УДК 378.6.351.74.016:355.541.1 (470)
А. И. МУРТАЗИН, преподаватель кафедры огневой и тактико-специальной подготовки Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)
A. I. MURTAZIN, teacher of the department of tactical and special training of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Ufa)
ОГНЕВАЯ ПОДГОТОВКА КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
FIRE TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
Аннотация. В данной статье автор рассматривает проблемные аспекты огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России. На основе предоставленных данных статистики по России делается вывод об увеличении случаев неумелого обращения с огнестрельным оружием.
Ключевые слова: органы внутренних дел, полиция, огневая подготовка, морально-психологический облик.
Annotation. In this article the author considers the problematic aspects of fire training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs. On the basis of the provided data of statistics on Russia, it is concluded that cases of inept handling of firearms have become more frequent.
Keywords: internal affairs bodies, police, fire training, moral and psychological appearance.
Всем известно, что в настоящее время в связи с реализацией полицейской реформы 2011 года повышаются требования к сотрудникам полиции. Эти требования касаются и огневой подготовки. На сегодняшний день ни для кого не секрет, что данное направление имеет весьма значимое практическое значение, что обусловлено осуществлением властных полномочий сотрудниками полиции и наличием у них права на применение огнестрельного оружия [1].
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 1 ФЗ от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции» (далее - ФЗ «О полиции») предназначением полиции является защита
жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка, собственности и обеспечение общественной безопасности. В связи с этим, при осуществлении служебной деятельности сотрудники полиции наделяются определенными полномочиями, позволяющими им более качественно и эффективно выполнять свои функции. Это отражено в ч. 1 ст. 18 ФЗ «О полиции», где говорится о том, что сотрудник полиции вправе применить физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие
лично или в составе подразделения (группы). К тому же ст. 19 ФЗ «О поли-ции»четко регламентирует порядок их применения сотрудником полиции.
Таким образом, предполагается, что, имея законодательную регламентацию применения огнестрельного оружия, сотрудник полиции должен действовать быстро и решительно, основываясь на букве закона. Но, к сожалению, на практике мы видим совершенно иную картину. Нередки случаи неправомерного применения огнестрельного оружия, за что нерадивые сотрудники привлекаются к ответственности. Нельзя оставлять без внимания и случаи причинения вреда сотрудниками полиции вследствие неумелого обращения с оружием, что иногда приводит и к летальным исходам [2].
Ежегодная статистика МВД России отражает случаи, когда сотрудники полиции, не принимая мер личной безопасности, получают ранения, увечья и гибнут. Так, по официальным данным, лишь за 2016 год при исполнении служебных обязанностей погибло 139 человек, в том числе 93 сотрудника органов внутренних дел и 46 военнослужащих Росгвардии [3].
Как видно из представленных выше статистических данных, в ходе осуществления служебных обязанностей сотрудники полиции допускают ряд непростительных ошибок, просчетов, приводящих в конечном счете к негативным последствиям, подрывающим репутацию правоохранительных органов.
Именно поэтому необходимо особое внимание уделять подготовке молодых специалистов. Мы знаем, что образовательные организации системы МВД России имеют все условия для качественной подготовки будущих сотрудников полиции. Но нередко обучение происходит в тирах путем отработки стандартных нормативов, которые не всегда бывают эффективны в практической деятельности. Курсанты и слушате-
ли могут отлично выполнять упражнения в ходе учебных занятий, но на практике они сталкиваются с психологическим аспектом применения оружия. Согласитесь, очень сложно применять оружие в отношении живого человека в реальной ситуации. В связи с этим, следует уделять внимание и психологической подготовке курсантов и слушателей.
Преподаватели кафедры деятельности органов внутренних дел в особых условиях Краснодарского университета МВД России А. Н. Таранов и А. А. Бойков считают важнейшим фактором успешной подготовки стрелка именно психофизиологическую подготовку. По их мнению, формирование у сотрудника особого психического состояния способно обеспечить достижение поставленной цели, иными словами, способности переводить непроизвольные эмоциональные реакции в экстремальных ситуациях в осознанные и контролируемые. Кроме того, оказывает помощь стрелку в овладении приемами самоуправления (аутогенной тренировки), рефлексии, переключения и отвлечения внимания, осмысления обстоятельств, послуживших причиной стрессового состояния, самоконтроля за экспрессией и установления спокойного ритма дыхания [4, с. 325].
Таким образом, думается, что нет смысла умалять значение психофизиологической подготовки курсантов и слушателей. Следует осознавать, что при обучении важно работать на перспективу: от того, какие знания, умения и навыки курсанты и слушатели получат в годы обучения, зависит успешная их деятельность в будущем. К тому же следует учитывать, что накопленный опыт данные сотрудники будут передавать последующим поколениям, и это приведет исключительно к позитивным последствиям [5].
Поговорив о важности психологической подготовки курсантов и слушателей, следует сказать о практической
реализации данного направления подготовки будущих сотрудников полиции.
Важное значение в освоении применения огнестрельного оружия курсантами и слушателями играет морально-психологический аспект. Необходимо формирование процесса обучения и воспитания, нацеленного на решение таких задач, как:
1) знание курсантами требований федеральных законов, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов МВД России, определяющих содержание действий сотрудников органов внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах;
2) формирование у каждого обучающегося высокого морального духа, осознанного понимания социальной значимости участия в выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах;
3) актуализация таких морально-психологических и профессиональных качеств, как бдительность, стойкость, смелость, мужество, собранность, внимание, выносливость, разумная инициа-
тива, находчивость, решительность, ответственность за соблюдение требований служебной дисциплины и законности, чувство взаимопомощи, взаимовыручки, готовность к самопожертвованию во имя защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты Отечества и др.
Таким образом, подводя итоги, хотелось бы отметить, что высокого уровня подготовки специалистов органов внутренних дел можно добиться, лишь применяя достижения передовых знаний в области науки и практики, ориентированных на совершенствование средств и методов обучения. Достижение качественно нового уровня работы возможно при условии повышения профессиональной подготовки и ее составной части - огневой тренировки. Для сотрудников органов внутренних дел ее эффективность особенно важна, поскольку при выполнении служебных задач они сталкиваются с противодействием и неповиновением со стороны правонарушителей, что требует решительности и соответствующих умений и навыков.
***
ЛИТЕРАТУРА
1. Музафин Р. Р. Актуальные вопросы развития огневой подготовки в органах внутренних дел // Евразийский юридический журнал. 2017. № 1 (104).
2. Горячева Н. Ю. Огнестрельное оружие ограниченного поражения как средство сохранения неотъемлемого права человека и гражданина на жизнь // Актуальные проблемы государства и общества в области обеспечения прав и свобод человека и гражданина. 2018. № 3-3.
3. Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. URL: https: // мвд.рф (дата обращения: 15.10.2018).
4. Таран А. Н., Бойков А. А. Психофизиологические особенности огневой подготовки курсантов в учебных заведениях МВД России // Общество и право. 2014. № 1 (47).
5. Обучение стрельбе в образовательных организациях МВД России / Конычев А. А. [и др.] // В сб. Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта: материалы II Всероссийской заочной научно-практической конференции. Белгород, 2015.
© Муртазин А. И.