УДК 351.74 ББК 67.401.133.12 Г85
D.A. GRISHIN
LEGAL REGULATION OF ADMINISTRATIVE SUPERVISION OVER PRISONERS RELEASED FROM INCARCERATION IN FOREIGN LEGISLATION
COMPARATIVE LEGAL ANALYSIS
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы правового регулированиядеятельности правоохранительных органов (органов внутренних дел и пенитенциарных учреждений) зарубежных государствпо установлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Ключевые слова: административный надзор, органы внутренних дел, уголовно-исполнительная система, зарубежное законодательство
ДМИТРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ГРИШИН *
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО НАДЗОРА ЗА ЛИЦАМИ, ОСВОБОЖДЕННЫМИ ИЗ МЕСТ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ, В ЗАРУБЕЖНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙАНАЛИЗ
Annotation: the article deals with legal regulation of law enforcement bodies (police and penal institutions) of foreign countries for establishing administrative supervision over prisoners released from incarceration.
Key words administrative supervision, bodies of the internal affairs, penal system, foreign legislation.
Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года поставила для учреждений, исполняющих уголовные наказания, и всех без исключения сотрудников ФСИН России масштабную задачу по существенному сокращению числа повторных преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпени-тенциарной помощи таким лицам1. Одной из мер, способствующих решению этой задачи, можно назвать принятие и практическую реализацию положений Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»2, который предусматривает установление за отдельными категориями осужденных, освобождаемых из мест лишения свободы, административного надзора с 1 июля 2011 г.
Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не является изобретением российской государственно-правовой системы, он эффективно реализуется на протяжении долгого времени в различных государствах ближнего и дальнего зарубежья. В рамках данной статьи постараемся рассмотреть основные положения законодательства об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, в зарубежных странах в целях выявления наиболее перспективных направлений развития данного правового института и определения возможности имплементации отдельных
* Кандидат юридических наук доцент,
начальник кафедры административного и финансового права (Академия ФСИН России).
E-mail: [email protected].
Административное право
- - - "
Административное право
правовых норм зарубежного законодательства об административном надзоре в национальную систему права.
Первоначально правовую основу административного надзора за осужденными, освобожденными из мест лишения свободы, в Республике Беларусь составлял Закон Республики Беларусь от 10 февраля 1997 г. № 11-З «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в соответствии с которым административный надзор признавался системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, который устанавливался и осуществлялся органом внутренних дел (милицией) с целью предупреждения совершения этими лицами правонарушений. В 2000 г. с введением в действие Уголовного кодекса Республики Беларусь (УК РБ) он утратил силу, но контроль за поведением отдельных категорий осужденных после освобождения из мест лишения свободы был сохранен и рассматривался уже как уголовно-правовая категория. Статья 80 УК РБ закрепила основания и юридическое содержание так называемого превентивного надзора как меры уголовной ответственности3.
Превентивный надзор устанавливается для наблюдения за поведением отдельных категорий осужденных, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия. Установление, продление, приостановление, возобновление и прекращение превентивного надзора, а также изменение требований превентивного надзора осуществляются исключительно судом.
Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения в обязательном порядке устанавливается:
1) за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений, до снятия судимости;
2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.
Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения может быть установлен:
1) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на момент
освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;
2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если после отбытия наказания в виде лишения свободы оно более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.
Срок превентивного надзора составляет от шести месяцев до двух лет.
Среди правовых ограничений, реализуемых в процессе осуществления превентивного надзора, следует выделить:
1) прибытие в установленный срок к избранному месту жительства и регистрация в органе внутренних дел;
2) уведомление органа внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства;
3) получение согласия органа внутренних дел на выезд за пределы района (города) по служебным и личным делам.
Кроме того, суд при установлении превентивного надзора или при его осуществлении может обязать лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования:
а) не посещать определенные места;
б) не покидать свое жилище в определенное время суток;
в) являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.
Превентивный надзор прекращается:
1) по истечении срока, на который был установлен, если он не был продлен судом;
2) в случае погашения или снятия судимости;
3) досрочно по представлению органа внутренних дел, если лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдало все требования и не совершало преступлений и административных правонарушений;
4) в случае осуждения лица, за которым установлен превентивный надзор, к наказанию в виде лишения свободы;
5) в случае смерти лица, за которым установлен превентивный надзор.
Уголовное законодательство Республики Беларусь (ст. 81 УК РБ) содержит еще один правовой институт, близкий по содержанию и
правовым ограничениям к институту превентивного надзора, - профилактическое наблюдение за осужденным, которое назначается осужденному за тяжкое или особо тяжкое преступление на период течения срока судимости. Лица, находящиеся под профилактическим наблюдением, обязаны предварительно уведомлять орган внутренних дел об изменении места жительства,
о выезде по личным делам в другую местность на срок более одного месяца, являться в указанный орган по вызову и при необходимости давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.
Согласно Закону Республики Казахстан от 15 июля 1996 г. № 28-1 «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»4 административный надзор - это форма предупреждения рецидивной преступности, реализуемая на основе соблюдения законности, гарантии прав и свобод граждан, и осуществляется на основании постановления судьи органами внутренних дел как принудительная мера в виде установления наблюдения за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, которым установлены определенные законодательствомограниче-ния в целях предупреждения правонарушений с их стороны.
Надзор устанавливается судом за лицами, отбывшими наказание:
а) за преступления, совершенные при особо опасном рецидиве, а равно за преступления, содержащие признаки экстремизма, - на основании вступившего в законную силу приговора суда при освобождении из исправительного учреждения;
б) за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два раза и более к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало о том, что они упорно не желают встать на путь исправления и остаются опасными для общества - на основании материалов исправительно-трудовых учреждений при освобождении из исправительного учреждения;
в) за тяжкие и особо тяжкие преступления или судимыми два раза и более к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбывания наказания, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают иные правонарушения - по материалам органов внутренних дел по месту жительства, в течение трех
лет с момента освобождения из исправительного учреждения.
Административный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до одного года.
В отношении лиц, за которыми устанавливается административный надзор, могут быть применены в полном объеме или раздельно в зависимости от образа жизни, поведения в семье и по месту жительства, других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного, следующие ограничения:
а) запрещение покидать жилище в определенное органами внутренних дел время;
б) запрещение пребывать в определенных органами внутренних дел пунктах района (города), а также выезжать за пределы района (города) без уведомления органа внутренних дел, осуществляющего надзор;
в) обязательная явка в местный орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.
Перед освобождением из мест лишения свободы лиц, за которыми установлен административный надзор, администрация исправительного учреждения направляет в орган внутренних дел по избранному месту жительства поднадзорного постановлением судьи об установлении административного надзора с уведомлением о времени прибытия осужденного.
Лицо, находящееся под административным надзором, обязано:
а) соблюдать установленные в отношении его ограничения;
б) являться по вызову в органы внутренних дел в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с исполнением правил административного надзора;
в) в течение суток уведомить сотрудников органа внутренних дел, осуществляющих административный надзор, о перемене места работы и жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным и личным делам;
г) при выезде с разрешения органа внутренних дел в другой населенный пункт и нахождении там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел для осуществления контроля за его поведением.
Осуществление административного надзора за отдельными категориями лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в Украине регламентируется Законом Украины от 1 декабря 1994 г. N° 264/94-ВР «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»5. В соответствии с ним
Административное право
Административное право
административный надзор устанавливается судом в отношении:
1) осужденных к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденных два раза и более к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало об упорном нежелании встать на путь исправления и они остаются опасными для общества;
2) осужденных к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденных два раза и более к лишению свободы за умышленные преступления, если они после отбывания наказания или условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают иные правонарушения;
3) осужденных к лишению свободы за одно из преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Порядок установления административного надзора, его сроки и правовое положение лиц, освобожденных из мест лишения свободы, в отношении которых надзор установлен, тождественны установленным законодательством Республики Казахстан.
В большинстве стран дальнего зарубежья надзор за освобожденными из мест лишения свободы преступниками рассматривается как уголовно-правовой институт, базирующийся не столько на реализации надзорной функции, сколько на социальной помощи, социализации этих лиц.
В Г ермании учреждения по надзору за осужденными, освобожденными из тюрем, были созданы в 1975 г. Ранее надзорными функциями была наделена полиция. Учреждения по надзору наделены значительными правами, включая оказание необходимой помощи, осуществление контроля за условно осужденными. Информация
об условном осуждении немедленно поступает в местный надзорный участок, где конкретно определяется, кто будет работать с осужденным. После того как суд пришлет необходимыедоку-менты (решение об условном осуждении, приговор, предварительные доклады и т. д.), осужденный приглашается на ознакомительную беседу, в ходе которой ему разъясняют значение условного осуждения, обсуждают первоочередные и сложные проблемы, которые при необходимости сразу и решаются, уточняют биографичес-
кие данные, производят их оценку и записывают личные впечатления. По результатам беседы составляют план помощи условно осужденному, который направляют в суд и обсуждают его вместе с судьей и осужденным. Сначала осужденный и сотрудник встречаются часто, и не только в офисе, но и дома у осужденного. Лица, не выполняющие указаний надзорного органа, в соответствии с УК могут быть привлечены к уголовной ответственности6 .
Во Франции в соответствии с Законом от 17 декабря 2004 г. лица, осужденные за сексуальные преступления на срок пять лет и более лишения свободы, после освобождения обязаны носить электронные браслеты. Лица, приговоренные к альтернативным видам лишения свободы, в отношении которых применен электронный контроль, находятся в ведении служб пробации. Их численность в три раза превышает число лиц, приговоренных к лишению свободы.
Кроме того, в зарубежном праве существуют уголовно-правовые институты, позволяющие реально не применять предусмотренное за совершение преступления наказание, а при наличии определенных условий заменять его мерами уголовно-правового характера. К таким институтам можно отнести институт пробации, который, безусловно, не идентичен российскому административному надзору за освобожденными из мест лишения свободы, но по своему правовому режиму в определенной степени схож с ним. Институт пробации существует во многих зарубежных странах, включая Англию, США и Францию. Однако если в Англии и США он функционирует на протяжении многих десятилетий, то для стран континентальной правовой системы он является относительно новым.
Пробация - это условное неисполнение назначенного наказания либо условное неназна-чение наказания с помещением осужденного на определенный срок под индивидуальный надзор специального должностного лица (агента, помощника, уполномоченного по пробации). Последний осуществляет контроль за поведением поднадзорного, выполнением им определенных обязанностей и условий пробации и обеспечивает проведение исправительного курса. Как правило, пробация предполагает соблюдение следующих условий: несовершение новых преступлений и выполнение обязанностей, специально определенных судом в приговоре. К их числу относятся: пройти соответствующий курс лечения, продолжить профессиональное обучение, воздерживаться от посещения запрещенных судом мест (увеселительных заведений,
казино и пр.), не владеть огнестрельным и (или) другим оружием, возместить причиненный ущерб, сообщать суду о любом изменении места жительства и работы, являться в суд по вызову агента по пробации и т. д. В случае соблюдения этих условий правовыми последствиями пробации будут полное освобождение от какого бы то ни было наказания за совершенное преступление и отсутствие судимости как определенных правоограничений вследствие осуждения за преступление7.
Таким образом, анализ современного зарубежного законодательства об административном надзоре за освобожденными из мест лишения свободы гражданами позволяет сделать ряд выводов:
- наиболее перспективным направлением развития законодательства об административном надзоре, на наш взгляд, станет включение данного института в уголовное законодательство и рассмотрение его в рамках иных мер уголовно-правового характера, как это происходит в Республике Беларусь и ряде государств Евросоюза;
- целесообразным представляется расширение перечня лиц, подпадающих под административный надзор после освобождения из мест лишения свободы, за счет включения в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» такой категории лиц, как осужденные к лишению свободы за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, при условии, что в период отбывания наказания в местах лишения свободы данные лица были признаны злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания либо, имея непогашенную (неснятую) судимость, совершили в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок, общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность.
1 См.: Концепцияразвития уголовно-исполнигельюйсистемы РоссийскойФедерации до 2020 года: Распоряжение Правительства РоссийскойФедерации от 14 октября 2010 г. N° 1772-р // http ://www.fsin. su/document/
2 См.: Собрание законодательстваРоссийскойФедерации. 2011. № 15. Ст. 2011.
3 См.: УголовныйкодексРеспубликиБеларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З // Национальный реестр правовых актов РеспубликиБеларусь. 2006. № 122. 2/1259.
4 См.: ВедомостиПарламента РеспубликиКазахстан. 1996. № 13. Ст. 272.
5 См.: ВедомостиВерховнойРады Украины 1994. № 52. Ст. 455.
6 См.: Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): учеб. пособие / Н.А. Андреев [и др.]. М., 2001.
7 См.: http://evcppk.ru/ugolovnoe-pravo/931-osvobozhdenie-ot-nakazaniYa.html.
Административное право