Научная статья на тему 'Особенности административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании'

Особенности административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2408
369
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
административное право / лицензия / административная ответственность / административное правонарушение / законодательство о лицензировании / Кодекс РФ об административных правонарушениях / административные наказания / предупреждение / административный штраф / конфискация / административное приостановление деятельности. / administrative law / license / administrative responsibility / administrative offense / legislation on licensing / RF Code on administrative offenses / administrative penalties / warning / administrative fine / confiscation / administrative suspension of activity.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Людмила Владимировна Стандзонь

Современный этап развития предпринимательских отношений предопределил необходимость анализа законодательства об административной ответственности в сфере лицензирования. Обозначены особенности института административной ответственности, проанализировано законодательство об административной ответственности в данной сфере. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за нарушение законодательства о лицензировании. Рассмотрены основные виды административных правонарушений в сфере лицензирования. Выделены проблемы правоприменения в данной области общественных отношений и сделаны предложения по усовершенствованию института административной ответственности в сфере лицензирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Людмила Владимировна Стандзонь

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LICENSING LEGISLATION

The current stage of development of business relations predetermined the need to analyze the legislation on administrative responsibility in the field of licensing. The author outlines the features of the institution of administrative responsibility, analyzed the legislation on administrative responsibility in this area. Particular attention is paid to administrative penalties applied for violation of licensing legislation. Considered the main types of administrative offenses in the field of licensing. The problems of law enforcement in this field of public relations are highlighted and suggestions are made for improving the institution of administrative responsibility in the field of licensing.

Текст научной работы на тему «Особенности административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании»

УДК 342

ББК 67

DOI 10.24411/2073-0454-2019-10050

© Л.В. Стандзонь, 2019 Научная специальность 12.00.14 — административное право; административный процесс

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ

Людмила Владимировна Стандзонь, доцент кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), кандидат юридических наук (123298, Москва, ул. Ирины Левченко, д. 1, издательство «Юнити-Дана») E-mail: kynsh@mail.ru

Рецензент: референт Договорно-правового департамента МВД России, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации Анатолий Михайлович Кононов

Аннотация. Современный этап развития предпринимательских отношений предопределил необходимость анализа законодательства об административной ответственности в сфере лицензирования. Обозначены особенности института административной ответственности, проанализировано законодательство об административной ответственности в данной сфере. Особое внимание уделено административным наказаниям, применяемым за нарушение законодательства о лицензировании. Рассмотрены основные виды административных правонарушений в сфере лицензирования. Выделены проблемы правоприменения в данной области общественных отношений и сделаны предложения по усовершенствованию института административной ответственности в сфере лицензирования.

Ключевые слова: административное право, лицензия, административная ответственность, административное правонарушение, законодательство о лицензировании, Кодекс РФ об административных правонарушениях, административные наказания, предупреждение, административный штраф, конфискация, административное приостановление деятельности.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR VIOLATION OF LICENSING LEGISLATION

Lyudmila Vladimirovna Standzon, assistant Professor of the Department of Administrative Law and Process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Candidate of Legal Sciences (123298, Moscow, ul. Irina Levchenko, d. 1, Unity-Dana publishing house) E-mail: kynsh@mail.ru

Reviewer: Anatoly M. Kononov, Assistant to the Treaty and Legal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Doctor of Law, Professor, Honored Lawyer of the Russian Federation

Annotation. The current stage of development of business relations predetermined the need to analyze the legislation on administrative responsibility in the field of licensing. The author outlines the features of the institution of administrative responsibility, analyzed the legislation on administrative responsibility in this area. Particular attention is paid to administrative penalties applied for violation of licensing legislation. Considered the main types of administrative offenses in the field of licensing. The problems of law enforcement in this field of public relations are highlighted and suggestions are made for improving the institution of administrative responsibility in the field of licensing.

Keywords: administrative law, license, administrative responsibility, administrative offense, legislation on licensing, RF Code on administrative offenses, administrative penalties, warning, administrative fine, confiscation, administrative suspension of activity.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Стандзонь Л.В. Особенности административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):208-13.

Лицензионные отношения имеют особое значение ввиду повышенной общественной опасности, как реальной, так и потенциальной, для общества, государства и граждан. В связи с этим, в случае выявления нарушений применяются разнообразные меры административного принуждения по результатам рассмотрения лицензионного дела в процессе осуществления лицензионного контроля. Применение мер административной ответственности является одним из последствий осуществления лицензионного контроля. Выявив административные правонарушения в сфере лицензирования, лицензирующие органы привлекают лиц к административной ответственности, которая является одним из действенных средств правоохраны лицензионных общественных отношений. Однако, стоит заметить, что не все вопросы правового регулирования материальных и процессуальных вопросов административной ответственности в сфере лицензирования решены. Сложность проявляется прежде всего в самом законодательстве об административной ответственности, которое принято и применяется много лет, начиная с 2002 г. без учета современных реалий. Вместе с тем, динамичность лицензионных общественных отношений ставит вопрос об усовершенствовании имеющихся составов правонарушений и усилении административной ответственности в данной сфере общественных отношений.

Также хотелось бы обозначить практический аспект проблемы административной ответственности. Ежегодно к административной ответственности, как в судебном, так и в административном порядке привлекаются десятки тысяч субъектов, как физических, так и юридических лиц. Так, в 2017 году лицензирующими органами было проведено 475 6 тыс. проверок соискателей лицензий и лицензиатов. При этом, свыше 302 тыс. проверок, то есть 63% от всего количества проведены в 1 сфере — лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

Доля проверок, по результатам которых по фактам выявленных нарушений федеральными лицензирующими органами и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в рамках переданных полномочий в 2017 году лица были привлечены к административной ответственности и им назначены административные наказания, составила 72,5%'. В связи с этим необходим своевременный анализ правоприменительной практики по привлечению лиц к административной ответственности и выработка предложений по совершенствованию административного и административно-процессуального законодательства и правоприменительной практики в сфере лицензирования. Анализ последних исследований и публикаций показывает актуальность данной проблематики2. Поэтому в качестве целей данной статьи можно выделить привлечение внимания к дальнейшему совершенствованию административной ответственности в сфере лицензирования, выявление закономерностей, перспектив развития данного

вида административной ответственности, а также анализ правоприменительной практики по привлечению лиц к административной ответственности и выработка предложений по совершенствованию законодательства в сфере лицензирования.

Хотелось бы выделить следующие особенности привлечения лиц к административной ответственности в сфере лицензирования:

Правовые основы административной ответственности в сфере лицензирования содержатся в КоАП РФ. Согласно п.3 ст. 1.3. КоАП РФ к ведению РФ в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение лицензионных правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Поэтому все составы административных правонарушений в сфере лицензирования определены в КоАП РФ. А лицензионные правила, определяющие порядок лицензирования отдельных видов деятельности, содержатся в Федеральных законах: от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»3, от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ (в ред.) «Об использовании атомной энергии»4, от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (в ред.) «Об образовании в РФ»5; закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 (в ред.) «О средствах массовой информации»6; федеральный закон от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ (в ред.) «О связи»7 и пр.

Уточняющие правила, касающиеся, например, лицензионных требований и условий, содержатся в постановлениях Правительства РФ, например, в постановлениях Правительства РФ по отдельным видам деятельности: от 6 июля 2012 г. № 686 (в ред.) «Об утверждении положения о лицензировании производства лекарственных средств»8; от 26 декабря 2011 г. № 1130 (в ред.) «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»9 и др.

Административная ответственность в этой сфере применяется широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.

Суд (судья) согласно ст. 23.1 КоАП РФ рассматривает правонарушения в сфере лицензирования, предусмотренные ст. 7.23.3 КоАП РФ, ст. 9.1 КоАП РФ, ст. 19.5 КоАП РФ и др. В обязательном порядке рассматриваются правонарушения, по которым в качестве меры административной ответственности установлены конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности.

Специальные контролирующие органы, перечисленные в постановлении Правительства от 21 ноября 2011 г. № 957 «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»10 рассматривают дела об административных правонарушениях в процессе выявления нарушений в рамках лицензионного контроля. К таким органам относятся федеральные министер-

ства, федеральные службы, федеральные агентства.

Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов вправе: руководитель федерального органа исполнительной власти, заместители, начальники структурных подразделений территориальных органов указанного федерального органа исполнительной власти.

Как показывает анализ практики, в этой сфере преобладает привлечение к административной ответственности за нарушение правил лицензирования такими федеральными органами исполнительной власти как Ространснадзор, Роспотребнадзор, ФСБ России . На протяжении последних трех лет более чем в 80 % случаев по итогам проверок соблюдения лицензионного законодательства лица были привлечены к административной ответственности. В деятельности Росгвар-дии данный показатель составил в 2017 г. 97,2%.

В деятельности лицензирующих органов субъектов Российской Федерации в рамках реализации собственных полномочий доля проверок лицензиатов, по итогам которых по фактам выявленных нарушений были наложены административные наказания, существенно ниже по сравнению с аналогичным показателем федеральных лицензирующих органов, и составляет в 2017 году 44,6%. Самый низкий показатель отмечается в сфере лицензирования деятельности по обращению с ломом черных и цветных металлов — 24%.

Следует отметить, что административная ответственность наступает не за любое правонарушение, совершенное в сфере реализации исполнительной власти, а за нарушение или неисполнение общеобязательных правил, устанавливаемых государством в сфере лицензирования отдельных видов деятельности. Такие правила устанавливают специальный режим предпринимательской деятельности11. Фактическим основанием привлечения к административной ответственности в данной области является совершение административного правонарушения. Согласно ст. 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАПом РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность в сфере лицензирования.

Признаками административного правонарушения в сфере лицензирования относятся: противоправность, виновность, наказуемость, общественная опасность, деяние (действие, бездействие).

Наиболее распространенными, совершаемыми видами правонарушений в этой сфере являются правонарушения, предусмотренные ст. 14.1. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)», ст. 14.1.3. КоАП РФ «осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии», ст. 14.1.2. КоАП РФ «Осуществление предпринимательской деятельности

в области транспорта без лицензии» и др.

Административная ответственность в области лицензирования отличается своим субъектным составом. Субъектами этого вида ответственности являются как физические, так и юридические лица. В некоторых случаях, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, привлекаются к административной ответственности как юридические лица, например, по ст. 7.23.3 КоАП РФ «Нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами».

Обобщенно эти специальные субъекты называются соискатель лицензии или лицензиат.

Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии. Лицензиат — это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые уже имеют лицензию.

К числу специальных субъектов также относятся должностные лица. Согласно ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций также по санкциям приравниваются к должностным лицам, хотя таковыми не являются. В сфере лицензирования к административной ответственности привлекается последняя группа лиц. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей. В качестве примера можно привести ст. ст. 7.3., 7.23.3., 8.17., 9.1., 13.3., 13.12, 14.1, 14.20 КоАП РФ и др. Практически в каждой статье предусмотрена административная ответственность должностных лиц в сфере лицензирования.

На наш взгляд применительно к субъектам административной ответственности в сфере лицензирования можно выделить один актуальный вопрос, являющийся предметом дискуссии. Это ответственность властных участников разрешительной системы.

Она не установлена КоАП РФ в сфере лицензионных отношений. Ряд авторов административистов и законодатель считают, что имеет место выраженная

«ассиметричность» административной ответственности в рассматриваемой сфере12. Российским законодательством не предусмотрена административная ответственность должностных лиц, выполняющих функции по лицензированию отдельных видов деятельности. Вместе с тем, в ряде зарубежных стран, например, Молдова13, Казахстан14 в законодательстве об административной ответственности предусмотрены административные правонарушения должностных лиц за неисполнение своих полномочий в сфере лицензирования. Присоединяемся к мнению авторов, полагающим, что в связи с распространением нарушений, допускаемых чиновниками в ходе лицензионных процедур15 необходимо усовершенствовать институт административной ответственности. В связи с этим, предлагаем установить административную ответственность за нарушение порядка и сроков выдачи лицензии, а также за необоснованный отказ в выдаче лицензии и предусмотреть за него наложение административного штрафа или предупреждение.

Также представляется целесообразным ввести ответственность за повторно совершенные в течение года подобные действия после наложения административного наказания.

Административная ответственность также отличается своими целями, которые заключаются в предупреждении совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами и отсутствие унижения человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (п.1.2. ст.3.1 КоАП РФ). Данный вид ответственности применяется, когда необходимо предотвратить ущерб правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Совершение административных правонарушений в области лицензирования влечет применение различных административных наказаний. Это предупреждение, административный штраф, конфискация орудия или предмета административного правонарушения, дисквалификация, административное приостановление деятельности. Предупреждение как мера административной ответственности предусмотрена за совершение небольшого количества правонарушений. К таким правонарушениям относятся: «осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии» (ст. 14.1.2 КоАП РФ), «осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)» (ст. 19.20 КоАП РФ); «нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его

на учет» (ст. 20.15 КоАП РФ).

Наиболее распространенным административным наказанием является административный штраф. Большинство правонарушений предусматривает штраф в рублевом эквиваленте. Для граждан размеры штрафа незначительны. Для должностных лиц административный штраф используется в повышенных размерах. Так, например, за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч. 3. ст. 14.17 КоАП РФ) предусмотрен административный штраф в размере одного миллиона рублей.

Так, юридические лица привлекаются к административному штрафу в максимальном размере один миллион рублей за организацию и (или) проведение азартных игр с использованием игрового оборудования вне игорной зоны, либо без полученной в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах вне игорной зоны, либо без полученного в установленном порядке разрешения на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне, либо с использованием информационно-телекоммуникационных сетей или средств связи, предоставление помещений для незаконных организации и (или) проведения азартных игр (ст. 14.1.1. КоАП РФ). Такая же сумма штрафа в миллион рублей платится юридическим лицом за пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов (ст. 7.3. КоАП РФ).

В качестве еще одного способа исчисления суммы штрафа используется наложение административного штрафа в размере не более одной пятой совокупного размера выручки, полученной от реализации всех товаров (работ, услуг), за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дату выявленного административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году, но не менее трех миллионов рублей. Он используется за производство или оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии (ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ).

За нарушение правил и требований, регламентирующих рыболовство во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации или открытом море, установленных ст. 8.17 КоАП РФ административный штраф для должностных лиц составляет от одного до полуторакратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения, а для

юридических лиц от двукратного до трехкратного размера стоимости водных биологических ресурсов, явившихся предметом административного правонарушения.

Одним из распространенных видов наказаний в сфере лицензирования для всех субъектов административной ответственности является конфискация орудия или предмета административного правонарушения. В большинстве случаев конфискация применяется в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания. Таким примером является ст. 13.3. КоАП РФ, устанавливающая наряду с административным штрафом обязательную или дополнительную конфискацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств за проектирование, строительство, изготовление, приобретение, установку или эксплуатацию радиоэлектронных средств и (или) высокочастотных устройств без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Статьей 8.17 КоАП РФ предусмотрена конфискация судна и иных орудий совершения административного правонарушения за нарушение требований по безопасному проведению поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов, буровых работ, либо условий лицензии на водопользование, на региональное геологическое изучение, поиск, разведку или разработку, либо условий договоров водопользования, решений о предоставлении водного объекта в пользование, а также требований по использованию или охране минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации.

В ряде случаев конфискация является обязательной. Так, согласно ст. 20.15 КоАП РФ за продажу механических распылителей, аэрозольных и других устройств, снаряженных слезоточивыми или раздражающими веществами, электрошоковыми устройствами либо искровыми разрядниками, без соответствующей лицензии закрепляется обязательное применение конфискации предметов административного правонарушения у граждан, должностных лиц, юридических лиц.

Часть 2 ст. 17.12 КоАП РФ также закрепляет обязательную конфискацию форменной одежды, знаков различия, символики государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов за незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов лицом, имеющим специальное разрешение (лицензию) на осуществление частной детективной или охранной деятельности, в связи с осуществлением этой деятельности.

Считаем возможным усовершенствовать данный перечень и включить в него такую разновидность как конфискация доходов, полученных в результате предпринимательской деятельности, осуществляемой с нарушением правил лицензирования.

Для более эффективного пресечения правонарушений в сфере лицензирования за наиболее значимые правонарушения используется такое наказание как дисквалификация. Она установлена для должностных лиц, например, за нарушение правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (ст.7.23.3 КоАП РФ); нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов (ст. 9.1 КоАП РФ), нарушение порядка выдачи свидетельства о прохождении подготовки и проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием или медицинских заключений об отсутствии противопоказаний к владению оружием (ст. 20.8 КоАП РФ).

Еще одним административным наказанием в сфере лицензирования является административное приостановление деятельности, которое применяется только к юридическим лицам. Оно назначается, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания. В сфере лицензирования оно применяется на максимальный срок до 90 суток. Следует заметить, что приостановление деятельности встречается почти в трети составов административных правонарушений в сфере лицензирования либо как альтернатива административному штрафу, либо как единственное наказание.

Так, например, часть 2 ст. 18.13 КоАП РФ предусматривает как альтернативу административному штрафу применение административного приостановления деятельности за грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации на срок до 90 суток. Часть 2 ст. 20.8 КоАП РФ закрепляет возможность применения только административного приостановления деятельности юридических лиц на срок от десяти до шестидесяти суток за грубое нарушение лицензионных требований и условий производства, продажи, хранения или учета оружия и патронов к нему, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Как показал анализ, административные наказания, установленные за нарушение законодательства о лицензировании, установлены достаточно строгие, поскольку данные правонарушения представляют реальную угрозу для людей, общества и государства.

Административная ответственность наступает в особом процессуальном порядке, урегулированном КоАП РФ. Следует отметить, что в области лицензирования отдельных видов деятельности применяются как общие процессуальные правила, так и специальные, учитывающие специфику лицензирования. В качестве примера, к последним можно отнести удлиненный срок давности привлечения к административной ответственности (ст. 4.5. КоАП РФ). Также согласно

ст. 28.7. КоАП РФ предусмотрена возможность проведения административного расследования, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Исходя из вышеизложенного можно дать следующее определение административной ответственности за нарушение лицензирования — это применение специально уполномоченными органами (должностными лицами) и судами административных наказаний к физическим и юридическим лицам за совершение административных правонарушений в лицензионно-разре-шительной сфере.

Таким образом, следует отметить чрезвычайную важность и необходимость привлечения к административной ответственности в сфере лицензирования по результатам проведения лицензионного контроля ввиду особой угрозы, создаваемой данными общественными отношениями для людей, общества, государства. Вместе с тем, существует необходимость изменения действующих составов административных правонарушений в сфере лицензирования, введения новых, а также изменения административных наказаний за отдельные виды административных правонарушений в указанной сфере16.

1 См. доклад Минэкономразвития «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» 2018 г.

2 См. например, Галаева А.А. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и административная ответственность за нарушение правил ее осуществления //Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 5; Кванина В.В. Проблемы применения административно-правовой и гражданско-правовой ответственности при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности в отсутствии лицензии //Вестник Пермского университета. 2012. Выпуск 1 (15); Сефибеков И. Р. Административная ответственность в сфере недропользования и проблема лицензирования в РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7; Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти: учебное пособие для магистров. - М.: Проспект. 2018 и др.

3 СЗ РФ. 2011. № 19. Ст. 2716.

4 СЗ РФ.1995. N 48, ст. 4552.

5 СЗ РФ. 2012. № 53. Ч.1.Ст.7598.

6 РГ. 1992. № 32.

7 СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895.

8 СЗ РФ. 2012. № 29. Ст. 4116.

9 СЗ РФ. 2012. № 1. Ст. 169.

10 СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6931.

11 Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лицензионно-разрешитель-

ная деятельность органов исполнительной власти: учебное пособие для магистров. М.: Проспект, 2018.

12 См. Субанова Н.В. Административные правонарушения в сфере публичной разрешительной деятельности //Административное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 57-63; Разрешительная система в Российской Федерации: науч. практич. Пособие /Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева, отв. ред. Ноздрачев. -М:ИЗиСП при Правительстве Р: ИНФА-М. 2015. С. 741.

13 Кодекс о правонарушениях республики Молдова № 218 от 24.10.2008 г.

14 Кодекс республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 г. № 235^

15 См. Разрешительная система в РФ /Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко и др. М:ИНФРА-М. 2015. С. 741.

16 Например, увеличить административный штраф по ст. 19.7 КоАП РФ.

Литература

1. Галаева А.А. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами и административная ответственность за нарушение правил ее осуществления //Вопросы российского и международного права. 2017. Том 7. № 5.

2. Доклад Минэкономразвития «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» 2018 г.

3. Кванина В.В. Проблемы применения административно-правовой и гражданско-правовой ответственности при осуществлении хозяйствующим субъектом деятельности в отсутствии лицензии //Вестник Пермского университета. 2012. Выпуск 1 (15);

4. Разрешительная система в Российской Федерации: науч. практич. Пособие /Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева, отв. ред. Ноздрачев. — М:ИЗиСП при Правительстве Р: ИНФА-М. 2015.

5. Сефибеков И. Р. Административная ответственность в сфере недропользования и проблема лицензирования в РФ // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2016. № 6-7.

6. Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти: учебное пособие для магистров. М.:Проспект, 2018.

7. Субанова Н.В. Административные правонарушения в сфере публичной разрешительной деятельности //Административное и муниципальное право. 2010. № 11. С. 57-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.