Научная статья на тему 'О подготовке специалистов-кинологов УИС и роли учебно-методической секции кинологии УК ФСИН России в данном процессе'

О подготовке специалистов-кинологов УИС и роли учебно-методической секции кинологии УК ФСИН России в данном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
223
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Голдырев А.А., Шляпников С.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О подготовке специалистов-кинологов УИС и роли учебно-методической секции кинологии УК ФСИН России в данном процессе»

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А. А. ГОЛДЫРЕВ

начальник кафедры кинологии ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России, кандидат сельскохозяйственных наук, подполковник внутренней службы

С. М. ШЛЯПНИКОВ

начальник кафедры зоотехнии ФКОУ ВПО Пермский институт ФСИН России, кандидат сельскохозяйственных наук, майор внутренней службы

О подготовке специалистов-кинологов УИС и роли учебно-методической секции кинологии УК ФСИН России в данном процессе

В кинологической службе уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) насчитывается свыше 10 тыс. специалистов-кинологов, состоящих на должностях аттестованных и вольнонаемных сотрудников. На данный момент значительная часть аттестованных сотрудников не имеет образования по профилю своей деятельности. При этом согласно Программе развития системы ведомственного профессионального образования на период до 2020 года к моменту ее завершения уровень соответствия профессионального образования и квалификации сотрудников УИС квалификационным требованиям к занимаемой должности для среднего, старшего и высшего начальствующего состава учреждений и органов УИС должен достигнуть 90 %.

Основными должностями, на которые могут быть назначены выпускники-кинологи, являются: начальник кинологического отделения учреждения, органа УИС, инспектор (старший инспектор, начальник) киноло-

гической службы территориального органа ФСИН России либо преподаватель (старший преподаватель, начальник) цикла кинологической службы учебного центра. Следовательно, у них должны быть сформированы компетенции, необходимые для выполнения как функций руководителя - по вопросам организации деятельности кинологического подразделения, использования на службе специалистов-кинологов с собаками, материально-технического обеспечения кинологического подразделения (закупке, хранению, выдаче, учету продуктов, кормов, специального снаряжения, кухонного и уборочного инвентаря для служебных собак), так и преподавателя - по подготовке, организации и проведению занятий по дрессировке и применению служебных собак. Таким образом, к офицеру-кинологу уголовно-исполнительной системы предъявляется целый комплекс специфических запросов в сфере организации деятельности кинологической службы

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 24

#

ФСИН России, что, безусловно, требует наличия у него высшего профессионального образования, учитывающего данную специфику. Очевидно, что обеспечить качественное выполнение данной задачи могут только вузы Федеральной службы исполнения наказаний.

На сегодняшний день единственным высшим учебным заведением ФСИН России, осуществляющим подготовку специалистов для кинологических подразделений уголовно-исполнительной системы с 2002 года, является Федеральное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний (далее - институт). Это обусловливает его особую роль как ядра учебно-методической секции кинологии (далее -секция кинологии) управления кадров ФСИН России, представляющей собой организационную форму взаимодействия должностных лиц подразделений и органов УИС, а также профессорско-преподавательского состава института по решению задач профессионального образования и обучения курсантов и слушателей по профилю «Кинология». Цель деятельности секции кинологии - организационно-методическое руководство образовательными учреждениями ФСИН России и учебными центрами (пунктами) территориальных органов УИС, а также оказание им практической помощи в совершенствовании образовательного процесса в сфере кинологии.

В соответствии со своими основными задачами и функциями, а также с учетом вышеуказанных требований в первую очередь секцией кинологии была разработана «модель выпускника-кинолога» - единая система подготовки курсантов. В течение первого года обучения согласно «модели выпускника-кинолога», курсант должен получить исчерпывающую информацию о выполнении задач в составе караулов по охране объектов и конвоированию. В период обучения на втором и третьем курсах - приобрести теоретические знания и практические навыки несения службы с собаками в должности помощника начальника караула по кинологической службе и в составе группы досмотра транспортных средств на контрольно-пропускном пункте.

В течение четвертого курса - освоиться в должности начальника кинологического отделения учреждения, органа УИС. Каждый курс обучения завершается прохождением практики в учреждениях и органах УИС.

Следующей важной и сложной задачей, стоявшей перед секцией кинологии, в частности авторским коллективом института, было внедрение «модели выпускника-кинолога» при разработке основной образовательной программы (далее - ООП), соответствующей требованиям как Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (далее - ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению «Зоотехния», так и ФСИН России по обеспечению полноценной подготовки специалистов по профилю «Кинология» в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также Концепцией развития охраны учреждений уголовно-исполнительной системы на период до 2020 года. Необходимо отметить, что разработка ООП по ФГОС ВПО третьего поколения базируется на инновационном подходе - формировании определенных компетенций у выпускника. В связи с чем секции кинологии впервые пришлось создавать матрицу соответствия компетенций, составных частей ООП и оценочных средств, а также паспорта компетенций. Кроме того, для реализации данной ООП авторским коллективом института разработаны учебный план по ФГОС ВПО направление «Зоотехния» профиль «Кинология», а по его составным частям -учебно-методические комплексы дисциплин (в том числе электронные, которые доступны в электронно-библиотечной системе института), программы практик и итоговой государственной аттестации. Следует отметить, что в данную ООП института по дисциплинам профессионального цикла включены вопросы по кинологическому профилю (например: в Морфологию животных - по анатомии собак). Согласно ФГОС ВПО удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью ООП, что также потребовало от секции кинологии значительного объема учебно-методической

25 Ведомости уголовно-исполнительной системы № 4/2014

#

ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

работы по выполнению необходимых методических разработок.

Наличие учебного полигона для дрессировки собак, а также специализированных классов и учебных лабораторий обеспечивает реализацию профиля подготовки «Кинология», закрепленного за институтом.

Все это в целом позволяет обеспечить эффективную практическую составляющую учебного процесса, максимально приблизить процесс обучения к реальным условиям службы и, как следствие, качественно осуществить профессиональное обучение будущих специалистов.

Особенностью обучения специалистов-кинологов в институте является отлаженный учебно-воспитательный процесс, сочетающий учебную, научную, спортивную деятельность курсантов и обеспечивающий выпуск здоровых, всесторонне подготовленных к службе в УИС офицеров.

Помимо обеспечения подготовки для УИС специалистов-кинологов с высшим профессиональным образованием секция кинологии принимает непосредственное участие в разработке программных и учебно-методических материалов для организации образовательного процесса дополнительного профессионального образования - курсов повышения квалификации среднего и старшего начальствующего состава, а также первоначальной подготовки младшего начальствую-

щего состава кинологической службы ФСИН России. Так, в частности, были подготовлены программы курсов повышения квалификации начальников кинологических служб территориальных органов ФСИН России, старших инспекторов (инспекторов) кинологической службы территориальных органов ФСИН России, начальников кинологических отделений учреждений и органов УИС, начальников племенных питомников территориальных органов ФСИН России, преподавателей циклов кинологической службы учебных центров территориальных органов ФСИН России, первоначальной подготовки младшего начальствующего состава - специалистов кинологической службы ФСИН России с разыскными и патрульно-разыскными собаками.

Таким образом, благодаря отлаженному механизму взаимодействия Пермского института ФСИН России и учебно-методической секции кинологии управления кадров ФСИН России в уголовно-исполнительной системе по подготовке специалистов-кинологов организуются все уровни обучения от первоначальной подготовки и курсов повышения квалификации до высшего профессионального образования. Этому в значительной мере способствует кадровый потенциал и материальная база института, позволяющие изучать и решать проблемы, возникающие в процессе деятельности кинологических подразделений УИС. ^

vedomosti.fsin@list.ru www.orfsin.ru 26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.