Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №6, Том 8 / 2020, No 6, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-6-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/87PSMN620.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:
Константинов В.В., Иванчин С. А. Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №6, https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Konstantinov V.V., Ivanchin S.A. (2020). Theoretical grounds of studying the adaptive readiness of foreign student's personality for educational activities in the university educational medium. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/87PSMN620.pdf (in Russian)
УДК 159.9
Константинов Всеволод Валентинович
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия Профессор, заведующий кафедрой «Общая психология»
Доктор психологических наук E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1443-3195
РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=350013 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=8343643600
Иванчин Сергей Анатольевич
ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет», Пенза, Россия Начальник управления международного образования
E-mail: [email protected]
Теоретические основания изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях
вузовского образования
Аннотация. В статье представлены результаты анализа проблемы теоретических оснований изучения адаптационной готовности личности к учебной деятельности. Рассматривается понятие «адаптационной готовности» как интегральной характеристики в процессе формирования социальных компетенций личности. Отмечается, что этап развития адаптационной готовности личности занимает важное значение в социально-психологическом развитии личности в целом. Существует особый спектр характеристик, который отвечают за формирование адаптационный готовности, к ним относят не только индивидуально-психологические, личностные, но и социально-психологические показатели. Актуальность изучения адаптационной готовности личности в рамках образовательного процесса раскрыта как необходимость оптимизации ресурсов личности в новом образовательном пространстве. Авторы разделяют идею о том, что адаптационная готовность является ресурсным состоянием, проявляющим себя в процессе социального взаимодействия субъекта деятельности с образовательной средой, при взаимодействии с социокультурными установками и ценностями в процессе социализации, когда субъект деятельности формирует способность к выстраиванию гибких контактов, используя личностные ресурсы и универсальные стратегии поведения в ходе происходящих трансформаций. Авторы делают вывод о существовании связи между формированием адаптационной готовности и развитием социально-психологических
https:// mir-nauki. com
образований, выполняющих функцию регуляции поведения и деятельности человека, что в свою очередь, обеспечивает глубину и интенсивность интеграционных процессов у представителей разнообразных социальных групп в контексте социального взаимодействия и совместной деятельности.
Ключевые слова: адаптационная готовность; адаптация; учебная деятельность; иностранные студенты
Актуальность проводимого исследования заключается в формировании новой трактовки парадигмы образования: переход с вектора фундаментального образования «раз и на всю жизнь» к непрерывному формированию навыков, личностных компетенций, умений, в широком смысле, делающих студента универсальным профессионалом. В этой связи становится актуально понимание личностного контекста развития, развития новых программ, ориентированных на преемственность знаний, формирование адаптационной способности личности в процессе многоэтапной социализации, позволяющей интеллектуально развиваться, личностно расти и приобретать навыки профессиональной деятельности.
На первый план выходит понимание необходимости разработки системы, повышающей адаптационную готовность студента в рамках вузовского образования. В контексте данной системы происходит рост и совершенствование качеств, компетенций, развиваются личностные навыки, имеющих перспективное значения.
Целью статьи является изучение теоретических оснований адаптационной готовности личности к учебной деятельности у иностранных студентов в условиях вузовского образования.
Понятие «адаптация» в рамках психологических подходов традиционно интерпретируется как процесс, носящий универсальный характер, который ориентирован на внутреннее состояние личности и мотивирует к продвижению во внешней среде, развитию личностных особенностей, необходимых для существования в предлагаемых условиях. Через процесс адаптации, возможно, описать наличие новообразований и психических свойств, которые могут выступать маркерами успешной профессиональной социализации личности [1].
В традициях зарубежных исследований, посвященных проблеме адаптации, изучены разнообразные факторы и составляющие, влияющие на процессы приспособления личности к изменяющимся условиям. Lisa G. Aspinwall отмечает, что две составляющих влияет на процесс успешной адаптации: формирование совладающего поведения, адаптивных копинг-стратегий и механизмы саморегуляции личности. Адаптация, предполагает согласно концептуальному подходу автора, несколько направлений исследований: первое, ориентировано на изучение индивидуально-психологических личностных особенностей адаптации, второе - представлено в терминах процесса социальной адаптации через механизмы социального сравнения и социальной поддержки, третье направление обращено к процессам эмоциональной регуляции как потенциала адаптации [2].
Несомненно, существующие интеграционные процессы, критические точки в рамках школьного образования, свидетельствуют о снижении готовности школьника к освоению новых учебных профессиональных задач в рамках вузовского образования. Дефицитарность подобных адаптационных способностей и навыков мы видим в условиях получения высшего образования иностранными студентами. Это дефицитарность связана с наличием как коммуникативных, поведенческих, этнокультурных особенностей пребывания в рамках образовательной среды.
Введение
Проблема формирования адаптационной готовности личности
В качестве теоретических оснований для разработки проблемы адаптационной готовности обратимся к исследованиям в рамках социально-психологических и педагогических отраслей научного знания. Сравнительно недавно обращение к проблеме адаптационной готовности стало актуальным в связи с ориентацией на повышение личностного потенциала субъекта учебной деятельности, расширением универсальных возможностей, адаптации в рамках образовательной среды, усилением ресурсных состояний иностранного студента в контексте принимающей страны.
Появление понятия относится к разработке общепсихологических феноменов в отечественной психологии, таких как «психологическая готовность к деятельности», «личностный потенциал», «адаптационные ресурсы» и т. д. Первоначально разработка понятия «адаптационной готовности» соотносится с актуальной задачей - обеспечением безопасности образовательной среды и повышением социально-психологических кондиций личности студента в рамках интеграции его в новых социокультурных реалиях. Иностранный студент, адаптируясь к новым условиям, формирует социально-психологические навыки, позволяющие ему интегрироваться в сообщество, быть эффективным в рамках межличностных контактов, реализуя свои потребности в учебно-профессиональной деятельности.
В контексте социально-психологических исследований, адаптационная готовность представлена как ресурсное состояние, возникающее в результате социального взаимодействия субъекта деятельности с образовательной средой, в целом с социокультурными установками и ценностями в процессе социализации. Адаптационная готовность описывалась через понятие «устойчивости личностных структур», которые подвергаются в рамках социокультурных реалий и этнополитических трансформаций, постоянным изменениям. В рамках социализации личности, субъект деятельности в процессе своего развития формирует способность к выстраиванию гибких контактов, использует личностные ресурсы, универсальные стратегии поведения, позволяющие ему изменяться в контексте происходящих трансформаций.
Механизм формирования адаптационной готовности представлен на разных уровнях социализации в контексте интеграции новых социально-психологических качеств, позволяющих включится личности в разнообразные социальные, этнокультурные, учебные группы, разделять и усваивать ценности культуры, среды, формировать глубинные внутренние установки и руководствоваться ими в деятельности [3].
Факторы детерминации адаптационной готовности личности
Показателем адаптации может выступать социальная активность личности. В результате поиска равновесия между удовлетворенностью и неудовлетворенностью жизнью в целом, своим местом в иерархии отношений в социальной системе взаимодействия в группе, удовлетворенностью и неудовлетворенностью деятельностью, в которую включен индивид, происходит процесс приспособления к условиям? удовлетворяющим потребности личности, формируется адаптационная готовность [4].
Поэтому понятие «адаптационной готовности» представлено не в одном личном качестве, а скорее в системе иерархизированных способностей, свойств личности, которые в процессе интериоризации присваиваются личностью, используются в процессе социального взаимодействия. Возможности появления таких адаптационных способностей связаны с их формированием в деятельности, отработкой данных качеств в конкретных учебно-профессиональных ситуациях, социально-культурном контексте. Формирование адаптационной готовности происходит в системе взаимодействия личности и социокультурной
https:// mir-nauki. com
среды, которая предъявляет требования к личности и условиям её реализации, становится возможностью интегрироваться в эту социокультурную или образовательную среду.
В работах Р.М. Шамионова, М.В. Григорьевой, А.А. Вагаповой, Е.Е. Бочаровой, Е.В. Арендачук представлены разнообразные аспекты преломления понятия «адаптационной готовности» в контексте образовательной деятельности, этнокультурных взаимоотношений, социально-психологических факторов развития личности.
Сложность данного процесса в том, что адаптационная готовность формируется в результате многоэтапных интеграций личностных свойств и оперирования ими в реальных социальных отношениях.
Интегрированные свойства личности представлены в беглости и легкости коммуникативных навыков, гибкости личностных свойств, которые облегчают процесс социального взаимодействия, внутренних универсальных установках, которые позволяют принимать новую культуру, новые убеждения, отличающиеся от существующих, способностью использовать их в качестве поведенческих оснований в контексте реального взаимодействия.
Наличие успешного опыта социального взаимодействия в рамках социальной среды позволяет интериоризировать наблюдаемые стратегии взаимодействия, и выработать готовность взаимодействовать с другими в рамках новых социокультурных условий.
Таким образом, можно отметить, что диапазон способностей, качеств, поведенческих стратегий определяет возможность глубокого погружения и успешного завершения процессов адаптации личности в рамках новых условий.
В работах авторов отмечается, что в рамках адаптационных процессов необходимо учитывать как социокультурные, психологические, социально-психологические, так и психофизиологические показатели готовности.
Между тем, интересующий нас вопрос, касающийся адаптации иностранных студентов в рамках вузовского образования, ориентирован на изучение показателей социально-психологической готовности. Они реализуются в стратегиях поведения в рамках иноязычной культуры, новых социокультурных контекстах обучения и проживания в иноязычной стране.
Желание личности и готовность интегрироваться в рамках новых образовательных, социально-психологических, культурных условий формирует глубокие процессы принятия на разных уровнях - смысловом, эмоциональном и поведенческом, тех социальных установок, которые распространены в рамках данной среды. Эти стратегии формируются длительное время и имеют своеобразную архитектуру и неустойчивые границы.
Р.М. Шамионов отмечает, что ведущее значение в адаптации личности уделяется своеобразию комбинаций социальных установок, ценностных ориентаций личности, коммуникативных, когнитивных, индивидуально-психологических свойств личности, которые проходят особый процесс становления в рамках взаимодействия с социальной средой, значимыми другими. Репрезентабельность личности в контексте социального взаимодействия, возможности приспособления личности к сложным, чуждым ситуациям, позволяет сформироваться адаптивной готовности [5].
Динамика развития адаптационной готовности к учебной деятельности соотносится с динамикой процессов социализации личности, с освоением ею новых идентичностей, с развитием диапазона социальных ролей, приобретением новых доминирующих стратегий поведения.
Также авторами описаны ограничения, которые возникают в результате формирования адаптационной готовности. К таким ограничениям относят негативные установки в отношении личности, агрессивную среду, в рамках которой происходит адаптация, отсутствие языкового и любого другого навыка, который позволит интегрироваться в неё, не развитие эффективных стратегий поведения, ориентированных на установление контакта и готовности справляться с трудностями.
Адаптационная готовность может рассматриваться с поправкой на временную перспективу, что означает наличие конструктивного опыта у личности в решении вопросов интеграции личности в среду. Адаптационная готовность в результате запускает функционирование положительных установок на работу с негативными переживаниями, которые возникают в результате фрустрации и несовпадения ментальных установок, социокультурных ценностей, языковых барьеров.
Е.Е. Бочарова в рамках проводимых ею исследований отмечает, что с увеличением внутренней готовности и желанием к самореализации личности в рамках деятельности, повышаются адаптационные способности, которые приводят к установлению социальных контактов, и они ориентированы на эффективность учебно-профессиональной деятельности [6].
Способность личности отказаться от своих внутренних глубинных поведенческих установок, возможность допустить наличие других условий, поведенческого репертуара в контексте взаимодействия в новой социальной среде, позволяет быть гибким и быстрее адаптироваться в ситуации неопределённости [7].
В рамках большой школы изучения саморегуляторных процессов личности (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова), актуализируется понимание адаптационной готовности через процессы анализа саморегуляции поведения в ситуации неопределенности, жизненных изменений, выработки конструктивных и адаптационных копинг-стратегий.
Адаптационная готовность в этом случае рассматривается как свойство, которое позволяет выстроить соответствие между внутренними состояниями, психическими свойствами, имеющимся диапазоном поведения и требованиями, которые предъявляет новое социальное окружение.
Характеристики адаптационной готовности иностранных студентов
В зарубежных исследованиях интерес к вопросу адаптации студентов из разных стран активно разгорелся, начиная со второй половины XX века. В работах A. Carey поднимается проблема принимающего сообщества, которое не готово интегрировать иностранных студентов в социальные институты, ориентировано на дискриминацию и ущемление интересов иностранных студентов. Студенты, в свою очередь, сталкиваются с большим количеством как социальных проблем, так и психологических, теряют психическое здоровье и впадают в депрессию [8].
Вопросы адаптации студентов в систему образования зарубежом изучены детально. Mark & Missedja Malisa, Udo Bude в исследованиях описывали проблему дифференциации школ по этническому и национальному признаку, что оказывало негативное влияние на системные адаптационные процессы мигрантов, приехавших в страну для получения образования. Внедрение образовательных программ, учитывающих процессы интеграции, адаптации и социализации коренных народов Африки в системе британского образования, позволили решить как социальные проблемы, так и психологические. В результате внедрения адаптационных программ, начиная с начальной школы, стало возможным формирование новых
культурных ценностей, которые не противоречили культуре коренных народов, позволили с легкостью ассимилироваться. Во всех образовательных программах была ориентация на декультурализацию с целью показать преимущества британской культуры перед любыми другими. Образование выступало инструментом социальной инженерии, таким образом, конструировались новые социальные роли, ниша для чернокожих и африканских студентов [9; 10].
C.-W. Lee с соавторами, рассматривают трудности, возникающие в процессе кросс-культурной адаптации студентов из Макао в учебных заведениях материкового Китая. Авторы делают вывод о том, что неспособность адаптироваться к языку обучения - самая прямая, заметная и постоянная проблема, с которой студенты Макао сталкиваются при обучении на материке [11].
В контексте изучения феномена адаптационный готовности к учебной деятельности применительно к иностранным студентам, отмечается ряд работ направленных на исследование составляющих адаптационной готовности как личностного образования (Т.П. Егорова, М.И. Витковская, А. Авдеева, А.А. Бондарь, F. Valieva).
Так, например, в работах А.А. Бондарь изучены показатели адаптационный готовности иностранных граждан к освоению образовательных программ в вузе [12; 13]. Понимание «адаптационной готовности» через интерпретацию личностных образований, имеющих как психофизиологическую, так и социально-психологическую, учебно-познавательную природу. Ею выделены следующие компоненты: мотивационной, рефлексивный, когнитивный, социально-психологический. Были изучены характеристики формирования позитивных показателей адаптационной готовности: условия социокультурной среды, психолого-педагогические техники и технологии освоения учебной деятельности, архитектура построения образовательной траектории иностранных студентов в контексте образовательного процесса.
F. Valieva с соавторами, исследуя различные аспекты адаптации студентов-оралманов к новой образовательной среде, выявили наличие трудностей, связанных с социально-лингвистической адаптацией студентов-оралманов, обучающихся в университетах Казахстана. Автор отмечает, наличие адаптационных проблем у студентов-оралманов, снижает мотивацию к изучению иностранного языка, а также, снижает эффективность обучения в целом [14].
В монографии, посвященной социализации иностранных студентов в Пензенском государственном университете отмечается, что основные трудности, возникающие в результате несформированности адаптационной готовности, чаще всего связаны с коммуникативными, эмоциональными, социокультурными и бытовыми проблемами [15].
Представленные маршруты социокультурной адаптации студентов, которые в зависимости от длительности пребывания, особенностей социокультурной среды, индивидуально-психологических характеристик личности могут изменяться и дополняться. В целом в них отмечены данные, которые подтверждают противоречивость интерпретационных подходов в отношении адаптационной готовности студентов к учебной деятельности в ВУЗе.
Мониторинг состояний иностранных абитуриентов, в рамках первичной адаптации к условиям обучения в ВУЗе демонстрируют отсутствие адаптационной готовности. В работах И.Н. Шульги отмечается, что существуют объективные социальные факторы, мешающие адаптироваться студентам, так и субъективные - социально-психологические факторы, которые являются препятствиями для обучения в ВУЗе [16].
В целом процесс адаптации иностранного студента в иноязычной среде в рамках образования можно рассматривать как сложный поэтапный период, в процессе которого
личность подвергается комплексным стресс-факторам. Нельзя игнорировать дидактические и лингвокультурные факторы, которые являются инструментальными характеристиками, обеспечивающими обучение и воспитания студентов в рамках образовательного процесса.
Существуют исследования посвященные феномену готовности к профессиональной деятельности. И.А. Калинина при оценке психологической готовности к профессиональной деятельности студентов рассматривает разнообразные характеристики студента [17].
Приходит к выводу, что даже русскоязычные студенты к концу обучения в вузе не полностью демонстрируют психологическую готовность к деятельности. Рассматривая показатели готовности, отмечает, что еще на первом курсе у них не сформированы мотивы саморазвития, мотивация к обучению, не сформирована смысловая структура ценностей профессиональной деятельности. И частично данные характеристики начинают складываться к концу 3 курса обучения.
С.А. Петров, изучая специфику психологической готовности личности в рамках инженерно-технической деятельности, выдвигает гипотезу о наличие адаптационного потенциала, который заключается не только в психофизических характеристиках, но в психологических и деятельностных показателях готовности. Например, такими показателями являются - готовность к выбору и принятию решений, готовность адаптироваться к учебным нормам, инструкциям, готовность к социальной коммуникации и взаимодействию в рамках внутригрупповых ценностей, стилей поведения [18].
В работах Т.Е. Ниливайко, М.В. Шинкорук представлено понимание адаптационной готовности личности как поэтапного формирования внутренней референтности к методам и технологиям обучения, ценностям, распорядку, структуре коммуникации, досуговой деятельности и т. д. В результате приведенных данных, авторами исследования была установлена прямая связь между адаптационным процессом и продуктивностью, академической успеваемостью студентов [19].
В рамках педагогических исследований изучены показатели адаптационной готовности ученика. Они понимаются как переменные индикаторные показатели. Так, адаптационная готовность выступает ресурсом, имеет многоуровневую дифференцированность, представлена в терминах коммуникативной, инструментальной, социально-психологической эффективности [20].
Е.А. Бондарь, описывая педагогические условия оптимальные для адаптационной готовности иностранных студентов, отмечает, что такие условия непосредственно связанны с организацией образовательного процесса, вовлеченностью студентов в вузовскую среду и учебно-профессиональную деятельность.
Одним из основных средств интеграции и адаптации иностранного студента в рамках ВУЗа считается личностно-деятельностное образование. Оно, в результате применения техник и средств, обеспечивает максимальное включение, экспериментирование и развитие языковой грамотности, позволяет совершенствовать свои индивидуальные особенности в рамках проектирования уникальной образовательной траектории студента [21].
Таким образом, согласно системно-диахроническому подходу, адаптационная готовность может быть рассмотрена на нескольких уровнях развития личности:
• личностный уровень предполагает работу с индивидуально-психологическими характеристиками, которые позволяют адаптироваться к условиям образовательной деятельности;
• деятельностный уровень предполагает развитие навыков, необходимых в рамках прохождение образовательной траектории личности;
• социально-психологический уровень, описан в терминах взаимодействия и коммуникации со средой [22].
Выводы
Таким образом, можно сделать следующий вывод о том, что формирование адаптационной готовности связано с развитием социально-психологических образований, которые выполняют важную функцию регуляции поведения и деятельности человека, обеспечивают глубину и интенсивность интеграционных процессов в контексте социального взаимодействия в разнообразных социальных группах, в контексте совместной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Шамионов Р.М. Формирование адаптационной готовности старшеклассников и студентов вузов // Психология обучения. 2013. № 9. С. 20-30. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_20170800_29106271.pdf, (дата обращения: 11.12.2020).
2. Aspinwall L.G. Self-Regulation, Coping, Adaptation and Health // Psychology. №2. 2015. Электронный ресурс: https://psych.utah.edu/_resources/documents/people/aspi nwall/psychology-7465-spring-2020-syllabus-final-1.6.2020.pdf (дата обращения: 11.12.2020).
3. Григорьева М.В. Типы адаптационной готовности личности в образовательной среде школы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. № 1. С. 56-61. Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/n/tipy-adaptatsionnoy-gotovnosti-lichnosti-v-obrazovatelnoy-srede-shkoly (дата обращения: 11.12.2020).
4. Brown C.L., Gibbons L.E., Kennison R.F., Robitaille A., Lindwall M., Mitchell M.B., Shirk S.D., Atri A., Cimino C.R., Benitez A., MacDonald S.W.S., Zelinski E.M., Willis S.L., Schaie Warner K., Johansson B., Dixon R.A., Mungas D.M., Hofer S.M., Piccinin A.M. Social Activity and Cognitive Functioning Over Time: A Coordinated Analysis of Four Longitudinal Studies // Journal of Aging Research. 2012. Article ID 287438. 12 pages. URL: http://dx.doi.org/10.1155/2012/287438.
5. Шамионов Р.М. Структура адаптационной готовности личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. № 4. С. 454-458. Электронный ресурс: URL: https://cyberleninka.ru/article/n/struktura-adaptatsionnoy-gotovnosti-lichnosti (дата обращения: 11.12.2020).
6. Бочарова Е.Е. Адаптационная готовность личности к ситуациям социальных изменений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2015. Т. 4. № 1. С. 45-51. Электронный ресурс: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2015-4-1-45-50, pdf, (дата обращения: 07.12.2020).
https:// mir-nauki. com
7.
8.
9.
10. 11.
12.
13.
14.
15.
16.
Shamionov R.M. Adaptational potential and subjective well-being of comprehensive school graduates and first year students of higher educational institutions // Procedia -Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 131. P. 51-56. Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/publication/330547328_Social_Activity_of_Personality _and_Groups_Definition_Structure_and_Mechanisms (дата обращения: 07.12.2020).
Carey А. Colonial students: A Study of the Social Adaptation of Colonial Students in London / By A.T. Carey Preface by Kenneth L. Little. London, Secker & Warburg, 1956. https://doi.org/10.2307/2608897. Электронный ресурс:
https://academic.oup.com/ia/arti cle-
abstract/33/2/223/2708739?redirectedFrom=fulltext (дата обращения: 07.12.2020).
Malisa, Mark & Missedja. Schooled for Servitude: The Education of African Children in British Colonies, 1910-1990. Genealogy. №. 2019. doi: 10.3390/genealogy3030040. Электронный ресурс: https://www.researchgate.net/publication/334402970_Schoole d_for_Servitude_The_Education_of_African_Children_in_British_Colonies_1910-1990/download (дата обращения: 07.12.2020).
Bude, Udo. The Adaptation Concept in British Colonial Education. Comparative Education, vol. 19, no. 3, 1983, pp. 341-355. JSTOR, Электронный ресурс: www.jstor.org/stable/3098635. дата обращения: 16.12.2020).
Lee, C.-W.; Wu, W.; Tan, Z.-Y.; Yang, C.-F. Qualitative Study of the Cross-Cultural Adaptation of Macao Students in Mainland China. Educ. Sci. 2020, 10, 128., Электронный ресурс: https://doi.org/10.3390/educsci10050128. дата обращения: 16.12.2020).
Бондарь Е.А. Моделирование процесса формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 5-9. Электронный ресурс: https://www.elibrary_25625112_49803140.pdf (дата обращения: 07.12.2020).
Бондарь Е.А. Адаптационная готовность иностранных граждан к обучению в вузе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7 (228). С. 198-202. - Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25846331_60630166.pdf, (дата
обращения: 07.12.2020).
Valieva, F.; Sagimbayeva, J.; Kurmanayeva, D.; Tazhitova, G. The Socio-Linguistic Adaptation of Migrants: The Case of Oralman Students' Studying in Kazakhstan. Educ. Sci. 2019, 9, 164. Электронный ресурс: https://doi.org/10.3390/educsci9030164 (дата обращения: 07.12.2020).
Иванчин С.А., Куц А.В. Социализация иностранных студентов в Пензенском государственном университете: методические рекомендации. - Пенза: Изд-во ПГУ, 2017. - 206 с.
Шульга И.Н. Задачи и средства адаптации иностранных студентов первого курса к условиям обучения в вузе // Вестник Центра международного образования Московского государственного университета. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2013. № 4. С. 55-61. - Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21037690_25986153.pdf (дата
обращения: 07.12.2020).
87PSMN620
https:// mir-nauki. com
18.
19.
20.
21.
22.
Калинина И.А. Методика комплексной оценки психологической готовности к профессиональной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2007. № 9 (53). С. 73-75. - Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_9910612_85648782.pdf (дата обращения: 07.12.2020).
Петров С.А. Компетентностный подход как методологическая основа проектирования структурной модели подсистемы готовности адаптационного психофизического потенциала студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2010. № 3 (13). С. 145-149. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_15141115_28319375.pdf (дата
обращения: 07.12.2020).
Наливайко Т.Е., Шинкорук М.В. Мониторинг адаптации студентов к образовательному процессу в вузе как инструмент их академической успешности // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2014. Т. 2. № 1 (17). С. 28-33. - Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_21711173_45559670.pdf (дата
обращения: 07.12.2020).
Вагапова А.Р. Адаптационная готовность личности первоклассника в зависимости от условий обучения // Психология обучения. № 11. - 2015. - С. 2531. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_24339867_630 14199.pdf, (дата обращения: 07.12.2020).
Бондарь Е.А. Психологические условия формирования адаптационной готовности иностранных граждан к обучению в вузе // Гуманитарные и социальные науки. №4. - 2016. - С. 163-172. Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_25846331_60630166.pdf, (дата
обращения: 07.12.2020).
Хмелькова О.В. Структурные компоненты адаптационной готовности и психолого-педагогические условия ее формирования: динамический аспект // Мир науки. 2017. Т. 5. № 5. С. 60. - Электронный ресурс: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_32306056_38700082.pdf (дата
обращения: 07.12.2020).
87PSMN620
https:// mir-nauki. com
Konstantinov Vsevolod Valentinovich
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected] ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1443-3195 PHH^ https://www.elibrary.ru/author profile.asp?id=350013 SCOPUS: https://www.scopus.com/authid/detail.url?authorId=8343643600
Ivanchin Sergey Anatol'evich
Penza state university, Penza, Russia E-mail: [email protected]
Theoretical grounds of studying the adaptive readiness of foreign student's personality for educational activities in the university educational medium
Abstract. The article analyses the problem of theoretical grounds of studying personality's adaptive readiness for educational activities. The concept of "adaptive readiness" is considered as an integral characteristic in the process of formation of individual social competences. It is noted that the stage of individual adaptive readiness development is of great importance in the entire socio-psychological development of an individual. There is a special spectrum of characteristics responsible for the adaptive readiness development - they include not only individual psychological, personal, but also social and psychological indicators. The relevance of studying the adaptive readiness of an individual within the educational process is revealed in the need to optimize person's internal resources in a new educational environment. The authors share the concept of the adaptive readiness being a resource condition displaying itself in the course of social interaction of an actor with an educational environment reciprocating to sociocultural settings and values during socialization, when an actor develops the ability to build up flexible contacts using personal resources and universal behavioral strategies in the course of ongoing transformations. The authors conclude about the presence of a connection between the adaptive readiness development and the development of social and psychological formations regulating human behavior and activity, which in turn ensures the depth and intensity of integration among the representatives of various social groups in the course of social interaction and joint activity.
Keywords: adaptive readiness; adaptation; educational activity; foreign students
87PSMN620