11. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. 23.05.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
С. С. Жданова
КИНОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК НОВЫЙ ВИД ТАМОЖЕННЫХ УСЛУГ
В статье рассмотрены вопросы совершенствования механизма управления таможенными услугами при использовании инструментов контроллинга. Автором сделана попытка проанализировать кинологическую деятельность как услугу, предоставляемую государством потребителям - участникам внешнеэкономической деятельности, юридическим и физическим лицам и обществу в целом, а также возможность применения концепции контроллинга в механизме управления таможенными услугами.
Ключевые слова: кинологическая деятельность; таможенные услуги; контроллинг; конкурентоспособность; эффективность; таможенные органы.
S. S. Zhdanova
CANINE ACTIVITY AS A NEW TYPE OF CUSTOMS SERVICES
The issues of improving the mechanism of customs services management using tools of controlling are considered in the article. The author made an attempt to analyze canine activities as a service provided by the state to consumers - participants of foreign economic activity, legal entities and individuals, society at large - as well as the possibility of applying the concept of controlling in the mechanism of customs services management.
Keywords: canine activity; customs services; controlling; competitiveness; efficiency; customs authorities.
Экономическая глобализация и интеграция - основная тенденция современного общества. С целью эффективного развития национальной экономики Россия, наряду с другими государствами, активно участвует в процессе международной экономической интеграции, расширяя сотрудничество с международными экономическими и финансовыми институтами, решая многие проблемы в области международной безопасности, в том числе в сфере борьбы с международной преступностью, контрабандой и торговлей наркотиками. Появление таких сложных, многогранных задач в условиях требования повышения эффективности внутренних ресурсов определяет необходимость трансформации и дальнейшего развития таможенных органов Российской Федерации (РФ), непосредственно участвующих в их решении.
Один из векторов такого развития в контексте вступления России во Всемирную торговую организацию, создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и формирования единого экономического пространства лежит в сфере поиска более эффективных подходов к механизму управления таможенными
услугами, разработки более совершенного методического обеспечения такого механизма. В связи с этим методы и подходы коммерческих организаций, в том числе принципы и элементы контроллинга как современной концепции управления, могут быть использованы в государственном секторе при реализации таможенных услуг и функций. В основе этой концепции лежит необходимость обеспечения успешного функционирования системы таможенных органов в долгосрочной перспективе и соответствия миссии и стратегических целей Федеральной таможенной службы (ФТС России) изменяющимся условиям и требованиям внешней среды.
Вопросам совершенствования механизма управления государственными функциями и услугами в таможенных органах посвящены многие научные исследования отечественных экономистов и ученых, в их числе работы С. Л. Блау [1], В. В. Макрусева [2; 3], С. Я. Юсуповой [4]. Вместе с тем в необходимой мере не охвачен такой важный аспект, как практическое применение теоретических разработок не только для таможенных услуг, включенных в утвержденный ФТС России перечень, но и для прочих услуг-функций, которые оказывает таможенная служба обществу в целом.
В данной статье сделана попытка рассмотреть отдельный элемент правоохранительной сферы, а именно кинологическую деятельность как услугу, предоставляемую государством потребителям - участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД), юридическим и физическим лицам и обществу в целом. Развивая кадровый потенциал сотрудников таможенных органов данной сферы, эта услуга может эффективно конкурировать с коммерческим сектором, обеспечивая удовлетворение потребностей не только государства, но и широкого круга лиц -юридических и физических, а также минимизировать затраты государства на ее поддержку и обеспечить возможную самоокупаемость в части отдельных направлений. Такая ориентация на согласование и координацию интересов большого числа участников, соблюдающих собственные приоритеты, при взаимодействии с разными институтами, в том числе с таможенными органами, у которых есть свои цели, нормы и правила, достижение баланса интересов с наиболее влиятельными институтами обеспечивает интеграцию концепции контроллинга в механизм управления таможенными услугами. Данный подход обусловлен важностью сферы кинологической деятельности для системы таможенных органов, стремлением повысить ее конкурентоспособность и вывести на новый уровень развития, а также содействовать дальнейшему росту в условиях модернизации и трансформации таможенных органов в целях адаптации к жесткой мировой конкурентной среде.
Защита национальной безопасности государств-членов, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды - одна из основных задач таможенных органов (п. 1 ст. 351 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС)) [5]. Обеспечительные меры для выполнения данной функции возложены на правоохранительные подразделения таможенных органов, в том числе на Кинологическую службу ФТС России. «Положение о Кинологической службе ФТС России», утвержденное приказом ФТС России от 03.06.2008 № 687, устанавливает, что «Кинологическая служба обеспечивает подготовку должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль с применением служебных собак, а также использование служебных собак для
предотвращения и пресечения контрабанды наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, обладающих индивидуальным запахом и незаконно перемещаемых через таможенную границу» [6] .
Деятельность кинологических подразделений таможенных органов РФ в настоящий момент не рассматривается как таможенная услуга, что потенциально оказывает сдерживающее влияние на развитие и конкурентоспособность данного направления. Новые экономические реалии, в частности создание ЕАЭС, привели к переносу таможенных операций на внешние границы. Результатами стали реструктуризация таможенных органов и сокращение штатной численности федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов, включая кинологические подразделения. Приказами ФТС России от 29.06.2011 № 1380, от 06.07.2012 № 1368, от 09.10.2012 № 2028, от 11.02.2016 № 246, от 11.10.2016 № 1949 ликвидированы Забайкальская таможня, Горно-Алтайская таможня, Нижнетагильская и Курганская таможни, Магнитогорская таможня, Себежская таможня. Всего в 2011-2018 гг. штатная численность Кинологической службы была сокращена с 3 100 до 800 единиц. Обученные, квалифицированные сотрудники таможенных органов были вынуждены уходить в другие ведомства или менять сферу деятельности, переучиваться, тогда как их возможности и опыт можно было использовать, предоставляя возмездные услуги кинологической направленности на платной основе для широкого круга потребителей.
В современной науке, как и в законодательстве, нет кодифицированного определения терминов «государственная таможенная услуга» и «государственная услуга в области таможенного дела». Существуют лишь различные подходы к толкованию содержания понятий, номинируемых указанными терминами. Автор данной статьи рассматривает их как синонимы. Вместе с тем в законодательстве РФ выделено понятие государственной услуги. Так, в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» государственная услуга - деятельность по реализации функций органов, предоставляющих государственные услуги, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами РФ и нормативными правовыми актами субъектов РФ полномочий таких органов [7].
В подпункте «д» п. 2 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» «под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами» [8].
Одним из видов государственных услуг являются государственные услуги в области таможенного дела, или таможенные услуги, которые предоставляются заинтересованным лицам таможенными органами как органами исполнительной власти [9]. Однако термин «государственная таможенная услуга» действующим законодательством не закреплен ни на уровне нормативных актов РФ, ни на уровне норм ТК ЕАЭС, хотя на уровне концепций, регламентов и докладов ФТС России
его используют. В Регламенте ФТС России, утвержденном приказом ФТС России от 04.09.2018 № 1380, зафиксировано, что «ФТС России в порядке и сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации, осуществляет разработку административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора) и предоставления государственных услуг, которые определяют административные процедуры, обеспечивающие осуществление функций ФТС России, эффективную работу главных управлений ФТС России и должностных лиц, реализацию прав граждан. Предоставление государственных услуг осуществляется на основе требований, установленных актами, составляющими право Евразийского экономического союза, законодательством Российской Федерации и административными регламентами предоставления государственных услуг» [10].
Отсутствие единого кодифицированного в законодательстве термина «таможенная услуга» тормозит развитие системы предоставления государственных услуг в таможенном деле. Понимая проблему, ученые пытаются сформулировать определение данного термина исходя из сущности понятия, которое он номинирует.
По мнению В. В. Макрусева, «государственная таможенная услуга может рассматриваться в широком и узком смысле: в широком понимании - это общественно-экономическое благо в форме таможенной деятельности. В более узком контексте государственная таможенная услуга - это действия или последовательность действий по осуществлению таможенных функций, реализуемые специальными таможенными инструментами (включая таможенные процедуры, операции, технологии) с целью повышения потребительской полезности сферы ВЭД для государства и участников внешнеторговой деятельности» [2]. По мнению О. В. Гречкиной и С. А. Агамагомедовой, «государственная услуга в области таможенного дела представляет собой направление административной деятельности таможенных органов по реализации ими своих функций, которое выражается в определенных административных процедурах, осуществляемых должностными лицами таможенных органов по запросам заявителей (физических и юридических лиц) и регламентированных ведомственными нормативно-правовыми актами (административными регламентами)» [9]. Н. П. Молчанова и А. Ю. Антонов в своей статье «Управление экономическими структурами в регионе: эффективность и качество таможенных услуг» выделяют два направления в определении сущности понятия «таможенная услуга»: 1) к государственным таможенным услугам относятся только виды услуг, официально закрепленные нормативными правовыми актами; 2) вся работа таможенных органов рассматривается как деятельность по предоставлению государственных таможенных услуг [11]. Автор настоящей статьи придерживается второго подхода.
Анализ многочисленных публикаций, источников и мнений экспертов в области таможенного дела позволяет отнести кинологическую деятельность по своей сути к государственной таможенной услуге, связанной с обеспечением безопасности государства и интересов национальной экономики, удовлетворяющей потребности всех участников внешнеторговой деятельности (государства, потребителей таможенных услуг и общества в целом).
Возможный перечень государственных таможенных услуг в области кинологии, категории потребителей данных услуг и единицы измерения эффективности представлены в таблице.
Таблица
Возможный перечень государственных таможенных услуг в области кинологии
Государственная таможенная услуга Категории потребителей услуг Единица измерения
Профессиональная подготовка должностных лиц кинологических подразделений иностранных государств Юридические и физические лица Количество обученных специалистов
Подбор, приобретение и подготовка собак Юридические и физические лица Количество выращенных / закупленных и подготовленных по определенным программам собак
Обеспечение участия кинологов в розыскных мероприятиях Юридические и физические лица Количество заявок и выездов на мероприятия
Организация и проведение спортивных кинологических мероприятий Юридические лица Количество спортивных мероприятий
Ветеринарное обеспечение Юридические лица Количество вылеченных собак
Аттестация и сертификация собак на отдельный запах Юридические и физические лица Количество аттестованных и сертифицированных собак
В соответствии с предлагаемым перечнем государственных таможенных услуг в области кинологии их специфические свойства по сравнению с другими видами услуг заключаются в следующем:
1) государственные таможенные услуги в области кинологии предоставляются государством специализированными таможенными органами (Кинологическим центром ФТС России, кинологическими подразделениями региональных таможенных управлений, таможен, таможенных постов);
2) таможенные услуги в области кинологии могут быть регламентированы законодательством и предоставляться вне специально оборудованных участков, постов, пунктов;
3) предоставление государственных таможенных услуг в области кинологии может осуществляться на платной и бесплатной основе;
4) государственная таможенная услуга в области кинологии связана как с возможностью заявителей услуги реализовать свои права на ее получение, так и с осуществлением таможенными органами своих основных функций в сфере правоохранительной деятельности и, соответственно, может носить как обязательный (при выполнении правоохранительной функции), так и заявительный (добровольный) характер;
5) конечный результат государственной таможенной услуги в области кинологии может выражаться в получении документа (диплом специалиста-кинолога, удостоверение о повышении квалификации, аттестат / сертификат о постановке собаки на запах и др.) либо в выполнении конкретных действий.
Однако перечень государственных услуг, предоставляемых ФТС России, на текущий момент включает следующие позиции:
- ведение реестра таможенных представителей;
- принятие предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;
- ведение реестра владельцев складов временного хранения;
- ведение реестра владельцев магазинов беспошлинной торговли;
- ведение реестра уполномоченных экономических операторов;
- ведение реестра таможенных перевозчиков;
- информирование об актах таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства РФ о таможенном деле и об иных правовых актах РФ в области таможенного дела и консультирование по вопросам таможенного дела и иным вопросам, входящим в компетенцию таможенных органов;
- ведение реестра владельцев таможенных складов;
- ведение реестра банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов;
- выдача и отзыв квалификационных аттестатов специалистов по таможенным операциям;
- принятие предварительных решений о стране происхождения товара;
- ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности [12].
Расширение перечня государственных таможенных услуг, в том числе за счет кинологической деятельности, создаст возможность для более эффективного использования ресурсов и развития таможенных органов в долгосрочной перспективе, а также обозначит возможные направления по дальнейшему совершенствованию кинологической деятельности. Это пример философии контроллинга в действии - ориентация на эффективное управление таможенными органами в целях повышения их гибкости и способности быстро реагировать на изменение окружающей среды и решать комплексные задачи.
Реформирование государственной таможенной службы - актуальная проблема со множеством предлагаемых решений. Основной тенденцией изменений становится возможность использования бизнес-методов, приемов и технологий в государственной сфере, в том числе в сфере таможенных услуг.
Одним из стратегических механизмов повышения эффективности государственного управления служит конкуренция, которая вынуждает внедрять новые технологии и концепции управления, включая контроллинг, работать лучше, повышая производительность, выступая инструментом снижения затрат и предоставления более качественных услуг. В связи с этим придание кинологической деятельности формы государственной таможенной услуги позволит:
1) расширить спектр платных услуг, предоставляемых таможенными органами;
2) использовать имеющуюся кинологическую инфраструктуру на полную мощность;
3) сохранить и использовать в области кинологии высококвалифицированный кадровый потенциал;
4) использовать конкурентные преимущества перед коммерческим сектором, улучшая качество предоставляемых услуг и способствуя дальнейшему развитию кинологии в целом.
Оказывая услуги, конкурирующие с частным бизнесом, государственный сектор способен не только повысить эффективность своей деятельности и качество предоставляемых услуг, но и создать гибкую, способную к выживанию в условиях
ускоренных изменений внешней среды, самотранформирующуюся организацию, которая поставлена на службу потребностям общества и интересам социально-экономической сферы. Тем самым имплементация инструментария контроллинга в систему управления таможенными услугами, способствуя выработке рекомендаций по возможным решениям, с учетом последствий их реализации, обеспечит устойчивое и эффективное долгосрочное развитие таможенных органов в соответствии с миссией и стратегическими целями ФТС России.
Использованные источники
1. Механизм управления государственными функциями и услугами в таможенных органах: монография / С. Л. Блау, Ю. В. Малевич, А. Е. Суглобов и др.; под ред. С. Л. Блау. М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. 160 с.
2. Макрусев В. В. Маркетинг таможенных услуг: учебник. М.: Проспект, 2017. 384 с.
3. Макрусев В. В. Проблемы развития теории управления таможенным делом // Вестник Российской таможенной академии. 2012. № 2. С. 18-22.
4. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг / С. Я. Юсупова, А. В. Кнышов, С. Л. Блау, Р. Ю. Симионов. М.: Восток-запад, 2016.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2011) [Электронный ресурс]. URL: http://tkeaes.ru/razdel-7/glava-47/st-351-tk-eaes.
6. Приказ ФТС России от 03.06.2008 № 687 «О создании Кинологической службы ФТС России» [Электронный ресурс]. URL: http://www.tks.ru/docs/10013871.
7. Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ (ред. от 18.04.2018) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
8. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 28.09.2017) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
9. Гречкина О. В., Агамагомедова С. А. Государственные таможенные услуги: понятие, базовые характеристики, виды // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2016. № 3 (39). С. 17-30.
10. Приказ ФТС России от 04.09.2018 № 1380 «Об утверждении Регламента Федеральной таможенной службы» (зарегистрирован в Минюсте России 25.09.2018 № 52242) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Гарант».
11. Россия: тенденции и перспективы развития: ежегодник / ИНИОН; РАН; отв. ред. В. И. Герасимов. М.: ИНИОН РАН, 2017. Вып. 12. Ч. 1. 984 с.
12. Официальный сайт ФТС России. URL: http://www.customs.ru/index.php?option=com_new sfts&view=category&id=18&Itemid=1843.