NAUKI ROLNICZE | СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
ЛАНДШАФТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ
Карташова Нелли Павловна,
Воронежский государственный лесотехнический университет
имени Г.Ф. Морозова
Кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Факультет Лесной
АННОТАЦИЯ
Важным вопросом ландшафтной организации территорий жилы районов является создание комфортной среды для населения. Архитектурно-планировочное решение территории школы должно отвечать соответствующим требованиям. Территории школ должны представлять собой сад специального назначения с набором площадок и прогулочным маршрутом движения, с соответствующим оборудованием и малыми архитектурными формами.
Ключевые слова: озелененные территории, функциональное зонирование, планировочные элементы, ассортимент, виды посадок.
Благоустройство территорий жилых комплексов включает в себя систему мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения. Важными объектами обслуживания населения жилых районов и микрорайонов являются детские дошкольные учреждения и школы. Так как озелененные территории этих объектов занимают значительное место в общем балансе озелененных территорий жилого района и микрорайона. Уровень озелененности территорий детских дошкольных учреждений доходит до 60%, школ - до 50% [1, 238].
Объектом исследования послужила территория микрорайонной общеобразовательной школы, расположенной в жилом комплексе «Олимпийский» города Воронеж, площадь которого составляет 29 га.
Территория микрорайона «Олимпийский» условно разделена на 5 кварталов, которые расположены вдоль бульвара. Бульвар является главной транспортной магистралью и пешеходной связью жилого комплекса. Каждый квартал образует обособленное дворовое пространство, в полной мере обеспеченное спортивными и детскими площадками, местами для стоянки автомобилей и зонами отдыха. При этом кварталы не являются замкнутыми, из каждого открывается вид на лесной массив, либо на бульвар.
На территории жилого комплекса расположена школа, планировочным центром участка является здание школы.
На участке школы предусматриваем различные площадки и устройства, предназначенные как для проведения учебных занятий, так и для занятий физкультурой на открытом воздухе. В соответствии с этим школьный участок разделяется на следующие функциональные зоны: спортивную, учебно-опытную, отдыха и хозяйственную.
Спортивная зона размещается на открытых участках с относительно ровным рельефом. В ней размещены: футбольное поле с беговой дорожкой на 100 м; баскетбольное поле; площадка с полосой препятствий и дорожки соединяющие эти элементы планировки. Спортивные площадки и сооружения располагаются вблизи входов в школу, что обеспечивает их удобную загрузку. Спортивные сооружения могут быть плоскостными и объемными. На изучае-
мой территории представлены плоскостные спортивные сооружения. К таким сооружениям относятся: площадки для игры футбол, баскетбол, легкоатлетическая беговая дорожка и полоса препятствий. Состав спортивных площадок и их размеры соответствуют нормам и правилам инженерного благоустройства спортивных сооружений. Суммарная площадь составляет 7176,1 м2.
Зона отдыха включает площадки для детей различных возрастных групп, которые размещены обособленно, недалеко от входов в школу со стороны жилой застройки. Эти площадки пространственно разделены на две зоны: для детей младших и старших классов. На данных площадках находятся спортивно-игровые сооружения, скамейки для отдыха, мусорные контейнеры. Суммарная площадь составляет 1375,1 м2.
Хозяйственная зона размещена на периферии территории с транспортным въездом. Здесь расположены мастерские для ремонта садовой мебели, оборудования, склад сезонного инвентаря, помещение для машин, предназначенных для уборки мусора, стрижки газона, площадка под мусорные контейнеры, парковка для спецтранспорта. Суммарная площадь составляет 1274,0 м2.
Учебно-опытная зона предназначена для проведения занятий на открытом воздухе и практических работ по биологии. Эта зона включает в себя следующие планировочные элементы: опытный участок, предназначенный для выращивания садовых культур. Суммарная площадь составляет 1778,4 м2.
Территорию школы необходимо озеленить, так как это новый микрорайон и насаждения занимают менее 10% от общей площади.
Деревья размещают на расстоянии не менее 10 м от здания, а кустарники - 5 м, с тем, чтобы школьные помещения не затенялись [2, 163]. Ассортимент растений подбираем с целью изучения дендрологической флоры и расширения биологических знаний школьников.
Таким образом, озеленение территории школы будет представлено: солитеры (ель колючая); рядовая посадка по периметру территории школы из клена остролистного, живая изгородь из черноплодной рябины по периметру зоны отдыха младших классов, по двум сторонам баскет-
больного поля и в виде стены в хозяйственной зоне; боскет-кабинет представлен катальпами бигнониевидными в зоне отдыха для старших классов. А также на территории школы запроектированы ландшафтные группы:
- группа разновысотных деревьев с кронами разной формы: 1 — тополь черный пирамидальный; 2 — клен остролистный шаровидный; 3 — вяз гладкий; 4 — ива белая плакучая; 5 — сирень обыкновенная; 6 — клен Гинна-ла;
- контрастная ландшафтная группа: 1 — сосна обыкновенная; 2 — береза бородавчатая; 3 — биота восточная; 4 — тамарикс одесский;
- простая ландшафтная группа: 1 — клен ясенелист-ный; 2 — каркас западный; 3 — ясень обыкновенный.
В зоне отдыха предусматриваем цветники из многолет-
ников.
Таким образом, площадь озеленения под древесно-ку-старниковыми насаждениями составит 1128,6 м2 , под цветники - 30,8 м2 .
Все планировочные элементы - дороги, проезды, дорожки, площадки - размещают и проектируют в соответствии с существующими требо-ваниями к их поверхности. Известно, что основными требованиями являются удобства передвижения пешеходов, и обеспечение отвода поверхностных вод. В таблице 1 приводятся уклоны поверхности планировочных элементов территории в соответствии с соответствующими требованиями. Проектирование указанных планировочных элементов ведется с соблю-дением приводимых уклонов.
Таблица 1
Характеристика плоскостных сооружений
Название и назначение Габариты, размеры элементов, м. Допустимые уклоны поверхности, % Типы покрытий поверхности
поперечных продольных
1. Главные дороги 3,75м шириной 2,0-3,0 0,4-9,0 Плиты, спец. смеси, бетон
2. Второстепенные дороги 2,25м шириной 2,0-4,0 0,3-9,0 Спец. смеси, частично плиты
3. Дополнительные дорожки 1,5 м шириной 3,0-6,0 0,3-10,0 Спец. смеси, грунт
4. Спортивные площадки В соответствии с ГОСТ 0,5 0,5 Спец. мате-риалы
5. Детские площадки В соответствии со СНИПом 1,0-2,0 1,0-2,0 Спец. смеси, плитка
6. Хозяйственные площадки - 1,0-2,0 1,0-2,0 Бетон, асфальт, плитка
7. Участки насаждений, газонов По генеральному плану 0,3-20,0 0,3-20,0 Растительный покров
Откосы как инженерные сооружения могут проектироваться в выемке или в насыпи. Крутизна заложения откосов принимается 1:1,5. Это позволяет применить простейшее устройство по закреплению откосов: дерном сплош-ной кладки по полотну или «в клетку».
Также на территории школы проектируем установку малых архитектурных форм: скамеек из дерева - 53 штук; урны жестяные - 30 штук; мусоросборник выполняют из нержавеющего металла в виде контейнера - 1 штука;
стойка стритбольная, регулируемая - 2 штуки; карусели -2 штуки; качели - 3 штуки; песочница - 1 штука; игровой комплекс - 4 штуки.
После запроектированных мероприятий по благоустройству и озеленению составляем баланс территории, который показывает соотношение планировочных элементов и пространственной структуры объекта, а также служит для определения площади дорог и площадок, водоемов, сооружений, зеленых насаждений (табл. 2).
Таблица 2
Баланс территории объекта
№ Наименование элементов Площадь
п/п м2 %
Существующие элементы
1 Здание школы 6787,2 27,2
2 Площадь озеленяемой территории 17939,8 72,8
Проектируемые элементы
3 Насаждения а) деревья - солитер -рядовая посадка -группы -«кабинет» б) кустарники -группа - рядовая посадка - вертикальное озеленение - живая изгородь в) цветочные растения - цветник 1167,3 883,0 8,0 710,0 85,0 80,0 247,9 15,7 8,0 127,0 97,2 36,4 36,4 4,7 3,6 0,03 2,9 0,3 0,37 1,0 0,07 0,03 0,5 0,4 0,1 0,1
4 Газоны 8606,2 34,8
5 Дороги и плоскостные сооружения 2792,6 11,3
6 Спортивные площадки 5175,2 20,9
7 МАФ 198,5 0,8
8 Итого: 24727,0 100
В результате ландшафтной организации территории ников, но и населения данного жилого микрорайона. школы повысится уровень озелененности, улучшатся са- Стоимость всех мероприятий запроектированных на нитарно-гигиенические и эстетические качества объекта, территории школы составит 25302,018 тыс. рублей (табл. что положительно скажется на здоровье не только школь- 3).
Таблица 3
Стоимость мероприятий по благоустройству и озеленению объекта
Показатели Сумма, тыс. руб.
Основные материалы 14254,795
Фонд оплаты труда 3500,651
Накладные расходы 4444,714
Плановые накопления 3101,858
Итого 25302,018
Список литературы
1. Теодоронский, В.С. Объекты ландшафтной архитектуры [Текст] : учеб. пособие для студентов спец. 260500 / В. С. Теодоронский, И. О. Боговая . - М. : МГУЛ, 2003. -300 с.
2. Теодоронский, В.С. Озеленение населенных мест. Градостроительные основы [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Садово-парковое и ландшафт. стр-во» / В. С. Теодоронский, Г. П. Жеребцова . - М. : Академия, 2010. - 256 с.