первые шаги в науке
first steps in science
Д. В. Губарев
внесение изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации, как направление совершенствования таможенного администрирования
В статье рассмотрен процесс таможенного администрирования при внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации. Приведена схема организации таможенного контроля, предшествующего принятию решения о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации. Проанализирована существующая в таможенных органах практика, выявлены проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: таможенное администрирование; системный подход; процессный подход; решение о внесении изменений в таможенную декларацию; таможенная операция; таможенный контроль; таможенное декларирование.
D. V. Gubarev
amendments to the information stated in the customs declaration as the improvement direction of customs administration
The process of customs administration when making changes to the information stated in a customs declaration is considered in the article. The scheme of the organization of customs control preceding the decision to amend the information stated in the customs declaration is given. The existing practice in customs is analysed, problems are identified and ways to solve them are offered.
Keywords: customs administration; system approach; process approach; decision to amend the customs declaration; customs operation; customs control; customs declaration.
Современная таможенная система - это государственный институт, реализующий функции регулирования, контроля и надзора за внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью России в форме таможенного администрирования [1].
В статье под таможенным администрированием понимается организационно-управленческая и операционно-технологическая деятельность таможенных органов, осуществляемая в ходе решения возложенных на них задач в области таможенного дела [1].
Властные полномочия в организационно-управленческой деятельности таможенные органы реализуют в рамках проводимого ими таможенного контроля посредством совершения таможенных операций, подразумевающих принятие должностными лицами решений в сфере таможенного дела.
В разделе III Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) перечислены таможенные операции и лица, их совершающие. Статьей 112 ТК ЕАЭС предусмотрено совершение лицами и таможенными органами таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации [2].
В 2019 г. нормативное правовое регулирование совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в таможенной декларации, осуществляется в соответствии с положениями ТК ЕАЭС, нормами Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Закон) [3], требованиями «Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары», утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» (Порядок) [4] и «Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров», утвержденной приказом Федеральной таможенной службы (ФТС России) от 03.07.2014 № 1286 (Инструкция) [5].
Анализ указанных нормативных правовых актов позволяет сгруппировать и систематизировать основные аспекты и / или условия, влияющие на выбор модели и технологии таможенного администрирования процесса внесения изменений в сведения, заявленные в декларации на товары (ДТ), а именно:
а) временной аспект (возникновение необходимости внесения изменений в ДТ: до или после выпуска товаров);
б) причины, послужившие основанием для внесения изменений в ДТ (их условно можно разделить на «внутренние» и «внешние»);
в) результат.
Временной аспект выражается в сроках, отведенных на принятие решения о возможности внесения изменений в ДТ. В случае возникновения необходимости внесения изменений в ДТ до выпуска товаров такое решение должно быть принято таможенным органом в сроки выпуска товаров, установленные ТК ЕАЭС (не позднее десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации). При возникновении необходимости внесения изменений в ДТ после выпуска товаров законодателем установлен более продолжительный срок на принятие решения о возможности внесения изменений в ДТ и осуществление корректировки сведений.
Причин, являющихся основанием для внесения изменений в ДТ, множество, но их условно можно разделить на две основные группы: «внутренние» и «внешние». К группе «внутренних» причин можно отнести решения, принятые в сфере таможенного дела таможенными органами самостоятельно по результатам проведенного ими таможенного контроля, например:
- решения, отмененные / принятые по результатам проведенного ведомственного контроля;
- решения о классификации товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС);
- решения, принятые по результатам камеральных и иных проверок;
- иные решения таможенных органов.
К «внешним» причинам можно отнести:
- волеизъявление участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД), выраженное в виде поданного в установленном порядке в таможенный орган обращения о внесении изменений в сведения, ранее заявленные им в ДТ;
- поступающие в таможенные органы обязательные для исполнения решения суда или иных контролирующих органов.
Результатом проведенных таможенным органом мероприятий по внесению изменений в сведения, заявленные в ДТ, может являться:
- возврат таможенным органом излишне уплаченных таможенных платежей участнику ВЭД, в случае если внесение изменений в сведения, заявленные в ДТ, повлекло за собой уменьшение размера сумм таможенных пошлин;
- доначисление и довзыскание таможенным органом таможенных платежей, в случае если внесение изменений в сведения, заявленные в ДТ, повлекло за собой увеличение размера сумм таможенных пошлин;
- возбуждение дела об административном правонарушении / уголовного дела, в случае если причины, послужившие основанием для внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, образуют состав административного правонарушения или уголовного преступления;
- приведение сведений, заявленных в ДТ, в соответствие с требованиями, предъявляемыми таможенным законодательством к порядку заполнения ДТ, для целей максимально корректного формирования данных внешнеторговой статистики.
Анализ нормативной правовой базы также позволяет сделать вывод, что внесение изменений в ДТ является довольно сложным и трудоемким процессом. Сложность обусловлена многими факторами, основными из которых являются:
- участие в процессе как участника ВЭД, так и таможенного органа и, следовательно, оказание на разных его этапах влияния друг на друга; при этом законодатель каждого участника процесса наделил своими правами и обязанностями, а также установил сроки их выполнения;
- большое количество задействованных в нем на разных этапах должностных лиц таможенных органов с разными функциональными обязанностями и разного уровня подчиненности (функциональные отделы таможни, руководство таможни, таможенный пост);
- большое количество совершаемых таможенных операций как должностными лицами, так и участниками ВЭД с различными сроками, установленными на их совершение;
- возникновение причинно-следственной связи, т. е. процесс внесения изменений в ДТ влечет за собой необходимость осуществления таможенного администрирования иных объектов таможенного контроля.
Следовательно, при принятии решения о внесении изменений в ДТ перед таможенными органами Российской Федерации стоит серьезная задача по соблюдению требований действующего законодательства без снижения качества таможенного администрирования, для решения которой необходим комплексный инновационный подход.
Наиболее значимыми, позволяющими эффективно решать перечисленные задачи являются процессный и системный подходы при анализе таможенного администрирования и проведении таможенного контроля в рамках совершения таможенных операций, связанных с внесением изменений в сведения, заявленные в ДТ.
С точки зрения процессного подхода, являющегося одним из наиболее передовых методов построения систем управления, сквозные процессы представляют собой процессы, проходящие через несколько подразделений или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений [6].
Рассмотрение организации как единой системы при осуществлении таможенного администрирования позволяет вычленить разнообразные бизнес-процессы, на входе принимающие ресурсы, а на выходе создающие некий продукт. Весь цикл замкнут на выпуске готового товара - услуги. Данный подход состоит в такой организации работы, которая основана на разделении всей деятельности предприятия на бизнес-процессы, а аппарата управления - на отдельные блоки или подсистемы. Вся система может быть представлена в виде схемы, цепочки с отдельными звеньями - операциями. Конечным итогом производственной цепочки становится продукт или услуга. Звенья, отвечающие за конкретный бизнес-процесс, формируются из структурных подразделений [7].
По мнению автора, для того, чтобы рассматривать таможенное администрирование при проведении таможенного контроля в рамках совершения таможенных операций, связанных с внесением изменений в сведения, заявленные в ДТ, необходимо:
а) воспринимать таможенный орган (таможню) как систему, в которой:
- деятельность таможенного органа (таможни) рассматривается как взаимосвязанная совокупность элементов системы (функциональных отделов, таможенных постов), в том числе и его развитие (повышение эффективности деятельности);
- решение локальных проблем не меняет систему, поменять можно только всю совокупность в целом;
б) воспринимать таможенное администрирование (в контексте совершения таможенных операций, проводимых в рамках принятия решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ) как процесс, в котором:
- любая отдельная таможенная операция воспринимается как подпроцесс или часть единого процесса создания итоговой ценности;
- любую таможенную операцию можно улучшить (это и есть цель, которую преследует процессный подход);
- в любой деятельности есть разделение (по наличию материальных ресурсов, персоналу, по времени, ответственности и т. д.).
Применительно к таможенному контролю, осуществляемому таможенными органами в рамках совершения таможенных операций, связанных с внесением изменений в сведения, заявленные в ДТ, можно выделить следующие принципы процессного подхода в проведении таможенного администрирования:
1. Рассмотрение деятельности таможенного органа (таможни) в качестве совокупности бизнес-процессов (таможенных операций), совершение которых образует систему таможенного контроля.
2. Обязательная регламентация и формальное описание выполнения бизнес-процесса (таможенных операций).
3. Наличие внешнего владельца у всего процесса в целом, а также внутреннего владельца у каждого бизнес-подпроцесса (лица, которое отвечает за результат конкретной таможенной операции как со стороны бизнеса, так и со стороны таможенного органа).
4. Создание единого информационно-цифрового пространства, в котором каждый участник бизнес-процесса совершает таможенные операции, связанные с принятием решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, в соответствии с предписанной ему ролью владельца на каждом из этапов.
Ниже приведена схема, описывающая модель таможенного администрирования, применяемая в Московской областной таможне при проведении таможенного контроля в рамках совершения таможенных операций, связанных с внесением изменений в сведения, заявленные в ДТ (рис.).
Владелец всего процесса (диспетчер) - отдел таможенной статистики
Рис. Модель администрирования внесения изменений в сведения, заявленные в ДТ, на базе процессного подхода
Анализируя данную модель, можно сделать вывод о том, что в Московской областной таможне администрирование таможенных операций, совершаемых в рамках мероприятий, связанных с принятием решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, организовано на основе процессного подхода.
Внешним владельцем всего процесса является отдел таможенной статистики, который осуществляет функции по диспетчеризации и распределению задач между функциональными отделами таможни, руководством таможни и таможенными постами (внутренними владельцами подпроцессов), а также контроль за соблюдением сроков, достоверностью, обоснованностью принятых решений и правильностью создания корректировки декларации на товары (КДТ).
Вместе с тем в качестве проблемного вопроса следует отметить, что в настоящее время в Московской областной таможне не сформировано единое информационно-цифровое пространство, в котором каждый участник бизнес-процесса совершает таможенные операции, связанные с принятием решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, в соответствии с предписанной ему ролью владельца на каждом из этапов. Данное обстоятельство напрямую связано с ограниченным функционалом ПЗ «Принятие решений о внесении изменений в ТД» из состава АИС «АИСТ-М». Причины ограниченности функционала названного программного средства обусловлены следующим факторами:
- ведение реестра решений на корректировку сведений в ДТ (РКДТ) единым списком, независимо от того, прошли РКДТ согласование структурным подразделением таможни или находятся на этапе согласования;
- отсутствие возможности формирования гибких запросов (фильтрации и / или поиска РКДТ по номерам ДТ);
- отсутствие отдельно прописанной роли владельца всего процесса формирования РКДТ и т. д.
По этой причине работа с РКДТ в Московской областной таможне организована в соответствии с нормативными документами и проводится исключительно на бумажном носителе. С учетом удаленности таможенных постов, а также большого количества формируемых решений (табл.) время процедуры согласования РКДТ и внесения изменений в ДТ значительно увеличивается.
Таблица
Количество подготовленных РКТД в 2017-2019 гг., шт.
^~^"^^.^Подразделение Период (год) Таможенные посты Функциональные отделы ИТОГО по таможне
2017 г. 8 340 999 9 339
2018 г. 4 025 1 538 5 563
2019 г. (до 01.08.2019) 1 811 2 747 4 558
За первое полугодие 2019 г. в таможню поступило на согласование 4 558 РКДТ. В среднем в день владельцем процесса - отделом таможенной статистики - регистрируется от 20 до 60 РКДТ, максимальное значение в период пиковой нагрузки достигает 200 РКДТ в день. Осуществление операций по регистрации РКТД и проверке внесения изменений в ДТ на основании РКДТ занимает около 40% всего рабочего времени отдела таможенной статистики и состоит из следующих операций:
- регистрация поступившего РКДТ;
- проверка корректности внесенных изменений в ДТ;
- повторное рассмотрение РКДТ после исправления функциональными отделами и / или таможенными постами выявленных ранее ошибок;
- отслеживание статуса проектов РКДТ на каждом из этапов согласования в целях контроля за соблюдением установленных законодательством сроков внесения изменений в ДТ.
В целях совершенствования процесса администрирования таможенных операций, совершаемых в рамках мероприятий, связанных с принятием решения о внесении изменений в сведения, заявленные в ДТ, с использованием имеющихся информационно-программных средств, Московской областной таможней в ФТС России в установленном порядке направлены предложения по совершенствованию ПЗ «Принятие решений о внесении изменений в ТД» из состава АИС «АИСТ-М».
Таким образом, в условиях проводимых в России масштабных реформ таможенных органов, одним из основных направлений которых является повышение эффективности таможенного администрирования и качества предоставляемых таможенными органами таможенных услуг, доработка названного программного средства до состояния, позволяющего исключить применение бумажного носителя РКДТ, т. е. предусматривающего движение РКДТ, распределение РКДТ по отдельным категориям этапов согласования, фильтры «согласовано» и «на согласовании», автоматическое оповещение о вновь поступивших на согласование РКДТ, формирование запросов документов (обратная связь), существенно повысят эффективность таможенного администрирования и качество предоставляемых Московской областной таможней таможенных услуг, что приведет:
- к сокращению временных затрат на рассмотрение РКДТ;
- к увеличению эффективности оперативного контроля за РКДТ на различных этапах согласования;
- к повышению качества принятых таможенным органом решений в сфере таможенного дела;
- к улучшению бизнес-климата в регионе деятельности Московской областной таможни.
Использованные источники
1. Бойкова М. В., Макрусев В. В., Каимова И. В. Сервисно-ориентированное таможенное администрирование: опыт внедрения: монография. М.: РИО Российской таможенной академии, 2018.
2. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) // Собрание законодательства РФ. 2017. № 47. Ст. 6843.
3. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10.12.2013 № 289 «О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».
5. Приказ ФТС России от 03.07.2014 № 1286 «Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов при внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Макрусев В. В., Зеркин Д. Г., Месяц М. А. Современные подходы к управлению деятельностью таможенных органов: монография. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2012. 171 с.
7. Сабурова И. Процессный подход в менеджменте. Процессный подход в управлении. М., 2015 [Электронный ресурс]. URL: https://www.syl.ru/article/167828/new_protsessnyiy-podhod-v-menedjmente-protsessnyiy-podhod-v-upravlenii.
С. С. Жданова
внедрение контроллинга как элемент развития кинологической деятельности
В статье рассмотрено использование контроллинга в практике таможенных органов. Исследованы причины, сдерживающие развитие данной системы в Кинологической службе ФТС России; определены факторы, мешающие внедрению контроллинга в управленческую деятельность. По результатам проведенного исследования сформулировано авторское определение термина «контроллинг».
Ключевые слова: кинологическая деятельность; таможенные услуги; контроллинг; конкурентоспособность; эффективность; таможенные органы.
S. S. Zhdanova
introduction of controlling as AN ELEMENT of canine activity development
The use of controlling in the practice of customs authorities is considered in the article. The reasons constraining the development of this system in the Canine service of the FCS of Russia are studied; the factors hindering the implementation of controlling in management activities are determined. According to the results of the study the author's definition of the term "controlling" is given.
Keywords: canine activity; customs services; controlling; competitiveness; efficiency; customs authorities.
Теоретический и практический интерес к контроллингу в России начал проявляться еще в начале 90-х гг. минувшего столетия. Развитие техники и технологии производства, наукоемкость и капиталоемкость различных видов деятельности привели к появлению новых рисков, последствия которых руководителям стало сложно оценивать без вовлечения в процесс управления ранее не участвовавших в нем технических специалистов. Помимо того, что принятие важнейших решений стало коллегиальным процессом, изменилась и его технология. Потребовались специалисты, которые не только собирают, классифицируют, анализируют и предоставляют информацию, не участвуя в процессе принятия решений, но и специалисты по обработке и управлению данными, научному решению проблем,