СОЦИОЛОГИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА
ИНТЕГРИРОВАННОСТЬ СТУДЕНТОВ В ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
2008 г. А.Н. Осянин1
'Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
Поступила в редакцию
На основании проведенного социологического исследования в статье рассматривается степень выраженности социального ресурса у студентов вузов. В качестве элементов такового были использованы взаимоотношения студентов с различными группами людей из своего социального окружения: семьей, друзьями, преподавателями вуза, широким
социальным окружением.
Ключевые слова: социальный ресурс, студенты, социальное окружение, адаптация, уровень выраженности ресурса.
Целью данной статьи1 является рассмотрение составляющих, которые свидетельствуют о выраженности социальных ресурсов. Под социальными ресурсами мы понимаем интегрированность в системы социальных связей, в системы поддержки, поэтому мы рассмотрим то, как складываются взаимоотношения студентов в семье, с другими родственниками, с друзьями, с преподавателями, с сокурсниками, с девушками/молодыми людьми, с прочими окружающими их людьми.
Семья
Большинство студентов говорит о том, что они удовлетворены отношениями с членами своей семьи. Полностью удовлетворены взаимопониманием с членами своей семьи 42% учащихся. Около половины отмечают, что отношения с членами семьи их скорее удовлетворяют. В то же время, десятая часть студентов не удовлетворена уровнем взаимопонимания с членами семьи (11%). Менее пятой части студентов совершенно неудовлетворенны данным аспектом взаимоотношений в семье.
В целом, удовлетворенность отношениями в семье у студентов высокая. Крепость семейных связей позволит использовать их как ресурс и конвертировать, например, в экономические ресурсы, либо получить социальную поддержку и помощь.
Друзья
1 Статья основана на материалах социологического исследования, проведенного автором в 2006 г. в г. Нижнем Новгороде. Методом сбора первичной информации выступал анкетный опрос. Выборка составила 539 студентов. В опросе приняли участие студенты НГПУ и ННГУ им. Н.И. Лобачевского 4-го курса различных специальностей.
Подавляющее большинство студентов заявляет о том, что регулярно (несколько раз в неделю) встречается со своими друзьями (табл. 2). Две трети высказали согласие с данным
Таблица 1
Удовлетворенность отношениями с социальным окружением, %
1 2 3 4
Взаимопонимание с членами семьи 42 45 11 2
Внимание, которое студентам уделяют другие люди 23 60 14 2
1-полностью удовлетворен 3-скорее неудовлетворен
2-скорее удовлетворен 4-совершенно неудовлетворен
утверждением. Несогласие с данным тезисом высказали менее пятой части студентов (15%), что отнюдь не свидетельствует об отсутствии у этой группы друзей. Можно предположить, что занятость в рамках учебного процесса препятствует более регулярному общению. Кроме того, опрос проводился накануне сессии, что не могло не отразиться на наличии у студентов свободного времени.
Лишь менее десятой части учащихся пессимистично оценивают возможность найти друзей на своем факультете. Одновременно три четверти студентов считают, что поиск друзей не представляет серьезной проблемы.
Таблица 2
Согласие с утверждениями, %
1 2 3 4 5
Встречаются с друзьями несколько раз в неделю 36 30 18 10 5
Среди преподавателей есть такие, с которыми подолгу беседуют при встрече 15 18 22 25 19
Знают большинство студентов факультета 14 20 22 28 15
Разговаривают со своими соседями каждый день 11 11 16 21 42
Среди преподавателей факультета есть такие, которых могут почти назвать друзьями 11 11 16 27 35
В течение последних двух недель чувствовал/ла себя одиноким/кой 9 14 20 25 32
За пределами аудитории стараются не встречаться с преподавателями 8 12 18 28 35
Кажется, что люди, которые окружают, не понимают ценности того, чем занимаются 4 11 25 33 27
На факультете, на котором учатся трудно найти друзей 2 7 13 29 48
Если случайно встретятся с преподавателем на улице, сделают вид, что не заметили его 2 4 9 23 63
1-совершенно согласен
2-скорее согласен
3-и да, и нет
4-скорее не согласен
5-абсолютно не согласен
Таким образом, большинство студентов регулярно общаются со своими друзьями, что, несомненно, укрепляет их сети социальных связей, которые впоследствии могут принести им разного рода дивиденды и преференции в процессе адаптации. Кроме того, активное взаимодействие со своими сверстниками обусловлено возрастной спецификой молодых людей, потому что в этом возрасте дружеские связи очень много значат для
студентов. Об этом свидетельствуют и научные исследования в рамках социальной психологии. Этот период жизни молодой человек концентрируется на друзьях, на самоутверждении в дружеской компании. То есть социализация в этот период жизни протекает через установление подобных дружеских связей.
Но для нас, как социологов, важно, что эти дружеские связи не просто могут выступать как социальный ресурс, но и приносят определенные преференции. Например, при устройстве на работу около половины студентов воспользовались информацией, которую им предоставили друзья (табл. 3). Родственники, в данном случае, помогли трудоустроиться 35% студентов.
Таблица 3
Источники информации при поиске работы, %_____________
Родители, родные братья/сестры 27
Позвали друзья, которые уже работают в данной структуре (организации, фирме, ИП) 24
Близкий друг 23
Другие родственники 8
Своя девушка / молодой человек 6
Преподаватели вуза
В рассмотренной нами литературе преподаватели вуза не воспринимаются, как ресурс, который может предоставить доступ к социальному ресурсу студентам. Однако с нашей точки зрения, данный аспект является довольно значимым и должен быть рассмотрен отдельно. В рамках данной статьи ему было уделено внимание в контексте рассмотрения совокупности сетей, которыми располагают студенты и которые могут быть задействованы с целью получения различных адаптационных ресурсов.
Более трети студентов (33%) отмечают, что при встрече они долго общаются с некоторыми преподавателями. При этом студенты, которые не приемлют долгие беседы с преподавателями, составляют 44%. Число студентов, которые могут назвать свои отношения с преподавателем почти дружескими, не так уж велико (22%), однако, учитывая интенсивность дружеских связей, представляется существенным с точки зрения формирования социальных ресурсов. Две трети молодых людей не согласны с тем, что кого-то из преподавателей они могут назвать друзьями.
Итак, можно отметить, что только пятая часть студентов может рассчитывать на использование социальных ресурсов, которыми обладают преподаватели вуза. В целом, треть студентов довольно лояльно относится к преподавателям, что находит свое отражение в желании общаться вне рамок аудиторных занятий. Более половины студентов все же слабо контактируют с преподавателями на личностном уровне.
Широкое социальное окружение
Подавляющее большинство студентов, в общем, положительно оценивают количество внимания, которое им уделяют окружающие люди. Но при этом только четвертая часть (23%) заявляет о том, что они полностью удовлетворены вниманием, которое им уделяют. Две трети учащихся скорее удовлетворены уровнем внимания со стороны окружающих. Около пятой части студентов отмечают довольно низкий уровень внимания, которое им оказывают окружающие (скорее не удовлетворены (14%), совершенно неудовлетворенны (2%). Данная группа студентов испытывает в этой области дефицит.
Все же молодые люди активно включены в довольно широкие сети социальных взаимоотношений. Более трети студентов заявляют о том, что они известны большинству учащихся их факультета.
Доля студентов, которые разговаривают со своими соседями каждый день, равна 22%. В то же время около пятой части молодых людей не смогли дать однозначного ответа на данный вопрос. Это может свидетельствовать о том, что определенная часть этой группы общается с соседями довольно редко, в случае необходимости, что, однако не обязательно означает негативное отношение к ним. Все же две трети студентов не включают соседей в круг своего социально взаимодействия.
В основной своей массе студенты находят взаимопонимание и лояльное отношение к своим действиям и занятиям со стороны широкого социального окружения. Только менее пятой части учащихся считают, что окружающие люди не ценят их.
Студенты, в общем, довольны тем объемом внимания, которое им уделяют окружающие их люди. Они также довольно активно вовлечены в сети социального взаимодействия с окружающими людьми. Но в большей степени это относится к студентам своего факультета, нежели к другим людям. В основном молодые люди находят понимание у своего окружения.
Важным показателем и индикатором включенности или исключенности из социальных связей является ощущение одиночества, которое испытывают студенты. В нашем исследовании ощущение одиночества используется как показатель того, что студент не обладает или не умеет использовать имеющиеся у него социальные ресурсы. О том, что в течение последних двух недель чувствовали себя одиноким/кой заявила пятая часть студентов (23%).
Столько же студентов не смогли дать однозначного ответа на этот вопрос, то есть кто-то из этих студентов может быть отнесен к группе риска. Но большинство студентов (60%) все же выражают свое несогласие с данным тезисом.
Таким образом, незначительная группа студентов может быть отнесена к группе риска. Процессы социальной эксклюзии не являются распространенными в среде молодежи, что может служить подтверждением активного включения в сети социального взаимодействия, их интенсивного использования, а также получения преференций от этого использования в виде морального удовлетворения и психологической поддержки.
А теперь более подробно рассмотрим отношения студентов с их ближним социальным окружением и возможность реализовать свои социальные ресурсы.
Для того, чтобы оценить уровень социальных ресурсов, доступ к которым может получить студент, необходимо определить степень разветвленности социальных сетей, которыми он обладает. С этой целью в рамках анкетного перечня были заданы вопросы, моделирующие жизненные ситуации.
В случае физической болезни в первую очередь половина молодых людей склонна обращаться за помощью непосредственно к своим родителям (53%). Как второстепенный источник помощи их рассматривает 17% студентов. Менее десятой части молодых людей рассматривает как первоисточник помощи других своих родственников. Обращение к близкому другу смещено, скорее, в зону второй очередности, оно менее существенно в данной ситуации. Несмотря на это, во вторую очередь к близкому другу готовы обратиться 36%, тогда как в первую очередь только 13%. Таким же образом обстоят дела с обращением к девушке/молодому человеку, хотя и в меньшей степени. К ним скорее обратятся во вторую очередь. Об этом говорят 23% студентов. В первую очередь к ним готовы обратиться 17%.
Таблица 4
Лица, к которым обратятся за помощью в случае физической болезни*, %
В первую очередь Во вторую очередь
К матери/отцу 53 17
К своей девушке / молодому человеку 17 23
К близкому другу 13 36
К родственникам 8 12
К кому-то еще 2 1
Ни к кому 1 2
В социальные службы 0 3
К кому-то, кому заплатят, и он сделает это него 0 1
* распределение ответов на вопрос: «Представьте, что вы живете один и серьезно заболели, поэтому не можете сходить в магазин. К кому вы обратитесь за помощью...».
В случае, когда студентам необходимо одолжить сумму денег, половина в качестве основного источника рассматривает своих родителей (52%). Вторым по популярности источником, к которому обратятся, является близкий друг. При этом в отношении очередности студенты разделились на две равные группы. Треть студентов рассматривает
друга как первоисточник займа и примерно такая же доля сделает это во вторую очередь. Существенно меньшее число студентов собирается обратиться к своим девушке/молодому человеку. Но здесь, как и в случае с близким другом, примерно равное количество студентов рассматривает их как в качестве основного, так и второстепенного источника займа. К другим родственникам студенты обратятся скорее во вторую очередь.
Необходимо отметить, что при решении финансовых проблем студенты практически не предполагают прибегать к помощи официальных финансовых структур. Это может быть связано с отсутствием официальной заработной платы или работы как таковой, которая обеспечит кредитные обязательства. Таким образом, в случае необходимости в получении финансовой поддержки студенты склонны прибегать к помощи неформальных социальных сетей, в которые в основном входят родители, близкие друзья, девушка/молодой человек, с которым встречаются или, в меньшей степени, другие родственники
Таблица 5
Источники займа денег, %
Г отовы обратиться... В первую очередь Во вторую очередь
к родителям 52 25
к близкому другу 29 34
к своей девушке / молодому человеку 8 12
к родственникам 3 14
к работодателю 2 3
в финансовые, банковские структуры 1 6
к кому-то еще 1 1
При необходимости совершить крупную покупку студенты в равной степени склонны надеяться на свои силы и на помощь со стороны родителей. Несмотря на то, что сети социальных связей (в виде дружеских отношений) активно используются, все же только десятая часть студентов может рассчитывать на помощь друзей в подобной ситуации.
Таблица 6
Варианты действий при необходимости приобрести компьютер, %______
Всю сумму целиком дадут родители 32
Займут деньги у родителей 22
Займут деньги у друзей 6
Попросят друзей собрать компьютер из деталей 5
Круг социальных связей, которые может задействовать студент при поиске работы, довольно обширный. Здесь представлены не только неформальные сети, но и официальные организации.
Среди неформальных источников, на которые могут рассчитывать студенты в первую очередь, лидирующие позиции занимают родители. Более трети (37%) собирается обратиться при решении этой проблемы именно к ним.
Таблица 7
Источники помощи при трудоустройстве, %
Могут рассчитывать на помощь... В первую очередь Во вторую очередь
родителей 37 13
близкого друга 14 20
кадрового агентства 14 18
родственников 12 22
кого-то еще 7 6
своей девушки / молодого человека 5 8
преподавателей с факультета 4 5
школьных учителей 1 2
На такие источники помощи как близкий друг, кадровое агентство, родственники, студенты склонны рассчитывать скорее во вторую очередь. Как первостепенные источники их рассматривает менее пятой части студентов. В гораздо меньшей степени студенты склоны рассматривать девушку/молодого человека в качестве источника помощи при трудоустройстве, как в первую, так и во вторую очередь.
Таблица 8
Источники эмоциональной поддержки в случае неудачи, горя, _____________________________несправедливой обиды, %_____________________________
В первую очередь Во вторую очередь
С близким другом 50 34
С матерью/отцом, родным братом/сестрой 36 42
С кем-то еще 7 5
С кем-то из других родственников 2 6
С психологом 1 2
С коллегами по работе 0 3
Со священником 0 1
С врачом 0 1
На помощь преподавателей с факультета надеется менее десятой доли молодых людей. Как первоочередной источник их рассматривает 4%, второстепенный 5%.
В случае, если студенты испытывают психоэмоциональный дискомфорт и напряжение, связанное с неудачами в своих повседневных делах, учебе или межличностных отношениях половина из них, в первую очередь, обратится за поддержкой к своему лучшему
другу/подруге. Доля студентов, которые в подобной ситуации прибегнут к помощи родителей, снижен, по сравнению с близким другом, и составляет 36%. К ним студенты обратятся скорее во вторую очередь. Около десятой части студентов воспринимают других родственников, как второстепенный источник эмоциональной поддержки. Практически нет студентов, которые считают возможным обратиться к ним в первую очередь.
Таким образом, как указывалось ранее, студенты склонны использовать включенность в сети повседневных контактов и поддержки, а также связей как особой формы сетей, обеспечивающих доступ к наиболее дефицитным и высокоэффективным видам ресурсов. По нашему мнению, к «связям» можно отнести и преподавателей вуза.
Ресурсы институционализированных сетей используются студентами в гораздо меньшей степени.
Есть различные контексты социального взаимодействия, которые требуют той или иной затраты ресурсов от социального окружения, определенной интенсивности данного взаимодействия. В зависимости от этого студенты проявляют готовность или неготовность обращаться к тем или иным людям. То есть в зависимости от ситуации выбираются различные группы поддержки.
В ситуациях, когда студенту необходима помощь при его физической болезни, необходимости взять деньги в долг, а также нужно устроиться на работу, половина молодых людей, в первую очередь, собирается ориентироваться на своих родителей. При этом в случае, если студента постигнет неудача в личной или профессиональной жизни, что приведет к эмоциональной травме, то половина молодых людей обратится за помощью к своему лучшему другу.
Кроме того, во вторую очередь, треть студентов готова обратиться к близким людям, хотя и не родственникам (друзьям, молодым людям/девушкам, с которыми встречаются). Это произойдет в случае необходимости займа денег, устройства на работу или помощи во время болезни.
Таким образом, к помощи родителей прибегают в случаях, когда необходимо использовать экономические и социальные ресурсы. Помощь друзей, хотя и в меньшем объеме, используется как при решении социальных вопросов (получение информации, психоэмоциональная поддержка в трудных ситуациях, помощь в случае болезни), так и вопросов экономического характера (займа денег, устройства на работу). За помощью к своей девушке/молодому человеку обратятся при различных ситуациях от 5 до 23% студентов. Причем, данные ресурсы рассматриваются, в основном, во вторую очередь.
Социальный статус родителей во многом важен для нас, так как является показателем того социального ресурса, которым располагают студенты. Ряд ученых говорят о том, что
существует процесс наследования социального статуса. Важно, что социальный статус родителей - это предпосылка для формирования социального статуса ребенка. В случае, если студента не устраивает социальный статус родителей (низкий), он может более интенсивно задействовать свои ресурсы для его преодоления. Кроме того, социальный статус родителей - это ресурс студента, особенно если статус высок, тогда он обеспечивает часть социальных связей.
Среди матерей студентов третья часть является служащими. Среди отцов таковых 12%. Пятая часть матерей является интеллигенцией, тогда как среди отцов этот процент понижен (7%). Рабочие специальности в большей степени характерны для отцов. О том, что их отец рабочий, заявили 24% учащихся, в то время как среди матерей эта доля равна 17%. Процент руководителей, как среди отцов, так и матерей примерно равный и колеблется от 11 до 15% соответственно. Необходимо отметить, что процент руководителей среди родителей студентов довольно высокий, поэтому можно говорить о том, что имеющиеся у них связи будут являться существенным социальным ресурсом для студентов.
Инженерно-технические работники составляют не более десятой части как среди отцов (9%), так и матерей (7%). Предпринимательством отцы и матери занимаются примерно в равной степени 8% и 5%. Похожим образом обстоит ситуация с безработными и пенсионерами, то есть доля как отцов, так и матерей здесь одинакова. Около пятой части студентов (16%) не смогли дать точного ответа на вопрос о социальном статусе отца. Это может быть связано с тем, что ребенка воспитывала мать-одиночка. Это предположение подтверждается тем, что при ответе на вопрос о составе семьи 15% указали, что живут только с матерью. Ситуация неполной семьи также оказывает влияние на формирование социального статуса студента, поскольку здесь будут задействованы ресурсы только одного родителя.
Таблица 9
Социальный статус родителей, %___________________
Мать Отец
Служащий 30 12
Интеллигенция 20 7
Рабочий 17 24
Руководитель 11 15
ИТР 7 9
Предприниматель 5 8
Безработный 5 2
Пенсионер 4 6
Полученные автором данные подтверждают результаты проведенного исследования под руководством А. С. Готлиб, которые свидетельствуют о том, что социальный капитал (а
именно устойчивость социальных связей) является характерной чертой успешно адаптированных людей1.
Итак, в процессе учебы студенты приобрели определенное количество социальных связей. Конечно, социальные ресурсы студентов уступают таковым у человека более зрелого возраста с разветвленной сетью социальных отношений, но студенты также демонстрируют его наличие и довольно активное использование. Кроме того, размер социальных ресурсов студентов явно превышает их экономические ресурсы. Социальные ресурсы являются основными, они будут в наибольшей мере актуализированными и уже актуализируется сейчас. Об этом свидетельствует тот факт, что уже сейчас студенты используют их при возникновении различных сложных ситуаций в своей жизни. Социальные ресурсы - это тот вид ресурсов, который позволяет студентам получать различные выгоды и преференции, а также адаптироваться в большей степени, нежели другие ресурсы. Также мы можем выделять основные группы, социальные круги, где студент может черпать поддержку, - это семья, друзья, преподаватели. Обращение к семье зачастую обусловлено невозможностью разрешить вопросы экономического характера, потому что студенты не обладают сколько-нибудь значимым экономическими ресурсами (займы денег, крупные покупки). Кроме того, к родителям обращаются в случае физической болезни и при поиске работы. При этом друзья становятся все более важным источником получения различных выгод и преференций. Имеющиеся у студентов сети социальных отношений дают доступ не только к социальным ресурсам, но и позволяют конвертировать их в формы экономических ресурсов.
1 Готлиб, А. С. Социально-экономическая адаптация россиян: факторы успешности-неуспешности / А. С. Готлиб // СОЦИС. - 2001. -№7. - С. 54.
Информация об авторе.
1. Ф.И.О.: Осянин Андрей Николаевич
2. Место работы: Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского (603950, г. Нижний Новгород, пр. Гагарина, д. 23); Факультет социальных наук. Кафедра прикладной социологии (т. каф. 434-043-2)
3. Должность: старший преподаватель
4. Ученая степень: кандидат социологических наук
5. Домашний адрес: 603157, г. Н.Новгород, ул. Березовская, д.103, кв. 109.
6. E-mail: [email protected]
The information about the author.
1. First name, middle initial, last name: Osyanin Andrey Nikolaevich
2. The place of the work: Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod, Gagarina st., 23; Nizhni Novgorod, 603950 Russia, the faculty of social sciences (tel. 434-04-32)
3. The post: senior lecturer
4. The scientific degree: social science Phd candidate
5. Home address: 603157, Nizhni Novgorod, Berezovskay street 103, flat 109 (tel. 224-6308)
7. E-mail: [email protected]
SOCIOLOGY AND SOCIAL WORK
STUDENTS’ INTEGRATION INTO SOCIAL INTERACTIONS 2008 A.N. Osyanin Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
The article is devoted to the degree of social resource intensity of higher school students and is based on a sociological research. As the elements of social resource were used students’ relationships with different groups of people from their social environment: family, friends, higher school teachers, broad social environment.
Keywords: social resource, students, social environment, adaptation (adjustment), the degree of resource intensity.