Научная статья на тему 'АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ'

АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
93
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ»

Summary. The major factors forming the environment of a current megapolis, such as man-made pollution, planting of trees and bushes (outbuilding and street plantings, proximity to the large forest tracts), and improvement of microdistricts (the presence of playgrounds equipped in compliance with the age-related and physiological and hygienic requirements), on the health status of children. The comprehensive evaluation of the physical development and the health status of schoolchildren aged 6 to 10 years shows that the children who live at equal

distances from the major source of environmental pollution and have the equal social status and the identical level of health care, but differing in the remoteness from the large forest tract and in the improvement of planting of trees and bushes in the playgrounds they have significant differences in the physical development, overall morbidity, and the prevalence rates of chronic diseases. While planning the playgrounds of the micro-districts and outbuilding areas, it is necessary to draw up hygienic regulations of their improving and planting.

О Н. П. ГРЕБНЯК, С. А. ЩУДРО, 2008 УДК 6!3.955:371.7]-07

Н. П. Грвбняк, С. А. Щудро

АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

Донецкий государственный медицинский университет, Днепропетровская государственная медицинская академия, Украина

Современная школа с особой остротой ставит проблему оптимизации учебной деятельности старшеклассников. Основными факторами, актуализирующими задачи сохранения здоровья и повышения эффективности обучения, являются внедрение новых форм и методов обучения, перегрузка учебными занятиями, низкий уровень двигательной активности, нарушения в учебном процессе и режиме дня, неудовлетворительное отношение учащихся к своему здоровью [1,4, 5—7].

Приоритетная роль в оптимизации обучения в общеобразовательной школе принадлежит адаптации организма учащихся к воздействию различных внутришкольных факторов. В охране и укреплении здоровья учащихся старших классов общеобразовательных школ особо важное значение имеет рациональная организация учебно-воспитательного процесса [4, 7]. Необходимым элементом приспособления старшеклассников в учебной деятельности является умственная работоспособность. Она относится к наиболее быстро меняющимся функциональным показателям. Умственная работоспособность, с одной стороны, обеспечивает эффективность освоения знаний, умений и навыков, с другой — является физиологическим критерием сдвигов в функциональном состоянии организма под воздействием учебной нагрузки. В случае несоответствия ее (учебной нагрузки) величины функциональным возможностям организма развивается утомление, начиная с первых дней учебной недели, которое в свою очередь обусловливает неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья и снижает эффективность учебной деятельности.

Цель настоящего исследования — оценить характер адаптации организма старшеклассников в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Исследования проводили на базе общеобразовательных школ II—III ступени образования, в которых приняли участие 364 учащихся 9—11-х классов. Все школьники выполняли корректурную пробу с таблицами Анфимова до и после занятий. Под наблюдением находились одни и те же учащиеся. Последовательность причинно-следственных процессов, обусловливающих приспособительные реакции, устанавливали путем изучения умственной работоспособности во временных интервалах различной длительности. Исследования проводили в течение недели и в динамике учебного года. По их результатам рассчитывали количественный (КоУР) и качественный параметры умственной работоспо-

собности (КаУР), продуктивность работы, а также определяли динамику работоспособности [3]. Учебная нагрузка на занятиях соответствовала утвержденной программе для учебных заведений II— III ступеней образования и не превышала гигиенических требований.

Результаты исследований обрабатывали методами статистического анализа с использованием пакета прикладных программ математической статистики Microsoft Excel с оценкой достоверности на основании ¿-критерия Стьюдента (при р < 0,05).

Полученные результаты свидетельствуют, что под влиянием учебной нагрузки КоУР повышался в понедельник в 10—11-х классах и снижался в 9-м классе (табл. 1). Однако эти сдвиги носили характер тенденции. Максимальное увеличение КоУР во всех классах отмечалось во вторник и среду (на 31,6—42,7 зн/мин). Отмеченная направленность сдвигов под влиянием учебной нагрузки также сохранилась и в четверг, но в виде тенденции. В пятницу произошло достоверное снижение КоУР в 9-м классе, при тенденции к его снижению в 10— 11-х классах.

Сдвиги КаУР под влиянием учебной нагрузки носили более выраженный характер. В частности, в понедельник зарегистрировано существенное снижение КаУР в 9-м классе на 49,0 ± 20,2 усл. ед. (р < 0,05) и тенденция к его снижению 10—11-х

Таблица 1

Сдвиги показателей умственной работоспособности под влиянием учебной нагрузки у учащихся старших классов (M ± т)

Класс

9-й 10-й 11-й

КоУР, зн/мин

Понедельник -19,7 ± 6,8 12,2 ± 7,9 16,6 ± 12,4

Вторник 32,5 ± 14,1* 36,6 ± 12,4* 37,4 ± 7,7

Среда 31,6 ± 12,4* 39,9 ± 10,7* 42,7 ± 9,9*

Четверг 15,6 ± 11,6 18,8 ± 9,8 21,4 ± 11,4

Пятница -24,8 ± 9,6* -16,0 ± 8,3 -12,6 ± 9,1*

КаУР, усл. ед.

Понедельник -49,0 ± 20,2* -19,3 ± 12,6 -10,4 ± 11,7

Вторник 35,9 ± 13,9* 39,7 ± 14,5* 47,6 ± 13,4*

Среда 88,6 ± 39,4* 96,5 ± 29,2* 84,3 ± 30,3*

Четверг -42,2 ± 17,3* -27,8 ± 22,0 -28,1 ± 14,3

Пятница -50,2 ± 7,3* -37,4 ± 20,4* -36,3 ± 23,1*

Примечание. * — отмечены статистически достоверные

сдвиги (р < 0,05).

55

N112008

Таблица 2

Сдвиги продуктивности умственной работоспособности старшеклассников под влиянием учебной нагрузки, усл. ед. (М ± т)

Класс

Начало недели

Конец недели

9-Й

10-й 11-Й

Примечание. * (Р < 0,05).

3,4 ± 2,7 7,6 ± 3,3» 8,6 ± 3,3*

-19,5 ± 3,2* -6,3 ± 4,6 -6,1 ±3,7

статистически достоверные сдвиги

классах, по-видимому, связанное с более высокой стоимостью вхождения в работу после выходных. Во вторник и среду во всех классах отмечено достоверное увеличение КаУР. Существенное уменьшение КаУР произошло в пятницу, исключая 9-й класс, в котором он снизился уже в четверг на 42,2 ±17,3 усл. ед. Уменьшение КаУР в четверг в

10—11-х классах было менее выраженным.

Итоги изучения сдвигов КоУР и КаУР в динамике учебной недели выявили более благоприятный характер адаптивных реакций организма учащихся 10—11-х классов на учебную нагрузку, подтверждением чему служат более значительное повышение умственной работоспособности в 10—

11-х классах в начале недели и развитие утомления только в пятницу. Особенностью учащихся 9-х классов является наличие признаков утомления в понедельник и четверг, а также утомление в пятницу.

В течение учебной недели значительные изменения претерпевают не только КоУР и КаУР, но и продуктивность работы (табл. 2).

Анализ показал, что продуктивность умственной работы под влиянием учебной нагрузки в начале недели во всех классах возрастала, но более значимо в 10—11-х классах (на 7,6 ± 3,3 и 8,6 ± 3,3 усл. ед. соответственно). В конце недели продуктивность снижалась, особенно существенно в 9-м классе {р < 0,05). Снижение результативности учебы и нарастание психологического и физиологического напряжения у старшеклассников во второй половине недели отмечено и в других исследованиях по показателю "цена обучения" [2].

Интегральный показатель умственной работоспособности позволил выявить направленность ее изменений в течение учебного дня. Как видно из

Таблица 3

Динамика умственной работоспособности старшеклассников в течение учебного дня (М ± т)

Класс

Направленность изменений, %

повышение без изменений снижение

9-й

10-Й 11-Й

9-Й

10-й 11-Й

Начало недели

37,9 ± 1,8 33,7 ± 1,3 28,4 ±1,9

37,8 ± 1,9 37,0 ± 1,5 29,2 ±1,9

39,8 ± 1,7 35,5 ± 1,5 26,1 ± 1,6

Конец недели

20,7 ±1,5* 37,0 ± 1,8 42,3 ± 1,6*

36.2 ± 1,8** 36,3 ± 1,8 27,5 ± 1,5*

37.3 ± 1,9 38,1 ± 1,9 24,6 ±1,6

Примечание. * — статистически достоверные сдвиги по сравнению с началом недели, ** — по сравнению с предыдущим классом (р < 0,05).

данных, представленных в табл. 3, удельный вес лиц с повышением и снижением умственной работоспособности в течение учебного дня в начале недели во всех классах был практически одинаковым, соответственно составляя 37,9—39,8 и 26,1—29,2%. В конце недели наиболее существенные изменения произошли в 9-м классе, в котором уменьшилось количество учащихся с повышением умственной работоспособности на 17,2 ± 2,3% при одновременном увеличении лиц со снижением работоспособности на 13,9 ± 2,5% (р < 0,05).

Отмеченное явление, а также учитывая то, что почти у половины учащихся 9-х классов работоспособность в течение учебного дня снизилась, свидетельствует о напряженной степени адаптации к учебной нагрузке. Известно, что у девятиклассников меньшие резервные функциональные возможности организма для медико-биологической и психосоциальной адаптации и выполнения более высоких социальных требований [8].

Результаты исследований свидетельствуют, что интегральный показатель умственной работоспособности учащихся старших классов обладает стадийностью сдвигов в ее структуре в зависимости от времени учебного года (табл. 4). Так, в течение первых четырех месяцев структуре умственной работоспособности учащихся 9-х классов с различной ее направленностью свойственна определенная

Таблица 4

Динамика умственной работоспособности старшеклассников в течение учебного года, % (Л/ ± т)

Месяц Направленность изменений

повышение без изменений снижение

9-й класс

Сентябрь 22,6 ± 1,5 45,7 ± 1,8 31,7 ± 1,5

Октябрь 19,2 ± 1,4 43,2 ± 1,7 37,6 ± 1,5*

Ноябрь 19,4 ± 1,3 43,6 ± 1,7 37,2 ± 1,8*

Декабрь 19,6 ± 1,4 43,6 ± 1,7 37,0 ± 1,7*

Январь 17,4 ± 1,3* 35,8 ± 1,5* 46,8 ± 1,5*

Февраль 26,0 ± 1,4 30,7 ± 1,4* 33,3 ± 4,5

Март 25,8 ± 1,4 34,1 ± 1,5* 40,1 ± 1,5*

Апрель 20,5 ± 1,2 36,1 ± 1,6* 43,4 ± 12,0*

Май 20,2 ± 1,2 32,6 ± 1,6* 47,2 ± 2,0*

10-й класс

Сентябрь 22,8 ± 1,6 43,3 ± 1,7 33,9 ± 1,7

Октябрь 19,7 ± 1,4 41,6 ± 1,6 38,7 ± 1,9

Ноябрь 19,8 ± 1,4 41,9 ± 1,6 38,2 ± 1,9

Декабрь 19,9 ± 1,3 42,5 ± 1,7 37,6 ± 1,9

Январь 17,6 ± 1,2* 44,9 ± 1,6 37,5 ± 2,0

Февраль 27,7 ± 1,5* 39,6 ± 1,6* 32,7 ± 1,6

Март 28,2 ± 1,3* 29,2 ± 1,9* 42,6 ± 2,1*

Апрель 23,4 ± 1,2 31,2 ± 1,8* 45,4 ± 2,1*

Май 24,6 ± 1,1 29,4 ± 1,9* 46,0 ± 2,0*

11-й класс

Сентябрь 32,9 ± 1,6 40,2 ± 1,7 26,9 ± 1,6

Октябрь 28,6 ± 1,5 44,9 ± 1,8 26,5 ± 1,5

Ноябрь 28,2 ± 1,6 41,6 ± 2,3 30,2 ± 1,6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Декабрь 28,3 ± 1,6 40,0 ± 1,7 31,7 ± 1,8*

Январь 28,1 ± 1,5* 40,1 ± 1,8 31,8 ± 1,6*

Февраль 31,5 ± 1,9 38,6 ± 1,4 29,9 ± 1,6

Март 28,4 ± 1,8 38,2 ± 1,9 33,4 ± 1,7*

Апрель 28,1 ± 1,6 38,9 ± 1,9 33,0 ± 1,7*

Май 27,7 ± 1,5* 37,5 ± 1,5 34,8 ± 1,6*

Примечание. * — статистически достоверные различи?

по сравнению с сентябрем (р < 0,05).

стабильность. В частности, удельный вес учащихся с повышением уровня работоспособности или без изменений соответственно составлял 19,2—22,6 и 43,2—45,7%. При этом в октябре—декабре отмечали достоверное увеличение до 37,0—37,6% количества учащихся со снижением умственной работоспособности (р < 0,05) по сравнению с сентябрем. В январе отмечалось особенно значительное падение умственной работоспособности, почти у половины учащихся она снизилась (46,8 ± 1,5%). Одновременно с этим в январе также произошло существенное уменьшение удельного веса девятиклассников с повышением умственной работоспособности.

Характерной чертой динамики умственной работоспособности у десятиклассников являлось то, что количество учащихся с тем или иным типом ее направленности было относительно стабильным с течением 1-го полугодия. В дальнейшем динамике умственной работоспособности учащихся 10-го класс свойственно увеличение удельного веса лиц с повышением уровня работоспособности в начале 2-го полугодия до 28,2 ±1,2% {р < 0,05).

В конце учебного года произошло значительное увеличение числа лиц с неблагоприятным типом динамики (снижение уровня работоспособности до 42,6—46,0%) за счет уменьшения в феврале—мае количества учащихся без изменения ее уровня (р < 0,05).

Динамика умственной работоспособности в 11-м классе также носила более благоприятный характер по сравнению с 9-м классом. Это проявилось в относительно стабильном числе учащихся без изменения уровня умственной работоспособности (37,5—44,9%) и высоком удельном весе лиц с повышением ее уровня (27,7—32,9%). О положительном характере свидетельствует то, что неблагоприятный тип динамики умственной работоспособности отмечался менее чем у трети учащихся. Вместе с тем следует отметить увеличение удельного веса одиннадцатиклассников со снижением уровня умственной работоспособности в декабре-январе и марте—мае по сравнению с сентябрем. Установленный характер динамики умственной работоспособности в 11-м классе свидетельствует о закончившейся адаптации к учебной деятельности, с одной стороны, и с другой — о возросшей учебной нагрузке в выпускном классе.

Суммируя результаты исследования умственной работоспособности старшеклассников в течение учебного года, можно отметить общие закономерности хронодинамики. Прежде всего необходимо выделить стадийность изменений в структуре умственной работоспособности в зависимости от периода учебного года. Наиболее интенсивные сдвиги происходили в конце 1-го полугодия, в начале 2-го полугодия и в конце учебного года. Неблагоприятный характер динамики особенно значительно проявлялся в конце учебного года за счет достоверного увеличения удельного веса учащихся со снижением умственной работоспособности. С начала учебного года умственная работоспособность имела тенденцию к увеличению числа учащихся с неблагоприятным ее характером, достигая статистически значимых различий в конце 1-го полугодия. После каникул происходило увеличение количества учащихся с повышением уровня умственной работоспособности. К отличительным особенно-

стям девятиклассников относится проявление неблагоприятного характера динамики умственной работоспособности уже начиная с октября, а также большее количество учащихся со снижением работоспособности.

Таким образом, анализ динамики показателей умственной работоспособности позволил в достаточно полной мере выявить особенности приспособительных реакций в зависимости от различных временных периодов. Критерием кратковременной адаптации к учебным нагрузкам служит стабилизация параметров умственной работоспособности на протяжении учебной недели. Критерием длительной адаптации является стабильность основных параметров умственной работоспособности на более высоком уровне, поддерживающаяся на длительном периоде учебного года. Более высокая степень как кратковременной, так и долговременной адаптации к обучению установлена у учащихся 10— 11-х классов. Критерием наступающей адаптивной перестройки функциональной системы к обучению может служить рассогласование КоУО и КаУР при повышении продуктивности работы. Следовательно, постепенно формирующиеся во время учебной деятельности регуляторные механизмы определяют степень совершенства приспособления к различным учебным нагрузкам и играют важную роль в разработке оптимальных методов и форм обучения.

Выводы. 1. Сдвиги показателей умственной работоспособности у старшеклассников под влиянием учебной нагрузки обладают разнонаправлен-ностью изменений — большая устойчивость количественного и менее благоприятный характер качественного параметров.

2. Рассогласование КоУР и КаУР на фоне улучшения продуктивности работы в начале учебного года свидетельствует об адаптивной перестройке функциональной системы к обучению.

3. Годовая динамика умственной работоспособности старшеклассников отражает постепенно формирующиеся реакции долговременного приспособления организма к учебной деятельности. Недельная динамика функционального состояния, проявляющаяся в изменении КоУР и КаУР, обусловлена реакциями срочного приспособления к учебной нагрузке.

4. Относительно большая стабильность умственной работоспособности в течение недели и на протяжении учебного года у учащихся 10—11-х классов указывает на более высокую степень кратковременной и долговременной адаптации к обучению.

5. Существенное колебание количественного и качественного параметров, снижение интегрального показателя умственной работоспособности к концу недели под влиянием учебной нагрузки, свидетельствующее о нарастании утомления, диктуют необходимость гигиенической оптимизации учебной деятельности.

Литература

1. Аветисян Л. Р., Кочарова С. Г. // Гиг. и сан. — 2001. - № 6. - С. 48-49.

2. Вишневский В. А. // Гиг. и сан. — 2005. — № 1. — С. 43-44.

3. Гребняк М. П. Плена д1тей та пццптюв. — Донецьк, 2005.

57

^12008

4. Гребняк Н. П., Гребняк В. П. Валеологическая оптимизация госсаннадзора по гигиене детей и молодежи. — Донецк, 2005.

5. Камаев И. А., Павлычева Л. И., Васильева О. Л., Коптева Л. Н. // Гиг. и сан. — 2003. — № 5. - С. 45-46.

6. Минасян С. М., Геворкян Э. С., Даян А. В. и др. // Гиг. и сан. - 2004. - № 4. - С. 46-48.

7. Онищенко Г. Г. // Гиг. и сан. - 2004. - № 4. - С. 3-5.

8. Сухарева Л. М., Кучма В. Р. 11 Пробл. соц. гиг., здра-вохр. и история мед. — 2004. — № 6. — С. 17—23.

Поступила 07.09.06

© Н. П. СЕТКО. Е. А. ВОЛОДИНА, 2008 УДК 613.95:616-053.2-084

Н. П. Сетко, Е. А. Володина

ВЫЯВЛЕНИЕ АДАПТАЦИОННОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ ПРИ ДИАГНОСТИКЕ ДОНОЗОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Оренбургская государственная медицинская академия

В настоящее время здоровье детского населения находится в прямой зависимости от интенсивности и продолжительности влияния комплекса факторов среды обитания и степени адаптации индивида к этим факторам [2]. Об актуальности вопросов охраны здоровья детского населения свидетельствует наметившаяся тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, высокая распространенность морфофункциональных расстройств, омоложение хронических заболеваний. Становится очевидным, что трансформация человеческого организма под воздействием экологических факторов затронула генные механизмы. Исходя из этого, требуются принципиально новые подходы к количественной оценке уровня здоровья и определению его ущерба.

На сегодняшний день плановые профилактические медицинские осмотры школьников не предусматривают оценку уровня здоровья, диагностику донозологических состояний и направлены на выявление заболевания. С современных позиций здоровье не может рассматриваться без учета уровня функционирования основных систем и адаптационных возможностей организма. Поэтому функциональное тестирование является обязательной частью методологии оценки здоровья и мониторинга его состояния [1,3, 7]. Врач должен уметь оценить величину здоровья пациента и дать квалифицированные рекомендации по его сохранению и укреплению.

Для оценки уровня здоровья подрастающего поколения многие исследователи используют элементы теории адаптации [4—6, 8], согласно которой уровень здоровья можно оценить степенью адаптации организма к условиям среды. Данные исследований по оценке уровня здоровья учащихся с учетом его функционального состояния единичны.

В связи с этим целью настоящего исследования явилось изучение адаптационного статуса и резерва организма детей школьного возраста.

Для этого проведено обследование 85 младших школьников общеобразовательных школ Оренбурга, проживающих в условиях комплексного воздействия экологических факторов и факторов внутри-школьной среды.

Определение адаптационного статуса и резерва организма детей проводили путем оценки функционального состояния основных систем организма: сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной, центральной нервной системы, зрительного анализатора, физического развития, психологического статуса ребенка.

Физическое развитие оценивали по соматомет-рическим (рост, масса, окружность грудной клетки) и физиометрическим (жизненная емкость легких, мышечная сила рук) показателям с помощью центильного метода. При этом определяли степень (гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное) и уровень физического развития (средний, выше среднего, ниже среднего).

Диагностику функционального состояния центральной нервной системы и прогнозирование ее функционирования осуществляли с помощью вариационной хронорефлексометрии по методике М. П. Мороз [9], в основе работы которой лежит анализ динамических характеристик простой зрительно-моторной реакции, отражающий вероятностно-статистический принцип работы мозга. Данный метод позволил оценить функциональный уровень нервной системы (ФУС), устойчивость нервной реакции (УР), уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ), а также функциональную межпо-лушарную асимметрию.

Уровень функционирования дыхательной системы оценивался по параметрам экскурсии грудной клетки и жизненной емкости легких.

Исследование функционального состояния сер-дечно-сосудистой системы проводили с использованием автоматизированного кардиоритмографи-ческого комплекса ORTO Expert, в основе работы которого лежит принцип статистического, автокорреляционного и спектрального анализа вариабельности сердечного ритма, а также с использованием методологических подходов и принципов, разработанных Р. М. Баевским, А. П. Берсеньевой [4]. Запись сердечного ритма проводилась в утренние часы в положении лежа после 6—8-минутного перерыва, при переходе в вертикальное положение и стоя. Анализ статистических характеристик вариационных рядов временных показателей позволил определить следующие показатели как исходный уровень функционирования (исходный вегетативный тонус), степень напряжения регулятор-ных систем, функциональные резервы организма. С помощью компьютерной программы были рассчитаны: частота сердечных сокращений (ЧСС), амплитуда моды (АМо), вариационный размах (MxDMn), индекс напряжения регуляторных систем (ИН) и другие показатели. Функциональные резервы определяли с учетом динамики параметров вариабельности сердечного ритма при проведении нагрузочной пробы (активной ортостатической пробы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.