Возможности гуманизации правовых решений института условно-досрочного освобождения
Хромеев Николай Владимирович,
аспирант специальности «Юриспруденция», направления Уголовное право Уголовный процесс СПбУТУиЭ E-mail: [email protected]
Статья посвящена анализу механизма условно-досрочного освобождения (УДО) в современной правовой системе. Освещены правовые основания, функции УДО, а так же механизмы и условия при которых возможно применение данного института. В ней рассматриваются теоретические основы УДО, законодательное регулирование в разных странах, а также практические аспекты применения и проблемы, с которыми сталкиваются судебные и исполнительные органы. Перечислены и разобраны эффективность института условно-досрочного освобождения, а также описаны проблемы программ УДО (исходя из тщательного анализа международного опыта). Статья, также исследует влияние УДО на рецидивизм и социальную адаптацию освобожденных лиц, предлагая перспективы для улучшения эффективности этого механизма, путем перечисления конкретных шагов в сторону гуманизации правовых решений и поддержки социальных программ.
Ключевые слова: условно-досрочное освобождение, законодательство, рецидивизм, социальная адаптация, правоприменительная практика.
Условно-досрочное освобождение (УДО) является актуальной темой для исследования, поскольку оно затрагивает ключевые аспекты уголовно-правовой системы, связанные с реабилитацией осужденных и их возвращением в общество. Исследование теоретических основ, правовых оснований и функций УДО и анализ законодательного регулирования и практики применения этого института позволяют оценить его эффективность и выявить существующие проблемы. Важность данной темы усиливается необходимостью развития мер, направленных на снижение рецидива преступлений и повышение уровня социальной адаптации освобожденных лиц.
Белоносов В.О., Дроздов А.И. и Орлов А.В. внесли свой вклад в рассмотрение вопроса о проблемах текущего законодательства, касающегося УДО, а Князьков А.С. предложил возможные сценарии развития данного института в России. Такие авторы как Бабаян С.Л, Уткин В.А. рассматривали условно-досрочное, как поощрительный институт государства, Червоткин А.С. затронул вопрос о проблемах судебной практики рассмотрения ходатайств об уДо.
Условно-досрочное освобождение является важным институтом уголовно-исполнительной системы, который позволяет осужденному досрочно выйти на свободу под определенными условиями. Теоретические подходы к УДО могут быть разделены на несколько направлений, которые представлены в виде таблицы 1 [6, С. 23]:
Таблица 1. Теоретические подходы к УДО
Ретрибутив-ный подход Рассматривает УДО как средство восстановления справедливости, акцентируя внимание на возмездии за совершенное преступление. УДО может быть предоставлено как признание исправления осужденного и его готовности к возврату в общество.
Превентивный подход Фокусируется на предотвращении новых преступлений, как со стороны освобождаемого, так и в обществе в целом. УДО рассматривается как инструмент снижения рецидивизма, поскольку предоставляет стимул для исправления и адаптации осужденного к нормам общественной жизни.
Реабилитационный подход Подчеркивает важность восстановления социального статуса осужденного, его психологической и социальной адаптации. Досрочное освобождение в данном подходе выступает как шаг к ресоциализации, предоставляя осужденному возможность доказать свою способность жить в соответствии с законами и нормами общества.
Окончание
Ресторатив-ный подход
Исходит из необходимости восстановления отношений между преступником, жертвой и обществом. УДО рассматривается как возможность для осужденного активно участвовать в процессе исправления ущерба, причиненного его действиями, и восстановления социальной гармонии.
сч о см
Правовые основания УДО определяются действующим законодательством и включают в себя нормы, регулирующие условия и порядок досрочного освобождения. В соответствии со 175 статьей УИК РФ основанием для условно-досрочного освобождения осужденного от наказания является установление судом того факта, что для дальнейшего своего исправления осужденный не нуждается в полном отбытии назначенного судом наказания [12]. К правовым основам относятся критерии отбора кандидатов на УДО (например, отбытие определенной части наказания, хорошее поведение, наличие жилья), процедуры рассмотрения заявлений и контроль, за поведением освобожденных на условиях УДО.
УДО выполняет ряд функций, которые в первую очередь направлены на достижение баланса между интересами общества и правами осужденных:
1. Социальная адаптация. УДО способствует плавному возвращению осужденного в общество, снижая риски социальной изоляции и стигматизации.
2. Снижение рецидивизма. Предоставление возможности досрочного освобождения мотивирует осужденных к исправлению и соблюдению норм поведения, что в долгосрочной перспективе способствует снижению их тяги к повторным преступлениям.
3. Экономическая эффективность. Благодаря досрочному освобождению снижаются переполненность тюрем и экономические затраты на содержание осужденных, становится возможным перераспределение ресурсов на программы реабилитации и ресоциализации. Механизмы и условия, при которых осужденный
может быть досрочно освобожден, также регулируются действующим законодательством. Рассмотрим общие принципы, характерные для большинства правовых систем.
Первое главнейшее условие для предоставления УДО - отбытие осужденным определенной части наказания. Осужденный должен отбыть не менее половины или двух третей срока наказания, прежде чем он сможет претендовать на рассмотрение вопроса об УДО. Данное условие служит индикатором того, что осужденный провел в местах лишения свободы достаточно времени для осознания своей ошибки и начала процесса исправления. Вторым значимым условием является поведение осужденного во время отбывания наказания. Чтобы запросить досрочное освобождение у заключенного должно быть безупречное поведение, он должен участвовать в трудовой, образователь-
ной и социально-реабилитационной деятельности. Такие показатели направлены на подтверждение стремления осужденного к исправлению и адаптации к нормам общественной жизни.
Процедура рассмотрения заявлений на УДО строго регламентирована. Для принятия решения по вопросу УДО создаются специальные комиссии или суды, которые анализируют дело осужденного [13]. Они рассматривают и оценивают характер совершенного преступления, отношение к содеянному, изменения в поведении и отзывы администрации исправительного учреждения. Такой процесс обеспечивает индивидуальный подход к оценке каждого случая, рассматривая ситуацию со стороны преступника, общества, закона. В результате учитывается как общественную безопасность, так и права и интересы осужденного. Важно отметить, что в некоторых странах законодательство предусматривает возможность обжалования решения об отказе в УДО, что является проявлением принципов справедливости и доступности правосудия для всех участников процесса.
Стоит отдельно рассмотреть практику применения УДО и ее эффективность. Сюда относят сокращение переполненности тюрем, социальную адаптацию освобожденных лиц и влияние на уровень рецидивизма.
Программы условно-досрочного освобождения предлагают решение для проблемы переполненности тюрем и тюремных заведений, фокусируясь на значительном проценте преступников, содержащихся в окружных тюрьмах по обвинениям в совершении ненасильственных преступлений. Они предполагают взятие на себя ответственности семьями и сообществами за будущие действия освобожденного лица, что способствует его реабилитации и восстановлению связей с обществом без дополнительных затрат для государства и местных властей.
Например, исследование, проведенное среди мужчин, освобожденных из федеральных тюрем Онтарио в 1968 году, показало, что первые 12 месяцев на свободе являются самыми важными для адаптации [1, С. 2]. Именно в этот период происходят значительные изменения в характерах людей. Либо они осознают свою ошибку и начинают путь исправления, либо в них просыпается жажда нарушения закона и преступления повторяются. Сравнение группы мужчин, освобожденных условно-досрочно, с теми, кто был освобожден по окончании срока, показало, что успешная социальная адаптация часто зависит от наличия тесных связей с обществом, возможности трудоустройства и поддержки со стороны правительственных и неправительственных организаций. К проблемам, с которыми сталкивались освобожденные, исследователи отнесли отсутствие связей и поддержки. Это может вызвать у недавних заключенных чувство одиночества и бесполезности для семьи и общества. На фоне этого они захотят снова привлечь к себе внимание путем совершения нового преступления.
Эффективность УДО во многом зависит от подхода к реабилитации освобожденных лиц, а именно от обеспечения доступа к работе, жилья и социальных услуга. Программы, которые включают в себя поддержку сообщества и семьи, показывают более высокие показатели успешной социальной адаптации и нижние уровни рецидива.
Однако, несмотря на преимущества, существуют проблемы, связанные с реализацией этих программ. Основная из них - сложность обеспечения надлежащего контроля за освобожденными. Правительство просто не видит смысла тратить ресурсы и время на контроль за ними, ведь намного проще потом просто вновь арестовать человека за новое преступление. В целом, проблемы и перспективы развития условно-досрочного освобождения охватывают широкий спектр вопросов, от недостатков в законодательной базе до коррупционных рисков и недостатка программ по ресоциализации. Рассмотрим эти проблемы подробнее:
1. Недостатки законодательства. Нередко законодательные рамки УДО оказываются недостаточно четкими или не обеспечивают адекватной гибкости для учета индивидуальных обстоятельств осужденных, что в результате приводит к неоднородности в применении УДО и затруднению реализации программы. Например, судьи при рассмотрении вопроса об условно-досрочном освобождении могут испытывать дефицит объективной информации об осужденном перед принятием правильного процессуального решения; сотрудники уголовно-исполнительных учреждений по разным причинам подготовили неполные или необъективные сведения об осужденном; в судебном заседании имеют место недостатки процессуального или организационного характера и т.д [3]. Определенные в законе критерии предоставления уДо в пункте 41 статьи 79 Уголовного кодекса РФ указано, что одним из оснований для условно-досрочного освобождения является мнение администрации исправительной колонии о том, что освобождение осужденного будет целесообразным. Вместе с тем, статья 79 не ограничивает возможность УДО только лишь осужденными к лишению свободы, предусматривая более широкий круг лиц, которые могут быть освобождены досрочно. Кроме того, законодательство включает в себя ряд общих критериев для освобождения, которые могут казаться абстрактными или недостаточно конкретизированными. Например, раскаяние осужденного, его поведение в местах лишения свободы, а также другие доказательства, указывающие на его исправление. Эти условия могут создавать простор для субъективной интерпретации при принятии решения о досрочном освобождении [4].
2. Коррупционные риски. Возможность досрочного освобождения может стимулировать коррупционные действия как со стороны осужденных и их родственников, так и со стороны сотрудников учреждений исполнения наказаний и судебных органов.
3. Отсутствие эффективных программ ресоциа-лизации. Недостаточное количество или низкое качество программ по ресоциализации осужденных существенно ограничивает возможности их успешной социальной адаптации после освобождения [9, С. 201]. Предложим возможные пути решения существующих проблем:
1. Совершенствование законодательства. Необходимо обновить и дополнить нормативную базу с целью уточнения критериев и процедур УДО, а также усилить меры по борьбе с коррупцией. Важно ввести четкие и прозрачные механизмы оценки кандидатов на УДО
2. Усиление мер противодействия коррупции. Это может включать усиление ответственности за коррупционные действия, связанные с УДО, а также разработку и внедрение четких механизмов контроля и мониторинга всех этапов процесса УДО. Необходимо установить независимые комитеты или организации, ответственные за контроль за процессом рассмотрения заявлений на УДО, принятие решений и надзор за деятельностью исполнительных органов. Экспертное сопровождение в виде участия независимых специалистов и общественных наблюдателей в процессе принятия решений поможет обеспечить прозрачность и справедливость при рассмотрении каждого случая. Кроме того, для эффективного противодействия коррупции необходимо усилить контроль за деятельностью сотрудников уголовно-исполнительной системы. Это может быть достигнуто путем внедрения механизмов аудита и регулярных проверок, а также установления жестких норм и правил, регулирующих взаимодействие между сотрудниками и осужденными. За последний год, по информации Судебного
департамента при Верховном суде РФ, из мест лишения свободы было досрочно освобождено свыше 22,8 тысяч человек под условно-досрочным освобождением. Наблюдается тенденция к ужесточению критериев рассмотрения заявлений об УДО со стороны судебных инстанций, при этом одобряется только 39% таких заявлений. Закон предусматривает возможность досрочного освобождения для осужденных за преступления любой тяжести без необходимости полного отбывания наказания, в целях восстановления социальной справедливости. Предусматривается минимальный срок отбывания наказания в шесть месяцев до возможности представления к УДО, требуя при этом полного или частичного возмещения ущерба от преступления. По указаниям Верховного суда РФ, отказ в УДО не должен базироваться исключительно на непризнании виновности осужденным. Судебная практика показывает, что меньше 40% ходатайств о досрочном освобождении получают одобрение, что свидетельствует о строгом подходе к таким решениям. При этом общая тенденция к сокращению численности заключенных и смягчение уголовной
5 -о
сз ж
■с
политики отмечается как постоянное снижение количества осужденных [11 ].
С одной стороны, ужесточение критериев рассмотрения ходатайств об УДО указывает на стремление судебной системы обеспечить тщательный отбор кандидатов для досрочного освобождения, что потенциально может способствовать повышению общественной безопасности. С другой стороны, низкий процент удовлетворения ходатайств об УДО свидетельствует о существовании преград на пути реализации прав осужденных на возможность досрочного освобождения.
Также стоит отметить положительную тенденцию к снижению общего числа заключенных и смягчению уголовной политики, что говорит о стремлении к более гуманному обращению с осужденными и признанию важности их социальной адаптации.
Последнее, что необходимо затронуть в рамках рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении - это его перспективы. Одной из перспектив развития УДО является совершенствование программ ресоциализации осужденных [8, С. 67]. Недостаточная эффективность программ ресоциализации сейчас становится препятствием для успешной адаптации освобожденных в общество и увеличивает вероятность их рецидива. Для улучшения ситуации необходимо сосредоточить усилия на разработке и внедрении индивидуализированных программ поддержки. Например, профессиональное обучение, помощь в трудоустройстве, психологическую поддержку и содействие в социальной реабилитации. Такие программы должны быть ориентированы на конкретные потребности осужденных и обеспечивать последующее сопровождение и поддержку на протяжении всего периода их реабилитации и восстановления. В общем, перспективы развития УДО связаны с усилением мер по противодействию коррупции, внедрением независимого экспертного сопровождения процесса и совершенствованием программ ресоциализации осужденных. Эти шаги позволят повысить эффективность системы УДО, обеспечить справедливость и прозрачность в принятии решений, а также улучшить перспективы успешной реабилитации осужденных и их возвращения в общество.
В заключение, исследование подчеркивает значимость УДО как инструмента уголовно-правовой системы, стремящегося к балансу между наказанием и поддержкой прав осужденных на восстановление.
Выявлены основные проблемы: коррупционные риски, недостатки законодательства, и неэффективные программы ресоциализации. Предложены меры усиления контроля, независимого эксперт] ного сопровождения, противодействия коррупции, 2 и совершенствования программ ресоциализа-~ ции. Таким образом, эффективность УДО зависит о от системного подхода, обеспечивающего спра-со ведливость и способствующего успешной соци-^ альной адаптации осужденных.
Литература
1. Conditional Early Release: Relieving Prison and Jail Overcrowding // State Factor. - 1994. - P. 1-6.
2. Бабаян С.Л. К вопросу о применении поощрительного института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2017. № 3. С. 142-149.
3. Белоносов В.О., Сэндуляк К.И. Уголовно-процессуальныепроблемыусловно-досрочного освобождения // Вестник Самарского юридического института. - 2015. - С. 18-23.
4. Грушин Ф.В. Развитие уголовной политики в отношении условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. -С. 6-17.
5. Дроздов А.И., Орлов А.В. Актуальные проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 1. - С. 158166.
6. Дроздов А.И., Орлов А.В. Условно-досрочное освобождение: к вопросу о дальнейшем совершенствовании правового института // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2018.- С. 20-27.
7. Князьков А. С., Уткин В.А. Условно-досрочное освобождение при пожизненном лишении свободы // Вестник Томского государственного университета. Право. 2015. № 4. С. 45-53.
8. Князьков А.С. Условно-досрочное освобождение: проблемы и тенденции // Вестник Томского государственного университета. Право. -2015. - № 2. - С. 63-70.
9. Ковалев М.В. Условно-досрочное освобождение как институт поощрения в уголовно-исполнительном праве // Вестник Брянского государственного университета. - 2018. - № 4. -С.198-206.
10. Скляренко М.В. Региональные системы контроля судебных решений об условно-досрочном освобождении / М.В. Скляренко // Вестник Самарского юридического института: научно-практический журнал. - № 1(12)/2014. - С. 4549.
11. Суды стали строже подходить к условно-досрочному освобождению заключенных // RGRU URL: https://rg.ru/2023/05/08/sudy-stali-strozhe-podhodit-k-uslovno-dosrochnomu-osvobozhdeniiu-zakliuchennyh.html (дата обращения: 19.01.2024).
12. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.12.2023) // Российская газета. - 1997 г. -Ст. 175
13. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 25.12.2023)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2023) // Российская газета. - 1996 г. - Ст. 79 14. Червоткин А.С. Проблемы судебной практики рассмотрения ходатайств об условно-досрочном освобождении лиц, отбывающих лишение свободы // Уголовное право. - 2015. -№ 3. - С. 131-138.
POSSIBILITIES OF HUMANIZING LEGAL DECISIONS OF THE INSTITUTION OF PAROLE
Khromeev N.V.
SPBUUE
This article is devoted to the analysis of the mechanism of conditional early release (parole) in the modern legal system. The legal grounds, functions of parole, as well as the mechanisms and conditions under which the use of this institution is possible are highlighted. It examines the theoretical foundations of parole, legislative regulation in different countries, as well as practical aspects of application and problems faced by judicial and executive authorities. The effectiveness of the institute of parole is listed and analyzed, as well as the problems of parole programs are described (based on a thorough analysis of international experience). The article also explores the impact of parole on recidivism and social adaptation of released persons, offering prospects for improving the effectiveness of this mechanism by listing specific steps towards humanizing legal solutions and supporting social programs.
Keywords: conditional early release, legislation, recidivism, social adaptation, law enforcement practice.
References
1. Conditional Early Release: Relieving Prison and Jail Overcrowding // State Factor. - 1994. - P. 1-6.
2. Babayan S.L. On the issue of the application of the incentive institution of parole from serving a sentence // Bulletin of the Moscow State Linguistic University. Education and pedagogical sciences. 2017. No. 3. pp. 142-149.
3. Belonosov V.O., Sandulyak K.I. Criminal procedural problems of parole // Bulletin of the Samara Law Institute. - 2015. -pp. 18-23.
4. Grushin F.V. The development of criminal policy in relation to parole from serving a sentence // Bulletin of the penal enforcement system. - 2021. - pp. 6-17.
5. Drozdov A.I., Orlov A.V. Actual problems of parole from serving a sentence // Current problems of Russian law. - 2018. -No. 1. - pp. 158-166.
6. Drozdov A.I., Orlov A.V. Parole: on the issue of further improvement of the legal institution // Bulletin of the penal enforcement system. - 2018. - pp. 20-27.
7. Knyazkov A. S., Utkin V.A. Conditional early release with life imprisonment // Bulletin of Tomsk State University. Right. 2015. No. 4. pp. 45-53.
8. Knyazkov A.S. Parole: problems and trends // Bulletin of Tomsk State University. Right. - 2015. - No.2. - pp. 63-70.
9. Kovalev M.V. Parole as an institution of encouragement in penal enforcement law // Bulletin of the Bryansk State University. -2018. - No.4. - pp. 198-206.
10. Sklyarenko M.V. Regional control systems of judicial decisions on parole / M.V. Sklyarenko // Bulletin of the Samara Law Institute: a scientific and practical journal. - № 1(12)/2014. -Pp. 45-49.
11. The courts have become stricter in their approach to the parole of prisoners // RGRU URL: https://rg.ru/2023/05/08/sudy-stali-strozhe-podhodit-k-uslovno-dosrochnomu-osvobozhdeniiu-zakliuchennyh.html (date of application: 01/19/2024).
12. The Criminal Executive Code of the Russian Federation of 08.01.1997 N 1-FZ (as amended on 06/24/2023) (with amendments and additions, intro. effective from 11.12.2023) // Rossi-yskaya Gazeta. - 1997 - Article 175
13. The Criminal Code of the Russian Federation of 06/13/1996 N 63-FZ (as amended on 12/25/2023) (with amendments and additions, intro. effective from 12/30/2023) // Rossiyskaya Gazeta. - 1996 - Article 79
14. Chervotkin A.S. Problems of judicial practice of consideration of applications for parole of persons serving imprisonment // Criminal law. - 2015. - No. 3. - pp. 131-138.