12.3. ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА
КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
Николаенко Елена Алексеевна, адъюнкт. Место учебы: Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина. E-mail: nikolaenko.oea@mail.ru
Аннотация: В настоящей статье анализируются вопросы определения административно-правового статуса курсантов образовательных организаций системы мВд России. Статус обучающегося - это значимая социально-юридическая категория, которая является сердцевиной юридического выражения взаимоотношений государства и личности. В научном толковании принято выделять общесоциальный статус личности и вытекающие его разновидности, такие как: политический, религиозный, правовой, экономический, моральный, нравственный и так далее. В данной статье речь пойдет о правовом статусе курсантов образовательных организаций системы МВД России и его особенностях. По результатам исследования определены основные особенности правового статуса данной категории субъектов, которые имеют важное практическое значение в процессе обучения курсантов в ведомственных образовательных организациях.
Ключевые слова: курсант, обучающийся, служба в органах внутренних дел, правосубъектность, правоспособность, дееспособность, сотрудник органов внутренних дел, административно-правовой статус.
FEATURES OF ADMINISTRATIVE AND LEGAL STATUS OF STUDENTS EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE RUSSIAN INTERIOR MINISTRY
Nikolaenko Elena Alekseevna, adjunct. Place of study: Belgorod law institute of MIA Russia named after I.D.Putilin. Email: nikolaenko.oea@mail.ru
Annotation: This article examines the issues of determining the administrative and legal status of cadets of educational institutions of the Russian Interior Ministry. The status of the student is a significant social and legal category, which is the core of the legal expression of inter-relations between the state and the individual. The scientific interpretation is accepted to allocate the overall social status of the individual and deriving its varieties, such as political, religious, legal, economic, ethical, moral, and so on. In this article, we will focus on the legal status of cadets of educational institutions of the Russian Interior Ministry and its special-ness. The study identified the main features of the legal status of this category of subjects that are of great prac-critical value in the learning process of students in departmental way-successive organizations. Keywords: cadet, student, service in bodies of internal affairs, legal personality, legal capacity, ability, an employee of the Interior, administrative and legal status.
В процессе выполнения основных функций образовательные организации системы МВД России в зависимости от формы обучения и от освоения образова-
тельной программы аккумулирует несколькими понятиями обучающихся: курсанты, адъюнкты, аспиранты, слушатели, студенты, экстерны, относя их к переменному составу. Как правило, курсанты и слушатели являются основным вузовским контингентом ведомственной образовательной организации системы МВД России, которые реализуют конституционное право на образование.
Задачи и функции образовательных организаций системы МВД России обуславливают и особенности правового статуса обучающихся в этих организаций. В процессе реализации своего конституционного права на образование гражданин Российской Федерации становится участником административно-правовых отношений и приобретает правовой статус обучающегося, так как включается механизм обеспечения данного права.
Понятие «правовой статус» в юридической литературе достаточно изучен и в общетеоретическом плане и по отдельным отраслям права. Он занимает центральное место в правовом институте всей государственной службы, так все остальные составные его элементы призваны обеспечивать функционирование государственной службы и служащих.[1, С. 29]
В основе понятия правового статуса обучающегося образовательной организации системы МВД России лежит понятие статуса личности. Правовой статус личности в научной литературе классифицируется на определенные составляющие:
1) общий правовой статус, определяемый основным законом Российской Федерации - Конституцией и являющийся одинаковым и единым для всех граждан;
2) специальный правовой статус принадлежит лицу, относящемуся к некоторой категории граждан, так например: сотрудников органов внутренних дел, государственных служащих, военнослужащих внутренних войск, позволяющий выполнять им возложенные специальные функции;
3) особый административно-правовой статус относится к статусу государственных служащих, которые осуществляют административно-правовые полномочия по привлечению лиц к ответственности за совершенными ими правонарушения;
4) индивидуальный правовой статус характерен для статуса конкретного лица, который отражает всю совокупность принадлежащих только ему обязанностей и прав, в зависимости от пола, возраста, семейного положения, гражданства и так далее.
Граждане Российской Федерации, имея общий правовой статус, могут также иметь и несколько других специальных правовых статусов. Например, гражданин, может являться курсантом образовательной организации, сиротой, жителем пограничной зоны и так далее. В данном случае его специальный статус накладывается на общий статус гражданина. Большинство прав и обязанностей граждан, которые имеются в административно-правовых отношениях, как правило, производны от прав и обязанностей, закрепленных в Конституции Российской Федерации, и находят свое отражение в соответствующих законах и иных административно-правовых актах.
Возникновение административно-правового статуса курсанта образовательной организации системы МВД России связано с юридическим фактом зачисления на обучение в ведомственную образовательную организацию системы МВД России по очной форме. С этого момента гражданин Российской Федерации приобретает два специальных правовых статуса: статус со-
трудника органов внутренних дел и статус обучающегося.
В юридической литературе имеются различные мнения ученых-административистов по вопросу составных элементов правового статуса, но традиционно принято рассматривать следующие основные его элементы: права и обязанности, правосубъектность, ответственность и гарантии.
Также дискуссионным является вопрос о включении в основные элементы правового статуса гражданства. Так, на примере курсантов образовательных организаций системы МВД России и в целом сотрудников органов наличие гражданства Российской Федерации является одним из квалифицирующих признаков при рассмотрении вопроса о возможности поступления гражданина на службу в органы внутренних дел, в связи с тем, что в соответствии с Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2] на службу в органы внутренних дел может быть принят только гражданин Российской Федерации.
Рассмотрим базовые элементы и особенности правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России:
1. Права и обязанности.
Зачисление на обучение по очной форме в ведомственную образовательную организацию системы МВД России в должности курсанта (слушателя) считается поступлением гражданина Российской Федерации на службу в органы внутренних дел, тем самым действие нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел, в полной мере распространяется и на курсантов образовательных организаций системы МВД России как на сотрудников органов внутренних дел. В соответствии с Федеральным законом «О полиции» курсанты образовательной организации системы МВД России считаются проходящими службу в полиции, [3] которая является составной частью органов внутренних дел. [4]
Федеральный закон «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О службе») и Федеральный закон «О полиции» в специальных главах устанавливают элементы правового статуса сотрудника органов внутренних дел и сотрудника полиции в частности. Так, глава 3 Федерального закона «О службе», являясь базовой для всех сотрудников органов внутренних дел, дает определение понятию «сотрудник органов внутренних дел», закрепляет его основные права и основные обязанности; устанавливает ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в органах внутренних дел; устанавливает требования к служебному поведению; ответственность; определяет форменную одежду, ведомственные знаки отличия и знаки различия сотрудников органов внутренних дел.
В главе 6 Федерального закона «О полиции» находят свое законодательное закрепление элементы правового положения непосредственно сотрудника полиции: где дается определение понятию «сотрудник полиции», устанавливаются специальные звания сотрудника полиции, его основные права и основные обязанности; определяются гарантии правовой защиты сотрудника полиции; ответственность; меры ответственности в целях противодействия коррупции.
Федеральные законы «О службе» и «О полиции» не определяют перечень прав и обязанностей курсанта образовательной организации системы МВД России как сотрудника органов внутренних дел.
Специальные полномочия сотрудников органов внутренних дел по замещаемой им должности определяются должностным регламентом (должностной инструкцией). Вместе с тем, типовые должностные регламенты по должности «курсант» отсутствуют, данное обстоятельство вносит определенные трудности в процесс определения перечня специальных полномочий курсанта как сотрудника органов внутренних дел, поскольку исходя из специфики их правового статуса, им представлен единственный комплекс полномочий, связанных с получением высшего образования.
Курсант, являясь сотрудником органов внутренних дел и субъектом образовательных отношений, в соответствие с образовательной программой участвует в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, а также может выполнять другие обязанности, которые возложены на органы внутренних дел, так как в соответствии с Федеральным законом «О службе» это считается частью их подготовки. Однако, конкретный перечень прав и обязанностей курсантов, а также перечень мероприятий, в которых они могут участвовать и выполнять обязанности, возложенные на сотрудника органов внутренних дел, и их статус при выполнении данных мероприятий, не определяются.
В части 2 статьи 27 Федерального закона «О полиции» определены общие полномочия всех сотрудников полиции, которые они обязаны выполнять независимо от их должности, времени суток и места нахождения в случаях: если стали очевидцами правонарушения, совершаемого в общественном месте, либо о нем сообщают другие очевидцы, а также в установленных случаях оказывать первую помощь гражданам.
В Федеральном законе «Об образовании» [5] в прямой постановке определены только правовые статусы педагогических работников и руководителей образовательных организаций. Основные права и обязанности курсанта как обучающегося находят свое закрепление в уставах образовательных организаций системы МВД России.
Вместе с тем, непременными факторами и условиями, влияющими на правовой статус курсанта, следует рассматривать: контракт о прохождении службы в органах внутренних дел; служебное время и время отдыха; персональные данные и ведение его личного дела; изменение существенных условий контракта; аттестация; прохождение службы; денежное довольствие; гарантии на службе; поощрения и награждения; служебная дисциплина и так далее.
2. Правосубъектность.
Гарантированное равенство прав и свобод человека и гражданина, закрепленное в Конституции РФ, находит свое отражение и в административно-правовой сфере. В соответствии со статьей 17 Федерального закона «О службе» гражданин Российской Федерации может поступить на службу в органы внутренних дел независимо от расы, пола, происхождения, национальности, должностного и имущественного положения, отношения к религии, места жительства, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Важное значение для рассмотрения вопроса о возможности поступления кандидата на службу в органы внутренних дел является владение государственным
языком России, хотя в рассматриваемом законодательстве степень владения государственным языком не устанавливается.
Административная правоспособность человека не может быть передана кому-либо или быть отчуждаемой, нормы административного права могут лишь определять и изменять ее содержание и объем. Посредством административной правоспособности личности формируется его административная дееспособность, с помощью которой определенное лицо реализуют свои субъективные права и обязанности в конкретных административно-правовых отношениях.
Основной закон Российской Федерации в статье 60 закрепляет право самостоятельной реализации каждым гражданином Российской Федерации своих прав и обязанностей с возраста 18 лет, то есть с момента совершеннолетия. Отдельные права в административно-правовой сфере гражданин Российской Федерации может совершать и в более раннем возрасте. Так, в соответствии с Федеральным законом «О службе» в ведомственную образовательную организацию системы МВД России по очной форме имеет право поступить гражданин РФ, не достигший возраста 18 лет и не старше 25 лет. Возможность реализации правоспособности курсанта начинается с юридического факта зачисления на обучение по очной форме в образовательную организацию системы МВД России и ограничивается периодом пребывания в ней.
Исходя из специфики, осуществляемой органами внутренних дел своей служебной деятельности, государство предъявляет определенные требования к кандидатам на службу в органы внутренних дел. Поэтому процедуре зачисления предшествует процедура прохождения обязательного профессионального отбора, включающая в себя различные этапы: изучения кандидата на обучение, прохождение кандидатом профессионального психологического отбора, психологических тестирований, полиграфа, медицинского освидетельствования и так далее, а также прохождение вступительных испытаний. Соответственно, гражданин РФ не достигший возраста 18 лет, до момента зачисления на обучение, обязан успешно выдержать соответствующие мероприятия, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, а реализовать свои субъективные права и обязанности с учетом норм действующего законодательства он может через своих законных представителей, которыми, как правило, являются родители, опекуны, усыновители, попечители. Так, в соответствии с приказом МВД России «Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации»[6] прием на обучение в ведомственные образовательные организации системы МВД России возможен только с согласия законных представителей кандидата на обучение, это также касается и заключения контракта о прохождении службы в органах внутренних дел с гражданами, не достигшими возраста 18 лет. [7]
В статье 14 Федерального закона «О службе» определены основания, ограничивающие административную дееспособность личности, согласно которым не может проходить дальнейшую службу в органах внутренних дел сотрудник, признанный по решению суда ограниченно дееспособным или недееспособным. Данное обстоятельство влечет за собой основания прекращения службы в органах внутренних дел.
Кроме того, Федеральный закон «О службе» устанавливает и определенные запреты по привлечению к мероприятиям курсантов, не достигших возраста 18 лет. Так, запрещается привлекать курсантов, не достигших возраста 18 лет, к выполнению задач, связанных с угрозой для их здоровья или жизни, а также для участия в мероприятиях по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, а также выполнение ими других обязанностей, которые возложены органы внутренних дел. Следовательно, в данной ситуации можно говорить о том, что обязанности курсанта, не достигшего возраста 18 лет, определяется конкретными жизненными обстоятельствами.
Среди ученых имеются различные точки зрения по вопросу отнесения курсанта, не достигшего 18 лет, к полноценному сотруднику органов внутренних дел, наделенному всей совокупностью для реализации прав и обязанностей. Интересным по данному вопросу будет мнение С.В. Коростылева, который считает, что курсанты ведомственных образовательных организаций системы МВД России должны в течение трех лет обучения проходить службу без удостоверений и знаков, а на предпоследних курсах обучаться на полных основаниях сотрудника органов внутренних дел. М.Ф. Савелий считает, что курсантам ведомственных образовательных организаций специальное звание необходимо присваивать после принятия присяги, по окончании третьего курса и только после достижения 18 лет. [8, С. 23.]
Никулин В.А. считает, что курсант ведомственного вуза с самого начала обучения должен принимать присягу и ему должно быть присвоено специальное звание независимо от того достиг ли он возраста 18 лет или нет, так как он выполняет приказы и поручения начальников, заступает в наряды, осуществляет уборку закрепленной территории и т.д. [9, С. 96.]
3. Ответственность
Ответственность как один из элементов правового статуса курсанта как сотрудника полиции определяется в статье 33 Федерального закона «О полиции», согласно которому каждый сотрудник в установленном порядке несет ответственность за свои противоправные как действия, так и бездействия. В статье 15 Федерального закона «О службе» находят свое отражение основания наступления ответственности сотрудника органов внутренних дел и ее виды, среди которых уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственности.
Курсанты в предусмотренных законодательством случаях могут быть привлечены к любому виду ответственности. Специфика ответственности курсанта образовательной организации системы МВД России дополняется ответственностью, связанной с добросовестным освоением образовательной программы, невыполнение которой может повлечь за собой основания отчисления из образовательной организации.
Дисциплинарная ответственность как наиболее часто применяемая на практике в органах внутренних дел является одним из средств достижения стоящих перед органами внутренних дел задач и целей и применяется в случаях обеспечения ее функций.
4. Гарантии
Непременным элементом правового статуса курсанта являются гарантии. Глава 9 Федерального закона «О службе» определяет общие гарантии социальной защиты сотрудника органов внутренних дел, в соответствии с которыми сотруднику гарантируется выплата денежного довольствия; медицинское, жилищное и
санаторно-курортное обеспечение; страховые гарантии; гарантии, в связи с увольнением; продовольственное, пенсионное и вещевое обеспечение.
Гарантии правовой защиты сотрудника полиции, закрепленные в статье 30 Федерального закона «О полиции», связаны с непосредственным выполнением сотрудником служебных обязанностей, возложенных на полицию, где он является представителем государственной власти, в связи, с чем вопрос о применении к курсантам образовательных организаций системы МВД России гарантий правовой защиты остается не определенным.
Кодекс административного судопроизводства и Уголовно-процессуальный закон не устанавливают ограничений для сотрудников полиции в их показаниях. Они определяются наравне с иными доказательствами. Вместе с тем, совершение преступления сотрудником органов внутренних дел в уголовном судопроизводстве является обстоятельством, отягчающим наказание.
Таким образом, перечислив особенности административно-правового статуса курсантов образовательных организации системы МВД России, следует говорить о том, что отдельные нормы требуют дальнейшего совершенствования в части их правового обеспечения. В связи с чем, предлагается разработать типовые должностные регламенты по должности «курсант» и четко определить их круг прав и обязанностей по замещаемой должности.
Список литературы:
1. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. БЗО Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. — М.: Норма, 2007. — 816 с.
2. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-Ф3//Собр. законодательства Рос. Федерации. -2011. № 49 (ч. 1). - Ст. 7020.
3. О полиции: федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации, -2011. № 7. - Ст. 900.
4. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента от 1 марта 2011 г. № 248// Собр. законодательства Рос. Федерации, -2011, № 10, ст. 1334.
5. Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. № 53 (ч. 1). - Ст. 7598.
6. Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 36. - 2015
7. О примерной форме контракта о прохождении службы в полиции Российской Федерации: приказ МВД России от 19 января 2012 г. № 34. Российская газета. № 29. - 2012
8. Савелий М.Ф., Коростылев С.В. Охранная деятельность. 2010. № 12. С. 23.
9. Никулин В.А. К вопросу об административно-правовом статусе курсантов образовательных учреждений МВД России// Право и государство: теория и практика. 2012. № 5. С. 95-97
Рецензия
на статью Николаенко Е.А. на тему: «Особенности административно-правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России»
Научная статья посвящена вопросам определения правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России, его элементов и особенностей, которые имеют важное теоретическое и прикладное значение. Предложенная аннотация к научной статье является полной и достаточно информативной. В статье исследованы и проанализированы основные и факультативные элементы правового статуса курсантов ведомственных образовательных организаций системы МВД России, выделены специфические особенности их правового статуса. Обращено внимание на нормативное закрепление «пакета» прав, обязанностей и ответственности курсантов образовательных организаций системы МВД России, которые сопровождают его пребывание в стенах образовательной организации и вне ее в период обучения. Особое внимание в настоящее время необходимо обращать на место субъектов государственной службы в системе государственной службы и степень законодательной уре-гулированности административно-правового статуса служащих органов внутренних дел, а равно сложности в его правоприменении, что может быть устранено путем проведения соответствующей нормотворческой работы в этом направлении.
Таким образом, актуальность выбранной автором темы не вызывает сомнений.
В статье автор обоснованно сформулировал направления совершенствования законодательства о разработке типового должностного регламента (должностной инструкции) курсанта образовательной организации системы МВД России, что приведет к четкому урегулированию их административно-правового статуса и определит их перечень прав и обязанностей по замещаемой должности, включая права и обязанности, как сотрудника органов внутренних дел, так и обучающегося.
Проведенное Е.А. Николаенко исследование содержит идеи и предложения, имеющие большое теоретическое и практическое значение на современном этапе. Статья написана последовательно и юридически грамотно.
Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что научная статья Е.А. Николаенко на тему: «Особенности административно-правового статуса курсантов образовательных организаций системы МВД России» в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к подобного вида работам. Она имеет существенную научную и практическую значимость и может быть рекомендована к опубликованию.
Научный руководитель:
Доктор юридических наук, профессор кафедры АПД Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, профессор С.Н. Махина