Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ'

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
209
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / IMPROVEMENTS IN LEGAL REGULATION / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / TRAINING OF SPECIALISTS / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ / PROFESSIONAL TRAINING OF CANINE ENFORCEMENT SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Демьянов Владимир Алексеевич

Статья посвящена научному обоснованию необходимости создания и развития двухуровневой системы подготовки специалистов для подразделений служебной кинологии в федеральных органах исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Демьянов Владимир Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE MAIN DIRECTIONS OF IMPROVEMENT IN LEGAL REGULATION OF PROFESSIONAL CANINE ENFORCEMENT TRAINING SYSTEM IN FEDERAL AGENCIES

The article is devoted to scientific substantiation of the formation and development of two-level training system for canine enforcement specialists in Federal Agencies.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СЛУЖЕБНОЙ КИНОЛОГИИ В ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ»

В. А. Демьянов

основные направления совершенствования правового регулирования профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии в федеральных органах исполнительной власти

Статья посвящена научному обоснованию необходимости создания и развития двухуровневой системы подготовки специалистов для подразделений служебной кинологии в федеральных органах исполнительной власти.

Ключевые слова: совершенствование правового регулирования; подготовка кадров; подготовка специалистов служебной кинологии.

Государственная политика в области обеспечения безопасности в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» реализуется федеральными органами государственной власти на основе «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (Стратегия), иных концептуальных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации (РФ) [1].

Согласно положениям п. 36 Стратегии наша страна при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй РФ [2].

Практическое исполнение указанных полномочий органов федеральной службы безопасности (органы безопасности) возлагается на сотрудников органов безопасности, среди которых автор выделяет специалистов служебной кинологии, профессиональное обучение и образование которых также возложено на органы безопасности в части, их касающейся.

Порядок профессионального обучения и образования специалистов определен нормативными правовыми актами. В соответствии с требованиями п. «т» ст. 12 Федерального закона 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» (ФСБ России) органы безопасности обязаны обеспечивать и (или) осуществлять профессиональное обучение, профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование; согласно п. «т. 1» ст. 13 данного Федерального закона органы безопасности наделены правом самостоятельно осуществлять отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту [3].

в процессе реализации норм права, установленных вышеперечисленными нормативными правовыми актами, в части профессионального обучения и образования специалистов различных уровней возникает ряд противоречий, разрешение которых с помощью административно-правовых регуляторов позволит должностным лицам органов безопасности, осуществляющим профессиональное обучение и образование специалистов, оптимизировать свою работу в целях комплектования органов безопасности специалистами, соответствующими самым высоким требованиям. Немало административно-правовых противоречий существует

и в процессе подготовки специалистов служебной кинологии для органов безопасности. Автор поддерживает мнение Э. И. Митряева [4, с. 28], который указывает, что потребность в специально подготовленных кинологах постоянно увеличивается как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики. Это определено многими обстоятельствами, и в первую очередь значительно возросшими требованиями по обеспечению эффективной защиты граждан и юридических лиц от противоправных действий уголовных элементов и террористических организаций.

Проблемам подготовки специалистов для спецслужб уделяет внимание и Ю. А. Дмитриев [5, с. 183], который указывает, что спецслужбы осуществляют подготовку кадров путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ профессионального обучения в федеральных государственных организациях, находящихся в их ведении. Причем по форме организации это могут быть самые разнообразные учреждения.

В результате исследования мнений ученых [4; 5 и др.] автор делает вывод о том, что большинство из них склоняются к необходимости совершенствования следующих направлений правового регулирования профессионального обучения и образования специалистов служебной кинологии:

- устранение условий, влияющих на низкий уровень профессионального обучения и образования специалистов служебной кинологии, путем перехода на ведомственные образовательные стандарты обучения;

- устранение причин организационной разобщенности ведущих специалистов служебной кинологии, вследствие чего они оказывают недостаточное влияние на деятельность кинологических служб федеральных органов исполнительной власти;

- необходимость содействия ученым в области кинологии по увеличению количества специализированных научных публикаций, монографий, проведению научно-исследовательских работ и диссертационных исследований, посвященных деятельности подразделений служебной кинологии;

- возрождение воспитательной и патриотической работы, направленной на подготовку кинологов по военно-учетным специальностям в общественных организациях;

- совершенствование модели кинологической деятельности подразделений служебной кинологии в федеральных органах исполнительной власти.

В решении о «Программе сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 годы» [6] отмечено, что на современном этапе обеспечение антитеррористической защищенности и общественной безопасности является одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности РФ. В связи с этим возникает объективная необходимость осуществления поиска адекватных правовых, организационных и технологических механизмов противодействия существующим угрозам национальной безопасности.

Таким образом, можно сделать частный вывод о том, что давно назрела острая потребность в решении комплекса вышеперечисленных проблем путем создания единой методической и нормативной базы, регламентирующей систему кинологической деятельности конкретного федерального органа исполнительной власти, на которой должна строиться профессиональная подготовка специалистов

служебной кинологии по всем направлениям практической и научно-теоретической деятельности.

В соответствии с требованиями гл. 8 и 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» профессиональная подготовка специалиста разделена на профессиональное образование и профессиональное обучение. Поступление в образовательные организации ФСБ России для получения профессионального образования по программам специалитета осуществляется на основе требований «Инструкции об условиях и порядке приема граждан Российской Федерации в образовательные учреждения ФСБ России» [7].

Профессиональная подготовка специалистов проводится на основе программ среднего профессионального и высшего образования в соответствии со ст. 68, 69 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Представляется целесообразным введение на потоках среднего профессионального образования программ для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (ФГОС СПО) по специальности 11.17.01 «Кинология» [8] в целях подготовки специалистов служебной кинологии на базе полного среднего образования в течение двух лет и шести месяцев. областью профессиональной деятельности выпускников по данной специальности является организация и выполнение работ по разведению, выращиванию, содержанию и сбережению служебных собак, подготовке и применению служебных собак в различных службах, в том числе в службах охраны, при поисковых и спасательных работах и т. п. Данная деятельность сегодня востребована органами ФСБ России при реализации задач пограничной деятельности на основании ст. 11.1 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» [3].

Автор согласен с мнением В. С. Дорофеева и Д. С. Киселева [9, с. 23-27], которые утверждают, что в современных условиях решение задач по борьбе с терроризмом и обеспечению общественной безопасности требует всестороннего и эффективного применения служебных собак специалистами служебной кинологии, в связи с чем повышаются требования к подготовке специалистов для данной сферы деятельности. О. А. Парягина поддерживает мнение практиков о необходимости совершенствования административно-правового регулирования профессиональной подготовки специалистов и справедливо указывает: «Профессиональное образование определено как вид образования, который направлен на приобретение обучаемыми в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенций определенного уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности» [10, с. 62-63].

С. И. Журавлев утверждает, что специфика кадровой политики в процессе реализации подготовки специалистов для правоохранительных органов невозможна без конкретизации требований к специалистам на ведомственном уровне, что влечет за собой принятие ведомственных образовательных стандартов [11, с. 43-49]. Такие стандарты уже приняты и успешно реализуются в образовательном процессе.

так, можно сделать еще один частный вывод, что профессиональное образование специалистов служебной кинологии по программам среднего

профессионального образования позволит более конкретно определить предназначение выпускника по указанной специальности, поможет ему более эффективно реализовывать ряд служебных задач в сфере пограничной деятельности на основе обладания следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способность документально оформлять ход и результаты административно-служебной деятельности;

- способность исполнять и применять правовые нормы при решении административно-служебных задач;

- способность использовать технико-криминалистические методы и средства в процессе служебной деятельности;

- способность применять служебных собак при решении административно-служебных задач и т. п.

Автор поддерживает предложения ряда ученых, направленные на введение в образовательных организациях федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности «Кинология» [12; 13; 14].

По мнению О. О. Коваленко, «на современном этапе меняются требования, предъявляемые к пограничным органам по обеспечению безопасности в пограничном пространстве, в качестве одного их таких требований выдвинута необходимость совершенствования правового регулирования в области служебной кинологии, что на сегодняшний день является одной из актуальных проблем» [12].

При рассмотрении вопроса о формировании современной системы профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии на повестку дня должен быть поставлен вопрос о создании на базе одного из высших учебных заведений ФСБ России кафедры служебной кинологии. Отсутствие кафедры не позволяет в настоящее время эффективно решать как кадровые, так и научно-методические задачи в области кинологической деятельности данного федерального органа исполнительной власти.

Введение в образовательный процесс программ учебных дисциплин, разработанных в рамках ФГОС ВО для специалистов служебной кинологии, обеспечит возможности подготовки специалистов руководящего звена для организации работы по управлению подразделениями служебной кинологии.

В результате анализа результатов научных исследований ряда авторов [10; 14], отзывов должностных лиц практических подразделений органов безопасности в сфере служебной кинологии автор пришел к выводу, что на современном этапе развития высшего образования специалистов служебной кинологии существует ряд организационных и правовых противоречий, выявляющих несоответствие между реальным уровнем профессионального образования будущих офицеров и требованиями органов безопасности к формированию профессиональных и общекультурных компетенций специалиста.

В частности, основными противоречиями при реализации программ учебных дисциплин в процессе профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии в настоящее время являются:

- постоянно меняющиеся требования к специалисту органов безопасности как следствие изменения приоритетов служебной деятельности;

- большой объем информации, входящей в состав образовательных программ;

- субъективный характер существующих методик и средств оценки профессиональных качеств специалиста служебной кинологии, особенно специалиста, только что окончившего образовательную организацию;

- неполная готовность образовательных организаций к переходу на подготовку специалистов служебной кинологии с применением инновационных педагогических технологий;

- отсутствие в одном из высших учебных заведений ФСБ России собственной учебной материально-технической базы для подготовки специалистов служебной кинологии.

Введение в образовательную деятельность органов безопасности организационно-методических документов позволит провести эксперимент по подготовке специалистов служебной кинологии с высшим образованием с последующим использованием их на воинских должностях руководителей кинологических подразделений органов безопасности.

В целях реализации ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо направить профессиональное обучение специалистов служебной кинологии на приобретение профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретными технологиями и профессиональными средствами. Получение указанными сотрудниками квалификационных разрядов, классов, категорий по должности произойдет без изменения уровня образования.

На основании ст. 81 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», определяющей особенности реализации профессиональных образовательных программ в деятельности органов безопасности, осуществляющих подготовку кадров в интересах безопасности государства, подготовка кадров осуществляется путем реализации основных и дополнительных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения в образовательных организациях, находящихся в ведении ФСБ России.

Указанные основные профессиональные образовательные программы разрабатываются на основе квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников. Реализация данных профессиональных образовательных программ и основных программ профессионального обучения допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне.

Создание модели подготовки специалиста служебной кинологии с высшим образованием продиктовано необходимостью:

- организации специального подразделения (отдела) по управлению кинологическим обеспечением таких направлений деятельности органов безопасности, как противодействие терроризму, борьба с организованной преступностью и пограничная деятельность;

- добывания доказательств в процессе проведения процессуальных мероприятий, установленных Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в части статей, подведомственных органам безопасности;

- реализации полномочий, определенных Законом РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», в части обеспечения административно-правовых режимов на государственной границе;

- реализации требований по применению специальных средств и служебных животных при охране общественного порядка и специальных объектов.

В целях реализации указанной модели представляется целесообразным разработать проект ФГОС ВО, в котором при характеристике области профессиональной деятельности выпускников указать на необходимость формирования следующих квалификационных требований:

- организация деятельности по созданию подразделений служебной кинологии и управлению ими;

- осуществление руководства деятельностью по подготовке и правильному применению служебных собак в различных условиях служебной деятельности;

- умение принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Соответствующие требования к результатам освоения программы профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии и специальные квалификационные требования к выпускнику устанавливаются соответствующим приказом ФСБ России.

С учетом реализации компетентностного подхода при освоении примерных программ дисциплин необходимо предусмотреть в рабочих программах и тематических планах учебных дисциплин активное использование в образовательном процессе интерактивных форм проведения занятий:

- деловых и ролевых игр, групповых дискуссий;

- обсуждений конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов;

- компьютерных симуляций вариантов поведения при исполнении служебных обязанностей и др.

таким образом, рассмотрев вопросы совершенствования правового регулирования профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии в федеральных органах исполнительной власти (на примере органов ФСБ России), можно сделать выводы о том, что в их практической деятельности целесообразно функционирование следующих элементов системы профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии:

а) политика руководства органа государственной власти в области профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии;

б) наличие организационных технологий, применяемых в процессе профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии;

в) кадровая работа по профессиональной подготовке специалистов для подразделений служебной кинологии.

на основании вышеприведенных элементов системы профессиональной подготовки специалистов служебной кинологии автор предлагает осуществлять подготовку специалистов служебной кинологии на базе образовательных организаций органов безопасности по двухуровневой системе. на первом уровне должны обучаться специалисты служебной кинологии по ФГОС СПО «Кинология» с последующей их службой на должностях специалистов служебной кинологии, соответствующих воинским званиям «прапорщик» и «старший прапорщик». на втором уровне должна осуществляться подготовка специалистов по ФГОС ВО «Кинология» (не утвержден Министерством образования и науки РФ) с дальнейшим замещением выпускниками должностей руководителей подразделений служебной кинологии, соответствующих офицерскому званию.

Использованные источники

1. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 2.

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12.05.2009 № 537) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 9. Ст. 1270.

3. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.

4. Митряев Э. И., Мельникова Л. Б. Практическое решение проблемы обеспечения профессиональной подготовки и переподготовки специалистов кинологов на уровне современных требований // Вестник Академии безопасности и права. 2005. № 2.

5. Путило Н. В., Дмитриев Ю. А., Волкова Н. С. и др. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (постатейный). М.: Деловой Двор, 2013.

6. Решение «О Программе сотрудничества государств - участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2014-2016 годы» (принято в г. Минске 25.10.2013; текст решения официально опубликован не был).

7. Приказ ФСБ России от 08.07.2010 № 335 «Об утверждении Инструкции об условиях и порядке приема граждан Российской Федерации в образовательные учреждения ФСБ России» // Российская газета. 2010. № 220.

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 08.10.2009 № 383 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 11.17.01 Кинология» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2010. № 2.

9. Дорофеев В. С., Киселев Д. С. Проблема профессиональной подготовки специалистов-кинологов во внутренних войсках МВД России в современных условиях // Армия и общество. 2012. № 2. С. 23-27.

10. Парягина О. А. О законодательных основах профессионального обучения в России // Образование и право. 2014. № 9. С. 62-63.

11. Журавлев С. И. Правовые аспекты кадровой политики в процессе подготовки специалистов для федеральных органов исполнительной власти // Право и образование. 2010. № 4. С. 43-49.

12. Коваленко О. О. Приоритетные направления программы развития служебной кинологии пограничных органов (2013-2015 гг.) и перспективы их практической реализации // Материалы межведомственного научно-практического семинара «Актуальные вопросы совершенствования правоохранительной деятельности специалистов-кинологов органов федеральной службы безопасности». М.: МПИ ФСБ России, 2014. 132 с.

13. Гурдин С. В. Участие специалиста-кинолога на досудебных стадиях уголовного процесса: дис. ... канд. юрид. наук. М.: Юридический институт МВД России, 2001. 174 с.

14. Денисова Л. Ю. Организационные и правовые основы деятельности специалиста-кинолога: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: МГуУ, 2010. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.