Научная статья на тему 'О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ'

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
нормативные правовые акты / МВД России / ФСИН России / профилактическая деятельность / административные наказания / профилактический надзор. / regulatory legal acts / the Ministry of Internal Affairs of Russia / the Federal Penitentiary Service of Russia / preventive activities / administrative penalties / preventive supervision.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафьев Иван Николаевич, Ищук Алексей Александрович

Исследуются актуальные вопросы установления профилактического надзора компетентных государственных органов за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В настоящее время эта функция передана из МВД России во ФСИН России. Обосновывается целесообразность унификации нормативной правовой базы, центральным звеном которой является федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для всех правоохранительных органов, участвующих в осуществлении профилактической деятельности в отношении подконтрольного контингента, а также создание единого перечня административных наказаний, применяемых к поднадзорным лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Астафьев Иван Николаевич, Ищук Алексей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE EXPEDIENCY OF ESTABLISHING GENERAL REGULATORY LEGAL ACTS REGULATING THE IMPLEMENTATION OF PREVENTIVE ACTIVITIES BY THE BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF RUSSIA

The current issues of establishing preventive supervision of competent state bodies for persons released on parole from places of deprivation of liberty are being investigated. Currently, this function has been transferred from the Ministry of Internal Affairs of Russia to the Federal Penitentiary Service of Russia. The expediency of unifying the regulatory legal framework, the central link of which is the federal law «On Administrative Supervision of persons Released from prison», for all law enforcement agencies involved in the implementation of preventive activities against the controlled contingent, as well as the creation of a unified list of administrative penalties applied to supervised persons, is substantiated.

Текст научной работы на тему «О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ»

Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3)

ПРАВО

УДК 343.265.22 © И.Н. Астафьев, А.А. Ищук, 2022

О ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ОБЩИХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНАМИ МВД РОССИИ И ФСИН РОССИИ

Иван Николаевич Астафьев - преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел Омской академии МВД России, г. Омск, Россия, e-mail: ast_ivn@inbox.ru

Алексей Александрович Ищук - курсант 4 курса факультета подготовки сотрудников полиции Омской академии МВД России, г. Омск, Россия, e-mail: xorigun@mail. ru

Аннотация: Исследуются актуальные вопросы установления профилактического надзора компетентных государственных органов за лицами, условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы. В настоящее время эта функция передана из МВД России во ФСИН России. Обосновывается целесообразность унификации нормативной правовой базы, центральным звеном которой является федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», для всех правоохранительных органов, участвующих в осуществлении профилактической деятельности в отношении подконтрольного контингента, а также создание единого перечня административных наказаний, применяемых к поднадзорным лицам.

Ключевые слова: нормативные правовые акты; МВД России; ФСИН России; профилактическая деятельность; административные наказания; профилактический надзор.

Для цитирования: Астафьев И. Н., Ищук А. А. О целесообразности установления общих

нормативных правовых актов, регламентирующих осуществление профилактической деятельности органами МВД России и ФСИН России // Вестник Университета «Кластер». Электронный научный журнал. 2022. № 3(3). С. 8-14.

ON THE EXPEDIENCY OF ESTABLISHING GENERAL REGULATORY LEGAL ACTS REGULATING THE IMPLEMENTATION OF PREVENTIVE

ACTIVITIES BY THE BODIES OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA AND THE FEDERAL PENITENTIARY SERVICE OF

RUSSIA

Ivan Nikolayevich Astafyev - Lecturer of the Department of Administrative Law and Administrative Activity of Internal Affairs Bodies of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Omsk, Russia, e-mail: ast_ivn@inbox.ru

Alexey Alexandrovich Ishchuk - cadet of the 4 year of the Faculty of Training Police Officers of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, e-mail: xorigun@mail.ru

Annotation: The current issues of establishing preventive supervision of competent state bodies for persons released on parole from places of deprivation of liberty are being investigated. Currently, this function has been transferred from the Ministry of Internal Affairs of Russia to the Federal Penitentiary Service of Russia. The expediency of unifying the regulatory legal framework, the central link of which is the federal law «On Administrative Supervision of persons Released from prison», for all law enforcement agencies involved in the implementation of preventive activities against the controlled contingent, as well as the creation of a unified list of administrative penalties applied to supervised persons, is substantiated.

Keywords: regulatory legal acts; the Ministry of Internal Affairs of Russia; the Federal Penitentiary Service of Russia; preventive activities; administrative penalties; preventive supervision.

Требование о стабильности уголовной и уголовно-исполнительной политики, отраженное в Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации1, реализуется в виде снижения численности осужденных лиц, содержащихся в местах лишения свободы. В связи с реализацией положений данного документа, исследованиями Л.Н. Одинцовой,

1 Об утверждении Концепции развития уголовно-исполнительной системы РФ до 2030 г. Распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ».

URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400639567/ (дата обращения: 25.01.2022).

Ю.М. Заборовской отмечено ежегодное увеличение числа поднадзорных лиц, находящихся на соответствующем учете в органах полиции [1]. Эти данные подтверждают выводы О.И. Бекетова, В.В. Векленко о том, что принятые государством меры по предупреждению преступности вообще, и рецидива в частности, направленные на стабилизацию криминогенной обстановки, являются эффективными [2]. Таким образом, увеличивается число лиц, подлежащих профилактическому надзору со стороны правоохранительных органов государства.

Профилактический надзор состоит в наблюдении за поведением лица, состоящего на профилактическом учете, и соблюдением им ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

Основным субъектом профилактики правонарушений лиц, отбывающих уголовное наказание, не связанное с лишением свободы, в виде социальной адаптации, является федеральный орган исполнительной власти - ФСИН России, что регламентировано соответствующими нормативными правовыми актами2. Ключевым субъектом профилактики правонарушений в виде ресоциализации лиц, отбывших уголовное наказание в виде лишения свободы, и (или) подвергшихся иным мерам уголовно-правового характера, является федеральный орган исполнительной власти - МВД России3.

1 Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации: федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/71428030/ (дата обращения: 25.01.2022).

2 Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: приказ Минюста РФ от 20 мая 2009 г. № 142 // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12067922/; Об утверждении Инструкции по организации исполнения наказания в виде ограничения свободы: приказ Минюста РФ от 11 октября 2010 г. № 258 // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106240/ (дата обращения: 25.01.2022).

3 Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: федеральный закон от 06 апреля 2011 г. № 64-ФЗ // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112702/; О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: приказ МВД РФ от 8 июля 2011 г. № 818 // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/12089141/ (дата обращения: 25.01.2022).

Важно помнить, что осуществляя функции по осуществлению контроля в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и находящихся под профилактическим надзором, компетентные органы и должностные лица государства должны соблюдать действующее законодательство, регламентирующее гарантии прав и свобод граждан. Оценка состояния соблюдения и защиты прав человека является одним из важнейших направлений государственной политики, осуществляемой органами государственной власти, а также научно-исследовательскими институтами, аналитическими центрами и иными институтами гражданского общества [3, с. 29].

Любое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан... допустимо только по основаниям и в порядке, предусмотренном федеральным законом [4, с. 149]. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина (в том числе это правило распространяется на лиц, находящихся под профилактическим надзором), необходимо принять меры к их восстановлению.

В одной из своих последних работ Е.А. Федяев указывал на то, что юридически контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы условно-досрочно, в отличие от условно осужденных, не входит в сферу ответственности уголовно-исполнительных инспекций ФСИН Минюста России [5]. В этой связи к лицам, освобожденным из мест лишения свободы условно-досрочно, не применяются нормы Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», а отмена условно-досрочного освобождения производится по представлениям органов внутренних дел. Решение сложившейся ситуации виделось автору в назревшей необходимости нормативного закрепления существующей практики путем внесения изменений в действующее законодательство.

Автор аргументировано обосновывал, что следует законодательно обязать уголовно-исполнительные инспекции ФСИН России вести учет данной категории осужденных, и передавать данную информацию в органы

внутренних дел, а механизм реализации подобного взаимодействия закрепить в совместном межведомственном приказе.

В настоящее время данный вопрос разрешен на законодательном уровне. Функция контроля за условно-досрочно освобожденными лицами передана уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России1. Однако практическая реализация данного нормативного правового акта вызвала некоторые проблемы. В частности, Л.И. Разбирина пришла к выводу о том, что произошли существенные изменения в порядке осуществления контроля за условно-досрочно освобожденными, а именно - в вопросах постановки на учет этой категории лиц, во взаимодействии инспекции с исправительными учреждениями и исправительными центрами, а также в том, что появилась необходимость внесения изменений и дополнений в нормы УК РФ и УИК РФ, регламентирующие вопросы применения института условно-досрочного освобождения [6].

В целях обеспечения реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений, а также координации деятельности в указанной сфере, создаются и функционируют межведомственный, ведомственные и региональные координационные органы. Результатом деятельности координационных органов становятся разработка и принятие совместных нормативных правовых актов субъектами профилактики правонарушений, федеральными органами исполнительной власти по актуальным направлениям совместной деятельности в отношении отдельных категорий лиц, подлежащих профилактическому надзору2.

1 О внесении изменений в Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314: указ Президента РФ от 02 марта 2021 г. № 119 // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/400388407/ (дата обращения: 25.01.2022).

2 Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест или залог: приказ Минюста России № 189, МВД России № 603, СК России № 87, ФСБ России № 371 от 31 августа 2020 г. // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/74599264/; Об утверждении Регламента взаимодействия ФСИН

12

В то же время, считаем необходимым обратить внимание на одну проблему. Она заключается в том, что такие субъекты профилактики правонарушений, как МВД России и ФСИН России наделены различными административно-юрисдикционными полномочиями за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей лицом, в отношении которого установлен административный надзор, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.

В целях недопущения юридических коллизий при взаимодействии МВД России и ФСИН России представляется целесообразным и логичным установить, в части, касающейся профилактической деятельности данных правоохранительных органов, общие нормативные правовые акты: Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и единый перечень мер административных наказаний, применяемых к поднадзорным лицам: ч. 1 ст. 19.3; ст. 19.24; ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ.

Список литературы

1. Одинцова Л.Н., Заборовская Ю.М. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: правовая природа, порядок законодательного регулирования // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2015. № 3. С. 25-31.

2. Бекетов О.И., Векленко В.В. Административный надзор милиции за лицами, освобожденными из мест лишения свободы: аргументы в пользу восстановления // Полицейское право. 2006. № 1(5). С. 38-42.

3. Сабаева С.В. Критерии соблюдения и защиты прав и свобод человека в Российской Федерации: проблемы методологии // Конституционное и муниципальное право. 2018. № 5. С. 29-35.

4. Теоретические основы формирования отрасли полицейского права: монография. Омск: Омская академия МВД России, 2019. 168 с.

5. Федяев Е.А. Проблемы нормативного правового регулирования деятельности полиции в сфере контроля за лицами, освобожденными условно-досрочно от отбывания наказания // Актуальные проблемы борьбы с

России и МВД России по предупреждению совершения лицами, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций, преступлений и других правонарушений: приказ Минюста РФ и МВД РФ от 4 октября 2012 г. № 190/912 // Доступ из справочно-правовой системы «ГАРАНТ». URL: https://base.garant.ru/70245252/ (дата обращения: 25.01.2022).

преступлениями и иными правонарушениями. Барнаул. № 20-1. 2020. С. 154156.

6. Разбирина Л.И. Осуществление контроля за условно-досрочно освободившимися от наказания // Вестник Кузбасского института. 2021. № 3(48). С. 49-57.

References

1. Odintsovo L.N., Zaborovskaya Yu.M. Administrative supervision of persons released from prison: legal nature, procedure of legislative regulation // Sheets of the penal enforcement system. 2015. No. 3. pp. 25-31.

2. Beketov O.I., Veklenko V.V. Administrative supervision of the police over persons released from prison: arguments in favor of restoration // Police law. 2006. No. 1(5). pp. 38-42.

3. Sabaeva S.V. Criteria for the observance and protection of human rights and freedoms in the Russian Federation: problems of methodology // Constitutional and municipal law. 2018. No. 5. pp. 29-35.

4. Theoretical foundations of the formation of the branch of police law: monograph. Omsk: Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 168 p.

5. Fedyaev E.A. Problems of normative legal regulation of police activities in the sphere of control over persons released on parole from serving their sentences // Actual problems of combating crimes and other offenses. Barnaul. No. 20-1. 2020. pp. 154-156.

6. Razbirina L.I. Control over the parolees released from punishment // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2021. No. 3(48). pp. 49-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.