Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД'

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ / РАЗВИТИЕ ПРАВА В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Свечникова Вера Викторовна

Статья посвящена изучению особенностей административно-правового регулирования контроля и надзора в сфере высшего образования и науки в историческом аспекте, в советский период развития. Подробно рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль и надзор в исследуемой области правового воздействия. В работе делаются выводы относительно основных закономерностей генезиса административного законодательства в сфере контроля и надзора в изучаемой сфере. В частности, отмечено, что происходившие с 20-х годов XX века изменения в управлении советским государством, повлекли значительные изменения в управлении вузами. Неотъемлемой частью такого управления стали партийное руководство и постепенное нивелирование академических свобод и независимости университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Свечникова Вера Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION AND SCIENCE IN THE SOVIET PERIOD

The article is devoted to the study of the features of administrative-legal regulation of control and supervision in the field of higher education and science in the historical aspect, in the Soviet period of development. The main normative legal acts regulating control and supervision in the investigated area of legal impact are considered in detail. The article draws conclusions regarding the main patterns of the genesis of administrative legislation in the field of control and supervision in the studied area. In particular, it is noted that the changes in the management of the Soviet state that have taken place since the 1920s have led to significant changes in the management of universities. Party leadership and the gradual leveling of academic freedoms and the independence of universities have become an integral part of such governance.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД»

21. Закон СССР от 01.12. 1988 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» // Ведомости ВС СССР. 1988. № 49. Ст. 727.

22. Топорнин Б.Н. Конституция в социалистическом правовом государстве // Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения. М.: ИГПАН СССР, 1989. С. 24-45

23. Органы государственной власти в период советской перестройки (1985-1991 гг.) / Под ред. Ю.Л. Шульженко. М.: ГУУ, 2016. 169 с.

24. Закон СССР от 23.12. 1989 г. «О конституционном надзоре в СССР» // Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 29. Ст. 574.

25. Закон РСФСР от 15.12. 1990 г. «Об изменениях и дополнениях Конституции РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 29. Ст. 395.

26. Закон РСФСР от 12.07.1991 г. «О Конституционном суде РСФСР» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 30. Ст. 1017.

References and Sources

1. Habrieva T.Ya., Chirkin V.E. Teoriya sovremennoj konstitucii. M.: Norma, 2007. 320 s.

2. Chirkin V.E. Kontrol'naya vlast'. M.: Yurist", 2008. 214 s.

3. Trifonov S.G. Konstituciya kak ob"ekt pravovoj zashchity: istoriko-teoreticheskij aspekt // Uchenye zapiski Krymskogo federal'nogo universiteta imeni V. I. Vernadskogo. Seriya: «Yuridicheskie nauki». 2020. T. 6 (72). № 3. S. 30-41.

4. Bogdandi A. Doktrinal'nyj konstruktivizm v proshlom i budushchem: strategiya otveta na nasushchnye voprosy, stoyashchie pered konstitucionno-pravovoj naukoj v Evrope // Sravnitel'noe konstitucionnoe obozrenie. 2010. № 1 (74). S. 39-66.

5. Bolekhivskaya A.D. Pravovaya ohrana Konstitucii Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. Krasnodar, 2006. 201 s.

6. Shul'zhenko Yu.L. Institut konstitucionnogo nadzora v Rossijskoj Federacii. M.: IGPAN, 1998. 112 s.

7. Sergevnin S.L. Obshchaya harakteristika mekhanizma realizacii i ohrany Konstitucii // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo filiala Rossijskoj tamozhennoj akademii. 2013. № 1 (45). S. 80-87.

8. Cherepanov V. A. Problemy rossijskoj gosudarstvennosti. Opyt sistemnogo issledovaniya. M.: INFRA-M, 2018. 336 s.

9. Svod zakonov Rossijskoj imperii. Chast' 1. T. 1-4. SPb.: Tov-vo A.A. Levensona, 1910. 1280 s.

10. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socialisticheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossij skim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) // SU RSFSR. 1918. № 51. St. 582.

11. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) SSSR (utv. postanovleniem S"ezda Sovetov SSSR ot 31.01.1924g.)// Vestnik CIK, SNK i STO. 1924. №2. St.24.

12. Roshchin B.E. Konstituciya SSSR 1924 goda: osnovnye polozheniya i osobennosti (k 90-letiyu prinyatiya pervoj Konstitucii sovetskogo Soyuza) // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. 2014. № 2. S. 189-193.

13. Kurs sovetskogo gosudarstvennogo prava / Pod red. B.V.Shchetinina i A.I. Gorsheneva. M.: Vysshaya shkola, 1971. 448 s.

14. Miryasheva E. V. Stanovlenie konstitucionalizma v shtatah v processe formirovaniya federativnogo gosudarstva v SSHA (XVII-XIX vv.). M.: Dashkov i K, 2012. 131 s.

15. Nakaz Verhovnomu Sudu SSSR (prinyat postanovleniem CIK SSSR ot 14.07. 1924 g.) // Vestnik CIK, SNK i STO SSSR. 1923. № 10.

16. Postanovlenie CIK i Sovnarkoma SSSR ot 24.07. 1929 g. «Ob utverzhdenii polozheniya o Verhovnom Sude Soyuza SSR i prokurature Verhovnogo Suda Soyuza SSR» // SZ SSSR. 1929. N 50. St. 444.

17. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (utv. Postanovleniem Chrezvychajnogo VIII S"ezda Sovetov SSSR ot 05.12.1936) // Izvestiya CIK SSSR i VCIK. 1936. N 283.

18. Zvyagol'skij A.Yu., Turicyn I.V., Uporov I.V., Epifancev A.A. Mestnye Sovety deputatov trudyashchihsya v poslevoennoe vremya (1945-1953 gg.): organizacionno-pravovye osnovy formirovaniya i deyatel'nosti: monografiya. M., 2016.

19. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik (prinyata VS SSSR 07.10.1977) // Vedomosti VS SSSR. 1977. № 41. St. 617.

20. Doklad D.A. Kerimova na Vtorom S"ezde narodnyh deputatov SSSR «O proekte Zakona o konstitucionnom nadzore v SSSR» // Pravda. 1989. 22 dekabrya.

21. Zakon SSSR ot 01.12. 1988 g. «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii SSSR» // Vedomosti VS SSSR. 1988. № 49. St. 727.

22. Topornin B.N. Konstituciya v socialisticheskom pravovom gosudarstve // Socialisticheskoe pravovoe gosudarstvo. Problemy i suzhdeniya. M.: IGPAN SSSR, 1989. S. 24-45

23. Organy gosudarstvennoj vlasti v period sovetskoj perestrojki (1985-1991 gg.) / Pod red. YU.L. SHul'zhenko. M.: GUU, 2016. 169 s.

24. Zakon SSSR ot 23.12. 1989 g. «O konstitucionnom nadzore v SSSR» // Vedomosti SND i VS SSSR. 1989. № 29. St. 574.

25. Zakon RSFSR ot 15.12. 1990 g. «Ob izmeneniyah i dopolneniyah Konstitucii RSFSR» // Vedomosti SND i VS RSFSR. 1990. № 29. St. 395.

26. Zakon RSFSR ot 12.07.1991 g. «O Konstitucionnom sude RSFSR» // Vedomosti SND i VS RSFSR. 1991. №2 30. St. 1017.

УПОРОВ ИВАН ВЛАДИМИРОВИЧ - доктор исторических наук, кандидат юридических наук, профессор, Краснодарский университет МВД России (uporov@mail.ru).

ТАМАЗОВА АННА ДМИТРИЕВНА - кандидат юридических наук, профессор Краснодарский университет МВД России. ГОЛУБИХИНА НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА - кандидат юридических наук, профессор Краснодарский университет МВД России (ngol@mail.ru).

UPOROV, IVAN V. - Doctor of History, Ph.D. in Law, Professor, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. TAMAZOVA, ANNA D. - Ph.D. in Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (tamazova @mail.ru). GOLUBIKHINA, NATALIA V. - Ph.D. in Law, Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

УДК 342.951 Б01: 10.24412/2411-2275-2021-4-60-65

СВЕЧНИКОВА В.В.

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

Ключевые слова: административное право, контроль и надзор в сфере образования, развитие права в советский период, правовое регулирование высшего образования.

Статья посвящена изучению особенностей административно-правового регулирования контроля и надзора в сфере высшего образования и науки в историческом аспекте, в советский период развития. Подробно рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие контроль и надзор в исследуемой области правового воздействия. В работе делаются выводы относительно основных закономерностей генезиса административного законодательства в сфере контроля и надзора в изучаемой сфере. В частности, отмечено, что происходившие с 20-х годов XX века изменения в управлении советским государством, повлекли

значительные изменения в управлении вузами. Неотъемлемой частью такого управления стали партийное руководство и постепенное нивелирование академических свобод и независимости университетов.

SVECHNIKOVA, V.V.

FEATURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL REGULATION OF CONTROL AND SUPERVISION IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION AND SCIENCE IN THE SOVIET PERIOD

Key words: administrative law, control and supervision in the field of education, development of law in the Soviet period, legal regulation of higher education.

The article is devoted to the study of the features of administrative-legal regulation of control and supervision in the field of higher education and science in the historical aspect, in the Soviet period of development. The main normative legal acts regulating control and supervision in the investigated area of legal impact are considered in detail. The article draws conclusions regarding the main patterns of the genesis of administrative legislation in the field of control and supervision in the studied area. In particular, it is noted that the changes in the management of the Soviet state that have taken place since the 1920s have led to significant changes in the management of universities. Party leadership and the gradual leveling of academic freedoms and the independence of universities have become an integral part of such governance.

Складывание с 1917 года нового советского режима ознаменовалось изменениями в управлении государством, в целом, и системой высшего образования - в частности. Существовавшее ранее Министерство народного просвещения было ликвидировано, вместо него появился новый орган - Народный комиссариат просвещения РСФСР, руководить которым стал А.В. Луначарский [1], настаивавший на привлечении в университеты как можно большого количества пролетарской молодежи. В это время происходит изменение системы управления высшими учебными заведениями, меняется сущность надзора и контроля. Тем более, что с переходом страны на рельсы мирного строительства вопросы контроля приобрели огромное политическое значение. Указание В.И. Ленина о том, что учет и контроль - это главное, что требуется для налаживания, для правильного функционирования первой фазы коммунистического общества, стало актуальным лозунгом дня [1, с. 15].

Происходившие изменения среди прочего затронули и студенческие общественные образования внутри самих университетов. Так, был значительно реформирован институт старост, который теперь полностью вошел в систему управления. По смыслу предлагавшихся реформ, профессорско-преподавательский состав и студенчество должны были стать полноправными членами университетского братства. В соответствии с декретом 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения», представителям рабочих и крестьян предоставлялись привилегии при поступлении. Однако, несмотря на резкое увеличение поступающих, к концу первого семестра оставались, как правило, немногие, в виду невозможности продолжить обучение (основная причина - неподготовленность к обучению).

В 1921 году управление высшими учебными заведениями было передано во вновь созданный орган - Главный комитет профессионально-технического образования. В ведение этого комитета находились все высшие контрольные и надзорные функции. Одновременно возникла и система дублирующих механизмов общественного контроля. В качестве таких общественных механизмов выступали так называемые «партийные ячейки», создававшиеся во всех высших учебных заведениях. Разработанное в 1921 году «Положение об управлении высшими учебными заведениями РСФСР» (действовало до 1930 года) создало новую систему управления в высшей школе. Высшим органом управления становится правление. Ректор в такой структуре выступал председателем. Высшими управленческими функциями наделялись и представители студенчества. Однако стоит учесть, что данная иерархическая система управления венчалась Главным комитетом профессионально-технического образования Наркомпроса. Наряду с этим, создавались и общественные контролирующие органы - «совещания», в которые входили члены партии из числа управленцев ВУЗа. Данные органы осуществляли координацию управления вузом с деятельностью партийного руководства. В силу отмеченных инноваций, дореволюционная автономия университетов постепенно утрачивалась [2, с. 24].

Стоит учитывать то, что непосредственный контроль и надзор за вузами осуществлял специальный орган - Государственный ученый совет, который был организован в 1919 году и легализован специальным декретом. Именно этот орган выполнял ряд важных контрольных функций: выдавал разрешение на издание учебной литературы, занимался кадровыми назначениями в университетах, утверждением учебных программ и т.д. [3].

В конце 20-х годов был вновь поднят вопрос о реорганизации высшего образования. При этом был взят курс на нивелирование не только академических свобод университетов, поменялось отношение к высшему образованию в целом. Оно стало рассматриваться исключительно в прикладном значении. В этот период времени, происходил и постепенный отход от понимания университета, как учреждения, занимающегося не только обучением, но и научной деятельностью.

В условиях форсированной модернизации страны особую актуальность приобрели вопросы перевода всех высших учебных заведений под отраслевой контроль и отраслевое подчинение. В 1928 году было принято постановление «Об улучшении подготовки новых специалистов», которое ознаменовало переход к профессионализации высшего образования. Многие технические вузы при этом перешли под управление и контроль Высшего совета народного хозяйства. Такой подход к реформированию высшей школы вызвал усиление давления на классические университеты, причем не только в направлении придания им меньшей автономности, но и в направлении признания откровенной ненужности классического университетского образования в новых реалиях построения социалистического государства [2].

Из числа дореволюционных университетов стали выделяться отдельные высшие учебные заведения (например, в Казани из университета был выделен медицинский факультет). Подобные преобразования имели место во многих учебных заведениях страны. Одновременно шло переподчинение вновь создаваемых учреждений соответствующим ведомствам: медицинские институты переходили под управление Наркомата здравоохранения, сельскохозяйственные - под управление Наркомата Совхозов СССР и т.п. Такая реорганизация, безусловно, способствовала увеличению количества подготовляемых специалистов, но при этом классическая университетская наука почти перестала существовать, что, в конечном счете, отразилось и на подготовке кадров.

В 1938 году был утвержден «Типовой устав высшего учебного заведения». Если ранее целью высших учебных заведений объявлялась подготовка специалистов высшей квалификации, обладающих коммунистическим воспитанием, то теперь число таких целей было существенно больше:

- организация учебно-методического процесса, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов в своей отрасли;

- идейно-политическое воспитание студентов и преподавателей на основе учения Маркса -Энгельса - Ленина - Сталина;

- создание высококачественных учебников и учебных пособий, стоящих на уровне современной науки и отвечающих задачам идейно-политического воспитания молодежи;

- проведение научно-исследовательской работы, способствующей разрешению важнейших задач социалистического строительства;

- повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров и подготовка научно-педагогического состава, «смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки» [4].

Необходимо отметить и наметившуюся тенденцию идеологизации высшего образования

Следующий этап генезиса надзора и контроля в сфере высшего образования в советский период характеризуется проведением комплексной реформы и переподчинением всей системы управления высшим образованием новому органу - Всесоюзному комитету по высшей школе при Совнаркоме СССР. При этом упразднялся, Главпрофобр. Точнее он переименовывался в Государственный комитет СССР по профессионально-техническому образованию. Деятельность Всесоюзного комитета по высшей школе была регламентирована Постановлением СНК СССР от 21.01.1939 № 91 «Об утверждении Положения о Всесоюзном Комитете по делам высшей школы при СНК СССР» [5]. Указанный нормативно-правовой акт наделял данный орган основными полномочиями в сфере управления высшим образованием на всей территории Советского Союза. За пределами юрисдикции Всесоюзного комитета оставались лишь заведения, готовившие спортсменов, военные образовательные учреждения и учреждения, подчиняющиеся другим комитетам (например, в сфере искусства).

Среди контрольных и надзорных функций Комитета по делам высшей школы при СНК СССР необходимо выделить следующие:

- контроль и надзор за развитием и сметами расходов высших учебных заведений;

- контроль и надзор за номенклатурой учебных специальностей, за открытием, закрытием и реорганизацией вузов, факультетов и кафедр;

- контроль и надзор за приемом в высшие учебные заведения;

- контроль и надзор за учебными планами программами по всем общенаучным дисциплинам, а также изданием учебных пособий;

- контроль и надзор за проведением научно-исследовательской работы;

- контроль и надзор за профессорско-преподавательским составом руководством вузов (директорами, ректорами, руководителями кафедр, профессорами, доцентами) - на Комитет возлагались функции утверждения соответствующих кандидатур;

- контроль и надзор за деятельностью, связанной с повышением квалификации;

- контроль и надзор за планами строительства новых зданий вузов, за планами закупок необходимого оборудования.

Структура комитета была достаточно сложной и включала в себя: председателя данного комитета, совета, образованного из известных ученых, преподавателей, представителей различных ведомств (союзных и республиканских) - совет утверждался СНК союза ССР. В комитет также входили различные отделы (всего 13), непосредственное выполнение контрольных и надзорных функций было возложено на «Отдел инспекторской группы при председателе Комитета».

Сразу после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 году Всесоюзный комитет по высшей школе был преобразован в Министерство высшего и среднего специального образования СССР. Стоит отметить укрепившеюся тенденцию «двоевластиия», когда вузы одновременно подчинялись и Минвузу, и отраслевым министерствам. Такая система управления и, соответственно, надзора и контроля не способствовала стабильности и развитию, как отдельных высших учебных заведений, так и всей системы высшего образования. Так, например, передача под управление наркомата юстиции всех юридических факультетов (вместо юридических факультетов университетов, были созданы отдельные юридические институты) повлияла на количество обучаемых, что впоследствии обусловило нехватку юристов [6].

В соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании 1973 года (ст. 6) и Законом «О народном образовании», к компетенции союзных органов советского государства был отнесен и контроль (государственный) в области народного образования и установление порядка его осуществления [7].

Рассматривая особенности контрольных и надзорных функций в сфере науки, стоит также подробнее остановиться на Академии наук СССР, которая являлась высшим научным учреждением в Советском Союзе. В советский период деятельность данного учреждения регламентировалась уставами. Всего действовало 5 уставов, принятых, соответственно, в 1927 [8] году, 1930 [9], 1935 [10], 1959 и 1963 [11]. Координирующая роль Академии в научной деятельности была предусмотрена во всех пяти уставах, однако контрольные функции регламентировались только в Уставе Академии наук СССР 1963 года. В соответствии с п. «д» ст. 3 устава, на академию возлагался контроль за развитием науки: во-первых, во всех вузах и научно-исследовательских учреждениях, не входящих в систему высшего образования (по отраслям промышленности) и во-вторых, в других академиях наук, которые были учреждены в союзных республиках [12].

В конце 1980-х годов была предпринята попытка реформирования системы высшего образования и способов контроля над высшим образованием. Так, 18 марта 1987 года Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Основные направления перестройки высшего и среднего специального образования в стране» утвердило новые направления развития высшего образования. Прежде всего, основным вектором должны были одновременно стать и развитие практических навыков у обучающихся, и усиление научной деятельности в вузах. Для оптимизации управления и контроля, над всей системой образования создавался специальный новый орган - Государственный комитет СССР по народному образованию.

В 1988 году прошел Всесоюзный съезд работников образования, на котором обсуждались и были утверждены новые принципы образовательной политики. В основе новой образовательной системы лежали два основных принципа: демократизация вузов и повышение их самостоятельности (по типу дореволюционных университетов). Система управления и контроля

за высшим образованием предполагала: во-первых, децентрализацию и во-вторых, т.н. регионализацию, которая, по первоначальному смыслу, должна была способствовать развитию образования на конкретных территориях и соответствовать потребностям конкретного населения в республиках. К сожалению, многому из предложенного не суждено было сбыться, последующие изменения государственности повлияли на пути развития высшего образования и науки и систему надзора и контроля за ним [13].

После 1991 года в России нормативно-правовое регулирование высшего образование существенно реформировалось. В течение четырех лет (с 1992 по 1996 годы) были приняты сразу два закона, которые внесли значительные нормативные обновления в надзор и контроль в сфере высшего образования (Закон «Об образовании» [14] 1992 года и ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» 1996 года [12]). Соответственно, в Законе «Об образовании» в ст. 38 регламентировался надзор и контроль в сфере образования, указывалось: «Государственный контроль (надзор) в области образования включает в себя федеральный государственный надзор в области образования и федеральный государственный контроль качества образования». Впервые на законодательном уровне давалось определение надзора и контроля в исследуемой сфере. Образовательная деятельность в сфере высшего образования стала подлежать обязательному лицензированию, появился термин - «государственный образовательный стандарт». Контроль за неукоснительным соблюдением соответствующих стандартов стал неотъемлемой частью соответствующих правовых механизмов проверки и процедуры аккредитации.

Под надзором понималась деятельность соответствующих органов исполнительной власти, которая характеризуется: предупреждением и борьбой с различными правонарушениями в сфере образования; проведением различного рода проверок; устранением выявленных нарушений в сфере образования; аналитической и прогностической функцией в сфере образования, а также наблюдением за исполнением требований соответствующего законодательства.

Государственный контроль качества образования включал в себя следующие характерологические признаки: оценку соответствия подготовки обучающихся требованиям государственных образовательных стандартов и принятия, предусмотренных законодательством России мер по пресечению и устранению обнаруженных нарушений.

В последующем, в 2004 году была создана Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор), которая выполняет основные функции по надзору и контролю в сфере высшего образования и науки (и образования в целом) и в настоящее время.

Подводя итог проведенному в настоящей статье исследованию, представляется возможным сформулировать следующие основные выводы.

1. Происходившие в советском государстве процессы гуманизации, выразившиеся в доступности высшего образования, отмене платного образования, в предоставлении отдельным категориям населения, дополнительных гарантий для обучения, являлись отличительными чертами постреволюционной эпохи. В данный период времени наблюдались наметившаяся еще до революции централизация управления в сфере высшего образования и усиление надзора и контроля за ним.

2. Происходившие в 20-х годах XX века изменения в управлении советским государством, повлекли значительные изменения в управлении вузами. В частности, партийное руководство становится неотъемлемой частью такого управления, постепенно нивелируются академическая свобода и независимость самих университетов.

3. Наделение Академии наук СССР контрольными функциями в сфере науки в 1963 году привело к появлению в сфере науки двух основных контролирующих органов: во-первых, это органы министерского контроля и во-вторых, контроль за республиканской наукой, осуществляемый непосредственно самой Академией.

4. С конца 80-х годов XX века реформа высшего образования и науки заложила фундамент будущего развития, как управления, так и надзора и контроля в данных сферах. Постсоветский период развития надзора и контроля в сфере высшего образования и науки характеризуется: во-первых, высокой нормативной регламентированностью, во-вторых, появлением контроля за результатами обучения.

Литература и источники

1. Алимов Г. Т., Ладнушкина Н. М., Пашенцев Д. А., Фёклин С. И. Контроль и надзор в сфере образования: Монография. М.: Книгодел, 2020.

2. Демидова Е.И. Становление и развитие советской высшей школы в 1920 - 1930 гг. Дисс. ... докт. ист. наук. Саратов, 2007. 404 с.

3. Ящук Т.Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект)// Правоприменение. 2017. Т. 1. № 4. С. 14-27.

4. Типовой устав высшего учебного заведения" (утв. СНК СССР 05.09.1938)// СП СССР. 1938. № 41. ст. 237.

5. Постановление СНК СССР от 21.01.1939 № 91 «Об утверждении Положения о Всесоюзном Комитете по делам высшей школы при СНК СССР» // СП СССР. 1939. № 9. ст. 6.

6. Ящук Т.Ф. Правовое регулирование в сфере высшего образования в России (историко-правовой аспект)// Правоприменение. 2017. Т. 1 № 4. С. 14-27.

7. Закон СССР от 19.07.1973 № 4536-VIII «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» // Ведомости ВС СССР. 1973. № 30. ст. 392; Закон РСФСР от 02.08.1974 «О народном образовании» // СЗ РСФСР. 1988. т. 3. с. 245.

8. Постановление СНК СССР от 18.06.1927 «Устав Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик» //СЗ СССР. 1927. № 35. ст. 367.

9. Постановление Президиума ЦИК СССР от 23.05.1930 «Об утверждении Устава Академии наук Союза ССР» //СЗ СССР. 1930. № 30. ст. 335.

10. Постановление СНК СССР «Устав Академии Наук Союза Советских Социалистических Республик» (утв. СНК СССР 23.11.1935) // СЗ СССР. 1935. №59. ст. 484.

11. Уставы Российской академии наук. 1724-1999. М., 1999. С.39, 249.

12. Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» //СЗ РФ. 26.08.1996. № 35, ст. 4135.

13. Шишкин В.Г. Концептуальная подготовка реформ высшего образования в СССР (1987-1991 гг.)// Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых ученых материалы Первой Всероссийской молодежной научной конференции. Сибирское отделение РАН; ответ. ред. Р.Е. Романов. Новосибирск, 2011. С.247-253.

14. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» // СЗ РФ. 15.01.1996. №3. ст. 150.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References and Sources

1. Alimov G. T., Ladnushkina N. M., Pashencev D. A., Fyoklin S. I. Kontrol' i nadzor v sfere obrazovaniya: Monografiya. M.: Knigodel, 2020.

2. Demidova E.I. Stanovlenie i razvitie sovetskoj vysshej shkoly v 1920 - 1930 gg. Diss. ... dokt. ist. nauk. Saratov, 2007. 404 s.

3. Yashchuk T.F. Pravovoe regulirovanie v sfere vysshego obrazovaniya v Rossii (istoriko-pravovoj aspekt)// Pravoprimenenie. 2017. T. 1. № 4. S. 1427.

4. Tipovoj ustav vysshego uchebnogo zavedeniya" (utv. SNK SSSR 05.09.1938)// SP SSSR. 1938. № 41. st. 237.

5. Postanovlenie SNK SSSR ot 21.01.1939 № 91 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Vsesoyuznom Komitete po delam vysshej shkoly pri SNK SSSR» // SP SSSR. 1939. № 9. st. 6.

6. Yashchuk T.F. Pravovoe regulirovanie v sfere vysshego obrazovaniya v Rossii (istoriko-pravovoj aspekt)// Pravoprimenenie. 2017. T.1 №4. S.14-27.

7. Zakon SSSR ot 19.07.1973 № 4536-VIII «Ob utverzhdenii Osnov zakonodatel'stva Soyuza SSR i soyuznyh respublik o narodnom obrazovanii» // Vedomosti VS SSSR. 1973. № 30. st. 392; Zakon RSFSR ot 02.08.1974 «O narodnom obrazovanii» // SZ RSFSR. 1988. t. 3. s. 245.

8. Postanovlenie SNK SSSR ot 18.06.1927 «Ustav Akademii Nauk Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik» //SZ SSSR. 1927. № 35. st. 367.

9. Postanovlenie Prezidiuma CIK SSSR ot 23.05.1930 «Ob utverzhdenii Ustava Akademii nauk Soyuza SSR» //SZ SSSR. 1930. № 30. st. 335.

10. Postanovlenie SNK SSSR «Ustav Akademii Nauk Soyuza Sovetskih Socialisticheskih Respublik» (utv. SNK SSSR 23.11.1935) // SZ SSSR. 1935. №59. st. 484.

11. Ustavy Rossijskoj akademii nauk. 1724-1999. M., 1999. S.39, 249.

12. Federal'nyj zakon ot 22.08.1996 № 125-FZ «O vysshem i poslevuzovskom professional'nom obrazovanii» //SZ RF. 26.08.1996. № 35, st. 4135.

13. Shishkin V.G. Konceptual'naya podgotovka reform vysshego obrazovaniya v SSSR (1987-1991 gg.)// Aktual'nye problemy istoricheskih issledovanij: vzglyad molodyh uchenyh materialy Pervoj Vserossijskoj molodezhnoj nauchnoj konferencii. Sibirskoe otdelenie RAN; otvet. red. R.E. Romanov. Novosibirsk, 2011. S.247-253.

14. Zakon RF ot 10.07.1992 № 3266-1 «Ob obrazovanii» // SZ RF. 15.01.1996. №3. st. 150.

СВЕЧНИКОВА ВЕРА ВИКТОРОВНА - преподаватель кафедры прикладного права РТУ МИРЭА - Российского технологического университета (vera-7272@ya№dex.ru)

SVECHNIKOVA, VERA V. - Lecturer, Department of Applied Law, RTU MIREA - Russian Technological University.

УДК 342(4) DOI: 10.24412/2411-2275-2021-4-65-71

ФАЛАЛЕЕВА И.Н., ГАВРИЛОВА В.Д. ЗАЩИТА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРАВДЫ - НОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, историческая правда, пост-правда, факт исторической действительности, факт исторического источника, научно-исторический факт, интерпретация, научный метод, образ прошлого.

Статья представляет собой анализ одной из поправок в Конституцию РФ 2020 года о защите исторической правды со стороны Российской Федерации. Актуальность этого вопроса в данный период неоспорима. Глобальный геополитический мир претендует на исчерпывающую картину исторического прошлого, которая обосновывала бы ведущую роль прогрессивных западных государств в руководстве мировым развитием. Каждое уважающее себя государство заботится о защите национальной идентичности, сохранении героического прошлого, мужества и отваги защитников своего Отечества, исторической памяти и исторической правды. Несмотря на высокий социальный запрос российского общества на историческую правду в нынешних условиях, не ясным остается почти весь спектр связанных с ней вопросов: понятие и содержание исторической правды, пути её поиска, пределы, применимость правовых критериев, роль государства и общества в её сохранении и т.п. Авторы статьи приходят к выводу, что защита исторической правды - это особое и необходимое направление государственной политики, обеспечивающее социальную солидарность российского общества.

FALALEEVA, I.N., GAVRILOVA, V.D. PROTECTION OF HISTORICAL TRUTH - A NEW DIRECTION OF THE STATE POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.