Научная статья на тему 'Особенности адаптационного процесса студентов в зависимости от уровня ресурсной обеспеченности'

Особенности адаптационного процесса студентов в зависимости от уровня ресурсной обеспеченности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осянин А. Н.

Рассматриваются группы студентов, которые сумели накопить довольно большой объем ресурсов и успешно адаптировались в настоящее время, а также имеют высокие ресурсы для последующей адаптации к послевузовской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности адаптационного процесса студентов в зависимости от уровня ресурсной обеспеченности»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского универс итета им. Н.И. Лобачев ского. Серия Социальные науки, 2007, № 3 (8), с. 93-99 93

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИОННОГО ПРОЦЕССА СТУДЕНТОВ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ УРОВНЯ РЕСУРСНОЙ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ

© 2007 г. А.Н. Осянин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

osyandrej @/yandex.ш

Пестуиила о редакцию 31.05.2007

Рассматриваются группы студентов, которые сумели накопить довольно большой объем ресурсов и успешно адаптировались в настоящее время, а также имеют высокие ресурсы для последующей адаптации к послевузовской жизни.

Целью данной статьи [1] является рассмотрение групп студентов, обладающих высоким уровнем обеспеченности различными ресурсами, а также особенностей адаптационного процесса данных молодых людей.

На основе проведенного исследования к группе высокоресурсных были отнесены студенты, которые довольно успешно адаптировались к условиям жизнедеятельности благодаря имеющемуся в распоряжении объему адаптационных ресурсов. Таким образом, к данной группе могут быть отнесены студенты с высоким уровнем социальных ресурсов (30%) [2], а также высоким и средним уровнем включенности в деятельность общественнополитических организаций (13%).

Средний и высокий уровень включенности в общественно-политическую деятельность

Рассмотрение группы студентов с высоким и средним уровнем включенности в общественно-политическую деятельность

обусловлено, прежде всего, тем, что половина студентов практически не обладает данным ресурсом. Более трети студентов не смогли дать определенного ответа относительно своего уровня включенности в общественнополитическую деятельность. Только 13% молодых людей обладают данными ресурсами, поэтому рассмотрение данной группы с точки зрения ее перспектив и возможностей адаптации представляется интересным.

Уровень удовлетворенности своей жизнью в настоящее время у студентов группы совпадает со средним показателем среди студентов. Но при оценке своего будущего студенты чаще смотрят в него с воодушевлением, оптимизмом и надеждой, нежели без особых надежд и тем более с тревогой и неуверенностью. То есть студенты уверены, что в перспективе они

смогут благодаря имеющимся в распоряжении ресурсам собственной активности без особых проблем адаптироваться к послевузовской жизни.

Среди аспектов повседневной жизни, удовлетворенность которыми в данной группе выше, чем среди всех студентов, можно указать следующие: жилищные условия, доход семьи, возможность добраться до места работы/учебы, а также возможность делать покупки рядом с домом. Одновременно существует ряд аспектов, уровень удовлетворенности которыми находится на уровне ниже среднего. Сюда входят такие, как личный доход и возможность найти работу рядом с домом.

Студенты, обладающие средним и высоким уровнем включенности в общественно-политическую деятельность, чаще смотрят в будущее с воодушевлением и оптимизмом. Если среди всех студентов число таковых составляет треть от общего числа, то в данной группе их более трети (38%).

Среди важнейших составляющих жизненного успеха и условий его достижения материальная составляющая отходит на второй план по сравнению со средним показателем у студентов. Духовно-нравственные и

интеллектуальные ценности чаще, нежели у остальных студентов, выходят на первый план. Так, среди нематериальных ценностей они выделяют богатую духовную жизнь, возможность быть полезным другим людям, порядочность, честность, включенность в научную деятельность, организаторские способности, общение с интересными людьми, возможность проявить свои творческие способности, интересную жизнь, приключения и общую культуру. При этом материальные компоненты успеха или те, которые могут напрямую способствовать материальному обогащению, у студентов данной группы, по сравнению со средним показателем,

упоминаются несколько реже. Здесь необходимо упомянуть такие из них, как удачный брак (83%, в среднем - 90%), деньги, богатство (73%, в среднем - 85%), преданность своей фирме, предприятию (38%, в среднем -43%), высокое социальное положение (52%, в среднем - 64%), возможность иметь все, что захочется (51%, в среднем - 58%), хорошие внешние данные (59%, в среднем 66%), свое дело, удачный бизнес (65%, в среднем - 70%).

Далее необходимо проанализировать отношение студентов рассматриваемой группы к различным аспектам своей жизни.

Чаще, чем студенты в целом, они соглашаются с такими тезисами, как: у

родителей хорошо оплачиваемая работа (28%, в среднем - 20%), встречаются с друзьями несколько раз в неделю (73%, в среднем - 66%), узнаваемость среди студентов своего факультета (58%, в среднем - 34%). Кроме того, более половины из них общается с преподавателями вне аудитории, а 38% имеет практически дружеские отношения с ними. Стараются не встречаться с преподавателями вне аудитории только 11%. Практически никто из студентов данной группы не сделает вид, что не заметил преподавателя, если встретит его на улице.

Таким образом, студенты рассматриваемой группы характеризуются высокой степенью включенности в сети социальных отношений. Они активно общаются со своими сверстниками, причем более половины факультета знают студентов группы. Основная масса данных студентов встречается со своими друзьями несколько раз в неделю. То есть рассматриваемые нами студенты являются довольно оптимистичными и уверенными в себе людьми, которые привлекают к себе внимание окружающих и вызывают у них позитивные чувства. Важной составляющей их социальной жизни является общение с преподавателями. При этом более половины часто общаются с ними вне аудитории, а 38% говорят, что среди них есть такие, которых они почти могут назвать друзьями. Данное обстоятельство

свидетельствует о том, что студенты группы имеют уже довольно разветвленную систему социальных связей, которая, без сомнения, поможет им успешно и безболезненно адаптироваться после окончания вуза.

Оценка студентами данной группы собственного здоровья демонстрирует более негативную динамику по сравнению с общими для студентов показателями. К группе скорее здоровых здесь относят себя только 58%, тогда

как в среднем - две трети. Более низкий процент студентов, отнесших себя к этой группе, обусловлен перераспределением части из них в группу скорее нездоровых.

Меры, направленные на поддержание своего здоровья, свидетельствуют о том, насколько ответственно относятся студенты к своим физическим ресурсам и воспринимают ли свое здоровье как ресурс, нуждающийся не только в сохранении, но и в приумножении.

Данная группа студентов в общем более серьезно относится к профилактике своего здоровья. Они занимаются спортом, аэробикой, фитнесом больше, нежели в среднем по выборке, стараются бывать на свежем воздухе, а также делать физиопроцедуры и массаж. Важным показателем заботы о своем здоровье является регулярное посещение врачей в профилактических целях. В данной группе 15% студентов прибегают к этой мере, тогда как в общем - 9%. Конечно, даже в этой группе число студентов, посещающих врача, довольно мало. Пятая часть студентов соблюдают диету. Число регулярно и полноценно питающихся студентов здесь несколько понижено и составляет 34%, среди всех студентов - 40%.

Из всего списка заболеваний, указанных в анкетном перечне, только по двум у студентов данной группы проблемы встречаются чаще, нежели в среднем по выборке. Это такие, как легкие недомогания и повышенное (пониженное) артериальное давление. Число страдающих от аллергических явлений здесь ниже, чем среди всех студентов. Довольно низкий процент тех, кто страдает аллергическими явлениями, мог быть обусловлен тем, что это заболевание проявляет себя сезонно, а опрос проводился раньше, в начале весны. Поэтому треть студентов, которая жалуется на эти явления время от времени, входит в группу риска по данному заболеванию.

В общем состояние здоровья студентов группы находится на среднем уровне, при этом активность, направленная на его поддержание, превышает средний показатель среди студентов. Причем студенты группы лидируют в тех направлениях, которые действительно помогают укрепить свое физическое здоровье (занятия спортом, фитнесом, зарядкой, посещение врача в профилактических целях, регулярное и полноценное питание). То есть высокая активность, которую демонстрируют рассматриваемые студенты, распространяется ими на все аспекты своей жизни.

В случае возникновения различных проблем в повседневной жизни у студентов

рассматриваемой группы первоочередность обращений смещена от родителей к близким друзьям или другим родственникам. Реже, чем в среднем по выборке, родители рассматриваются как первоисточник помощи в следующих ситуациях: в случае физической болезни, при необходимости займа денег, при необходимости устройства на работу. Обращение за помощью к близкому другу происходит чаще, чем в среднем по выборке, в ситуациях займа денег, а также при необходимости получить эмоциональную поддержку. Менее пятой части в случае физической болезни в первую очередь обратятся за помощью к другим своим родственникам.

То есть в случае возникновения различных проблем, связанных с необходимостью обращения за помощью, студенты группы чаще среднего склонны обращаться к своему близкому другу, своей девушке/молодому человеку, поэтому обращаемость к родителям здесь несколько понижена. Но это не свидетельствует о напряженных отношениях с родителями, скорее о том, что студенты обладают широкими социальными связями и качество этих связей позволяет использовать их в подобных случаях.

Студенты со средним и высоким уровнем включенности в общественно-политическую деятельность демонстрируют довольно широкую включенность в сети дружеских отношений. Но, по сравнению со средним показателем, здесь повышена доля тех, чьи друзья являются сокурсниками или студентами того же факультета. Ситуация с лучшим другом обстоит несколько иначе. Здесь лидирующие позиции занимают одногруппники и бывшие одноклассники. Друзей детства упоминают в этой связи лишь 11% молодых людей. Среди остальных студентов таких упоминаний треть.

С точки зрения молодых людей из данной группы, их мнение является решающим при выборе ночного клуба, при написании курсовых, контрольных работ, а также при решении сложной личной проблемы. Несмотря на то что количество студентов, мнение которых является решающим в указанных случаях, здесь выше, чем в среднем среди студентов, эти ситуации не связаны с решением финансово-экономических вопросов. Личные экономические ресурсы студентов

незначительны, поэтому они вынуждены прибегать к помощи родителей, которые играют решающую роль при их распределении. Поэтому 40% студентов группы говорят о том,

что к их мнению не прислушиваются при взятии кредита в банке.

Студенты этой группы довольно активно вовлечены в деятельность различных общественно-политических организаций. От половины до трех четвертей посещают спортивные секции, участвуют в деятельности молодежных организаций, посещают клубы по интересам. От четверти до половины участвуют в деятельности некоммерческих организаций, профсоюзных организаций и

профессиональных объединений, а также политических партий.

Число студентов группы, у которых ранее был опыт участия в деятельности различных структур и организаций, существенно превышает долю участвующих в них сегодня.

Мотивы получения высшего образования в общем совпадают с таковыми у всех студентов, но можно выделить некоторые из них, по которым студенты этой группы отличны от среднего показателя. Повышена доля студентов, которые получают образование в силу наличия такового у членов семьи. Кроме того, две трети полагают, что оно поможет быть более уважаемым. Студентов, которые пошли в вуз по настоянию родителей или в силу нежелания работать, в этой группе также меньше.

С точки зрения полученного образования студенты данной группы лидируют, по сравнению со всеми студентами, лишь в получении дополнительных курсов по своей основной специальности. Здесь их получили 14%, тогда как среди остальных студентов таковых 8%. Такое же число студентов рассматриваемой группы считают, что данные курсы помогут им в дальнейшей

профессиональной карьере. Кроме того, пятая часть студентов полагают, что курсы

иностранных языков также помогут им в дальнейшем трудоустройстве, но реально

посещали их только 13%. Следовательно, еще 7% студентов данной группы собираются в дальнейшем их посещать.

Среди студентов данной группы самая высокая доля тех, кто в течение двух последних сессий учился только на «отлично». Половина молодых людей закончила две последние сессии на «хорошо» и «отлично», что является показателем того, что образовательные ресурсы занимают довольно важное место в структуре ресурсов студентов группы.

Имеющиеся у студентов образовательные ресурсы конвертируются ими в экономические - посредством устройства на работу. Причем доля имеющих постоянную

работу в этой группе на 10% выше, чем в среднем по выборке. Кроме того, за последние три года более половины молодых людей имели временную работу, тогда как среди остальных студентов таковых было 37%. Из всего спектра должностей, которые занимают студенты группы в настоящее время, количество служащих в госучреждениях несколько выше, чем средний показатель по выборке.

Среди источников информации при трудоустройстве лидирующие позиции занимают объявления в газетах, близкий друг, друзья, которые уже работали в структуре, а также Интернет. Другие родственники использовались в качестве источника несколько реже. Все указанные источники студентами группы использовались чаще, нежели остальными молодыми людьми.

Среди матерей студентов рассматриваемой нами группы несколько повышен процент интеллигенции и несколько снижено количество женщин, работающих служащими.

Кроме того, образовательный уровень родителей может оказывать косвенное влияние на человеческие ресурсы молодых людей в целом. Среди как матерей, так и отцов студентов группы повышен процент имеющих высшее образование. Две трети матерей и более половины отцов получили высшее образование. В среднем этот процент составляет 50% и 43% соответственно.

Структура доходов, которыми располагают семьи студентов группы, свидетельствует о том, что они живут несколько лучше средних показателей. Они могут позволить себе качественно питаться, покупать новую одежду, несколько чаще среднего - мелкую бытовую технику и некоторые платные услуги. В случае экономии покупательная способность семей студентов возрастает.

Таким образом, студенты группы демонстрируют высокую активность во всех составляющих своей жизнедеятельности - как в общественно-политической деятельности, так и в учебной деятельности, социальном взаимодействии с окружающими, поддержке своего здоровья, в работе. То есть студенты группы сумели накопить довольно большой объем различных ресурсов, поскольку высокая активность, которую они проявляют, характеризует всю совокупность жизненных практик.

Высокий уровень социальных ресурсов

В качестве рабочей гипотезы перед началом исследования мы выдвигали положение о том, что социальные ресурсы войдут в число ресурсов, которые будут оказывать важное значение на процесс адаптации студентов. Группа студентов, обладающих высоким уровнем социальных ресурсов, составляет третью часть от общего числа студентов, поэтому информация о структуре отличий и уровне адаптированности данной группы от остальных студентов является, на наш взгляд, очень важной для понимания роли социальных ресурсов в структуре составляющих успешной адаптации.

Студенты, обладающие высоким уровнем социальных ресурсов, демонстрируют самую высокую из всех рассматриваемых групп удовлетворенность своей жизнью. Более трети из них (37%) говорят о своей удовлетворенности жизнью. Тогда как среди всех студентов таковых - четвертая часть. При этом уровень скорее удовлетворенных составляет половину группы, а

неудовлетворенных - в двое меньше среднего показателя. Кроме того, число несколько более удовлетворенных и удовлетворенных в той же степени также понижено.

Половиной из представленных в анкетном перечне аспектов повседневной жизни студенты группы удовлетворены в большей степени, нежели студенты в среднем. Сюда вошли такие аспекты, как доход семьи, взаимопонимание с членами семьи, медицинское обслуживание, состояние здоровья, внимание, которое уделяют другие люди, и возможность добраться до места учебы/работы.

Кроме того, студенты группы гораздо чаще смотрят в будущее с оптимизмом и воодушевлением. Среди всех студентов

оптимистов 28%, тогда как среди студентов группы - 43%. Кроме того, в группе последних понижено число молодых людей, которые не питают особых надежд и иллюзий в отношении своего будущего.

Уровень социального самочувствия и

видение перспективы в будущем мы рассматриваем как индикаторы

адаптированности личности. При этом первый показатель (уровень удовлетворенности своей жизнью) является базисным элементом, свидетельствующим об определенных достижениях студента в адаптации к условиям социально-экономической действительности. Второй показатель (чувство, с которым смотрят в будущее) говорит о том, уверен ли студент в позитивных перспективах. Характер будущих

перспектив определяет уровень адаптивности личности, объем ее адаптационных ресурсов. Студенты с высоким уровнем социальных ресурсов чаще смотрят на эти перспективы с оптимизмом и воодушевлением.

Выделенные студентами составляющие жизненного успеха, а также условия его достижения являются индикаторами

имеющейся у студентов ценностнонормативной схемы, которая обусловлена развитостью тех или иных ресурсов. Студенты с высоким уровнем социальных ресурсов среди составляющих жизненного успеха чаще, чем у других групп, называют те, которые связаны с различными видами социального

взаимодействия с окружающими. Они демонстрируют повышенный интерес к тем аспектам, которые помогают более активно включаться в сети социального взаимодействия. Чаще, чем все студенты, представители группы называют такие аспекты, как уважение окружающих, профессионализм,

организаторские способности, взаимопомощь, полезные связи, протекция, общение с интересными людьми, возможность быть полезным другим людям, комфорт, доброта, возможность проявить свои творческие способности, власть.

Концентрация внимания студентов на материальных факторах не превышает средний показатель среди студентов. Молодые люди с высоким уровнем социальных ресурсов в наибольшей степени ориентированы на наращивание объема социальных связей и ресурсов, которые в дальнейшем могут быть конвертированы в экономические.

Студенты с высоким уровнем социальных ресурсов из всего спектра предложенных утверждений чаще, чем в среднем студенты, выделяют те, что связаны с включением в социальное взаимодействие. Например, подавляющее большинство студентов (81%) рассматриваемой группы встречается с друзьями несколько раз в неделю. Студенты с высокими социальными ресурсами имеют довольно высокий уровень узнаваемости. Более половины молодых людей считают, что их знают большинство студентов факультета. Высок процент и тех, кто общается с преподавателями вуза не только в рамках аудиторных занятий, но и за ее пределами. Практически дружеские отношения с преподавателями характерны для 43% студентов группы, тогда как в среднем на подобные отношения указывают только пятая часть студентов. Склонность к заниженной

самооценке и чувству одиночества не характерно для данных студентов. Менее пятой части чувствовали себя одинокими в течение двух последних недель. Менее десятой части молодых людей сомневаются, что окружающие понимают ценность их занятий. Для большинства студентов с высоким уровнем социальных ресурсов не представляет трудности найти себе друзей на своем факультете.

Экономические аспекты жизни также находят отражение в высказываниях студентов группы. Треть из них отмечает, что родители имеют хорошо оплачиваемую работу.

Доля студентов данной группы, которые считают себя абсолютно здоровыми, не намного превышает средний показатель студентов, но при этом больных людей в этой группе нет. Три четверти молодых людей указывают на то, что их здоровье не идеально, но все же относят себя к категории скорее здоровых людей.

Из всего списка проблем со здоровьем ни одна из них не беспокоит студентов группы чаще, чем студентов в целом. Напротив, ряд заболеваний беспокоит представителей рассматриваемой группы реже, нежели в среднем студентов. Сюда входят такие проблемы, как легкие недомогания, усталость, заболевания зубов, угнетенное психологическое состояние, простудные заболевания, а также проблемы органов дыхания. То есть студентов группы часто беспокоят симптомы, которые могут быть связаны с переутомлением, а не с серьезными заболеваниями.

Структура мер, направленных на поддержание своего здоровья, не слишком сильно отличается от таковой у всех студентов. При этом молодые люди с высоким уровнем социальных ресурсов чаще обычных студентов в качестве способа поддержания здоровья используют занятия спортом и другими видами физической активности. Здоровьесберегающее поведение в первую очередь включает в себя различные формы физической активности, которые позволяют осуществлять

профилактику и лечение широкого спектра заболеваний. Полноценное и регулярное питание, а также прогулки на свежем воздухе также помогают сохранять физическое здоровье студента. Таким образом, студенты данной группы более ответственно относятся к состоянию своего здоровья, нежели студенты в целом. При этом основные меры, направленные на поддержание своего здоровья (занятия спортом, физкультурой и другими видами физической активности, регулярное и

полноценное питание, профилактическое

посещение врача), характерны для очень небольшого процента молодых людей.

В случае возникновения различных жизненных ситуаций, начиная от

необходимости займа денег и заканчивая потребностью поделиться с кем-то горем,

студенты с высоким уровнем социальных ресурсов в первую очередь обратятся к своим родителям. Во вторую очередь студенты

группы могут прибегнуть к помощи довольно широкого круга людей из своего социального окружения.

То есть высокий уровень социальных ресурсов студентов представленной группы базируется на том, что, в первую очередь, хорошо и успешно выстроены отношения внутри семьи. Данные отношения, в свою очередь, позволяют активно выстраивать широкие сети социального взаимодействия и активно их задействовать.

Доля студентов данной группы, которые считают, что их мнение является решающим в различных жизненных ситуациях, таких как написание курсовых, контрольных работ, покупка компьютера или автомобиля, решение сложной личной проблемы, выбор места отдыха, повышена по сравнению со средним показателем. Даже те обстоятельства, которые требуют использования экономических ресурсов, доступны для воздействия со стороны данных студентов. За истекший год определенное число студентов группы сумели нарастить объем своих социальных ресурсов и усилить позиции в ближайшем социальном окружении.

Из всего списка причин, которые обусловили получение студентами группы высшего образования, чаще обычного называлась та, что связана с получением профессии, которую считают призванием. Две трети студентов с высоким уровнем социальных ресурсов заявили об этом, тогда как среди остальных учащихся вузов таковых 59%.

Кроме того, в данной группе понижен процент учащихся, которые получают образование потому, что не хотят сейчас работать, идти в армию или по настоянию родителей.

Структура полученного образования студентов группы, как основного, так и дополнительного, в общем совпадает с таковой у всех студентов. Не более пятой части студентов расширяют свои образовательные практики, посещая дополнительные курсы. Пятая часть студентов группы в качестве

дополнительного образования посещали компьютерные курсы, только 10% из них считают, что они помогут им в профессиональной карьере. При этом студенты с высоким уровнем социальных ресурсов имеют довольно высокий результат по итогам двух последних сессий. Пятая часть из них учатся только на «отлично», тогда как в среднем таких 14%. Число тех, кто учится на «удовлетворительно» и «хорошо», в данной группе понижено и составляет 25% (в среднем 31%).

Косвенным индикатором развитости человеческих ресурсов у студентов данной группы может служить образовательный уровень родителей. Доля матерей и отцов, имеющих высшее образование, здесь выше, чем в среднем. Кроме того, понижено число родителей, которые имеют среднее специальное образование.

Среди матерей студентов группы много представителей интеллигенции, а также повышена доля руководителей среди отцов этих студентов. Число родителей, занимающих рабочие специальности, встречается здесь несколько реже, чем в среднем у студентов.

Студенты группы характеризуются включенностью в деятельность различных общественно-политических структур и объединений. Более половины группы посещают спортивные секции, а 49% - клубы по интересам. Число студентов, которые ходят в церковь, составляет 40%. Треть участвует в деятельности молодежных организаций, пятая часть включена в деятельность некоммерческих структур. Опыт участия в подобной деятельности студенты имели как минимум в течение трех лет. В общем, студенты группы характеризуются более активной и широкой включенностью в деятельность различных структур и организаций, нежели студенты в целом.

Студенты с высоким уровнем социальных ресурсов уже успешны в поиске работы, для чего они активно задействуют свои социальные связи. Кроме того, это является дополнительным индикатором

адаптированности студентов. Поскольку молодые люди не замкнуты только на внутривузовской жизни, они активно взаимодействуют и устанавливают взаимосвязи с окружающей средой. Это подтверждается тем, что студенты группы обращаются за информацией при поиске работы не только к своему окружению, но и в не меньшей степени - к внешним источникам.

По мнению 44% студентов с высоким уровнем социальных ресурсов, минимальная сумма денег для того, чтобы прожить семье в месяц, должна составлять от 13 до 25 тысяч рублей. При этом число тех, кто считает минимальной сумму от 8 до 12 тысяч рублей, понижено по сравнению со средним уровнем. В соответствии с доходами семьи, где живут студенты рассматриваемой группы, чаще, чем другие семьи, могут свободно покупать новую добротную одежду, мелкую бытовую технику, позволить себе платные медицинские услуги, посещать спортивные, оздоровительные центры. То есть здесь несколько повышен уровень материального дохода, семьи не испытывают каких-либо материальных проблем. Можно предположить, что отсутствие существенных экономических проблем позволяет семьям не задумываться о выживании, а уделять больше времени внутрисемейному общению.

Таким образом, студенты с высоким уровнем социальных ресурсов характеризуются довольно высоким уровнем адаптированности в настоящее время. При этом адаптированность не носит узкопрофессионального характера, то есть мы говорим не только и не столько об адаптации к вузовской жизни, сколько к условиям жизни вообще. Кроме того, объем

имеющихся в наличии ресурсов позволит студентам успешно войти и в послевузовскую жизнь. Уже сейчас мы можем заметить активное использование социальных связей, которые не ограничены общением только с сокурсниками, а выходят за пределы вузовского общения. Активная включенность в социальные отношения коррелирует с высокой включенностью в деятельность различных структур и организаций, с высокими показателями в учебе. То есть высокая активность данных студентов не ограничивается только одной областью жизнедеятельности, она распространяется на большинство сфер жизни. Но высокий уровень адаптированности и активности студентов, в том числе внутренней (в рамках вуза), стал возможным в силу благополучных и успешных отношений внутри семьи. Студенты с высоким уровнем социальных ресурсов при возникновении различных проблем, вне зависимости от их характера, в первую очередь рассчитывают на помощь родителей. То есть благополучие внутри семьи усиливает внешнее благополучие студента.

Таким образом, студенты рассмотренных групп имеют довольно много общих черт. Они характеризуются высоким уровнем

удовлетворенности своей жизнью,

THE PECULIARITIES OF ADJUSTMENT PROCESS OF STUDENTS DEPENDING ON THE LEVEL OF RESOURCE ENDOWMENT

A.N. Osyanin

The article considers the groups of students who have accumulated substantial individual resources, have successfully adapted to the social and economic life by now, and have enough resources to adapt to life after they graduate from university.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

положительно оценивают свои перспективы, активно включены в различные виды деятельности (учеба, поддержание здоровья, работа, общественно-политическая

деятельность и т.д.), имеют разветвленные сети социального взаимодействия, которые используют при решении разного рода проблем. Кроме того, родители данных студентов чаще среднего показателя имеют высшее образование и занимают руководящие должности.

Материальный достаток семей студентов несколько выше среднего. Отношения студентов со своими родителями можно охарактеризовать как благополучные, что во многом обусловливает их успешность во внешней среде.

Присечания

1. Статья основана на материалах

социологического исследования, проведенного

автором в марте 2006 г. в г. Нижнем Новгороде. Методом сбора первичной информации выступал анкетный опрос. Выборка составила 539 студентов. В опросе приняли участие студенты НГПУ и ННГУ им. Н.И. Лобачевского 4-го курса различных специальностей.

2. По типу ресурсной обеспеченности студенты были разделены на три группы: с низким, средним и высоким уровнем обладания тем или иным ресурсом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.