Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ПО УДО'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ПО УДО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
10
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
условно-досрочное освобождение / УДО / административно-правовой режим / административный надзор / социальная адаптация / реинтеграция / нормативно-правовая база / общественная безопасность / проблемы реализации / меры поддержки / conditional early release / CER / administrative-legal regime / administrative supervision / social adaptation / reintegration / legal framework / public safety / implementation challenges / support measures

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Н В. Хромеев

В статье рассматриваются особенности административно-правового режима для лиц, освобожденных по условно-досрочному освобождению (УДО) в Российской Федерации. Анализируется правовая база, регулирующая статус и поведение освобожденных по УДО, обязанности и ограничения, налагаемые на них административным надзором. В работе выявлены ключевые проблемы, связанные с реализацией административно-правового режима, и предложены пути их решения, направленные на улучшение процесса социальной адаптации и реинтеграции освобожденных лиц. Особое внимание уделено необходимости совершенствования законодательной базы и разработке комплексных программ поддержки, учитывающих индивидуальные особенности и потребности освобожденных по УДО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Н В. Хромеев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME FOR THOSE RELEASED ON СONDITIONAL EARLY RELEASE (CER)

The article examines the specifics of the administrative-legal regime for individuals released on conditional early release (CER) in the Russian Federation. It analyzes the legal framework governing the status and behavior of those released under CER, including the duties and restrictions imposed by administrative supervision. Key challenges associated with the implementation of the administrative-legal regime are identified, and solutions aimed at improving the social adaptation and reintegration process of released individuals are proposed. Special attention is given to the need for legislative improvement and the development of comprehensive support programs that consider the individual characteristics and needs of those released under CER.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ ПО УДО»

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ДЛЯ ОСВОБОЖДЕННЫХ по удо

Н.В. Хромеев, аспирант

Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-9-5-252-256

Аннотация. В статье рассматриваются особенности административно-правового режима для лиц, освобожденных по условно-досрочному освобождению (УДО) в Российской Федерации. Анализируется правовая база, регулирующая статус и поведение освобожденных по УДО, обязанности и ограничения, налагаемые на них административным надзором. В работе выявлены ключевые проблемы, связанные с реализацией административно-правового режима, и предложены пути их решения, направленные на улучшение процесса социальной адаптации и реинтеграции освобожденных лиц. Особое внимание уделено необходимости совершенствования законодательной базы и разработке комплексных программ поддержки, учитывающих индивидуальные особенности и потребности освобожденных по УДО.

Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, УДО, административно-правовой режим, административный надзор, социальная адаптация, реинтеграция, нормативно-правовая база, общественная безопасность, проблемы реализации, меры поддержки.

Хромеев Н.В., Макаров Д.А. и Чупри-на Л.В. в своих работах рассматривали вопросы, касающиеся особенностей действующего административно-правового режима в России, Ходжалиев С.А. в свою очередь рассказал об особенностях назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы. Колбасова Е.В., Иванцов С.В., и Ивасюк О.Н. рассуждали о проблемах и перспективах института ограничения свободы в России.

В современной правовой системе Российской Федерации вопросы реинтеграции лиц, освобожденных из мест лишения свободы, занимают важное место в контексте обеспечения общественной безопасности и снижения рецидива преступлений. Условно-досрочное освобождение (УДО) является одной из мер, направленных на социальную адаптацию осужденных. Однако особенности административно-правового режима для таких лиц требуют детального рассмотрения и анализа. Актуальность темы исследования «Особенности административно-правового режима для освобожденных по условно-досрочному освобождению (УДО)» обусловлена необходимостью повышения эффективности механизмов социальной реинтеграции лиц,

освобожденных из мест лишения свободы. В современной правовой системе Российской Федерации акцентируется внимание на укреплении общественной безопасности и снижении рецидива преступлений. УДО выступает как одна из важнейших мер, способствующих достижению данных целей, предоставляя осужденным возможность досрочного освобождения под условие доказанной исправленности и соблюдения определенных правил поведения в обществе [7, с. 88].

УДО представляет собой систему мер, позволяющую осужденному досрочно прекратить отбывание наказания в случае доказанной его исправленности и выполнения определенных условий, предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ) [13, с. 125]. Она направлена в первую очередь на социальную реинтеграцию осужденных, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Этот институт регламентируется рядом нормативно-правовых актов, в том числе Уголовным кодексом РФ (УК РФ), Уголовно-исполнительным кодексом РФ (УИК РФ), а также другими законодательными и подзаконными актами, касающимися уголовно-исполнительной системы.

Рассмотрим подробнее нормативно-правовую базу, регулирующую УДО:

1. Уголовный кодекс РФ

УК РФ определяет основания и порядок применения УДО к осужденным. Согласно статье 79 УК РФ, осужденный может быть условно-досрочно освобожден от отбывания наказания, если он отбыл:

- не менее 2/3 срока наказания по приговору за совершение тяжких и особо тяжких преступлений;

- не менее 1/2 срока наказания за совершение преступлений средней тяжести;

- не менее 1/3 срока наказания за совершение преступлений небольшой тяжести [10].

При этом необходимо учитывать, что освобождение по УДО возможно при условии доказанной исправленности осужденного, его положительной характеристики в период отбывания наказания, а также компенсации причиненного ущерба или иным образом урегулированных отношений с потерпевшими.

2. Уголовно-исполнительный кодекс РФ

УИК РФ устанавливает процедурные

особенности рассмотрения вопросов УДО, такие как порядок подачи заявления осужденным, рассмотрение его материалов комиссией учреждения исполнения наказаний и дальнейшее направление материалов в суд для принятия окончательного решения. Инициатива о предоставлении УДО может исходить как от самого осужденного, так и от администрации исправительного учреждения или прокурора [9].

3. Процедурные аспекты и критерии ис-правленности. Критерии исправленности осужденного, являющиеся основанием для УДО, включают в себя не только отсутствие нарушений режима в местах лишения свободы, но и активное участие в трудовой деятельности, образовательных программах, положительные отзывы от администрации и общественного наблюдательного совета, а также наличие места жительства и возможности трудоустройства после освобождения.

4. Законодательные инициативы и изменения. В последние годы в законодательстве РФ происходят изменения, касающиеся условий и порядка предоставле-

ния УДО. Это связано с необходимостью оптимизации уголовно-исполнительной системы, укрепления гарантий прав и законных интересов осужденных, а также с общемировыми тенденциями гуманизации наказаний. В частности, в последние годы были внесены поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, которые ужесточили критерии предоставления УДО, особенно в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления [4, с. 127-128].

Правовые основы УДО в Российской Федерации формируют сложную систему, целью которой является реализация принципов справедливости, гуманизма и эффективной социальной адаптации осужденных [12, с. 67].

После освобождения по УДО лицо попадает под административный надзор. В него включается комплекс мер, направленных на контроль за его поведением, ограничение некоторых прав и свобод с целью предотвращения новых преступлений [5, с. 200]. Основные элементы административного надзора за освобожденными по УДО включают:

1. Обязательную регистрацию по месту жительства;

2. Ограничения на перемещение и выезд за пределы определенной территории;

3. Обязательное посещение органов внутренних дел по первому требованию;

4. Запрет на занятие определенных видов деятельности, связанных с риском для общественной безопасности [3, с. 25].

Важной особенностью административно-правового режима при УДО является механизм вынесения решения о его применении. Решение о предоставлении УДО принимается судебной инстанцией на основании анализа не только формального соответствия законодательным требованиям, но и учета личных достижений осужденного, его поведения и отношения к труду во время отбывания срока. В процессе оценки также учитываются рекомендации специальных комиссий исправительных учреждений, анализирующих реабилитацию осужденного. При положительном решении суда, в документ вносятся определенные ограничения и обязанности для осужденного, нарушение которых

может привести к отмене УДО и возвращению в исправительное учреждение [2, с. 509].

Административно-правовой режим для освобожденных по условно-досрочному освобождению (УДО) сталкивается с рядом проблем, которые затрудняют его эффективное функционирование и достижение целей социальной реинтеграции освобожденных лиц. Основные проблемы касаются как законодательной базы, так и практической реализации мер административного надзора. Рассмотрим эти проблемы:

1. Недостаточная индивидуализация мер надзора. Одна из ключевых проблем заключается в том, что меры административного надзора зачастую применяются стандартизированно, без должного учета индивидуальных особенностей, потребностей и обстоятельств каждого освобожденного лица. Это может приводить к неэффективности мер поддержки и контроля, усиливая социальную изоляцию и затрудняя процесс адаптации. Здесь же необходимо отметить и сложность обеспечения надлежащего контроля за освобожденными. Правительство просто не видит смысла тратить ресурсы и время на контроль за ними, ведь намного проще потом просто вновь арестовать человека за новое преступление.

2. Ограниченные возможности социальной адаптации и поддержки. Существующие программы социальной поддержки и адаптации зачастую не отвечают потребностям всех категорий освобожденных лиц, особенно в части обеспечения жильем, трудоустройства, образовательных и реабилитационных программ. Многие освобожденные сталкиваются с проблемами в поиске работы и социальной интеграции из-за стигматизации и предвзятого отношения в обществе.

3. Недостаточная координация между органами, осуществляющими надзор. Проблемы во взаимодействии между различными структурами, участвующими в процессе надзора и реинтеграции (органы внутренних дел, социальные службы, образовательные учреждения), могут приводить к дублированию функций, недоста-

точной обмену информацией и, как следствие, снижению эффективности реализации административно-правового режима [6].

В качестве возможных путей решения предложим расширение программ социальной адаптации и поддержки освобожденных по УДО, усиление роли общественных организаций в процессе реинтеграции осужденных, предоставление им возможности участвовать в разработке и реализации программ адаптации, совершенствование законодательства в части индивидуализации мер административного надзора с учетом обстоятельств дела и личности освобожденного. Рассмотрим более подробно следующие рекомендации:

1. Индивидуализация мер административного надзора. Необходимо разработать и внедрить механизмы, позволяющие более гибко подходить к определению мер административного надзора, учитывая индивидуальные особенности, потребности и риски каждого освобожденного лица. Это может включать в себя создание индивидуальных программ реабилитации и адаптации, а также применение альтернативных мер контроля, таких как электронное мониторинг.

2. Расширение и развитие программ социальной поддержки и адаптации. Важно наращивать объем и качество программ социальной поддержки, направленных на облегчение процесса адаптации освобожденных. Сюда можно отнести улучшение доступа к жилью, профессиональному обучению, психологической поддержке и помощи в трудоустройстве.

3. Усиление координации между органами надзора и поддержки. Необходимо улучшить взаимодействие между всеми участниками процесса надзора и реинтеграции, включая государственные органы, некоммерческие организации и общественные объединения. Создание единой информационной системы, обеспечивающей обмен данными о состоянии и потребностях освобожденных лиц, может способствовать более эффективной координации усилий и ресурсов.

Говоря об особенностях административно-правового режима для освобожден-

ных по УДО в России, стоит в первую очередь отметить тенденцию к ужесточению критериев для предоставления УДО. Это приводит к снижению процента удовлетворенных ходатайств до 39%. Суды стали строже подходить к рассмотрению подобных дел, в то время как законодательство предусматривает возможность досрочного освобождения для восстановления социальной справедливости без полного отбывания наказания осужденными за преступления любой категории тяжести. Однако несмотря на ужесточение критериев и строгий подход к рассмотрению ходатайств об УДО, общая тенденция к сокращению численности заключенных и смягчение уголовной политики в России свидетельствует о постепенном снижении количества осужденных [1, с. 144-145].

Важным моментом является установленный минимальный фактический срок лишения свободы в шесть месяцев, после которого осужденный может быть представлен к УДО, при условии полного или частичного возмещения вреда, причиненного преступлением. Кроме того, правовые позиции Верховного суда России подчеркивают, что отказ в ходатайстве об УДО не должен базироваться исключительно на отсутствии признания вины со стороны осужденного [8].

С одной стороны, ужесточение критериев рассмотрения ходатайств и низкий процент удовлетворения таких заявлений может считаться положительной тенденцией, поскольку подчеркивает ответствен-

осужденных в общество, обеспечивая, чтобы досрочное освобождение предоставлялось лишь тем, кто действительно доказал свою исправленность и готовность вести законопослушный образ жизни. С другой стороны, существующая практика может вызывать опасения с точки зрения социальной справедливости и эффективности реабилитационных мер [11, С. 202]. Важно, чтобы механизм УДО не только служил инструментом обеспечения безопасности, но и способствовал успешной социальной адаптации освобожденных, предоставляя им второй шанс и возможности для полноценного возвращения в общество.

Подводя итоги, административно-правовой режим для освобожденных по УДО представляет собой сложную систему, требующую постоянного анализа, оценки и совершенствования. Для достижения целей обеспечения общественной безопасности и снижения рецидива преступлений необходим системный подход, включающий правовые, социальные и психологические аспекты поддержки и контроля освобожденных лиц. Важно не только применение мер административного надзора, но и создание условий для эффективной социальной адаптации и реинтеграции в общество. Такой подход требует координированных усилий со стороны государства, общества и некоммерческого сектора, а также готовности к инновациям и принятию мер, основанных на доказательной базе и лучших практиках.

ныи подход к процессу реинтеграции

Библиографический список

1. Бабаян С.Л. К вопросу о применении поощрительного института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. - 2017. - № 3. - С. 142149.

2. Бабаян С.Л., Гарибян К.К., АИрапетян А.С. Сравнительно-правовой анализ института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в уголовном законодательстве России и зарубежных стран // Вестник СПбГУ. Серия 14. Право. - 2022. - №2. - С. 506519.

3. Василенко-Захарова, О.В. Обязанности, налагаемые на условно-досрочно освобождённых от отбывания наказания в виде лишения свободы / О.В. Василенко-Захарова // Вестник Кузбасского института. - 2013. - № 4(17). - С. 021-029. - EDN RVKEHP.

4. Иванцов С.В., Ивасюк О.Н. Развитие института ограничения свободы в отечественном законодательстве // Вестник экономической безопасности. - 2020. - №3. - С. 125-132.

5. Ковалев М.В. Условно-досрочное освобождение как институт поощрения в уголовно-исполнительном праве // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. -№4. - С. 198-206.

6. Колбасова Е.В. Правовое регулирование исполнения наказания в виде ограничения свободы: дис. ... канд. юрид. наук. Российская академия адвокатуры и нотариата. - М., 2017.

7. Колбасова Е.В., Иванцов С.В. Проблемы исполнения уголовного наказания в виде ограничения свободы и меры по совершенствованию его законодательной регламентации // Закон и право. - 2017. - № 12. - С. 87-91.

8. Суды стали строже подходить к условно-досрочному освобождению заключенных // RGRU. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2023/05/08/sudy-stali-strozhe-podhodit-k-uslovno-dosrochnomu-osvobozhdeniiu-zakliuchennyh.html (дата обращения: 19.01.2024).

9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023) // Российская газета. - 1997 г. -Ст. 175.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // Российская газета. - 1996 г. -Ст. 79

11. Ходжалиев С.А. Некоторые особенности назначения и исполнения наказания в виде ограничения свободы по уголовному законодательству российской федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - №10. - С. 201-204.

12. Хромеев Н.В., Макаров Д.А. Применение категории «правовое государство» в контексте административно-правового режима досрочного освобождения от уголовной ответственности // Юридическая наука. - 2023. - №9. - С. 66-70.

13. Чуприна Л.В. Особенности режима испытания при условно-досрочном освобождении // Вестник Томского государственного университета. - 2010. - №337. - С. 125-129.

FEATURES OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME FOR THOSE RELEASED ON œNDITIONAL EARLY RELEASE (CER)

N.V. Khromeev, Postgraduate Student

St. Petersburg University of Management Technologies and Economics (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The article examines the specifics of the administrative-legal regime for individuals released on conditional early release (CER) in the Russian Federation. It analyzes the legal framework governing the status and behavior of those released under CER, including the duties and restrictions imposed by administrative supervision. Key challenges associated with the implementation of the administrative-legal regime are identified, and solutions aimed at improving the social adaptation and reintegration process of released individuals are proposed. Special attention is given to the need for legislative improvement and the development of comprehensive support programs that consider the individual characteristics and needs of those released under CER.

Keywords: conditional early release, CER,, administrative-legal regime, administrative supervision, social adaptation, reintegration, legal framework, public safety, implementation challenges, support measures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.