Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / АДАПТАЦИОННАЯ ГОТОВНОСТЬ / ГОТОВНОСТЬ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванчин Сергей Анатольевич, Константинов Всеволод Валентинович

Рассмотрена центральная категория исследования - «адаптационная готовность к учебной деятельности». Отмечается наличие противоречий в процессе исследований адаптационной готовности: эти противоречия заключаются в неоднозначной трактовке условий и факторов развития адаптационной готовности личности. Описаны системные походы, затрагивающие определение терминологического аппарата исследования. Предложено авторское понимание предмета исследования. На основании разработанной компонентной структуры адаптационной готовности к учебной деятельности, подобраны методики психологической диагностики. Проведено эмпирическое исследование. Описаны особенности формирования адаптационной готовности иностранных студентов к учебной деятельности в рамках высшего образования. Представлены результаты корреляционного анализа, изучены компоненты, влияющие на формирование адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов. Доказано, что показателями адаптационной готовности иностранных студентов являются личностные особенности, стратегии аккультурации, социально-психологические особенности поведения, мотивы обучения и степень овладения учебно-профессиональной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Иванчин Сергей Анатольевич, Константинов Всеволод Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ADAPTIVE READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES OF FOREIGN STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION

The central category of the study - “adaptive readiness for learning activities” is considered. It is noted that there are contradictions in the process of research of adaptive readiness: these contradictions consist in an ambiguous interpretation of the conditions and factors of the development of adaptive readiness of the individual. The system approaches affecting the definition of the terminological apparatus of the study are described. The author’s understanding of the subject of the study is proposed. Based on the developed component structure of adaptive readiness for educational activities, the methods of psychological diagnostics are selected. An empirical study was conducted. The article describes the features of formation of adaptive readiness of foreign students for educational activities in the framework of higher education. The results of the correlation analysis are presented, and the components that influence the formation of adaptive readiness for educational activities of foreign students are studied. It is proved that the indicators of adaptation readiness of foreign students are personal characteristics, acculturation strategies, socio-psychological characteristics of behavior, learning motives and the degree of mastery of educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 159.923.33-057.875

Иванчин Сергей Анатольевич

начальник управления международного образования Пензенского государственного университета https://orcid.org/0000-0002-2010-1138

Константинов Всеволод Валентинович

доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета https://orcid.org/0000-0002-1443-3195

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Ivanchin Sergey Anatolievich

Head,

International Education Department, Penza State University https://orcid.org/0000-0002-2010-1138

Konstantinov Vsevolod Valentinovich

Professor, Doctor of Psychology, Head, Department of General Psychology, Penza State University https://orcid.org/0000-0002-1443-3195

FEATURES OF ADAPTIVE READINESS FOR EDUCATIONAL ACTIVITIES OF FOREIGN STUDENTS IN THE FRAMEWORK OF HIGHER EDUCATION

Аннотация:

Рассмотрена центральная категория исследования - «адаптационная готовность к учебной деятельности». Отмечается наличие противоречий в процессе исследований адаптационной готовности: эти противоречия заключаются в неоднозначной трактовке условий и факторов развития адаптационной готовности личности. Описаны системные походы, затрагивающие определение терминологического аппарата исследования. Предложено авторское понимание предмета исследования. На основании разработанной компонентной структуры адаптационной готовности к учебной деятельности, подобраны методики психологической диагностики. Проведено эмпирическое исследование. Описаны особенности формирования адаптационной готовности иностранных студентов к учебной деятельности в рамках высшего образования. Представлены результаты корреляционного анализа, изучены компоненты, влияющие на формирование адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов. Доказано, что показателями адаптационной готовности иностранных студентов являются личностные особенности, стратегии аккультурации, социально-психологические особенности поведения, мотивы обучения и степень овладения учебно-профессиональной деятельностью.

Ключевые слова:

адаптация, адаптационная готовность, готовность к учебной деятельности

Summary:

The central category of the study - "adaptive readiness for learning activities" is considered. It is noted that there are contradictions in the process of research of adaptive readiness: these contradictions consist in an ambiguous interpretation of the conditions and factors of the development of adaptive readiness of the individual. The system approaches affecting the definition of the terminological apparatus of the study are described. The author's understanding of the subject of the study is proposed. Based on the developed component structure of adaptive readiness for educational activities, the methods of psychological diagnostics are selected. An empirical study was conducted. The article describes the features of formation of adaptive readiness of foreign students for educational activities in the framework of higher education. The results of the correlation analysis are presented, and the components that influence the formation of adaptive readiness for educational activities of foreign students are studied. It is proved that the indicators of adaptation readiness of foreign students are personal characteristics, acculturation strategies, socio-psychological characteristics of behavior, learning motives and the degree of mastery of educational and professional activities.

Keywords:

adaptation, adaptive readiness, readiness for learning activities

Рост международных контактов, доступность высшего образования в России для иностранных граждан, возможность для российских специалистов конкурировать на европейском рынке труда и рост языковых связей актуализируют потребность в разработке новых психолого-педагогических и методических решений, позволяющих включить иностранных студентов в межкультурную среду. Формирование адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в контексте вузовского образования становится одной из центральных задач в рамках решения проблем интеграции иностранных студентов в принимающее сообщество.

Особое значение при формировании центральных детерминант развития личности отводится генеральным процессам - социализации, адаптации и индивидуализации личности. Про-

цесс формирования адаптационной готовности личности в литературе представлен через понимание структурного поэтапного формирования компонентов адаптационной готовности, которые обеспечивают личности адаптационный потенциал.

Феномены «готовность» и «адаптация» длительное время обсуждались и исследовались в рамках разнообразных наук, отраслей психологии и педагогики [1].

Согласно объяснительной концепции (в рамках нашего эмпирического исследования) важным является трактовка «адаптационной готовности» через системное понимание функционирования и формирования опыта адаптационных действий и субъектно-личностных качеств, которые описывают личность в структуре ее отношения к себе, среде и осваиваемой деятельности.

В зарубежных исследованиях понятие «готовность» отсутствует. Однако есть обращение к понятию «адаптационной готовности» как способности личности к адаптации в изменяющихся условиях. Во многих прикладных исследованиях адаптационная готовность изучена через призму формирования интегральной мотивации. Мотивация становится основным фактором формирования академической готовности [2].

Существует задел в рамках анализа исследований социокультурной адаптации иностранных студентов в разных странах. Основными показателями адаптационной готовности становятся:

• характеристики самооценки и уверенное владение языком, что повышает психологическую адаптацию и минимизируют социокультурные трудности [3];

• состояние стрессоустойчивости, наличие социальной поддержки и готовность ее принять, личностные характеристики, способствующие адаптивным способам аккультурации [4];

• центральные установки и мотивация, направленные на взаимодействие и изменения в рамках конкретной образовательной среды и т. д. [5].

В отечественной традиции понятие «готовность» разрабатывалось и представлено в разных подходах как:

• внутренняя установка - с позиции теории установки Д.Н. Узнадзе. Согласно данной теории, готовность рассматривается с общепсихологической точки зрения, как состояние субъекта, которое описано в терминах активности и побуждения к деятельности, которое может не осознаваться;

• готовность к осуществлению деятельности (Н.Д. Левитов, К.К. Платонов и др.). С позиции личностно-деятельностного подхода адаптационная готовность может рассматриваться как отношение к деятельности, которое сочетает в себе установки, волевые качества, побуждающие к осуществлению психической деятельности в контексте условий социального взаимодействия;

• готовность в спорте (А.И. Пуни, Ф. Генов, А.Д. Ганюшкин и др.). Согласно деятельност-ному и общепсихологическому подходам представители данного направления исследовали готовность через изучение психических состояний в предстартовом цикле соревнований. Поскольку готовность относили в структуре психики к состояниям, то она обладала временными характеристиками, была динамична, тесным образом связана с показателями эмоциональной устойчивости, чувствами, общей мобилизацией сил, соотнесением внутреннего стремления с достигаемой целью и т. д.;

• готовность, направленная на выполнение задачи (М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовичи и др.). К компонентам готовности они относили характеристики знаний, умений и навыков, мотивов деятельности и глубинных установок, которые обеспечивали состояние готовности в отношении текущих и долговременных задач в рамках деятельности [6, с. 50];

• готовность к оперативному действию (В.Н. Пушкин, Л.С. Нерсесян и др.). Готовность осмысляется (в контексте анализа деятельности представителей инженерных профессий) как мобилизационное состояние, которое отражает эмоционально-волевую составляющую, обеспечивая деятельность субъекта. В процессе освоения данного состояния субъект деятельности представляет образ структуры действия, который необходимо реализовать. У него возникает психофизическое состояние, позволяющее оптимизировать ресурсы организма для необходимых действий и направленность личности, которая обеспечивает мотивационно-ценностную ориентацию;

• готовность к обучению (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.И. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, М.И. Лисина, В.С. Мухина,В.Д. Шадриков, М.М. Безруких, Н.Г. Салмина, Н.В. Ниже-городцева, и др.). Это наиболее растиражированная часть исследований посвящена изучению готовности к школьному обучению. В рамках данного подхода рассматриваются как структурные компоненты деятельности, которые обеспечивают оперативную готовность действовать в учебных и производственных ситуациях, так и личностные характеристики, описывающие личностную готовность к реализации видов учебной деятельности, через описание зрелости когнитивных, волевых, эмоциональных и мотивационных компонентов;

• готовность к учебной деятельности в вузе (Р.М. Шамионов, М.В.Григорьева, Е.В. Рягузова, Е.Д. Максимчук, М.Н. Кротова, А.Ю. Калина, Е.А. Бондарь, О.А. Иванова, О.Н. Маркова и др.).

В исследованиях делается акцент на совокупной системе компонентов, которая обеспечивает сформированность мотивационных, знаниевых, рефлексивно-деятельностных, социально-психологических, коммуникативных, операционально-инструментальных компонентов, способствует быстрой адаптации иностранных студентов в новых условиях высшего образования.

В работах исследователей Саратовской школы педагогической психологии акцент делается на субъективных компонентах адаптационной готовности. Р.М. Шамионов пишет о том, что «формирование готовности субъективный процесс и не может унифицироваться под точный перечень показателей, который обеспечивает готовность личности» [7].

Е.В. Рягузова трактует адаптационную готовность личности через характеристики адаптационного сценария, который конструирует стратегии поведения с ориентацией на конформность к новым условиям социокультурной среды [8].

Е.Д. Максимчук при анализе межкультурной адаптации иностранных студентов отмечает особую значимость включения программы адаптации в рамках организационной деятельности в вузе, которая обеспечивает всестороннее внедрение иностранного студента через работу с социально-психологическими характеристиками этнической идентичности, ситуативной тревожностью, выраженностью культурного шока [9].

В рамках исследований последних лет М.Н. Кротова обращает особое внимание на адаптивность как на психическое свойство [10], А.Ю. Калинина интерпретирует адаптивность через показатели соотнесения удовлетворенности учебной и внеучебной деятельностью и социальными ожиданиями личности [11], Е.А. Бондарь моделирует процесс формирования адаптационной готовности через развитие мотивационно-адаптационной сферы, которая фундаментально влияет на коммуникативную, содержательную и личностную структуру иностранного студента [12].

В исследованиях О.А. Ивановой [13] и О.Н. Марковой [14] предприняты попытки описания интеграции объяснительных механизмов адаптации через описание становления Я-концепции в контексте процесса профессиональной социализации.

В рамках возможных интерпретационных дефиниций «адаптационная готовность», с одной стороны, представлена как свойство личности, обеспечивающее оптимальное ресурсное состояние для реализации своих возможных функций; с другой стороны - как качество личности, которое обеспечивает движение к поставленной цели, передает отношение к деятельности, способах ее реализации, методах управления и принятия решений в учебных ситуациях.

Согласно комплексному и системному подходу существуют разнообразные трактовки структуры адаптационной готовности. Однако в целом авторы отмечают наличие когнитивного, мотивационного, волевого, оценочного и поведенческого компонентов. В связи с этим данная интерпретация центрального феномена позволила подобрать комплекс методик для эмпирического исследования особенностей адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов в условиях вузовского образования.

Согласно заявленной нами цели - изучения особенностей формирования адаптационной готовности к учебной деятельности иностранных студентов -нами было спланировано и проведено эмпирическое исследование. Базой исследования стал Пензенский государственный университет. В качестве эмпирической выборки избраны иностранные студенты ближнего зарубежья (Таджикистан, Киргизия, Туркменистан) в количестве 400 человек. Средний возраст испытуемых от 18 до 32 лет, все студенты очной формы обучения следующих направлений: «Лечебное дело», «Стоматология», «Педагогическое образование». Среднее время пребывания испытуемых - от 1 года до 4 лет. Гендерное соотношение выборки 50/50, что составляет равное участие в исследовании как мужчин, так и женщин.

Был подобран методический инструментарий для реализации поставленной цели. Использованы следующие психодиагностические методики: методика «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25) Т.В. Корниловой, опросник диагностики эмоционального интеллекта «ЭмИн» Д.В. Люсина, методика «Адаптация личности в новой социокультурной среде» Л.В. Янковского, методика «Адаптированность студентов в вузе» Т.Д. Дубовицкой, А.В. Крыловой, методика «Мотивация обучения в вузе» Т.И. Ильиной, методика диагностики самооценки уровня стресса Л. Ри-дера, экспресс-диагностика межличностной аккультурации Дж. Берри, авторская анкета по исследованию условий адаптации иностранных студентов в рамках вузовского образования. Анкета была создана для измерения субъективных показателей удовлетворенности условиями учебной деятельности, характеристик операционально-деятельностной готовности к обучению в вузе, оценки социально-психологических условий пребывания в социокультурной среде, измерения адаптационной компетентности в отношении готовности контактировать, поддерживать формальные и дружеские взаимоотношения, желание оставаться в принимающей стране для продолжения обучения, системы ожиданий и т.д. Полученные ответы были закодированы, что позволило включить результаты в корреляционную матрицу.

Использованы методы математико-статистического анализа данных: анализ средних величин, метод ранговой корреляции Спирмена. Обработка полученных данных производилась с помощью статистических программ расчета. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты корреляционных взаимосвязей компонентов адаптационной

готовности к учебной деятельности в выборке иностранных студентов

№ Описание корреляционной связи Коэффициент Уровень значимости

Между «адаптивностью» и

1. стратегией аккультурации «интеграция» 0,164 0,001

Между «адаптированностью к учебной группе» и

2. мотивом «получение диплома о высшем образовании» 0,182 0,001

3. «конформностью» 0,173 0,001

Между «адаптированностью к учебной деятельности» и

4. показателями межличностного эмоционального интеллекта 0,137 0,01

Между мотивом «овладение профессией» и

5. «субъективной рациональностью» 0,169 0,001

Между «интерактивностью» и

6. внутриличностным эмоциональным интеллектом -0,142 0,01

Между стратегией «депрессивность» и

7 показателями операционально-деятельностной готовности к 0,169 0,001

обучению в вузе

В результате расчетов получены значимые взаимосвязи:

• положительные взаимосвязи между «адаптивностью» и стратегией аккультурации «интеграция» (г = 0,164, р < 0,001), что указывает на то, что иностранные студенты личностно удовлетворены и положительно относятся к окружающим, представителям других национальностей в принимающем сообществе. Полученные взаимосвязи подтверждают данные, которые описывают стратегию интеграции в качестве стратегии, которая ориентирована на сохранение своей культурной идентичности, с одной стороны, и на социальную адаптацию, интеграцию в культуру и среду принимающего сообщества, с другой;

• положительные взаимосвязи между «адаптированностью к учебной группе» и мотивом «получение диплома о высшем образовании» (г = 0,182, р < 0,001), что можно интерпретировать как формирование адаптивной готовности к взаимодействию в студенческой группе через развитие парциальной, т. е. частичной мотивации, направленной на получение диплома. В рамках разнообразных зарубежных и отечественных исследований данный факт представлен с позиции формирования установки на адаптацию в группе только с утилитарной целью - получение документа, а не приобретения доминирующих мотивов и идентификации с учебной группой, более глубокому освоению мотивов будущей профессиональной деятельности. В таких случаях можно говорить о частичной адаптации либо о преобладании внешних мотивов учебной деятельности;

• положительные взаимосвязи между «адаптированностью к учебной деятельности» и развитыми показателями межличностного эмоционального интеллекта (г = 0,137, р < 0,01). Можно предположить, что в процессе формирования адаптационной готовности к учебной деятельности у иностранных студентов изменяется отношение к содержанию и организации учебного процесса в рамках вузовской программы обучения. Они на эмоциональном уровне научаются осознавать, распознавать эмоции других людей, что позволяет быть им более эффективными в рамках межличностных отношений в студенческой среде;

• положительные взаимосвязи между «адаптированностью к учебной группе» и «конформностью» (г = 0,173, р < 0,001). В основе данной связи лежит предположение о развитии у иностранных студентов тенденции к мониторингу ожиданий со стороны группы и коррекции своего поведения в зависимости от целей, возможного вознаграждения. Данный факт может показать как положительные тенденции, так и отрицательные стороны в стратегиях адаптации иностранных студентов;

• положительная взаимосвязь между мотивом «овладение профессией» и «субъективной рациональностью» (г = 0,169, р < 0,001). В рамках личностных факторов принятий решений, студенты-иностранцы рассматривают овладение профессией с позиции рациональности и индивидуального восприятия принятия решения. Это говорит нам о практической направленности мотивов иностранных студентов, которые, желая остаться за рубежом, выбирают один из легальных способов - академическую миграцию, которая на длительное время позволяет без рабочих виз оставаться защищенным в рамках правового поля;

• обратно пропорциональная взаимосвязь между «интерактивностью» как доминирующей стратегией адаптации и «внутриличностным эмоциональным интеллектом» (г = -0,142, р < 0,01).

Иностранным студентам не хватает направленности на взаимодействие с окружающими, они с трудом могут контролировать свое поведение с учетом тех социальных норм, правил поведения и принципов учебной деятельности, которые предъявляют к ним. Низкие показатели внутрилич-ностного эмоционального интеллекта свидетельствуют о несформированных компонентах эмоционально-волевой сферы, саморегуляторных механизмах;

• положительная взаимосвязь между стратегией «депрессивность» и показателями опера-ционально-деятельностной готовности к обучению в вузе (r = 0,169, p < 0,001). Полученные данные свидетельствуют о препятствиях, возникающих на пути формирования адаптационной готовности студента. Обучающиеся, желая реализоваться в рамках социально обусловленной роли, испытывают жизненные и операционально-деятельностные трудности, плохо ориентируются в рамках учебной деятельности, самостоятельной работы, в овладении разнообразных форм обучения. Что сказывается на качестве получения знаний и меняет отношение к учебно-профессиональной деятельности в целом.

Нами предпринята попытка осмысления компонентов адаптационной готовности к учебной деятельности. В качестве таких компонентов выделены следующие:

• деятельностный компонент, обеспечивающий результативность выполнения учебной деятельности;

• социально-психологический компонент, отражающий социально-психологические показатели взаимодействия личности с окружением, готовность и способность устанавливать контакты;

• мотивационный компонент ориентирует личность в системе потребностей, возникающих в рамках реализации деятельности;

• адаптационный потенциал, который представлен в рамках интерпретации психофизиологических явлений, отвечающих за функционирование личности с позиции стрессоустойчиво-сти, активности, динамических характеристик.

Полученные эмпирические результаты отражают описанную в теоретическом обзоре структуру адаптационной готовности иностранных студентов к учебной деятельности. Выявленные компоненты подтверждают результаты исследований Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой,

0.Н. Марковой. Это позволяет нам утверждать наличие целостной структуры, которая иерархизи-рована и сопряжена со свойствами личности в контексте регуляции поведения в рамках учебной деятельности иностранных студентов.

Таким образом, по результатам корреляционного анализа получены множественные взаимосвязи, которые показывают сложную связь компонентов адаптационной готовности. Этот процесс порождает развитие адаптационных новообразований, необходимых в рамках учебно-профессиональной деятельности студента. Результаты настоящего исследования требуют дальнейшего осмысления и носят прикладной характер, могут быть использованы в работе службы социальной поддержки и сопровождения иностранных студентов в вузе.

Ссылки:

1. Санжаева Р. Д. Психологическая готовность личности к деятельности как метакатегория // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2012. № 1. С. 127-141.

2. Peng Ren-Zhong, Wu Wei-Ping. Measuring Communication Patterns and Intercultural Transformation of International Students in Cross-cultural Adaptation // International Journal of Intercultural Relations. 2019. Vol. 70. P. 78-88. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2019.03.004.

3. Yang Ruby Pi-Ju, Kimberly A. Noels, Kristie D. Saumure. Multiple Routes to Cross-cultural Adaptation for International Students : Mapping the Paths Between Self-construals, English Language Confidence, and Adjustment // International Journal of Intercultural Relations. 2006. Vol. 30, iss. 4. P. 487-506. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2005.11.010.

4. Takamatsu R., Min May Cho, Wang L., Xu W., Taniguchi N., Takai J. Moralization of Japanese Cultural Norms Among Student Sojourners in Japan // International Journal of Intercultural Relations. 2021. Vol. 80. P. 242-249. https://doi.org/10.10167j.ijintrel.2020.12.001.

5. Templeman K., Robinson A., McKenna L. Learning and Adaptation With Regard to Complementary Medicine in a Foreign Context : Intercultural Experiences of Medical Students From Different Cultural Backgrounds // International Journal of Intercultural Relations. 2016. Vol. 55. P. 55-65. https://doi.org/10.1016/j.ijintrel.2016.08.004.

6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологическая готовность. М., 1986. С. 49-52.

7. Shamionov R.M., Grigoryeva M.V., Grigoryev A.V. Influence of Beliefs and Motivation on Social-psychological Adaptation among University Students // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 112. P. 323-332. https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2014.01.1171.

8. Рягузова Е.В. Адаптационный сценарий иностранных студентов, обучающихся в России // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2018. Т. 18, вып. 1. С. 63-73. 10.18500/18197671-2018-18-1-63-73.

9. Максимчук Е.Д. Особенности межкультурной адаптации иностранных студентов и обоснование выбора методик для ее исследования [Электронный ресурс] // Психология. Психофизиология. 2014. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/arti-cle/n/osobennosti-mezhkulturnoy-adaptatsii-inostrannyh-studentov-i-obosnovanie-vybora-metodik-dlya-ee-issledovaniya (дата обращения: 30.03.2021).

10. Кротова М.Н. Адаптированность как психическое свойство и методика ее диагностики у курсантов военных вузов // Вестник Костромского государственного университета. Серия : Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. № 4. С. 91-95.

11. Калина А.Ю. Адаптированность иностранных студентов ближнего зарубежья [Электронный ресурс] // Мир педагогики и психологии: международный научно-практический журнал. 2020. № 12 (53). URL: https://scipress.ru/pedagogy/arti-cles/adaptirovannost-inostrannykh-studentov-blizhnego-zarubezhya.html (дата обращения: 21.12.2020).

12. Бондарь Е.А. Педагогические условия формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе // Гуманитарные и социальные науки. 2016. № 4. С. 163-172.

13. Иванова О.А. Экспериментальное исследование эмоционально-ценностного компонента учебно-профессиональной Я-концепции иностранных студентов с разным уровнем межкультурной адаптации // Педагогическое образование: вызовы XXI века : сб. науч. ст. Междунар. науч.-практ. конференции, посвященной 85-летию со дня рождения академика Виталия Александровича Сластенина. 2015. С. 435-439.

14. Маркова О.Н. Психологические аспекты успешной адаптации иностранных студентов к высшей школе // Психология человека в условиях здоровья и болезни: Материалы V Междунар. науч.-практ. конференции. Тамбов : Тамбовская региональная общественная организация «Общество содействия образованию и просвещению "Бизнес - Наука -Общество"». 2015. С. 385-389.

Редактор: Шушанян Наринэ Суреновна Переводчик: Аракелян Нина Сергеевна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.