Научная статья на тему 'Специфика формирования социальнопсихологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов: мотивационный компонент'

Специфика формирования социальнопсихологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов: мотивационный компонент Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
122
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ МВД РОССИИ / SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS / PROFESSIONAL COMMUNICATION / MOTIVATIONAL COMPONENT / SOCIO-PSYCHOLOGICAL TRAINING / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пунько Надежда Юрьевна

Рассматривается ряд компонентов, составляющих специфику формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов. На основании изученных данных разработано понятие социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов; проведено исследование процесса формирования социально-психологической готовности у студентов и курсантов высших учебных заведений. Анализируется мотивационный компонент социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пунько Надежда Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of formation of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students of Moscow universities: motivational component

Considered a number of components that make up the specifics of formation of social and psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students. On the basis of the studied data, the concept of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students has been developed and a study on socio-psychological readiness of students and students of higher educational institutions has been carried out. Shown the part of the study describing the motivational component of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students.

Текст научной работы на тему «Специфика формирования социальнопсихологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов: мотивационный компонент»

УДК 159.923.2 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10428

ББК 88.8 © Н.Ю. Пунько, 2019

Научная специальность 19.00.01 — общая психология, психология личности, история психологии

СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ

ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МОСКОВСКИХ ВУЗОВ: МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Надежда Юрьевна Пунько, соискатель кафедры социологии и психологии управления Государственный университет управления (109542, Москва, Рязанский пр-т, д. 99) E-mail: [email protected]

Научный руководитель: доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления М.В. Ионцева

Аннотация. Рассматривается ряд компонентов, составляющих специфику формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов. На основании изученных данных разработано понятие социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов; проведено исследование процесса формирования социально-психологической готовности у студентов и курсантов высших учебных заведений. Анализируется мотивационный компонент социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления обучающихся.

Ключевые слова: социально-психологическая готовность, профессиональное общение, мотивационный компонент, социально-психологический тренинг, профессиональное становление, образовательные организации МВД России.

SPECIFICITY OF FORMATION OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL FORMATION OF STUDENTS OF MOSCOW UNIVERSITIES: MOTIVATIONAL COMPONENT

Nadezhda Yu. Punko, applicant of Department of sociology and psychology of management State University of Management (109542, Moscow, Ryazansky pr-t, d. 99) E-mail: [email protected]

Supervisor: doctor of psychology, associate professor, professor of the Department of sociology and psychology of management of the State University of management M.V. Iontseva

Abstract. Considered a number of components that make up the specifics of formation of social and psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students. On the basis of the studied data, the concept of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students has been developed and a study on socio-psychological readiness of students and students of higher educational institutions has been carried out. Shown the part of the study describing the motivational component of socio-psychological readiness for professional activity in the process of professional formation of students.

Keywords: socio-psychological readiness, professional communication, motivational component, socio-psychological training, professional development, educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Пунько Н.Ю. Специфика формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов московских вузов: мотивационный компонент. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(7):320-25.

Современная динамика изменений образовательной среды стала значительно выше. В связи с появлением новых технологий и знаний, требования к выпускникам значительно усложняются.

Большинство работодателей рассматривает выпускников не только с точки зрения полученных знаний, но и с учетом сформированных определенных социально-психологических характеристик и навыков [1]. Если этих характеристик нет, то у выпускника отсутствует осознание себя частью профессионального сообщества, что делает его профессиональное вхождение менее эффективным. Часто при этом выпускники меняют род деятельности, что подтверждает, что вуз не смог сформировать социально-психологическую готовность к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления.

Проблемы социально-психологической готовности рассматривали авторы Е.П. Ильин [3], В.Л. Марищук [8], М.А. Котик [7], Е.В. Шипилова [10] и определяли мотивацию как составляющую готовности студентов и значимым фактором активации к профессиональной деятельности. Автор Б.Д. Пары-гин [9] выделяет атрибуты, которые являются необходимыми элементами психологической готовности — это высокая мотивация и включенность творческих сил личности, ее направленность к деятельности для обогащения своего профессионального опыта. В то же время, сущность готовности, по Э.Ф. Зееру [5], выражается в профессиональной направленности и профессиональной компетентности. Исходя из точки зрения автора, при формировании психологической готовности к успешной деятельности наиболее важным представляется активное состояние личности при понимании стоящих перед ним задач и путей их решения [6].Итак, мотивы личности, направленность, ее отношения создают благоприятную платформу для формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности.

В ходе исследования разработано определение социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления обучающихся. Автор формулирует, что это комплекс личностно-дея-тельностных, эмоциональных, мотивационных, интерактивных свойств личности, обеспечивающий успешный переход обучающегося от образовательной к профессиональной деятельности, формирование представлений студента о себе как

о профессионале и части профессиональной среды.

Таким образом, согласно разработанной автором модели и понятия, формирование социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов рассматривается на основе четырех компонентов социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студента: эмоционального, интерактивного, личностно-деятельностного и мотивационного.

Настоящая статья посвящена мотивационному компоненту социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления обучающихся.

В качестве исходного методологического обоснования был принят концептуально новый подход к изучению социально-психологической готовности М.В. Ионцевой [4], в соответствии с которым образовательный процесс в вузе должен обеспечивать эффективность:

• процессов адаптации в вузовской среде за счет внедрения индивидуального подхода к обучению каждого студента и оказания социальной помощи студентам;

• процессов коммуникации в вузовской среде посредством открытого стиля взаимоотношения преподавателей со студентами, интересной и социально насыщенной студенческой жизни, создание условий для толерантного интернационального взаимодействия;

• процессов идентификации путем создания атмосферы эмоционального и социального комфорта у студентов, формирования у них чувства принадлежности к сообществу студентов университета.

В исследовании мотивационного компонента была подобрана методика для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой) [2]. Методика была включена в исследование, в связи с актуальной диагностикой направленности личности.

Также автором была разработана анкета «Социально-психологическая готовность к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления студентов», которая представляет вопросы, разбитые на четыре смысловых блока по компонентам модели социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в

процессе профессионального становления студента. Блок по определению мотивационного компонента акцентирует внимание на выявлении доминирующих потребностей и профессиональных интересов, раскрывает мотивы выбора специальности, вуза и профессиональной направленности студента.

Выборка студентов была систематическая, в исследовании участвовали: студенты 3-го курса Государственного Университета Управления в количестве 50 человек и курсанты Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я. Кикотя в количестве 50 человек.

Важный для формирования социально-психологической готовности мотивационный компонент включает следующие характеристики: интерес к профессии, личностное и профессиональное развитие, профессиональную идентичность, направленность на профессиональную деятельность.

Мотивы выбора профессионального направления являются важными для формирования мо-тивационного компонента, однако анализ ответов респондентов (Таблица 1) показал, что у студентов основным мотивом выбора профессии было желание получить высшее образование (18 человек (36%)), курсанты более заинтересованы в выбранной профессиональной деятельности (27 человек (54%)). Вторым по популярности стал ответ «перспектива материального обеспечения и социального положения» — 12 студентов (24%) и 16 курсантов (32%).

Здесь заметна большая разница личностной направленности студентов и курсантов: у студентов изначально нет особого интереса к выбранной деятельности (9 человек, 18%), они получают высшее образование ради его получения, что будет являться препятствием для формирования социально-психологической готовности к профессиональной деятельности.

Респондентам также был задан вопрос «Если бы пришлось заново выбирать профессию, избрали бы Вы ее вновь?», ответ на который показал заинтересованность большинства обучающихся в выбранной профессиональной деятельности (20 студентов (40%) и 24 курсанта (48%)), тем не менее на данный вопрос ответили всего 38 студентов и 45 курсантов, остальные предпочли не отвечать, что может быть связано с неопределённостью обучающихся в отношении к выбранной профессии.

Тем не менее распределение ответов на устой-

чивость профессионального выбора показало, что 18 студентов (36%) и 10 курсантов (20%) имеют смутное представление о выбранной профессии, но надеются, что оно прояснится в начале практической деятельности, а 16 студентов (34%) и 19 курсантов (38%) уверены в правильности своего выбора и хорошо представляют свою будущую профессиональную деятельность, и лишь 4 студента (8%) и 7 курсантов (14%) выбрали ответ «для меня важнее получить вообще высшее образование, чем оценивать область профессиональной деятельности».

Таким образом, видно, что к третьему курсу обучения по направлениям бакалавриата и специали-тета соответственно некоторые студенты все еще не имеют конкретного представления по своей будущей деятельности, однако подобное характерно и для курсантов, но в меньшей степени. Это связано с недостаточным принятием социальной роли профессионала: у обучающихся существует интерес к профессиональной деятельности, но во многом они не могут представить себя в качестве специалиста в определенной профессиональной сфере, это приводит к недостаточному формированию профессиональной идентичности и плохо влияет на интерес к профессии.

Для дополнительного исследования выполнения условия принятия социальной роли специалиста обучающимся был предложен вопрос приоритетности в выбранной профессиональной деятельности (Таблица 2).

Так, 16 студентов (32%) и 14 курсантов (28%) отметили в качестве наиболее приоритетного — материальное благополучие, на втором месте — глубокие знания в области профессиональной деятельности — это выбрали 13 человек (26%) из обеих групп.

Таким образом, основным приоритетом при выборе профессии являлось материальное благополучие, на втором месте — профессиональные знания у обеих групп обучающихся, что может свидетельствовать о недостаточно сформированном условии принятия социальной роли: они менее заинтересованы в глубоких знаниях в области профессиональной деятельности, поскольку не видят пути для реализации этих знаний и их ценностей, они не могут представить себе, как в будущем будут реализовывать эти знания на практике, что сказывается на интересе и направленности на профессиональную деятельность.

Таблица 1

Основные мотивы выбора Вами профессионального направления в университете

Укажите основные мотивы выбора Вами профессионального направления в университете

Переменные Студенты Курсанты

Стремление обрести независимость от родителей, жить самостоятельно 4 2

Совет родителей, близких 6 3

Желание получить высшее образование 18 2

Перспектива материального обеспечения и социального положения 12 16

Интерес к выбранной профессиональной деятельности 9 27

Итого 49 50

Таблица 2

Приоритет в выбранной профессиональной деятельности

Что наиболее приоритетно для Вас в выбранной профессиональной деятельности

Студенты Курсанты

Глубокие знания в области профессиональной деятельности 13 13

Признание лидерства, авторитет и уважение в организации 5 8

Атмосфера социально-психологической гармонии 8 3

Материальное благополучие 16 14

Социальный статус работы и личности 4 5

Возможности карьерного роста 4 7

При анализе ответов респондентов сохраняется тенденция на получение образования как самоцели: 25 человек (50%) присвоили ответу «получение диплома» самый высокий ранг, однако здесь также заметен и индивидуалистический подход к образованию: для 12 человек (24%) основным мотивом также является потребность в самоутверждении, ей респонденты отвели также 7- ой, максимальный ранг. Тем не менее, несмотря на осознания важности профессиональных знаний для будущей жизни и карьеры (15 человек (30%)), стремятся получить глубокие знания всего 11 человек (22%).

При анализе ответов курсантов видно более осознанную мотивацию именно к профессиональной деятельности: будущая профессия интересна 31 человеку (62%), «Стремление получить глубокие профессиональные знания» (29 человек (58%), «Понимание того, что глубокие знания необходимы для достижения материального благосостояния» (28 человек (56%)), «Понимание того, что профессиональные знания необходимы для достижения успеха в жизни, в профессиональной деятельности» (26 человек (52%), а вот получение диплома

для курсантов находится на третьей, крайне низкой позиции (20 человек (40%)).

Также стоит обратить внимание непосредственно на распределение ответов: в большинстве своем курсанты отвечали слаженно и конкретно, само же распределение у студентов более среднее, и сложно выделить наиболее популярный ответ. Асимптотическая значимость по результатам расчета непараметрического критерия Манна-Уитни статистически подтверждает значимые различия практически по всем оцениваемым мотивам, побуждающим к учебе.

Особенности мотивации, проявляющиеся в рамках соблюдений условий принятия социальной роли и включенности в образовательный процесс, были исследованы с помощью методики диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой).

Как видно из рисунка 1, средние оценки курсантов гораздо выше, чем средние оценки у студентов по шкалам коммуникационных, профессиональных, учебно-познавательных и социальных мотивов. Расчет непараметрического критерия

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Манна-Уитни подтвердил статистически значимые различия между студентами и курсантами при оценке данных шкал ф = 0,000).

■ГУУ -в-МВД

Рис. 1 Методика диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой)

Также стоит отметить, что при оценке мотивов избегания, мотивов престижа и мотивов творческой самореализации между двумя группами обучающихся нет особых различий.

Таким образом, можно говорить о недостаточной сформированности мотивационного компонента как у студентов, так и у курсантов, поскольку и те, и другие еще недостаточно принимают свою социальную роль как обучающегося и профессионала, что мешает формированию профессиональной идентичности и направленности на профессиональную деятельность.

Из-за того, что студенты не имеют четкого представления о профессиональной сфере и своего места в ней, интерес к профессии теряется, несмотря на изначально высокий уровень уверенности в выбранной сфере деятельности. Мотивация на достижение учебно-профессиональных целей заменяется на мотивацию достижения самоутверждения и материального благополучия. Это возможно из-за недостаточного соприкосновения с профессиональной средой, заинтересованности в учебном процессе; профессорско-преподавательскому составу приходится специально заинтересовывать и мотивировать студентов специальностью. Все это влияет на формирование мотивационного компонента социально-психологической готовности к профессиональной деятельности в процессе профессионального становления обучающихся.

У курсантов мотивационный компонент сформирован лучше, но все же неполностью: несмотря на высокий уровень мотивации на учебно-про-

фессиональную деятельность, многие все же не до конца уверены в выбранной сфере, значимость профессии для них заключается в полезности для общества, престижности и мотивации на материальное благополучие больше, чем в мотивации на соответствие выбранной профессии их целям и способностям. Они могут представить себя в качестве профессионала, но это не поддерживает в них интерес к профессиональной деятельности.

Предполагается, что различия в мотивацион-ном компоненте связано с условиями, в которых обучаются группы респондентов: и образовательная среда, которая во многом не понятна и психологически не комфортна, и не конкретна, заставляет студентов быть более дезадаптивными, однако повышает качество и количество опыта социального взаимодействия, что, в свою очередь, достаточно сильно ограничено у курсантов в виду корпоративной среды вуза.

Общими проблемами становятся включенность в образовательный процесс и принятие социальной роли профессионала: студентов, не чувствующих себя комфортно в процессе обучения, тяжелее вовлечь в образовательный процесс, что, в свою очередь, влияет и на формирование профессионально-значимых качеств, и на направленность профессиональной деятельности, и на профессиональное и личностное развитие.

В заключении исследования были определены необходимые условия организации учебного процесса для успешного формирования социально-психологической готовности:

• обеспечение взаимодействия со специалистами в профессиональной области,

• развитие практики наставничества,

• создание и воспроизведение типичных и атипичных ситуаций производственного процесса,

• развитие навыков командной работы,

• использование метода casestudies для отработки управленческих решений,

• геймификация некоторых образовательных процессов для повышения мотивации на достижение,

• создание межинституциональной системы профориентации,

• создание социально-психологического портрета обучающегося и его образовательной траектории,

• реализация практики вовлеченного кура-

торства,

• реализация механизмов шеаринга и разделенного мышления,

• расширение горизонтальных коммуникаций в вузе.

Литература

1. Евсеева И.Г., Осокин Р.Б., Чуманов Ю.В., Русецкая Д.В., Милюкова Ю.Д. Формирование законопослушного поведения и правовое воспитание учащейся молодежи: практическое пособие / И.Г. Евсеева, Р.Б. Осокин, Ю.В. Чуманов, Д.В. Русецкая, Ю.Д. Милюкова — Рязань: ИП Коняхин А.В. (Book Jet), 2019. — 91 с.

2. Методики для диагностики учебной мотивации студентов (А.А. Реан и В.А. Якунин, модификация Н.Ц. Бадмаевой.// Бадмаева Н.Ц. Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей: Монография. — Улан-Уде: изд-во ВСГТУ, 2004 — 280с., с. 151-154.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы СПб.: Питер; 2000. 508 с.

4. Ионцева М.В. Социально-психологические основы формирования корпоративной культуры ВУЗа: дис. ... д-р. псих. наук: 19.00.05. — М., 2006. — 428 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология становления личности инженера — педагога. Свердловск: Сврдл. Инж.-пед. ин-т, 1987.

6. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования [Текст] / Э.Ф. Зеер учебное пособие — М.: Изд-во московского психолого-социального института. — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. — 480 с.

7. Котик М.А. Саморегуляция и надежность человека-оператора. Таллинн: Валгус, 1981, с. 408.

8. Марищук В.Л. Психологические основы профессионально значимых качеств СПб: Питер, 2000. — с. 712.

9. Парыгин Б.Д. Социально-психологическая теория. — СПб.: СПбГУП, 2003. — 616 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Шипилова Л.В. Формирование психологи-

ческой готовности студентов-психологов к профессиональной деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. — М., 2007. — 15 с.

References

1. Evseeva I.G., Osokin R.B., Chumanov Yu.V., Rusetskaya D.V., Milyukova Yu.D. Formation of law — abiding behavior and legal education of students: a practical guide / I.G. Evseeva, R.B. Osokin, Yu.V. Chumanov, D.V. Rusetskaya, Yu.D. Milyukova. Ryazan: IP Konyakhin A.V. (Book Jet), 2019. — 91 p.

2. Methods for diagnostics of educational motivation of students (A.A. Rean and V.A. Yakunin, modification of N.C. Badmaeva.// Badmaeva N.C. influence of motivational factor on the development of mental abilities: Monograph. — Ulan-Ude: publishing house vsstu, 2004 — 280 p., pp. 151-154.

3. Ilyin E.P. Motivation and motives of St. Petersburg: Peter, 2000. — 508 p.

4. Iontsev M.V. Socio-psychological bases of formation of corporate culture of the University: dis. ... Dr. psycho. Sciences: 19.00.05. — M., 2006. — 428 p.

5. Zeer E.F. Psychology of formation of the personality of the engineer-teacher. Sverdlovsk: Sverdl. Eng.-Ped. in-t, 1987.

6. Zeer E.F. Psychology of professional education [Text] / E.F. Zeer textbook-M.: Publishing house of the Moscow psychological and social Institute. Voronezh: publishing house of NPO MODEK, 2003. — 480 p.

7. Kotik M.A. Self-Regulation and reliability of human operator. Tallinn: Valgus 1981, 408 p.

8. Marishchuk V.L. Psychological bases of professionally significant qualities of St. Petersburg.: Peter 2000. — 712 p.

9. Parygin B.D. Social and psychological theory. — SPb.: Spbgup, 2003. — 616 p.

10. Shipilova L.V. Formation of psychological readiness of students-psychologists to professional activity: abstract. dis. ... Cand. psycol. Sciences: 19.00.07. — M., 2007. — 15 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.