Научная статья на тему 'ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К МОЩНОМУ РАДИОТЕЛЕЦЕНТРУ'

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К МОЩНОМУ РАДИОТЕЛЕЦЕНТРУ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — А.Я. Поляков, В.Н. Михеев, К.П. Петруничева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К МОЩНОМУ РАДИОТЕЛЕЦЕНТРУ»

Литература

1. Балаболкин М. И. Эндокринология. — М., 1989.

2. Бережная И. М., Нородицкая Л. Н. // Вопросы патологии эндокринной системы. — Алма-Ата, 1984. — С. 26-27.

3. Болотова Н. В.. Поляков В. К., Глухова Т. В. // Новые технологии в педиатрии: Материалы конгресса педиатров России. — М., 1995. — С. 10.

4. Громбах С. М. // Вестн. АМ Н СССР. - 1981. - № 1. - С. 29-34.

5. Дедов И. И., Герасимов Г. А., Свириденко Н. Ю. Йод-дефицитные заболевания в Российской Федерации (эпидемиология, диагностика, профилактика): Метод. пособие. — М., 2000.

6. Щеплягина Л. А., Баранов А. А., Болотова Н. В. Ц Экология и здоровье ребенка / Под ред. А. А. Баранова. - 1995. - С. 23-31.

Поступила 22.04.05

Summary. Natural iodine deficiency and ambient air pollution with fluorine compounds were examined for their combined influence on the prevalence and severity of iodine-de-flciency disorders. The excess intake of fluorine was shown to increase the incidence of thyroid diseases and to lower anthropometric indices in children. The preventive measures performed to eliminate iodine-deficiency disorders under intensive ambient air pollution with fluorine compounds were found to be insufficiently effective.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 2005 УДК 616-053.2-02:614.71-07

А. Я. Поляков, В. Н. Михеев, К. П. Петруничева

ПОКАЗАТЕЛИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА НА ТЕРРИТОРИИ, ПРИЛЕГАЮЩЕЙ К МОЩНОМУ РАДИОТЕЛЕЦЕНТРУ

ГУ Новосибирский НИИ гигиены Минздравсоцразвигия РФ, Территориальное управление Роспотребнадзора в Новосибирской области

В последнее десятилетие на фоне социально-экономических преобразований, обусловивших ухудшение материально-бытовых условий жизни, питания большей части населения страны, в том числе и детского, а также сложной экологической ситуации на урбанизированных территориях особую тревогу вызывают негативные процессы формирования здоровья населения. Возрастание показателей общей заболеваемости затронуло практически все классы патологии как у взрослого, так и у детского населения [1—5, 7, 8].

В "Положении о государственной санитарно-эпиде-миологической службе Российской Федерации" (утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.98 г. № 680) одним из основных направлений деятельности санэпидслужбы определено выявление и установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания на основе социально-гигиенического мониторинга (СГМ). При этом чрезвычайно актуальной является задача организации и проведения систематического мониторинга за состоянием городской среды и здоровья населения в районах с напряженной экологической ситуацией, в том числе и по электромагнитному загрязнению окружающей среды, уровень которого в последнее десятилетие, например в Новосибирске, вырос в 10—15 раз и которое наряду с химическим загрязнением становится наиболее масштабным видом загрязнения, вызывающим все большую озабоченность. К числу зарегистрированных последствий воздействия электромагнитного загрязнения на человека относится повреждение основных функциональных систем организма, в том числе сердечно-сосу-дистой, нервной, эндокринной, костно-мышечной [6]. Особенно высока чувствительность к неблагоприятному воздействию электромагнитного загрязнения окружающей среды у детей. Однако органы здравоохранения располагают крайне недостаточной информацией об особенностях состояния здоровья населения на территориях, прилегающих к источникам повышенного электромагнитного излучения (ЭМИ), каковыми являются радиотелецентры.

В соответствии с задачами исследования объектами наблюдений были определены 2 школы, расположенные в Ленинском районе Новосибирска, и прилегающие к ним промышленные и жилые территории.

Основная школа расположена в центре квартала преимущественно с 5-этажной застройкой, отличающегося относительно высоким уровнем озеленения и благоуст-

ройства, значительной удаленностью от источников загрязнения окружающей среды.

Электромагнитная обстановка на территории жилого квартала, где расположена школа, определяется мощным областным радиотелевизионным центром (ТЦ), расположенным на расстоянии 700 м от школы (350—1000 м от границ квартала). Суммарная мощность излучения — до 100 кВт, биологически опасная зона — на высоте более 40 м составляет 3 км. Кроме того, на расстоянии 1300 и 500 м располагаются еще два источника радиочастотного излучения ("Алтай" и телерадиоцентр "Мир"), но меньшей мощности, чем ТЦ.

Контрольная школа расположена в квартале, прилегающем к магистрали городского значения. Окружение участка школы представлено 9—10-этажными жилыми домами и объектами соцкультбыта.

Ближайший передающий радиотехнический объект (базовая станция "Би-Лайн") расположена на расстоянии от школы около 1 км. Мощность этого объекта 70 Вт, а биологически опасная зона на высоте 55 м составляет 25 м. Расстояние от телецентра более 3 км.

Комплексная оценка градостроительной среды проводилась путем квалиметрии, т. е. измерения и оценки качества групп показателей окружающей среды в соответствии со специальными принципами и методами, когда учитываются не только первичные свойства, но и их значимость (весомость) в интегральном качестве.

Комплекс лабораторных исследований состояния атмосферного воздуха включал определение содержания сажи, мышьяка, меди, кадмия, марганца, никеля, цинка, свинца, хрома, а также газовых ингредиентов — окислов азота, оксида углерода, формальдегида. Всего отобрано около 2000 проб атмосферного воздуха.

Кроме указанных санитарно-химических исследований, проведено биотестирование проб атмосферного воздуха с использованием в качестве тест-критерия времени подвижности бычьих сперматозоидов.

Измерение шума производилось в разные часы суток на участке школ, в учебных и вспомогательных помещениях, на территории прилегающей жилой застройки, в местах проживания учащихся. При этом фиксировались фоновые, максимальные и эквивалентные уровни звука.

Измерение электромагнитных излучений на территории и в учебных классах проводилось в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.4/2.1.8.055—96 "Санитарные правила и нормы. Электромагнитные излучения радиочастотного диапазона".

Суммарная нагрузка (Ксум) количественно оценивалась как сумма интегральных пофакторных оценок состояния атмосферного воздуха, почвы, акустической среды.

Применительно к задачам настоящего исследования оценка риска для здоровья школьников от воздействия факторов окружающей среды проводилась по схеме с использованием расчетных формул, предложенных отечественными авторами. Основное внимание при оценке риска по этой методике уделялось возможному неблагоприятному влиянию атмосферного воздуха и шума.

Величина экологического риска отклонений в состоянии здоровья детей определялась также с помощью показателя атрибутивного риска.

Для общей оценки медико-биологических и социально-гигиенических факторов, а также оценки самочувствия и некоторых показателей здоровья проводилось специальное анкетирование родителей обследованных детей (420 анкет в контрольной школе и 500 анкет в основной школе).

Выборочно у 10—11-летних школьников проведено определение 23 макро- и микроэлементов в волосах (1288 элементов-анализов).

Медицинское обследование состояния здоровья 1091 ребенка школьного возраста (633 — в основной школе и 458 — в контрольной) проводилось специально укомплектованной бригадой из сотрудников Новосибирского НИИ гигиены.

Антропометрические и физиометрические измерения проводили по общепринятой методике. Половое развитие оценивали по степени выраженности вторичных половых признаков. О функциональном состоянии сердеч-но-сосудистой системы судили по данным ангиотоно-метрии и пульсометрии в состоянии покоя и после физической нагрузки (проба Мартине), типам саморегуляции аппарата кровообращения, электрокардиографическим исследованиям, адаптационному потенциалу. Функциональное состояние вегетативной нервной системы оценивали по вегетативному индексу Кердо. Индивидуальная оценка физического развития проводилась по оценочным таблицам, разработанным для детей школьного возраста Новосибирска (1978, 1994).

Статистическую обработку материалов исследования показателей здоровья детей и материалов санитарно-гигиенических исследований окружающей среды осуществляли методами параметрической и непараметрической статистики с использованием статистических и графических модулей универсального пакета программ Statistica, v. 5. и Excel.

Коэффициент интегрального качества при квалимет-рической оценке градостроительной подсистемы "При-родно-техногенный комплекс" в районе основной школы составлял — 1,603, т. е. выше допустимого (1,000), но только 46,7% от эталона (3,436), в районе контрольной школы — соответственно 1,549 — 45,1% от эталона. На обеих территориях градостроительные условия существенно не различались, определены как удовлетворительные, но не достигали даже половины оптимума.

Оценивая комплексную аэрогенную нагрузку на исследуемых территориях в среднем за год, можно отметить, что атмосферный воздух в районе школ наблюдения имел слабую степень загрязнения (в пределах 4—8) суммарный показатель Р на территории основной школы был несколько ниже, чем на контрольной территории (4,9 и 6,17). При токсикологическом биотестировании атмосферного воздуха индекс токсичности на территории основной школы был несколько меньшим (74,6%), чем на контрольной территории (82,5%).

Комплексная суммарная нагрузка (Ксум в относительных величинах), рассчитанная по показателям аэрогенной, акустической нагрузки и показателям химического загрязнения почв, составила в районе контрольной школы 4,3 и основной школы — 4,4. В общей структуре суммарной нагрузки ведущее значение имел акустический фактор (77% на территории контрольной школы и 70%

— на территории основной школы), аэрогенный составлял около 15% на территории обеих школ.

Измеренные уровни напряженности электромагнитного поля в учебных классах и на пришкольных территориях наблюдения не превышали допустимых значений (3 В/м и 10 мкВт/см2). Однако на пришкольном участке основной школы напряженность электрического поля составляла 10 В/м, на уровне 2 этажа — 18 В/м, на уровне 3 этажа — 45 В/м, а в районе контрольной школы напряженность электрических полей находилась ниже уровня чувствительности прибора.

Таким образом, результаты наблюдений указывают, что участок и учебные помещения основной школы находились в условиях относительно большего воздействия электромагнитных полей по сравнению с контрольной школой.

Основное внимание при оценке риска для здоровья уделяли возможному неблагоприятному влиянию химического загрязнения атмосферного воздуха и шума.

Для контрольной школы показатель риска от воздействия загрязнения атмосферы составил 0,309, от акустического воздействия — 0,945, а для основной школы — соответственно 0,163 и 0,934.

Анализ результатов исследования волос на содержание макро- и микроэлементов показал, что средние величины концентраций макро- и микроэлементов у обследованных учащихся в обеих сравниваемых школах находились в пределах биологически допустимых границ — нормативов. В то же время пониженное содержание эс-сенциальных макро- и микроэлементов, обеспечивающих функционирование ферментных систем, определяющих формирование нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной, репродуктивной систем, у детей в основной школе выявлялось в большей степени, чем у сверстников в контрольной школе.

Сравнительная оценка средних возрастно-половых значений у детей обеих школ существенных различий не выявила.

Наряду с этим в основной школе по сравнению с контрольной выявлено меньше детей со средними темпами физического и полового развития (соответственно — 25,8 и 38,7%; р < 0,01), больше — с ускоренными (48,4 и 37,3%; р < 0,01).

При медицинском обследовании установлено, что почти все дети (96,7% в контрольной школе и 96,1% — в основной) имели неврологические жалобы, но в основной школе с высокой степенью достоверности (р < 0,001) дети чаще, чем в контрольной, жаловались на повышенную утомляемость (73,5 и 65,7%), раздражительность (65,6 и 48,8%), нарушение сна (27,8 и 8,6%), и в целом у них чаще имели место проявления астеновеге-тативного синдрома (86,4 и 73,7%; р < 0,001).

Выявленные изменения со стороны сердечно-сосудистой системы носили, как правило, функциональный характер, однако с высокой степенью достоверности (р < 0,001) у детей основной школы чаще по сравнению с контрольной отмечали нарушения ритма (53,1 и 43,4%), в том числе брадикардия (16,6 и 9,7%), резко выраженная синусовая аритмия (23,4 и 11,2%), вегетососу-дистая дистония (35,4 и 23,6%). На ЭКГ у большинства обследованных 10—11-летних детей в обеих школах (94,6% — в основной и 97,7% — в контрольной) выявлены нарушения функции автоматизма, но в основной школе в 3 раза чаще, чем в контрольной, отмечены признаки миграции водителя ритма.

У 96,5 из 100 обследованных в контрольной школе и 96,1 — в основной выявлено нарушение осанки. Однако сколиозы и проявления остеохондропатии чаще регистрировались у школьников в основной школе (соответственно - 52,4 и 38,4%; р < 0,001; 39,5 и 27,5%; р < 0,001).

В среднем у половины обследованных школьников (48,3% — в контрольной школе и 54,5% — в основной; р = 0,05) выявлено увеличение щитовидной железы 1—11 степени.

При этом у детей с увеличением щитовидной железы отмечали более низкие величины антропометрических показателей и трудности в школьном обучении, что позволяет предполагать наличие у них субклинической формы гипотиреоза.

Атрибутивный риск влияния повышенного электромагнитного загрязнения окружающей среды на территории школы № 160 для жалоб неврологического характера (раздражительность, плохой сон, периодическое головокружение, астеновегетативный синдром) составил от 11 до 19 случаев на 100 человек в год, для брадикардии — 7, вегетососудистой дистонии — 11,8, увеличения щитовидной железы — 6,2, сколиоза — 12, признаков ос-теохондропатии — 19 случаев.

Таким образом, при медицинском обследовании детей, проживающих и обучающихся на двух территориях промышленного города, выявлен высокий уровень распространенности нарушений со стороны морфофунк-циональных показателей роста и развития. Однако у детей, проживающих на территории, прилегающей к мощному источнику электромагнитного излучения (радиотелецентр), выявлена повышенная, по сравнению с детьми, проживающими на контрольной территории, частота нарушений возрастно-половых взаимоотношений показателей физического и полового развития, функциональных отклонений со стороны нервной, сердечно-сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и других систем. Полагаем, что выявленные особенности нарушения здоровья, согласующиеся с данными специальных исследований, можно расценивать как реакцию растущего организма на воздействие электромагнитных излучений, что

вызывает необходимость реализации комплекса оздоровительных мероприятий для детей и совершенствования как методики гигиенической оценки, так и нормативных значений параметров электромагнитного излучения на жилых территориях.

Литература

1. Алексеев С. В. и др. // Вестн. РАМН. - 1993. - № 5.

- С. 15-19.

2. Ананьева Н. А., Ямпольская Ю. А. // Школа здоровья.

- 1994. - Т. 1, № 1. - С. 13-15.

3. Баранов А. А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников (Пути его укрепления). — Красноярск, 1989.

4. Баранов А. А. // Педиатрия. - 1999. - № 3. - С. 4-6.

5. Баранов А. А., Лапин Ю. Е. //Детское здравоохранение России: Стратегия развития: Материалы IX съезда педиатров России, 19—22 февраля 2001 г. — М., 2001. - С. 66.

6. Григорьев Ю. Г. и др. // Электромагнитное загрязнение окружающей среды и здоровье населения России / Под ред. А. К. Демина. — М., 1997.

7. Поляков А. Я // Актуальные вопросы современной медицины: Тезисы докладов IX науч.-практ. конференции врачей "Новосибирск на рубеже XXI века".

- Новосибирск, 1999. - С. 86-87.

8. Поляков А. Я. // Социально-экономические и технические проблемы экологии Сибирского района: Труды Юбилейного экологического семинара. — Новосибирск, 2000. - С. 15-23.

Поступила 22.04.05

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2005 УДК 612.014.49-053.2.08

А. Г. Сетко, Н. П. Сетко, Т. М. Макарова, И. М. Сетко

ОСОБЕННОСТИ АДАПТИРОВАННОСТИ ДЕТЕЙ К ФАКТОРАМ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ И КРИТЕРИИ ИХ ОЦЕНКИ

ГОУ ВПО Оренбургская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ, ФГУ Центр Госсанэпиднадзора Оренбургской области

В настоящее время взаимодействие организма с окружающей средой осуществляется столь быстрыми темпами, что и природа и человек не успевают взаимно адаптироваться, отсюда происходит нарушение экологического равновесия. Область перехода между нормой и патологией представляет собой не однородное третье состояние, а серию альтернативных состояний, различающихся по степени адаптации организма к условиям окружающей среды [2].

Возникновению функциональных и органических изменений предшествуют пограничные состояния, характеризующиеся снижением адаптационных возможностей детского организма к изменяющимся условиям среды обитания. Они проявляются в виде многочисленных признаков дискомфорта и напряжения, свидетельствующих о неблагополучии, не выявляемом обычными методами исследования.

В связи с этим первостепенную важность приобретает поиск достоверных информационных критериев, позволяющих выявить детей группы риска в отношении снижения уровня здоровья до появления органических изменений с разработкой дифференцированной коррекции.

Для этого у детей, проживающих на территориях с высоким (1-я группа — 290 человек) и повышенным (2-я группа — 260 человек) уровнем антропогенного воздействия проведена оценка изменений функционирования интегральной сердечно-сосудистой системы методом математического анализа сердечного ритма [1], а также особенностей функционирования центральной нервной системы (ЦНС) с помощью вариационной хронорефлек-

сометрии [8], реализованной в форме компьютерной программы. Для определения степени адаптированности детей обеих групп использована оценочная шкала переходных состояний здоровье—болезнь: удовлетворительная адаптация (норма), напряжение адаптационных механизмов (донозологическое состояние), неудовлетворительная адаптация (преморбидное состояние), срыв адаптации со снижением функциональных возможностей организма и симптоматикой тех или иных заболеваний [1, 4].

Сложный механизм адаптации организма ребенка к различным уровням антропогенной нагрузки, направленный на сохранение функционального состояния и работоспособности в неадекватных условиях за счет перестройки энергетических, структурных и информационных уровней, заставляет считать ЦНС основным центром формирования программ адаптации [6].

Анализ данных вариационной хронорефлексометрии, отражающих вероятностно-статистический принцип работы мозга, свидетельствует о том, что у детей, проживающих на обеих территориях, отмечается снижение критериев, по которым оцениваются различные стороны функционального состояния ЦНС.

Так, по сравнению с физиологической нормой у детей, подвергающихся высокому уровню антропогенной нагрузки, функциональный уровень нервной системы был снижен в 1,89 раза и в 1,9 раза у детей, проживающих на территории с повышенным уровнем антропогенного воздействия; устойчивость нервной реакции (УР) была снижена в 1,76 раза и в 2,49 раза соответственно, а уровень функциональных возможностей сформированной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.