Приоритетные направления развития процессов благоустройства жилых территорий города Москвы
Атрощенко Лариса Алексеевна,
кандидат сельскохозяйственных наук. доцент кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права Московского городского университета управления Правительства Москвы, [email protected]
Быкова Мария Владимировна
гандидат экономических наук, заместитель директора ООО «ЭкоСтрой», [email protected]
Теодоронский Владимир Сергеевич
доктор сельскохозяйственных наук, профессор кафедры ландшафтной архитектуры Мытищинского филиала Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана, vst01 @mail.ru
Важной задачей современного благоустройства жилых территорий Москвы является повышение коммуникативных функций дворовых объектов. Размеры дворовых территорий не всегда позволяет разместить все рекомендуемые нормативами функционально-планировочные элементы на дворовых объектах. Осуществляемая государственная Программа реновации жилого фонда Москвы повышает ресурсные возможности жилых территорий.
Целью исследования была разработка рекомендаций по развитию процессов благоустройства при осуществлении Программы реновации жилого фонда Москвы. В рамках инициативной научно-исследовательской работы проведен расчет обеспеченности ряда дворовых территорий Москвы планировочными элементами благоустройства. В статье также рассмотрено нормативно-методическое обеспечение процесса благоустройства жилых территорий. Для совершенствования нормативно-методического обеспечения процесса благоустройства жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда предлагается установить нормативные требования к размерам дворовых территорий при реализации Программы реновации жилищного фонда Москвы. Ключевые слова: комплексное благоустройство, объекты жилой застройки, реновация жилого фонда Москвы
Формирование комфортной городской среды — ключевое направление развития современного градостроительства и благоустройства. Во всем мире показателем уровня социально-экономического развития города является приоритет социальных и экологических критериев жизни населения и полное раскрытие ресурсных возможностей территорий. Осуществляемая программа реновации жилого фонда Москвы повышает эффективность использования городских территорий за счет имеющихся резервов, что достигается рациональной комплексной реконструкцией районов существующего малоэтажного старого жилого фонда [3]. При этом важной задачей благоустройства территорий реновации является повышение уровня комфорта и усиление коммуникативной функции дворовых объектов.
В последние годы большие объемы работ по благоустройству жилых территорий выполнялись в рамках городских государственных программ Правительства Москвы. Задачами государственных программ было формирование дворовой среды, отвечающей требованиям экологического комфорта и функциональности жилых территорий. Нормативной базой, координирующей деятельность в сфере комплексного благоустройства, а также обеспечивающей системную организацию труда и соответствующее качество, являются Нормы и правила проектирования комплексного благоустройства, утвержденные постановлением Правительства Москвы от 06.08. 2002 № 623-ПП "Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы [4].
Часто высокая плотность застройки, препятствует обеспечению жителей планировочными элементами в соответствии с рекомендациями Московских городских строительных норм. Недостаток площади не всегда позволяет разместить все рекомендуемые функционально-планировочные элементы на дворовых территориях [7]. Основным показателем, определяющим норматив обеспеченности тем или иным типом площадок, является показатель в расчете кв. м. на одного жителя. В таблице 1 приводятся показатели рекомендуемой величины площадок различного назначения по нормативам МГСН 1.02-02 [4].
Также при размещении игрового оборудования на детских площадках необходимо учитывать минимальные расстояния безопасности в соответствии с требованиями МГСН 1.02-02 (таблица 2).
В пределах указанных расстояний на территории площадки не допускается размещение других видов игрового оборудования. Площадка должна быть достаточно просторной для игр детей. Небольшие по площади детские площадки не функциональны.
Кроме недостатка планировочных элементов благоустройство дворов в городе ощущается потребность в специально оборудованных площадках для выгула
X X
о
го А с.
X
го т
о
м о м о
о см о см
о ш т
X
<
т О X X
собак. Однако, в связи с недостатком площади и снижением требований к качеству проектирования эти площадки в микрорайонах не устраиваются. Это обстоятельство породило проблему содержания собак в городе. Размеры площадок для выгула собак, размещенных на территориях жилого назначения, рекомендуется принимать 400-600 кв. м. Расстояние от границы площадки до окон жилых зданий должно быть не менее 25 м. Поэтому, в условиях сложившейся застройки нет территориальных возможностей для устройства таких площадок.
Таблица 1
Рекомендуемые нормативные показатели площадок раз-
Назначение пло- Норма Радиус обслу- Минимальное
щадок площади на 1 жителя, кв.м живания, м отдаление от окон зданий, м
игровые пло-
щадки для детей
в возрасте:
до 3 лет 0,1 30-40 12
от 4 до 6 лет 0,2 80-100 12
от 7 до 12 лет 0,4 200-300 12
Площадки для ти- 0,1-0,4 40-50 0-20
хого отдыха (в том
числе на придомовой территории)
Спортивные пло- 2,0 200-300 25
щадки
Хозяйственные
площадки для:
Сушки белья 0,15 100 20
Чистки одежды и 0,1 20-40
ковров
мусоросборников 0,03 20-100
Выгула собак 25 собак на 1000 жителей 50 собак на площадку 100
Автостоянки 0,8 100 10-35
Таблица 2
Игровое оборудование Минимальные расстояния
Качели Не менее 1,5 м в стороны от боковых конструкций качелей и не менее 2,0 м от крайних точек качелей в состоянии наклона
Качалки Не менее 1,0 м в стороны от боковых конструкций качалки и не менее 1,5 м от крайней точки качалки в состоянии наклона
Карусели Не менее 2 м в стороны и не менее 3 м вверх от нижней вращающейся поверхности карусели
Горки Не менее 1 м с обеих сторон горки и 2 м от края ската горки
В рамках инициативной НИР кафедры экономики городского хозяйства и жилищного права было обследовано 20 дворовых территории территорий в различных районах Москвы и рассчитаны коэффициенты обеспеченности каждого планировочного элемента благоустройства для всех обследованных дворов. Предварительно для каждого объекта, исходя из проектной численности населения и демографической ситуации, проводился расчет потребности в элементах
благоустройства. Коэффициент обеспеченности элементом благоустройства определялся путем отношения фактически занимаемой элементом благоустройства площади к рассчитанной по нормативам (таблица 3).
Таблица 3.
Коэффициенты обеспеченности дворовых территорий Москвы планировочными элементами благоустройства
Элементы благоустройства Коэффициент обеспеченности дворовой территории планировочными элементами благоустройства
КО =0,5 КО=0,3 КО=0,1 КО=0
площадки для детей младшего возраста 13 4 2 1
зеленые насаждения 14 4 2 -
гостевые автостоянки 11 8 1 -
игровые площадки для подростков 2 1 - 17
площадками для тихого отдыха 3 8 5 4
спортивные площадки 1 12 4 3
Ни одна обследованная дворовая территория не соответствовала нормативным показателям обеспеченности планировочными элементами благоустройства. В большинстве случаев только площадки для детей младшего возраста и территории, занятые зелеными насаждениями, составляли 50% от рекомендуемой по нормативу величины.
В результате проведенного исследования был выявлен недостаток обеспеченности дворовых территорий Москвы планировочными элементами благоустройства.
Принципы и подходы к развитию Москвы в целом и жилых и общественных пространств в частности изложены во многих документах, утвержденных Правительством города. Основу их составляет Генеральный план Москвы, на период до 2025 года, актуализированный Московской городской Думой в 2010 году [1]. План постоянно подвергается изменениям — с течением времени и сменой актуальных городских нужд и требований общественности.
В последние годы современным направлением развития территорий Москвы является переход от экстенсивного освоения свободных пространств к реконструкции и последующему благоустройству массивов сложившейся застройки. Основным ресурсом градостроительства столицы стали территории, освобожденные после сноса зданий, и промышленные зоны, реконструкция которых последние годы ведется очень активно. Администрация Москвы выдвигает определенные требования к строительным проектам, которые будут размещены на территориях освобожденных от застройки. Это должна быть комплексная застройка со всеми необходимыми элементами инфраструктуры, а также объектов отдыха. Одна из самых важных задач комплексного благоустройства территорий, вышедших
из-под застройки, сделать эти пространства полноценной частью жизни города. Решение этой задачи должно основываться на концепции смешанного использования территории, т.е. создание жилых, рекреационных, культурно-бытовых объектов. Это означает, что на месте бывших пятиэтажек возводятся новые объекты инфраструктуры города, что несет в себе огромную социальную значимость.
Панельные пятиэтажки появились во второй половине 20 века. Технология возведения панельных домов позволяла сдавать под заселение пятиэтажку примерно за 45-50 дней, при этом «без отделки» здания собирались в среднем всего за 12 рабочих дней. Дома сооружались из готовых блоков, как картонный домик, поэтому новые микрорайоны вырастали за считанные недели. Срок жизни такого жилья не должен превышать 25 лет, но активная ликвидация устаревшего и обветшавшего жилья началась только в конце 1999 года, после того как было подписано постановление Правительства Москвы «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года» [5].
В соответствии с этим постановлением общая площадь подлежащих сносу пятиэтажек составляла 6 млн кв. метров, 1722 дома должны были ликвидировать, а жителей этих домов расселить. Этот проект выполнялся на основании инвестиционных контрактов строительными компаниями. За 10 лет
программа была выполнена на 70 %, однако новые поправки в Земельный кодекс, обязали инвесторов приобретать участки для строительства «стартовых» домов на аукционах, усложнили процедуру расселения и ограничили возможности нового строительства, подтолкнув многие компании к выходу из программы реконструкции.
В целях реализации Федерального закона № 141-ФЗ от 1 июля 2017 г [2] Правительством Москвы была утверждена вторая программа ликвидации ветхого жилого фонда, названная реновацией. Она направлена на продолжение процесса расселения и сноса ветхого малоэтажного жилого фонда, построенного в пятидесятых годах прошлого века, и осуществление нового строительства на освободившихся территориях.
Государственная программа реновации жилого фонда города ставит своей целью создание новой городской среды повышенной комфортности, которая придет на смену микрорайонам с типовой застройкой. Вместе с первыми пятиэтажками появилась такая городская структура, как микрорайон. Для планировки микрорайонов использовалась ступенчатая система обслуживания населения (так называемый «принцип матрешки»), благодаря которому все потребности жителей делились на постоянные, первичные, периодические и эпизодические. К постоянным потребностям относились магазины, школы, детские сады, то есть все учреждения ежедневного пользования. Периодическими считались поликлиники, больницы и предприятия бытового обслуживания. Эпизодические потребности включали в себя досуговые учреждения - театры, кинотеатры, музеи. Сочетание учреждений постоянного и периодического пользования с жилыми домами формировали район, в центре которого располагалось бытовое учреждение. Места, использующиеся жителями только эпизодически, располагались в относительной удаленности от центра районов. Все
районы этого периода постройки мало чем отличались друг от друга. Границами и одновременно связями между соседними районами являлись транспортные магистрали. Особенности типов застройки определяли формирование дворового пространства на основе минимального сочетания необходимых элементов благоустройства регламентированных московскими городскими строительными нормами (МГСН 1.02-02). В существующей пятиэтажной застройке выделяются такие проблемы, как транзитные дворы, стихийные парковки, неиспользуемые озелененные территории и непроницаемость застройки.
Современное направление оптимизации жилой среды состоит в том, чтобы внести в массовую застройку жилых районов более четкую структуру дифференциацию и индивидуальную обособленность внутренних пространств. У столицы уже есть опыт комплексного развития жилых территорий. Еще в 1970-х годах были построены экспериментальные жилые районы в Северном Чертаново, показавшие большие возможности в пространственной организации жилой среды в районах массового строительства. Здесь было и разделение пешеходного и транспортного движения, и подземные гаражи, и дифференциация территории с учетом потребностей разновозрастных групп жителей и тому подобное. В этих экспериментальных районах только наметился переход от традиционной одноуровневой функциональной организации территории жилой застройки к перспективной многоуровневой, т.е. к многофункциональному использованию участка (устройство подземных проездов и гаражей, организация в жилых домах общественных этажей с элементами обслуживания, использование уровня крыши, максимальное освобождение поверхности земли под озеленение и места досуга и т.п.). Такие жилые структуры более эффективны, так как открывают возможности организации комфортабельного жилища при экономном использовании городской территории и оздоровлении городской среды. В то время разработки проектировщиков (МОСПРОЕКТ-1,2,3) имели научно-проектную базу, трактующую жилую среду, как основу жизнедеятельности человека, пребывания его в ландшафтной комфортной среде вблизи жилища с учётом обеспечения максимальных удобств, связанных с обслуживанием.
В настоящее время по программе реновации жилищного фонда в Москве под снос идет порядка 4.5 тыс. пятиэтажек, расположенных в 85 районах, а также захватывает 6 поселений ТиНАО. Реализация строительства будет происходить не микрорайонами, а целыми кварталами. Помимо зданий периода индустриального домостроения в список вошли постройки других лет, включая дореволюционные, дома периода архитектурного авангарда, поздние постройки сталинского периода и дома, построенные по индивидуальным проектам. Важнейшим условием успешного планирования деятельности в сфере градостроительства и благоустройства является сформированная нормативная база. С целью создания в рамках реновации на территории жилой застройки удобной, безопасной и комфортной жилой среды Правительством Москвы утверждены «Базовые требования» к благоустройству этих территорий (Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 N 515-ПП [6]. В этом распорядительном документе определены необходимые плани-
X X
о
го А
с.
X
го т
о
м о м о
о es о es
о ш m
X
<
m О X X
ровочные элементы благоустройства территорий жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда: требования к ассортименту высаживаемых растений, оборудованию детских и спортивных площадок и так далее. Однако документом не регламентированы минимальные размеры дворовых территорий жилой застройки. Между тем, основным для планировочного решения территорий жилой застройки является возможность изменения площади дворов за счет появления возможности благоустройства территорий в соответствии с рекомендациями МГСН.
Перспективным и обоснованным является определение комплексного благоустройства как комплекса социально необходимых планировочных элементов благоустройства и озеленения территорий жилой застройки. С этой целью необходимо проведение натурного обследования уже созданных элементов реновации и прилегающих территорий, установления архитектурно-ландшафтных требований к благоустройству и озеленению с учётом оптимизации санитарно-гигиенических условий и эстетической выразительности. Такой подход позволит на основе анализа санитарно-гигиенических, транспортных и других требований к их планировочным решениям и обустройству установить нормативные требования к размерам территорий жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда Москвы.
Преодоление выявленных проблем и успешное их решение позволит создать современную комфортную жилую среду дворовых территорий города. Для достижения этой цели предлагаем внести изменение в постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 N 515-ПП в части определения норматива площади дворовой территорий жилой застройки.
Литература
1. Закон г. Москвы от 05.05.2010 № 17 «О Генеральном плане города Москвы». Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
2. Федеральный закон от 01.07.2017 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей регулирования отдельных правоотношений в целях реновации жилищного фонда в субъекте Российской Федерации - городе федерального значения Москве». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
3. Постановление Правительства Москвы от 01.08.2017 № 497-ПП «О Программе реновации жилищного фонда в городе Москве». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
4. Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 № 623-ПП (ред. от 11.07.2006) «Об утверждении Норм и правил проектирования комплексного благоустройства на территории города Москвы МГСН 01.02-02». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
5. Постановление Правительства Москвы от 06.07.1999 № 608 «О задачах комплексной реконструкции районов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения до 2010 года». Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс».
6. Постановление Правительства Москвы от 08.08.2017 № 515-ПП «Об утверждении Базовых тре-
бований к благоустройству территории жилой застройки при реализации Программы реновации жилищного фонда в городе Москве. Режим доступа: СПС «КонсультантПлюс»
7. Атрощенко Л.А. Спортивные площадки микрорайонов: современные подходы к управлению и благоустройству / Вестник МГУУ. 2015. № 3. С. 40-45. URL: https://mguu.ru/wp-content/uploads/2014/12/vestnik-mguu-3-2015.pdf (дата обращения: 09.08.2019).
Priority areas for the development of residential
improvement processes in The City of Moscow Atroshchenko L.A., Bykova M.V., Teodoronskiy V.S.
Moscow Metropolitan Governance University, LLC «EkoStroy»,
Moscow State Bauman Technical University An important task of modern improvement of residential areas of Moscow is to increase the communicative functions of yard objects. The size of yard areas does not always allow to place all the functional-planning elements recommended by the regulations on yard objects. The state-run Moscow Housing Renovation Program enhances the resource capacity of residential areas The aim of the study was to develop recommendations for the development of landscaping processes during the implementation of the Moscow Housing Renovation Program. As part of the initiative research work, the provision of a number of yard areas in Moscow with planning elements of improvement was carried out. The article also considers the regulatory and methodical provision of the process of residential improvement. In order to improve the regulatory and methodical provision of the process of improvement of residential development in the implementation of the Housing Renovation Program, it is proposed to establish regulatory requirements for the size of yard areas in the implementation of the Moscow's housing renovation program. Key words: integrated landscaping, residential buildings,
renovation of the housing stock in Moscow References
1. The Law of Moscow of 05.05.2010 no. 17 "On the General city
planning scheme of Moscow". Available at: ConsultantPlus. (In Russ.)
2. Federal Law of 01.07.2017 no. 141-FL "On amending the Law
of the Russian Federation "On the Status of the Capital of the Russian Federation" and certain legislative acts of the Russian Federation in what concerns the specifics of regulating legal relationship for the purpose of housing fund renovation in a subject territory of the Russian Federation -the City of Moscow. Available at: ConsultantPlus. (In Russ.).
3. Decree of the Moscow Government of 01.08.2017 No. 497-GD
"On the Housing renovation Program in Moscow". Available at: ConsultantPlus. (In Russ.).
4. Decree of the Moscow Government of 06.08.2002 No. 623-GD
(as amended on 11.07.2006) "On approval of Norms and rules of designing comprehensive urban amenities in Moscow". Available at: ConsultantPlus. (In Russ.).
5. Decree of the Moscow Government of 06.07.1999 no. 608 "On
the comprehensive reconstruction tasks till 2010 of Moscow's first industrial construction projects of five-storied buildings". Available at: ConsultantPlus. (In Russ.).
6. Decree of the Moscow Government of 08.08.2017 No. 515-GD
"On approval of basic requirements to housing landscaping in realization of the Housing Development Program of Moscow". Available at: ConsultantPlus. (In Russ.)
7. Atroschenko L. A. Sports grounds in residential micro-districts:
modern approaches to management and improvements. MMGU Herald, 2015, no. 3, pp. 40-45. Available at: https://mguu.ru/wp-content/uploads/2014/12/vestnik-mguu-3-2015.pdf (accessed: 9 August 2019). (In Russ.).