Научная статья на тему 'Государственно-правовое регулирование городской жизни в России с 1917 по 1939 г'

Государственно-правовое регулирование городской жизни в России с 1917 по 1939 г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
580
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / АВТОРСКОЕ ПРАВО / ПРАВА АВТОРОВ / ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПРАВА / ЗАЩИТА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРАВА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Заболотний М.А.

Рассматривается законодательство с 1917 по 1939 г., регулирующее строительство и развитие городов, а также других населенных пунктов России. Исследуются обязанности и полномочия органов власти, которые занимались государственным управлением и контролем в данной сфере. Определяются особенности некоторых первых декретов советской власти, постановлений Совета народных комиссаров РСФСР и различных ведомств, а также анализируются другие нормативно-правовые акты, которые повлияли на развитие городской жизни и урбанизацию в нашей стране в первой трети XX века. Всё это позволяет объяснить генезис и понять процесс становления системы государственно-правового регулирования градостроительства, городского планирования в Союзе ССР и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-правовое регулирование городской жизни в России с 1917 по 1939 г»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 3, с. 83-91

83

УДК 342.95

ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

В РОССИИ С 1917 ПО 1939 г.

© 2018 г. М.А. Заболотний

Всероссийский государственный университет юстиции, Москва

m.a. zabolotniy@gmail. com

Поступила в редакцию 24.02.2058

Рассматривается законодательство с 1917 по 1939 г., регулирующее строительство и развитие городов, а также других населенных пунктов России. Исследуются обязанности и полномочия органов власти, которые занимались государственным управлением и контролем в данной сфере. Определяются особенности некоторых первых декретов советской власти, постановлений Совета народных комиссаров РСФСР и различных ведомств, а также анализируются другие нормативно-правовые акты, которые повлияли на развитие городской жизни и урбанизацию в нашей стране в первой трети XX века. Всё это позволяет объяснить генезис и понять процесс становления системы государственно-правового регулирования градостроительства, городского планирования в Союзе ССР и России.

Ключевые слова: право интеллектуальной собственности, авторское право, права авторов, исключительные права, защита исключительных прав, интеллектуальные права, судебная практика.

Макс Вебер, выдающийся немецкий политический экономист, социолог и философ, определял город как замкнутое поселение, обладающее такими признаками: большой размер; многообразие занятий жителей, которые существуют на доходы не от сельского хозяйства, а от ремесла, торговли, ренты и т.п.; наличие регулярного товарообмена на территории поселения [1, с. 9-14]. Такое определение, данное Ве-бером в 1921 году, актуально и по сей день для большинства современных городов мира. Однако представляется, что российские города имеют особенности, которые появились в результате сложных исторических процессов, происходивших в нашей стране в XX веке. Прежде всего на городскую жизнь и урбанизацию России значительно повлияли революционные процессы 1905 и 1917 года и последующее за ними становление плановой (командной) экономики в 1920-1930-х гг.

Как пишет Ю.Л. Пивоваров, «...с конца 1920-х - начала 1930-х годов, городское развитие было... «пристёгнуто» к «развернутому социалистическому строительству», прежде всего к форсированной индустриализации», а «...определяющую роль в городском развитии стала играть директивно-плановая экономика» [2, с. 231].

Представляется интересным анализ изменения государственного управления городами и территориями в 1917-1930-х гг., а также изучение законодательства этих годов, которое создавало правовое обеспечение регулирования строительства, городского планирования и жизни в населенных пунктах страны.

После Октябрьской революции 1917 года и прихода к власти большевиков [3] государст-

венное управление в стране кардинально меняется: власть старого режима низвергается, и прежнее законодательство отрицается. Декларируется новое общество, государство - всё это требует создания новых органов государственного управления и его правовых основ.

В первые годы советской власти принимается множество декретов, среди которых Декрет о земле, который, безусловно, повлиял и на городское управление, и на регулирование градостроительной сферы. Прежде всего этот Декрет отменял право частной собственности на землю. В соответствии с ним вся земля обращалась во всенародное достояние (при этом она отчуждалась безвозмездно) и переходила в пользование трудящихся на ней. Это касалось всех ранее существовавших видов земель: государственной, церковной, крестьянской и др. В Декрете отдельно подчеркивалось, что «.усадебная городская и сельская земля, с домашними садами и огородами, остается в пользовании настоящих владельцев...» [4].

Обобществление всех земель, в том числе и городских, требовало принятия дополнительных законов, поэтому впоследствии в 1917-1918 гг. было принято множество декретов, изымающих у различных организаций земли, собственность. Это коснулось имущества российского Красного Креста и Всероссийского союза городов [5], зданий, принадлежавших учебным заведениям и культурно-просветительным учреждениям [6]. Всё имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием; религиозные организации не имели больше права владеть собственностью [7].

Кроме того, в соответствии с Декретом СНК РСФСР от 28.06.1918 г., национализации подверглись крупнейшие предприятия разных отраслей промышленности (металлургической, текстильной, кожевенной и др.), многие из которых находились в городах. Все предприятия, связанные с железными дорогами; «предприятия по местному благоустройству» (т.е. обслуживающие водоснабжение, все газовые заводы, трамваи, конно-железные дороги и предприятия по канализации) также становились государственными [8].

Был принят декрет, запрещающий сделки (продажу, покупку, залог и т.д.) с недвижимостью, в том числе городской [9], и Декрет Всероссийского центрального исполнительного комитета (далее по тексту - ВЦИК) «О социализации земли», устанавливающий, в том числе, порядок и условия предоставления земли в городах под строительство. Примечательно, что согласно ст. 24 данного Декрета - земля для строительства «общественно-полезных зданий» отводилась вне очереди [10].

Изменения в стране, как уже говорилось выше, потребовали и преобразований системы государственного регулирования общественных отношений, создания новых органов управления. В 1917 году было учреждено «рабочее и крестьянское правительство» - Совет народных комиссаров (далее по тексту - СНК), комиссии которого заведовали отдельными отраслями общественной жизни [11].

Стоит отметить, что специального и отдельного органа (комитета, комиссии), занимающегося государственным регулированием в строительстве, развитием городов и территорий страны, в первом СНК не было. Такими вопросами в рамках своих компетенций в первые годы советской власти занимались несколько народных комиссариатов: по внутренним делам (далее -НКВД), юстиции (далее - Наркомюст), путей сообщения (далее - НКПС).

Также в 1917 году для организации народного хозяйства и государственной финансовой системы при СНК РСФСР был учрежден Высший совет народного хозяйства (далее - ВСНХ) [12]. Несмотря на то что у этого ведомства были преимущественно функции государственного регулятора всей экономики, ВСНХ занимался и управлением некоторыми отдельными отраслями хозяйства страны. Для этих целей в ведомстве существовали различные специальные структурные подразделения (например, отдел металла) [13]. Как отмечает Е.М. Бутаева, при ВСНХ «...5 декабря 1917 года создается подотдел общеполезных государственных сооружений, которому поручается руководство строительной отрас-

лью, надзорные и экспертные функции» [14, с. 17]. А уже в 1918 году, в целях объединения всей строительной деятельности государства, при ВСНХ РСФСР был учрежден Комитет государственных сооружений, на который возлагались функции подготовки и осуществления проектов сооружений государственного значения [15, с. 245].

Высший совет народного хозяйства РСФСР и Комитет государственных сооружений при нём занимались государственным управлением строительства, а также развитием городов и территорий страны на высшем уровне, однако для осуществления полноценного регулирования этой сферы даже в те тяжелые годы требовалось создание территориальных органов, занимающихся теми же функциями на региональном и местном уровнях. В декабре 1917 года были организованы районные (областные) и местные Советы народного хозяйства, которые состояли из секций, регулирующих разные отрасли хозяйственной жизни в регионе (например, секция по обработке волокнистых веществ, секция транспорта, секция строительных работ) [16]. Однако стоит отметить, что полномочия этих органов в области городского строительства в основном заключались в государственно-экономическом регулировании.

Кроме региональных (местных) Советов народного хозяйства, в управлении городскими территориями и их развитием занимались и другие органы. К примеру, местные Советы рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, которые даже могли менять границы административно-территориальных единиц [17]. Также в 1917 году с целью объединения деятельности всех городских и земских учреждений был образован Комиссариат по местному самоуправлению, который занимался, в том числе, делами местного хозяйства и регулированием городских бюджетно-финансовых отношений [18]. Важно и то, что в октябре 1917 были расширены некоторые права городских самоуправлений [19].

На развитие государственного управления городов и регионов большое влияние оказывало и такое ведомство, как НКВД РСФСР, что понятно даже из текста некоторых официальных писем Народного комиссариата по внутренним делам: «.Многие губернские и уездные центры сохраняют до сих пор свое значение исключительно как центры административные, тогда как центрами промышленной и торговой жизни являются другие пункты тех же губерний и уездов. Теперь, когда органами местного управления становятся Советы, совершенно ясно, что и административные центры должны переместиться в те города, советы которых бо-

лее крупны, более деятельны и влиятельны, т.е. в город с развитой промышленной и торговой жизнью» [20].

Действительно, понятие «развитый город» в те годы было неразрывно связано с уровнем развития промышленности и состоянием путей сообщения, в том числе железных дорог. Несмотря на то что государственным регулированием транспорта, перевозок, эксплуатации всех железных дорог занимался НКПС РСФСР [21, 22] (устанавливалась жёсткая централизация управления даже технического обслуживания, охраны железнодорожной системы) [23], организацией местного дорожного строительства занимались специальные дорожные секции при губернских, уездных и областных советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

В распоряжении таких секций был и технический персонал, и местное дорожное имущество. Им выделялся дорожный бюджет из капитала местных самоуправлений, а одной из обязанностей дорожных секций была выработка пятилетних планов сооружения местных важнейших дорог и мостов, с передачей таких проектов и смет на них в специальный дорожный подотдел Отдела государственных сооружений при ВСНХ РСФСР [24].

Кроме того, на развитие и управление городов в послереволюционные годы влияло разрешение жилищных вопросов, остро вставших перед новой властью. Здесь опять прослеживается сильное влияние НКВД в государственном регулировании данной области. Наркомат внутренних дел вводил жилищный мораторий - освобождал некоторые категории граждан от оплаты за снимаемое жильё - квартиру, комнату или часть комнаты [25].

НКВД РСФСР предоставлял некоторые права городским самоуправлениям в деле жилищного регулирования: право секвестровать все пустующие помещения, пригодные для жилья; учреждать жилищную инспекцию, домовые комитеты и даже жилищные суды. Городские самоуправления имели право утверждать правила и нормы вселения в жилые помещения нуждающихся в этом граждан, живущих в перенаселенных или опасных для здоровья квартирах [26].

При становлении и упрочнении советской власти в стране стало невозможным наличие памятников т.н. «старого царского режима» в городах, поэтому был принят отдельный Декрет СНК «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции». Старые памятники подлежали снятию с городских площадей и улиц, для определения памятников, которые должны были быть

демонтированы, создавалась специальная комиссия из народных комиссаров просвещения и имуществ республики и заведующего отделом изобразительных искусств при наркоме просвещения, при участии художественных коллегий Москвы и Петрограда [27]. Важно отметить, что, с другой стороны, советская власть охраняла некоторые городские памятники, имеющие историческую, художественную значимость или ценность для некоторых народов, например польского [28].

Также при государственном управлении и проведении в жизнь декретов, распоряжений советской власти учитывались региональные особенности территорий страны: создавались отдельные специальные комиссариаты, например Поволжский комиссариат по делам немцев [29].

В июле 1918 года на V Всероссийском съезде Советов была принята Конституция Российской Социалистической Федеративной Советской Республики [30]. Этот Основной закон РСФСР декларировал права трудящегося и эксплуатируемого народа, устанавливал организацию центральной власти: высшим органом государственной власти провозглашался Всероссийский съезд Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, не являвшийся постоянным органом и созывавшийся ВЦИКом. Местными органами государственной власти являлись местные съезды советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, которые также не являлись постоянными органами и созывались местными исполкомами. Конкретных специальных органов, управляющих теми или иными отраслями экономики государства, в Конституции указано не было, равно как и не было четкого отраслевого распределения полномочий между центральными органами государственного регулирования и местными. Всё это потребовало в дальнейшем принятия множества дополнительных декретов и постановлений для проведения в жизнь политики советской власти, это касалось и регулирования общественных отношений, складывающихся при управлении городами, их развитии.

В период с середины 1918 года по 1922 год были приняты различные постановления ВСНХ РСФСР, декреты СНК РСФСР, постановления Наркомюста РСФСР, направленные на дальнейшую национализацию предприятий [31], земель и собственности низложенного российского императора [32], церкви [33] и т.д. Сделки купли-продажи строений, находящихся в селениях, были признаны Наркомюстом незаконными [34], а право частной собственности на недвижимость в городах отменялось Декретом

ВЦИК РСФСР [35]. Были также приняты декреты об охране научных, культурных ценностей. Для этого производился учет и регистрация таких объектов, как музеи, лаборатории, научные установки, монументальные памятники, произведения искусства и помещения, в которых они находились. Это делалось с целью их дальнейшего сохранения, а всеми этими функциями занимались: научный отдел Народного комиссариата просвещения [36] и Комиссия по охране и регистрации памятников искусства и старины [37].

В связи с процессами возрождения экономики после революционных событий 1917 года, совершенствования инфраструктуры, реализации государственного плана электрификации, в государственном регулировании градостроительной сферы возрастает роль главного Комитета государственных сооружений при ВСНХ РСФСР. Данный Комитет участвовал в разработке предложений по модернизации существующих железнодорожных линий страны, их электрификации [38]. После принятия СНК РСФСР Декрета «Об Едином строительном плане Республики» при Главном комитете государственных сооружений была учреждена Центральная комиссия общегосударственного плана строительства (далее - ЦКГПС) [39], которая утверждала и включала в единый строительный план республики предложения народных комиссариатов и главков ВСНХ РСФСР [40]. Это делалось с целью объединения всего строительства, устранения несогласованности регулирования в стране и послужило введению планового начала в государственное строительство.

Всё так же остро в стране стоял жилищный вопрос. Поэтому было принято много декретов, направленных на улучшение жилищных условий населения и создание системы органов управления городской жизнью. При губернских, городских и уездных исполкомах были образованы коммунальные отделы. Они занимались муниципализацией недвижимости, эксплуатацией и регулированием деятельности предприятий общего пользования (водопровод, уличное освещение, общественный транспорт, местное пароходство, прачечные и т.д.), благоустройством населенных пунктов (уборка, приведение в порядок набережных, садов, скверов, памятников, ремонт дорог) и пр. [41]. Похоронным делом, обслуживанием кладбищ, крематориев также занимались коммунальные отделы совместно с местными Советами депутатов, под санитарным надзором органов Народного комиссариата здравоохранения [42]. Органами, которые управляли жилищным фондом и распределением жилых помещений, были жилищные подотделы коммунальных отделов [43].

Однако стоит отметить, общее руководство деятельностью коммунальных отделов при исполкомах осуществлялось Коммунальным отделом НКВД РСФСР.

В 1921 году СНК РСФСР утвердил «Положение об управлении домами», которое обеспечивало существование помимо государственного управления жилого фонда городов ещё и общественное, например в муниципальных домах общее собрание жильцов могло избрать заведующего домом сроком на один год [44].

В 1922 году на I Съезде Советов СССР был принят Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик. Этот документ создавал практически на всей бывшей территории Российской империи новое государство, в состав которого входили 4 республики (впоследствии их стало 15). Договор разграничивал между центральной властью и властью республик ведение различных вопросов государственного управления, закреплял статус верховных органов власти, структуру главного исполнительного органа (СНК СССР) и республиканских СНК [45]. В большинстве своём исполнительные органы республик дублировали органы Союза. Однако стоит отметить, что долгое время отдельного специализированного органа, занимающегося регулированием строительства - как на высшем уровне, так и на уровне республик, - не было.

Несмотря на укрепление механизма, аппарат государственного управления СССР недостаточно эффективно регулировал общественные отношения и процессы, очевидно и то, что в те годы нормотворчество не всегда успевало реагировать на насущные проблемы в разных жизненных сферах. Это касалась и ситуации с жилищными условиями проживания в городах. В августе 1928 года было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР, основной целью которого было создание правовой основы для проведения мероприятий по обеспечению жилищами рабочих, занятых на сезонных и временных работах. В данном постановлении предлагалось сооружение постоянных домов капитального типа, общежитий для размещения в них строителей, которые работали в крупных промышленных районах на больших и капитальных стройках [46]. Также местные исполкомы и другие государственные учреждения и предприятия разных уровней, непосредственно осуществляющие крупное строительство рабочих поселков, многоквартирных домов и прочих жилищ для работников, были обязаны предусматривать в строительных планах сооружение новых построек либо выделение соответствующих помещений для детских садов, столовых,

прачечных, предназначенных для обслуживания рабочего населения [47].

В те годы в стране действительно было много масштабных строек. Поэтому помимо того, что вновь прибывшим рабочим пытались создать жилищные условия в непосредственной близости к объектам строительства, за некоторыми категориями специалистов при определенных условиях и на установленные нормами сроки сохранялась жилая площадь в местах их постоянного жительства (на все время нахождения этих работников на строительстве) [48]. Также был утвержден порядок заселения жилья, средняя норма площади на человека. Вводилось даже такое понятие, как самоуплотнение, т.е. заселение в свою квартиру на свободную площадь людей на своё усмотрение, а не по требованию властей, такое право сохранялось преимущественно за научными работниками [49].

Кроме того, для улучшения уровня жизни в городах, в стране были созданы местные фонды кредитования коммунального хозяйства, которые выдавали долгосрочные ссуды на капитальный ремонт домов, благоустройство территорий населенных пунктов (планировочные, противопожарные работы, уличное освещение), подключение домовладений к водопроводу, канализационной системе, осветительным сооружениям [50].

Ускорившаяся урбанизация страны требовала от государства установления особого контроля за строительством в городах и крупных рабочих посёлках. В связи с этим были учреждены должности государственных контролеров по строительству на всех уровнях. В стране была создана ие-рархичная система строительного госконтроля, руководил которой Главный государственный контролер РСФСР по строительству, чьи обязанности возлагались на Народного комиссара коммунального хозяйства РСФСР [51].

Удивительно, но даже в те тяжёлые для страны годы, во времена больших новых строек, принимались нормы, целью которых было сохранение исторических памятников. Так, Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.08.1933 г. запрещало разрушение, переделку и использование исторических памятников государственного значения (в том числе крепостных сооружений, дворцов, монастырей и др.) без разрешения Комитета по охране памятников при Президиуме ВЦИК. И хотя, как известно, в те годы было уничтожено много объектов исторического наследия по идеологическим соображениям, при разборке и переделке исторических архитектурных памятников, в соответствии с указанным выше Постановлением производилась научная фиксация: фотографирование, обмер и описание [52].

Из всего вышесказанного следует, что было принято большое количество норм для создания системы государственного регулирования строительства, городского планирования и жизни в городах и рабочих поселках страны. Однако только в феврале 1938 года было образовано специальное и отдельное ведомство - Комитет по делам строительства при Совете народных комиссаров Союза ССР. В его задачи входило утверждение стандартов по строительству, норм и технических условий строительного проектирования, рассмотрение проектов территориального размещения строительства отдельных предприятий, транспорта общего пользования, планировки центров крупного индустриального строительства и т.д. [53]. Немаловажно, что в подчинении данного комитета был Всесоюзный государственный институт по проектированию, организации и производству строительных работ (Гипрооргстрой) [54]. Представляется, что такая связь с научными и профессиональными кадрами отрасли помогала более эффективному государственному управлению строительством в стране. Тем не менее Комитет по делам строительства при Совнаркоме СССР ведал не всем строительством. Например, строительство некоторых видов дорог, а также технический контроль за состоянием их участков, находящихся в пределах черт населенных пунктов, осуществлялись Главным управлением шоссейных дорог НКВД СССР [55].

В 1939 году образуется Наркомат по строительству, которому были переданы функции Комитета по делам строительства при Совете народных комиссаров Союза ССР [56, 57].

Этот Народный комиссариат просуществует вплоть до 1946 года, когда на его базе будут образованы по отраслевому принципу Наркомат по строительству топливных предприятий, Наркомат по строительству предприятий тяжелой индустрии, Наркомат по строительству военных и военно-морских предприятий [58, с. 106].

Тем не менее именно к концу 1930-х годов в Советском Союзе складывается сложная система регулирования строительства, городского планирования и обеспечения городской жизни в стране. Прежде всего, именно в эти годы организуется два важных уровня управления данных областей: всесоюзный и республиканский. При этом основное ведомство (Наркомат по строительству) регулировало скорее только строительство в городах и рабочих поселках; экономическая организация и управление городами, некоторые специальные вопросы контроля и регулирования данных сфер оставались у других ведомств (ВСНХ, НКПС, НКВД, местные исполкомы и иные органы власти).

Очевидно, что на развитие правовых норм, обеспечивающих государственное управление городов и территорий в 1917-1930-х годах, повлияли сначала послереволюционный хаос государственного управления, потребовавший принятия быстрых волевых решений и декретов новой власти, а впоследствии становление плановой экономики и индустриализация страны, милитаризация её промышленности.

Посвящается столетию образования первого советского высшего учебного заведения -Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

Список литературы

1. Макс Вебер. Город / Пер. с нем. М. Левиной; под науч. ред. К. Левинсона. М.: Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», 2017. 252 с.

2. Пивоваров Ю.Л. Урбанизация России в XX веке: идеалы и реальность / Под ред. Л.М. Синцерова. Вып. 2. Сер.: География мирового развития. М.: ООО «Товарищество научных изданий КМК», 2010. С. 228-239.

3. Розенталь И.С. Большевики // Большая российская энциклопедия. Электронная версия (2016). https://bigenc.ru/domestic_history/text/1876767 (дата обращения: 10.02.2018).

4. Декрет о земле (принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917) [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

5. «О передаче имущества и капиталов учреждений Красного Креста и Всероссийского союза городов в государственную собственность» [Электронный ресурс]. Декрет СНК РСФСР от 09.01.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

6. «Об освобождении от реквизиции помещений Народного Комиссариата Просвещения» [Электронный ресурс]. Постановление СНК РСФСР от 02.07.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

7. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» [Электронный ресурс]. Декрет СНК РСФСР от 23.01.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

8. «О национализации крупнейших предприятий по горной, металлургической и металлообрабатывающей, текстильной, электротехнической, лесопильной и деревообделочной, табачной, стекольной и керамической, кожевенной, цементной и прочим отраслям промышленности, паровых мельниц, предприятий по местному благоустройству и предприятий в области железнодорожного транспорта»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 28.06.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

9. «О запрещении сделок с недвижимостью»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от

14.12.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

10. «О социализации земли» (вместе с «Инструкцией для установления потребительно-трудовой нормы землепользования на землях сельско-хозяйственного значения»): [Электронный ресурс] Декрет ВЦИК от

19.02.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

11. Декрет об учреждении Совета Народных Комиссаров (принят II Всероссийским съездом Советов 27.10.1917: [Электронный ресурс] // СПС «Консуль-тантПлюс».

12. «О Высшемъ Совете Народнаго Хозяйства»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 05.12.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

13. «О Высшемъ Совете народнаго хозяйства»: [Электронный ресурс] Постановление ВСНХ РСФСР от 16.12.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Бутаева Е.М. Административно-правовая организация механизма управления в сфере градостроительства: Дис ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2010. 220 с.

15. Декреты Советской власти. Том II. 17 марта -10 июля 1918 г. М.: Гос. изд-во политической литературы, 1959. С. 685.

16. Положение о районных (областных) и местных Советах народного хозяйства (утв. ВСНХ РСФСР 23.12.1917): [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

17. «О порядке изменения границ губернских, уездных и проч.»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 27.01.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

18. «Объ учрежденш комиссарiата по местному самоуправлешю»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 19.12.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

19. «О расширении прав городских самоуправлений в продовольственном деле»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 28.10.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

20. «Объ организацш местнаго самоуправлешя»: [Электронный ресурс] <Письмо> НКВД РСФСР от

24.12.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

21. «О пределах компетенции Народного Комиссариата путей сообщения в деле транспорта»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 20.02.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

22. «Об управлении железнодорожными путями сообщения: [Электронный ресурс] Декрет ВЦИК от

31.05.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

23. «О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 26.03.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

24. «Об организации местного дорожного строительства»: [Электронный ресурс] Декрет ВЦИК от 25.02.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

25. «О жилищном моратории»: [Электронный ресурс] Постановление НКВД РСФСР от 28.10.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

26. «О правах городских самоуправлений в деле регулирования жилищного вопроса»: [Электронный ресурс] Постановление НКВД РСФСР от 30.10.1917 // СПС «КонсультантПлюс».

27. «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской Социалистической Революции»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 14.04.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

28. «Об охране предметов старины и искусства, принадлежащих польскому народу»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 19.01.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

29. Общий устав Поволжского комиссариата по делам немцев (утв. Народным комиссариатом по делам национальностей РСФСР, НКВД РСФСР 29.05.1918) // СПС «КонсультантПлюс».

30. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918) // СПС «КонсультантПлюс».

31. «О национализации предприятий (Положение)»: [Электронный ресурс] Постановление ВСНХ РСФСР от 29.11.1920 // СПС «КонсультантПлюс».

32. «О национализации имущества низложенного российского императора и членов бывшего императорского дома»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 13.07.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

33. «О порядке проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» (Инструкция)»: [Электронный ресурс] Постановление Наркомюста РСФСР от 24.08.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

34. «О противозаконности сделок купли-продажи строений, находящихся в селениях»: [Электронный ресурс] Постановление Наркомюста РСФСР от 06.09.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

35. «Об отмене права частной собственности на недвижимости в городах»: [Электронный ресурс] Декрет ВЦИК от 20.08.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

36. «Об охране научных ценностей»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 05.12.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

37. «О регистрации, приеме на учет и охранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 05.10.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

38. «Об электрофикации»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 21.12.1921 // СПС «Консуль-тантПлюс».

39. «Об Едином строительном плане Республики»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 28.02.1921 // СПС «КонсультантПлюс».

40. «О Плановых Комиссиях»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 17.03.1921 // СПС «КонсультантПлюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

41. «О Коммунальных Отделах Исполнительных Комитетов (Положение)»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 08.04.1920 // СПС «Консультант-Плюс».

42. «О кладбищах и похоронах» (утв. СНК РСФСР 08.08.1921): [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 07.12.1918 // СПС «КонсультантПлюс».

43. «О мерах улучшения жилищных условий трудящегося населения и о мерах борьбы с разрушением жилищ»: [Электронный ресурс] Декрет СНК РСФСР от 23.05.1921 // СПС «КонсультантПлюс».

44. Положение об управлении домами (утв. СНК РСФСР 08.08.1921): [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

45. Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик (принят на I Съезде

Советов СССР 30.12.1922): [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

46. «О мероприятиях по обеспечению жилищами рабочих, занятых на сезонных и временных работах»: [Электронный ресурс] Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 20.08.1928 // СПС «КонсультантПлюс».

47. «Об устройстве учреждений по культурно-бытовому обслуживанию населения рабочих жилищ местными исполнительными комитетами и другими государственными учреждениями, государственными предприятиями, а также кооперативными организациями, осуществляющими строительство рабочих жилищ»: [Электронный ресурс] Постановление СНК РСФСР от 11.10.1928 // СПС «КонсультантПлюс».

48. «Об условиях и сроках сохранения права на жилую площадь за инженерно-техническим и административно-хозяйственным персоналом, направляемым на строительство Магнитогорского, Кузнецкого и Петровского (Забайкалье) металлургических заводов»: [Электронный ресурс] Постановление СНК РСФСР от 07.10.1930 // СПС «КонсультантПлюс».

49. «О мероприятиях по жилищному хозяйству в городских поселениях»: [Электронный ресурс] Постановление СНК РСФСР от 15.11.1927 // СПС «КонсультантПлюс».

50. «Об образовании местных фондов кредитования коммунального хозяйства»: [Электронный ресурс] Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 17.12.1928 // СПС «КонсультантПлюс».

51. «О реорганизации строительного контроля»: [Электронный ресурс] Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 01.04.1935 // СПС «КонсультантПлюс».

52. «Об охране исторических памятников»: [Электронный ресурс] Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.08.1933 // СПС «КонсультантПлюс».

53. «Об образовании Комитета по Делам Строительства при Совнаркоме СССР»: [Электронный ресурс] Постановление СНК СССР от 26.02.1938 № 234 // СПС «КонсультантПлюс».

54. «О структуре Комитета по Делам Строительства при СНК СССР»: [Электронный ресурс] Постановление СНК СССР от 20.04.1938 № 498 // СПС «КонсультантПлюс».

55. «Об изменении Постановлений ЦИК и СНК СССР в связи с Постановлением СНК СССР от 22 апреля 1938 г. «Об управлении дорожным хозяйством»: [Электронный ресурс] Постановление СНК СССР от 02.11.1938 № 1185 // СПС «КонсультантПлюс».

56. «Об образовании Общесоюзного Народного Комиссариата по строительству»: Закон СССР от 29 мая 1939 года // Советская Сибирь. 1939. 4 июня. № 128 (5896).

57. «Об организации общесоюзного Народного Комиссариата по Строительству»: [Электронный ресурс] Постановление СНК СССР от 07.07.1939 № 998 // СПС «КонсультантПлюс».

58. Кузнецова С.Л. Административно-правовое регулирование в сфере строительства: Дис ... канд. юрид. наук. М., 2003. 188 с.

STATE AND LEGAL REGULATION OF URBAN LIFE IN RUSSIA FROM 1917 TO 1939

M.A Zabolotniy

The article examines the legislation from 1917 to 1939, which regulated the construction industry and the development of cities and other settlements in Russia. The author examines the duties and powers of the authorities that dealt with state administration and control in this area. We consider the features of some of the first decrees of the Soviet government, the resolutions of the Council of People's Commissars of the RSFSR and various departments, and analyze other regulatory and legal acts that influenced the development of urban life and urbanization in our country in the first third of the 20th century. This analysis allows us to explain the genesis and understand the development process of the system for state and legal regulation of urban planning in the USSR and Russia.

Keywords: urbanization, town planning, decrees of the Council of People's Commissars of the RSFSR, urban development, Committee for Construction Industry Affairs under the Council of People's Commissars of the USSR, People's Commissariat for the Construction Industry of the USSR.

References

1. Maks Veber. Gorod / Per. s nem. M. Levinoj ; pod nauch. red. K. Levinsona. M.: Institut media, arhitektury i dizajna «Strelka», 2017. 252 s.

2. Pivovarov Yu.L. Urbanizaciya Rossii v XX veke: idealy i real'nost' / Pod red. L.M. Sincerova. Vyp. 2. Ser.: Geografiya mirovogo razvitiya. M. : OOO «Tovarishchestvo nauchnyh izdamj KMK», 2010. S. 228-239.

3. Rozental' I.S. Bol'sheviki // Bol'shaya rossijskaya ehnciklopediya. Ehlektronnaya versiya (2016). https://bigenc.ru/domestic_history/text/1876767 (data obrashcheniya: 10.02.2018).

4. Dekret o zemle (prinyat II Vserossijskim s"ezdom Sovetov 27.10.1917) [Ehlektronnyj resurs] // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

5. «O peredache imushchestva i kapitalov uchrezh-denij Krasnogo Kresta i Vserossijskogo soyuza gorodov v gosudarstvennuyu sobstvennost'» [Ehlektronnyj resurs]. Dekret SNK RSFSR ot 09.01.1918 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

6. «Ob osvobozhdenii ot rekvizicii pomeshchenij Na-rodnogo Komissariata Prosveshcheniya» [Ehlektronnyj resurs]. Postanovlenie SNK RSFSR ot 02.07.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

7. «Ob otdelenii cerkvi ot gosudarstva i shkoly ot cerkvi» [Ehlektronnyj resurs]. Dekret SNK RSFSR ot 23.01.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

8. «O nacionalizacii krupnejshih predpriyatij po gor-noj, metallurgicheskoj i metalloobrabatyvayushchej, tekstil'noj, ehlektrotekhnicheskoj, lesopil'noj i derevoob-delochnoj, tabachnoj, stekol'noj i keramicheskoj, kozhe-vennoj, cementnoj i prochim otraslyam promyshlennosti, parovyh mel'nic, predpriyatij po mestnomu blagous-trojstvu i predpriyatij v oblasti zheleznodorozhnogo transporta»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 28.06.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

9. «O zapreshchenii sdelok s nedvizhimost'yu»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 14.12.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

10. «O socializacii zemli» (vmeste s «Instrukciej dlya ustanovleniya potrebitel'no-trudovoj normy zemle-pol'zovaniya na zemlyah sel'sko-hozyajstvennogo zna-cheniya»): [Ehlektronnyj resurs] Dekret VCIK ot 19.02.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

11. Dekret ob uchrezhdenii Soveta Narodnyh Komis-sarov (prinyat II Vserossijskim s"ezdom Sovetov

27.10.1917: [Ehlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus».

12. «O Vysshem" Sovete Narodnago Hozyajstva»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 05.12.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

13. «O Vysshem" Sovete narodnago hozyajstva»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie VSNH RSFSR ot 16.12.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

14. Butaeva E.M. Administrativno-pravovaya organiza-ciya mekhanizma upravleniya v sfere gradostroitel'stva: Dis ... kand. yurid. nauk. Habarovsk, 2010. 220 s.

15. Dekrety Sovetskoj vlasti. Tom II. 17 marta -10 iyulya 1918 g. M.: Gos. izd-vo politicheskoj litera-tury, 1959. S. 685.

16. Polozhenie o rajonnyh (oblastnyh) i mestnyh So-vetah narodnogo hozyajstva (utv. VSNH RSFSR 23.12.1917): [Ehlektronnyj resurs] // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

17. «O poryadke izmeneniya granic gubernskih, uezdnyh i proch.»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 27.01.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

18. «Ob" uchrezhdenii komissariata po mestnomu samoupravleniyu»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 19.12.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

19. «O rasshirenii prav gorodskih samoupravlenij v prodovol'stvennom dele»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 28.10.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

20. «Ob" organizacii mestnago samoupravleniya»: [Ehlektronnyj resurs] <Pis'mo> NKVD RSFSR ot

24.12.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

21. «O predelah kompetencii Narodnogo Komissa-riata putej soobshcheniya v dele transporta»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 20.02.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

22. «Ob upravlenii zheleznodorozhnymi putyami soobshcheniya: [Ehlektronnyj resurs] Dekret VCIK ot

31.05.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

23. «O centralizacii upravleniya, ohrane dorog i po-vyshenii ih provozosposobnosti»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 26.03.1918 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

24. «Ob organizacii mestnogo dorozhnogo stroi-tel'stva»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret VCIK ot 25.02.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

25. «O zhilishchnom moratorii»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie NKVD RSFSR ot 28.10.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

26. «O pravah gorodskih samoupravlenij v dele regu-lirovaniya zhilishchnogo voprosa»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie NKVD RSFSR ot 30.10.1917 // SPS «Konsul'tantPlyus».

27. «O snyatii pamyatnikov, vozdvignutyh v chest' carej i ih slug, i vyrabotke proektov pamyatnikov Ros-sijskoj Socialisticheskoj Revolyucii»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 14.04.1918 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

28. «Ob ohrane predmetov stariny i iskusstva, pri-nadlezhashchih pol'skomu narodu»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 19.01.1918 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

29. Obshchij ustav Povolzhskogo komissariata po de-lam nemcev (utv. Narodnym komissariatom po delam nacional'nostej RSFSR, NKVD RSFSR 29.05.1918) // SPS «Konsul'tantPlyus».

30. Konstituciya (Osnovnoj Zakon) Rossijskoj Socia-listicheskoj Federativnoj Sovetskoj Respubliki (prinyata V Vserossijskim s"ezdom Sovetov 10.07.1918) // SPS «Konsul'tantPlyus».

31. «O nacionalizacii predpriyatij (Polozhenie)»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie VSNH RSFSR ot 29.11.1920 // SPS «Konsul'tantPlyus».

32. «O nacionalizacii imushchestva nizlozhennogo rossijskogo imperatora i chlenov byvshego imperators-kogo doma»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 13.07.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

33. «O poryadke provedeniya v zhizn' dekreta «Ob otdelenii cerkvi ot gosudarstva i shkoly ot cerkvi» (In-strukciya)»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie Narko-myusta RSFSR ot 24.08.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

34. «O protivozakonnosti sdelok kupli-prodazhi stroenij, nahodyashchihsya v seleniyah»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie Narkomyusta RSFSR ot 06.09.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

35. «Ob otmene prava chastnoj sobstvennosti na nedvizhimosti v gorodah»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret VCIK ot 20.08.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

36. «Ob ohrane nauchnyh cennostej»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 05.12.1918 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

37. «O registracii, prieme na uchet i ohranenii pa-myatnikov iskusstva i stariny, nahodyashchihsya vo vla-denii chastnyh lic, obshchestv i uchrezhdenij»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 05.10.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

38. «Ob ehlektrofikacii»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 21.12.1921 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

39. «Ob Edinom stroitel'nom plane Respubliki»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 28.02.1921 // SPS «Konsul'tantPlyus».

40. «O Planovyh Komissiyah»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 17.03.1921 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

41. «O Kommunal'nyh Otdelah Ispolnitel'nyh Komi-tetov (Polozhenie)»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 08.04.1920 // SPS «Konsul'tantPlyus».

42. «O kladbishchah i pohoronah» (utv. SNK RSFSR 08.08.1921): [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 07.12.1918 // SPS «Konsul'tantPlyus».

43. «O merah uluchsheniya zhilishchnyh uslovij tru-dyashchegosya naseleniya i o merah bor'by s razrushe-niem zhilishch»: [Ehlektronnyj resurs] Dekret SNK RSFSR ot 23.05.1921 // SPS «Konsul'tantPlyus».

44. Polozhenie ob upravlenii domami (utv. SNK RSFSR 08.08.1921): [Ehlektronnyj resurs] // SPS «Konsul'tantPlyus».

45. Dogovor ob obrazovanii Soyuza Sovetskih Socia-listicheskih Respublik (prinyat na I S"ezde Sovetov SSSR 30.12.1922): [Ehlektronnyj resurs] // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

46. «O meropriyatiyah po obespecheniyu zhilish-chami rabochih, zanyatyh na sezonnyh i vremennyh ra-botah»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 20.08.1928 // SPS «Konsul'tantPlyus».

47. «Ob ustrojstve uchrezhdenij po kul'turno-bytovomu obsluzhivaniyu naseleniya rabochih zhilishch mestnymi ispolnitel'nymi komitetami i drugimi gosu-darstvennymi uchrezhdeniyami, gosudarstvennymi pred-priyatiyami, a takzhe kooperativnymi organizaciyami, osushchestvlyayushchimi stroitel'stvo rabochih zhi-lishch»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK RSFSR ot 11.10.1928 // SPS «Konsul'tantPlyus».

48. «Ob usloviyah i srokah sohraneniya prava na zhi-luyu ploshchad' za inzhenerno-tekhnicheskim i admini-strativno-hozyajstvennym personalom, napravlyaemym na stroitel'stvo Magnitogorskogo, Kuzneckogo i Pe-trovskogo (Zabajkal'e) metallurgicheskih zavodov»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK RSFSR ot 07.10.1930 // SPS «Konsul'tantPlyus».

49. «O meropriyatiyah po zhilishchnomu hozyajstvu v gorodskih poseleniyah»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK RSFSR ot 15.11.1927 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

50. «Ob obrazovanii mestnyh fondov kreditovaniya kommunal'nogo hozyajstva»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 17.12.1928 // SPS «Konsul'tantPlyus».

51. «O reorganizacii stroitel'nogo kontrolya»: [Eh-lektronnyj resurs] Postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 01.04.1935 // SPS «Konsul'tantPlyus».

52. «Ob ohrane istoricheskih pamyatnikov»: [Ehlek-tronnyj resurs] Postanovlenie VCIK, SNK RSFSR ot 10.08.1933 // SPS «Konsul'tantPlyus».

53. «Ob obrazovanii Komiteta po Delam Stroitel'stva pri Sovnarkome SSSR»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK SSSR ot 26.02.1938 № 234 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».

54. «O strukture Komiteta po Delam Stroitel'stva pri SNK SSSR»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK SSSR ot 20.04.1938 № 498 // SPS «Konsul'tantPlyus».

55. «Ob izmenenii Postanovlenij CIK i SNK SSSR v svyazi s Postanovleniem SNK SSSR ot 22 aprelya 1938 g. «Ob upravlenii dorozhnym hozyajstvom»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK SSSR ot 02.11.1938 № 1185 // SPS «Konsul'tantPlyus».

56. «Ob obrazovanii Obshchesoyuznogo Narodnogo Komissariata po stroitel'stvu»: Zakon SSSR ot 29 maya 1939 goda // Sovetskaya Sibir'. 1939. 4 iyunya. № 128 (5896).

57. «Ob organizacii obshchesoyuznogo Narodnogo Komissariata po Stroitel'stvu»: [Ehlektronnyj resurs] Postanovlenie SNK SSSR ot 07.07.1939 № 998 // SPS «Konsul'tantPlyus».

58. Kuznecova S.L. Administrativno-pravovoe regu-lirovanie v sfere stroitel'stva: Dis ... kand. yurid. nauk. M., 2003. 188 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.