Научная статья на тему 'О совершенствовании определения государственной охраны'

О совершенствовании определения государственной охраны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОХРАНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ / STATE SECURITY / NATIONAL SECURITY / PUBLIC SAFETY AGENCIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прохоренко О. Я.

В статье представлены определения государственной охраны по законодательствам государств-участников СНГ и предложено определение государственной охраны, осуществляемой в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON IMPROVEMENT OF DETERMINATION PUBLIC SAFETY

The article presents the definitions of state protection under the laws of the CIS member states and proposed the definition of state security, carried out in Russia

Текст научной работы на тему «О совершенствовании определения государственной охраны»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

О.Я. ПРОХОРЕНКО,

соискатель кафедры административного и международного права Московского пограничного института ФСБ России

Аннотация. В статье представлены определения государственной охраны по законодательствам государств—участников СНГ и предложено определение государственной охраны, осуществляемой в Российской Федерации.

Ключевые слова: государственная охрана, национальная безопасность, органы государственной охраны.

ON IMPROVEMENT OF DETERMINATION PUBLIC SAFETY

O.J. PROHORENKO

Aspirant of the department of the administrative and international law of the Moscow Border Institute of the Federal Security Service of Russia

Annotation. The article presents the definitions of state protection under the laws of the CIS member states and proposed the definition of state security, carried out in Russia. Key words. state security, national security, public safety agencies.

Совершенствование правовой основы организации и деятельности органов государственной охраны в Российской Федерации следует начинать с выработки точного определения государственной охраны. Согласно ст. 1 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (с посл. изм и доп.)1 государственная охрана — функция федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер. По нашему мнению, это определение требует корректировки с учетом того, что обеспечение государственной охраны осуществляется не просто в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, а в сфере более высокого порядка — обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. В ряде работ Р.М. Козлова2 дается обоснование того, что органы государственной охраны необходимо наделить правом осуществления не только оперативно-розыскной деятельности3, но и контрразведывательной деятельности во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти, наделенными компетенцией в сфере обеспечения национальной безопасности, и прежде всего с органами федеральной службы безопаснос-

В науке административного права до настоящего времени не выработано определение государственной охраны. Так, К.С. Бельский предлагает следующее определение: «Государственная охрана — это основанная на законе и осуществляемая в установленном порядке деятельность специальных поли-

цейских служб по защите жизненно важных интересов общества и государства путем охраны видных политических деятелей страны от преступных и других противоправных посягательств»4.

Рассмотрим опыт государств—участников СНГ. Так, в соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 11 июня 1998 г. № 168-З «О государственной охране»5 государственная охрана — совокупность правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер в сфере обеспечения безопасности охраняемых лиц и защиты охраняемых объектов, осуществляемых специально созданными органами государственной охраны и другими уполномоченными на то в соответствии с законодательством Республики Беларусь государственными органами.

Закон Украины от 4 марта 1998 г. № 160/98-ВР «О государственной охране органов государственной власти Украины и должностных лиц» устанавливает, что «государственная охрана органов государственнойвласти Украиныи должностныхлиц— это система организационно-правовых, режимных, оперативно-розыскных, инженерно-технических и иных мер, которые осуществляются специально уполномоченными государственными органами в целях обеспечения нормального функционирования органов государственной власти Украины, безопасности должностных лиц и объектов, определенных настоящим Законом. Не считаются государственной охраной, регулируемой настоящим Законом, меры охранного характера, которые осуществляются государственными органами с целью обеспечения безопасности участников уголовного судопроизводства, других лиц и объектов, кроме определенных настоящим Законом».

Закон Кыргызской Республики от 29 декабря 1997 г. № 105 «О Службе государственной охраны Кыргызской Республики» определения государственной охраны не дает. В соответствии с Законом Республики Казахстан от 3 октября 1995 г. № 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан» понятие «государственная охрана» не используется, употребляется понятие «охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов».

Эти определения отражают неоднородность подходов законодателей к определению столь сложного явления, каким представляется государственная охрана.

По нашему мнению, в ст. 1 Федерального закона «О государственной охране» государственную охрану следует определить как «функцию федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения национальной безопасности по обеспечению безопасности объектов государственной охраны, осуществляемую на основе совокупности правовых, организацион-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, контрразведывательных, технических и иных мер». Это определение будет более полно отражать содержание такого понятия, каким является «государственная охрана».

1 См.: СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.

2 См., например: Козлов Р.М. Совершенствование правового положения органов государственной охраны // Вестник Московского университета МВД России. 2006. № 10. С. 65-66.

3 См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

4 Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс / Под общ. ред. А.В. Куракина. М.: Дело и Сервис, 2004. С. 560.

5 Тексты законов государств-участников СНГ предоставлены ИПС «СоюзПравоИнформ».

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В.М. РЕДКОУС,

доцент кафедры конституционного и международного права Международной академии бизнеса и управления

Аннотация. Статья посвящена совершенствованию правового положения Совета Безопасности России. Ключевые слова: национальная безопасность; правовой статус; совет безопасности; государства-участники СНГ.

ON IMPROVING OF THE LEGAL STATUS OF THE RUSSIA SECURITY

COUNCIL

V.M. REDKOUS

docent of the department of the constitutional and international law, International Academy of Business and Management

Annotation. Article is devoted to improving the legal status of the Security Council of Russia. Key words: »rational security, legal status, the security council, states parties to the CIS.

В соответствии с п. «ж» ст. 83 Конституции РФ1 Президент РФ «формирует и возглавляет Совет безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом». Это конституционное установление служит основой для разработки и принятия федерального закона, устанавливающего правовой статус Совета Безопасности Российской Федерации. Тем не менее до настоящего времени этого не сделано, а статус Совета Безопасности РФ определяется Законом РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с посл. изм. и доп.) «О безопасности»2, а также Указом Президента РФ от 7 июня 2004 г. № 726,

утвердившим Положение о Совете Безопасности Российской Федерации3. В соответствии с Положением Совет Безопасности Российской Федерации (далее — СБ РФ) является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента РФ по вопросам стратегии развития РФ, обеспечения безопасности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.

Для более четкого определения правового статуса Совета Безопасности РФ необходимо проведение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.