Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The major factors forming the environment of a current megapolis, such as man-made pollution, planting of trees and bushes (outbuilding and street plantings, proximity to the large forest tracts), and improvement of microdistricts (the presence of playgrounds equipped in compliance with the age related and physiological and hygienic requirements), on the health status of children. The comprehensive evaluation of the physical development and the health status of schoolchildren aged 6 to 10 years shows that the children who live at equal distances from the major source of environmental pollution and have the equal social status and the identical level of health care, but differing in the remoteness from the large forest tract and in the improvement of planting of trees and bushes in the playgrounds they have significant differences in the physical development, overall morbidity, and the prevalence rates of chronic diseases. While planning the playgrounds of the microdistricts and outbuilding areas, it is necessary to draw up hygienic regulations of their improving and planting.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ»

Гигиена детей и подростков

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2008 УДК 614.78:616-053.2-084

В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, А. Ю. Макарова

НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ БЛАГОУСТРОЙСТВА И ОЗЕЛЕНЕНИЯ ДЕТСКИХ ПЛОЩАДОК ДВОРОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН, ММА им. И. М. Сеченова, Москва

За последние годы накопилось значительное количество данных, свидетельствующих о наличии связей между состоянием здоровья населения и характерными для конкретного региона антропогенными факторами. Негативное воздействие антро-потехногенных факторов на детский организм в различных районах крупных городов в целом различается незначительно, в то время как уровень озеленения, близость к крупным зеленым массивам, уровень благоустройства' — наличие детских площадок, оборудованных в соответствии с возрастными и физиолого-гигиеническими требованиями, — различаются довольно существенно.

Между тем территория городского микрорайона является для детей основным местом активного отдыха. Занятия на свежем воздухе с использованием спортивно-игрового оборудования на детских игровых площадках дворовых территорий существенно поддерживают режим высокой двигательной активности детей и вместе с тем развивают и совершенствуют такие важные физические качества, как быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость, что позволяет обеспечить полноценное гармоничное физическое развитие, достаточно высокие уровни физической и умственной работоспособности детей современного города.

Таким образом, в современных социально-экономических условиях существенно возрастает гигиеническая значимость требований к размещению, планировочному решению, благоустройству игровых дворовых площадок.

Целью настоящей работы явилась оценка влияния антропогенного загрязнения, озеленения и благоустройства микрорайонов — основных факторов, формирующих среду обитания современного города, — на состояние здоровья детей.

Работа выполнена в условиях естественного гигиенического эксперимента на примере северо-

Таблица 1

Показатели санитарно-гигиенического благополучия детских площадок в обследованных районах

Район

Показатель

А В С

Наличие зонирования по возрастному

принципу Наличие оборудования для детей различных возрастных групп Исправность оборудования Искусственное освещение площадок Удовлетворительные физиолого-эрго-

номические показатели оборудования Наличие и состояние дорожно-тропи-ночной сети

+ +

восточного округа Москвы. Выбор экспериментальной площадки обусловлен собственно целью исследования, поскольку объектами для оценки влияния озеленения и благоустройства микрорайонов на здоровье и физическое развитие детей и подростков должны быть районы проживания вдоль автомагистралей, а также территории, расположенные вблизи крупных массивов, предположительно способных нивелировать негативное воздействие автотранспорта. Основным источником загрязнения среды обитания в округе на протяжении 6 лет является автомобильный транспорт; наличие на территории округа нескольких магистралей городского и федерального значения, крупнейшего национального парка "Лосиный остров", значительного числа действующих промышленных предприятий также определило выбор района.

В результате проведенного анализа данных северо-восточного округа о состоянии окружающей среды, данных санитарно-гигиенического обследования школьных территорий, с оценкой микроклиматических параметров на детских площадках было выделено три района, различающихся по уровню благоустройства площадок, показателям микроклимата, близости к крупным массивам зеленых насаждений (табл. 1, 2):

1) район А — характеризуется хорошим состоянием детских площадок, с комфортными микроклиматическими показателями, расположен вблизи крупного зеленого массива;

2) район В — неудовлетворительное состояние детских площадок, с удовлетворительными микроклиматическими показателями, расположен вблизи крупного зеленого массива;

3) район С — неудовлетворительное состояние детских площадок, с дискомфортными микрокли-

Таблица 2

Характеристика озеленения детских микрорайонных площадок обследованных районов

Показатель Район Норматив-ный показатель

А В С

Степень озе-

ленения, % 25-30 70-80 70-80 До 30

Соотноше-

ние древесно-

кустарнико- 1:7

вых пород 1:1 1:1 1:7

Загущен-

ность насаж-

дений, шт/га Около 100 > 500 > 500 120

Наличие и + + + +

состояние га- подстрижен не подстри- не подстри- подстрижен

зона

жен

жен

51

^2008

Таблица 3

Распределение школьников (в %) обследованных районов (А, В, С) по вариантам комплексной оценки физического развития

Биологический возраст Гармоничное мор-фофункциональ-ное состояние Дисгармоничное морфофункцио-нальное состояние

А в С А В С

Соответствующий паспортному 61* 46,1 34,5 20,4 23,2 34,5* Опережающий паспортный 5 1,7 2,1 0,9 4,8 1,2 Отстающий от паспортного 5 19,4* 8,8 7,7 4,8 18,9*

Примечание. Здесь и в табл. 4,6,7:* — различия достоверны (р < 0,05).

матическими показателями, расположен вдали от зеленых массивов.

В этих районах была проведена комплексная оценка физического развития и состояния здоровья детей экосенситивных групп 6- и 10-летнего возраста. Дети, проживающие в районе А, приняты как контроль. Все обследованные школьники проживали в районах не менее 5 лет, находились в равных жилищных условиях, практически не отличались по режиму и характеру питания, отводили на сон более 8 ч, не отличались по времени, проводимом на загородном воздухе в период летних каникул; количество детей из социально-незащищенных семей составляло 30—35% во всех районах. Всего обследовано 606 школьников.

Исследование физического развития осуществляли по комплексной методике, разработанной на кафедре гигиены детей и подростков ММА им. И. М. Сеченова и утвержденной в качестве методических рекомендаций "Оценка физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в состоянии здоровья" в 1996 г., включающей оценку уровня биологического развития (по показателям длины тела, прибавки длины тела за последний год, количеству постоянных зубов), определение гармоничности либо дисгармоничности морфофункционального состояния организма (по показателям массы тела, окружности грудной клетки, жизненной емкости легких и мышечной силе кистей рук).

Анализ физического развития школьников 6- и 10-летнего возраста не выявил достоверных различий как между двумя возрастными группами, так и по половому признаку.

Распределение школьников по вариантам комплексной оценки физического развития показало, что детей с биологическим возрастом, соответствующим паспортному и гармоничным морфофунк-циональным состояниям, выявлено достоверно больше в районе А, чем в районах В и С (в сравнении: 60, 45 и 33%) (табл. 3).

Школьников с дисгармоничным морфофунк-циональным развитием (в совокупности сниженные массы тела и функциональные показатели) в районах А и В меньше, чем в районе С (соответственно: 29 и 33% против 55%) (табл. 4).

В районе С детей, имеющих низкие и сниженные показатели массы тела как в сочетании с функциональными показателями низкими и ниже среднего, так и изолированно функциональные пока-

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

Таблица 4

Распределение детей (в %), посещающих общеобразовательные учреждения районов различного уровня благоустройства, по вариантам гармоничности морфофункционального развития

Морфофункциональное состояние Район

А в С

Гармоничное 71 67,2 45,4

Дисгармоничное 27,1* 28,8* 42,7*

Резко дисгармоничные (менее -2,1 о) — — 6

Резко дисгармоничные (более +2,1<т~ 1,9 4 5,9

затели ниже среднего, больше, чем в районах А и В (соответственно: 35, 14 и 15%).

Кроме того, количество школьников с массой тела выше среднего и высокой в районе А меньше, чем в районе С, соответственно 7 и 12% (табл. 5).

Таким образом, собственные данные и анализ материалов по состоянию окружающей среды детских площадок впервые позволили установить особенности влияния антропотехногенных факторов: микроклиматических параметров, озеленения, удаленности от крупных зеленых массивов, соотношения кустарниковых и древесных посадок, загущенное™ насаждений и благоустройства микрорайонов высокоурбанизированного города — на состояние здоровья и физическое развитие детей 6-и 10-летнего возраста.

Показано, что неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние самих площадок, а также неудовлетворительные микроклиматические условия (повышенная температура и влажность) на них, оказывают существенное влияние на физическое развитие детей: более половины обследованных (55%) имеют дисгармоничное и резко дисгармоничное развитие, при этом у каждого третьего ребенка дисгармоничность развития обусловлена низкими значениями функциональных показателей, и у 5% — по совокупности низкими массой тела и функциональными показателями.

Оценка распределения детей по группам риска развития заболеваний и отклонений в состоянии здоровья выявила существенные различия между ними в зависимости от местоположения, благоустройства, микроклиматического комфорта площа-

Таблица 5

Характеристика дисгармоничного развития детей в районах А и С

Район А Район С

Показатели степень морфофункционального развития

низкая и ниже среднего (менее —1,1®) выше среднего и высокая (более +1,1ст) низкая и ниже среднего (менее —1,1 о) выше среднего и высокая (более +1,1 а)

Функциональные (жизненная емкость легких, динамометрия) 4,8 — 29,7 — Масса тела 9,6 6,8 8,3 11,9 Совокупность массы тела и функциональных показателей 8,8 0 6,7 0

52

Таблица 6

Распределение 6- и 10-летних детей (в %) обследованных районов (А, В, С) по группам здоровья

Группа здоровья Дети 6 лет Дети 10 лет

А в С А в С

I 60,2* 44,3 30,2* 57,2 41,3* 26,2*

II 30,0 42,9 41,4 33,0 44,9 43,4

III 9,8* 12,8*** 28,4* 9,8* 13,8* 30,4*

док района проживания. Детей, не имеющих риска развития заболеваний (степень риска нулевая), в районе А выявлено 60%, что достоверно больше по сравнению с районами В и С (45 и 33% соответственно). Учащихся со значительной и наибольшей вероятностью развития заболеваний и отклонений в состоянии здоровья (группа риска II и III) в районах А и В почти вдвое меньше (16 и 17%), чем в районе С (32%), различия достоверны.

Таким образом, выявлен достаточно высокий риск развития заболеваний у 16—32% обследованных детей. При этом ведущую роль в заболеваемости детского населения играют болезни органов дыхания. В структуре хронической патологии органов дыхания у детей ведущее место занимают хронические болезни миндалин и аденоидов (65%), бронхиальная астма (17—19%), пневмонии (8— 9%), аллергический ринит (4—6%).

Распределение детей по группам здоровья, по данным выкопирозки из медицинской документации, показало, что в районе А школьники I и II групп составляют 90%, в районе В — 86—87%, в районе С — 70—71%. К III группе здоровья в районе А относятся около 10% обследованных, в районе В - 13-14%, в районе С — 28-30% (табл. 6). Анализ III группы здоровья в обследованных школах выявил существенное ее увеличение в районе С за счет хронических заболеваний верхних дыхательных путей (хронический тонзиллит, аденои-диты и др.).

Таким образом, комплексная оценка здоровья детей 6 и 10 лет, проживающих в условиях мегаполиса, свидетельствует, что из имеющих I группу здоровья 26% проживают в районах, удаленных от крупных зеленых массивов с низкой степенью благоустройства и озеленения и 60% — в районах, расположенных вблизи крупных зеленых массивов с высокой степенью благоустройства и озеленения; из имеющих морфофункциональные отклонения, но без хронической патологии соответственно 30 и 45%; хронически больных детей (III и IV группы здоровья) 10 и 30%.

Наличие благоустроенных микрорайонных площадок необходимо для обеспечения биологической потребности организма в движениях, поддержания оптимального уровня двигательной активности, совершенствования физических качеств и физического статуса, сохранения высокого уровня работоспособности и неспецифической резистентности организма. По результатам оценки времени, проводимого детьми различных районов на свежем воздухе, установлены достоверные различия между школьниками районов А и С, гуляющими в местах детской рекреации 2 ч и более: в районе А — 44%, а районе С — 19%. Выявлена тенденция: чем менее благоустроена площадка для рекреации, тем меньшее число учащихся проводит на площадках более

Таблица 7

Распределение школьников 10 лет (в %) по продолжительности прогулок с использованием мест рекреации

Длительность прогулок на свежем воздухе, ч Обследованный район

А в С

До 1 25 31 42

1-2 31 33 39

2 и более 44* 36 19*

1 ч (соответственно: 58, 69 и 75% — в районах С, В, А) (табл. 7).

Комплексная оценка физического развития и состояния здоровья детей 6 и 10 лет свидетельствует о том, что уровень биологического развития, гармоничности морфофункционального состояния, риск развития отклонений в состоянии здоровья, наполняемость групп здоровья в 3 обследованных районах имеют существенные отличия.

Дети, проживающие на равноудаленном от основного источника загрязнения среды обитания расстоянии, одинакового социального статуса, имеющие идентичный уровень медицинской помощи, но различающиеся по удалению от крупного зеленого массива, степени благоустройства и озеленения детских площадок, имеют достоверные различия в уровнях физического развития, общей заболеваемости и распространенности хронической патологии.

В районе А достоверно больший процент школьников имеет современные сроки биологического созревания, гармоничное морфофункцио-нальное состояние, не имеет риска развития заболеваний и отклонений в состоянии здоровья, относится к I группе здоровья. В районе с низким уровнем благоустройства и озеленения площадок дети экосенситивных возрастов достоверно отличаются по сравнению с учащимися других районов замедленными сроками биологического созревания, дисгармоничностью морфофункционального статуса, избыточной массой тела, низкими показателями жизненной емкости легких и мышечной силы кистей рук, наличием значительного риска развития заболеваний (риск II степени), распространенностью хронической патологии, преимущественно ЛОР-органов (хронический тонзиллит II степени, аденоидит, аллергический ринит), высоким уровнем острой заболеваемости на момент обследования (рис. 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, детские площадки в районе А находятся в более благоприятных микроклиматических условиях по параметрам скорости вет-

Рис. 1. Наличие катаральных явлений у детей 6 и 10 лет на момент обследования.

По оси абсцисс — районы, по оси ординат — число детей, %.

53

^2008

с 5

О)

21 -J

20

12

13

14

15

■ Под пологом деревьев Контрольная тонка

16 17 18 ч О- Открытое место

Рис. 2. Изменение температуры воздуха в течение дня на детских микрорайонных площадках в районе А.

ра, радиационной температуре, влажному режиму. Это открытые, хорошо инсолируемые площадки, окруженные по периметру зелеными насаждениями, что обеспечивает комфортные микроклиматические условия с выравниванием температурного режима и регулированием ветрового режима, создает необходимую аэрацию пространства и безопасное пребывание детей на площадке. Крупные зеленые массивы существенно влияют на микроклимат прилегающих к ним городских микрорайонов, позитивно регулируя уровень радиационной температуры, обеспечивая приток охлажденного воздуха, влияют на кратность воздухообмена, доводя его до комфортного уровня (рис. 2, 3, 4).

При планировании и устройстве детских площадок микрорайонов и дворовых территорий необходимо предусмотреть их изолированность от пыли, мусоросборников, защищенность от ветра; они должны быть хорошо инсолированы, но иметь достаточно тени, должны быть окружены зеленью, быть достаточно проветриваемы. Рекомендуемая общая площадь озеленения от 20 до 30% не менее 6 м2 на человека (без учета участков школ и детских дошкольных учреждений). Естественным ограждением детской площадки, а также основным приемом зонирования служит живая изгородь из кустарника.

80 -|

70 -

60 -

£ 50 -

о о 40 -

1 с 30 -

ш

20 -

10 -

о-

12 13 14 15 16 17 18 ч Под пологом деревьев -А- Контрольная точка —О- Открытое место внутри микрорайона

Рис. 3. Изменение относительной влажности воздуха в течение дня на детских микрорайонных площадках в районе А.

0,5 О

12

13

14

15

16

17

18

Под пологом деревьев -А- Контрольная точка Открытое место внутри микрорайона

Рис. 4. Изменение скорости ветра в течение дня на детских микрорайонных площадках в районе А.

При высаживании микрорайонных насаждений и озеленении детских площадок следует придерживаться разработанного показателя загущенности 120 шт/га, использовать соотношение деревья:кус-тарники — 1:7. На площадках, значительных по площади, деревья могут быть посажены в виде отдельных групп на самой площадке для создания комфортной среды. В противном случае повышенная плотность зеленых насаждений приводит к повышению температуры в жаркую, солнечную погоду с одновременным увеличением влажности воздуха, снижением скорости ветра и проветривае-мость территории снижается.

Вокруг площадки рекомендуется высаживать быстрорастущие, дающие много тени, деревья и кустарники (каштан, клен, липа, акация). Чтобы обеспечить инсоляцию детских площадок в течении 5 ч светового дня, необходимо высаживать деревья с восточной стороны площадки не ближе 5 м от края; с северной, западной и южной стороны они могут подходить вплотную к краю.

В результате проведенных исследований получило научное обоснование включение характеристик состояния селитебной территории (удаленность от больших зеленых массивов, озеленение не менее 20—30%, соотношение древесных и кустарниковых посадок 1:7, загущенность насаждений 120 шт/га, проветриваемость) и благоустройства, соответствия физиолого-гигиеническим и эргомет-рическим требованиям детских микрорайонных площадок, как существенно влияющих на здоровье детей, в систему показателей, характеризующих среду обитания детского населения.

Результаты исследований использованы при подготовке методических указаний "Гигиенические требования к благоустройству и озеленению детских площадок дворовых территорий" (утв. Главным государственным санитарным врачом г. Москвы 1.12.99). Требования к размещению игровых и спортивных площадок, их планировочному решению, озеленению направлены на предотвращение неблагоприятного воздействия на организм детей дошкольного и школьного возраста вредных факторов и условий, сопровождающих их игровую деятельность и двигательную активность с использованием игрового и спортивного оборудования на детских площадках дворовых территорий.

ГИГИЕНА И САНИТАРИЯ

54

Summary. The major factors forming the environment of a current megapolis, such as man-made pollution, planting of trees and bushes (outbuilding and street plantings, proximity to the large forest tracts), and improvement of microdistricts (the presence of playgrounds equipped in compliance with the age-related and physiological and hygienic requirements), on the health status of children. The comprehensive evaluation of the physical development and the health status of schoolchildren aged 6 to 10 years shows that the children who live at equal

distances from the major source of environmental pollution and have the equal social status and the identical level of health care, but differing in the remoteness from the large forest tract and in the improvement of planting of trees and bushes in the playgrounds they have significant differences in the physical development, overall morbidity, and the prevalence rates of chronic diseases. While planning the playgrounds of the micro-districts and outbuilding areas, it is necessary to draw up hygienic regulations of their improving and planting.

О Н. П. ГРЕБНЯК, С. А. ЩУДРО, 2008 УДК 6!3.955:371.7]-07

Н. П. Грвбняк, С. А. Щудро

АДАПТАЦИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ

Донецкий государственный медицинский университет, Днепропетровская государственная медицинская академия, Украина

Современная школа с особой остротой ставит проблему оптимизации учебной деятельности старшеклассников. Основными факторами, актуализирующими задачи сохранения здоровья и повышения эффективности обучения, являются внедрение новых форм и методов обучения, перегрузка учебными занятиями, низкий уровень двигательной активности, нарушения в учебном процессе и режиме дня, неудовлетворительное отношение учащихся к своему здоровью [1,4, 5—7].

Приоритетная роль в оптимизации обучения в общеобразовательной школе принадлежит адаптации организма учащихся к воздействию различных внутришкольных факторов. В охране и укреплении здоровья учащихся старших классов общеобразовательных школ особо важное значение имеет рациональная организация учебно-воспитательного процесса [4, 7]. Необходимым элементом приспособления старшеклассников в учебной деятельности является умственная работоспособность. Она относится к наиболее быстро меняющимся функциональным показателям. Умственная работоспособность, с одной стороны, обеспечивает эффективность освоения знаний, умений и навыков, с другой — является физиологическим критерием сдвигов в функциональном состоянии организма под воздействием учебной нагрузки. В случае несоответствия ее (учебной нагрузки) величины функциональным возможностям организма развивается утомление, начиная с первых дней учебной недели, которое в свою очередь обусловливает неблагоприятные отклонения в состоянии здоровья и снижает эффективность учебной деятельности.

Цель настоящего исследования — оценить характер адаптации организма старшеклассников в процессе обучения в общеобразовательной школе.

Исследования проводили на базе общеобразовательных школ II—III ступени образования, в которых приняли участие 364 учащихся 9—11-х классов. Все школьники выполняли корректурную пробу с таблицами Анфимова до и после занятий. Под наблюдением находились одни и те же учащиеся. Последовательность причинно-следственных процессов, обусловливающих приспособительные реакции, устанавливали путем изучения умственной работоспособности во временных интервалах различной длительности. Исследования проводили в течение недели и в динамике учебного года. По их результатам рассчитывали количественный (КоУР) и качественный параметры умственной работоспо-

собности (КаУР), продуктивность работы, а также определяли динамику работоспособности [3]. Учебная нагрузка на занятиях соответствовала утвержденной программе для учебных заведений II— III ступеней образования и не превышала гигиенических требований.

Результаты исследований обрабатывали методами статистического анализа с использованием пакета прикладных программ математической статистики Microsoft Excel с оценкой достоверности на основании ¿-критерия Стьюдента (при р < 0,05).

Полученные результаты свидетельствуют, что под влиянием учебной нагрузки КоУР повышался в понедельник в 10—11-х классах и снижался в 9-м классе (табл. 1). Однако эти сдвиги носили характер тенденции. Максимальное увеличение КоУР во всех классах отмечалось во вторник и среду (на 31,6—42,7 зн/мин). Отмеченная направленность сдвигов под влиянием учебной нагрузки также сохранилась и в четверг, но в виде тенденции. В пятницу произошло достоверное снижение КоУР в 9-м классе, при тенденции к его снижению в 10— 11-х классах.

Сдвиги КаУР под влиянием учебной нагрузки носили более выраженный характер. В частности, в понедельник зарегистрировано существенное снижение КаУР в 9-м классе на 49,0 ± 20,2 усл. ед. (р < 0,05) и тенденция к его снижению 10—11-х

Таблица 1

Сдвиги показателей умственной работоспособности под влиянием учебной нагрузки у учащихся старших классов (M ± т)

Класс

9-й 10-й 11-й

КоУР, зн/мин

Понедельник -19,7 ± 6,8 12,2 ± 7,9 16,6 ± 12,4

Вторник 32,5 ± 14,1* 36,6 ± 12,4* 37,4 ± 7,7

Среда 31,6 ± 12,4* 39,9 ± 10,7* 42,7 ± 9,9*

Четверг 15,6 ± 11,6 18,8 ± 9,8 21,4 ± 11,4

Пятница -24,8 ± 9,6* -16,0 ± 8,3 -12,6 ± 9,1*

КаУР, усл. ед.

Понедельник -49,0 ± 20,2* -19,3 ± 12,6 -10,4 ± 11,7

Вторник 35,9 ± 13,9* 39,7 ± 14,5* 47,6 ± 13,4*

Среда 88,6 ± 39,4* 96,5 ± 29,2* 84,3 ± 30,3*

Четверг -42,2 ± 17,3* -27,8 ± 22,0 -28,1 ± 14,3

Пятница -50,2 ± 7,3* -37,4 ± 20,4* -36,3 ± 23,1*

Примечание. * — отмечены статистически достоверные

сдвиги (р < 0,05).

55

N112008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.