ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ
В.М. РЕДКОУС,
доцент кафедры конституционного и международного права Международной академии бизнеса и управления 12.00.14 — административное право; финансовое право; информационное право
Аннотация. На основании анализа административного законодательства Казахстана в области обеспечения национальной безопасности определены возможности использования ряда его институтов для совершенствования законодательства России.
Ключевые слова: национальная безопасность, органы национальной безопасности, административные полномочия, противодействие коррупции, борьба с терроризмом, страны — участницы СНГ.
SPECIAL FEATURES OF ADMINISTRATIVE-LEGAL PROVIDING OF NATIONAL SECURITY OF REPUBLIC KAZAKHSTAN AND THE POSSIBILITY OF THEIR USE IN THE RUSSIAN CONDITIONS
V.M. REDKOUS,
dotsent of the department of constitutional and international law of the International academy of business and management
The summary. In the article on the basis of the analysis of the administrative legislation of Kazakhstan in the region of providing national security are determined the possibilities of using the number of its institutes for improving the legislation of Russia.
Key words: National security; the organs of national security; administrative authorities; opposition to corruption; combating of terrorism; the participating government of the CIS.
События последних месяцев показывают, что руководства стран — участниц СНГ все большее внимание уделяют вопросам обеспечения национальной безопасности. Это проявляется в совершенствовании национальных законодательств в области обеспечения безопасности, совершенствовании деятельности национальных органов безопасности, в сосредоточении усилий органов безопасности на решении общих и национальных проблем борьбы с терроризмом, экстремистской деятельностью, в противодействии коррупции. Усиливаются интеграционные процессы между странами — участницами СНГ в области обеспечения национальной безопасности, новый импульс которым дали события, произошедшие в Киргизии1. Несмотря на неоднозначные оценки произошедшего в Киргизии даже среди руководителей стран — участниц СНГ, все они едины во мнении не допустить дестабилизации политической обстановки на национальном и региональном уровнях, обострения экономического кризиса, появления новых угроз национальной безопасности.
В России Президентом РФ наконец-то внесен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона «О безопасности». О необходимости разработки и принятия нового базового федерального закона о безопасности говорилось давно и многими исследователями2, однако только сейчас процесс сдвинулся с мертвой точки. Судя по содержанию пояснительной записки к законопроекту, название закона не будет содержать слова «национальный», т.е. российский законодатель не планирует разрешить ряд теоретических споров о содержании основных понятий в этой области. В законопроекте «О безопасности» определяются основные принципы обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством. Законопроектом также устанавливаются содержание деятельности по обеспечению безопасности, полномочия Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполни-
тельной власти, функции органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления в области безопасности. В законопроекте в соответствии со ст. 83 Конституции РФ определяется статус Совета Безопасности РФ. Принятие федерального закона внесет коррективы в правовую основу и содержание деятельности по обеспечению безопасности, что должно повысить эффективность ее обеспечения.
Потребности совершенствования российского законодательства требуют обращения к положительному опыту зарубежных государств, прежде всего СНГ, проведения сравнительных исследований и учета их результатов в отечественной правотворческой практике. Рассмотрим опыт Казахстана как государства, играющего важнейшую роль в решении проблем безопасности в центральноазиатском регионе и обладающего развитой правовой системой обеспечения национальной безопасности и постоянно ее совершенствующего3.
Ведущую роль в правовой основе обеспечения национальной безопасности Казахстана играет Закон Республики Казахстан от 26 июня 1998 г. № 233-1 «О национальной безопасности Республики Казахстан». Достоинством Закона является то, что в нем даны развернутые определения основных понятий в области обеспечения национальной безопасности; определены конкретные национальные интересы Казахстана и угрозы национальной безопасности Казахстана; последовательно закреплен механизм обеспечения конкретных видов безопасности: экономической, общественной, военной, экологической, информационной, государственных институтов, внешней и т.д.
Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Казахстана, а также систему правовых гарантий законности при ее проведении закрепляет Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. № 154-XШ «Об оперативно-розыскной деятельности». Оперативно-розыскная деятельность — научно обоснованная система гласных и негласных оперативно-розыскных, организационных и управленческих мероприятий, осуществляемых в соответствии с Конституцией Республики Казахстан, этим Законом и иными нормативными правовыми актами Казахстана органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в целях защиты жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств, а также от разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств и международных организаций.
Достоинством Закона Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности» является то, что в нем предлагается большое количество определений основных понятий из сфер оперативно-розыскной деятельности, что имеет большое теоретическое и практическое значение. Так, специальное оператив-
но-розыскное мероприятие — оперативно-розыскное мероприятие, непосредственно затрагивающее охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных сообщений и почтовых отправлений, а также право на неприкосновенность жилища; общее оперативно-розыскное мероприятие — совокупность связанных единым тактическим, стратегическим замыслом действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, направленных на решение задач данной деятельности; оперативное проникновение — негласное проникновение в жилые и другие помещения, здания, сооружения, транспортные средства, на участки местности в целях их обследования, а равно для решения иных задач оперативно-розыскной деятельности.
Анализ перечня задач оперативно-розыскной деятельности показывает, что они в полной мере поглощают задачи, традиционно решаемые в результате осуществления контрразведывательной деятельности. Оперативно-розыскная деятельность является ведущим видом специальной деятельности, осуществляемой органами национальной безопасности по обеспечению безопасности Казахстана.
Достоинством законодательства Казахстана является то, что в нем четко закреплена компетенция органов национальной безопасности. Так, Закон Республики Казахстан от 13 июля 1999 г. № 416-Х «О борьбе с терроризмом» устанавливает конкретную компетенцию Комитета национальной безопасности Республики Казахстан в этой области. Комитет выявляет, предупреждает и пресекает террористическую деятельность, направленную на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности и подрыв национальной безопасности Казахстана, а также попытки пересечения террористами Государственной границы Казахстана, незаконного перемещения через Государственную границу Казахстана оружия, взрывчатых, отравляющих, психотропных веществ, радиоактивных материалов и иных предметов, которые могут быть использованы для совершения террористических акций, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, проводит расследование по уголовным делам, связанным с террористической деятельностью, обеспечивает безопасность государственных органов, граждан и организаций Казахстана, находящихся за пределами территории республики.
Закон Республики Казахстан от 15 марта 1999 г. № 349-1 «О государственных секретах» устанавливает полномочия Комитета национальной безопасности Республики Казахстан и его органов в этой сфере (ст. 9). Так, Комитет и его органы: # разрабатывают и осуществляют меры по контрразведывательной защите сведений, составляющих государственные секреты, в государственных органах и организациях, а также контролируют их деятельность в этой сфере;
проводят специальную проверку граждан Казахстана, оформляемых (переоформляемых) на допуск к сведениям, составляющим государственные секреты;
осуществляют лицензирование деятельности в области средств криптографической защиты информации и специальных технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с законодательством о лицензировании;
организуют сертификацию технических, в том числе криптографических, средств защиты сведений, составляющих государственные секреты;
выдают в установленном порядке разрешения на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственные секреты;
выявляют, пресекают, раскрывают и расследуют преступления, связанные с нарушением законодательства о государственных секретах.
Одним из важнейших направлений деятельности правоохранительных органов Казахстана и органов национальной безопасности является борьба с коррупцией. Закон Республики Казахстан от 2 июля 1998 г. № 267-1 «О борьбе с коррупцией» под коррупцией определяет не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей либо иное использование ими своих полномочий для получения имущественной выгоды, а равно подкуп этих лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами благ и преимуществ (ст. 2). Выявление, пресечение, предупреждение коррупционных правонарушений и привлечение лиц, виновных в их совершении, к ответственности в пределах своей компетенции осуществляется органами прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, налоговой, таможенной и пограничной службы, финансовой и военной полиции.
Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные Законом Республики Казахстан «О борьбе с коррупцией», а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут за собой установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность. Ст. 12 устанавливает правонарушения, создающие условия для коррупции, и ответственность за них. Правонарушениями, создающими условия для коррупции, являются следующие деяния лиц, уполномоченных на выполнение государственных функций, или лиц, приравненных к ним:
неправомерное вмешательство в деятельность других государственных органов, организаций;
использование своих служебных полномочий при решении вопросов, связанных с удовлетворением ма-
териальных интересов этих лиц либо их близких родственников и свойственников;
предоставление непредусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе;
оказание неправомерного предпочтения юридическим и физическим лицам при подготовке и принятии решений;
оказание кому бы то ни было любого не предусмотренного законодательством содействия в осуществлении предпринимательской и иной связанной с извлечением дохода деятельности;
использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении государственных функций, если таковая не подлежит официальному распространению;
необоснованный отказ в информации физическим и юридическим лицам, предоставление которой предусмотрено законодательством, задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;
требование от физических или юридических лиц информации, предоставление которой этими лицами не предусмотрено законодательством;
передача государственных финансовых и материальных ресурсов в избирательные фонды отдельных кандидатов или общественных объединений;
неоднократное нарушение установленного законом порядка рассмотрения обращений физических и юридических лиц и решения иных входящих в их компетенцию вопросов;
дарение подарков и оказание неслужебных услуг вышестоящим официальным лицам для получения с использованием должностных полномочий этих лиц имущественной выгоды, блага либо преимущества;
явное воспрепятствование физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;
# делегирование полномочий на государственное регулирование предпринимательской деятельности физическим или юридическим лицам, осуществляющим такую деятельность, а также на контроль над нею;
# передача государственных контрольных и надзорных функций организациям, не имеющим статуса государственного органа;
# участие в азартных играх денежного или иного имущественного характера с вышестоящими или нижестоящими, либо находящимися с ними в иной зависимости по службе или работе должностными лицами.
Однако, несмотря на большой положительный потенциал, который несет в себе национальное законодательство Казахстана для обеспечения национальной безопасности, не весь опыт может быть оценен как положительный. Так, в Казахстане действует Стратегия национальной безопасности Казахстана. Она была принята совсем недавно вслед за новой военной доктриной4. Оба этих документа отражают
новый уровень развития Казахстана и призваны подкрепить курс на вхождение Казахстана в число 50-и наиболее конкурентоспособных стран. К большому сожалению, Стратегия национальной безопасности Казахстана является закрытым документом, и о ее содержании можно судить только по публикациям в периодической печати и интервью руководителей Казахстана. Присваивать гриф секретности документам такого уровня и масштаба в условиях построения демократического правового государства просто нецелесообразно.
Таким образом, учет особенностей административно-правового обеспечении национальной безопасности в Казахстане будет способствовать совершенствованию российского законодательства в этой области, а также более четкому определению основных направлений взаимодействия российских и казахских спецслужб по решению общих проблем обеспечении национальной безопасности.
1 Редкоус В.М. Проблемы правового регулирования функционирования системы обеспечения национальной
безопасности в условиях политического кризиса. На примере опыта Республики Кыргызстан // Закон и право. 2010. № 6. С. 90—92.
2 Редкоус В.М. К вопросу об актуальных направлениях совершенствования правового регулирования общественных отношений в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. юридические науки. 2006. № 1. С. 15—28.
3 Служба внешней разведки создана в Казахстане. URL: http://www.rian.ru/defense_ safety/20090218/162438823.html; Редкоус В.М. Общая характеристика Закона Республики Казахстан «О национальной безопасности Республики Казахстан» // Право и государство: теория и практика. 2008. № 3. С. 135—137; его же Административно-правовое обеспечение национальной безопасности Республики Казахстан. М., 2010. С. 397—401.
4 Кабанова Т. Оптимизация стратегии национальной безопасности и реализация сбалансированного внешнеполитического курса Казахстана. URL: http://www.ia-centr.ru/ archive/comments367a.html?id=154 (дата ознакомления: 31 мая 2010).
АСПЕКТЫ ФРИЛАНСА В СФЕРЕ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА
Т.Ю. РУДЕНКО,
соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России 12.00.03 — гражданское право, семейное право, предпринимательское право,
международное частное право rudenko_ t@gmail. т
Научный руководитель кандидат юридических наук, профессор
Н.В. АЛЕКСИЙ
Аннотация. Дается характеристика тенденциям развития в России деятельности по оказанию дистанционных услуг в том числе в сфере графического дизайна.
Ключевые слова: фриланс, аутсорсинг, дистанционные услуги, работа на расстоянии, графический дизайн.
FREELANCE ASPECTS IN THE FIELD OF GRAPHIC DESIGN
T.JU. RUDENKO,
the competitor of a scientific degree of the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The summary. In article the characteristic to tendencies of development of activity on rendering of remote services including in sphere of graphic design in Russia is given.
Key words: freelance, outsourcing, remote services, work at a distance, graphic design.
По мнению зарубежных и российских ученых становление информационного (постиндустриального) общества связано с существенными изменениями в системе осуществления предпринимательской дея-
тельности. Меняется как сфера и содержание деятельности, так и формы ее организации, поскольку:
1) произошел исторический сдвиг в хозяйственной структуре от промышленности к сектору услуг, на