказалось 10% от всего объема выборки. Средний уровень агрессии был выявлен у 60% детей. И низкий уровень агрессии показал 30% от всех детей. Среди школьников следует выделить следующие результаты: высокий уровень 10%, средний уровень - 80%, низкий уровень - 10%. Адаптивные проявления у дошкольников обнаружились только на низком уровне - 30%, у школьников составляют на высоком уровне - 30%, на среднем - 30%, на низком - 10%. Полученные результаты связаны, предположительно, со сменой сферы деятельности, что повысило уровень адаптивного типа поведения.

- Наблюдение

В качестве третьего метода исследования агрессивного поведения детей использовалось наблюдение. Наблюдение проводилось по таблице разработанной Жилиной О. В. и Егоровой Н. А.

В целом было проведено 100 фиксированных наблюдений. Наблюдения проводились в основном на прогулке. Проявления агрессии фиксировались в протоколах. Из протоколов наблюдений обнаружилось, что физическая и вербальная агрессия, направленная на себя, у детей старшего дошкольного возраста встречается чаще.

При помощи обобщения протоколов наблюдения в группе дошкольников было выявлено: 40% от всей выборки детей имеют низкий уровень агрессивных проявлений, группа детей младшего школьного возраста показали средний уровень агрессивных проявлений, что составило 60% от общего числа; высокий уровень агрессии с помощью наблюдения не был выявлен. Мы предполагаем, что именно в этом возрасте существует большое влияние социальной среды на проявления агрессии, но это нуждается в дополнительной проверке.

Важным показателем при установлении типа дет-ско-родительских отношений в полных и неполных семьях, учитывая возрастные особенности и характеристики ребенка, является взаимодействие с родителями. Семинары-практикумы, круглый стол, родительские собрания, сопровождающиеся опросом родителей и направленные на определение атмосферы в семье, выявление типа отношений между родителями и детьми, вместе с результатами предыдущих исследований дали полное описание и послужили дополнительным источником в установлении причин проявления агрессии детей в двух возрастных группах.

- Семинар-практикум для родителей «Детская агрессия»

По результатам проведенного мероприятия следует отметить, что причины проявления агрессивного поведения в каждой семье различны, в некоторых случаях возможно наличие нескольких причин, что в совокупности дает агрессивный настрой ребенка. Дополнительные исследования показывают, степень агрессии детей различна, как и причины возникновения агрессивного настроя.

По результатам анкетирования родителей всех детей видна высокая доля низкой степени проявления агрессии (70%), меньше всего встречается высокая степень (10%), ненамного чаще встречается средняя степень проявления агрессии (20%). Можно предположить тенденцию улучшения результатов со стороны родителей, что может быть связано как с субъективным подходом к собственному ребенку, так и с влиянием фактора ситуации обследования.

Тест-опросник родительского отношения представляет собой психодиагностический инструмент, ориенти-

YAKIMANSKAYA Irina Sergeevna CHILD AGGRESSION: AGE AND..

Azimut of Scientific Research: Pedagogy and Psychology.

2021. T.10. №3(36)p-ISSN: 2309-1754; e-ISSN: 2712-8474

рованный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними. По полученным данным мы обнаружили, что 59% - большая часть испытуемых относится к группе лиц социально-желательным поведением, примерно одинаковое количество родителей занимают позиции принятие-отвержение (10%) и маленький неудачник (13%), 18% родителей относятся категории лиц, отношения которых определяются как авторитарная социализация.

-Родительские собрания на тему «Знаете ли вы своего ребенка?»

По результатам проведенного исследования нами были выделены следующие моменты, которые оказались основополагающими для последующего изучения заданной проблемы:

1. Многие родители при помощи практических заданий выявили похожее проявление агрессивного поведения в различных ситуациях.

2. Познакомились с особенностями возраста детей и особенностями проявления характера в связи с проявлениями агрессивного поведения.

3. Разграничили понятия каприз и упрямство.

4. Попытались выявить причину проявления агрессивного поведения у своего ребенка.

5. Открыли для себя новые подходы в воспитании.

Из наших данных обнаружилось, что процент хороших показателей достаточно высок, и составляет 65%, меньше родителей демонстрируют менее осознанное отношение к семье - 25%, и меньше всего - 10%, родители, отличающиеся низкой компетентностью и мотивацией в вопросах взаимодействия с ребенком, возможно, им следует пересмотреть свое отношение к семье и детям.

- Круглый стол для родителей: «искусство хвалить» направлен на ознакомление родителей с некоторыми педагогическими приемами воспитания, на рассмотрение и разбор жизненных ситуаций, и анализ попыток разрешения конфликтных ситуаций. В конце мероприятия родители ознакомились с памятками по разрешению конфликтных ситуаций.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что состав семьи влияет на поведение и настрой ребенка. Часто, когда семья неполная, у ребенка изменяются стереотипы, положенные в ее основу, и в семьях, где один родитель заменяет двоих, часто встречается проявление агрессивного поведения у детей, связанное с нехваткой внимания, недостатком любви, часто с непониманием и отсутствием возможности общения с мамой\папой в силу их занятости.

В нашем исследовании обнаружилось преимущество полных семей (68%) над неполными (32%)в более адекватных реакциях родителей на агрессию детей. Но это не является ведущей характеристикой для установления причины появления агрессии у ребенка. Зачастую в полных семьях встречается непонимание ребенка, недостаток внимания, малая доля совместной работы с ребенком.

Для получения данных, связанных с поведением ребенка на уроке, на перемене, в детском саду, непосредственную образовательную деятельность и свободное время, связанное с игровой деятельностью, мы провели опрос воспитателей и учителей, который дал исчерпывающее объяснение поставленным вопросам. У школьников, зачастую, проявление агрессии связано со сменой рода деятельности, неприспособленностью к новым условиям, а у дошкольников - с эмоциональной нестабильностью и в некоторых случаях недостаточность внимания.

Рассмотрев работы по семейной психологии, мы выделили те аспекты, которые касаются особенностей функционирования полных и неполных по составу семей. При этом были обнаружены проблемы неполной семьи, которые могут приводить к становлению агрессивности у детей. Основным патогенным фактором оказались трудности полоролевой идентификации для 398

мальчика в семье без отца. Фактор неполной семьи был назван способствующим, но не предопределяющим при формировании свойства агрессивности. Авторы указали на имеющиеся возможности для компенсации в неполных семьях, а также на то, что полные семьи бывают не менее патологичными.

Проявления агрессивного поведения в группах детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в полных не полных семьях обнаруживаются в связи с различными причинами. Они дифференцируются у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Несовпадение причин объясняется различием сфер деятельности в группах, детско-родительскими отношениями в каждой семье, объектами, провоцирующим данное поведение. Но было установлено, что факты агрессивного поведения характерны как для детей из неполных семей, так и для детей из полных семей, независимо от возрастных категорий. Фактор неполной семьи имеет влияние, равное по значимости с другими при становлении агрессивности у детей. Таким образом, наши исследования агрессивности детей не обнаружили больших отличий между ее проявлениями у детей из разных по составу семей. Возможно в данном случае индивидуальные и возрастные различия являются более выраженными, чем различия, связанные с социальной семейной ситуацией.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сафонова Т.Н. Агрессивное поведение: научное обоснование понятия и профилактическая работа среди подростков /Гуманитарные науки (г.Ялта). 2020. № 3 (51). С. 146-153.

2. Павлова Е.А. Агрессивное поведение и проблемы самоидентичности у подростков 14-17 лет /Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2020. Т. 9. № 4. С. 77-86.

3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Вопросы психологии. 2012. № 2. С. 44.

4. Воскресенская Т.А. Агрессивное поведение в конфликте обучающихся начальной школы /Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6 (85). С. 17-19.

5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 448 с.

6. Люблинская А. А. Система отношений — основа нравственной воспитанности личности //«Вопросы психологии». 1983. № 2. с. 74—78.

7. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры: (Синергетика ист. Прогресса): Курс лекций / А. П. Назаретян. 2-е изд., дораб. И доп. М.: Специализир. Изд. торговое предприятие «Наследие», 1996. 183 с.

8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. часть 1. Система работы психолога с детьми разного возраста. Практическое пособие /Москва, 2019. Сер. 9 Профессиональная практика (4-е изд., пер. и доп). М.: Издательство Юрайт, 2018. 412 с.

9. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Просвещение, 1969. 315 с.

10. Лоренц Конрад З. Агрессия (так называемое зло). [Пер. С нем. Г. Ф. Швейника]. СпБ.: Амфора, 2001. 347 с.

11. Фрейд З.Недовольство культурой. М.,1998. 358 с.

12. Доллард Д. Фрустрация и агрессия. М.: Просвещение. 1939. 265

с.

13. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. СпБ., 2001. 455 с.

14. Розенцвейг С. Психодиагностика. М., 2004. 151 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Басс А. Дарки. А. Концепция агрессии и враждебности. Екатеринбург. 2003. 400с

16. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия. М., 2000. С.399.

17. Лукина М.Л., Шарифулина И.А. Детская агрессия. / Вестник науки и образования. 2020. № 15-1 (93). С. 96-99.

18. Штылева Л.В. Гендерная агрессия в школьной среде. / Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. 2020. № 4. С. 44-52.

19. Ersan C. Physical aggression, relational aggression and anger in preschool children: the mediating role of emotion regulation. / Journal of General Psychology. 2020. Т. 147. № 1. С. 18-42.

20. Sergeeva Y.I. Ways and means of expressing verbal aggression in modern Russian communication

/ International Journal of Psychosocial Rehabilitation. 2020. Т. 24. № 6. С. 1278-1284.

21. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. /Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2006. 1096 с.

22. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова и др. М.: Генезис, 2007. 347 с.

23. Фомкина Е.А. Наблюдение, как метод исследования / Социология и социальная работа. 2014.№ 14. С. 5.

Статья поступила в редакцию 28.01.2021

Статья принята к публикации 27.08.2021

OECD: 5.01 Psychology; ASJC: 3204; WoS Subject Categories: VI

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.