Применение категории «правовое государство» в контексте административно-правового режима досрочного освобождения от уголовной ответственности
Хромеев Николай Владимирович,
аспирант специальности «Юриспруденция», направления «Административное право, административный процесс» СПбУТУиЭ
E-mail: [email protected] Макаров Дмитрий Андреевич,
кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой административного права и процесса СПбУТУиЭ E-mail: [email protected]
В статье рассматривается актуальность понятия «правовое государство» в контексте его корреляции с юридическими науками и современным законодательством. Основное внимание уделяется анализу административно-правового режима условно-досрочного освобождения граждан от отбывания наказания. Через призму исторической эволюции правовых норм выявляются ключевые этапы преобразования и модификации соответствующего законодательства как в России, так и за рубежом. Статья акцентирует внимание на основных критериях и требованиях, предъявляемых к лицам, стремящимся к досрочному освобождению, а также рассматривает социальные и психологические аспекты этого процесса. На основе детального анализа выявляются как положительные стороны существующего административно-правового режима, так и его потенциальные риски и недостатки. Особое внимание уделяется изучению законодательных основ в данной области, что поможет специалистам в области права лучше понять сложности и нюансы досрочного освобождения
Ключевые слова: правовое государство, юридические науки, современное законодательство, административно-правовой режим, условно-досрочное освобождение, отбывание наказания, историческая эволюция, правовые нормы, критерии освобождения.
S2
со см о см
СП
В современной юридической литературе достаточно нередко затрагивается понятие «правового государства». Однако далеко не всегда его рассматривают в контексте актуальных проблем и вызовов, которые стоят перед современным законодательством. Правовое государство, базируясь на принципах справедливости, законности и равенства, является оплотом стабильности и гарантом прав и свобод граждан. С этой точки зрения, интерес к изучению механизмов и инструментов, обеспечивающих его функционирование, остается неизменно высоким.
Одной из наиболее дискуссионных и сложных в правовом плане тем является административно-правовой режим условно-досрочного освобождения граждан от отбывания наказания. Этот институт занимает особое место в системе правового регулирования, так как связан не только с правами осужденных, но и с интересами общества, охраной общественного порядка и безопасности. С ранних этапов сформировавшихся правовых систем и до наших дней административно-правовой режим условно-досрочного освобождения занимал ключевую позицию в дискурсе юридической науки. В классических работах Рудольфа фон Иеринга и Фридриха Карла фон Савиньи акцентировалось внимание на социальной функции наказания и необходимости его коррекции в зависимости от изменяющихся общественных реалий [5; 232-238]; [6; С. 38].
Еще в XIX веке, когда Европу охватило движение за гуманизацию уголовного права, многие ученые, включая Эмиля Дюркгейма, подчеркивали значимость реабилитационной функции наказания. В этот период были предприняты первые попытки регламентирования условно-досрочного освобождения на законодательном уровне, что, в свою очередь, отразилось в работах многих юристов того времени. На рубеже XX и XXI веков, в условиях глобализации и многоплановых социокультурных изменений, вопросы условно-досрочного освобождения стали еще более актуальными. Так, в работах Рональда Дворкина можно найти глубокий анализ принципов правосудия и их реализации в современных условиях, включая аспекты, связанные с административно-правовым режимом освобождения [7]; [9; С. 22].
С другой стороны, вопросы, связанные с основными критериями и требованиями, предъявляемыми к лицам, стремящимся к досрочному освобождению, также остаются предметом дискуссий среди юристов. Социальные и психологические
аспекты данного процесса, на первый взгляд, могут казаться не столь важными в контексте правовой науки. Однако именно они играют ключевую роль в формировании системы критериев и условий, учитывая, что решение о досрочном освобождении затрагивает интересы как самого осужденного, так и общества в целом.
В рамках российского законодательства условно-досрочное освобождение (УДО) остается одним из наиболее актуальных и обсуждаемых вопросов, отраженных в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации. Этот институт представляет собой механизм, направленный на ресоциализацию осужденных, а также на стимулирование их стремления к корректному и законопослушному поведению [1].
В соответствии с ст. 79 УК РФ основанием для УДО является отбытие осужденным определенной части наказания в зависимости от характера и тяжести совершенного преступления. Так, осужденный к лишению свободы может быть освобожден условно-досрочно после отбытия не менее половины срока наказания за не особо тяжкие и тяжкие преступления и не менее двух третей срока наказания за особо тяжкие преступления [2].
Важной особенностью административно-правового режима в рамках УДО является процесс принятия решения о его предоставлении. Согласно ст. 176 УИК РФ решение о возможности условно-досрочного освобождения принимается судом по месту отбывания наказания осужденного. При этом рассматривается не только формальное соответствие критериям, предусмотренным законодательством, но и наличие положительных характеристик осужденного, его поведение за весь период отбывания наказания и отношение к труду. Кроме того, особое значение при принятии решения о предоставлении УДО имеют заключения комиссий, созданных при исправительных учреждениях, которые анализируют степень реабилитации осужденного. По результатам такого анализа и с учетом мнения администрации учреждения комиссия формирует свое заключение, которое далее будет рассмотрено судом [1].
Однако, даже при положительном решении суда о предоставлении УДО, осужденному в решении суда прописываются ограничения и его обязательства о порядке отбывания оставшегося срока наказания. Этот документ фиксирует обязанности осужденного, его права, а также возможные последствия в случае нарушения условий соглашения, вплоть до отмены решения и возвращения на отбывание оставшегося срока наказания в исправительное учреждение.
Следует отметить, что административно-правовой режим в контексте УДО подвергался множеству изменений и корректировок. В частности, в последние годы были внесены поправки в Уголовно-исполнительный кодекс РФ, которые ужесточили критерии предоставления УДО, особенно в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления.
Однако сам по себе административно-правовой режим, регулирующий вопросы условно-досрочного освобождения в Российской Федерации, представляет собой сложную и многогранную систему, несущую в себе как положительные, так и отрицательные стороны. Среди положительных сторон данного режима следует выделить прежде всего его целевую направленность. Разработанные законодательные нормы и регулятивные акты призваны стимулировать осужденных к корректному поведению, создавая мотивацию к возвращению в общество на новых правовых началах. Таким образом, механизм условно-досрочного освобождения служит не просто инструментом уменьшения нагрузки на исправительные учреждения, но и средством ресоциализации осужденных [3; С. 132].
Далее, регламентация процесса предоставления УДО с учетом различных критериев, таких как характер и степень тяжести совершенного преступления, длительность отбытого срока и характеристика поведения осужденного, делает систему более сбалансированной. Это обеспечивает честное и справедливое отношение к каждому осужденному, исходя из его индивидуальных особенностей и обстоятельств.
Следует напомнить, что основной акцент современных юридических наук делается на концепцию правового государства. Это направление отражает принципы справедливости, законности, равенства всех перед законом. В данном контексте УДО рассматривается не просто как механизм гуманизации наказания, но и как важный элемент правовой системы, обеспечивающий баланс интересов государства, общества и осужденного. Разумеется, административно-правовой режим, регулирующий этот институт, выступает ключевым инструментом реализации указанных принципов в практике.
Тем не менее, существующий административно-правовой режим не лишен недостатков. Одним из них является сложность и многоуровневость процедуры предоставления УДО, что может привести к бюрократическим препятствиям и затягиванию процесса. Нередко осужденные сталкиваются с необходимостью доказать свою реабилитацию перед многочисленными комиссиями, что создает дополнительное психологическое напряжение. Еще одним слабым местом режима является не всегда четкая и однозначная интерпретация нормативных актов, что может привести к их разнообразному толкованию в разных регионах страны. Эта неоднозначность порой становится причиной правовой неопределенности и создает условия для возможного правового произвола. Кроме того, вопросы, связанные с контролем за соблюдением условий УДО после освобождения осужденно- р го, также вызывают ряд проблем. Недостаточное ИД финансирование и материально-техническая база Ч
т
органов, отвечающих за этот контроль, могут сни- К жать его эффективность [11; С. 64] ё
Анализ современного административно- у правового режима в контексте условно-досрочного А
CM СП
освобождения позволяет выявить ряд направлений для его совершенствования. В первую очередь, стоит акцентировать внимание на прозрачности и понимаемости законодательства. Снижение неоднозначности толкования нормативных актов уменьшит простор для правового произвола и сделает систему более предсказуемой для всех участников процесса. Для этого следует провести комплексный анализ действующих норм и устранить возможные коллизии и противоречия. Далее, оптимизация процесса предоставления УДО может значительно усилить доверие к данному институту. Внедрение электронных систем подачи заявлений, автоматизация процессов проверки и рассмотрения кандидатур, ускорение решений - всё это может стать ответом на вызовы бюрократизации и затягивания процедур.
Также важным направлением является усиление контроля за соблюдением условий УДО после освобождения осужденного. При этом контроль должен быть не репрессивным, но сбалансированным, обеспечивая как защиту интересов общества, так и прав освобожденного. Возможно, создание специализированных органов или служб, ответственных за данный контроль, поможет повысить его эффективность. Нельзя обойти вниманием и необходимость углубленного изучения психологии осужденных, а также разработку программ ре-социализации, учитывающих индивидуальные особенности каждого осужденного. В этом контексте важно активное взаимодействие с общественными организациями, специализирующимися на помощи и адаптации лиц, отбывших наказание.
В заключении хочется подчеркнуть, что административно-правовой режим условно-досрочного освобождения - это не статичный институт, но динамичная система, требующая регулярного пересмотра и корректировки. Рассмотренные рекомендации по его совершенствованию могут стать отправной точкой для дальнейших научных исследований, а также практической деятельности законодательных и исполнительных органов. От уровня развития этого института во многом зависит качество правосудия, степень доверия к юридической системе и, в конечном итоге, стабильность и гармония в обществе. Поэтому актуальность и важность дальнейшего изучения и совершенствования данного аспекта административного права трудно переоценить.
Литература
1. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 N 1-ФЗ (ред. от 24.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.07.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. N 2 ст. 198
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-Ф3 (ред. от 04.08.2023) -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_10699/ (дата обращения 17.08.2023)
3. Бахрах Д. Н., Российский Б.В., Стари-лов Ю.Н. Административное право: учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М.: Норма, 2005. С.132.
4. Вестов Ф. А., Фаст О.Ф. Совершенствование отдельных институтов правового государства в целях экономического и социального благополучия в России //Основы экономики, управления и права. - 2021. - № . 1 (26). - С. 64-68.
5. Глухарева Л.И. Рудольф фон Иеринг-основатель юридической техники //Вестник РГ-ГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». -2011. - № . 8 (70). - С. 232-238.
6. Джумагулов Д.Д. Влияние Карла фон Сави-ньи на кодификацию немецкого права //Скиф. Вопросы студенческой науки. - 2018. - № . 5 (21). - С. 36-39.
7. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. - Общество с ограниченной ответственностью Издательство ЮРАЙТ, 2019.
8. Никитина Е.В. Исторический аспект условно-досрочного освобождения от отбывания наказания в России // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. № 29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-uslovno-dosrochnogo-osvobozhdeniya-ot-otbyvaniya-nakazaniya-v-rossii (дата обращения: 18.08.2023).
9. Пужаев В.В. Правовая концепция Рональда Дворкина //Современное право. - 2015. - № . 1. - С. 20-23.
10. Сенатова Е.В. Соотношение норм административного и уголовно-исполнительного права в процессе реализации осужденными субъективного права на обращение // Административное право и процесс. 2017. № 12. С. 60-63.
11. Чорный В. Н., Сенатова Е.В. Административно-правовой статус осужденных //Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2021. -№ . 2 (225). - С. 61-70
APPLICATION OF THE CATEGORY "RULE OF LAW" IN THE CONTEXT OF THE ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME OF EARLY RELEASE FROM CRIMINAL LIABILITY
Khromeev N.V., Makarov D.A.
SPBUUE
The presented article considers the relevance of the concept of "rule of law" in the context of its correlation with legal sciences and modern legislation. The main attention is paid to the analysis of the administrative-legal regime of parole of citizens from serving a sentence. Through the prism of historical evolution of legal norms the key stages of transformation and modification of the relevant legislation both in Russia and abroad are revealed. The article focuses on the main criteria and requirements for persons seeking early release, as well as examines the social and psychological aspects of this process. Based on a detailed analysis, both the positive aspects of the existing administrative-legal regime and its potential risks and shortcomings are identified. Particular attention is paid to the study of the legislative framework in this area, which will help legal professionals to better understand the complexities and nuances of early release.
Keywords: legal state, legal sciences, modern legislation, administrative-legal regime, parole, serving punishment, historical evolution, legal norms, release criteria.
References
1. Criminal Executive Code of the Russian Federation dated 08.01.1997 No. 1-FZ (as amended on 24.06.2023) (with changes and additions, effective from 05.07.2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation dated January 13, 1997, No. 2, Art. 198.
2. Criminal Code of the Russian Federation dated 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 04.08.2023) - URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (accessed on 17.08.2023).
3. Bakhrakh D. N., Rossiyskiy B.V., Starilov Yu.N. Administrative Law: a textbook for universities. 2nd ed., revised and expanded. Moscow: Norma, 2005. P. 132.
4. Vestov F. A., Fast O.F. Improving certain institutions of the rule of law for economic and social well-being in Russia // Basics of Economics, Management, and Law. - 2021. - No. 1 (26). -Pp. 64-68.
5. Glukhareva L.I. Rudolf von Ihering - the founder of legal technique // Bulletin of RSUH. Series "Economics. Management. Law". - 2011. - No. 8 (70). - Pp. 232-238.
6. Dzhumagulov D.D. Influence of Karl von Savigny on the codification of German law // Scythian. Student Science Issues. -2018. - No. 5 (21). - Pp. 36-39.
7. Durkheim E. Sociology. Its subject, method, purpose. - Limited Liability Company YURAYT Publishing House, 2019.
8. Nikitina E.V. Historical aspect of conditional early release from serving a sentence in Russia // Legality and Law and Order in Modern Society. 2016. No. 29. URL: https://cyberlen-inka.ru/article/n/istoricheskiy-aspekt-uslovno-dosrochnogo-osvobozhdeniya-ot-otbyvaniya-nakazaniya-v-rossii (accessed on 18.08.2023).
9. Puzaev V.V. Legal concept of Ronald Dworkin // Modern Law. -2015. - No. 1. - Pp. 20-23.
10. Senatova E.V. The relationship between the norms of administrative and criminal-executive law in the process of implementing the subjective right to appeal by convicts // Administrative Law and Process. 2017. No. 12. Pp. 60-63.
11. Chorniy V. N., Senatova E.V. Administrative-legal status of convicts // Bulletin of the Criminal Executive System. - 2021. - No. 2 (225). - Pp. 61-70.