Научная статья на тему 'ВЫЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ'

ВЫЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
30
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Я.Я. Сетко, Е.А. Володина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper gives the results of studying the adaptability and spare capacities of children, by evaluating the functional state of the major systems of their organism and the mental state of a child. The findings suggest that the schoolchildren have low functional and spare capacities. The children’s dysadaptation to environmental conditions was followed by reductions in the tension index of regulatory systems, in the functional capacities of the pupils, and in the functional state of the central nervous system. Most children with poor adaptation and disturbances of adaptive mechanisms were observed to have no chronic diseases, which required measures to reveal adaptive disorders and to correct their health status.

Текст научной работы на тему «ВЫЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»

4. Гребняк Н. П., Гребняк В. П. Валеологическая оптимизация госсаннадзора по гигиене детей и молодежи. — Донецк, 2005.

5. Камаев И. А., Павлычева Л. И., Васильева О. Л., Коптева Л. Н. // Гиг. и сан. — 2003. — № 5. - С. 45-46.

6. Минасян С. М., Геворкян Э. С., Даян А. В. и др. // Гиг. и сан. - 2004. - № 4. - С. 46-48.

7. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2004. - № 4. - С. 3-5.

8. Сухарева Л. М., Кучма В. Р. 11 Пробл. соц. гиг., здра-вохр. и история мед. — 2004. — № 6. — С. 17—23.

Поступила 07.09.06

© Н. П. СЕТКО. Е. А. ВОЛОДИНА, 2008 УДК 613.95:616-053.2-084

Н. П. Сетко, Е. А. Володина

ВЫЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Оренбургская государственная медицинская академия

В настоящее время здоровье детского населения находится в прямой зависимости от интенсивности и продолжительности влияния комплекса факторов среды обитания и степени адаптации индивида к этим факторам [2]. Об актуальности вопросов охраны здоровья детского населения свидетельствует наметившаяся тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, высокая распространенность морфофункциональных расстройств, омоложение хронических заболеваний. Становится очевидным, что трансформация человеческого организма под воздействием экологических факторов затронула генные механизмы. Исходя из этого, требуются принципиально новые подходы к количественной оценке уровня здоровья и определению его ущерба.

На сегодняшний день плановые профилактические медицинские осмотры школьников не предусматривают оценку уровня здоровья, диагностику донозологическкх состояний и направлены на выявление заболевания. С современных позиций здоровье не может рассматриваться без учета уровня функционирования основных систем и адаптационных возможностей организма. Поэтому функциональное тестирование является обязательной частью методологии оценки здоровья и мониторинга его состояния [1,3, 7]. Врач должен уметь оценить величину здоровья пациента и дать квалифицированные рекомендации по его сохранению и укреплению.

Для оценки уровня здоровья подрастающего поколения многие исследователи используют элементы теории адаптации [4—6, 8], согласно которой уровень здоровья можно оценить степенью адаптации организма к условиям среды. Данные исследований по оценке уровня здоровья учащихся с учетом его функционального состояния единичны.

В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение адаптационного статуса и резерва организма детей школьного возраста.

Для этого проведено обследование 85 младших школьников общеобразовательных школ Оренбурга, проживающих в условиях комплексного воздействия экологических факторов и факторов внутри-школьной среды.

Определение адаптационного статуса и резерва организма детей проводили путем оценки функционального состояния основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, центральной нервной системы, зрительного анализатора, физического развития, психологического статуса ребенка.

Физическое развитие оценивали по соматомет-рическим (рост, масса, окружность грудной клетки) и физиометрическим (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) показателям с помощью центильного метода. При этом определяли степень (гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное) и уровень физического развития (средний, выше среднего, ниже среднего).

Диагностику функционального состояния центральной нервной системы и прогнозирование ее функционирования осуществляли с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М. П. Мороз [9], в основе работы которой лежит анализ динамических характеристик простой зрительно-моторной реакции, отражающий вероятностно-статистический принцип работы мозга. Данный метод позволил оценить функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), а также функциональную межпо-лушарную асимметрию.

Уровень функционирования дыхательной системы оценивался по параметрам экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких.

Исследование функционального состояния сер-дечно-сосудистой системы проводили с использованием автоматизированного кардиоритмографи-ческого комплекса ORTO Expert, в основе работы которого лежит принцип статистического, автокорреляционного и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма, а также с использованием методологических подходов и принципов, разработанных Р. М. Баевским, А. П. Берсеньевой [4]. Запись сердечного ритма проводилась в утренние часы в положении лежа после 6—8-минутного перерыва, при переходе в вертикальное положение и стоя. Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил определить следующие показатели как исходный уровень функционирования (исходный вегетативный тонус), степень напряжения регулятор-ных систем, функциональные резервы организма. С помощью компьютерной программы были рассчитаны: частота сердечных сокращений (ЧСС), амплитуда моды (АМо), вариационный размах (MxDMn), индекс напряжения регуляторных систем (ИН) и другие показатели. Функциональные резервы определяли с учетом динамики параметров вариабельности сердечного ритма при проведении нагрузочной пробы (активной ортостатической пробы).

Таблица 1

Показатели индекса напряжения и функциональных резервов организма школьников в зависимости от уровня адаптированности (.М± т)

Показатель

Удовлетворительная адаптация

Напряжение адаптации

Неудовлетворительная адаптация

Срыв адаптации

ИН в покое, усл. ед. ИН при ортостазе, усл. ед. Функциональные резервы, %

77,7 ± 13,1 136,0 ± 28,5 75

Для оценки функционального состояния зрительного анализатора использовались стандартные таблицы по определению остроты зрения.

Исследование психологического и индивиду-ально-личностного развития детей проводили с использованием пакета методик для комплексного психолого-педагогического развития детей младшего школьного возраста, разработанного Международным университетом семьи и ребенка им. Рауля Валленберга (Санкт-Петербург, 1995). Уровень тревожности определили с помощью теста Тэмм-ла—Дорки-Аллена (1999).

Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке с использованием стандартных методов статистики.

В результате проведенных исследований установлено, что большинство школьников имели гармоничное физическое развитие (81,4%). Из них средний уровень физического развития наблюдался у 37,1% учащихся; ниже среднего — у 20,0%; выше среднего — у 42,9% детей. Дисгармоничное физическое развитие отмечено у 13,9% школьников, преимущественно за счет высокого роста (70,5%). Резко дисгармоничное физическое развитие имели 4,7% обследованных и все за счет высокой массы тела.

Анализ показателей жизненной емкости легких выявил, что у 15 % детей этот показатель был выше возрастной нормы, у 10% — ниже возрастной нормы, у остальных детей показатель соответствовал возрастным нормативам.

По данным функционального состояния сер-дечно-сосудистой системы, учащихся со смешанным тонусом вегетативной нервной системы — ВНС (эйтонией) было 26,4%, с преобладанием симпатического отдела ВНС (симпатикотонией) — 45,3% и преобладанием парасимпатического отдела ВНС (ваготонией) — 28,3%.

Учитывая то, что характеристики сердечного ритма позволяют в известной степени дать интегральную информацию о состоянии организма в целом и являются своеобразным индикатором для оценки функционального состояния регуляторных систем, нами оценен уровень адаптации через определение индекса напряжения (ИН) и функциональных резервов. Проведенные исследования показали, что 71,7 % детей имели нарушения адаптации, которые в 45,3 % случаев выражались в ее напряжении, в 3,8% — в неудовлетворительном состоянии и в 22,6% случаев — в срыве адаптационных механизмов. Учащихся с удовлетворительной адаптацией составило 28,3%.

Анализ показателей вариабельности сердечного ритма учащихся с различным уровнем адаптированности показал, что у детей с удовлетворительной адаптацией ИН в покое составил в среднем 77,7 усл. ед. При проведении ортостатической пробы отмечали повышение тонуса симпатического

136,7 ± 24,1 201,4 ± 19,8 47

201,0 ± 16,3 287,2 ±51,5 42

260,1 ± 51,8 237,6 ± 42,5 -8,7

отдела ВНС, о чем говорит увеличение ИН до 136 усл. ед., функциональные резервы при этом составили 75%. Данные измерений можно расценить как достаточную активность адаптационно-ком-пенсаторных механизмов организма (табл. 1).

У школьников, имеющих напряжение адаптационных механизмов, симпатикотоническая направленность регуляции ВНС сохранилась (ИН в покое составлял 136,7 усл. ед.), а при ортостазе стала гиперсимпатикотонической (ИН возросло 201,4 усл. ед.), что сопровождалось снижением функциональных резервов до 47%.

У детей с неудовлетворительной адаптацией и срывом адаптационных механизмов отмечался значительный рост ИН, который достигал от 237,6 до 287,2 усл. ед. при ортостазе, что свидетельствовало не только о резком увеличении симпатико-адре-нергических влияний, но и о централизации управления сердечным ритмом. При этом функциональные резервы продолжали падать и составили при неудовлетворительной адаптации 42 %, а при срыве адаптационных механизмов полностью отсутствовали или принимали отрицательные значения (-8,7%). По данным медицинской карты истории развития ребенка (форма 112-у) среди этих детей только 22,1% имели диагноз хронического заболевания.

По результатам вариационной хронорефлексо-метрии были получены и сравнены с рекомендуемыми нормативами следующие значения показателей функционального состояния ЦНС обследованных школьников (табл. 2). Все значения показателей (УР, УФВ), кроме ФУС, уложились в диапазон нормативных величин. При этом значение ФУС при нормальном функциональном состоянии ЦНС оказалось в 2,5—3 раза, а при незначительно сниженном — в 1,9—2,4 раза меньше предлагаемой нормы.

Учитывая тот факт, что наиболее ранние изменения в деятельности ЦНС проявляются нарушением устойчивости нервных процессов, что находит отражение на величине критерия умственной работоспособности, нами был использован последний в качестве интегрального показателя. Данные исследования показали, что большинство детей имели изменение умственной работоспособности (96,2%).

Таблица 2

Показатели функционального состояния ЦНС учащихся в зависимости от уровня умственной работоспособности (Л/ ± т)

Показатель Уровень умственной работоспособности

Нормальный Незначительно сниженный Сниженный Существенно сниженный

ФУС, ед. УР, ед. УФВ, ед. 1,96 ± 0,10 2,4 ± 0,10 3,35 ± 0,06 1,97 ± 0,05 1,35 + 0,06 2,30 ± 0,08 2,02 ± 0,05 0,56 ± 0,07 1,52 ± 0,08 1,77 ± 0,05 -0,31 ± 0,09 0,58 ± 0,07

59

^112008

Таблица 3

Показатели функционального состояния ЦНС в зависимости от уровня адаптированности школьников

Показатель

Удовлетворительная адаптация

Напряжение адаптационных механизмов

ФУС, ед. 1,86 ± 0,05 1,96 ± 0,04 УР, ед. 0,84 1 0,18 0,74 ± 0,14 УФВ, ед. 1,74 ± 0,21 1,70 ± 0,15

Неудовлетворительная адаптация

Срыв адаптационных механизмов

1,94 ± 0,09 1,98 ±0,06 0,86 ± 0,48 0,63 ± 0,16 1,82 ± 0,54 1,58 ± 0,18

Нормальный уровень умственной работоспособности, характерный для оптимального функционального состояния ЦНС, свидетельствующий о раннем гармоничном созревании структур мозга и достаточно высоком уровне неспецифической активации ЦНС, был получен лишь у 3,8% детей.

Незначительно сниженный уровень умственной работоспособности, возникающий на начальных стадиях развития утомления, монотонии, при асте-низации организма при различных заболеваниях и представляющий нижнюю границу диапазона нормальных функциональных состояний определен у 28,3% учащихся.

У большинства детей (64,1%) встречался сниженный уровень умственной работоспособности, характеризующийся преобладанием в ЦНС тормозных реакций и формирующийся в основном при переутомлении, начальных стадиях заболеваний. Существенно сниженный уровень умственной работоспособности, возникающий при патологических состояниях и свидетельствующий о значительной задержке развития мозговых структур, зарегистрирован у 3,8% детей.

Анализируя данные о функциональном состоянии ЦНС и адаптированности учащихся, установлено, что по мере ухудшения адаптации снижаются значения устойчивости нервной реакции, уровня функциональных возможностей сформированной функциональной системы (табл. 3). Снижение остроты зрения различной степени наблюдалось у 8,2% детей.

Согласно данным психологической диагностики, в коррекции нуждается 59,3% обследованных учащихся. Из них высокий уровень тревожности (переживание социального стресса, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, проблемы и страхи в отношении к учителям и др.) отмечен у 33,3% детей, высокий уровень агрессивности — у 12,5%, заниженная самооценка — у 54,1% школьников.

Выводы. 1. Практически у каждого второго ребенка (45,3%) отмечена симпатикотоническая направленность исходного вегетативного тонуса.

2. Большинство учащихся имеют низкие функциональные возможности организма, которые у 71,7% детей выражались в нарушении адаптации и снижении функциональных резервов, у 96,2% — в изменении показателей умственной работоспособности.

3. Среди детей, имеющих неудовлетворительную адаптацию и ее срыв, только 22,1% имели диагноз хронического заболевания.

4. По мере ухудшения адаптации ухудшались показатели ИН регуляторных систем, функциональных резервов организма учащихся, а также функциональное состояние центральной нервной системы.

Литература

1. Агаджанян Н. А. Стресс и теория адаптации. — М., 2005.

2. Амосов Н. М. Алгоритм здоровья. — М., 2003.

3. Апанасенко Г. Л. // Гиг. и сан. — М., 2004. — № 1. - С. 60-63.

4. Баевский Р. М., Кириллов О. И., Клецкии С. 3. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. — М., 1994.

5. Баевский Р. М. // Медицина труда и пром. экол. — 1995. - № 3.

6. Баевский Р. М., Берсенева А. П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболевания. — М., 1997.

7. Баранов А. А., Кучма В. Р., Сухарева Л. М. Оценка здоровья детей и подростков при профилактических осмотрах: Руководство для врачей. — М., 2004.

8. Игишева Л. Н., Ботин С. В., Галлеев А. Р. // Педиатрия. - 1995. - № 6.

9. Мороз М. П. Экспресс-диагностика функционального состояния и работоспособности человека: Метод. руководство. — СПб., 2003.

Поступила Ю.10.06

Summary. The paper gives the results of studying the adaptability and spare capacities of children, by evaluating the functional state of the major systems of their organism and the mental state of a child. The findings suggest that the schoolchildren have low functional and spare capacities. The children's dysadaptation to environmental conditions was followed by reductions in the tension index of regulatory systems, in the functional capacities of the pupils, and in the functional state of the central nervous system. Most children with poor adaptation and disturbances of adaptive mechanisms were observed to have no chronic diseases, which required measures to reveal adaptive disorders and to correct their health status.

О Б. П. ЯКОВЛЕВ, О. Г. ЛИТОВЧЕНКО, 2008 УДК 613.96:612.821-057.875

Б. П. Яковлев, О. Г. Литовченко

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

Сургутский государственный педагогический университет

Получение высшего образования в современных условиях требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в определенные периоды (экзамены, зачеты, семинары, контрольные работы, участия в студенческих конференциях, ситуа-

ции совмещения обучения и работы, повторяющиеся стрессовые ситуации и т. п.) до предельных возможностей.

Студенческий возраст характеризуется интенсивной работой над формированием своей личности, выработкой стиля поведения. Это время поис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.