Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
168
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ / КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / PERSONNEL TRAINING / TRAINING SPECIALISTS FOR CUSTOMS CANINE ENFORCEMENT UNITS / CANINE ACTIVITIES / MANAGEMENT IMPACT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьянов Владимир Алексеевич

В статье обосновано наличие и формирование специфических особенностей административно-правового регулирования процесса профессиональной подготовки специалистов для подразделений служебной кинологии таможенных органов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR CUSTOMS CANINE ENFORCEMENT UNITS

Availability and formation of specific features of administrative and legal regulation of the process of professional training of specialists for dog handling units of the customs service are substantiated in the article.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ»

В. А. Демьянов

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

В статье обосновано наличие и формирование специфических особенностей административно-правового регулирования процесса профессиональной подготовки специалистов для подразделений служебной кинологии таможенных органов.

Ключевые слова: подготовка кадров; подготовка специалистов служебной кинологии; кинологическая деятельность; управленческое воздействие.

V. A. Demyanov

FEATURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS FOR CUSTOMS CANINE ENFORCEMENT UNITS

Availability and formation of specific features of administrative and legal regulation of the process of professional training of specialists for dog handling units of the customs service are substantiated in the article.

Keywords: personnel training; training specialists for customs canine enforcement units; canine activities; management impact.

Особенности управленческого воздействия в сфере профессиональной подготовки нуждаются в предметной детализации, прежде всего, в ракурсе необходимого административно-правового регулирования соответствующих действий, мер и процедур, существующих не только в пределах современного этапа управленческой деятельности, но и ориентированных на перспективы ее правового совершенствования [1].

Показательной в рассматриваемом контексте является точка зрения В. В. Гур-дина, который, характеризуя основные направления профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии таможенных органов, обратил внимание на необходимость постоянного упрочнения профильных организационно-управленческих моделей [2, с. 24].

Не вызывает сомнений тот факт, что правовой основой профессиональной подготовки являются общегосударственные императивы профильного назначения. Именно таковыми являются требования ст. 10 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ № 273), декларирующие то, что профессиональная подготовка специалистов федеральных органов исполнительной власти должна:

- осуществляться в соответствии с нормами федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ различного вида, уровня и (или) направленности;

- быть организована усилиями структур, осуществляющих образовательную деятельность, квалифицированных специалистов и педагогических работников, самих обучающихся (обучаемых);

- быть подконтрольной федеральным государственным органам, осуществляющим государственное управление в сфере образования;

- организовываться, управляться, корректироваться и оцениваться этими органами по формализованным критериям (и с учетом требований. - Прим. авт.) оптимального качества осуществляемой профессиональной подготовки [3, ст. 10].

В данном нормативном правовом акте соответствующие административные (управленческие) процессы предполагают, что подготавливаемые сотрудники освоят профессиональные компетенции, первоначально соответствующие лишь общему образованию, в сочетании с профессиональной подготовкой конкретного вида и профиля (так называемым ведомственным компонентом общего высшего образования. - Прим. авт.), а позже - навыки, полученные в результате дополнительного образования.

В единую логику административно-правового регулирования названным правовым актом органично включены профессиональная переподготовка и повышение квалификации.

Под профессиональной подготовкой сотрудников в ФЗ № 273, равно как и во многих иных правовых актах, законодатель понимает выполнение обязательной программы обучения по общим и специальным дисциплинам в соответствии с утвержденной учебной программой.

Профессиональная переподготовка определяется при этом как форма и вид расширения персонифицированных компетенций сотрудников в целях их адаптации к изменяющимся условиям службы и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Примечательно, однако, что в нормы характеризуемого закона по непонятным причинам не включены такие очевидные слагаемые профессиональной подготовки, как самообразование специалиста, повышение его компетенции в режиме послевузовского профессионального образования, осуществляемого непосредственно в условиях службы, стажировки специалиста на ранее не занимаемых должностях, повышение его личностных компетенций в рамках целевых аспирантур (адъюнктур, интернатур) и т. п.

Исходя из сказанного есть основания полагать, что нормы ФЗ № 273 нуждаются в уточнении на предмет ликвидации обнаруженных пробелов.

Тем не менее, даже в существующей редакции данного закона логика приведенных правовых диспозиций позволяет считать профессиональную подготовку специалистов служебной кинологии таможенных органов самостоятельной формой профессионального образования, подкрепленной возможностями дополнительного обучения специалиста. Сложившаяся организационная конструкция в полной мере соответствует нормам действующего права, регулирующего образование.

Отмеченное долженствование справедливо, прежде всего, потому, что самостоятельным императивным требованием к профессиональной подготовке специалистов служебной кинологии является безусловная ориентация основных программ их профессионального обучения на соответствующие нормы.

Подобный подход уместен в связи с тем, что детальный анализ ст. 81 ФЗ № 273 дает возможность выявить особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих подготовку кадров в интересах правоохранительной деятельности.

В ракурсе анализа управленческой деятельности исследуемого автором процесса значимыми представляются определенность и конкретность вменения функций императивного праворегулятивного воздействия, которые имеют место в современных регламентаторах практики профессиональной подготовки специалистов.

Тем не менее, как ни парадоксально, при детальном анализе используемых построений административные (управленческие) вменения оказываются далеко не бесспорными с точки зрения правовой корректности и потому нуждаются в дополнительном уточнении.

Прежде всего, следует отметить, что соответствующие статусные диспозиции определены в функциях Кинологической службы ФТС России, которая, с одной стороны, стратифицирована как составная часть правоохранительного блока таможенных органов РФ, а с другой - определена руководящим органом профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии.

Кинологическая служба ФТС России, согласно приказу ФТС России от 07.04.2009 № 635 «Об утверждении Наставления по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации» (Наставление), обеспечивает профессиональную подготовку должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль с применением служебных собак, а также применение служебных собак для предотвращения и пресечения контрабанды наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, обладающих индивидуальным запахом и незаконно перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС [4].

Центральная таможня (Кинологический центр ФТС России) в ходе своей практической деятельности осуществляет строгое и адресное административное воздействие на всю профильную служебную практику, так как именно Кинологический центр ФТС России координирует и организует деятельность кинологических служб оперативных таможен и кинологических отделов таможен.

Кроме того, управленческую компетенцию Кинологической службы составляют:

- обеспечение деятельности кинологических подразделений таможенных органов;

- контроль за соблюдением должностными лицами кинологических подразделений требований нормативных правовых актов, регламентирующих порядок и правила применения служебных собак при реализации процедур таможенного контроля.

Логичными можно считать и профильные административные вменения отраслевой функциональной деятельности. Вполне обоснованно на Кинологическую службу возлагаются:

- проведение аналитических процедур, касающихся применения служебных собак при осуществлении таможенного контроля;

- определение эффективности функционирования кинологических подразделений, их укомплектованности должностными лицами и служебными собаками, специальным имуществом и ветеринарными препаратами.

Однако представляется неоправданным отсутствие требуемой детализации вменения по поводу корректирующих и упорядочивающих организующих воздействий. В результате образуется правовая коллизия, при которой обязанность

определения эффективности реализуемых мер и процедур позиционирована и вменена достаточно четко, а обязанность подготовки рекомендаций по совершенствованию предпринимаемых действий отсутствует.

Несколько декларативной в связи с рассматриваемыми особенностями видится позиция об организации современной системы профессиональной подготовки должностных лиц кинологических подразделений. Административно-правовое регулирование ее научного и методического обеспечения, подбор и расстановка кадров с учетом возникающих потребностей представлены весьма неопределенно.

Из диспозиции статей Наставления, регулирующих рассматриваемый порядок организации подготовки специалистов-кинологов, неясно, что является «современной» системой профессиональной подготовки должностных лиц кинологических подразделений. Вероятно, данная норма требует некоторой редакции на предмет устранения необоснованных и чрезмерных обязанностей. Тем не менее, абсолютно справедливым является вменение Кинологической службе ФТС России императива организации и систематического проведения с должностными лицами (различного уровня) кинологических подразделений учебно-методических сборов, тематикой которых должны быть актуальные проблемы кинологической деятельности.

В то же время одной из ключевых является функция Кинологической службы ФТС России по организации отбора, приобретения и подготовки служебных собак, комплектования ими кинологических подразделений (п. 4), а также по разработке проектов нормативных правовых актов, регламентирующих кинологическую деятельность таможенных органов, и, в частности, правила применения должностными лицами служебных собак при осуществлении некоторых форм таможенного контроля (п. 3).

Профессионально ориентированная целевая подготовка должностных лиц Кинологической службы ФТС России проводится в Институте правоохранительной деятельности Российской таможенной академии на базе Центральной таможни (Кинологического центра ФТС России) в соответствии с приказом ФТС России по следующим курсам:

- повышения квалификации должностных лиц Кинологической службы ФТС России по программе «Организация кинологического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов» (72 учебных часа). По итогам обучения должностным лицам Кинологической службы ФТС России выдаются удостоверения о повышении квалификации;

- повышения квалификации должностных лиц Кинологической службы ФТС России со служебными собаками по программе «Организация кинологического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов» (144 учебных часа). По итогам обучения должностным лицам Кинологической службы ФТС России выдаются удостоверения о повышении квалификации, а служебным собакам - сертификат;

- профессиональной переподготовки должностных лиц Кинологической службы ФТС России со служебными собаками по программе «Организация кинологического обеспечения правоохранительной деятельности таможенных органов» (504 учебных часа). По итогам обучения должностным лицам Кинологической службы ФТС России выдается диплом о профессиональной

переподготовке, а служебным собакам - аттестационный лист и акт о проверке подготовленности.

Реализация данных профессиональных образовательных программ, равно как и основных программ профессионального обучения, должна осуществляться в рамках нормативных установок ФЗ № 273, иных федеральных законов, регулирующих деятельность органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства.

Праворегулятивное воздействие на профессиональную подготовку специалистов служебной кинологии должно:

- реализовываться на основе норм федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ различного вида, уровня и объема (при их отсутствии - на основе учебно-тематической документации отраслевого назначения);

- организовываться усилиями структур, осуществляющих образовательную деятельность, силами квалифицированных специалистов и высокопрофессиональных ответственных сотрудников ФТС России;

- корректироваться и оцениваться этими органами по формализованным критериям качества служебной деятельности, осуществляться постоянно, целенаправленно, активно и с обязательным учетом изменений способов и порядка несения конкретных видов таможенной (досмотровой) службы.

Таким образом, рассмотрев специфику административно-правового регулирования профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии таможенных органов, можно сделать следующие выводы:

- существуют особенности указанного административно-правового регулирования, которые предопределяют организационные и управленческие технологии, применяемые в процессе профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии, а также действия управомоченных структур по контролю и коррекции хода и результатов ее осуществления;

- организационно-педагогические процедуры достижения непрерывности повышения квалификации и необходимой переподготовки нуждающихся в этом специалистов напрямую зависят от отмеченных регулятивных воздействий.

Использованные источники

1. Дзюбровская Л. В. Совершенствование административно-правового статуса государственных служащих таможенных органов в России // Административное право и процесс. 2013. № 1. С. 8-13.

2. Гурдин В. В. Актуальные проблемы совершенствования правоохранительной и профессиональной деятельности специалистов-кинологов органов Федеральной службы безопасности: материалы межведомственного научно-практического семинара «Актуальные вопросы совершенствования правоохранительной деятельности специалистов-кинологов органов Федеральной службы безопасности. М.: МПИ ФСБ России, 2014.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 07.03.2018) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

4. Приказ ФТС России от 07.04.2009 № 635 «Об утверждении Наставления по организации кинологической деятельности таможенных органов Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://lawtheses.com/organizat sionnye-i-pravovye-osnovy-deyatelnosti-spetsialista-kinologa#ixzz5DIHZo3pI (дата обращения: 11.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.