Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ К ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ К ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Г. Сетко, Н.П. Сетко, Т.М. Макарова, И.М. Сетко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ К ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ»

При этом у детей с увеличением щитовидной железы отмечали более низкие величины антропометрических показателей и трудности в школьном обучении, что позволяет предполагать наличие у них субклинической формы гипотиреоза.

Атрибутивный риск влияния повышенного электромагнитного загрязнения окружающей среды на территории школы № 160 для жалоб неврологического характера (раздражительность, плохой сон, периодическое головокружение, астеновегетативный синдром) составил от 11 до 19 случаев на 100 человек в год, для брадикардии — 7, вегетососудистой дистонии — 11,8, увеличения щитовидной железы — 6,2, сколиоза — 12, признаков ос-теохондропатии — 19 случаев.

Таким образом, при медицинском обследовании детей, проживающих и обучающихся на двух территориях промышленного города, выявлен высокий уровень распространенности нарушений со стороны морфофунк-ционапьных показателей роста и развития. Однако у детей, проживающих на территории, прилегающей к мощному источнику электромагнитного излучения (радиотелецентр), выявлена повышенная, по сравнению с детьми, проживающими на контрольной территории, частота нарушений возрастно-половых взаимоотношений показателей физического и полового развития, функциональных отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и других систем. Полагаем, что выявленные особенности нарушения здоровья, согласующиеся с данными специальных исследований, можно расценивать как реакцию растущего организма на воздействие электромагнитных излучений, что

вызывает необходимость реализации комплекса оздоровительных мероприятий для детей и совершенствования как методики гигиенической оценки, так и нормативных значений параметров электромагнитного излучения на жилых территориях.

Литература

1. Алексеев С. В. и др. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 5.

- С. 15-19.

2. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья.

- 1994. - Т. 1, № 1. - С. 13-15.

3. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников (Пути его укрепления). — Красноярск, 1989.

4. Баранов А. А. // Педиатрия. - 1999. - № 3. - С. 4-6.

5. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. //Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы IX съезда педиатров России, 19—22 февраля 2001 г. — М., 2001. - С. 66.

6. Григорьев Ю. Г. и др. // Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения России / Под ред. А. К. Демина. — М., 1997.

7. Поляков А. Я // Актуальные вопросы современной медицины: Тезисы докладов IX науч.-практ. конференции врачей "Новосибирск на рубеже XXI века".

- Новосибирск, 1999. - С. 86-87.

8. Поляков А. Я. // Социально-экономические и технические проблемы экологии Сибирского района: Труды Юбилейного экологического семинара. — Новосибирск, 2000. - С. 15-23.

Поступила 22.04.05

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 612.014.49-053.2.08

А. Г. Сетко, Н. П. Сетко, Т. М. Макарова, И. М. Сетко

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ К ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

ГОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ, ФГУ Центр Госсанэпиднадзора Оренбургской области

В настоящее время взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется столь быстрыми темпами, что и природа и человек не успевают взаимно адаптироваться, отсюда происходит нарушение экологического равновесия. Область перехода между нормой и патологией представляет собой не однородное третье состояние, а серию альтернативных состояний, различающихся по степени адаптации организма к условиям окружающей среды [2].

Возникновению функциональных и органических изменений предшествуют пограничные состояния, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма к изменяющимся условиям среды обитания. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии, не выявляемом обычными методами исследования.

В связи с этим первостепенную важность приобретает поиск достоверных информационных критериев, позволяющих выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой дифференцированной коррекции.

Для этого у детей, проживающих на территориях с высоким (1-я группа — 290 человек) и повышенным (2-я группа — 260 человек) уровнем антропогенного воздействия проведена оценка изменений функционирования интегральной сердечно-сосудистой системы методом математического анализа сердечного ритма [1], а также особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) с помощью вариационной хронорефлек-

сометрии [8], реализованной в форме компьютерной программы. Для определения степени адаптированности детей обеих групп использована оценочная шкала переходных состояний здоровье—болезнь: удовлетворительная адаптация (норма), напряжение адаптационных механизмов (донозологическое состояние), неудовлетворительная адаптация (преморбидное состояние), срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма и симптоматикой тех или иных заболеваний [1, 4].

Сложный механизм адаптации организма ребенка к различным уровням антропогенной нагрузки, направленный на сохранение функционального состояния и работоспособности в неадекватных условиях за счет перестройки энергетических, структурных и информационных уровней, заставляет считать ЦНС основным центром формирования программ адаптации [6].

Анализ данных вариационной хронорефлексометрии, отражающих вероятностно-статистический принцип работы мозга, свидетельствует о том, что у детей, проживающих на обеих территориях, отмечается снижение критериев, по которым оцениваются различные стороны функционального состояния ЦНС.

Так, по сравнению с физиологической нормой у детей, подвергающихся высокому уровню антропогенной нагрузки, функциональный уровень нервной системы был снижен в 1,89 раза и в 1,9 раза у детей, проживающих на территории с повышенным уровнем антропогенного воздействия; устойчивость нервной реакции (УР) была снижена в 1,76 раза и в 2,49 раза соответственно, а уровень функциональных возможностей сформированной

функциональной нервной системы (УФВ) составляет у детей 1-й группы 1,53 ± 0,24 и у детей 2-й группы 1,37 ±0,21 (р > 0,05) при физиологической норме 2,27 ± 0,58.

При этом достоверных различий по всем показателям среди исследуемых групп не установлено, а функциональное состояние ЦНС у обеих групп детей по усредненным данным функционального уровня нервной системы (ФУС) УР, УФВ оценено как сниженное. Кроме общей оценки функционального состояния ЦНС, нами исследована динамика межполушарной функциональной асимметрии, которая отражает приспособительную деятельность ЦНС и основана на механизмах билатеральной регуляции, так как известно, что переработка мозгом информации в каждом конкретном случае определяется асимметрией уровней полушарной активации и динамическим характером межполушарных отношений

[7, 9].

При оценке форм кривых вариационного распределения временных показателей у обследуемых детей установлено, что каждому состоянию ЦНС соответствует характерный тип вариационной кривой, который по мере изменения функционального состояния может трансформироваться. Среди всех обследованных у 13,4% детей 1-й группы и 20,8% 2-й группы характер вариационного распределения значений простой зрительно-моторной реакции (ПЗМР) был близко к нормальной умственной работоспособности.

Максимум значений ПЗМР при таком состоянии определялся в пределах 180—220 мс и проявлялся с вероятностью 0,37.

У 60,8% обследованных детей 2-й группы и у 62,5% 1-й группы работоспособность снизилась на 25%, а у 25,8% детей 1-й группы и 16,7% детей 2-й группы снижение работоспособности отмечалось на 50% и выше.

Форма кривой у детей, работоспособность которых была снижена на 25%, характеризовалась увеличением рассеивания временных значений и свидетельствовала о неустойчивом состоянии нервных процессов. При резком снижении работоспособности (50% и более) форма кривой статистических характеристик вариационного ряда у детей имела неустойчивый стохастический характер и в системе координат занимала временной интервал от 200 до 500 мс и более, что свидетельствовало о сдвигах уровней возбудимости и лабильности ЦНС. Важно подчеркнуть, что, согласно данным Т. Д. Лоскутовой [5], сохранение такого типа кривых на протяжении долгого времени свидетельствует о развитии в ЦНС патологических состояний.

Основным механизмом, определяющим характер адаптации организма человека, является вегетативный отдел центральной нервной системы. Эффекторной системой, реализующей тот или иной ответ организма, является прежде всего сердечно-сосудистая система, которая наиболее чутко реагирует на весьма незначительные неблагоприятные воздействия, поскольку ей принадлежит роль индикатора адаптационно-приспособительных реакций организма. Поэтому выявление начальных отклонений будет способствовать своевременной коррекции негативного влияния факторов среды обитания [3].

Анализ полученных данных показал, что у детей обеих исследуемых групп имеет место снижение адаптивных возможностей, приводящих к декомпенсации адаптационных механизмов, о чем свидетельствуют высокие значения индекса напряжения, превышающего физиологи-

ческую норму в 2,7—3,2 раза, а также показателя адекватности процессов регуляции в 2,5—3,1 раза. Достоверных различий в группах сравнения по этим показателям не установлено.

Анализ соотношения симпато-, ваго- и нормотонии в исследуемых группах выявил, что среди детей 2-й группы в сравнении с детьми 1-й группы выявлено увеличение на 17% числа детей с гиперсимпатикотонией.

Сравнительный анализ уровня адаптации детей к комплексу факторов среды обитания, проживающих на двух исследуемых территориях, установил, что среди девочек число с удовлетворительной адаптацией во 2-й группе было на 7,15% меньше, чем в 1 -й группе, в то время как с неудовлетворительной адаптацией — на 28% и со срывом — на 5,2% больше, чем в 1-й группе.

Примерно такая же тенденция наблюдалась и среди мальчиков двух исследуемых групп. Так, во 2-й группе в сравнении с первой число мальчиков с удовлетворительным уровнем адаптации было на 3% меньше, с неудовлетворительным уровнем адаптации на 22% больше, что, вероятнее всего, связано с неадекватным уровнем комплексного влияния факторов среды обитания на организм детей и снижением компенсационных и адаптационных механизмов.

Таким образом, полученные данные позволяют заключить, что повышенные и особенно высокие уровни антропогенного воздействия на организм детей приводят к напряжению регуляторных систем, что сопровождается увеличением числа детей с неудовлетворительной адаптацией и ее срывом и обусловливает необходимость разработки рекомендаций по повышению резервных возможностей организма детей, проживающих на территориях техногенного воздействия.

В качестве интегрального показателя уровня адапти-рованности организма детей к антропогенным загрязнителям можно рекомендовать индекс напряжения регуляторных систем.

Литература

1. Баввский Р. М., Кириллов О. И., Клецкин С. 3. Математический анализ сердечного ритма при стрессе. — М., 1984.

2. Захарченко М. П., Кошелев Н. Ф., Ромашов П. Г. Гигиеническая диагностика водной среды. — СПб.,

1996. - С. 7-11.

3. Захарченко М. П., Маймулов В. Г., Шабров А. В. Диагностика в профилактической медицине. — СПб.,

1997.

4. Казначеев В. А. Адаптация человека в различных климатогеографических и производственных условиях. - М., 1981. - Т. 1. - С. 5-7.

5. Лоскутова Т. Д. // Физиол. журн. СССР. - 1975. — Т. 61, № 1. - С. 36-40.

6. Медведев В. И. // Экологическая физиология человека. - М., 1979. - С. 525-570.

7. Мороз М. П., Узалова Г. П., Захаров А. В. // Физиол. человека. — 1986. - Т. 12, № 2. - С. 179-186.

8. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Метод. руководство. — СПб., 2001.

9. Павлова Л. П. Доминантные механизмы работоспособности // Нервная система. — Л., 1988. — Вып. 26. - С. 203-218.

Поступила 22.04.05

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.