УДК 159.9.072
Е. Г. Воронцова
Байкальский государственный университет, г. Иркутск, Российская Федерация
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
АННОТАЦИЯ. В статье рассматриваются вопросы психологической готовности к профессиональной деятельности личности; понятие, структурные элементы и понимание категории психологической готовности к профессиональной деятельности в деятельностном, системном, регулятивном, динамическом психологических подходах. Приводится описание исследования особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности личности, которое проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет». Исследование строилось исходя из предположений о том, что психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов 1 и 2 курсов недостаточно сформирована и имеет динамические и структурные особенности компонентов. Динамическая структура представляет собой комплекс характеристик: мотивационной, адаптивной, познавательной, оценочной. Особенности психологической готовности к деятельности состоят в наличии значимых связей между общежитейской направленностью и оценочным компонентом, мотиваци-онным компонентом и оценочным; высоком уровне социально-психологической адаптации, практически в равных долях развитыми деловой и общежитейской направленностью.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Психологическая готовность к профессиональной деятельности; студенчество; мотивационный, оценочный, познавательный, адаптационный компоненты психологической готовности к профессиональной деятельности. ИНФОРМАЦИЯ О СТАТЬЕ. Дата поступления 15 марта 2018 г.; дата принятия к печати 28 сентября 2018 г.; дата онлайн-размещения 25 октября 2018 г.
E. G. Vorontsova
Baikal State University, Irkutsk, Russian Federation
STUDY OF PECULIARITIES OF PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF PERSONALITIES IN UNIVERSITY
EDUCATIONAL SPACE
ABSTRACT. The article deals with the issues of psychological readiness for personal professional activity; the concept, structural elements and understanding of the category of psychological readiness for professional activity in the activity-based, system, regulatory, dynamic psychological approaches. It presents a description of studying the features of psychological readiness for professional activity of the personality carried out on the basis of FSBI of HE "Angarsk State Technical University". The study is built on the assumptions that the psychological readiness of the first and second year students has not been sufficiently formed and has dynamic and structural features of the components. The dynamic structure is a complex of characteristics: motivational, adaptive, cognitive and evaluative ones. The features of the psychological readiness for activity consist of availability of significant relations between the customary directionality and the evaluative component, the motivational component and the evaluative one, the high level of socio-psycho-logical adaptation, developed practically in equal dozes by business-related and customary directionality.
© Е. Г. Воронцова, 2018
KEYWORDS. Psychological readiness for professional activity; studentship; motivational, evaluative, cognitive, adaptive components of psychological readiness to professional activities.
ARTICLE INFO. Received March 15, 2018; accepted September 28, 2018; available online October 25, 2018.
Введение
Значимой проблемой на пути профессионального становления личности выступает проблема психологической готовности личности к профессиональной деятельности. Современные требования, предъявляемые к деятельности профессионалов и к подготовке будущих специалистов вузами, пересмотрены в контексте ее усложнения, повышения требований к личности профессионалу, определения специфики конкретной области труда, деятельности, наличия у личности необходимых компетенций, знаний, умений и навыков, а также качеств соответствующих выбранной профессии. В этой связи такие характеристики как устойчивость личности перед внешними и внутренними влияниями, эффективность профессиональной деятельности, развитие качеств профессионала зависят от общей готовности к деятельности и в частности особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности.
Представление о категории психологической готовности к профессиональной деятельности в отраслях психологии и психологических подходах Исследования психологической готовности к деятельности, структурных компонентов, широко представлены в психологии и ее отраслях. В инженерной психологии рассматриваемая категория имеет несколько вариантов понимания. Во-первых, это наличие у оператора знаний, умений и навыков; во-вторых, готовность к экстренным действиям при возникновении сигнала; в-третьих, согласие на свершение какого-либо действия [1]. В экономической психологии А. П. Вят-киным выделена специфическая сфера готовности — личностная ситуативная готовность, которая понимается как личностное опосредование экономической ситуации, а готовность к экономической деятельности автором определена, как система свойств, состояний и установок личности необходимая и достаточная для обеспечения эффективной деятельности [2, с. 97].
Отечественными исследователями готовность характеризуется с точки зрения таких характеристик как процесс и результат, продолжительность (краткосрочная или длительная готовность), проявление способностей или качеств личности, вид общей готовности. Так, готовность к действию формулируется как состояние мобилизации всех психофизиологических систем человека, обеспечивающих эффективное выполнение определенных действий [3, с. 112].
В психологической литературе достаточно большое внимание уделяется понятиям, близким к психологической готовности: установке (Д. Н. Узнадзе и др.), готовности личности к трудовой деятельности (Н. Д. Левитов, К. К. Платонов и др.) [4; 5].
Понятие «готовности» к высокопродуктивной деятельности в определенной области труда, общественной жизни Б. Г. Ананьев определяет, как «проявление способностей». Крутецкий В. А. под готовностью к деятельности понимает весь «ансамбль», синтез свойств личности, как значительно более широкое понятие, чем способости [6]. К. К. Платонов в соответствии с выдвинутой им концепцией личности, в структуре готовности выделяет кроме моральной готовности, психологическую и профессиональную [7].
Психологическая готовность в науке авторами определяется и как «временное или стойкое состояние, как результат психологической мобилизации или психической подготовки в данный период, определяемый наличием потребности в труде» (К. К. Платонов) и как «как единство мотивационного и исполнительного компонентов, состояние, которое начинается с определения целей на основе мотивов и потребностей» (С. Л. Рубинштейн). Исследователи М. И. Дьяченко, М. И. Кандыбович отмечают, что психологическая готовность к профессиональной деятельности понимается ими как сложное образование, совокупность компонентов, характеризующихся динамической структурой и функциональными зависимостями [8].
Итак, категория психологической готовности к деятельности (далее ПГПД) рассматривается в рамках естественно-научного подхода, вскрывающего физиологические и психологические механизмы описываемого феномена, деятельност-ного, регуляционного и системного. С позиций деятельностного подхода психологическая готовность к деятельности — это категория деятельности, включающая как функциональные, так и личностные характеристики субъекта деятельности, а также определяющая уровни профессиональной деятельности. Регуляционный подход раскрывает готовность к деятельности с одной стороны, как феномен стойкости личности к внешним и внутренним влияниям, а с другой как качественный показатель саморегуляции поведения на разных уровнях: физиологическом, психическом, социальном [9, с. 23—24]. С позиций системного подхода вскрывается интегративный характер психологической готовности к профессиональной деятельности, поскольку в данную категорию включается комплекс компонентов, характеризующихся согласованностью, упорядоченностью и взаимосвязанностью. Компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности авторами называются:
— наличие знаний умений, соответствующих современным требованиям к профессии (Н. В. Кузьмина);
— сформированность мотивационной и операциональной сфер профессионализма (И. А. Калинина);
— комплекс психологических составляющих таких, как установки, мотивы, ценности, знания, умения и определенные личностные качества (А. Н. Иноземцева);
— совокупность мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых качеств личности общее психофизиологическое состояние, обеспечивающее актуализацию возможностей; направленность личности на выполнение определенных действий (Р. А. Гаспарян, Е. Г. Козлов, Л. С. Нерсесян, А. Ц. Пуни и др.);
— осознание своих потребностей, требований общества, коллектива или поставленной задачи; осознание целей, решение которых удовлетворит потребности выполнения задания; осмысление и оценка условий деятельности, актуализация опыта, который связан с решением задач в прошлом, и выполнения подобных требований; прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоционально-волевых, мотивационных процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня попыток и необходимости достижения определенного результата; мобилизация сил в соответствии с условиями и заданием, самовнушением относительно достижения целей [8];
— в структуре психологической готовности выделяет мотивационные (побуждающие к действиям), познавательные (позволяющие понимать окружающее), эмоциональные (связанные с переживаниями отношения к происходящему), волевые (обеспечивающие преодоление трудностей) и психомоторные (участвующие в осуществлении движений) психические явления (А. М. Столяренко) [2—13].
Отдельно остановимся на таком компоненте профессиональной готовности к деятельности как удовлетворенность профессией. Понимание контекстов феномена удовлетворенности наиболее детально представлено Е. П. Ильиным, который предложил разделить представления о удовлетворенности на два основных направления: общепсихологическое (удовлетворенность как состояние, как мотив) и социально-психологическое (удовлетворенность как оценка, отношение и установка). Е. П. Ильин дает детализированное определение данного понятия: «удовлетворенность — устойчивое долгосрочное оценочное отношение (суждение) субъекта к выполняемой им деятельности (как в целом, так и к отдельным ее сторонам), возникающее в результате неоднократно испытанного удовлетворения от совершенной работы, условий ее осуществления и результатов и сохраняющееся у субъекта в следствии его представлений о гарантированности получения удовлетворения и впредь» [10, с.4—13].
Исследованию психологической готовности к профессиональной деятельности личности в образовательной среде ВУЗа посвящены исследования Н. С. Пряж-никова, Т. В. Калининой, А. В. Першиной, А. П. Вяткина, Н. В. Кузьминой, Т. Я. Яковец, Т. Б. Гершкович. Авторами подчеркивается значимость исследования условий, компонентов и формирования ПГПД на этапе получения профессионального образования в условиях ВУЗа.
Анализ выше перечисленных исследований по различным аспектам психологической готовности к деятельности, уточняет сущность феномена, его компоненты, уровни и другие характеристики. Несмотря на явное многообразие исследований, на сегодняшний день остается еще много не рассмотренных вопросов, и в частности, не до конца исследованы особенности феномена на разных этапах обучения студентов экономических направлений, в контексте деятельностного, системного и регуляционного подхода, так же остается открытым вопрос о содержательном составе компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов.
На основе проведенного теоретического анализа литературы, и таких подходов как системный, регуляционный, деятельностный, в состав компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности мы включили следующие компоненты: адаптационный, оценочный, мотивационный [14].
Исследования ПГПД далее будут рассматриваться в контексте изучения ее компонентов у студентов экономических направлений ВУЗа. Практическая значимость представлений о психологической готовности к профессиональной деятельности в студенческом возрасте обусловлена противоречиями: недостаточной их разработанностью в полной мере и необходимостью расширения представлений о данном феномене в образовательном пространстве ВУЗа, а также необходимостью психологического сопровождения становления личности в процессе обучения в вузе и реальным состоянием компонентов ПГПД.
Эмпирическое исследование компонентов психологической готовности к деятельности студентов инженерных и экономических направлений подготовки вуза в их взаимосвязи
Целью данного этапа исследования является выявление состояния динамической структуры готовности к профессиональной деятельности студентов экономического и инженерного направлений подготовки. Динамическая структура представляет собой комплекс характеристик: мотивационной, адаптивной, познавательной, оценочной [5].
Гипотезами исследования выступают предположения о том, что:
— психологическая готовность к профессиональной деятельности у студентов 1 и 2 курсов недостаточно сформирована и имеет структурные особенности.
Исследование осуществлялось в следующей последовательности:
— выявление особенностей компонентов психологической готовности к деятельности: адаптивного, мотивационного, оценочного;
— выявление структурных особенностей внутри и между компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности.
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Ангарский государственный технический университет». В качестве испытуемых выступили студенты 1 и 2 курсов факультета управления и бизнеса и кибернетического факультета в количестве 80 человек. В нашем исследовании были использованы следующие методики: 1) адаптивный компонент исследовался с применением методик «Оценка эмоционально-деятельностной адаптивности» и «Самооценка психологической адаптивности» (Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов), 2) мотивацион-ный компонент — с помощью методики «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман), 3) оценочный — с использованием методики выявления отношения к профессии (модификация Н. В. Кузьминой, А. А. Реана). При выявлении связей компонентов психологической готовности к деятельности личности в экспериментальной выборке n=80, был применен коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
По результатам, полученным в ходе исследования эмоционально-деятельност-ной адаптации, испытуемые были разделены на три группы: с высоким уровнем данного вида адаптивности группу составили 29 % респондентов, средний уровень выявлен у 58,9 % испытуемых и низкий уровень — у 11,8 % испытуемых. Изучение психологической адаптивности выявило 41 % респондентов с высоким уровнем развития этого показателя, 19 % испытуемых со средним уровнем развития и 30 % респондентов с низким уровнем психологической адаптивности. Полученные данные по результатам исследования адаптационного компонента свидетельствуют о том, что у большинства респондентов выявлен средний уровень адаптивности, что интерпретируется как наличие психологической гибкости в процессе деятельности.
Далее рассмотрим результаты диагностики мотивационного компонента, исследуемого с применением методики «Диагностика мотивационной структуры личности» (В. Э. Мильман). Методика позволяет выявить направленность по сумме ее составляющих таких, как жизнеобеспечение, комфорт, социальный статус, общение — рабочую (деловую) направленность личности и по сумме составляющих таких, как общая активность, творческая активность, социальная полезность, — общежитейскую направленность личности. В ходе диагностического исследования было выявлено 56 % студентов с рабочей (деловой) направленность в деятельности и 44 % респондентов — с общежитейской направленностью.
Результаты диагностики отношения к профессии (удовлетворенности) и факторов привлекательности профессии выявили, что для 35 % из общего количества респондентов значимыми факторами выбора профессии с экономическим направлением являются: «выделение профессии в число важнейших», «большая зарплата», соответствие работы характеру личности, 15 % респондентов в число привлекательных факторов относят «возможность достичь социального признания», «возможность работать с людьми». И наименьшее количество выборов получили факторы «возможность проявления творчества», «низкая утомляемость в профессии».
Далее, в соответствии с планом исследования, выявлялись структурные особенности психологической готовности к деятельности студентов экономических
направлений подготовки: количество статистически значимых корреляций между компонентами психологической готовности к деятельности студентов. Результаты расчета представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты расчета корреляции показателей психологической готовности к деятельности по критерию Спирмена обучающихся 1,2 курсов, N=80 R пп=0,27; R пп1=0,34*
кр.p=0.05 кр.p=0.01
Показатели психологической готовности к деятельности СПА ДН ОЖН РЛ БЗ ВСП ВС ПЗО
Адаптационный компонент
ЭДА 0,59** 0,55** 0,31* 0,32* 0,31* 0,02 0,32* 0,31*
СПА 0,17 0,34* 0,16 0,13 0,16 0,01 0,10
Мотивационный компонент
ДН 0,24 0,08 0,26 0,05 0,54** 0,58**
ОЖН 0,34* 0,33* 0,01 0,23 0,21
Оценочный компонент (отношение к профессии)
Работа с людьми (РЛ) 0,03 0,44** 0,11 0,17
Большая зарплата (БЗ) 0,11 0,23 0,34*
Возможность социального признания (ВСП) 0,16 0,07
Возможность совершенствования (ВС) 0,12
* Примечания. ЭДА — эмоционально-деятельностная адаптивность; СПА — социально-психологическая адаптивность; ДН — деловая направленность; ОЖН — общежитейская направленность; РЛ — работа с людьми, БЗ — большая зарплата, ВСП — возможность социального признания, ВС — возможность совершенствования; ПЗО — профессия значима в обществе; * — связь умеренная, ** — связь средняя
Так, выявлена умеренная связь адаптационного компонента (эмоционально деятельной адаптивности) с общежитейской направленностью, оценочным компонентом (показателями — возможностью совершенствования, значимостью профессии в обществе, большой заработной платой); умеренная связь общежитейской направленности с оценочным компонентом (удовлетворенностью выбором профессии, возможностью работать с людьми). Выявлена сильная связь мотивационного компонента с оценочным; средние связи между мотивационном компонентом и оценочным (деловой направленностью и возможностью совершенствования, значимостью профессии в обществе).
Выводы
Особенностями психологической готовности к профессиональной деятельности у студентов первых курсов выступают высокий уровень социально-психологической адаптации, практически в равных долях развитыми деловой и общежитей-
ской направленности и выявленные связи внутри и между компонентами психологической готовности к профессиональной деятельности. Полученные данные могут свидетельствовать о том, что студенты 1, 2 курсов с высоким уровнем развития мотивационного компонента оценивают выбранную профессию, исходя из деловой направленности, и основывают свой выбор на возможности социального признания, возможности самосовершенствования, получения большой заработной платы и возможностью работать с людьми. Связь показателей адаптационного компонента (эмоционально-деятельностной и социально-психологической адаптации) может свидетельствовать о том, что человек с хорошей приспособленностью к жизни в обществе, стремящийся достичь гармонии между внутренними и внешними условиями жизни и деятельности способен адаптироваться и к изменениям в профессиональной сфере по мере меняющихся обстоятельств.
В итоге проведенного исследования, следует отметить, что в настоящее время актуальны вопросы развития у будущих специалистов внутренних индивидуально-психологических особенностей, резервов и нахождения таких личностных ресурсов, которые способствовали бы процессу формирования психологической готовности к деятельности, совершенствованию в профессии. В этой связи дальнейшее изучение особенностей психологической готовности продолжится нами в контексте изменений, происходящих за весь период обучения, нахождения связей компонентов ПГПД и активностью в видах деятельности.
Список использованной литературы
1. Лазарев С. В. Психологическая готовность авиаинженеров к военно-профессиональной деятельности / С. В. Лазарев // Сборник научных статей. — М. : Военный Университет, 1999. — С. 24-28.
2. Вяткин А. П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности / А. П. Вяткин // Известия ИГЭА. — 2006. — № 3(48). — С. 97-100.
3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 3-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Прайм-Еврознак, 2007. — 666 с.
4. Калинина Т. В. Проблема формирования психологической готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности в условиях вуза / Т. В. Калинина, А. В. Ми-рук // Молодой ученый. — 2015. — № 11 (91). — С. 1728-1730.
5. Носова Е. С. Формирование психологической готовности к добровольческой деятельности / Е. С. Носова // Сибирский психологический журнал. — 2007. — № 25. — С. 186190.
6. Бозаджиев В. Л. К вопросу о психологической готовности к профессиональной деятельности / В. Л. Бозаджиев // Международный журнал экспериментального образования. — 2010. — № 7. — С. 98-99.
7. Ганичева И. А. Развитие психологической готовности студентов к будущей профессиональной деятельности / И. А. Ганичева, А. В. Мирук //
Современные исследования социальных проблем — 2016. — № 3-2. — С. 235-241.
8. Дьяченко М. И. Психологические проблемы готовности к деятельности / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — Минск : Изд-во БГУ, 1976. — 176 с.
9. Методологические проблемы социальной психологии : сб. ст. / под ред. Е. В. Шоро-ховой. — М. : Наука, 1975. — 295 с.
10. Ильин Е. П. Удовлетворенность деятельностью как социально-психологический феномен / Е. П. Ильин // Психофизиологическое изучение учебной и спортивной деятельности : межвуз. сб. науч. тр. — Л., 1981. — С. 4-13.
11. Калинина И. А. Психологическая готовность студентов к профессиональной деятельности и ее взаимосвязь с успешностью обучения (на примере экономического вуза) : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / И. А. Калинина. — М., 2007. — 24 с.
12. Кучерявенко И. А. Проблема психологической готовности к профессиональной деятельности / И. А. Кучерявенко // Молодой ученый. — 2011. — Т. 2, № 12. — С. 60-62.
13. Тихомирова Ю. М. Теоретический анализ структурных компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности / Ю. М. Тихомирова // Психологические науки: теория и практика : материалы II Междунар. науч. конф., Москва, март 2014 г. — М., 2014. — С. 6-9.
14. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системы / Л. И. Ан-цыферова // Психология развития и формирования личности. — М. : Наука, 1981. — С. 3-19.
References
1. Lazarev S. V. Psychological readiness of aviation engineers for military professional activity. In Sbornik nauchnykh statei [Collection of Scholarly Articles]. Moscow, Military University Publ., 1999, pp. 24-28. (In Russian).
2. Vyatkin A. P. The problem of psychological ready to economic activity. Izvestiya Ir-kutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi akademii = Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2006, no. 3(48), pp. 97-100. (In Russian).
3. Meshcheryakov B. G., Zinchenko V. P. (eds). Bol'shoi psikhologicheskii slovar [Big psychological dictionary]. 3rd ed. Saint-Petersburg, Praim-Evroznak Publ., 2007. 666 p.
4. Kalinina T. V., Miruk A. V. Problem of developing psychological readiness of psychological students for professional activity in terms of university. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2015, no. 11 (91), pp. 1728-1730. (In Russian).
5. Nosova E. S. Formation of psychological readiness to voluntary of activity. Sibir-skii psikhologicheskii zhurnal = Siberian Journal of Psychology, 2007, no. 25, pp. 186-190. (In Russian).
6. Bozadzhiev V. L. On issue of psychological readiness for professional activity. Mezh-dunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2010, no. 7, pp. 98-99. (In Russian).
7. Ganicheva I. A., Miruk A. V. The development of psychological readiness of students to future professional activity. Sovremennye issledovaniya sotsialnykh problem = Modern Research of Social Problems, 2016, no. 3-2, pp. 235-241. (In Russian).
8. Dyachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskie problemy gotovnosti k deyatel'no-sti [Psychological problems of readiness for activities]. Minsk, Belarusian State University Publ., 1976. 176 p.
9. Shorokhova E. V. (ed.). Metodologicheskie problemy sotsial'noi psikhologii [Methodological problems of social psychology]. Moscow, Nauka Publ., 1975. 295 p.
10. Ilin E. P. Satisfaction with an activity as a socio-psychological phenomenon. In Psik-hofiziologicheskoe izuchenie uchebnoi i sportivnoi deyatel'nosti [Psycho-physiological study of learning and sport activities]. Leningrad, 1981, pp. 4-13. (In Russian).
11. Kalinina I. A. Psikhologicheskaya gotovnost' studentov k professional'noi deyatel'nosti i ee vzaimosvyaz' s uspeshnost'yu obucheniya (na primere ekonomicheskogo vuza). Avtoref. Kand. Diss. [Students' psychological readiness for professional activity and its interrelation with success in studies (in terms of the economic university). Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2007. 24 p.
12. Kucheryavenko I. A. Tthe problem of psychological readiness for professional work. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2011, vol. 2, no. 12, pp. 60-62. (In Russian).
13. Tikhomirova Yu. M. Theoretical analysis of structural components of psychological readiness for professional activity. Psikhologicheskie nauki: teoriya i praktika. Materialy II mezhdun-arodnoi nauchnoi konferentsii, Moskva, mart 2014 g. [Psychological Sciences. Materials of 2nd International Scientific Conference, Moscow, March, 2014]. Moscow, 2014, pp. 6-9. (In Russian).
14. Antsyferova L. I. On psychology of personalities as a developing system. In Psikhologi-ya razvitiya i formirovaniya lichnosti [Psychology of development and formation of personalities]. Moscow, Nauka Publ., 1981, pp. 3-19. (In Russian).
Информация об авторе
Воронцова Евгения Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра социологии и психологии, Байкальский государственный университет, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: ptisa1313@rambler.ru.
Author
Evgenia G. Vorontsova — PhD in Psychology, Associate Professor, Chair of Sociology and Psychology, Baikal State University, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, e-mail: ptisa1313@ rambler.ru.
Для цитирования
Воронцова Е. Г. Исследование особенностей психологической готовности к профессиональной деятельности личности в образовательном пространстве вуза / Е. Г. Воронцова // Baikal Research Journal. — 2018. — Т. 9, № 3. — DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).4.
For Citation
Vorontsova E. G. Study of Peculiarities of Psychological Readiness for Professional Activity of Personalities in University Educational Space. Baikal Research Journal, 2018, vol. 9, no. 3. DOI: 10.17150/2411-6262.2018.9(3).4. (In Russian).